Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специалисты тифлопсихологии и тифлопедагогики, и их вклад в развитие этих наук





№ п/п ФИО ученого Достижения Научные работы
1. Брайль Луи (1809 -1852) В 1829 году разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт незрячих (шрифт Брайля). А так как он был талантливым музыкантом, Брайль кроме букв и цифр на основе тех же принципов разработал нотопись и преподавал музыку незрячим. Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837). В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.
2. Ганджий А.С.    
3. Гаюи Валентин (1745- 1822) В1784 году, в возрасте 39 лет Гаюи, уже состоявшийся на тот момент педагог, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своём же собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Гениальный учитель Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых -«унциала». Создал при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых напечатанных «унциалом» рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для слепых. В 1807 принял открыл школу для слепых в России «Очерк обучения слепых» (1780), «Зарождение, развитие и современноесостояние просвещения слепых» (1788).
4. Гордин А.Б.    
5. Гудонис Витаутас Прано В своей работе рассматривал социальные, психологические и педагогические проблемы интеграции лиц с нарушенным зрением. Приводил анализ влияния изобразительного искусства, литературы, религии на отношение к незрячим в историческом развитии. "Мотивы учения у работающей молодежи и взрослых с нарушением зрения": Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психол. наук 1979 г. Дефектологический словарь "Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением"  
6. Ермаков Виталий Павлович Доктор педагогических наук, профессор Института коррекционной педагогики Российской Академии образования, вице-президент Ассоциации деятелей науки, религии и культуры, автор более 20 книг и около 100 научных трудов, разработал систему воспитания умственно отсталых детей. Статьи автора: "Лечить, обучать и воспитывать", "Советы будущей маме" "Основы тифлопедагогики развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения" : учебное пособие для ВУЗов.
7. Земцова Мария Ивановна (1903- 1989) - Крупнейший специалист в области тифлопсихологии и тифлопедагогики, доктор педагогических наук, профессор, опубликовала свыше 100 работ по проблемам образования, воспитания, трудовой подготовки детей с нарушениями зрения, компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и слабовидении. -Проводила исследования компенсаторных процессов у слепых детей. -Защитила докторскую диссертацию «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности». -Являлась членом Всемирного Совета благосостояния слепых, а также членом Всемирного Совета по образованию лиц со зрительной недостаточностью. Она Почетный член Всероссийского общества слепых. -Являлась инициатором создания дошкольных групп в школах с дефектами зрения. -Имеет орден Трудового Красного Знамени -Медали: За доблестный труд в ВОВ; В память 800- летия Москвы; За доблестный труд (к 100- летию со дня рождения В.И. Ленина); К.Д.Ушинского (Министерство просвещения РСФСР); А.С.Макаренко (Министерство просвещения Украины); -Значки: Отличник просвещения БССР; отличник просвещения Грузии; отличник здравоохранения СССР; -почетные грамоты президента АПН СССР, Министерства социального обеспечения РСФСР, Всероссийского общества слепых. - Монография М.И. Земцовой «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности» и три сборника: «Книга для учителя школы слепых», «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих», «Дети с глубокими нарушениями зрения», вышедшие под ее редакцией – были удостоены первой премии АПН СССР. -Пособие "Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих"
8. Каплан Анна Иосифовна (1922- 1983) -С 1945 г. работала на кафедре глазных болезней Московского медицинского института. В 1951 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. Работала во врачебно-физкультурном диспансере. С 1961 г. стала научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии. В 1975 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора психологических наук по теме «Особенности цветового зрения при основных клинических формах детской слепоты». -Значимым является исследование А. И. Каплан состояния цветового зрения у детей с глубокими поражениями зрительной системы. На основе значительного экспериментального материала ей предложены критериальные коэффициенты состояния цветового зрения — коэффициент спектральной чувствительности, коэффициент чувствительности по яркости, а также коэффициент устойчивости цветоразличения. С учётом величин этих коэффициентов введена классификация, предусматривающая три формы остаточного цветового зрения. Каплан разработала экспериментальные таблицы, позволяющие исследовать цветоощущение при низком форменном зрении. "Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей". 1965. "Если ребенок плохо видит" /А. И. Каплан, Н. Г. Морозова. 1969. " Детская слепота. Цветовое остаточное зрение". 1979. "Генетические факторы как причины детской слепоты // Проблема слабовидения": ученые записки.1968. "Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением //Дефектология". 1981 "Методы исследования устойчивости и изменения формального зрения у учащихся школ слепых // Тезисы докладов 2-й республиканской научно-практической конференции по вопросам врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях органа зрения". 1963.
9. Коваленко Борис Игнатьевич (1890- 1969) -Русский тифлопедагог. Доктор педагогических наук, профессор, член- корреспондент АПН РСФСР. -В 1924 г. заведующий школы для слепых. -В 1926 г. член методической комиссии отдела социально- правовой охраны несовершеннолетних. -Читал лекции в МГПИ им. Ленина. -С 1929г. становится профессором ЛГПИ им. Герцена в Ленинграде, затем деканом факультета. -В 1944 г. член- корреспондент АПН РСФСР "Краткое руководство по совместному обучению слепых и зрячих", 1930 "Возвращение слепых к трудовой жизни", 1946 "Трудовая подготовка в школах для слепых", 1947 "Основы тифлопедагогики",1962 Разработал приборы и пособия, облегчающие жизнь слепым и слабовидящим.
10. Коваленко Н.Б.    
11. Крачковская Н.Г.    
12. Кулагин Юрий Александрович (1924- 1987) -В 1968г. защитил докторскую диссертацию, в которой глубоко и разносторонне рассмотрел теоретические аспекты проблемы изучения особенностей восприятия слепых. -занимался подготовкой кадров по дефектологии. под его руководством защищены несколько диссертаций. -Возглавлял научно-методический совет по дефектологии Министерства просвещения СССР. -Возглавлял в качестве академика- секретаря бюро отделения психологии и возрастной физиологии Президиума АПН СССР. -Участник ВОВ, был награжден орденами отечественной войны 2 степени, Красной звезды и 10 медалями за многолетнюю и плодотворную работу в области народного образования и педагогической науки. -Ведущим направлением научных работ было изучение особенностей осязательного восприятия слепых и зрительного восприятия слабовидящих. -Монография "Восприятие средств наглядности учащимися школ для слепых" -"Книга для учителя школы слепых"
13. Литвак Алексей Григорьевич (1937-1999) -Доктор психологических наук, профессор, ученый. -Внес огромный вклад в развитие отечественной теоретической экспериментальной тифлопсихологии. -С 1976- 1994 г. возглавляет руководство кафедрой тифло педагогики РГПУ им. Герцена. -Под его руководством разрабатываются программы обучения студентов- будущих тифлопедагогов; учебно- методические пособия. -Автор более 140 научных исследований -Учебник "Тифлопсихология", 1985 -"Психология слепых и слабовидящих"
14. Моргулис Илья Семенович   -Занимался психолого-педагогическими основами социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению; -изучением социального опыта детей с нарушениями зрения; -особенностями познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения.  
15. Муратов Ростислав Сергеевич (1907- 1983) -Доктор педагогических наук. Профессор, заведующий тифлотехнической лабораторией НИИ дефектологии АПН СССР. -В 1947 г. разработал "фотоэлектрический протез" для слепых. -Стал организатором тифлотехнологической лаборатории, которая в 1956 г. была переведена в НИИ дефектологии АПН СССР. -Автор большого количества приборов, обеспечивающих изучение слепыми и слабовидящими учебных предметов в полном объеме. -Большим успехом пользовались демонстрация возможности абсолютно слепого человека вести прицельную стрельбу в тире. -Изучал пути компенсации и коррекции дефектов зрения и применением спец.технических средств. -Удостоен большой серебряной медали ВДНХ. -Автор многих научных работ -Под его руководством был создан комплекс учебно- наглядных пособий по ряду предметов школьного курса физики, химии, географии и астрономии и методик их преподавания с использованием разрабатываемой аппаратуры.
16. Плаксина Любовь Ивановна -Доктор психологических наук, Профессор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»  
17. Сермеев Борис Васильевич (1935-2003) -Педагог, доктор биологических наук, доктор педаго­гических наук, профессор (1973). -Закончил аспирантуру Всесоюзной НИИ физкультуры (Москва, 1964). -Работал учителем физической культуры в Шиханов. сред. школе Вольского р-на Саратов. обл. (1958–61), преподавателем, стар. преподавателем, доцентом, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания Горьковского педагогического института (1964–82). -С 1982 зав. кафедрой дефектологии и физической реабилитации Одесского государственного педагогического института. - В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Физиологическая и морфологическая характеристика подвижности в суставах человека в связи с возрастом и физической тренировкой». -В 1992 защитил вторую доктор. диссертацию на тему «Теоретические основы физического воспитания аномальных детей». Автор более 240 научных работ, в т.ч. 9 монографий
18. Серпокрыл Н.В.    
19. Солнцева Людмила Ивановна (1927- 2009) - Поступила в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на очное психологическое отделение философского факультета. Училась у А. В. Запорожца,П. Я. Гальперина,А. Р. Лурии,С. Л. Рубинштейна,Б. М. Теплова,П. К. Анохина,А. Н. Леонтьева,А. А. Смирнова - Параллельно с учебой преподавала психологию и логику в девятых и десятых классах школы № 644 г. Москвы. - В 1953 г., завершив обучение в очной аспирантуре, защищает диссертацию по теме «Особенности произвольного и послепроизвольного внимания», Л. И. Солнцева некоторое время работала в справочно-библиографическом отделе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. -В 1960 году Л. И. Солнцева поступает на работу в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР в лабораторию психологии глухих. - В 1978 году защищает докторскую диссертацию на тему: « Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста». - С 1979 года Л. И. Солнцева возглавляет лабораторию обучения и воспитания слепых детей Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР. - В 1988 году Л. И. Солнцева становится профессором, а в 1993 году избирается членом-корреспондентом РАО. -Л.И. Солнцева разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. -Солнцева Л.И., Семёнов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности . - 1989. -Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореферат дис. … д.психол.н./ 1978. -Солнцева Л.И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью . 1998 -Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. 2000.
20. Стернина Элеонора Марковна -Занималась изучением особенностей межличностных отношений слепых и слабовидящих; -занималась подготовкой педагогических кадров для работы с детьми с нарушениями зрения. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников: учебное пособие ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1980 г.
21. Феоктистова Валентина Александровна (1930- 2004) - В 1948 году поступает на дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И.Герцена. -В 1952 году окончила дефектологический факультет по специальности "тифлопедагогика и история". Ей была присвоена квалификация учителя истории в школе слепых, слабовидящих и в средней школе. -С 1952 года работает учителем в школе для детей с нарушениями зрения. -С 1954 года аспирант и ассистент кафедры тифлопедагогики ЛГПИ им А.И. Герцена. -В 1956 году защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Распознание и понимание картин и рисунков учениками 1-3-х классов школы слабовидящих». -Работая на дефектологическом факультете ЛГПИ им А.И. Герцена, активно занимается общественной деятельностью: председатель профкома факультета, член ВОС (с 1962 г.). -Являлась членом методического совета при Министерстве просвещения СССР, членом Совета по защите диссертаций, руководителем методического объединения кафедры тифлопедагогики. -С 1979 по 1987 годы – представитель СССР во Всемирном совете слепых, член Всемирной организации по благосостоянию слепых ЮНЕСКО. - Выступала на международных конференциях: Антверпен (1979), Прага (1980), Найроби (1982), Париж (1984). -С 1996-2004 годы Заведующая кафедрой общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга. Награды: Знак «Жителю блокадного Ленинграда»;Знак «Отличник просвещения СССР»;Памятная медаль Элен Келлер(1980) (США); Диплом рыцаря и Золотой крест Федерации слепых Франции за заслуги в области тифлологии (1984) "Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей".1973. " Развитие навыков общения у слабовидящих детей /под ред. Л.И.Шипицыной".2005. "Семья слепого ребёнка" //Школьный вестник.- 2003.- №1 "Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье" /науч. ред. доц. В.А.Феоктистова. 1993.









Date: 2015-10-18; view: 873; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.021 sec.) - Пожаловаться на публикацию