Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция имиджа деловой женщины в СМИ





«В ХIХ в. были актуальны отношения толпы и героя, в первой половине ХХ в. массы и вождя, а во второй половине нашего века благодаря распространению СМИ завершился предсказанный Тардом процесс превращения толпы и массы в публику. Центральной фигурой становится homo publicus (термин предложен Бусовой Н.А., 1998). Его место встречи с публикой происходит на экране телевизора, страницах газет и журналов»[31]
Публика или же аудитория знакомится через СМИ с образами и стереотипами массового сознания, часто ориентируется на них в различных жизненных ситуациях. «Стереотипы же сами по себе не являются чем-то сугубо искусственным, они так или иначе, отражают представления, настроения, и даже предрассудки, бытующие в обществе в тот или иной период».[32] Анализ материалов СМИ помогает разобраться в умонастроениях эпохи, помогает увидеть реальность глазами ее современников, увидеть ее героев, проблемы их занимающие. СМИ создают образы различных социальных групп, профессий, «расставляют» их по ступеням социальной значимости и привлекательности.

Мы рассмотрели каким образом СМИ могут создавать символическую модель реального объекта, явления на своих страницах, в своих программах, выпусках. Теперь же мы проанализируем сам образ трудящейся, деловой женщины, который создавался отечественными СМИ.

Женские имиджи во временной перспективе рассмотрены в работах Ю.Е.Гусевой «Женщина на страницах женских изданий (обзор журнальной прессы» и Н.И.Ажгихиной «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе». С помощью этих работ мы изучим методику исследования данных ученых и изменения произошедшие в имидже деловой женщины, начиная с тридцатых годов прошлого века и до конца девяностых, что позволит нам увидеть истоки сложившегося сегодня образа бизнес-леди на страницах печатных изданий.

В своих работах, посвященных изучению проблем освещения женских образов в отечественных СМИ, Н.И. Ажгихина и Ю.Е. Гусева отмечают важность изучения именно имиджей женщины. Женские образы обладают потенциалом невозможным для мужских образов. Советская пропаганда использовала образы современниц в качестве мощного пропагандистского средства. Н.И. Ажгихина отмечает, что на страницах «Огонька» тридцатых годов присутствует огромное количество очерков о советских женщин с фотографиями. Эти фотографии составляют подавляющее количество иллюстраций (более 70 процентов), на них были изображены женщины, как правило, на месте трудовой деятельности. Советская журналистика использовала женские образы в пропагандистских целях «не только в силу их экспрессивности и действенности (сотни летчиков рвались в бой отомстить за Марину Раскову, а девочки мечтали "делать жизнь" с Ули Громовой или Зоей Космодемьянской), и даже не потому что активная жизненная позиция женщин, которым советская власть дала равноправие и возможность участия в общественной практике, как нельзя более выигрышно иллюстрировала неоспоримые преимущества социализма. Эти образы, отшлифованные прессой, давали идеологии неоценимый инструмент и способ влияния на самые потаенные уровни общественного сознания, подсказывая не только способ мысли, но и способ чувства, создавая новые поведенческие и эмоциональные модели».[33]

В период «оттепели» стала возможной дискуссия о месте женщины в обществе. «Если, скажем, официозная печать по-прежнему пропагандировала многостаночниц и ударниц труда, то "левая альтернативная" периодика, ориентированная на западные ценности, немедленно взяла на вооружение образ "девушки, сошедшей с журнала мод", пассивной в общественном, но активной в личном, подчеркнуто зависимой от мужчины. А "право-альтернативные", новоявленные почвенники, противопоставили официальному традиционный образ русской крестьянки, также безразличной к общественной жизни, но живущей в согласии с природой».[34]

В годы застоя «Правда» по-прежнему придерживалась формулировки Н.К.Крупской и воспринимала женщину как «работницу и мать». В «Литературной газете» или, например, в «Юности» предпочтение отдавали статьям о женщинах, которые решили посвятить себя семье и домашнему быту. Характерной чертой 70-80-х годов, как отмечает Ю.Е.Гусева, является жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности. И с началом перестройки, когда идеологические каноны старого режима были отвергнуты, тема «возвращения женщины к ее истинному предназначению» стала главной, официальной. «Если до перестройки магистральным был имидж бой-бабы, депутатки и коммунистки, то в конце 80-х центральное место в периодике занял образ женщины домашней».[35] И этот имидж транслировался практически во всех демократических изданиях. Новым «идеалом женщины в прессе стала именно домохозяйка, подруга мужчины-деятеля (позднее - "нового русского", характерна фраза из рекламы "женщина - Друг бизнесмена"), деловая же женщина была представлена в негативном плане - как неудачница в личной жизни, лишенная всего человеческого "деловуха" или просто монстр, вроде Бабы-Яги».[36] По мнению Н.И. Ажгихиной, к 1991-1993 годам – периоду расцвета новой периодики – женские имиджи в большинстве изданий сводились к двум: домохозяйки и фотомодели, победительницы конкурса красоты, которая в перспективе могла стать подругой бизнесмена и домохозяйкой же.

Более детально Н.И. Ажгихиной и Ю.Е.Гусевой рассмотрены имиджи женщин, транслируемые печатными изданиями середины и конца девяностых годов. Здесь важно разделить общественно-политические и направленные именно на женскую аудиторию издания (женские журналы), так как специфика последних предлагает более богатый материал для исследования имиджа деловой женщины.

Начнем с общественно-политической периодики. В своей работе Н.И.Ажгихина приводит результаты исследования, проведенного Ассоциацией журналисток. При изучении статей газет «Известия», «Сегодня», «Московский комсомолец», еженедельников «Аргументы и факты», «Я молодой» и региональных периодических изданий выяснилось, что общая доля публикаций на «женскую тему» во всех перечисленных изданиях невелика.

В газете «Известия» их доля составляет всего лишь 1 процент от всех публикаций. Здесь печатаются статьи, посвященные представительницам культуры и искусства, представлены интервью с ними. При этом мнения женщин практически не публикуются в качестве экспертных точек зрений или же профессиональных комментариев по каким-либо общественно важным вопросам. Женщина на страницах «Известий» не является участником политических процессов, ее круг интересов простирается на другие области самореализации. «Любимая героиня газеты - домохозяйка, жена представителя элиты российского бизнеса (при этом подчеркивается, что в отличие от новичков-предпринимателей, семьи элиты - крепкие, жена здесь как правило - выпускница престижного вуза, помощница и советчица)».[37]

Такая же ситуация с процентным соотношением материалов о женщинах к общей площади газетных полос и в газете «Сегодня» (1%), в данном издании они распределены по разделам «культура», «социальная жизнь» и «общественная жизнь». Как отмечает Н.И.Ажгихина, большинство публикаций, посвященных «женской» теме, носит информационный характер, а героем принципиального выступления женщины становятся крайне редко. Их мнения в основном используются журналистами как фон (например, «Белла Куркова опасается дестабилизации в регионе», «солдатские матери требуют прекратить войну»[38]).

Как и в «Известиях», в «Сегодня» женщина не представлена на полосах экономики, мнения и оценки женщин-профессионалов не используются в аналитических материалах газеты. Но женщина широко представлена на полосах, посвященных международной политике. И это прежде всего связано с тем, «что во многих странах женщины занимают ключевые позиции в государстве и находятся в центре внимания общественности и журналистов».[39] Но данные материалы не выделяются на общем фоне публикаций газеты, они не имеют никакой «специфической «женской окраски».[40] И «Сегодня» ни разу не заводила разговор о профессиональных особенностях женщин-политиков.

В целом же героини этой газеты отличаются активной жизненной позицией, они постоянно действуют, стремятся что-то изменить в окружающем мире: «Брижит Бардо борется за защиту животных, американские женщины - за свои права в мире мужчин, петербургские женщины-полицейские - за гуманизм».[41] Также в данном исследовании отмечается общая гуманистическая направленность материалов о женщине.

Газета «Московский комсомолец» предоставляет более богатый материал для изучения женских имиджей в СМИ. Главной героиней материалов женщина становится редко, но на страницах «Московского комсомольца» многочисленны размышления и замечания о женщинах, своего рода «лирические отступления». Больше всего статей по женской проблематике размещено в разделах «социальная жизнь» и «разное», «причем социальная жизнь представлена прежде всего информацией о преступлениях (эксперт газеты утверждает, что 80% преступлений совершается с участием женщин - не уточняя, правда, в каких случаях женщина является соучастницей, а в каких - жертвой)».[42]

Публикации на политические темы затрагивают женщин лишь косвенно, например, когда о них упоминает мужчина-политик. О женщине-политике могут написать в разделе «светская хроника», посвятив заметку ее наряду или же спутнику. Но в принципиальных публикациях женщин-политиков практически нет.

Деловые женщины появляются на страницах данного издания эпизодически, причем с оговоркой, что бизнес является для них хобби, а вообще они «вполне нормальные».[43] Больше всего же журналисты «Московского комсомольца» пишут об актрисах.

Показателен в плане понимания изданием места женщины в обществе материал «Бог в деталях», посвященный претенденткам на президентское кресло (Галина Старовойтова и Элла Памфилова). Этот материал содержит программное заявление на тему «Женщины и политика» А.Аронова. «В президентской тоге, сшитой по моде парижским кутюрье, они выглядели бы очаровательно. Я бы в них влюбился сразу в обеих. Но голосовать бы не стал. Мы тут не в Индии. Женщину начальником не выберем".[44] Данное высказывание, как считает исследователь Н.И.Ажгихина, принципиально отражает тенденции в освещении «женской темы» в издании в целом.

Еженедельник «Аргументы и факты» также уделяет женской проблематики мало внимания – процент статей в общей массе примерно такой же, как и у предыдущих газет. Но героиня «АиФ», как правило, маргиналка. «АиФ» пишет о проститутках, бездомных, преступниц. Реже помещаются материалы о звездах эстрады. Обычной же трудящейся женщины на страницах еженедельника нет. Приложение к «АиФ» «Я молодой» часто публикует на своих страницах фотографии девушек, полуодетых или вовсе обнаженных. «Женщина в публикациях издания определенно трактуется как сексуальный объект, все остальные ее качества оцениваются как явно второстепенные».[45]

Также Н.И.Ажгихиной были проанализированы региональные издания, а именно около 20 городских и районных газет, а также областных изданий центральной и южной России. И в своей работе ««Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе» Н.И.Ажгихина приходит к следующим выводам:

1. Региональные издания также предоставляют в целом не более 1 % площади "женской теме", причем в местной печати проблематика эта занимает менее значительное положение, чем в центральных газетах (сказывается и тот фактор, что в целом районки сохраняют традиционный "советский" облик, и то, что по всей видимости в жизни регионов женщины пока еще не играют заметной роли).

2. Женщина-предприниматель как героиня в газетах редка так же, как и женщина-политик.

3. Больше всего материалов посвящено социальным темам, и спектр их широк - проституция, раннее материнство, многодетные семьи, женское здравоохранение. Подавляющее большинство таких публикаций выдержаны в традиционной манере рассказа о "женщинах-труженицах" советской поры в канун 8 марта. Попадаются материалы о моде и о взаимоотношениях между полами - они выполняют как правило развлекательную функцию.

4. Материалов, рассчитанных на женскую часть аудитории, практически нет нигде.

Стоит отметить, что по оценкам Ассоциации журналисток «в 1996-97 годах всего 1% от общей площади газет был посвящен материалам о женщинах (включая проституток, звезд эстрады и спортсменок), в 1991 - 1,5%».[46] А также тот факт, что авторами большинства материалов на «женскую тему» являются журналисты-женщины.

Таким образом, можно сказать, что общественно-политическая периодика середины-конца девяностых не отражает интересов женской аудитории, не посвящает должное количество полос проблемам, занимающих именно женскую часть населения. В изученных Ассоциацией журналисток изданиях практически не представлен имидж деловой, работающей женщины, женщины-политика. Политика, управление страной и оценка ее состояния (различные профессиональные комментарии) отданы мужчине, роль женщины же заключается в заботе о семье, мужчине, близких. Именно ей адресованы специализированные страницы «Прививка», «Ты и я», «Родительское собрание» (газета «Московский комсомолец»). Женщина-предприниматель еще не принята российскими СМИ и статьи о ней крайне редки на страницах проанализированной прессы. Хотя в некоторых изданиях (в газетах «Коммерсант дейли», «Независимая газета», в журнале «Итоги») «появляются все чаще публикации, рассказывающие о женском успехе, о предприимчивости и таланте женщин, о женщинах с активной жизненной позицией».[47]

Женские издания в силу своей специфики, наоборот, обращены к женщине, именно ее интересы и нужды определяют содержание публикаций. Н.И.Ажгихина пишет о трансформации типично «женских изданий» (журналы «Работница» и «Крестьянка»). «Отказавшись от старых форм, они быстро перестроились и в чем-то стали походить на отечественных двойников западных "дамских" изданий. Вместо восторженного очерка о скотнице теперь в "Крестьянке" можно прочесть об основах учения Блавацкой, узнать новый рецепт домашнего вина и научиться угождать мужу в момент запоя».[48]

Также Н.И.Ажгихина составляет рейтинг популярности тем в журнале «Работница». Первой в рейтинге стабильно расположилось «рукоделие», далее «досуг», «культура», «семья», «кухня» и «литературная страница». «Политика» завершает список из 20 пунктов. По объему в лидерах материалы о литературе, затем идут «культура», «досуг», «рукоделие», «семья», «оккультизм». Политика вновь замыкает перечень.

Ю.Е. Гусева замечает, что женские журналы являются уже не просто совокупностью кулинарных рецептов, выкроек, рекламы, интервью и полезных советов, это – стиль жизни, особый круг интересов. И с помощью детального анализа материалов данных изданий возможно вывести стиль жизни, принимаемый в женских журналах за желаемый, возможно выстроить систему женских имиджей, представленных на страницах глянца, и определить место имиджа деловой женщины в этой системе.

Ю.Е.Гусева для своей работы выбрала самые популярные женские издания конца девяностых: «Лиза», «Cosmopolitan» и «Крестьянка». Она выделяет два наиболее часто встречающихся на их страницах типа женщин: Настоящая женщина и Деловая женщина. По этой же аналогии женские журналы, как правило, признают два варианта предназначения женщины. Женщина может быть счастливой женой патриархального уклада или же эмансипированной, но несчастливой в личной жизни, бизнес-леди.

Мы остановимся на образе Деловой женщины, так как изучение именно этого имиджа является целью нашей работы.

Имидж деловой женщины в женских изданиях обычно является предметом осуждения и обсуждения.

Женские журналы имеют тенденцию к двойственной реакции по отношению к женщине, решившей применить свои силы в бизнесе. «С одной стороны мы видим явно утрированное восхваление, даже удивление женщиной, которая оказалась способна добиться успеха: «бой-бабу в ней не заподозришь: внешне она … хрупкая, изящная женщина» (Л, 38/98); но в этом же высказывании явно прослеживаются нотки дискриминации: авторы ждут, что Деловая женщина непременно должна быть мужеподобной и искренне удивляются, когда их предположения оказываются неверными. При этом эталоном для ее побед все-таки является мужчина (многим мужчинам до нее далеко и т.п.). С другой стороны, сторонники патриархального уклада беспокоятся о том, что женщина, занявшись делом, которое противоречит ее «истинному предназначению», потеряет свою женственность, так как «никакая занятость женщины, никакая работа, никакие звания и должности не оправдают заброшенной квартиры и отсутствия обеда» (К,6/97)».[49]

Деловая женщина, как правило, демонстрируется несчастливой в семейной жизни, ее детям часто не хватает ласки, близким – внимания, при этом нахождение в бизнес-среде, большая загруженность работой негативно сказывается на ней как на женщине. Деловая женщина теряет природную женственность, мягкость. Женщин, самореализующихся в работе, часто показывают неудачницами. «Эта модель поведения не то чтобы порицается, а скорее выводится за рамки «нормы». Особенно это касается женщин-предпринимательниц. Да и отношение мужчин к активным женщинам двоякое. Женщина работала по 14 часов в сутки. «О, как же хорошо, что ты у меня сильная!», - говорил муж, а через 10 лет «ему захотелось «мягкости», стало не хватать тепла» (Л, 38/98) и он нашел себе другую женщину».[50]

Ю.Е.Гусева предполагает, что возможно поэтому в СМИ постоянно акцентируют внимание на том, что женщине тяжело совмещать работу и дом, вероятно поэтому журналы и предлагают другой вариант – счастливый образ домашней хозяйки. Ведь, судя по публикациям, женские журналы конца девяностых годов в полной мере счастливой женщиной считают ту, вся жизнь которой направлена на обслуживание и восхищение любимым мужчиной.

В имидже деловой женщины Ю.Е.Гусева выделяет несколько типов.

1. Эмансипированная, нацеленная на самореализацию в работе женщина. Однако, «эта внешняя, показная самостоятельность имеет и обратную сторону. Женщина показывается успешной не столько из-за своих личных качеств, сколько из-за привлекательной внешности. Женщина чаще реализует себя в модельном или шоу бизнесе, в роли секретаря и т.п., т.е. там, где прежде всего нужна яркая внешность и хорошая фигура. Поэтому и советы даются чаще всего типа «как одеться на интервью» (С, 5/98). А уж в способах получения работы наша героиня более чем изобретательна: «я узнала, в какой ресторан шеф собирается и ближайшим вечером, элегантно оделась и отправилась на охоту» (С, 5/97). Ну и результат не заставил себя ждать, уже утром ей позвонили и пригласили на работу. Справедливости ради заметим, что иногда о женской профессиональности все-таки вспоминают, и тогда напоминают, что на собеседовании нас могут «попросить без предварительной подготовки дать конкретную информацию о своих обязанностях» (С, 1/97)».[51]

2. Второй вариант делового успеха женщины напрямую связан с мужчиной, «который ее материально поддерживает, берет на себя все организационные вопросы, издержки бизнеса, причиной же ее прихода в бизнес является нереализованный творческий потенциал. «Отберут мою картину для выставки … там ее увидит галерейщик из Нью_Йорка и возьмет ее. А мне сделает приглашение. Оплатит проезд туда и обратно», мечтает художница (Л, 47/98). У другой «бизнесменши» в Париже «появился спонсор», с его помощью она и «открыла собственное дело» (К, 1/97). То есть женщина является неспособной самостоятельно справиться с жизненными трудностями, освобожденная же от прагматических забот, женщина может позволить себе вволю фантазировать, воплощая в жизнь свои творческие планы. И работа ей нужна «которая приносит не только деньги, но и удовольствие и восхищение окружающих» (С, 6/98)».[52]

3. Это женщина, не имеющая семьи (мужа). «Это либо так называемый «синий чулок», либо женщина, которую бросил муж в трудной ситуации и она вынуждена сама проявлять активность, чтобы прокормить себя и детей. «Муж уехал … счастья искать, так до сих пор и ищет, … даже не поинтересовался, кто у него родился – сын или дочь» (К, 9/97). Ну что делать в такой ситуации? Одна «собралась с духом и … сама подалась на заработки» (К, 8/98), другая «организовала маленькую балетную студию», а третью все в городе знают, она на все руки мастер: «где продавец заболел – подменю. Могу овощи на рынке перебрать» (К, 2/97). Частенько бывает, что женщина преуспевает, все казалось бы у нее хорошо. Ан нет, «Я уже не женщина! – плачет она – Я мужик, командир, вечный» (Л, 38/98). В этом случае, при первом же появлении мужчины на горизонте все силы направляются на новый объект. Женщина из Деловой моментально преобразуется в Настоящую женщину, а точнее, в Настоящую Женщину, не имеющую ничего общего с предпринимательской активностью, т.к. теперь у нее есть мужчина, который может о ней позаботиться. Мы видим, что не смотря на внешнюю самостоятельность, женщина все-таки во многом зависима от мужчины, стремится всеми силами ему понравиться. Да и нельзя женщине заниматься только работой: «это портит женский характер» (Л, 38/98). Понятно, что в любом случае определяющим и контролирующим ситуацию является мужчина».[53]

Результаты исследования журналов «Лиза», «Крестьянка» и «Cosmopolitan» также показывают, что значительно реже в профессиональной среде женщину показывает журнал «Лиза».

Ю.Е.Гусева отмечает, что женщина, представленная «Лизой» мало интересуется любым видом профессиональной деятельности, но и семья для нее не слишком значима. «Перед нами предстает яркий вариант женской безынициативности во всех сферах жизни».[54]

Для героинь «Cosmopolitan» и «Крестьянки» работа одинакова важна. Различие заключается в следующем: женщины «Cosmopolitan» в качестве основного смысла жизни выбирают «работу» в 46% случаев, а женщины «Крестьянки» только в 26,12%.

Такая значимость профессионального успеха для женщин «Cosmopolitan» заключается в том, что аудитория этого издания больше ориентирована на личные достижения, в «Крестьянке» же женщина почти не ориентирована на собственные достижения.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на практически одинаковое количество публикаций о профессиональной самореализации женщины, журналы «Крестьянка» и «Cosmopolitan» по-разному относятся к значимости профессионального успеха. Для героинь «Cosmopolitan» работа – это средство достижения личного успеха, блага; а для героинь «Крестьянки» - это лишь необходимая деятельность, без которой невозможно прожить, или различные виды деятельности, приносящие пользу обществу, например, благотворительность, создание общественных объединений и другое. «В «Cosmopolitan» женщина чаще работает секретарем или моделью (что весьма неплохо оплачивается), а в «Крестьянке» она создает семейные детские дома или приюты для собак (в этом случае работа, как правило, строится на голом энтузиазме). Т.е. значимость работы для обеих по сути одинакова, но сущность работы и ее цели в корне различны».[55]

Такое различие в выборе профессиональной деятельности подтверждает и выводы о значимости семьи для читательниц этих двух изданий. Можно сказать, что образ женщины в журнале «Крестьянка» более стереотипен, он полностью отвечает понятию «домашняя» женщина, главная привилегия которой забота об окружающих, поэтому и ее работа связана с несением в мир чистоты, добра и любви. Героиня же публикаций «Cosmopolitan» занимается трудовой деятельностью для собственного блага.

Обобщая все выше сказанное, Ю.Е.Гусева приходит к выводу, что журнал «Крестьянка» еще отчасти сохраняет прежние тенденции, то есть на его страницах изображается женщина, гармонично совмещающая семью и работу (но стоит отметить, что работа у женщины очень тесно связана с семьей, например, работа в детском доме). «Cosmopolitan» является русским вариантом западного журнала и он пытается адаптировать образ независимой сильной женщины к российской реальности. Журнал «Лиза» полностью русское издание, но его можно принять за более дешевый вариант того же «Cosmopolitan». «Лиза» не обладает собственным стилем, а вбирает в себя черты разных женских журналов, следствием чего является отсутствие «лица» издания, а следовательно и относительно устойчивого имиджа женщины.

Образ женщины показан в женских журналах стереотипно, но, как считает Ю.Е.Гусева, к нему нельзя в полной мере применить стереотип фемининности. «…влияние процесса эмансипации сказалось на трансляцию образа женщины посредством СМИ в виде попытки привлечения женщины к самореализации в макросреде. Но, в связи с тем, что нет и намека на попытку отказа от патриархального стереотипа фемининности новый стереотип женщины (стереотип неофемининности, если можно так выразиться) просто пародия на старый. Женщину недооценивают (так, мужчина обычно показан более компетентным, развитым, имеющим более выраженные природные способности и т.д.) и принижают (кто-то совершенно необоснованно решил, что женщине нет места в политике, бизнесе, науке, что ее предназначение скорее в семье, а следствием явилось то, что женщине практически невозможно прорваться в мужской мир). Конечно, об исключении женщины не может быть и речи, но в целом образы оказались под влияние сексизма, и эта мысль звучит рефреном во многих публикациях».[56]

Можно заключить, что пресса все-таки имеет «мужское лицо», СМИ предлагает аудитории общепринятую модель социального мира и взаимоотношений полов в ней. Женские журналы имеют тенденцию по-разному интерпретировать имидж женщины в зависимости от своей целевой аудитории и стилевых особенностей издания. «Cosmopolitan» на своих страницах говорит о женщинах, которые в большей степени стремятся к самостоятельности, «Лиза» своих героинь лишает инициативы и стремлений к независимости. Но и «Cosmopolitan», и «Лиза», и «Крестьянка» наделяют женский образ каким-либо недостатком. Если «она добродетельная «семьянинка», то, скорее всего, ограниченная (и это называется женственностью), если бизнес-леди, то она непременно потеряла женское обаяние и привлекательность».[57]

Мужской же образ зачастую идеализируется, женские журналы рисуют «образ мужчины для женщины», как пишет Ю.Е.Гусева, то есть представляют читательницам имидж того мужчины, которого женщина желает видеть рядом с собой. Сильный, решительный, активный – вот главные характеристики этого образа.

Все выше сказанное позволяет сделать три вывода. Первый сводится к тому, что российская печать середины-конца девяностых годов не имела общего мнения о женщине, о ее роли в обществе, о ее социальном предназначении. И это предоставляло полную свободу в освоении данной темы. Второй вывод заключается в том, что образ деловой женщины являлся редким «гостем» на страницах отечественной периодики, и авторы статей часто относились к нему как к отклонению от нормы. И третий – «женская тема» вообще недостаточно была представлена в СМИ и не отражала положения дел в действительности. «Женская аудитория (а женщины составляют 53% населения России) не востребована и не пользуется вниманием газет - 1 % от всей газетной площади, посвященный женщинам, говорит сам за себя».[58]

 

Date: 2015-10-19; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию