Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из риторических сочинений М. В. Ломоносова§ 1. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово. § 2. К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое — природные дарования, второе наука, третье — подражание авторов, четвертое — упражнение в сочинении, пятое — знание других наук. § 3. Природные дарования разделяются на душевные и телесные. Душевные дарования, а особливо остроумие и память к получению сего искусства, столь необходимо нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земле, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно. И для того Аполлоний Алабенденский, славный в древних временах красноречия учитель, по свидетельству Цицеронову, тех, которые от родителей своих к нему в училище присылались, в самом начале учения природную остроту прилежно рассматривал и которых приметил к тому быть неспособных назад отсылал, чтобы они напрасными трудами себя не изнуряли. Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово пред народом говорить должно. § 4. Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию. Они должны быть: первое — кратки, чтобы не отяготить памяти многим изусть учением, а особливо тем, чему легче можно с примеров научиться, нежели по правилам; второе — порядочны, для того, чтобы они были вразумительны и тем к научению способственны; третье — удовольствованы примерами, которые бы показывали самую оных силу для яснейшего их понятия и для способнейшего своих примеров против оных сочинений. Мы будем стараться, чтобы в настоящем нашем предприятии поступить по сим требованиям. § 5. Изучению правил следует подражание авторов, в красной речи славных, которое учащимся едва не больше нужно, нежели сами лучшие правила. Всяк знает, что и в художествах того миновать нельзя, например: кто учится живо-пиству, тот старается всегда иметь у себя лучшие рисунки и картины славных мастеров и, к ним применяясь, достигнуть совершенства в том художестве. Крас- 18 норечие, коль много превышает прочие искусства, толь больше требует и подра-жания знатных авторов. § 7. Материя риторическая есть все, о чем говорить можно, т.е. все извест-ные вещи в свете, откуда явствует, что ежели кто имеет большее познание на-стоящих и прешедших вещей, т.е. чем искуснее в науках, у того больше есть изо-билие материи к красноречию. Итак, учащиеся оному великое будут иметь в сво-ем искусстве вспоможение, ежели они обучены по последней мере истории и нра-воучению... § 94. Хотя доводы и довольны бывают к удостоверению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вскоренилось. Мало есть таких людей, которые могут поступать по рассужде-нию, преодолев свои склонности. Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону или не утолит противных. § 95. А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит об-стоятельно знать нравы человеческие, должно самым искусством чрез рачитель-ное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сер-дец человеческих. Из сих источников почерпнул Демосфен всю свою силу к возбу-ждению страстей, ибо он немалое время у Платона учился философии, а особливо нравоучению, также и Цицерон оттуда же имел чрезвычайную свою власть над сердцами слушателей, которой и самые жестокие нравы не могли про-тивиться. Для сего предлагаются здесь правила к возбуждению страстей, которые по большей части из учения о душе и из нравоучительной философии происхо-дят. § 96. Страстию называется сильная чувственная охота или неохота, соеди-ненная с необыкновенным движением крови и жизненных духов, причем всегда бывает услаждение или скука. В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия. § 97. Что до состояния самого ритора надлежит, то способствует к возбуж-дению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его на-род любит за его заслуги; 3) ежели он сам туже страсть имеет, которую в слуша-телях возбудить хочет, а не притворно их страстями учинить намерен, ибо он то-гда не токмо словом, но и видом и движением действовать будет; 4) ежели он знатен породой или чином; 5) с важностью знатного чина и породы купно немало помогает старость, которой честь и повелительство некоторым образом дает сама натура. Довольно было Августу к внезапному усмирению замешательства, учи-нившегося между знатными молодыми дворянами, сказать: «Слушайте, молодые люди, старика, которого во младости старики слушали».
|