Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения, связанные с размещением предприятий, подразделений и оборудования относятся к стратегическим решениям





Рис. 6. Стратегия размещения [10]

Цели решений по размещению. Как правило, для коммерческих организаций цели размещения базируются на потенциале прибыли, для некоммерческих организаций основой целевых установок является баланс между расходами и уровнем обслуживания клиентов.

Необходимость принятия решения о стратегии размещения возникает в следующих случаях:

1. Расширение существующих мощностей. Эта возможность доста­точно привлекательна, если имеются соответствующие площади для расширения. Затраты на расширение мощнос­тей зачастую меньше, чем расходы на осуществление других вариантов.

2. Создание новых мощностей в другом месте при сохране­нии уже существующих, как это часто делается в розничной торговле. Создание новых предприятий может быть защитной стратегией, разработанной, чтобы сохранить свою долю рынка или предотвратить проникновение на него конкурентов.

3. Сворачивание деятельности в одном месте и перемещение в другое. Организация должна взвесить все издержки и возможные выгоды такого пере­езда относительно издержек и выгод пребывания на старом месте. Смещения рынков, истощение сырьевых ресурсов, рост эксплуатационных расходов часто заставляют компании серьезно рассматривать этот вариант.

4. Внедрение прогрессивных технологий, современных методов производства и новых информационных технологий, создающих предпосылки для организации новых видов бизнеса. Освоение новых видов продукции и деятельности.

Международная конфигурация деятельности фирмы создает конкурентное преимущество посредством выбора конкретных мест для выполнения каждого действия и числа. Одной из причин при выборе места для какого-либо действия является сравнительное преимущество в выполнении данного действия. Некоторые многонациональные компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, размещают свои предприятия по отладке и сопровождению компьютерных программ, например, в Индии, где весьма квалифицированные программисты получают невысокую зарплату. Поскольку месторасположение, обладающее сравнительным преимуществом, выбирается под конкретный вид деятельности, у глобальной фирмы есть возможность добиться выигрыша за счет распределения преимуществ по совокупности мест [8, с.322].

Общая процедура выбора места под производство обычно состоит из следующих шагов:

1. Определение критериев, по которым оцениваются варианты размещения предприятия, например увеличение доходов или уровень обслуживания потребителей, или общественная полезность.

2. Оценка определяющих факторов - расположение рынков или сырья.

3. Разработка альтернативных вариантов, конкретное описание мест возможного расположения.

4. Оценка альтернативных вариантов и выбор по критериям.

На практике вопрос размещения предприятия тесно связан с двумя конкурентными требованиями[4]:

1. Необходимость размещения производства вблизи потре­бителя, что обусловлено конкуренцией за выигрыш времени (time-based competition), торговыми соглашениями и транспортными расходами.

2. Необходимость размещения производства вблизи с дешевой и высококвалифицированной рабочей силой.

 

Место расположения предприятия – это географическое расположение производственных помещений, сервисных, офисных и вспомогательных зданий и сооружений. Выбор места расположения предприятия может изменить затраты на производство и реализацию, снижая их или повышая. На выбор места под производство влияют многие факторы. Однако часто случается, что один или несколько факторов являются доминирующими в решении. Например, в промышленном производстве потенциально доминирующими фактора­ми обычно считают доступность источника энергии, запасов воды и близость к сырью; транспортные расходы также могут стать главным фактором в выборе места под предприятие - в организациях сферы обслуживания возможные доминирующие факторы связаны с рынком и вклю­чают транспортную структуру, удобство расположения для клиентов, расположение конкурирующих предприятий, а также близость к рынку.

Факторы выбора места расположения: факторы экономической целесообразности – налоги, таможенное законодательство, государственные дотации, субсидии и ограничения, инвестиционный и деловой климат, зоны свободной торговли, торговые союзы и т.д.; рынки сбыта; сырье и материалы, трудовые ресурсы. Как только наиболее важные факторы определены, организация старается сузить границы поиска подходящих вариантов до одной географической зоны.

Региональные факторы. Первичные региональные факторы включают сырье, рынки и трудовые ресурсы.

Расположение сырьевых ресурсов. Предприятия размещаются близко к источникам сырья по трем основным причинам: потребность конкретного сырья, срок хранения, транспортные из­держки. Компании, ко­торые производят консервированные или замороженные свежие фрукты и овощи, перерабатывают молочные продукты, производят хлебобулочные изделия и т.д., должны учитывать при рассмотрении вариантов расположения, что их материалы яв­ляются скоропортящимися и имеют определенные сроки хранения.

Транспортные рас­ходы важны в тех отраслях промышленности, где в результате обработки исходного сырья большая часть идет в отходы, поэтому транспортировка готовой продукции об­ходится дешевле, чем сырья. Примером может служить выработка алюминия, произ­водство сыра, производство бумаги. Когда материалы приходят из разных мест, неко­торые фирмы стараются разместиться близко к географическому центру источников сырья.

Расположение рынков. Коммерческие предприятия часто размещают близко к рын­кам, которые они предполагают обслуживать, как часть общей конкурентной страте­гии компании, в то время как некоммерческие организации выбирают свои располо­жения, исходя из удобств для потребителей их услуг. Предприятия розничной торговли и сферы услуг обычно находятся близко к цент­ру рынков, которые они обслуживают. Примеры таких предприятий — предприятия общественного питания с системой самообслуживания, станции техобслуживания, химчистки и супермаркеты. Следовательно, эти предприятия вы­бирают для своего размещения места с высокой плотностью населения или интенсив­ным движением транспорта. Фактор конкуренции/удобства расположения также является важным при размещении банков, гостиниц и мотелей, авторемонтных мас­терских, аптек, газетных киосков и торговых центров. Аналогично врачи, дантисты, адвокаты, парикмахеры и косметологи обычно обслуживают клиентуру, ко­торая проживает в пределах определенного района. Некоторые предприятия должны размещаться близко к своим рынкам сбыта из-за малого срока хранения продукции. Примерами могут служить пекарни, цветочные магазины, магазины свежих морепродуктов. Для других типов предприятий, издерж­ки обращения — основной фактор для размещения близко к рынкам сбыта. Напри­мер, предприятия-поставщики песка и гравия обычно обслуживают ограниченную об­ласть из-за высоких издержек обращения, связанных с их товаром.

Пример. Много иностранных промышленных компаний разместили производство в Со­единенных Штатах, которые являются главным рынком сбыта для их изделий. Глав­ные здесь — автомобильные производители, в основном, японские, хотя пред­ставлены также и другие страны. Одна из возможных причин, по которой японские автомобилестроительные компании решили размещать свое производстве в Соединенных Штатах, состояла в том, чтобы снять возможные негативные чувства у потребителя, связанные с потерей рабочих мест американскими рабочими. Тысячи людей, занятые в автомо­бильной промышленности США, работают теперь на американских филиалах автоза­водов Японии и других иностранных компаний.

Трудовые факторы. Основные соображения, касающиеся трудовых ресурсов, относят­ся к их стоимости и доступности, ставке оплаты труда в данном регионе, производи­тельности труда и отношению к работе, а также к тому, являются ли профсоюзы се­рьезной потенциальной проблемой. Трудовые издержки очень важны для трудоемкого производства. Квалификация потенциальных работников может быть важным фактором, хотя некоторые компании предпочитают сами обучать новых служащих, а не полагаются исключительно на их предыдущий опыт. Увеличение специализации труда во многих отраслях промышленности делает эту возможность даже более вероятной, чем рань­ше. Отношение рабочих к текучести кадров, прогулам и другим подобным факторам может различаться в различных потенциальных местах расположения предприятия — рабочие в крупных городских центрах могут реагировать на эти факторы иначе, чем рабочие в маленьких городках или сельских районах.

Другие факторы. Климат и налоги также могут играть роль в выборе места под произ­водство, а также стоимость и доступность комму­нальных систем, экологические нормы.

Рост интернациональных компаний за несколько последних десятилетий — дока­зательство важности размещения производства в других странах. Некоторые компа­нии привлечены к иностранным территориям запасами алюминия, меди, древесины, нефти или других природных ресурсов. Другие фирмы рассматривают иностранные филиалы как способ расширить свои рынки, а кто-то привлечен неограниченными трудовыми ресурсами. Ряд стран предлагает финансовые льготы компаниям, чтобы создать рабочие места для своего населения. Развивающиеся страны могут устанавли­вать ограничивающие тарифы, чтобы защитить свою промышленность от внешней конкуренции, что может также уменьшать и число иностранных конкурентов, с кото­рыми фирма могла бы столкнуться при размещении своего производства в такой стра­не. В неко­торых случаях бывает дешевле отправить сырье или полуфабрикаты в другую страну для изготовления или сборки, а затем отправлять готовые изделия конечным потреби­телям. Однако наиболее важный фактор здесь — конечная стоимость единицы продукции. В некоторых случаях низ­кая стоимость рабочей силы в иностранном государстве может быть сведена на нет низкой производительностью.

Факторы, связанные с особенностями местности. Первичные факторы, связанные с выбором участка под предприятие — это земля. Состав почв, факторы нагрузки и нормы (интенсивность) дренажа могут иметь критическое значение и часто требуют экспертизы для оценки. Из-за долгосрочных последствий решений по размещению предприятий, стои­мость земли может быть вторична по отношению к другим факторам: площади для бу­дущего расширения производства, наличной мощности систем энергоснабжения и ка­нализации (и любых ограничений на них, которые могли бы препятствовать будущему росту) и достаточному парковочному пространству для транспорта служа­щих и клиентов. Кроме того, для многих предприятий важно наличие подъездных путей для грузовиков или железнодорожного транспорта.

Территория, подготовленная под размещение производственных мощностей (ин­дустриальный парк), является удачным вариантом для фирм, занятых производством или сбор­кой в легкой промышленности, складскими операциями и средствами обслуживания. Обычно такая территория уже подготовлена: подведена система канализации, энерго- и водоснабжения. Именно эта близость позволяет быстро по­ставлять товары. Кроме того, близкое расположение про­изводства и потребления гарантирует, что интересы по­требителей будут быстрее учтены при создании новых ви­дов товаров. Основой для принятия решений по этому критерию служат данные о структуре населения.

 

Компании, представляющие собой совокупность нескольких предприятий, должны определять стратегию сбалансированного размещения производства среди производственных единиц. Используют три направления стратегических решений: определяют каждому заводу свою линию товаров; определяют каждому заводу свою зону на рынке; определяют каждому заводу свою часть производственного процесса [1].

Стратегия «завод - изделие». Особенностью данной стратегии является специализация по одному изделию. Каждое изделие целиком произ­водится на отдельном заводе, и каждый завод обычно обеспечивает весь внутренний рынок. Это принципиально децентрализованный подход, когда за каждым заводом закреплен узкий набор требований, который влечет за собой специализацию труда, материалов и оборудования. Часто специализация дает возможность экономить на масштабе производства и характеризуется, по сравнению с предприятиями широкого профиля, более низкими эксплуатационными расходами. Данная стратегия используется, когда заводы рассредоточены достаточно далеко друг от друга или сгруппированы в относи­тельной близости друг к другу.

Стратегия «завод—зона рынка». Особенностью стратегии является обслуживание специфического географического сегмента рынка. Отдельный завод производит большую часть (если не всю полностью) продукции компании и снабжает ограниченную географическую об­ласть. Хотя эксплуатационные расходы в этом случае выше, чем на заводах с выбороч­ным производством, здесь возможна значительная экономия на транспортных расхо­дах. Такая организация производства наиболее целесообразна, когда расходы на транспортировку высоки из-за объема или веса изделий или других факторов. Дополнительным преимуществом этой стратегии является быстрота доставки и возмож­ность быстро отвечать на потребности местного рынка. Этот подход требует центра­лизованной координации решений по строительству новых или закрытию старых заводов, расширению или сокращению объема производства на уже действующих пред­приятиях в соответствии с изменением местных условий рынка.

Стратегия «завод — процесс». Особенностью стратегии является концентрация на различных аспектах процесса производства. Автомобилестроители часто используют этот подход, когда различные заводы производят двигатели, трансмис­сии, кузова, радиаторы. Этот подход оптимален в случае производства сложных изделий, требующих сборки различных узлов и имеющих многочисленные компоненты. Специализация на процессе позволяет концентрировать компетенции, отвечая на разнообразные требования, накапливая конкурентные преимущества снижать затраты. Когда организация использует данную стратегию, то координация производства по всей системе становится для нее главной проблемой и требует для достижения эф­фективности производства высоко информированной, централизованной админи­страции. Ключевое преимущество такой организации производства — высокая специ­ализация предприятий при сравнительно небольших объемах производства.

Современные тенденции в размещении производства, и в особенности промышленного производства, содержат комбинацию конкурентных и технологических факторов. Наибольшее распространение получает тенденция размещения предприятий иностранных производителей в непосредственной близости к потребителю, при этом решаются многие проблемы: сокращаются сроки поставки, совершенствуется сервисное облуживание, снижаются транспортные расходы, а главное, решается проблема квотирования ввоза по импорту, снимаются ограничения. Ярким примером является размещение автомобилестроительных заводов.

Развивается еще одно направление - это такой производственный подход, который поощряет поставщиков и производителей располагаться близко друг от друга, чтобы максимально сократить сроки производства и поставки. Данный подход ориентирован на производственные системы «точно – в – срок». Именно по этой причине не­которые американские фирмы пересматривают свои решения размещать производст­во за пределами страны. Более того, в легкой промышленности (в электро­нике), дешевая рабочая сила становится менее важным фактором, чем близость к рынкам сбыта; потребителям компонентов электроники нужны поставщики, которые расположены как можно ближе к их производственным мощностям. Как следствие этого, в будущем может проявиться тенденция к созданию небольших предприятий, размещенных близко к рынкам сбыта. В некоторых отраслях промышленности не­большие, автоматизированные микропредприятия с узкоспециализированным производством будут размещены близко к основным рынкам сбыта, для «быстрого реагирования» на потребительский спрос [1].

Совершенствование информационных техно­логий увеличивает способность производственных компаний собирать, передавать и распределять инфор­мацию, которая связывает закупки, маркетинг и сбыт с проектированием, техничес­кими службами и производством. Таким образом, снимается необходимость в размещении этих сфер организации в непосредственной близости, что позволяет осущест­влять стратегию размещения средств производства близко к главным рынкам.

 

Для оценки вариантов расположения используют разнообразные методы, например экспертные методы (рейтинг факторов), сравнительный анализ вариантов по элементам затрат и объемам производства; транспортную модель оптимизации; метод центра тяжести. Для анализа размещения производства существует много коммерческих пакетов компьютерных программ. Многие програм­мы используют линейное программирование или смешанные алгоритмы целочислен­ного программирования. Кроме того, некоторые программы используют эвристичес­кий подход, чтобы получить приемлемые решения для задач размещения производства.

Экспертные методы базируются на количественных оценках специалистов, для этих целей используют методы расстановки приоритетов на основе парных сравнений или балльные оценки при взвешивании факторов, получая суммарную оценку каждого возможного места расположения. Например, рейтинг факторов — это общий подход, полезный для оценки и сравнения вариантов. Рейтинг факторов дает руководителю возможность включать в процесс решения свое персональное мнение и количе­ственную информацию. Для разработки рейтинга факторов используется следующая процедура [1]:

1. Определить релевантные факторы (например, расположение рынка, запасы воды, стоянка для автомобилей, потенциал прибыли).

2. Определить значимость каждого фактора, которая указывает его относитель­ную важность по отношению ко всем другим факторам. Обычно общая сумма значений равна 1,00.

3. Выбрать общую шкалу для всех факторов (например, от 0 до 100).

4. Оценить каждый вариант размещения.

5. Выбрать вариант, который имеет наибольшее количество очков.

расположения. Выбирается место с наименьшими суммарными затратами на заданную величину объема производства.

Методы оптимизации базируются на определении наилучшего места расположения путем оценки затрат на транспортировку по альтернативным местам размещения. Например, метод центра тяжести можно использовать, чтобы определить оптимальное место для распределительного центра, который сведет к минимуму издержки обращения. Метод рассматривает издержки обращения как линейную функцию расстояния и от­правленного количества. Количество, которое будет отправлено каждому адресату, принято за постоянное (т.е. оно не будет изменяться с течением времени). Допустимые отклонения — это количества, которые могут изменяться, пока их относительная сумма остается неизменной (например, сезонные изменения) [1].

Таким образом, стратегии по размещению это комплексные решения в долгосрочной перспективе, которые руководство предприятий принимает, создавая новые производственные мощности или расширяя уже существующие. Причины для принятия решений по размещению могут быть разные: это и рост компании, и смещение рынков сбыта, истощение сырье­вых ресурсов, разработка новых изделий и услуг. Основные варианты размещения для действующих предприятий: расширить су­ществующее производство, переместить все производство в новое место, сохранить существующее производство и создать дополнительные производственные мощности в другом регионе (географическом месте), а возможно не предпринимать никаких шагов, так как именно этот вариант может быть экономически целесообразен при нестабильных рыночных условиях.

Вопросы для самостоятельной подготовки

Date: 2015-10-21; view: 1099; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию