Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специалисты, работающие с детьми с ЗПР и их вклад в развитие специальной психологии и специальной педагогики





№ п/п ФИО ученого Достижения Научные работы
1. Власова Татьяна Александровна (1905- 1986) -Выдающийся ученый- дефектолог, действительный член АПН СССР, доктор психологических наук, профессор. -Одна из основателей, затем руководитель НИИ дефектологии АПН СССР (ныне институт коррекционной педагогики). -Разрабатывала принцип дифференцированного подхода к проблеме обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями; создавала новые типы учебных учреждений (школы и классы для слабослышащих, слабовидящих, детей с ЗПР и др). -Сочинения: о влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. 1954. -основы обучения и воспитания аномальных детей. 1963. -О детях с отклонениями в развитии. 1973. -Отбор детей во вспомогательную школу. 1983. -Докторская диссертация "Экспериментальное изучение вопроса о состоянии и возможностях слуховой функции у глухих и слабослышащих детей".
2. Выготский Лев Семенович (1896- 1934) - Советскийпсихолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии .Автор литературоведческих публикаций, работ по педологииикогнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского». -В 1925 г. защитил докторскую диссертацию "Психология искусства". Было присвоено звание старшего научного сотрудника института психологии. -С 1925- 1930 г.- член Русского психоаналитического общества (РПАО). - 1929 - Международный психологический конгресс в Йельском университете; Лурия представил два доклада, один из которых - в соавторстве с Выготским; сам Выготский на конгресс не поехал. -1929, апрель -Выготский читает лекции в Ташкенте. -1930 - На VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне (23-27 апреля 1930 г.) зачитан доклад Л. С. Выготского об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях. -1930, октябрь-доклад о психологических системах: начало новой исследовательской программы -В 1931 г. проступил на учебу на медицинский факультет в Украинскую психиатрическую академию, где учился вместе с А.Р. Лурия. -1932, декабрь- доклад о сознании в Москве, формальное расхождение с группой Леонтьева в Харькове. -Автор литературоведческих публикаций, работ по педагогике и когнитивному развитию детей.
3. Лебединская Клара Самойловна (1925- 1993) - детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Г.Е. Сухаревой -За работу в 1945 г. награждена медалью «За победу над фашистской Германией». -С 1946 по 1955 год обучается в 1-ом Московском Медицинском Институте, на специальности «лечебное дело» После окончания института три года работает ординатором в Яхромской психиатрической больнице. -С 1955 по 1957 год она поступает в клиническую ординатуру МНИИ психиатрии на кафедру психозов детского возраста к Г. Е. Сухаревой. -Защищает кандидатскую диссертацию по детской психоэндокринологии, которая затем становится основой для вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания» -С 1961 по 1973 работает в Центральном Институте усовершенствования врачей. -С 1973 года возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР. -В конце 70-х -начале 80-х годов Клару Самойловну все больше интересует проблеме детского аутизма. В 1978 она создает при НИИ Дефектологии группу специалистов исследующих эту проблему и оказывающих практическую помощь детям с аутизмом. -В 1992 году К. С. Лебединская обобщает свои исследования по этому вопросу в докторской диссертации -«Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема». - монография «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания» -Ранний детский аутизм (клинико-психологическая структура, медикаментозная и психолого-педагогическая коррекция). // Сборник научных трудов / Под ред. Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. В. Лебединского. 1981. -Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией (методические рекомендации для педагогов-дефектологов, врачей вспомогательных школ). 1981. -Клиническая характеристика раннего детского аутизма. // Ранний детский аутизм / Под ред. К. С. Лебединской, С. Д. Немировской, И. Д. Лукашевой. 1981. -Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К. С. Лебединской. 1982. -Задержка психического развития у детей. // Причины аномалий развития у детей. 1984. -Ранний детский аутизм. // Причины аномалий развития у детей. 1984. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.1988. -Дети с нарушениями общения. 1989. -К. С. Лебединская, О. С. Никольская. Диагностика раннего детского аутизма. 1991.
4. Лебединский Виктор Васильевич (1927- 2008) -Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. -Основоположник нового направления психологической науки- психология аномального развития, создатель оригинальной классификации нарушений психического развития. -Диссертация " Нарушения движений и действий у больных с поражением лобных долей мозга" -научные интересы: клиническая психология, психология аномального развития, детская и подростковая психиатрия, патопсихология. -опубликовано 75 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе учебное пособие "Нарушение психического развития в детском возрасте". -Автор оригинальной клинико- психологической классификации дизонтогенеза.
5. Лубовский Владимир Иванович (1923- - Российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР (с 1989 г.). Профессор кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ, профессор дефектологического факультета. - Заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. - Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак Почета». -1951 гг. – окончил отделение психологии факультета философии МГУ им. М. В. Ломоносова. -1953 г. – начал работу в Институте дефектологии АПН РСФСР. -1975 г. – защитил докторскую диссертацию. -1986 – 1992 гг. – был директором Института дефектологии АПН РСФСР. -1992 г. – возглавил лабораторию психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогикиРоссийской академии образования.   - Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. 1963. -Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. 1978. -Обучение детей с задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. 1981. -Власова Т.А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. 1984. -Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. 1989. -Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. № 1. - Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л.И. Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов (под ред. Лубовского В.И.). 2006.
6. Марковская Инна Францевна -Отечественный врач, психиатр, нейропсихолог, кандидат медицинских наук. -Типы регуляторных нарушений при ЗПР. 2006 -Прогностическое значение комплексного клинико- нейропсихологическго исследования. -Развитие тонкой моторики рук детей с ЗПР.1999
7. Певзнер Мария Семеновна (1901- 1989) - советский ученый,врач-психиатр,психолог, дефектолог и педагог. - Получила образование на медицинском факультете МГУ (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925). - вела серьёзную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И. Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г.Ленинграде в1929 г., посвященном изучению поведения человека. -В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: «Психопатические состояния в детском возрасте». - В декабре 1960г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора. -С 1960 по 1972 г. заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, где под её руководством разрабатывалось новое направление - генетическое изучение аномальных детей. Под ее руководством и при непосредственном участии определяется новое направление отечественной педагогической науки -клиническая дефектология. Она продолжает вести большую педагогическую работу: чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов Российской Федерации и союзных республик. - неоднократно награждалась почетными грамотами АПН СССР и МО СССР; медалями: «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы». -Опубликовано 98 научных работ, из них: 16 монографий, пособий и сборников, научных трудов (2- авторские монографии, остальные книги в соавторстве с другими специалистами) -книга "Дети- олигофрены" 1959 г. Была издана в США, в Аргентине, Японии. -Издавалась за рубежом, в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции. -Ее работы пользуются огромной популярностью среди ученых- исследователей. -Созданы классификации ЗПР, олигофрении (типологии, позволяющие намечать пути коррекционной медико- психологической педагогической помощи такой категории детей) -"Учителю о детях с отклонениями в развитии", "Основы дефектологии" для педагогических вузов.  
8. Слепович Елена Самойловна (род. 1951) - Доктор психологических наук, профессор. - В 1972 г. оканчивает с отличием БГПИ им. М. Горького по специальности учитель-логопед вспомогательной школы. После этого она по распределению три года работает заведующей логопедического кабинета в г. Молодечно. - В1978 г. защищает кандидатскую диссертацию по теме "Активная речь дошкольников с задержкой психического развития". Диссертация была высоко оценена не только специальными психологами и дефектологами, но и психолингвистами. За время обучения в аспирантуре Елена Самойловна прослушала курсы психологии у таких виднейших советских психологов как А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. - Работает в Национальном институте образования по 1986 г. За это время она занимается изучением детей с задержкой психического развития и во многом благодаря ей в Республике открываются школы, работающие по специальным программам для таких детей. Также впервые в Республике была открыта экспериментальная группа для детей с задержкой психического развития на базе 235 детского сада г. Минска. В этот период был проведен ряд крупнейших исследований игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития, на основании которых разрабатывались психокоррекционные программы. -С 1986 - 1990 г. работает на кафедре олигофренопедагогики дефектологического факультета Белорусского государственного педагогического института. Позже она переходит на факультет переподготовки. - Слепович Е.С. награждена грамотой БГУ, награждена дипломом российского научно-методического журнала "Дефектология" "за подготовку нового поколения авторов из Республики Беларусь". Научные и прикладные интересы: по отраслям: специальная психология, педагогическая психология, психология развития. по предмету: игровая деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, дифференциальная диагностика отклонений в психофизическом развитии, психологическая структура задержки психического развития, аномальный ребенок в структуре семьи, практика психологической помощи детям, имеющим легкие отклонения в психофизическом развитии, подготовка психологов к работе с детьми с особенностями психофизического развития. - За время своей профессиональной деятельности ею было опубликовано более 150 работ. Из них большая часть посвящена исследованиям детей с отклонениями в психофизическом развитии. Наиболее значительная монография "Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития" (1990) была издана не только на русском языке, но и по инициативе зарубежных коллег переведена на японский. - В 1994 г. в Москве происходит защита докторской диссертации по совокупности опубликованных Слепович трудов на тему "Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте".
9. Сухарева Груня Ефимовна (1891- 1981) -Советский психиатр. - 1917- 1921 работала психиатром в Киевской психиатрической больнице. Работала в психоневрологической клинике Института охраны здоровья детей и подростков. -В 1921 году переехала в Москву, где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения для детей и подростков. - 1933-1935 г. заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и возглавляла ее до 1965 года. -С 1938-1969 г. заведующая клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР. Г.Е. Сухарева много лет была научным руководителем психиатрической больницы имени П.П. Кащенко. Являлась членом правления Всесоюзного, Всероссийского и Московского общества невропатологов и психиатров. Была председателем детской секции Московского общества невропатологов и психиатров. - Г.Е. Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных психических заболеваниях у детей и подростков. "Клиника шизофрении у детей и подростков» (1937); «Клинические лекции по психиатрии детского возраста» (1940, 1955, 1959, 1965); «Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы)»  
10. Тригер Р.Д.    
11. Ульенкова Ульяна Васильевна (род. 1929) - Советский,российскийпсихолог,доктор психологических наук(1984),профессор;Заслуженный деятель науки Российской Федерации,создатель оригинальной научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. - В 1951 году с дипломом с отличием окончила дошкольное отделение педагогического факультета Горьковского педагогического института, в 1954 г. - института. -В 1955-1959 гг. работала старшим преподавателем, заведующей кафедрой педагогики и психологии Тобольского педагогического института. С 1959 г. преподаёт в Горьковском педагогическом институте; заведовала кафедрами общей психологии (1981-1988), детской психологии (1988-1999). В настоящее время- профессор кафедры возрастной и педагогической психологии; читает курсы «Детская психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Специальная психология», «Психология человека», «Детская практическая психология», «Психодиагностика», «Психотерапия» и др. -Одновременно в 1991-2011 гг. была председателем диссертационного совета. - В 1954 г. защитила кандидатскую, в 1984 г. - докторскую диссертацию. С 1984 года руководит аспирантурой, с 2002 года - и докторантурой по специальностям 19.00.07 -педагогическая психология и 19.00.10 -коррекционная психология. -Известна как создатель оригинальной научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в комплексе «дошкольное учреждение - школа»; впервые разработала теоретические и экспериментальные подходы к решению проблемы психологической диагностики и психолого-педагогической коррекции развития дошкольников с задержкой психического развития. Обосновала содержание и методы программы коррекционно-развивающей работы в условиях диагностическо- коррекционных групп детского сада. - Под её руководством защищено более 60 кандидатских и 7 докторских диссертаций. -Автор более 200 научных работ, в том числе 10 монографий. -Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности шестилетних детей: Учеб. пособие к спецкурсу для студентов пед. фак. по спец. «Дошк. педагогика и психология». 1984 - О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития: Учеб. пособие. 1980. -Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними.1983. -Шестилетние дети с задержкой психического развития. 1990 -Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031900 - Специальная психология, 032000 - Специальная дошкольная педагогика. 2002.  
12. Шевченко Светлана Гавриловна -Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО -Автор специальной программы обучения детей с ЗПР, где предусмотрены предметы, отсутствующие в программе массовой школы. -Коррекционно- развивающее обучение: организационно педагогические аспекты. 1999 -Диагностика и коррекция ЗПР у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно- развивающего обучения. 2001 -Обучение детей с ЗПР. -Статьи: Новое в коррекционно- развивающем обучении детей с трудностями в обучении; Обучение детей с ЗПР. -Пособие для дефектологов и воспитателей д/с "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР."
13. Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) - В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена. С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. - В 1932 г. стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. - В 1938-1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.). - В 1953 г. он стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР. Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников. - Учение об условных рефлексах. 1931 -Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. 1951 -Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте/Под ред. Д. Б. Эльконина. 1957 -Развитие речи в дошкольном возрасте. 1958; -Детская психология. М., 1960; Букварь (экспериментальный). 1961 -Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. 1962 -Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. 1964 -Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. Возрастные возможности усвоения знаний. 1966 -Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. 1967 -Психология обучения младшего школьника. 1974 -Как учить детей читать. 1976 -Психология игры. 1978.

 

Date: 2015-10-18; view: 14336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию