Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Ф. Кони





Среди блестящих ораторов—русских юристов второй половины XIX века чаще всего выделяют А. Ф. Кони, публичные выступления которого не только потрясали своей убедительностью, красноречием слушателей того времени, но и сегодня его наставления-рекомендации по ораторскому мастерству зву­чат весьма актуально.

Чтобы в совершенстве овладеть приемами публичного выступления, по мнению А. Ф. Кони, нужно знать предмет, о котором говоришь. в точности и подробности, выясняя себе вполне его положительные и отрицательные свой­ства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью и богатством, своеобразными оборотами, причем, конечно, к этому знанию от­носится и знакомство с сокровищами родной литературы; нужно быть искрен-нем.

А. Ф. Кони высоко ценил устное слово, публичное выступление и даже считал, что «изустное слово плодотворнее письменного». Он придавал исклю­чительно большое значение ораторскому мастерству, особенно в процессе ведения судебных заседаний. «Лучшие из наших судебных ораторов, — писал А. Ф. Кони, — поняли, что в стремлении к истине всегда самые глубокие мысли сливаются с простейшим словом. Слово — одно из величайших орудий челове­ка. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказан­ное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говоря­щего и ослеплять его и окружающих своим блеском»36.

Из «Советов лекторам» 37

Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи. Привлечь внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. Внимание всех вооб­ще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно, переживал и испы­тал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны привлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к месту, ни к делу (но на самом деле связанная со всей ре­чью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.

Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и со­образить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не поме­ченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с ре­чью. Эта работа целиком творческая...

Вторая задача лектора —удержать внимание аудитории. Раз внимание воз­буждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется дви­жение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь.

Удержать и даже увеличить внимание можно:

1) краткостью,

2) быстрым движением речи,

3) краткими освежающими отступлениями.

26


Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при десяти минутах может казаться длинной, утомительной.

Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А. П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжигает речь, что делает ее «предлинновенной», что нару-шает второе требование — быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Все неважное — вы-брасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Крат-кость — сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно не-много, а мыслей, чувств, эмоций — много.

Date: 2015-10-18; view: 488; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию