Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания 3 pageГлавной целью нашей было дать учащемуся юношеству такое пособие по отечественной истории, которое, дополняя и освещая факты, изложенные в общеупотребительных учебниках, давало бы по возможности более живое представление о внутреннем строе жизни и быте наших предков... При соблюдении последнего условия нам, понятно, нельзя было избежать сухих страниц, на которых говорится по большей части о внешних фактах немногим более, чем в общепринятых руководствах: опустить эти страницы — значило бы нарушить связь, весьма важную в историческом изложении, а развивать подробнее — значило бы дать книге слишком уж большой объем и сделать ее менее доступной для учащихся (книга наша и так вышла значительно больше предполагаемых размеров). И далее: Особое внимание обратили мы на изложение, старались по мере сил достигнуть возможно большей простоты и чистоты языка, чтобы наша книга, хотя по содержанию и рассчитана преимущественно на учащееся юношество, в большинстве рассказов была доступна всякому грамотному человеку (Сиповский В.Д. Родная старина. — М., 1993. — С. 6). Хорошие слова и хорошо сказаны. Под ними может подписаться любой автор, пишущий для молодежи, для учащихся, для тех, наконец, кто озабочен риторической и ораторской культурой; каждый из любителей русского красноречия, озабоченный, в частности, становлением риторики и как учебного предмета в нашей современной школе — в целом. В хрестоматии представлена в изложении В.Д. Сиповского одна из труднейших страниц нашей отечественной истории: религиозное противостояние между русскими и поляками, между православием и католицизмом, между Россией и Польшей, которое особенно ярко проявилось в Западной Руси и Литве, сосредоточившись во Львове и вокруг этого города. Вспомним, что отголоски этих давних событий дают знать о себе и сегодня, через более чем пятьсот лет после того, как они потрясали собою народы, страны, церковь и множество отдельных людей, выступающих как на той, так и на другой стороне, пострадавших и погибших в вихре исследуемых событий. СОКРАТ (469-399 до н.э.) – великий афинский философ, величайший мыслитель человечества, в юности ваятель (скульптор), чему он научился у своего отца. Внешне был чрезвычайно некрасив (похож на старого сатира Селена — веселого, пьяного, лысого, коротконогого, с сильным и мощным торсом, физически очень здорового и выносливого). Он ходил по улицам и беседовал с прохожими, со своими учениками (но термин «ученик» он не принимал, полагая, что недостаточно мудр, чтобы иметь «учеников», а вместо слова «ученик» выражался иносказательно — «люди, беседующие со мной»), согражданами, стараясь способствовать их нравственному и интеллектуальному развитию, ратуя против ложных знаний и ложного понимания вещей. Он не оставил никакой школы, не оставил письменного наследия, а учил на площадях, отвечая на вопросы желающих и задавая вопросы любому встречному. В своих размышлениях Сократ отводит центральное место человеческому поведению. Душа является вместилищем личного интеллекта и характера, поэтому Сократ видел свое предназначение в заботе о душе и стремился сделать ее как можно лучше. Мы знаем о содержании его «занятий» со слов Платона и, частично, со слов Ксенофонта (Ксенофонт написал, в частности, «Воспоминания о Сократе»). У Сократа была жена — Ксантиппа, и если он — олицетворение ума, мудрости, честности, справедливости и многих других высоких человеческих качеств, то она — символ ворчливости, мелочности и склочности... Прямота суждений Сократа, его выдающийся интеллект сыскали ему немало врагов, которые обвинили его во всех возможных смертных человеческих грехах (разврат юношества, отречение от государственной религии и пр.). После открытого судебного разбирательства он был приговорен к смерти и мужественно выпил чашу с ядом, отказавшись от побега, на чем настаивали его друзья. Так закончил свой жизненный путь один из самых идеальных людей земли и граждан своей страны. Итак, Сократ считал, что высшая добродетель человека — знание, или мудрость, путь достижения — самопознание, а средство овладения знаниями — система вопросов, наводящих «беседующих» на верное понимание «истинного блага» — истины. Главная цитата из Сократа звучит так: Единственное, что Сократ знал окончательно — это то, что он ничего не знал окончательно. ТОЛСТОЙ Михаил Владимирович (1812—1896) — граф, дальний родственник Льва Николаевича Толстого. Он знаменит не этим родством, а тем, что стал одним из наиболее ярких духовных писателей России, автором многих книг по истории Русской церкви. Среди них одно из первых мест занимает «История Русской церкви», которая была любимым чтением в домашнем кругу и пользовалась большей популярностью, чем иные тома, имевшие в списках своих авторов имена прославленных отечественных историков. Это тем более так, поскольку история Русской Церкви была неотделима от истории всего Российского государства и от повседневной жизни русского народа во всех его бытовых, духовных и социальных проявлениях. В предисловии к этой книге Наместник Спасо-Преображенского Валаамского Ставропиги-ального монастыря Игумен Андроник пишет: «История Русский церкви» М.В. Толстого написана церковно и научает церковности. История церкви — это описание ее святости и благочестия, открывающихся в ее подвижниках. Естественно нам поэтому от церковного историка ожидать «по тщательном исследовании всего сначала», как пишет евангелист Лука (Лк. 1, 3), а прежде всего благочестивого повествования о событиях: чтобы мы узнали твердое основание церковного учения (Лк. 1, 4). Такие повествования церковь преимущественно заключала в круг Четий-Миней, подчеркивая равноценность различных временных отрезков перед вечностью. Но и хронологическое («от сотворения мира»), по годам («полетное») изложение всегда признавалось церковью имеющим свой смысл и значение... М.В. Толстой в своей «Истории...» следует традициям как церковного летописания, так и житейного повествования и потому читатель получает от его книги и исторические познания, и благочестивое назидание. (См.: Толстой М.В. История Русской церкви. Изд. Спасо-Валаамского монастыря, 1991. — С. 5, 6). Таким образом, для хрестоматии отрывок из этой книги, кроме двух служб, отмеченных Игуменом Андроником, сослужит еще одну, для нас немаловажную — покажет стиль и манеру написания и говорения на церковые темы, покажет те ораторские приемы, которые используются для бесед на эти святые для всех верующих темы. Наш выбор пал на небольшой по объему отрывок, посвященный самой начальной фазе становления православия на Руси: «Святой равноапостольный великий благоверный князь Владимир, по святом крещении Василий». (Год его рождения неизвестен — умер в 1015 г.). ЦИЦЕРОН Марк Туллий (3 января 106—7 декабря 43 до н.э.) — самый знаменитый оратор Древнего мира, нередко упоминаемый по любому риторическому поводу. Этот выдающийся оратор и государственный деятель Древнего Рима, теоретик и практик красноречия, автор философских работ, оставил глубокий след в риторике. В одной из наиболее полных книг о Цицероне есть такие слова: Цицерон ... приступил к трактату «Об ораторе». Он знал, что до сего времени ни один римлянин не владел словом с таким совершенством, как он (Грималь П. Цицерон. - М., 1991, ЖЗЛ. - С. 272). А несколькими строками ниже П. Грималь пишет: Ведь красноречие — не только важное слагаемое общественной жизни, но также ее форма, а подчас и движущая сила. Поэтому обращаться с ним следует сугубо осторожно. Платон указывал на опасности, которые таит красноречие, но какой он сделал вывод? Он отрицал это искусство искусств, отказывался от него. Однако греческие полисы не могли жить без дискуссий и споров, без речей, убеждающих граждан в разумности тех или иных решений, и выводы Платона на практике не осуществлялись... Цицерон же утверждает, что... надо научить граждан правильно им (красноречием) пользоваться. Главный труд Цицерона о красноречии так и называется —«Об ораторе». В этой книге два главных персонажа: 1) философская и риторическая культура автора и 2) его собственный практический ораторский, государственный и философский опыт. Но Цицерон сам писал о себе, что в начале выступления он нередко терялся, начинал заикаться и забывал нить речи. По велению Антония (Марк Антоний — триумвир, современник Цезаря, родился около 83 г. — кончил самоубийством в 30 г. до н.э.) Марк Туллий Цицерон был убит. Но Рим помнит до сих пор, что во время борьбы с Катилиной, который организовал заговор против Цезаря, а затем покушался на жизнь Цицерона, Цицерону был дан титул «Отец Отечества». Цицерон заслужил этот титул не оружием, не войнами, не даром полководца, а только тем, что владел словами, да еще умел расставить их в таком порядке, который обеспечивал ему победу над любым противником, кем бы этот противник ни был в жизни и в государстве. В риторике Цицерон был неподражаем и непобедим. В хрестоматии представлена его инвектива против Гая Саллюстия Криспа. Читать обе инвективы лучше, сравнивая их между собой. Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском. А. Кони Верно определяйте слова и вы освободите мир от половины недоразумений. Р. Декарт Словарь Словарь делится на три части, граница между которыми условна, тем не менее она может быть определена тем, что первая и вторая части относятся в наибольшей степени к практике красноречия, а третья связана с именами собственными. В словаре использованы общепринятые сокращения. Если термин имеет несколько значений в различных областях человеческих знаний, то в этом списке указывается только его значение, имеющее отношение к культуре, языкознанию, риторике. Красноречие — это поэзия прозы. У. Брайан Техника речи/ Лекиф АББРЕВИАТУРА (итал.), сокращение, употребительное в устной речи, например, вуз (высшее учебное заведение). АБРАКАДАБРА (греч.), непонятный набор слов, бессмыслица. АД ЛИБИТУМ (лат.), по желанию, на выбор, свободно, т.е. такая манера речи, когда оратор свободно пользуется всеми ее богатствами. АКЦЕНТ (лат.), ударение в слове, во фразе, выделение какой-нибудь части речи, обращение внимания аудитории. АЛЛЕГОРИЯ (греч.), иносказание, выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа, например, в баснях: Лиса — «хитрость». Волк — «жадность». АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат.), повторение одинаковых или похожих звуков, например, «Мой милый маг, моя Мария» (В. Брюсов). АЛОГИЗМ (греч.), нелогичность речи, высказывания. АМПЛИФИКАЦИЯ (лат.), накопление нескольких сходных определений, усиливающих характеристику явления (личности), например, «он храбрый, отважный, мужественный человек». АМПЛУА (франц.), роль, род занятий, для оратора — та особенность облика, которую он берет на себя перед аудиторией, выступая, например, «как товарищ», «как ментор», «как руководитель», «как критик», «как судья» и пр. АНАГРАММА (греч.), перестановка букв в слове для образования другого слова, например, «топор — ропот», «куб — бук», «сук — суп — зуб». АНАДИПЛОСИС (греч.), стилистическая фигура, смысл которой в том, что отрезок речи начинается словами, которыми заканчивается предыдущий, например, «Голова болит, мало можется. Мало можется, нездоровится» (народная песня). АНАКОЛУФ (греч.), стилистическая фигура, состоящая в нарушении грамматической или логической правильности речи, например, «Признаюсь, удивился, как дубиной, пардон, по лбу». Здесь грубовато-алогичный и напыщенный подтекст прямой речи создает дополнительный колорит самого персонажа. АНАФОРА (греч.), повторение в начале фраз одних и тех же слов, звуков, например, «Али я тебя не холю? Али ешь овса не вволю?» (А.С. Пушкин). Противоположный оборот называется «эпифора», повторение конечных частей фраз. АНТИТЕЗА (греч.), противопоставление понятий, схем, точек зрения, событий и пр., например, «Кто был ничем, тот станет всем». АНТОНИМЫ (греч.), слова, имеющие противоположное значение, например, «твердый — мягкий», «дорого — дешево», «болезнь — здоровье», «большой — маленький». АНТОНОМАЗИЯ (греч.), замена имен собственных на нарицательные (или наоборот), например: «Крез» — «богач», «Геркулес» — «сильный», «силач», «Цицерон» — «красноречивый», «оратор». АПОСТРОФА (греч.), ораторский прием (фигура), представляющая собой обращение к лицу отсутствующему, как к присутствующему, или к неодушевленному предмету, как к одушевленному, например, «Ветер, ветер, ты могуч...». АРТИКУЛЯЦИЯ (лат.), работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения определенного звука, слова. АСИНДЕТОН (греч.), бессоюзие, стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для усиления речи, например, «пришел, увидел, победил», «не сидел, не стоял, не лежал, даже не бегал». Противоположная фигура — «полисиндетон». АТТИЦИЗМ (греч.), утонченность и образность речи, свойственная жителям Аттики (в Древней Греции) в период ее наибольшего расцвета. Отсюда выражение «аттическая соль» — тонкая насмешка, образная острота, желательная в любом ораторском выступлении. БЕССОЮЗИЕ - см. Асиндетон ГИПЕРБАТОН (греч.), стилистическая фигура, которая состоит в изменении естественного порядка слов и отдалении их друг от друга некоторыми вставными словами: «В восторге только музы томном» (Г.Р. Державин). Слово «только» — вставное, характеризующее «гипербатон». ГИПЕРБОЛА (греч.), оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении, для создания более полного (сильного) впечатления, например, «безбрежное море», «пот катился градом». (В русской литературе встречается написание этого термина как гипербола»). Противоположное значение — «Литота». ГОЛОС, совокупность звуков, различных по силе, высоте, тембру, — основное ораторское средство достижения цели в процессе риторического (ораторского) выступления. Мужские голоса: тенор (самый высокий), бас (низкий), баритон (средний между ними), женские: сопрано (высокий), меццо-сопрано (низкий). ГРАДАЦИЯ (лат.), или «нанизывание»: постепенный переход от одного состояния к другому при нарастании качества (или наоборот) для усиления эффекта речи, например, «победил, разгромил, уничтожил». ГРАССИРОВАТЬ (франц.), невыговаривание звука «р», непривычное для русской речи произнесение его картаво, «картавить». ДЕКЛАМАЦИЯ (лат.), упражнение в ораторском произношении, искусство выразительного чтения (речи) вслух, а может быть и малосодержательная, напыщенная речь, выступление оратора и пр. ДИАЛОГ (греч.), беседа между двумя лицами, основная форма ораторской деятельности при ответах на вопросы. ДИГРЕССИЯ (лат.), отступление, отклонение от темы выступления. ДИКЦИЯ (лат.), произношение, манера, с которой оратор произносит звуки, слоги, слова и фразы в ходе выступления. ИДИОМА (греч.), словосочетание, свойственное данному языку, например, «бить баклуши», «спустя рукава», «попасть в просак». ИМПРОВИЗИРОВАТЬ (итал.), произносить речь без видимой подготовки, как правило, опираясь на свой предыдущий ораторский опыт. ИНВЕКТИВА (лат.), речь с бранью, с оскорблениями в чей-нибудь адрес. ИНВЕРСИЯ (лат.), перестановка слов в предложении с целью изменить оттенки смысла фразы, например, «Завтра лекция в шесть часов» и «Завтра лекция часов в шесть». В первом примере — время начала фиксировано, во втором — оно приблизительно. ИНТОНАЦИЯ (лат.), тон речи, повышение и понижение голоса оратора (для выражения просьбы, гнева, жалости, усталости, радости и пр.). ИПЕРБОЛА — см. Гипербола. ИРОНИЯ (греч.), тонкая скрытая насмешка, в стилистике — речевой оборот, в котором слова противоречат смыслу, например, «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — слова Лисы, обращенные к Ослу (И.А. Крылов). КАКОФОНИЯ (греч.), звучание, неприятное для слуха. Иногда может использоваться для исправления ошибок в речи оратора с учетом недостатков, выявленных в примерах какофонии, по принципу: «Так делать не нужно!». КАЛАМБУР (франц.), игра слов, основанная на их сходном звучании, например: «Осип охрип, а Архип осип». КАТАХРЕЗА (или катахрезис) (греч.), соединение противоречивых или несовместимых понятий, например: «красные чернила», «ужасно обрадовался». КЛАУЗУЛА (лат.), конец речевого отрезка, звуковой или стилистической форме которого оратор придает особо важное значение исходя из собственных творческих замыслов, желая придать клаузуле наиболее эффектную форму. КОНТАМИНАЦИЯ (лат.), включение подробностей одного события в изложение другого, «лирическое отступление» от основной темы выступления. КОНТРАДИКЦИЯ (лат.), противоречие в суждении, противоречивое высказывание, противоречие вообще. КОПИРОВАТЬ (лат.), подражать, стараться не отступить от образца, сделать копию (копия — запас, множество). КУЛЬМИНАЦИЯ (лат.), наиболее напряженный момент речи, сравнения, доказательства, связанный с ее содержанием, с логикой изложения. ЛАКОНИЗМ (греч.), краткое и четкое выражение своих мыслей, что (по преданию) умели делать жители Лаконии (Спарта). ЛЕКИФ (лат.), термин Марка Туллия Цицерона для обозначения любых приемов, способствующих украшению речи (анафора, риторический вопрос и др.). В первоначальном смысле — небольшой изящный сосуд (флакончик) для благовоний (розового масла). ЛЕКСИКОН (греч.), словарь, запас слов, которым владеет отдельный человек; принято считать, что для туриста нужно знание около полутора тысяч слов на языке страны пребывания, для чтения газеты — до 4—5 тыс. слов, для чтения художественной литературы — до 10 тыс. и более. Если средний словарь содержит в себе около 100 тыс. слов, то мало читающий человек оперирует, как правило, в повседневной жизни примерно двумя-четырьмя процентами лексикона. ЛИТОТА (литотес) (греч.), оборот речи, обратный гиперболе — преуменьшение значения явления, события и пр., например: «мальчик-с-пальчик», «корова ростом с козу». ЛОГОГРИФ (греч.), игра, в ходе которой получается несколько слов при перестановке или при выбрасывании отдельных букв из данного слова, например: «крона, Рона, она, на». ЛОГОПАТИЯ (греч.), пороки речи, например, заикание, шепелявость, картавость и пр. ЛОГОПЕДИЯ (греч.), наука и приемы для исправления логопатии. МАНЕРА (франц.), отличительная черта стиля оратора, его особенности при говорении, в умении держаться на трибуне. МЕДИТАТИВНАЯ (лат.) речь, речь, способствующая раздумию, размышлениям, например, у А.С. Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» МЕТАБАЗИС (лат.), софистический прием в споре, связанный с отклонением от обсуждаемого вопроса и подменой его другим вопросом (тезисом), например: «В огороде бузина, а в Киеве — дядько» (как принято говорить в таких случаях). МЕТАЛЕПСИС (лат.), перенос значения слова по части на целое, например: «Как десять жатв прошло, взята пространная Троя» (т.е. по слову «жатва» подразумевается «лето», а по «лету» — целый «год»). Следовательно, нужно понимать: «Как десять лет прошло, взята пространная Троя». Но первый вариант оригинальнее по стилю, в нем использован реже встречающийся оборот. МЕТАФОРА (греч.), всякое иносказание, употребление слова или выражения в переносном смысле по сходству или по контрасту, например: «говор волн», «восковая келья» (улей). Метафора наиболее часто используется в ораторской деятельности. МЕТОНИМИЯ (греч.), оборот речи (троп), основанный на замене одного слова другим при обыгрывании смежности двух понятий. Например: «лес поет» (вместо — «поют птицы в лесу»), «читать Пушкина» («читать произведения А.С. Пушкина»). МНОГОСОЮЗИЕ, см. Полисиндетон. МОНОЛОГ (греч.), речь одного лица, выступление оратора перед аудиторией, процесс речи одного человека, непрерывное выступление по данной теме. МУЛЬТИЛОГ, беседа между несколькими людьми, групповое обсуждение проблемы, круговое высказывание по теме (тезису), выявление различных точек зрения. НЮАНС (франц.), "оттенок, едва заметный переход в интонациях, в темпе, в тембре и т.п., который может быть заметен понимающему человеку, сведущему в риторике, специалисту. НЮАНСИРОВАТЬ (франц.), оттенять деталями, делать в речи едва заметные переходы, отступления, пояснения, ценимые знатоками, оттачивать тончайшие особенности (детали). ОКСИМОРОН (греч. - остроумно-глупое), стилистический оборот, состоящий в подчеркнутом соединении противоположностей, несоединимых слов, например, «Живой труп» — Л.Н.Толстого, «Жар холодных чисел» — А. Блок. Его можно сравнить с катахрезой. ОМОНИМЫ (греч.), слова с одинаковым звучанием, но разным значением, например, «коса» (для сенокоса) и «коса» (из волос). ОМОФОНЫ (греч.), слова с одинаковым звучанием, но с разным написанием и разным значением, например, «плот» и «плод». ОРАТОР (лат.), умеющий говорить «красно», влияющий на аудиторию, умеющий убедить ее. ОРИС (лат.), рот. От этого слова происходят слова «оратор», «ораторский», «оранта» и др. ОРФОЭПИЯ (греч.), образцовое литературное произношение, изучение правил и практики правильного произношения. ПАРАДИГМА (греч. - пример, образец), в языкознании система форм одного слова по присущим ему категориям, образец типа склонения или спряжения, например, «я хочу», но «мы хотим» или «я могу», но «мы можем». ПАРАЛЛЕЛИЗМ, сходное расположение двух действий, двух сюжетов, например, «В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут» (А.С. Пушкин). ПАРАЛОГИЗМ (греч.), ложное умозаключение в результате непреднамеренной логической ошибки, случайное (досадное) нарушение законов мышления. ПАРИРОВАТЬ (франц.), отражать доводы противника при обсуждении проблемы, при ответах на вопросы. Для успешного решения такой задачи нужно заранее определять возможные выпады противника и готовить наиболее удачные ответы. ПАРАНОМАЗИЯ (греч.), стилистическая фигура обыгрывания нескольких созвучных слов, но разных по значению, например: «Он не глух, а глуп», «Ты сер, а я, приятель, сед». ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (франц.), деление фразы на самые краткие от резки, отделяемые голосом, паузами друг от друга, например: «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» (П.Г. Антокольский). Каждое слово становится отдельным предложением. ПАССАЖ (франц.), отдельное яркое место в тексте, в речи. ПАРАФРАЗА (греч.), адаптация, сокращенное изложение больших худ. произведений. ПЕРИФРАЗ (гоеч.), передача смысла другими словами, замена прямого названия описанием для большей наглядности, эмоциональности, точности, например: вместо «он пошел к себе домой» (фраза безликая) лучше сказать: «старик поплелся в свою каморку» (конечно, с учетом ее реального содержания). ПЛЕОНАЗМ (греч.), многословие, стилистический прием, содержащий однозначные и как бы излишние слова, например: «темный мрак», «я плачу и проливаю слезы», «во саду ли, в огороде», «тройка мчится, тройка скачет». ПОЛЕМИКА (греч.), спор в печати, на собрании по проблеме, по теме, по вопросу между двумя или несколькими ораторами. ПОЛИСИНДЕТОН (греч.), многосоюзие, т.е. стремление к многократному использованию союзов, например, у А.С. Пушкина: «И плащ, и стрела, и лукавый кинжал...» Противоположное значение — Асиндетон. ПРОКЛИТИКА (греч.), безударное слово, стоящее перед ударным, например, в словах «подо мною» — первое слово не несет на себе ударения и является «проклитикой», второе слово находится под ударением. Противоположное значение — Энклитика. РЕЗОНЕР (франц.), человек, любящий вести длинные речи, рассуждения, преимущественно нравоучительного характера, говорить нудно и неинтересно. РЕПЛИКА (франц.), краткое возражение, быстрый ответ, замечание с места по ходу выступления оратора. РЕФРЕН (франц.), повторяющаяся несколько раз мысль, фраза, строчка, стремление вернуться к чему-нибудь. РЕЧЬ, речевая деятельность, средство общения между людьми, результат этой деятельности (произведения). РИТМ (греч.), чередование более быстрых и более медленных мест в ораторской речи. Скорость формулирования отдельной мысли,, абзаца, доказательства, примера — это темп. Как правило, в риторике используется термин «темпо-ритм». У опытного оратора темпо-ритм бывает индивидуальным, характерным для него. РИТОРИКА (греч.), теория красноречия, наука об ораторском искусстве. СИМПЛОКА (греч.), стилистическая фигура повторения, состоящая в том, что два отрезка речи имеют сходные начала и окончания, например, «Или ты меня не знал, или я тебя не знал». СИНЕКДОХА (греч.), стилистический оборот использования части (меньшего) вместо целого (большего, или наоборот), например, «пропала моя головушка» вместо «я пропал» или «защита требует оправдания подсудимого» вместо «защитник требует...» или «к нему и птица не летит и зверь не идет» вместо «птицы» и «звери». СИНОНИМЫ (греч.), слова, разные по звучанию, но близкие по значению, например, базар, рынок, ярмарка. СКАНДИРОВАТЬ (лат.), громко и отчетливо произносить слово, слова, фразы, разделяя их на слоги, можно использовать как тренировочное упражнение для совершенствования техники ораторской речи. СОЛЕЦИЗМ (греч.), неправильный языковый оборот, не нарушающий смысла высказывания, иногда используется для создания стилистического эффекта, характеристики действующего лица, например, «Сколько время?». С точки зрения норм литературного русского языка так сказать нельзя, нужно: «Который час?». Следовательно, данный пример характеризует малую риторическую культуру говорящего. СОФИЗМ (греч.), умышленно ложное построение умозаключения, основанное на двусмысленности понятий, на выхватывании отдельных сторон рассматриваемого явления. Случайная, непредумышленная логическая ошибка — паралогизм. СОФИСТ (греч.), оратор, пользующийся софистикой, не стремящийся к постижению истины. СОФИСТИКА (греч.), рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов). СТИЛЬ (лат.), совокупность основных отличительных особенностей в манерах, в приемах, в логике оратора во время его выступления. С античных времен в стиле различаются два основных направления: а) аттическое, характерное точным, сжатым и кратким изложением вопроса, и б) азианическое, предполагающее рассказ подробный, с отклонениями, афоризмами, намерение не столько сообщить, сколько — взволновать. В крайних случаях аттическое направление вырождалось в сухой, бледный, нудный пересказ, а азианическое — в краснобайство и болтовню без элементарного плана и смысла, в разговоры «ни о чем». Плиний Младший предпочитал «смешанный стиль». Очевидно, что в наше время следует избегать любых риторических крайностей при выработке своего собственного стиля. Сторонники аттического стиля (в литературе еще встречается термин «аттикизм») считали азианизм «порчей» классического греческого стиля под «азиатским влиянием». СРАВНЕНИЕ, ораторский прием, слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета (явления, события, персонажа и пр.) другому, одной ситуации — другой, нередко связывающее их словами «как», «как будто», «вроде» и т.п. Например, «он работает, как негр», «был голодный, как волк», «устал, как собака», «избит, словно солома». СХОЛАСТИКА (лат.), абстрактные бесплодные рассуждения, формальные высказывания, оторванные от жизни, в ораторской практике — сухое, неинтересное выступление лектора. СЮЖЕТ (франц.), совокупность явлений, фактов, характеров, которые в сумме своей могут быть темой для выступления оратора, послужить основной для подготовки плана для выступления. ТАВТОЛОГИЯ - (греч.), сочетание и повторение одних и тех же близких по смыслу слов. Иногда используется как ораторский прием для объяснения трудного доказательства, сложного теоретического материала в надежде на то, что аудитория лучше усвоит излагаемое. ТЕЗИС (греч.), положение, утверждение, которое ритор или оратор намерен доказать, защитить или опровергнуть. ТЕМП, см. Ритм. ТЕХНИКА РЕЧИ, совокупность приемов, применяемых в ходе устного выступления, практическое владение этими приемами. ТИРАДА (франц.), часть речи, длинная фраза, произнесенная в приподнятом тоне, яркая реплика, запоминающееся место в выступлении. ТОН (греч.), степень напряженности голоса оратора, его оттенки и особенности, присущие только данному человеку. ТОПИКА (греч.), общее место в речи, избитое место в системе доказательств. В риторике Древнего мира — учение о разработке общих закономерностей, основных положений при подготовке выступления, общих приемов подхода к теме. Этим термином называется один из логических трактатов Аристотеля. ТРАКТОВАТЬ (лат.), толковать, обсуждать, излагать тему, вопрос, проблему, тезис. ТРОП (греч.), слово или фраза в переносном значении, например, метафора, синекдоха, аллегория, гипербола, литота и др. ФАКТ (лат.), твердо установленное основание, на котором строятся доказательство, рассуждение, теория. ФАКТОР (лат.), причина, движущая сила, лежащая в основе события, явления, ставшая сюжетом для оратора
|