Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические особенности преподавания теоритической психологии





преподавание истории психологии

история психологии — это теоритическая наука объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа.

При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, то есть какие общественные потребности ее породили и как она могла удовлетворить их.

История психологии прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже понять современные теории и гипотезы, дает возможность приходить к новым научным или практическим выводам в собственных исследованиях хотя бы в узких прикладных областях научной психологии.

Поэтому преподавание истории психологии не в коей мере не должны создавать у студента впечатление о «копании в далеком прошлом», не имеющем значения для современности, а призванно помочь понять именно сегодняшние проблеммы и теории, которые не могли бы быть решены без тех предшественников, которые вписанны в историю науки.

Существенное значение имеет последовательное преподавание 2х теоритических дисциплин — общей психологии и истории психологии иногда история преподается раньше, иногда наоборот, иногда параллельно.

Кроме всего прочего в лекциях по истории психологии излагаются взгляды, которые потом были преодолены как ощибочные, но современных взглядов на эти проблеммы студенты еще не знают и тогда у них возникают серьезные трудности в адекватном понимании логики исторического процесса развития науки, они еще не владеют категориальным аппаратом современной психологии, не знают открытых на сегодняшний день законов функционирования психологических механизмов и много другого, лишены возможности критически воспринимать и правильно оценивать информацию — это недостатки преподавания истории психологии ранее общей психологии.

Если история психологии изучается после общей психологии или хотя бы параллельно с ней, данная трудность снижается. Для лучшего понимания исторической логики студенту нужно постоянно обрашаться к современным теориям общей психологии, понять причины несосотоятельности некоторых теорий, которых придерживались психологи в прошлом.

Недопонимание и недооценка роли истории для лучшей ориентировки современности и прогнозирования будующего а главное для творческого усвоения объективной закономерности общественно исторического процесса развития психологии мешает формированию у студента действенной мотивации, не способствует проявлянию интереса к самостоятельной учебе, превращая ее в некое принудительное занятие, состоящее из «прихождения учебной программы» выполнения контрольных работ, и сдаче экзамена. Чтобы помочь студенту направить свою мысль на анализ связи истории и психологии как с общей психологией, так и с ее конкретными отраслями можно использовать такое методическое средство как проблемные учебные задачи.

Вопросы в задачах ставятся так, чтобы изучая историю психологии студент обращался к современной теории, и наоборот изучая общую психологию или другую современную отрасль сопоставил ее положение с тем, как они зарождались и развивались в истории науки.

Это поможет студенту понять смысл не только современной теории но и древнии и ближнии истории ее развития, понять объективную востребовательность каждой новой идеей, возникшей в истории науки и продвигавшей человечество вперед в объяснении психического.

Таким образом управление учебной деятельности студентов начиная от слушания ими лекций, и кончая самостоятельной работой представляет для преподавателей специфическую, методическую задачу. Удаленность во времени исторических фактов и в силу этого невозможность их непосредственного наблюдения оставляет для познающего субъекта только 1 шанс — понять историю силой мышления. Для преподавателя остается тоже только 1 выход — управлять мыслительной работой студентов, но при этом предоставляя им для самостоятельного выполнения соответствующие учебные задачи, поэтому лекции по данной дисциплине должны читаться не в манере поверхностного описания факта, а в рассуждующей манере в стиле проблемного изложения.

Самостоятельной работой студента и семинарскими занятиями лучше всего управлять с помощью метода программированного обучения: составить серию проблемных вопросов, четко и однозначно ориентирующих студентов в содержании учебного материала, который содержится в лекциях и рекомендованной литературе, а на семинаре можно организовать дискуссию по обсуждению и содержанию тех же вопросов которые легли в основу самостоятельной работы, и над которыми студенты уже размышляли.

Таким образом основная работа преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выраженна примерно в такой формуле: проблемное изложение лекции — програмирование самостоятельной работы студенов — творческая дискуссия на семинарском занятии. Самостоятельной работой студентов и семинарскими занятиями лучше всего управлять с помощью метода программированного обучения, для этого нужно составить серию проблемных вопросов или учебных задач, которые четко и однозначно ориентируют студентов в содержании и логике учебного материала. На семинаре может быть развернута дисскуссия по обсуждению содержания тех же вопросов, которые легли в основу самостоятельной работы и над которыми студенты уже размыщляли.

Отсюда основная работа преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выраженна в формуле: от проблемного изложения лекции через программирование самостоятельной работы студентов к творческой дисскуссии на семинарском занятии.

Первичная структура чтения лекции по истории психологии:

1) содержание лекции компановать так, чтобы в сжатой форме и строго логично были изложенны основные вехи и этапы в истории психологии. Преподаватель должен четко обозначить все ступеньки, которые ведут вверх к прогрессу науки.

2) Изложение в исторической хронологической последовательности событий, которые связанны со значительными научными открытиями, и строить их нужно так, чтобы была видна логика их вызревания на базе предшествующих научных данных и объективная подоплека появления их именнто в этот исторический момент, выжно чтобы студент разглядел за хронологией событий не только и не столько связь времен, сколько движение научной мысли подчиненной определенной логике и запросом общественной практики

3) изучая историю психологию как определенную череду развития науки и логической и временной связи, преподавателю нельзя не помнить об изменении научного содержания основных понятий, хотя термины могут сохраняться прежними, например в разное время вкладывался разный смысл толкования понятий «рефлекс» «образ» «мотив» и так далее. Возможно нужно будет посвятить 1 из лекций специально понятийному анализу истории психологии

методика чтения общей психологии

основная цель преподавания данного предмета — это усвоение студентами общих закономерностей... психики. Знание общепсихологической теории должно лечь в основу усвония ими конкретных прикладных отраслей психологии прежде всего изучение лбщей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов, так как без знания общего невозможно разобраться в частном, то есть при чтении лекции и организации самостоятельной работы студенотов, нужно каждое новое для студентов положение соотносить не только с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись раньше и какое объяснение получили в современной общей психологии.

Тематику лекций целесообразно компановать несколькими большими блоками. В этом случае все содержание будет изложено в этих блоках, как совокупность основных проблем психологии, как система взаимосвязанных понятий.

Лекционный курс может быть разделен на блоки разными вариантами: чаще всего проблематику общей психологии делят на 5-7 лекционных блоков, в зависимости от количества часов и замысле преподавателя

- 5 блоков — введение в психологию, личность и деятельность, познавательные процессы личности, эмоционально-волевая сфера личност, психологические особенности личности

- 6 блоков — общая психология как наука ее объект и предмет, психологическая теория деятельности, психические процессы состояния и свойства личности, волевая сфера, характер и темперамент, способности и направленность личности

- 7 блоков — психология как наука и ее основные отрасли, психология деятельности, психология личности, познавательные процессы деятельности личности, эмоции и воля в деятельности, психология развития, обучения и воспитания, психология общения и межличностных отношений.

Как на лекциях, так и на других занятиях преподаватель должен учить студентов мыслить психологическими категориями а так же анализировать научные и практические проблеммы.

Этой цели можно достичь с помощью проблемных вопросов и задач. Эти вопросы-задачи, должны составляться так, чтобы ориентировать студента на размышление, над осоновными проблемами науки.

Во первых — на познание общих закономерностей, во-вторых на понимание их применения к реальным проявлениям психики в жизненных ситуациях. В третьих на историческую логику познания науки.

Методика чтения по медицинской психологии

предмет медицинской психологии еще не получил четкого и однозначного определения, некоторые считают, что понятие медицинской и клинической психологии тождественно. В перечне научных дисциплин есть учебная дисциплина- клиническая психология, а медицинской нет, но отрасль знания есть и студенты психологических специальностей чаще всего ее практически изучают. Что касается клинической психологии, то судя по ее содержания расскрытого в гос стандарте она должна изучаться студентами- медиками, а не психологами, поскольку они не имеют дела с больными находящимися на стационарном лечении.

Мы будем исходить из понимания, что медицинская психология представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, и ее содержание не тождественно с содержанием клинической психологии, хотя на сегодняшний день существует множество точек зрения о том, что является предметом медицинской психологии, причем очень часто звучит мнение, что медицинская психология может являться отраслью медицины, то есть может представлять собой самостоятельный раздел медицинских знаний, изучающий психологические проблеммы, возникающие у больных людей, но при более тщательном анализе содержания отрасли это определение скорее больше подходит для клинической психологии.

Практический психолог обладающий знаниями в области медицинской психологии должен уметь своевременно распознавать начальные симптомы нарушения психической деятельности под воздействием психотравмирующих факторов и вовремя начать оказывать психологическую помощь, уметь диагностировать своевременно психогенное заболевание и в случае необходимости направлять страдающих нервно-психическими расстройствами к психиатру.

То есть иными словами практический психолог все должен делать для того, чтобы различного рода психические травмы не привели к остным или затяжным недугам и по возможности, если проблема лежит в области психологии не доводить до возможности вмешательства медицины.

Таким образом следует рассматривать медицинсткую психологию, изучаеваемую в немедицинских учереждениях не как отрасль медицинских знаний, а как отрасль психологии.

Особенности преподавания возрастной педагогической психологии

эти две отрасли психологии могут представлять один или два самостоятеьных учебных предмета, от этого зависит и методика преподвания.

Если ведется преподавание педагогической психологии как единой учебной дисциплины с возрастной, то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с развитием психики. Тогда равитие психики в детском возрасте будет приподнесенно как психологическая основа организации учебной деятельности учеников, постановки развивающего обучения, которое оказывает воспитывающее влияние на личность развивая ее в интеллектуальном и нравственном отношении.

Если преподвание ведется раздельно, то возрастная психология будет целиком излагаться как наука о возрастном развитии психики, причем не только в детстве, но и во всех возрастных периодах.

В ракурсе возрастной психологии может быть рассмотренно соотношение развития и обучения как:

- независимость обучения и развития друг от друга

- зависимость обучения от развития

- зависимость развития от обучения

при переходе к педагогической психологии преподаватель может опереться на эти положения, как на уже известные студентам, лишь слегка наповнив их.

В методике преподавания этих предметов важно оттенить психологический аспект обучения и воспитания показывая его отличие от педагогического, нужно постоянно подчеркивать, что если педагогика отвечает на вопрос как обучать и как воспитывать, то психология объясняет почему именно так нужно воспитывать и обучать, то есть научно обосновывает приемы и методы педагогики, которые накопленны в империческом опыте и обобщены в педагогике, как в науке.

 

 

Date: 2015-10-19; view: 614; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию