Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Специалисты, работающие с детьми с ЗПР и их вклад в развитие специальной психологии и специальной педагогики





№ п/п ФИО ученого Достижения Научные работы
1. Власова Татьяна Александровна (1905- 1986) -Выдающийся ученый- дефектолог, действительный член АПН СССР, доктор психологических наук, профессор. -Одна из основателей, затем руководитель НИИ дефектологии АПН СССР (ныне институт коррекционной педагогики). -Разрабатывала принцип дифференцированного подхода к проблеме обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями; создавала новые типы учебных учреждений (школы и классы для слабослышащих, слабовидящих, детей с ЗПР и др). -Сочинения: о влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. 1954. -основы обучения и воспитания аномальных детей. 1963. -О детях с отклонениями в развитии. 1973. -Отбор детей во вспомогательную школу. 1983. -Докторская диссертация "Экспериментальное изучение вопроса о состоянии и возможностях слуховой функции у глухих и слабослышащих детей".
2. Выготский Лев Семенович (1896- 1934) - Советскийпсихолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии .Автор литературоведческих публикаций, работ по педологииикогнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского». -В 1925 г. защитил докторскую диссертацию "Психология искусства". Было присвоено звание старшего научного сотрудника института психологии. -С 1925- 1930 г.- член Русского психоаналитического общества (РПАО). - 1929 - Международный психологический конгресс в Йельском университете; Лурия представил два доклада, один из которых - в соавторстве с Выготским; сам Выготский на конгресс не поехал. -1929, апрель -Выготский читает лекции в Ташкенте. -1930 - На VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне (23-27 апреля 1930 г.) зачитан доклад Л. С. Выготского об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях. -1930, октябрь-доклад о психологических системах: начало новой исследовательской программы -В 1931 г. проступил на учебу на медицинский факультет в Украинскую психиатрическую академию, где учился вместе с А.Р. Лурия. -1932, декабрь- доклад о сознании в Москве, формальное расхождение с группой Леонтьева в Харькове. -Автор литературоведческих публикаций , работ по педагогике и когнитивному развитию детей.
3. Лебединская Клара Самойловна (1925- 1993) - детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Г.Е. Сухаревой -За работу в 1945 г. награждена медалью «За победу над фашистской Германией». -С 1946 по 1955 год обучается в 1-ом Московском Медицинском Институте, на специальности «лечебное дело» После окончания института три года работает ординатором в Яхромской психиатрической больнице. -С 1955 по 1957 год она поступает в клиническую ординатуру МНИИ психиатрии на кафедру психозов детского возраста к Г. Е. Сухаревой. -Защищает кандидатскую диссертацию по детской психоэндокринологии, которая затем становится основой для вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания» -С 1961 по 1973 работает в Центральном Институте усовершенствования врачей. -С 1973 года возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР. -В конце 70-х -начале 80-х годов Клару Самойловну все больше интересует проблеме детского аутизма. В 1978 она создает при НИИ Дефектологии группу специалистов исследующих эту проблему и оказывающих практическую помощь детям с аутизмом. -В 1992 году К. С. Лебединская обобщает свои исследования по этому вопросу в докторской диссертации -«Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема». - монография «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания» -Ранний детский аутизм (клинико-психологическая структура, медикаментозная и психолого-педагогическая коррекция). // Сборник научных трудов / Под ред. Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. В. Лебединского. 1981. -Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией (методические рекомендации для педагогов-дефектологов, врачей вспомогательных школ). 1981. -Клиническая характеристика раннего детского аутизма. // Ранний детский аутизм / Под ред. К. С. Лебединской, С. Д. Немировской, И. Д. Лукашевой. 1981. -Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К. С. Лебединской. 1982. -Задержка психического развития у детей. // Причины аномалий развития у детей. 1984. -Ранний детский аутизм. // Причины аномалий развития у детей. 1984. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.1988. -Дети с нарушениями общения. 1989. -К. С. Лебединская, О. С. Никольская. Диагностика раннего детского аутизма. 1991.
4. Лебединский Виктор Васильевич (1927- 2008) -Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. -Основоположник нового направления психологической науки- психология аномального развития, создатель оригинальной классификации нарушений психического развития. -Диссертация " Нарушения движений и действий у больных с поражением лобных долей мозга" -научные интересы: клиническая психология, психология аномального развития, детская и подростковая психиатрия, патопсихология. -опубликовано 75 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе учебное пособие "Нарушение психического развития в детском возрасте". -Автор оригинальной клинико- психологической классификации дизонтогенеза.
5. Лубовский Владимир Иванович (1923- - Российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР (с 1989 г.). Профессор кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ , профессор дефектологического факультета. - Заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. - Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак Почета». -1951 гг. – окончил отделение психологии факультета философии МГУ им. М. В. Ломоносова. -1953 г. – начал работу в Институте дефектологии АПН РСФСР. -1975 г. – защитил докторскую диссертацию. -1986 – 1992 гг. – был директором Института дефектологии АПН РСФСР. -1992 г. – возглавил лабораторию психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогикиРоссийской академии образования.   - Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. 1963. -Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. 1978. -Обучение детей с задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. 1981. -Власова Т.А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. 1984. -Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. 1989. -Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. № 1. -Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л.И. Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов (под ред. Лубовского В.И.). 2006.
6. Марковская Инна Францевна -Отечественный врач, психиатр, нейропсихолог, кандидат медицинских наук. -Типы регуляторных нарушений при ЗПР. 2006 -Прогностическое значение комплексного клинико- нейропсихологическго исследования. -Развитие тонкой моторики рук детей с ЗПР .1999
7. Певзнер Мария Семеновна (1901- 1989) - советский ученый,врач-психиатр,психолог, дефектолог и педагог. - Получила образование на медицинском факультете МГУ (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925). - вела серьёзную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И. Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г.Ленинграде в1929 г., посвященном изучению поведения человека. -В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: «Психопатические состояния в детском возрасте». - В декабре 1960г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора. -С 1960 по 1972 г. заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, где под её руководством разрабатывалось новое направление - генетическое изучение аномальных детей. Под ее руководством и при непосредственном участии определяется новое направление отечественной педагогической науки -клиническая дефектология. Она продолжает вести большую педагогическую работу: чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов Российской Федерации и союзных республик. - неоднократно награждалась почетными грамотами АПН СССР и МО СССР; медалями: «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы». -Опубликовано 98 научных работ, из них: 16 монографий, пособий и сборников, научных трудов (2- авторские монографии, остальные книги в соавторстве с другими специалистами) -книга "Дети- олигофрены" 1959 г. Была издана в США, в Аргентине, Японии. -Издавалась за рубежом, в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции. -Ее работы пользуются огромной популярностью среди ученых- исследователей. -Созданы классификации ЗПР, олигофрении (типологии, позволяющие намечать пути коррекционной медико- психологической педагогической помощи такой категории детей) -"Учителю о детях с отклонениями в развитии", "Основы дефектологии" для педагогических вузов.  
8. Слепович Елена Самойловна (род. 1951) - Доктор психологических наук, профессор. - В 1972 г. оканчивает с отличием БГПИ им. М. Горького по специальности учитель-логопед вспомогательной школы. После этого она по распределению три года работает заведующей логопедического кабинета в г. Молодечно. - В1978 г. защищает кандидатскую диссертацию по теме "Активная речь дошкольников с задержкой психического развития". Диссертация была высоко оценена не только специальными психологами и дефектологами, но и психолингвистами. За время обучения в аспирантуре Елена Самойловна прослушала курсы психологии у таких виднейших советских психологов как А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. - Работает в Национальном институте образования по 1986 г. За это время она занимается изучением детей с задержкой психического развития и во многом благодаря ей в Республике открываются школы, работающие по специальным программам для таких детей. Также впервые в Республике была открыта экспериментальная группа для детей с задержкой психического развития на базе 235 детского сада г. Минска. В этот период был проведен ряд крупнейших исследований игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития, на основании которых разрабатывались психокоррекционные программы. -С 1986 - 1990 г. работает на кафедре олигофренопедагогики дефектологического факультета Белорусского государственного педагогического института. Позже она переходит на факультет переподготовки. - Слепович Е.С. награждена грамотой БГУ, награждена дипломом российского научно-методического журнала "Дефектология" "за подготовку нового поколения авторов из Республики Беларусь". Научные и прикладные интересы: по отраслям: специальная психология, педагогическая психология, психология развития. по предмету: игровая деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, дифференциальная диагностика отклонений в психофизическом развитии, психологическая структура задержки психического развития, аномальный ребенок в структуре семьи, практика психологической помощи детям, имеющим легкие отклонения в психофизическом развитии, подготовка психологов к работе с детьми с особенностями психофизического развития. - За время своей профессиональной деятельности ею было опубликовано более 150 работ. Из них большая часть посвящена исследованиям детей с отклонениями в психофизическом развитии. Наиболее значительная монография "Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития" (1990) была издана не только на русском языке, но и по инициативе зарубежных коллег переведена на японский. - В 1994 г. в Москве происходит защита докторской диссертации по совокупности опубликованных Слепович трудов на тему "Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте".
9. Сухарева Груня Ефимовна (1891- 1981) -Советский психиатр. - 1917- 1921 работала психиатром в Киевской психиатрической больнице. Работала в психоневрологической клинике Института охраны здоровья детей и подростков. -В 1921 году переехала в Москву, где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения для детей и подростков. - 1933-1935 г. заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и возглавляла ее до 1965 года. -С 1938-1969 г. заведующая клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР. Г.Е. Сухарева много лет была научным руководителем психиатрической больницы имени П.П. Кащенко. Являлась членом правления Всесоюзного, Всероссийского и Московского общества невропатологов и психиатров. Была председателем детской секции Московского общества невропатологов и психиатров. - Г.Е. Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных психических заболеваниях у детей и подростков. "Клиника шизофрении у детей и подростков» (1937); «Клинические лекции по психиатрии детского возраста» (1940, 1955, 1959, 1965); «Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы)»  
10. Тригер Р.Д.    
11. Ульенкова Ульяна Васильевна (род. 1929) - Советский,российскийпсихолог,доктор психологических наук(1984),профессор;Заслуженный деятель науки Российской Федерации,создатель оригинальной научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. - В 1951 году с дипломом с отличием окончила дошкольное отделение педагогического факультета Горьковского педагогического института, в 1954 г. - института. -В 1955-1959 гг. работала старшим преподавателем, заведующей кафедрой педагогики и психологии Тобольского педагогического института. С 1959 г. преподаёт в Горьковском педагогическом институте; заведовала кафедрами общей психологии (1981-1988), детской психологии (1988-1999). В настоящее время- профессор кафедры возрастной и педагогической психологии; читает курсы «Детская психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Специальная психология», «Психология человека», «Детская практическая психология», «Психодиагностика», «Психотерапия» и др. -Одновременно в 1991-2011 гг. была председателем диссертационного совета. - В 1954 г. защитила кандидатскую, в 1984 г. - докторскую диссертацию. С 1984 года руководит аспирантурой, с 2002 года - и докторантурой по специальностям 19.00.07 -педагогическая психология и 19.00.10 -коррекционная психология. -Известна как создатель оригинальной научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в комплексе «дошкольное учреждение - школа»; впервые разработала теоретические и экспериментальные подходы к решению проблемы психологической диагностики и психолого-педагогической коррекции развития дошкольников с задержкой психического развития. Обосновала содержание и методы программы коррекционно-развивающей работы в условиях диагностическо- коррекционных групп детского сада. - Под её руководством защищено более 60 кандидатских и 7 докторских диссертаций. -Автор более 200 научных работ, в том числе 10 монографий. -Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности шестилетних детей : Учеб. пособие к спецкурсу для студентов пед. фак. по спец. «Дошк. педагогика и психология». 1984 - О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития : Учеб. пособие. 1980. -Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними .1983. -Шестилетние дети с задержкой психического развития. 1990 -Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031900 - Специальная психология, 032000 - Специальная дошкольная педагогика. 2002.  
12. Шевченко Светлана Гавриловна -Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО -Автор специальной программы обучения детей с ЗПР, где предусмотрены предметы, отсутствующие в программе массовой школы. -Коррекционно- развивающее обучение: организационно педагогические аспекты. 1999 -Диагностика и коррекция ЗПР у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно- развивающего обучения. 2001 -Обучение детей с ЗПР. -Статьи: Новое в коррекционно- развивающем обучении детей с трудностями в обучении; Обучение детей с ЗПР. -Пособие для дефектологов и воспитателей д/с "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР."
13. Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) - В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена. С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. - В 1932 г. стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. - В 1938-1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.). - В 1953 г. он стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР. Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников. - Учение об условных рефлексах. 1931 -Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. 1951 -Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте/Под ред. Д. Б. Эльконина. 1957 -Развитие речи в дошкольном возрасте. 1958; -Детская психология. М., 1960; Букварь (экспериментальный). 1961 -Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. 1962 -Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. 1964 -Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. Возрастные возможности усвоения знаний. 1966 -Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. 1967 -Психология обучения младшего школьника. 1974 -Как учить детей читать. 1976 -Психология игры. 1978.

 








Date: 2015-10-18; view: 554; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию