Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специалисты тифлопсихологии и тифлопедагогики, и их вклад в развитие этих наук





№ п/п ФИО ученого Достижения Научные работы
1. Брайль Луи (1809 -1852) В 1829 году разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт незрячих (шрифт Брайля). А так как он был талантливым музыкантом, Брайль кроме букв и цифр на основе тех же принципов разработал нотопись и преподавал музыку незрячим. Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837). В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.
2. Ганджий А.С.    
3. Гаюи Валентин (1745- 1822) В1784 году, в возрасте 39 лет Гаюи, уже состоявшийся на тот момент педагог, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своём же собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Гениальный учитель Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых -«унциала». Создал при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых напечатанных «унциалом» рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для слепых. В 1807 принял открыл школу для слепых в России «Очерк обучения слепых» (1780), «Зарождение, развитие и современноесостояние просвещения слепых» (1788).
4. Гордин А.Б.    
5. Гудонис Витаутас Прано В своей работе рассматривал социальные, психологические и педагогические проблемы интеграции лиц с нарушенным зрением. Приводил анализ влияния изобразительного искусства, литературы, религии на отношение к незрячим в историческом развитии. "Мотивы учения у работающей молодежи и взрослых с нарушением зрения": Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психол. наук 1979 г. Дефектологический словарь "Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением"  
6. Ермаков Виталий Павлович Доктор педагогических наук, профессор Института коррекционной педагогики Российской Академии образования, вице-президент Ассоциации деятелей науки, религии и культуры, автор более 20 книг и около 100 научных трудов, разработал систему воспитания умственно отсталых детей. Статьи автора: "Лечить, обучать и воспитывать", "Советы будущей маме" "Основы тифлопедагогики развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения": учебное пособие для ВУЗов.
7. Земцова Мария Ивановна (1903- 1989) - Крупнейший специалист в области тифлопсихологии и тифлопедагогики, доктор педагогических наук, профессор, опубликовала свыше 100 работ по проблемам образования, воспитания, трудовой подготовки детей с нарушениями зрения, компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и слабовидении. -Проводила исследования компенсаторных процессов у слепых детей. -Защитила докторскую диссертацию «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности». -Являлась членом Всемирного Совета благосостояния слепых, а также членом Всемирного Совета по образованию лиц со зрительной недостаточностью. Она Почетный член Всероссийского общества слепых. -Являлась инициатором создания дошкольных групп в школах с дефектами зрения. -Имеет орден Трудового Красного Знамени -Медали: За доблестный труд в ВОВ; В память 800- летия Москвы; За доблестный труд (к 100- летию со дня рождения В.И. Ленина); К.Д.Ушинского (Министерство просвещения РСФСР); А.С.Макаренко (Министерство просвещения Украины); -Значки: Отличник просвещения БССР; отличник просвещения Грузии; отличник здравоохранения СССР; -почетные грамоты президента АПН СССР, Министерства социального обеспечения РСФСР, Всероссийского общества слепых. - Монография М.И. Земцовой «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности» и три сборника: «Книга для учителя школы слепых», «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих», «Дети с глубокими нарушениями зрения», вышедшие под ее редакцией – были удостоены первой премии АПН СССР. -Пособие "Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих"
8. Каплан Анна Иосифовна (1922- 1983) -С 1945 г. работала на кафедре глазных болезней Московского медицинского института. В 1951 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. Работала во врачебно-физкультурном диспансере. С 1961 г. стала научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии. В 1975 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора психологических наук по теме «Особенности цветового зрения при основных клинических формах детской слепоты». -Значимым является исследование А. И. Каплан состояния цветового зрения у детей с глубокими поражениями зрительной системы. На основе значительного экспериментального материала ей предложены критериальные коэффициенты состояния цветового зрения — коэффициент спектральной чувствительности, коэффициент чувствительности по яркости, а также коэффициент устойчивости цветоразличения. С учётом величин этих коэффициентов введена классификация, предусматривающая три формы остаточного цветового зрения. Каплан разработала экспериментальные таблицы, позволяющие исследовать цветоощущение при низком форменном зрении. "Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей". 1965. "Если ребенок плохо видит" /А. И. Каплан, Н. Г. Морозова. 1969. " Детская слепота. Цветовое остаточное зрение". 1979. "Генетические факторы как причины детской слепоты // Проблема слабовидения": ученые записки.1968. "Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением //Дефектология". 1981 "Методы исследования устойчивости и изменения формального зрения у учащихся школ слепых // Тезисы докладов 2-й республиканской научно-практической конференции по вопросам врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях органа зрения". 1963.
9. Коваленко Борис Игнатьевич (1890- 1969) -Русский тифлопедагог. Доктор педагогических наук, профессор, член- корреспондент АПН РСФСР. -В 1924 г. заведующий школы для слепых. -В 1926 г. член методической комиссии отдела социально- правовой охраны несовершеннолетних. -Читал лекции в МГПИ им. Ленина. -С 1929г. становится профессором ЛГПИ им. Герцена в Ленинграде, затем деканом факультета. -В 1944 г. член- корреспондент АПН РСФСР "Краткое руководство по совместному обучению слепых и зрячих", 1930 "Возвращение слепых к трудовой жизни", 1946 "Трудовая подготовка в школах для слепых", 1947 "Основы тифлопедагогики",1962 Разработал приборы и пособия, облегчающие жизнь слепым и слабовидящим.
10. Коваленко Н.Б.    
11. Крачковская Н.Г.    
12. Кулагин Юрий Александрович (1924- 1987) -В 1968г. защитил докторскую диссертацию, в которой глубоко и разносторонне рассмотрел теоретические аспекты проблемы изучения особенностей восприятия слепых. -занимался подготовкой кадров по дефектологии. под его руководством защищены несколько диссертаций. -Возглавлял научно-методический совет по дефектологии Министерства просвещения СССР. -Возглавлял в качестве академика- секретаря бюро отделения психологии и возрастной физиологии Президиума АПН СССР. -Участник ВОВ, был награжден орденами отечественной войны 2 степени, Красной звезды и 10 медалями за многолетнюю и плодотворную работу в области народного образования и педагогической науки. -Ведущим направлением научных работ было изучение особенностей осязательного восприятия слепых и зрительного восприятия слабовидящих. -Монография "Восприятие средств наглядности учащимися школ для слепых" -"Книга для учителя школы слепых"
13. Литвак Алексей Григорьевич (1937-1999) -Доктор психологических наук, профессор, ученый. -Внес огромный вклад в развитие отечественной теоретической экспериментальной тифлопсихологии. -С 1976- 1994 г. возглавляет руководство кафедрой тифло педагогики РГПУ им. Герцена. -Под его руководством разрабатываются программы обучения студентов- будущих тифлопедагогов; учебно- методические пособия. -Автор более 140 научных исследований -Учебник "Тифлопсихология", 1985 -"Психология слепых и слабовидящих"
14. Моргулис Илья Семенович   -Занимался психолого-педагогическими основами социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению; -изучением социального опыта детей с нарушениями зрения; -особенностями познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения.  
15. Муратов Ростислав Сергеевич (1907- 1983) -Доктор педагогических наук. Профессор, заведующий тифлотехнической лабораторией НИИ дефектологии АПН СССР. -В 1947 г. разработал "фотоэлектрический протез" для слепых. -Стал организатором тифлотехнологической лаборатории, которая в 1956 г. была переведена в НИИ дефектологии АПН СССР. -Автор большого количества приборов, обеспечивающих изучение слепыми и слабовидящими учебных предметов в полном объеме. -Большим успехом пользовались демонстрация возможности абсолютно слепого человека вести прицельную стрельбу в тире. -Изучал пути компенсации и коррекции дефектов зрения и применением спец.технических средств. -Удостоен большой серебряной медали ВДНХ. -Автор многих научных работ -Под его руководством был создан комплекс учебно- наглядных пособий по ряду предметов школьного курса физики, химии, географии и астрономии и методик их преподавания с использованием разрабатываемой аппаратуры.
16. Плаксина Любовь Ивановна -Доктор психологических наук, Профессор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»  
17. Сермеев Борис Васильевич (1935-2003) -Педагог, доктор биологических наук, доктор педаго­гических наук, профессор (1973). -Закончил аспирантуру Всесоюзной НИИ физкультуры (Москва, 1964). -Работал учителем физической культуры в Шиханов. сред. школе Вольского р-на Саратов. обл. (1958–61), преподавателем, стар. преподавателем, доцентом, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания Горьковского педагогического института (1964–82). -С 1982 зав. кафедрой дефектологии и физической реабилитации Одесского государственного педагогического института. - В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Физиологическая и морфологическая характеристика подвижности в суставах человека в связи с возрастом и физической тренировкой». -В 1992 защитил вторую доктор. диссертацию на тему «Теоретические основы физического воспитания аномальных детей». Автор более 240 научных работ, в т.ч. 9 монографий
18. Серпокрыл Н.В.    
19. Солнцева Людмила Ивановна (1927- 2009) - Поступила в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на очное психологическое отделение философского факультета. Училась у А. В. Запорожца,П. Я. Гальперина,А. Р. Лурии,С. Л. Рубинштейна,Б. М. Теплова,П. К. Анохина,А. Н. Леонтьева,А. А. Смирнова - Параллельно с учебой преподавала психологию и логику в девятых и десятых классах школы № 644 г. Москвы. - В 1953 г., завершив обучение в очной аспирантуре, защищает диссертацию по теме «Особенности произвольного и послепроизвольного внимания», Л. И. Солнцева некоторое время работала в справочно-библиографическом отделе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. -В 1960 году Л. И. Солнцева поступает на работу в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР в лабораторию психологии глухих. - В 1978 году защищает докторскую диссертацию на тему: «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста». - С 1979 года Л. И. Солнцева возглавляет лабораторию обучения и воспитания слепых детей Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР. - В 1988 году Л. И. Солнцева становится профессором, а в 1993 году избирается членом-корреспондентом РАО. -Л.И. Солнцева разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. -Солнцева Л.И., Семёнов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - 1989. -Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореферат дис. … д.психол.н./ 1978. -Солнцева Л.И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью. 1998 -Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. 2000.
20. Стернина Элеонора Марковна -Занималась изучением особенностей межличностных отношений слепых и слабовидящих; -занималась подготовкой педагогических кадров для работы с детьми с нарушениями зрения. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников: учебное пособие ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1980 г.
21. Феоктистова Валентина Александровна (1930- 2004) - В 1948 году поступает на дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И.Герцена. -В 1952 году окончила дефектологический факультет по специальности "тифлопедагогика и история". Ей была присвоена квалификация учителя истории в школе слепых, слабовидящих и в средней школе. -С 1952 года работает учителем в школе для детей с нарушениями зрения. -С 1954 года аспирант и ассистент кафедры тифлопедагогики ЛГПИ им А.И. Герцена. -В 1956 году защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Распознание и понимание картин и рисунков учениками 1-3-х классов школы слабовидящих». -Работая на дефектологическом факультете ЛГПИ им А.И. Герцена, активно занимается общественной деятельностью: председатель профкома факультета, член ВОС (с 1962 г.). -Являлась членом методического совета при Министерстве просвещения СССР, членом Совета по защите диссертаций, руководителем методического объединения кафедры тифлопедагогики. -С 1979 по 1987 годы – представитель СССР во Всемирном совете слепых, член Всемирной организации по благосостоянию слепых ЮНЕСКО. - Выступала на международных конференциях: Антверпен (1979), Прага (1980), Найроби (1982), Париж (1984). -С 1996-2004 годы Заведующая кафедрой общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга. Награды: Знак «Жителю блокадного Ленинграда»;Знак «Отличник просвещения СССР»;Памятная медаль Элен Келлер(1980) (США); Диплом рыцаря и Золотой крест Федерации слепых Франции за заслуги в области тифлологии (1984) "Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей".1973. " Развитие навыков общения у слабовидящих детей /под ред. Л.И.Шипицыной".2005. "Семья слепого ребёнка" //Школьный вестник.- 2003.- №1 "Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье" /науч. ред. доц. В.А.Феоктистова. 1993.

Date: 2015-10-18; view: 16890; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию