Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Когда все будто вылетело из головыЧто происходит, когда вы, выступая, вдруг забываете текст своей презентации? Тони Алессандра обычно в таких случаях вопрошает аудиторик громким, комичным голосом: «Да, так на чем я остановился?» И кто-то иг слушателей обязательно подсказывает ему, на чем. Многих талантливых ораторов сковывает страх оказаться в ситуации когда «все будто вылетело из головы», мешая им в полной мере проявит! себя. Такие ораторы выходят на сцену с бумажками, блокнотами, слайдамр в формате PowerPoint и прочими предметами, на которых расписаны все основные моменты презентации — чтобы, не дай Бог, не сбиться или не сказать что-то не то. Конечно, такой подход позволяет перестраховаться от возможных неприятностей, однако вряд ли стоит полагаться на него на протяжении всей своей карьеры оратора. Когда вы чересчур ограждаете себя от каких-то неприятных моментов и проявляете излишнюю осторожность, вы тем самым сдерживаете свою естественную энергию, искусственно регулируете течение презентации и снижаете эффект от потенциально драматичных жестов — в общем, делаете все то, что может отбить у слушателя охоту в будущем приходить на ваши выступления. Если вы что-то подзабыли, можете попросить помощи у зала. Для этого я предлагаю несколько реплик, которые можно использовать в подобных случаях. Не забывайте, что произносить их следует оптимистичным, жизнерадостным тоном — это всегда подкупает слушателей: » «Да, так на чем я остановился?» ■«Так, давайте посмотрим, до какой страницы я уже дошел» ■«Ну вот, вы меня сбили своей ремаркой!» ■«Итак, кто помнит, на чем я закончил?» ■«Я, помнится, начал развивать одну свою идею...» (в этом месте мягко переведите взгляд на потолок, кто-то из слушателей обязательно подскажет вам, на чем вы остановились). КОГДА НЕТ ВАРИАНТОВ Если у вас вдруг вылетели из головы ключевые имена и фамилии, но просить слушателей подсказать их неэтично, просто перейдите к следующему пункту — большинство из присутствующих в зале просто не заметят такой «нестыковки». Даже те, чьи имена и фамилии вы собирались упомянуть, но не упомянули, простят вам такую оплошность, если ваша презентация произведет на них впечатление. ■■■-■■■ ■■. ■ ■ :. ■ ' ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ; ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ Структурой вашей презентации могут быть предусмотрены ответы на вопросы слушателей. Выделяя какое-то время на то, чтобы удовлетворить любопытство присутствующих в зале, вы тем самым предоставляете себе отличную возможность прояснить все моменты, которые по какой-либо причине не рассмотрели должным образом. Объявив о том, что вы готовы отвечать на вопросы аудитории, скажите: «Первый вопрос, пожалуйста». Выслушивая вопросы присутствующих в зале, сохраняйте нейтральное выражение лица. Если вопрос несет негативный оттенок, то перед тем, как отвечать на него, переформулируйте его так, чтобы он звучал более доброжелательно. Отвечая на заданный вопрос, как минимум первые полторы-две минуты смотрите непосредственно на человека, задавшего его. Не бойтесь проявлять твердость, иногда можно ответить коротко: «да» или «нет». Если вопрос требует детального разъяснения, терпеливо поясните все от начала до конца. Если кто-то из слушателей спрашивает о том, о чем вы уже рассказывали во время презентации, все равно дайте исчерпывающий ответ: некоторые из присутствующих в зале, возможно, не до конца уловили смысл сказанного вами, и им тоже будет интересно выслушать ваше разъяснение. Если же кто-то задает вам вопрос, который уже был озвучен пару минут назад, просто скажите: «Я полагаю, мы уже рассмотрели этот вопрос» и переходите к следующему. Лучший способ ответить на длинный и пространный вопрос — это ухватить какой-нибудь из его аспектов и детально остановиться на нем. Время от времени вы можете сталкиваться с риторическими вопросами: слушатель высказывает реплику и с интересом ожидает вашей реакции на нее. Не попадайтесь на такую наживку, уточните у автора реплики: «В чем конкретно заключается ваш вопрос?» Если вы видите, что вопросы слушателей в основном касаются какой-то одной темы, которую вам не хотелось бы подробно рассматривать, постарайтесь уйти от нее: заинтересуйте присутствующих в зале какой-нибудь иной темой и предложите высказаться тем, кто еще не задавал вопросы. На вопросы слушателей лучше всего отвечать ближе к завершению презентации, но ни в коем случае не в самом конце, поскольку вопросы и ответы могут «смазать» эффект от ранее сказанного вами. Постройте свою презентацию таким образом, чтобы после ответов на вопросы присутствующих в зале у вас еще осталось время на запоминающуюся завершающую часть. Кроме неправильного планирования структуры презентации, отвечая на вопросы слушателей, вы можете столкнуться еще с целым рядом подводных камней. Наиболее распространены из них следующие: ■Оратор не повторяет заданный ему вопрос. Некоторые ораторы совершают ошибку, не повторяя адресованный им вопрос для тех слушателей, которые, возможно, не расслышали его. Повторять вопросы слушателей просто необходимо; вы можете даже слегка перефразировать заданный вам вопрос — с тем, чтобы его смысл был полностью понятен всем в зале. ■Оратор отвечает на вопрос слишком поспешно. Даже если вы можете сразу предоставить исчерпывающую информацию по заданному вопросу, прежде чем отвечать на него, сделайте небольшую паузу — дабы у слушателей создалось впечатление, что вы собрались с мыслями перед тем, какдать ответ. Если вы отвечаете на вопросы моментально, вас могут счесть эдаким хвастливым всезнайкой. Никто и не подумает упрекнуть вас за секундную паузу, от нее вы только выиграете. ■Когда оратор не уверен в своих знаниях, он начинает гадать. Аудитория всегда четко распознает нерешительные ответы. Если вы не знаете ответа на тот или иной вопрос, лучше ничего не придумывать, а честно признаться в этом. Если же считаете, что вам все-таки стоит попытаться ответить, предварите свой ответ следующими словами:
—«По моим оценкам...» —«Я не точно не уверен, но я полагаю, что...» —«Я постараюсь дать как можно более точный ответ на этот вопрос...» —Любой ремаркой, смысл которой сводится к тому, что вы предоставите всю информацию, которой вы обладаете, но отнюдь не уверены в том, что это будет исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. * Ответ оратора слишком громоздкий. Длинные и пространные фразы ■ Оратор позволяет кому-то из слушателей взять инициативу в свои руки. Если аудитория, перед которой вы выступаете, довольно многочисленна, вероятность того, что кто-то из присутствующих в зале будет проявлять слишком высокую активность, задавая вам новые и новые вопросы, довольно высока. В таких случаях я рекомендую отвечать не более чем на два вопроса одного слушателя. Выслушав третий вопрос, дипломатично заметьте: «Давайте все-таки предоставим и другим возможность высказаться» или «Давайте, наверное, послушаем тех, кто еще не задавал вопросы». * Отвечая на вопрос, оратор не смотрит на того, кто его задал. Когда вы »• Оратор ввязывается в бессмысленные препирательства со слушателем, задавшим вопрос. Это уже не подводный камень, а полновесная мина! Когда ответ на вопрос плавно переходит в диалог межпу оратором и тем, кто его задал, последствия для оратора могут быть весьма плачевными, а именно: 1) аудитории быстро надоест слушать вашу перепалку; 2) присутствующие в зале разочаруются в вас; 3) слушатель, задавший вам вопрос, войдет в азарт; 4) у вас не останется времени на то, чтобы ответить на вопросы всех желающих. Если вы видите, что ваш ответ грозит перерасти в двустороннюю дискуссию, мягко предложите своему оппоненту продолжить обсуждение поднятого им вопроса после презентации (или во время перерыва). ■ Пространные рассуждения задающего вопрос слушателя. Такие слу Если же разглагольствования такого субъекта слишком затянулись, надо как можно вежливее прервать говорящего: «Учитывая то, что мы несколько ограничены по времени, я вынужден перебить вас и дать на ваш вопрос следующий ответ...» Этим вы завоюете дополнительные симпатии у остальных слушателей, которые, вероятно, уже начали опасаться, что болтун не уймется до конца презентации. ■ Оратор дает ответ на вопрос, смысл которого он до конца не понял. Это Лаконичный, но не совсем соответствующий заданному вопросу ответ, по крайней мере, позволит вам сэкономить время. Если после этого задававший вопрос постарается прояснить для вас его смысл, вы сможете удовлетворить любопытство слушателя. ■ Отвечать ли на вопросы гипотетического характера? Это уже — на —«Я бы предпочел не строить гипотез». —«Давайте адресуем этот вопрос тем, кто занимается составлением прогнозов». — «Это интересный вопрос, но, к сожалению, у нас остается не так много времени, поэтому давайте рассмотрим его в другой раз». ■ Оратор демонстрирует недовольство вопросам или тем, кто его задал. Такое иногда случается с теми ораторами, у которых довольно плотный график выступлений. Кто-то из слушателей может задать провокационный, искажающий суть изложенного вами или просто неуместный вопрос. В таких случаях оратору необходимо сохранять спокойствие и постараться дать максимально приемлемый ответ, демонстрируя понимание ситуации. Почему ораторам иногда не удается проявить себя
уществует множество предпосылок для успешного выступления перед публикой, но и для неудачного выступления предпосылок хватает (см. предыдущие главы). Поэтому я хотел бы остановиться подробнее на наиболее распространенных ошибках, которые допускают ораторы (профессиональные ораторы — не исключение), каждая из которых (подчеркиваю — каждая!) тем или иным образом связана с недостаточной подготовкой.
|