Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания 3 page





Главной целью нашей было дать учащемуся юношеству такое пособие по оте­чественной истории, которое, дополняя и освещая факты, изложенные в обще­употребительных учебниках, давало бы по возможности более живое представле­ние о внутреннем строе жизни и быте наших предков... При соблюдении последне­го условия нам, понятно, нельзя было избежать сухих страниц, на которых говорится по большей части о внешних фактах немногим более, чем в общеприня­тых руководствах: опустить эти страницы — значило бы нарушить связь, весьма важную в историческом изложении, а развивать подробнее — значило бы дать кни­ге слишком уж большой объем и сделать ее менее доступной для учащихся (книга наша и так вышла значительно больше предполагаемых размеров).

И далее:

Особое внимание обратили мы на изложение, старались по мере сил достиг­нуть возможно большей простоты и чистоты языка, чтобы наша книга, хотя по со­держанию и рассчитана преимущественно на учащееся юношество, в большинстве рассказов была доступна всякому грамотному человеку (Сиповский В.Д. Род­ная старина. — М., 1993. — С. 6).

Хорошие слова и хорошо сказаны. Под ними может подписать­ся любой автор, пишущий для молодежи, для учащихся, для тех, наконец, кто озабочен риторической и ораторской культурой; каж­дый из любителей русского красноречия, озабоченный, в частности, становлением риторики и как учебного предмета в нашей совре­менной школе — в целом.

В хрестоматии представлена в изложении В.Д. Сиповского одна из труднейших страниц нашей отечественной истории: религиозное противостояние между русскими и поляками, между православием и католицизмом, между Россией и Польшей, которое особенно яр­ко проявилось в Западной Руси и Литве, сосредоточившись во Львове и вокруг этого города. Вспомним, что отголоски этих давних событий дают знать о себе и сегодня, через более чем пятьсот лет после того, как они потрясали собою народы, страны, церковь и множество отдельных людей, выступающих как на той, так и на другой стороне, пострадавших и погибших в вихре исследуемых со­бытий.

СОКРАТ (469-399 до н.э.) –

великий афинский философ, величайший мыслитель человечества, в юности ваятель (скульптор), чему он научился у своего отца. Внешне был чрезвычайно некрасив (похож на старого сатира Селе­на — веселого, пьяного, лысого, коротконогого, с сильным и мощ­ным торсом, физически очень здорового и выносливого).

Он ходил по улицам и беседовал с прохожими, со своими уче­никами (но термин «ученик» он не принимал, полагая, что недос­таточно мудр, чтобы иметь «учеников», а вместо слова «ученик» выражался иносказательно — «люди, беседующие со мной»), со­гражданами, стараясь способствовать их нравственному и интеллек­туальному развитию, ратуя против ложных знаний и ложного пони­мания вещей. Он не оставил никакой школы, не оставил письмен­ного наследия, а учил на площадях, отвечая на вопросы желающих и задавая вопросы любому встречному.

В своих размышлениях Сократ отводит центральное место чело­веческому поведению. Душа является вместилищем личного интел­лекта и характера, поэтому Сократ видел свое предназначение в за­боте о душе и стремился сделать ее как можно лучше.

Мы знаем о содержании его «занятий» со слов Платона и, час­тично, со слов Ксенофонта (Ксенофонт написал, в частности, «Воспоминания о Сократе»). У Сократа была жена — Ксантиппа, и если он — олицетворение ума, мудрости, честности, справедливости и многих других высоких человеческих качеств, то она — символ ворчливости, мелочности и склочности...

Прямота суждений Сократа, его выдающийся интеллект сыска­ли ему немало врагов, которые обвинили его во всех возможных смертных человеческих грехах (разврат юношества, отречение от го­сударственной религии и пр.). После открытого судебного разбира­тельства он был приговорен к смерти и мужественно выпил чашу с ядом, отказавшись от побега, на чем настаивали его друзья.

Так закончил свой жизненный путь один из самых идеальных людей земли и граждан своей страны.

Итак, Сократ считал, что высшая добродетель человека — зна­ние, или мудрость, путь достижения — самопознание, а средство овладения знаниями — система вопросов, наводящих «беседующих» на верное понимание «истинного блага» — истины. Главная цитата из Сократа звучит так:

Единственное, что Сократ знал окончательно — это то, что он ничего не знал окончательно.

ТОЛСТОЙ Михаил Владимирович (1812—1896) —

граф, дальний родственник Льва Николаевича Толстого. Он знаменит не этим родством, а тем, что стал одним из наиболее ярких духовных писателей России, автором многих книг по ис­тории Русской церкви. Среди них одно из первых мест занимает «История Русской церкви», которая была любимым чтением в домашнем кругу и пользовалась большей популярностью, чем иные тома, имевшие в списках своих авторов имена прослав­ленных отечественных историков.

Это тем более так, поскольку история Русской Церкви была неотделима от истории всего Российского государства и от по­вседневной жизни русского народа во всех его бытовых, духов­ных и социальных проявлениях. В предисловии к этой книге Наместник Спасо-Преображенского Валаамского Ставропиги-ального монастыря Игумен Андроник пишет:

«История Русский церкви» М.В. Толстого написана церковно и научает цер­ковности. История церкви — это описание ее святости и благочестия, открываю­щихся в ее подвижниках. Естественно нам поэтому от церковного историка ожи­дать «по тщательном исследовании всего сначала», как пишет евангелист Лука (Лк. 1, 3), а прежде всего благочестивого повествования о событиях: чтобы мы узнали твердое основание церковного учения (Лк. 1, 4). Такие повествования церковь преимущественно заключала в круг Четий-Миней, подчеркивая равно­ценность различных временных отрезков перед вечностью. Но и хронологическое («от сотворения мира»), по годам («полетное») изложение всегда признавалось церковью имеющим свой смысл и значение... М.В. Толстой в своей «Истории...» следует традициям как церковного летописания, так и житейного повествования и потому читатель получает от его книги и исторические познания, и благочестивое назидание. (См.: Толстой М.В. История Русской церкви. Изд. Спасо-Валаамского монастыря, 1991. — С. 5, 6).

Таким образом, для хрестоматии отрывок из этой книги, кроме двух служб, отмеченных Игуменом Андроником, сослу­жит еще одну, для нас немаловажную — покажет стиль и манеру написания и говорения на церковые темы, покажет те оратор­ские приемы, которые используются для бесед на эти святые для всех верующих темы. Наш выбор пал на небольшой по объему отрывок, посвященный самой начальной фазе становления пра­вославия на Руси: «Святой равноапостольный великий благо­верный князь Владимир, по святом крещении Василий». (Год его рождения неизвестен — умер в 1015 г.).

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (3 января 106—7 декабря 43 до н.э.) —

самый знаменитый оратор Древнего мира, нередко упоминаемый по любому риторическому поводу. Этот выдающийся оратор и государ­ственный деятель Древнего Рима, теоретик и практик красноречия, автор философских работ, оставил глубокий след в риторике.

В одной из наиболее полных книг о Цицероне есть такие слова:

Цицерон

... приступил к трактату «Об ораторе». Он знал, что до сего времени ни один римлянин не владел словом с таким совершенством, как он (Грималь П. Цице­рон. - М., 1991, ЖЗЛ. - С. 272).

А несколькими строками ниже П. Грималь пишет:

Ведь красноречие — не только важное слагаемое общественной жизни, но также ее форма, а подчас и движущая сила. Поэтому обращаться с ним следует су­губо осторожно. Платон указывал на опасности, которые таит красноречие, но ка­кой он сделал вывод? Он отрицал это искусство искусств, отказывался от него. Од­нако греческие полисы не могли жить без дискуссий и споров, без речей, убеждаю­щих граждан в разумности тех или иных решений, и выводы Платона на практике не осуществлялись... Цицерон же утверждает, что... надо научить граждан пра­вильно им (красноречием) пользоваться.

Главный труд Цицерона о красноречии так и называется —«Об ораторе». В этой книге два главных персонажа: 1) философская и риторическая культура автора и 2) его собственный практический ораторский, государственный и философский опыт. Но Цицерон сам писал о себе, что в начале выступления он нередко терялся, на­чинал заикаться и забывал нить речи.

По велению Антония (Марк Антоний — триумвир, современник Цезаря, родился около 83 г. — кончил самоубийством в 30 г. до н.э.) Марк Туллий Цицерон был убит. Но Рим помнит до сих пор, что во время борьбы с Катилиной, который организовал заговор против Цезаря, а затем покушался на жизнь Цицерона, Цицерону был дан титул «Отец Отечества». Цицерон заслужил этот титул не оружием, не войнами, не даром полководца, а только тем, что вла­дел словами, да еще умел расставить их в таком порядке, который обеспечивал ему победу над любым противником, кем бы этот про­тивник ни был в жизни и в государстве. В риторике Цицерон был неподражаем и непобедим.

В хрестоматии представлена его инвектива против Гая Саллюстия Криспа. Читать обе инвективы лучше, сравнивая их между собой.

Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окру­жающих своим блеском.

А. Кони

Верно определяйте слова и вы осво­бодите мир от половины недоразумений.

Р. Декарт

Словарь

Словарь делится на три части, граница между которыми ус­ловна, тем не менее она может быть определена тем, что первая и вторая части относятся в наибольшей степени к практике красноречия, а третья связана с именами собственными. В словаре использованы общепринятые сокращения. Если термин имеет несколько значений в различных облас­тях человеческих знаний, то в этом списке указывается только его значение, имеющее отношение к культуре, языкознанию, риторике.

Красноречие — это поэзия прозы.

У. Брайан

Техника речи/ Лекиф

АББРЕВИАТУРА (итал.), со­кращение, употребительное в устной речи, например, вуз (выс­шее учебное заведение).

АБРАКАДАБРА (греч.), непонят­ный набор слов, бессмыслица.

АД ЛИБИТУМ (лат.), по желанию, на выбор, свободно, т.е. такая ма­нера речи, когда оратор свободно пользуется всеми ее богатствами.

АКЦЕНТ (лат.), ударение в слове, во фразе, выделение какой-нибудь части речи, обращение внимания аудитории.

АЛЛЕГОРИЯ (греч.), иносказа­ние, выражение отвлеченного по­нятия при помощи конкретного образа, например, в баснях: Лиса — «хитрость». Волк — «жадность».

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат.), повторе­ние одинаковых или похожих зву­ков, например, «Мой милый маг, моя Мария» (В. Брюсов).

АЛОГИЗМ (греч.), нелогичность речи, высказывания.

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат.), нако­пление нескольких сходных опре­делений, усиливающих характери­стику явления (личности), напри­мер, «он храбрый, отважный, мужественный человек».

АМПЛУА (франц.), роль, род за­нятий, для оратора — та особен­ность облика, которую он берет на себя перед аудиторией, высту­пая, например, «как товарищ», «как ментор», «как руководитель», «как критик», «как судья» и пр.

АНАГРАММА (греч.), переста­новка букв в слове для образова­ния другого слова, например, «то­пор — ропот», «куб — бук», «сук — суп — зуб».

АНАДИПЛОСИС (греч.), стили­стическая фигура, смысл которой в том, что отрезок речи начинает­ся словами, которыми заканчива­ется предыдущий, например, «Го­лова болит, мало можется. Мало можется, нездоровится» (народная песня).

АНАКОЛУФ (греч.), стилистиче­ская фигура, состоящая в нару­шении грамматической или логи­ческой правильности речи, на­пример, «Признаюсь, удивился, как дубиной, пардон, по лбу». Здесь грубовато-алогичный и на­пыщенный подтекст прямой речи создает дополнительный колорит самого персонажа.

АНАФОРА (греч.), повторение в начале фраз одних и тех же слов, звуков, например, «Али я тебя не холю? Али ешь овса не вволю?» (А.С. Пушкин). Противоположный оборот называется «эпифора», по­вторение конечных частей фраз.

АНТИТЕЗА (греч.), противопос­тавление понятий, схем, точек зрения, событий и пр., например, «Кто был ничем, тот станет всем».

АНТОНИМЫ (греч.), слова, имею­щие противоположное значение, например, «твердый — мягкий», «дорого — дешево», «болезнь — здоровье», «большой — малень­кий».

АНТОНОМАЗИЯ (греч.), замена имен собственных на нарицатель­ные (или наоборот), например: «Крез» — «богач», «Геркулес» — «сильный», «силач», «Цицерон» — «красноречивый», «оратор». АПОСТРОФА (греч.), ораторский прием (фигура), представляющая собой обращение к лицу отсутст­вующему, как к присутствующему, или к неодушевленному предмету, как к одушевленному, например, «Ветер, ветер, ты могуч...».

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат.), работа ор­ганов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необхо­димая для произнесения опреде­ленного звука, слова.

АСИНДЕТОН (греч.), бессоюзие, стилистическая фигура, заклю­чающаяся в опущении союзов для усиления речи, например, «при­шел, увидел, победил», «не сидел, не стоял, не лежал, даже не бе­гал». Противоположная фигура — «полисиндетон».

АТТИЦИЗМ (греч.), утонченность и образность речи, свойственная жителям Аттики (в Древней Гре­ции) в период ее наибольшего расцвета. Отсюда выражение «ат­тическая соль» — тонкая насмеш­ка, образная острота, желательная в любом ораторском выступлении.

БЕССОЮЗИЕ - см. Асиндетон

ГИПЕРБАТОН (греч.), стили­стическая фигура, которая со­стоит в изменении естественного порядка слов и отдалении их друг от друга некоторыми вставными словами: «В восторге только музы томном» (Г.Р. Державин). Слово «только» — вставное, характери­зующее «гипербатон».

ГИПЕРБОЛА (греч.), оборот ре­чи, состоящий в чрезмерном преувеличении, для создания более полного (сильного) впечатле­ния, например, «безбрежное мо­ре», «пот катился градом». (В русской литературе встречается написание этого термина как гипербола»). Противоположное значение — «Литота».

ГОЛОС, совокупность звуков, раз­личных по силе, высоте, тембру, — основное ораторское средство достижения цели в процессе ри­торического (ораторского) высту­пления. Мужские голоса: тенор (самый высокий), бас (низкий), баритон (средний между ними), женские: сопрано (высокий), мец­цо-сопрано (низкий).

ГРАДАЦИЯ (лат.), или «нанизы­вание»: постепенный переход от одного состояния к другому при нарастании качества (или наобо­рот) для усиления эффекта речи, например, «победил, разгромил, уничтожил».

ГРАССИРОВАТЬ (франц.), невыговаривание звука «р», непривыч­ное для русской речи произнесе­ние его картаво, «картавить».

ДЕКЛАМАЦИЯ (лат.), упраж­нение в ораторском произ­ношении, искусство выразитель­ного чтения (речи) вслух, а мо­жет быть и малосодержательная, напыщенная речь, выступление оратора и пр.

ДИАЛОГ (греч.), беседа между двумя лицами, основная форма ораторской деятельности при от­ветах на вопросы.

ДИГРЕССИЯ (лат.), отступление, отклонение от темы выступле­ния.

ДИКЦИЯ (лат.), произношение, манера, с которой оратор произ­носит звуки, слоги, слова и фразы в ходе выступления.

ИДИОМА (греч.), словосоче­тание, свойственное данно­му языку, например, «бить бак­луши», «спустя рукава», «попасть в просак».

ИМПРОВИЗИРОВАТЬ (итал.), произносить речь без видимой подготовки, как правило, опира­ясь на свой предыдущий оратор­ский опыт.

ИНВЕКТИВА (лат.), речь с бра­нью, с оскорблениями в чей-нибудь адрес.

ИНВЕРСИЯ (лат.), перестановка слов в предложении с целью из­менить оттенки смысла фразы, например, «Завтра лекция в шесть часов» и «Завтра лекция часов в шесть». В первом примере — вре­мя начала фиксировано, во вто­ром — оно приблизительно.

ИНТОНАЦИЯ (лат.), тон речи, повышение и понижение голоса оратора (для выражения просьбы, гнева, жалости, усталости, радости и пр.).

ИПЕРБОЛА — см. Гипербола.

ИРОНИЯ (греч.), тонкая скрытая насмешка, в стилистике — речевой оборот, в котором слова противо­речат смыслу, например, «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — слова Лисы, обращенные к Ослу (И.А. Крылов).

КАКОФОНИЯ (греч.), звуча­ние, неприятное для слуха. Иногда может использоваться для исправления ошибок в речи орато­ра с учетом недостатков, выявлен­ных в примерах какофонии, по принципу: «Так делать не нужно!».

КАЛАМБУР (франц.), игра слов, основанная на их сходном звуча­нии, например: «Осип охрип, а Архип осип».

КАТАХРЕЗА (или катахрезис) (греч.), соединение противоречи­вых или несовместимых понятий, например: «красные чернила», «ужасно обрадовался».

КЛАУЗУЛА (лат.), конец речевого отрезка, звуковой или стилисти­ческой форме которого оратор придает особо важное значение исходя из собственных творческих замыслов, желая придать клаузуле наиболее эффектную форму.

КОНТАМИНАЦИЯ (лат.), вклю­чение подробностей одного собы­тия в изложение другого, «лири­ческое отступление» от основной темы выступления.

КОНТРАДИКЦИЯ (лат.), проти­воречие в суждении, противоре­чивое высказывание, противоре­чие вообще.

КОПИРОВАТЬ (лат.), подражать, стараться не отступить от образца, сделать копию (копия — запас, множество).

КУЛЬМИНАЦИЯ (лат.), наибо­лее напряженный момент речи, сравнения, доказательства, свя­занный с ее содержанием, с логи­кой изложения.

ЛАКОНИЗМ (греч.), краткое и четкое выражение своих мыс­лей, что (по преданию) умели де­лать жители Лаконии (Спарта).

ЛЕКИФ (лат.), термин Марка Тул­лия Цицерона для обозначения любых приемов, способствующих украшению речи (анафора, рито­рический вопрос и др.). В перво­начальном смысле — небольшой изящный сосуд (флакончик) для благовоний (розового масла).

ЛЕКСИКОН (греч.), словарь, за­пас слов, которым владеет отдель­ный человек; принято считать, что для туриста нужно знание около полутора тысяч слов на языке страны пребывания, для чтения га­зеты — до 4—5 тыс. слов, для чте­ния художественной литературы — до 10 тыс. и более. Если сред­ний словарь содержит в себе око­ло 100 тыс. слов, то мало читаю­щий человек оперирует, как пра­вило, в повседневной жизни примерно двумя-четырьмя про­центами лексикона.

ЛИТОТА (литотес) (греч.), оборот речи, обратный гиперболе — пре­уменьшение значения явления, со­бытия и пр., например: «мальчик-с-пальчик», «корова ростом с козу».

ЛОГОГРИФ (греч.), игра, в ходе которой получается несколько слов при перестановке или при выбра­сывании отдельных букв из дан­ного слова, например: «крона, Рона, она, на».

ЛОГОПАТИЯ (греч.), пороки ре­чи, например, заикание, шепеля­вость, картавость и пр.

ЛОГОПЕДИЯ (греч.), наука и приемы для исправления логопа­тии.

МАНЕРА (франц.), отличи­тельная черта стиля орато­ра, его особенности при говоре­нии, в умении держаться на три­буне.

МЕДИТАТИВНАЯ (лат.) речь, речь, способствующая раздумию, размышлениям, например, у А.С. Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»

МЕТАБАЗИС (лат.), софистиче­ский прием в споре, связанный с отклонением от обсуждаемого во­проса и подменой его другим во­просом (тезисом), например: «В огороде бузина, а в Киеве — дядько» (как принято говорить в таких случаях).

МЕТАЛЕПСИС (лат.), перенос значения слова по части на целое, например: «Как десять жатв про­шло, взята пространная Троя» (т.е. по слову «жатва» подразуме­вается «лето», а по «лету» — це­лый «год»). Следовательно, нужно понимать: «Как десять лет про­шло, взята пространная Троя». Но первый вариант оригинальнее по стилю, в нем использован реже встречающийся оборот.

МЕТАФОРА (греч.), всякое ино­сказание, употребление слова или выражения в переносном смысле по сходству или по контрасту, на­пример: «говор волн», «восковая келья» (улей). Метафора наиболее часто используется в ораторской деятельности.

МЕТОНИМИЯ (греч.), оборот речи (троп), основанный на заме­не одного слова другим при обыг­рывании смежности двух поня­тий. Например: «лес поет» (вме­сто — «поют птицы в лесу»),

«читать Пушкина» («читать про­изведения А.С. Пушкина»).

МНОГОСОЮЗИЕ, см. Полисиндетон.

МОНОЛОГ (греч.), речь одного лица, выступление оратора перед аудиторией, процесс речи одного человека, непрерывное выступле­ние по данной теме.

МУЛЬТИЛОГ, беседа между не­сколькими людьми, групповое об­суждение проблемы, круговое вы­сказывание по теме (тезису), вы­явление различных точек зрения.

НЮАНС (франц.), "оттенок, едва заметный переход в ин­тонациях, в темпе, в тембре и т.п., который может быть заметен понимающему человеку, сведу­щему в риторике, специалисту.

НЮАНСИРОВАТЬ (франц.), от­тенять деталями, делать в речи едва заметные переходы, отступления, пояснения, ценимые знатоками, оттачивать тончайшие особенности (детали).

ОКСИМОРОН (греч. - остро­умно-глупое), стилистический оборот, состоящий в подчеркнутом соединении противоположностей, несоединимых слов, например, «Живой труп» — Л.Н.Толстого, «Жар холодных чисел» — А. Блок. Его можно сравнить с катахрезой.

ОМОНИМЫ (греч.), слова с оди­наковым звучанием, но разным значением, например, «коса» (для сенокоса) и «коса» (из волос).

ОМОФОНЫ (греч.), слова с оди­наковым звучанием, но с разным написанием и разным значением, например, «плот» и «плод».

ОРАТОР (лат.), умеющий гово­рить «красно», влияющий на ау­диторию, умеющий убедить ее.

ОРИС (лат.), рот. От этого слова происходят слова «оратор», «ора­торский», «оранта» и др.

ОРФОЭПИЯ (греч.), образцовое литературное произношение, изу­чение правил и практики пра­вильного произношения.

ПАРАДИГМА (греч. - при­мер, образец), в языкозна­нии система форм одного слова по присущим ему категориям, обра­зец типа склонения или спряжения, например, «я хочу», но «мы хотим» или «я могу», но «мы можем».

ПАРАЛЛЕЛИЗМ, сходное распо­ложение двух действий, двух сю­жетов, например, «В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут» (А.С. Пушкин).

ПАРАЛОГИЗМ (греч.), ложное умозаключение в результате не­преднамеренной логической ошиб­ки, случайное (досадное) наруше­ние законов мышления.

ПАРИРОВАТЬ (франц.), отражать доводы противника при обсужде­нии проблемы, при ответах на во­просы. Для успешного решения такой задачи нужно заранее опре­делять возможные выпады против­ника и готовить наиболее удачные ответы.

ПАРАНОМАЗИЯ (греч.), стили­стическая фигура обыгрывания нескольких созвучных слов, но разных по значению, например: «Он не глух, а глуп», «Ты сер, а я, приятель, сед».

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (франц.), деле­ние фразы на самые краткие от­

резки, отделяемые голосом, пау­зами друг от друга, например: «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» (П.Г. Антокольский). Каждое сло­во становится отдельным предло­жением.

ПАССАЖ (франц.), отдельное яр­кое место в тексте, в речи.

ПАРАФРАЗА (греч.), адаптация, сокращенное изложение больших худ. произведений.

ПЕРИФРАЗ (гоеч.), передача смыс­ла другими словами, замена пря­мого названия описанием для большей наглядности, эмоциональ­ности, точности, например: вме­сто «он пошел к себе домой» (фраза безликая) лучше сказать: «старик поплелся в свою каморку» (конечно, с учетом ее реального содержания).

ПЛЕОНАЗМ (греч.), многосло­вие, стилистический прием, со­держащий однозначные и как бы излишние слова, например: «тем­ный мрак», «я плачу и проливаю слезы», «во саду ли, в огороде», «тройка мчится, тройка скачет».

ПОЛЕМИКА (греч.), спор в печа­ти, на собрании по проблеме, по теме, по вопросу между двумя или несколькими ораторами.

ПОЛИСИНДЕТОН (греч.), многосоюзие, т.е. стремление к мно­гократному использованию сою­зов, например, у А.С. Пушкина: «И плащ, и стрела, и лукавый кинжал...» Противоположное зна­чение — Асиндетон.

ПРОКЛИТИКА (греч.), безудар­ное слово, стоящее перед удар­ным, например, в словах «подо мною» — первое слово не несет на себе ударения и является «проклитикой», второе слово на­ходится под ударением. Проти­воположное значение — Энкли­тика.

РЕЗОНЕР (франц.), человек, любящий вести длинные ре­чи, рассуждения, преимуществен­но нравоучительного характера, говорить нудно и неинтересно.

РЕПЛИКА (франц.), краткое воз­ражение, быстрый ответ, замеча­ние с места по ходу выступления оратора.

РЕФРЕН (франц.), повторяющая­ся несколько раз мысль, фраза, строчка, стремление вернуться к чему-нибудь.

РЕЧЬ, речевая деятельность, сред­ство общения между людьми, ре­зультат этой деятельности (произ­ведения).

РИТМ (греч.), чередование более быстрых и более медленных мест в ораторской речи. Скорость форму­лирования отдельной мысли,, абза­ца, доказательства, примера — это темп. Как правило, в риторике ис­пользуется термин «темпо-ритм». У опытного оратора темпо-ритм бывает индивидуальным, харак­терным для него.

РИТОРИКА (греч.), теория крас­норечия, наука об ораторском ис­кусстве.

СИМПЛОКА (греч.), стилисти­ческая фигура повторения, со­стоящая в том, что два отрезка ре­чи имеют сходные начала и окон­чания, например, «Или ты меня не знал, или я тебя не знал».

СИНЕКДОХА (греч.), стилистиче­ский оборот использования части (меньшего) вместо целого (большего, или наоборот), на­пример, «пропала моя головуш­ка» вместо «я пропал» или «за­щита требует оправдания подсу­димого» вместо «защитник тре­бует...» или «к нему и птица не летит и зверь не идет» вместо «птицы» и «звери».

СИНОНИМЫ (греч.), слова, раз­ные по звучанию, но близкие по значению, например, базар, ры­нок, ярмарка.

СКАНДИРОВАТЬ (лат.), громко и отчетливо произносить слово, слова, фразы, разделяя их на сло­ги, можно использовать как трени­ровочное упражнение для совер­шенствования техники оратор­ской речи.

СОЛЕЦИЗМ (греч.), неправиль­ный языковый оборот, не нару­шающий смысла высказывания, иногда используется для создания стилистического эффекта, характе­ристики действующего лица, на­пример, «Сколько время?». С точ­ки зрения норм литературного русского языка так сказать нельзя, нужно: «Который час?». Следова­тельно, данный пример характе­ризует малую риторическую куль­туру говорящего.

СОФИЗМ (греч.), умышленно ложное построение умозаключе­ния, основанное на двусмыслен­ности понятий, на выхватывании отдельных сторон рассматривае­мого явления. Случайная, непре­думышленная логическая ошибка — паралогизм.

СОФИСТ (греч.), оратор, поль­зующийся софистикой, не стре­мящийся к постижению истины.

СОФИСТИКА (греч.), рассужде­ние, основанное на преднамерен­ном нарушении законов логики (употребление софизмов).

СТИЛЬ (лат.), совокупность основ­ных отличительных особенностей в манерах, в приемах, в логике орато­ра во время его выступления. С античных времен в стиле раз­личаются два основных направления: а) аттическое, характерное точным, сжатым и кратким изложением во­проса, и б) азианическое, предпола­гающее рассказ подробный, с откло­нениями, афоризмами, намерение не столько сообщить, сколько — взвол­новать. В крайних случаях аттическое направление вырождалось в сухой, бледный, нудный пересказ, а азиани­ческое — в краснобайство и болтовню без элементарного плана и смысла, в разговоры «ни о чем». Плиний Млад­ший предпочитал «смешанный стиль». Очевидно, что в наше время следует избегать любых риторических крайно­стей при выработке своего собствен­ного стиля. Сторонники аттического стиля (в литературе еще встречается термин «аттикизм») считали азианизм «пор­чей» классического греческого стиля под «азиатским влиянием».

СРАВНЕНИЕ, ораторский прием, слово или выражение, содержа­щее уподобление одного предмета (явления, события, персонажа и пр.) другому, одной ситуации — другой, нередко связывающее их словами «как», «как будто», «вро­де» и т.п. Например, «он работает, как негр», «был голодный, как волк», «устал, как собака», «избит, словно солома».

СХОЛАСТИКА (лат.), абстракт­ные бесплодные рассуждения, формальные высказывания, ото­рванные от жизни, в ораторской практике — сухое, неинтересное выступление лектора.

СЮЖЕТ (франц.), совокупность явлений, фактов, характеров, ко­торые в сумме своей могут быть темой для выступления оратора, послужить основной для подго­товки плана для выступления.

ТАВТОЛОГИЯ - (греч.), соче­тание и повторение одних и тех же близких по смыслу слов. Иногда используется как оратор­ский прием для объяснения труд­ного доказательства, сложного тео­ретического материала в надежде на то, что аудитория лучше усвоит излагаемое.

ТЕЗИС (греч.), положение, ут­верждение, которое ритор или оратор намерен доказать, защи­тить или опровергнуть. ТЕМП, см. Ритм.

ТЕХНИКА РЕЧИ, совокупность приемов, применяемых в ходе устного выступления, практиче­ское владение этими приемами.

ТИРАДА (франц.), часть речи, длинная фраза, произнесенная в приподнятом тоне, яркая репли­ка, запоминающееся место в вы­ступлении.

ТОН (греч.), степень напряжен­ности голоса оратора, его оттенки и особенности, присущие только данному человеку.

ТОПИКА (греч.), общее место в речи, избитое место в системе до­казательств. В риторике Древнего мира — учение о разработке об­щих закономерностей, основных положений при подготовке вы­ступления, общих приемов подхо­да к теме. Этим термином назы­вается один из логических тракта­тов Аристотеля.

ТРАКТОВАТЬ (лат.), толковать, обсуждать, излагать тему, вопрос, проблему, тезис.

ТРОП (греч.), слово или фраза в переносном значении, например, метафора, синекдоха, аллегория, гипербола, литота и др.

ФАКТ (лат.), твердо установ­ленное основание, на кото­ром строятся доказательство, рас­суждение, теория.

ФАКТОР (лат.), причина, движу­щая сила, лежащая в основе со­бытия, явления, ставшая сюжетом для оратора

Date: 2015-10-18; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию