Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема социализации в интерпретации А. К. ГастеваМного споров вызвала в 20-е годы педагогическая концепция Центрального института труда (ЦИТ), лидером и ведущим теоретиком которой был известный революционер, общественный деятель и поэт, рабочий-металлист, ставший затем экономистом-аналитиком, А. К. Гастев. Главная идея концепции ЦИТа — «социальный инженеризм». А. К. Гастев считал, что времена «школьной классической педагогии» прошли, педагогика должна строиться на анализе новейших производственных форм организации труда: новый тип личности следует «проектировать», «конструировать», экспериментально испытывать и производить из «неорганизованного человеческого сырья» [98, с. 5—6]. По его мнению, человек труда — профессионал, носитель широкой трудовой культуры, формируется не в результате интуитивных поисков воспитателей на основе инерции гуманитарного мышления, а в современно организованном общении с машиной. Речь у него идет о формировании «психологии работающего человека» с помощью индустрии. Называя воспитание «машинизмом», он по существу характеризует процесс социализации, причем в ее формальных аспектах, так как решающую роль здесь, по его мнению, играет объективная система «организационно-вещевых средств», учебно-производственная среда, обезличенные предписания, а не «субъективное искусство» педагога. Эта интерпретация А. К. Гастевым проблемы социализации личности (хотя термин этот он не употребляет) становится понятной, если обратиться к разработанному им «установочному методу». Под установкой он имел в виду формирование ценностных ориентации личности, системы «предписаний», «рефлексов», приемов и навыков, объединенных в динамические комплексы движений и доведенных до автоматизма. А. К. Гастев выделил три основные группы установок: культурные (совокупность социально и производственно ценных качеств личности); психо-физиологические (реакции и состояния организма под воздействием определенных предписаний); организационно-волевые (совокупность организационных и технических факторов, заводская среда в целом). Опираясь на исследования в области физиологии, рефлексологии, психологии, педологии, но несколько упрощенно их толкуя, он считал, что, «машинизируя» воспитание, следует ориентироваться на универсальную формулу — РУОК (расчет — установка — обработка — контроль). «Идеалом нашего замысла является то, чтобы устранить всякое непосредственное субъектное воздействие инструктора, педагога, техника или организатора и построить такого рода установочный автомат, который смог бы своей установкой вызвать те или иные реакции и постепенно, незаметно для рабочего вводил бы его в совершенно натуральный производственный процесс» [97, с 18-19]. Бесспорно, такая абсолютизация технического фактора формирования личности, прямое противопоставление «установочного метода» идее всестороннего развития личности не могли не вызвать острых дискуссий, резких отрицательных оценок и критики. Но ее авторы, и прежде всего сам А. К. Гастев, были убеждены, что новая трудовая школа не должна существовать в виде некоей оранжереи. У нее серьезные задачи социализировать молодое поколение в новую профессиональную, организаторскую и трудовую культуру социализма. ВКЛАД С. Т. ШАЦКОГО В ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Значительный вклад в изучение социальной среды детей как фактора их социализации в педагогике 20-х годов принадлежит С. Т. Шацкому. Осмысление педагогического наследия С. Т. Шацкого дает основание считать его одним из основоположников социальной педагогики в России. В курсе лекций по педагогике, прочитанном им в 1928—1929 годах студентам подтехникума, С. Т. Шацкий выделяет одну из главных, по его мнению, проблем — педагогику среды. Традиционная педагогика всегда имела дело с организованным педагогическим процессом в семье и в школе. Но на деле «мы имеем две системы воспитания: школу и окружающую жизнь» [458, с. 419]. По убеждению С. Т. Шацкого, в окружающей жизни происходит активный педагогический процесс (он его именует «большой педагогический процесс» или «массовый стихийный педагогический процесс»), результатом которого становятся устойчивые навыки, необходимые именно для данной среды, например, деревенской, пролетарской. «Педагогика окружающей среды, которая награждает ученика мыслями, вкусами, интересами, известным здоровьем, известным умением работать, умением обращаться с разнообразным материалом и инструментами — весь этот огромный и весьма ценный воспитательный фактор должен быть нами весьма серьезно принят во внимание» [458, с. 427]. Школа, как специально организованный институт воспитания, должна не только не отгораживаться от влияний среды или тем более бороться с ними (что, по мнению С. Т. Шацкого, почти бесполезно), а, напротив, должна входить с ней в органическую связь. Используя естественнонаучное сравнение, он очень образно рисует механизм такой связи школы и среды: школа — своеобразный «социальный фермент», «задачей которого является урегулировать, перевести в другое состояние тот массовый педагогический процесс, который развивается вокруг школы,— значит между школой и средой должны возникнуть взаимоотношения обмена: среда действует на школу, школа на основании этого воздействия изменяет свою работу и, в свою очередь, действует на окружающую среду с целью поддерживать в ней положительные тенденции воспитания и бороться с отрицательными» [458, с. 423]. Эта идея нашла свое отражение в содержании программ детских садов и школ, входивших в состав 1-й опытной станции по народному образованию. В программе Государственного ученого совета (ГУСа), в разработке которой участвовал С. Т. Шацкий, также был реализован обоснованный им «принцип локальности», то есть соответствия обучения местным условиям, связи его с организацией хозяйства местного края, реальным бытом. «Все предметы домашнего обихода, уход за животными, за помещением, обращение с одеждой, отношение к свету, теплу, воздуху — все эти вещи, поскольку они сами приучают ребят ими пользоваться, являются дидактическим материалом, который гораздо более реален, чем дидактический материал школы с ее тетрадками, перьями и ручками и так далее; это есть материал, взятый непосредственно из жизни» [458, с. 445]. Но установка на взаимодействие школы и среды предполагала и особую, более демократическую организацию учебных занятий в школе, разнообразное общение в «детском сообществе» и со взрослыми, чтобы искусственно не отделять школьную работу от реальной жизни. «Педагогика среды», по мысли С. Т. Шацкого, требует серьезного изучения и учета важнейших факторов, которые формируют устойчивые формы поведения человека, то есть социализируют его. Он выделяет три основные группы факторов. Первая группа — экономические и бытовые условия жизни, в которых происходит формирование личности ребенка. Природное окружение, жилище, пища, одежда, свет, тепло, то есть то, что принято называть бытовыми условиями, С. Т. Шацкий считает важными педагогическими средствами. В этой же роли выступают разнообразные материалы, инструменты, окружающие ребенка и включенные в его деятельность. Вторая группа — психолого-педагогические факторы: педагогический процесс в школе, влияние личности учителя и педагогически организованного общения с товарищами. Третья группа — факторы свободного естественного воздействия на ребенка взрослых и сверстников в семье, в живом общении. «Для того, чтобы урегулировать человеческую жизнь, мы должны заняться серьезно самыми разнообразными сторонами нашего воспитания... Мы должны быть убеждены в том, что при помощи сознательной регулировки этих факторов (выделено нами — Н. Г.), при изменении методов, программы мы сделаем вклад в новую жизнь» [458, с. 410-411]. В своих работах С. Т. Шацкий использует понятие «социальная наследственность», имея в виду традиции, обычаи, привычки, взгляды в окружающей ребенка среде. Они передаются из поколения в поколение и оказывают сильное социокультурное воздействие на личность ребенка, являясь важной частью его «житейского образования». «Если рассматривать процесс воспитания как постепенное овладение средствами приспособления к окружающей среде, то очевидно, что жизнь, как она идет, в ее общих чертах, сложившихся в течение длительного периода, должна была выработать устойчивые формы приспособления» [459, с. 41]. С. Т. Шацкий пытается соотнести процессы социализации («приспособление к окружающей среде») и воспитания (процесс овладения средствами социализации). Он замечает, что даже в самых ранних формах «приспособления к среде» в младенчестве ребенок действует и познает себя. Эти два начала — собственная деятельность и познание себя — становятся плотью его жизненного опыта еще задолго до систематического обучения и специально организованного педагогического воздействия. Вот почему, считает С. Т, Шацкий, так ценна для воспитания сама детская жизнь и жизнь вообще в детском преломлении. Исследователи 1-й опытной станции по народному образованию под руководством С. Т. Шацкого искали способы, которые позволили бы описать и объяснить своеобразие детского видения мира, различия в восприятии жизни у детей разного возраста и взрослых. Например, независимо друг от друга дети и родители отвечали на одни и те же вопросы, касающиеся бытовой жизни семьи и ее режима (когда ребенок ложится спать, сколько часов спит, убирает ли за собой постель, чистит ли одежду, сколько раз в день ест). Письменные ответы детей и их родителей сопоставлялись с непосредственным наблюдением учителя. Большое значение С. Т. Шацкий придавал детским сочинениям как средству изучения социального опыта детей, «Мы изучаем среду через детей, в детском освещении, преломленную сквозь детскую призму. Вот для этого мы и ставим перед собой как исходную проблему нашей педагогической работы содержание детского опыта, который ребенок уже приобрел, охраняя себя, трудясь, ища средства для выражения вовне своей внутренней жизни, размышляя и вращаясь в обществе детей и взрослых» [457, с. 94]. Сочинения, которые С. Т. Шацкий и его коллеги-учителя проводили в школе, условно делились на две группы: первая — те, в которых дети выражали свои впечатления от природы, описывали деревенские пейзажи, свои переживания в природе; вторая группа — те, в которых дети рассказывали о своей детской жизни в ее свободных проявлениях, о школе и о своем восприятии взрослых, их поступков в различных обстоятельствах жизни. С. Т. Шацкий призывал педагогов ценить детскую жизнь, стремиться ее понять, даже если она разворачивается в причудливых и наивных детских описаниях. Без этого самое существенное начало в социальной педагогике — детский опыт — останется тайной за семью печатями. Он был убежден, что «главная работы школы — работа над тем материалом, который дает детская жизнь, а ее цель — содействовать тому, чтобы дети жили лучше, т. е. полнее, шире, здоровее в личном и общественном отношении. Тогда школа действительно будет нужна детям, нужна, как воздух, которым они дышат» [459, с. 85]. Остается только сожалеть, что так ярко обозначенные в 20-е годы в творчестве С. Т. Шацкого основы социальной педагогики скоро, уже в начале 30-х годов, утратили свое значение, так как школа стремительно становилась сосредоточием всех функций формирования «нового человека» и в законодательном порядке отвечала перед государством не только за уровень образования, но и за формирование всего мира ценностей своих воспитанников. Школа в условиях тоталитаризма гипертрофировала свои воспитательные и социализирующие функции, стремясь подчинить своему влиянию микросоциум школьников (семью, референтные группы), взять под контроль коммуникативные факторы социализации. Идеи С. Т. Шацкого о «педагогике среды» в этих условиях не могли быть востребованы. ■
|