Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специалисты сурдопсихологии и сурдопедагогики, и их вклад в развитие этих наук





№ п/п ФИО ученого Достижения Научные работы
Боскис Рахиль Михайловна (1902- 1976) Специалист в области детской патопсихологии, дефектологии. Исследовала значений слов у детей, лишенных слуха. Большой вклад внесен в патопсихологию детей, страдающих нарушениями речи при нормальном слухе. Установила, что письменная речь более доступна для глухого в сравнении с устной речью, поскольку она наглядна, стабильна и тем самым более благоприятна для восприятия, а буквенный состав речи дифференцирован. Важное значение для развития советской теории сурдопедагогики и сурдопсихологии имели работы Р. М. Боскис по изучению жестовой речи. «Развитие словесной речи у глухонемого ребенка»; «Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей»
Венгер Александра Абрамовна Психолог и детский дефектолог. Александра Абрамовна защитила докторскую диссертацию на степень доктора психологических наук на тему «Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых)». Работала в Институте дефектологии. Под ее руководством подготовлено более десяти кандидатских диссертаций. Параллельно (с 1983 по 1988 год) преподавала в Ленинском пединституте на факультете дефектологии. «Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности»; «Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития»; «Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об элементарных физических явлениях»
Власова Татьяна Александровна (1905- 1986) Психолог, дефектолог. Принимала участие в создании первого в нашей стране научного центра по дефектологии — «Экспериментально-дефектологического института Наркомпроса РСФСР», где заведовала отделением. Изучала проблемы комплектования и состава учащихся специальных школ, исследовала особенности психического развития детей с нарушениями слуха. По ее инициативе были широко развернуты исследования в области дошкольного воспитания и обучения аномальных детей разных категорий (с задержками психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата), изучение генетических проблем аномального развития и др. "О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка"
Выготская Гита Львовна Психолог, дефектолог, кандидат психологических наук, сотрудник НИИ дефектологии. «Обучение глухих сюжетно-ролевым играм»; «Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих детей»  
Дьячков Алексей Иванович (1900- 1968) Специализировался в области дефектологии. Ему принадлежала разработка многих принципиальных вопросов советской сурдопедагогики, в частности дидактических основ обучения глухих, особенностей развития познавательной деятельности детей с недостатками слуха, путей компенсации нарушенной слуховой функции. «Воспитание и обучение глухонемых детей»; «Системы обучения глухих детей»; «Сурдопедагогика»; А. И. Дьячковым был создан и первый учебник по методике математики для школ глухих (1953).
Зайцева Галина Лазаревна (1934- 2005) Доктор педагогических наук, профессор, исследователь жестового языка, культуры и истории глухих. Сотрудник НИИ дефектологии. Зайцева создает первую в России Билингвистическую гимназию для глухих и слабослышащих детей на базе московской школе глухих № 65. На её счету 80 научных работ по проблемам жестового языка, обучения глухих, культуре и истории глухих. Она автор знаменитой книги «Дактилология и жестовая речь»; «Словесно-жестовое двуязычие глухих»; «Система жестового общения глухих»
Занков Леонид Владимирович (1901- 1977) Отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского. В годы войны работал в нейрохирургическом госпитале, где занимался проблемой восстановления речи после черепно-мозговых ранений. Изучал особенности развития и обучения аномальных детей. Одним из первых в научном сообществе ввел для таких детей термин «задержка умственного развития..Л. В. Занков разработал эффективные ме­тоды коррекционной работы. «Память школьника» (1944 г.), «Память» (1949 г.), «Обучение и развитие» (1975 г.).
Зикеев Анатолий Георгиевич (1921- 2009) Доктор педагогических наук, ведущий научный сотруднику Института коррекционной педагогики РАО. «Развитие речи в системе специального обучения слабослышащих учащихся языку» Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школах; «Программы для школ слабослышащих и позднооглохших детей»
Зыков Сергей Александрович (1907- 1974) Сурдопедагог, доктор педагогических наук. Разработал дидактическую систему школы глухих на основе обучения словесной речи по принципу формирования речевого общения и использования предметно-практической деятельности учащихся. Разработал теорию соотношения различных форм речи в процессе обучения. «Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения»; «Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников»
Коровин Кирилл Георгиевич (1917- 2001) Выдающийся сурдопедагог, автор фундаментальных работ по обучению языку детей с нарушениями слуха, ведущий научный сотрудник института коррекционной пе­дагогики РАО, доктора педагогических наук. Трудился над созданием системы специального обучения слабослышащих и позднооглохших школьников. «Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся», Соавторство: «Формирование грамматического строя у туго­ухих учащихся» «Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования их речи», Программы и учебники по русскому языку в начальных классах школ для слабослышащих детей; Методические руководства для учителей I–VII классов школ для слабослышащих.
Корсунская Бронислава Давыдовна (1909- 1986) Выдающийся отечественный дефектолог, работала над проблемами обучения и воспитания неслышащих детей. Главным достижением было создание системы формирования словесной речи у глухих дошкольников. Б.Д.Корсунская придавала большое значение роли родителей в воспитании и обучении неслышащих. «Обучение речи глухих дошкольников» (1960). «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969). «Воспитание глухого дошкольника в семье» (1970). «Читаю сам» (1976-78) - три сборника коротких текстов и рассказов, расположенных по возрастающей степени трудности.
Леонгард Эмилия Ивановна Дефектолог, специалист по работе с глухими детьми. Эмилия Ивановна начала работать под руководством Федора Федоровича Рау. С самого начала работы ее волновала судьба маленьких глухих детей! Она консультировала родителей глухих детей и учила их заниматься своими детьми самим. Эмилия Ивановна разработала систему слуховых тренировок, методику Леонгард (обучение глухих детей речи). «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье»; «Я не хочу молчать! : опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард»;
Морозова Наталья Григорьевна (1906- 1989) советский психолог и дефектолог, ученица Выготского. Сотрудник НИИ дефектологии (заместитель директора института, заведующая лабораторией воспитания и обучения слабовидящих детей, а также лабораторией дошкольного воспитания аномальных детей, профессор-консультант). Изучала вопросы развития мотивации и интереса к учёбе у детей. Внесла вклад в изучение проблемы развития речи. Проводила психолого-педагогические исследования развития аномальных (abnormal) детей. Докторская диссертация — «Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития» (1968). Воспитание познавательных интересов у детей в семье Формирование познавательных интересов у аномальных детей.
Носкова Людмила Петровна (1933- 2006) Углубленно занималась проблемами формирования словесной речи глухих школьников, в частности, проблемой овладения грамматическим строем языка неслышащими детьми; с 1978 года назначена заведующей лабораторией воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста Под ее руководством были созданы методические пособия для учителей и воспитателей дошкольных учреждений для неслышащих детей. «Об обучении грамматике в младших классах школы для глухих детей»; «Овладение глухими школьниками структурой простого предложения»; Обучение глухих школьников грамматическому строю языка на основе структурного принципа (V–VII классы).
Нудельман М.М.   «Методы исследования воображения аномальных детей»; «Вопросы экспериментальной психологии и ее истории»; «Узнавание объекта ранее воспринятого в ситуации. О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей (сравнительный анализ)»; «Практикум по сурдопсихологии»
Пелымская Т.В. Совместно со Шматко разработали уникальный метод: «Метод проверки слуха Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской»   Соавторство: «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»; «Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом»; "Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни"; «Если малыш не слышит»
Рау Е.Ф. Дефектолог. Кандидат пед. наук, доцент. Стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольниками. По ее инициативе были открыты первые в мире ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. «О заикании детей дошкольного возраста»; «Логопедия — учебник для студентов заочников» (в соавт.).
Рау Наталия Александровна (1870- 1947) Сурдопедагог. В 1900 организовала в Москве первый в России и Европе дет. сад для глухих, в 1915 - курсы для матерей и воспитательниц глухих дошкольников (Москва). В 1915-21 инструктор дет. садов для глухих. В 1925-47 работала на дефектологич. отделении пед. ф-та 2-го МГУ Автор первого пособия по обучению и воспитанию глухих дошкольников, букварей и учебников для школ глухих. Большое внимание уделяла обучению оглохших взрослых чтению с губ, в 1922 совместно с мужем Ф. А. Рау организовала кружок беглого чтения с губ, преобразованный в 1928 в Клуб. В течение 40 лет осуществляла метод, руководство дошк. учреждениями, вела консультац. работу с родителями глухих детей. Соч.: Матерям маленьких глухонемых детей, M., 19292; Что может и должна сделать мать с только что оглохшим ребенком, М.-Л., 1931; Дошк. воспитание глухонемых, М., 1947.
Рау Федор Федорович (1910- 1977) Дефектолог, сурдопедагог. Преподавал в школе для глухонемых детей в г. Истра. Работал в области обучения глухих словесной речи, а также использования и развития остаточного слуха у глухих и слабослышащих. Особое значение для теории и практики сурдопедагогики имеет предложенный разработанный им совм. с Н. Ф. Слезиной концентрический метод обучения глухих произношению и устной речи. Соч.: Методика обучения глухонемых произношению; «Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся»
Розанова Татьяна Всеволодовна (1928- 2007) Ведущий советский психолог и дефектолог, доктор психологических наук, профессор. Изучала психологию глухих детей под руководством Ивана Михайловича Соловьева. Розановой принадлежат многие исследования в области восприятия, образной и словесной памяти, наглядного и словесно-логического мышления глухих детей. Особое внимание уделяла психолого-педагогическим вопросам усвоения математики глухими детьми. Особое внимание уделяется глухим детям, имеющим сложный дефект (кроме глухоты – умственную отсталость, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, первичную задержку психического развития). Ею опубликовано более 120 работ. Соавторство: «Психология глухих детей», «Методы изучения аномальных детей», «Изучение личности аномального ребенка», «Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом» и др.
Соловьев И.М. Советский психолог. Соловьёв доказал, что в результате систематического сурдопедагогического воздействия путь развития глухих, отходящий в первые годы своего развития от пути нормального ребёнка, изменяет направление, приближаясь к развитию нормального ребёнка. Выделил две закономерности психического развития детей с нарушениями слуха: 1 - условием успешного психического развития ребёнка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий; 2 - отличие в темпах психического развития. Дис: «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов»; Книга: «Вопросы психологии глухонемого ребенка».  
Тигранова Людмила Иосифовна Учитель школы глухонемых, учитель русского языка и литературы в средней школе. Педагог- дефектолог в психиатрической больнице им. И.М. Соловьева (детское беспокойное отделение). Логопед дошкольного обучения. Научный сотрудник сектора логопедии НИИД АПН. "Гимнастика для ума"- книга для уч-ся начальных классов. "Развитие логического мышления детей с недостатками слуха": книга для учителя Статья "Дефектология. Развитие логического мышления и познавательной активности детей с нарушением слуха" Статья "Пропедевтика формирования логических умений у детей с нарушением слуха в подготовительном классе"
Шиф Жозефина Ильинична (1904- 1978) Психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Проводила исследования под руководством Л.С. Выготского. Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников. Большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, "аграмматизмы" глухих. Почти все исследования посвящались вопросам усвоения глухими различных сторон русского языка. Ж. И. Шиф исследовала влияние словесной речи на развитие мышления глухих в процессе обучения. Одновременно она начала изучать процессы сравнения сложных объектов по сходству и различию. Ею было проведено изучение особенностей употребления глухими падежных форм. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей — педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения. "Развитие научных понятий у школьников" Основные труды: "Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками"; "Усвоение языка и развитие мышления глухих детей"; "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы" (соавтор); "Психология глухих детей" (соавт. и ред). Многие работы переведены на ряд иностр. языков.
Шматко Наталья Дмитриевна Совместно с Пелымской разработали уникальный метод: «Метод проверки слуха Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской»   Соавторство: «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»; «Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом»; "Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни"; «Если малыш не слышит»; «Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет» Книга: «Дети с отклонениями в развитии»

 










Date: 2015-10-18; view: 1804; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию