Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология учебной деятельности студента





1) формирование учебной деятельности студента.

Перед преподавателем стоит первоочередная задача — формировать учебную деятельность студента, или иначе-научить его учиться психологии, то есть если студент не научится самостоятельно учиться, он постояно будет надеяться на получение готовых знаний от преподавателья, то есть он не научится психологически мыслить и грамотно строить взаимодействие с людьми. Что же входит в понятие «правильно учиться»??

1-разработкой данной проблеммы в отечественной психологии в 50е годы занимался гальперин и его ученики, начал с исследования процесса постановления умственого действия, то есть они искали ответ на вопрос, каким образом внешнее находящееся вне сознания человека становиться внутренним, то есть превращается в достояние его сознания и является принадлежностью его ума, и постипенно этот поиск привел к выводам, которые составили концепцию поэтапного планомерного формирования умственных действий Гальперина. В соотвестсвие с этой теорией учение это деятельность формирующая осмысленные дейстия. В концепции Гальперина учение расматривается как система таких специфических видов действий, выполнение которых приводит учащихся к новым умениям и знаниям, поэтому целью обучения стороники этой теории считают умение действовать со знанием дела, а не сами знания как таковые, всякое учение предпринимается для того, чтобы научить человека что то делать, а для этого ему надо знать как это делать, почему нужно делать именно так, то есть он должен получить определенные вполне конкретные знания, четко ориентирующие обучаемого в правильном выполнение деятельности которой он обучается, при этом нужно знать какие элементы осуществляемого действия служат ориентиром для специалиста, который безошибочно выполняет проффесиональное действие, именно набор этих элементов ориентиров должен стать при обучении этой деятельности, ориентировочной основой действий обучаемого.

Ориентировочная основа действий — эта та система условий на которую реально опирается человек при выполнении действий, то есть обучаемы еще не знает этого действия, он только начинает ему учиться и обучающий должен дать ему в руки ориентировочную основу действий, опираясь на которую новичек сможет выполнять это действие, таким образом можно научить выполнению любого нового дела, при условии что ориентировочная основа будет четко сформулированна, выроботана с сформирована.

В реальной жизни сказанное выглядит так: психологическая концепция поэтапного формирования действий должна быть реализованна в конкретных методиках обучения что позволяет более правильно и даже быстрее организовывать процесс обучения и даже его ускорить.

2- другим важным направлением- стала теория развивающего обучения основанная на анализе учебной деятельности, как особой формы активности субъекта, напрпавленной на овладение социальным опытом предыдущих поколений, как условием развития индивидуальных способностей. Например: Эльконин показал что единицой учебной деятельности является учебная задача решение которой, преобразует не предмет, на который воздействует субъект деятельности (учащийся) а самого субъекта формируя его знания, умения, взгляды, мировоззрения. Давыдов определил что учебная деятельность это усвоение теоритических заний а формирование учебной деятельности это формирование умения учиться самостоятельно и творчески.

В 60-70е годы Эльконин и Давыдов разработали и испытали в школьной практике систему развивающего обучения. Её суть: чтобы в процессе обучения ставилась задача не только дать учащимся ту или иную суму знаний, а научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации.

Вывод: не сами по себе знания являются цель и результатом предметом продуктом учебной деятельности, а сама личность учащегося, его опыт, интеллект и личностные качества, измененные благодаря полученным знаниям, приобретенным умениям и навыкам. Главным результатом учебной деятельности студента должно стать умене мыслить на основе научных знаний.

 

 

Если общая теория развивающего обучения понимает под целью обучения формирования мышления, то теоретики проблемного обучения разрабатывают конкретные пути и методы развития мышления учащихся через постановку его в проблемную ситуацию, и организацию его мыслительной деятельности по выходу из нее, то есть путем обучения решение возникшей перед ним проблемой. Для того чтобы ответить на вопрос как школа это может сделать, нужно исходить из психологии мышления. По современным научным представлениям мышление это решение такой специфической задачи, когда одни из её условий лежат на поверхности а другие нет. Учится мыслить это значит решать противоречия между знаниями которыми обладает обучающийся, и знаниями которых у него нет, но которые требуются для решения возникающих перед ним познавательной задачи, то есть в проблемном обучении знание не передаются к учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации. Проблемная ситуация это психологическое состояние субъекта при его встрече с проблемой явно или смутно осозноваемая им как интеллектуальное затруднение мешающее ему в немедленном решении познавательной задачи, и требующая поиска новых знаний или новых способов действий позволяющих снять возникающее затруднение.

Естественным является то, что при проблемной ситуации должна возникнуть потребность в новых знаниях чем будет вызванно познавательная активность личности в обучении. Однако потребность в поиске может возникнуть только при ясном, а не смутном осознании существа встретившегося затруднения. Дело в том что попадая в проблемную ситуацию суъект до поры до времени воспринимает это обстоятельство лищь как затруднение а не как проблему, которую надо как то по особому решать, поскольку мышление включится в работу только тогда, когда человек ясно осознает проблемную ситуацию, воспринимая ее как противоречие без решения которого невозможно решить задачу и достичь намеченной цели.

Вывод: психология учебной деятельности как научная теория позволяет преподавателю строить обучение студентов формируя собственную познавательную деятельность студента что означает научить его учиться. Правильное обучение то есть обучение соответвующее требованиям учебной деятельности должно приводить в результате не к простому накоплению знаний и умений, а к умению мыслить с помощью знаний, то есть развивать интеллектуальные способности.

 

Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии.

1) учебный план и программы преподавания психологии.

На основе государственных образовательных стандартов высшего проффесионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя:

1) перечень учебных дисциплин. Психология как предметная область в разной степени представленна в разных учебных планах. В учебных планах обучения по специальности психология психологические дисциплины составляют 2/3 из всего перечня изучаемых предметов. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета все программы высшего образования можно разделить на 3 типа: 1- основные образовательные программы для базового пихологического образования: психологические дисциплины представляют 2/3 от всего количества включая в основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности психологи, а так же среднего специального образования специалистов по работе с людьми (учителя, воспитатели и так далее, врачи, старший и средний мед персонал и так далее): преподается только несколько психологических дисцилин. 3 -основные обрзовательные учережд высшего проф образования специалистов естественнонаучного профиля: психология преподается как самостоятельная дисциплина или же а рамках психологии и педагогики

2) распределение по семестрам и последовательность изучения дисциплин. В учебном плане обязательно определяется в каком семместре или семестрах изучается определенная дисциплина. Эта информация позволяет преподавателю строить курс с опорой на межпредметные связи и позволяет предъявлять адекватные требования к уровню знаний студентов, находящихся на той или иной ступени обучения.

3) Трудоемкость изучения дисциплин. Трудоемкость образовательных программ, а так же изучение каждой учебной дисцплины измеряется в академических часах.

4) Формы учебных занятий при планировании своего учебного курса преподаватель должен обязательно опираться на учебный план, определяя целесообразность изучения отдельных тем в рамках лекций семинарских или практических занятий, либо ввиде самостоятельной работы.

5) Виды промежуточной и итоговой аттестации: экзамен, зачет, реферат, курсовая, дипломная.

 

тематический план — это документ который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов. При разработке учебных планов и программ преподавания возникает сложная проблемма в отборе содержания, которая будет изучаться на разных ступенях обучения.

Существует 3 способа построения учебных программ: линейный, концентрический и спиралевидный.

Суть линейного способа состоит в том, что отдельные порции учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев, выстраевываемых по 1й линии, каждая часть как правило изучается только 1 раз, причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи уже с ним. Достоинством является экономичность во времени. Недостаток отсутствует элемент повторения и тем самым мы оставляем не задействованными ранее полученные знания. На разных супенях учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные умения.

Концентрический позволяет несколько раз изучать 1 и тот же материал с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связи и зависимости. Важно то что концетрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение а более глубокое изучение тех же вопросов. Такой способ замедляет темп обучения, требует больше затрат учебного времени однако порой оказывается неизбежным. Недостаток — дублирования материала.

Спиралевидный сочетает последовательность и цикличность изучния учебного материала, студенты не выспускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличии от концентрической структуры при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиралевидная структура не предполагает столь длительных перерывов.

Принципы изучения психологии

принципы обучения это — руководящие в системе знаний научные обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующии процесс обучений. Принципы зависят от цели обучения, и дидактической концепции.

1) принцип научности требует что бы изучаемый материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противореча объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что существует большое количество околонаучных психологических книг, написанных на основе знаний по житейской психологии и содержащих недостоверные недоказанные знания: физиогномика — учение о связи черт личности с чертами физического облика человека

2) принцип системности -предполагает изучение учебного материала в определенной последовательности и логики, которые делят системные представления в предмете, при этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом, для этого темы учебных программ должны быть структурированны и систематизированны, изучаемый материал делится на логические разделы тем, затем устанавливается порядок и методика работы с ним. В каждой теме выделяются содержательные центры, главные понтия, идеи, структурируется материал занятий, устанавливаютс связи между теорией и факторами. От 1 темы к другой, от 1 курса к другому должна сохраняться определенная приемственность, меж.... связь.

3) Единство рационального и эмоционального. Обучение может быть эфеективным, только в том случае, когда учащиеся осознают цели обучения и предмет, его личную или профессиональную значимость, проявляя осознанный интерес, с другой стороны, необходим еще и эмоцональный интерес, психологические факторы и феномены, посколько это самый сильный стимул в изучении психологии поскольку мы говорим о единстве эмоционального и рационального. Убеждение студентов в том, что им это нужно и полезно, но с другой стороны не правильно выбирать из курса психологии только интересные темы, которые привлекают непроизвольное вниманин.

4) Принцип единства и предметноориентированно и личноориентированнного содержания. Психология как учебный объект имеет большую специфику по сравнению со всеми его дисциплинами: с одной стороны — наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, поэтому она должна изучатся объективно и безпрестрастно, с другой стороны предмет этой науки личностно значит для каждого студента, у них постоянно возникает потребности включая знания к себе, и применение их. Соблюдением принципа единства в данном случае означает сохранение необходимого баланса, предметноориентированного и личнооринтированного содержания по занятиям психологии

5) единство теоритического и эимрирического знания, для соблюдения этого принципа необходимо что бы преподавании психологии оптимально сочитались и теоритические идеи и их логическое обоснование и конкретные эмпирические факты на которые они опираются, конкретные примеры которые их иллюстрируют

6) принцип доступности енобходимость соотнесения содержания методов обучения с типом студентов, их образовательные намерения, возрастными особенностями, уровнем развития и подготовленности, одно и то же содержание должно преподаваться по разному, с опорой на разную базу знаний и инетересов: а) студентам психологам б) студентам обучающимся на других сециальностях в) студентам среднеспециальных учебных заведений г) учащимся школ. Преподавание в школе имеет особое значение, так как нет еще устойчивых традиций преподавания психологии учащимся школьному возрасту

7) принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов для обучения, важнейшее значение имеют зрительные образы, зрительный анализатор у значительной части студентов является ведущим, а так же зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала безусловное использование образов других модальности (слуховой тактильный кинестетический) может так же повысить эффективность обучения, психологическая основа понимания — единство наглядного образа или вербального содержания

8) принцп активности в обучении — эффективное усвоение знаний студентами происходит только в том случае, когда они проевляют самостоятельность в обучении, этот принцип может быть реализовани за счет: 1) формирований потребностей учащихся в психологических знаниях 2) идиологической формой обучения 3) проблемного подхода в обучании 4) широкого использования практических методов обучения (экспериметны тесты тренинги)

9) принцип связи в изучении психологии с жизнью и с практикой. Этот принцип особенно важен в школьном преподавании психологии он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни с которой учащиеся сталкивают, важно что бы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в современной жизни

10) обучение психологии должно носить развивающий характер, этот принцип важен для преподавания психологии в школе. В результате изучения психологии главную ценность представляет не ценность психологических теорий, понятий, закономерностей, а улучшенное понимани учащимя внутреннего мира других людей и самих себя: усвоение психологических средств, самопознание и саморазвитие, совершенствование своей познавательной деятельности, успешное и гармоничное развитие отношений с людьми, а так же лучшее понимание себя как личности.

 

Date: 2015-10-19; view: 946; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию