Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания 4 pageФИГУРА (лат.), необычайный оборот речи, усиливающий ее эмоциональное воздействие, например, инверсия, анафора, анаколуф и др. ФИЛИППИКА (греч.), серия обличительных гневных речей Демосфена простив царя Македонии Филиппа, позднее — любая гневная речь, направленная против известной личности. ФОНЕТИКА (греч.), наука, изучающая звуковую сторону языка. ФРАЗА (греч.), законченный оборот речи, предложение, из суммы которых состоит публичное выступление оратора. ФРАЗЕРСТВО, пустословие, болтовня, пристрастие к громким, но бессодержательным словам, фразам, выражениям. ХРИЯ, нравоучение, выражение нравоучения посредством специальной организованной фразы, например, «Живи, поминая смерть» (Персии), превратившееся в знаменитое латинское выражение «мементо море» («помни о смерти»). М.В. Ломоносов различал многие стороны использования хрии в речи (см. Руководство..., §254 и след.). ЭВФЕМИЗМ (греч.), - употребление выражения более мягкого вместо грубого или непристойного, например, «не сочиняйте», «не выдумывайте» вместо «не врите». ЭВФОНИЯ (греч.), благозвучие речи, отсутствие в ней грубых слов, выражений, неприличных словосочетаний. ЭВФУИЗМ (англ.), напыщенность, вычурность речи, жеманный, манерный стиль выступления. ЭКЗЕГЕЗА (греч.), толкование трудных малопонятных фраз, текстов, сокрытых мыслей. ЭКСКУРС (лат.), отступление от главной темы выступления, освещение второстепенного вопроса, вопросов. ЭКСПРЕССИЯ (лат.), выразительность в самом широком смысле, живость и яркость выступления. ЭКСПРОМТ (лат.), короткая речь, произнесенная без видимой подготовки, вдруг, внезапно, т.е. экспромтом. ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (лат.), распространение определенных понятий, относящихся к одной области знаний (одному отрезку времени), на другую область (время). ЭЛЛИПС(ИС) (греч.), стилистическая фигура, опущение слов, которые могут легко подразумеваться в речи, например, «я — домой» вместо «я пойду домой». ЭЛОКВЕНЦИЯ (лат.), красноречие, само ораторское искусство. Сейчас этот термин употребляется довольно редко, ранее — постоянно. ЭЛОКУЦИЯ (лат.), учение о стилях: высоком, низком и среднем, о том, как подойти к формированию такого стиля. ЭМФАЗА (греч.), напряжение речи с целью ее большей экспрессии, оптимальное использование в выступлении риторических приемов. ЭНКЛИТИКА (греч.), слово, утратившее собственное ударение и стоящее позади ударного слова, к которому оно примыкает, образуя с ним единое целое, например, частица «то» в выражениях: «мой-то, тот-то» или, например, в выражении: «куда же вы?». Противоположное явление — Проклитика. ЭНТИМЕМ(А) (греч.), использование аргумента (рассуждения), недостающая часть которого очевидна, понятная без объяснений (подразумевается без труда). Только на первый взгляд энтимем(а) похож(а) на Эллипс(ис). Энтимем(а) опускает часть доказательства, Эллипс(ис) опускает отдельное слово (слова). ЭПИСТРОФА (греч.), риторическая фигура, состоящая из повторения одного и того же слова, сочетания слов, оборота. Использование этой фигуры требует от оратора осторожности. ЭПИТЕТ (греч.), определение, которое прибавляется к названию предмета (лица) с целью подчеркнуть его наиболее характерные свойства (особенности), например, «шелковые кудри», «чистое поле», «парус одинокий». ЭПИФОРА (греч.), совпадение конечных частей нескольких фраз, строк, например, рифмы. Фигура, обратная эпифоре, — анафора. ЭРИСТИКА (греч.), искусство вести спор, заниматься полемикой, энергично и эффективно отстаивать свою точку зрения. ЯЗЫК, важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением, реализуется и существует в речи. Можно говорить о языке АС. Пушкина, о языке И.Л. Андроникова, о языке конкретного оратора или ритора. ЯРЛЫК, жалованная грамота татарского хана, в целом — любое клеймо, «навешивание ярлыков» — обвинения в адрес оппонента, сбор сведений, порочащих оппонента, нередко обвинений голословных, не подтвержденных документами. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх Культура оратора АБЗАЦ (нем.), часть текста, ограниченная смыслом, интервалом. АБСТРАГИРОВАТЬ (лат.), образовывать отвлеченные понятия, — переходить от конкретного к общему (абстрактному). АБСУРД (лат.), бессмысленность, нелепость, нонсенс. АВТОРИТЕТ (нем.), лицо, пользующееся признанием, влиянием. АГЕНТ (лат.), лицо или группа лиц, проводящая чьи-либо идеи; оратор, высказывающий чужую точку зрения или агитирующий за нее. АГНОСТИК (греч.), сторонник агностицизма, т.е. теории, согласно которой человек не может познать истину. АГРЕССИВНЫЙ (франц.), нападающий, захватнический, совершающий насильственные действия различного рода, в том числе в процессе публичного выступления. АДЕПТ (лат.), посвященный в тайны, ярый сторонник, последователь, приверженец учения, теории, идеи. АДЕКВАТНЫЙ (лат.), равный, тождественный. АЛИБИ (лат.), доказательство непричастности к преступлению, факт нахождения подозреваемого в это время в другом месте, что засвидетельствовано соответствующими документами, например, свидетельскими показаниями. АЛЛЮЗИЯ (франц.), намек, выражение, являющееся намеком на известные события, например, «пиррова победа», «демьянова уха». АЛТАРЬ (лат.), у древних — жертвенник, у православных — часть храма, отделенная иконостасом, в русском красноречии нередко употребляется в переносном смысле, например, «принести жертву на алтарь Отечества, искусства». АЛЬКОВ (франц.), углубление в стене для кровати, спальня, в красноречии употребляется выражение «альковные тайны» — намек на тайную сексуальную распущенность кого-нибудь. АЛЬМА-МАТЕР (лат.), старинное название университета, дающего духовную пищу, употребляется в разных смыслах: ласкательном, шутливом, ироничном, буквально — «кормящая мать». АЛЬТЕРНАТИВА (франц.), каждая из возможностей, исключающих друг друга, несовместимых друг с другом. АМБИЦИЯ (франц.), самолюбие, спесь, чванство, самомнение АМИКОШОНСТВО (франц.), чрезмерная, бесцеремонная фамильярность. АМИМИЯ (греч.), понижение или полное отсутствие мимики лица, как говорится в таких случаях: «Лицо на замке», «на лице ничего не написано». АМОРФНО (греч.), бесформенно, без четкого деления на части и без границ. АМФОРА (лат.) у древних — яйцеобразный сосуд (с двумя вертикальными ручками) для хранения зерна, масла, вина и пр., сейчас — дорогой предмет (явление, личность и т. п.) с ценным содержанием (знаниями и пр.), нередко с оттенком иронии. АНАЛИЗ (греч.), метод научного исследования путем разложения предмета, явления на его составные части, мысленного расчленения объекта на основе логической абстракции. Противоположное явление — синтез. АНАЛИЗАТОРЫ, органы чувств, позволяющие понимать речь, для риторики в первую очередь — слух, зрение, речедвигательный анализитор. АНАЛОГ (греч.), нечто, представляющее собой соответствие, сходство или подобие другому предмету, явлению, дающее основание для аналогии — сходства, подобия между предметами, явлениями или понятиями, которые в целом могут являться различными по своей сущности. АНАХРОНИЗМ (греч.), пережиток прошлого, символ старины, нечто устаревшее. АНЕКДОТ (греч.), короткий шуточный рассказ, нередко вымышленный, о смешном, забавном происшествии, вымысел, шутка о том, что было или якобы было на самом деле, с непременным неожиданным комичным концом (концовкой), чаще всего контрастирующим с его основным содержанием. АННАЛЫ (лат.), летопись, перечень наиболее важных событий за прошлые годы. АННОТАЦИЯ (лат.), краткое изложение содержания статьи, книги, речи, нередко с выявлением ее положительных и/или отрицательных сторон. АННУЛИРОВАТЬ (лат.), упразднять, объявлять недействительным, сообщать от отказе от ранее сделанного, запланированного. АНОМАЛЬНЫЙ (греч.), неправильный, отклоняющийся от общего правила. АНОНИМ (греч.), автор, скрывающий свое имя. АНОНС (франц.), объявление о будущем событии, мероприятии. АНТАГОНИЗМ (греч.), противоречия в широком значении и по серьезному поводу. АНТИПАТИЯ (греч.), чувство неприязни, отвращения. Противоположное значение — чувство симпатии. АНТИЧНЫЙ (лат.), древний, относящийся к миру Древней Греции и Древнего Рима. АНТУРАЖ (франц.), окружение, среда, обстановка, обслуживающая команда. АПАТИЧНЫЙ (греч.), вялый, бесстрастный, равнодушней. АПЕЛЛИРОВАТЬ (лат.), обращаться к мнению знатока, авторитета, специалиста. АПЛОМБ (франц.), излишняя самоуверенность, особенно в личных отношениях, в речи, у оратора во время выступления. АПОКАЛИПСИС (греч.), откровение, пророчество о «конце света». АПОЛОГЕТ (греч.), защитник учения, идеи, теории, позиции. АПОСТЕРИОРНЫЙ (лат.), основанный на опыте, на прошлой деятельности, на практике. АПОРИЯ (греч.), неразрешимое противоречие, непреодолимое разногласие. АПОФЕОЗ (греч.), прославление лица или события, торжественный конец события. АПРИОРИ (лат.), заранее, наперед (соглашаясь, отрицая, утверждая что-либо в ходе выступления). АПРОБИРОВАТЬ (лат.), одобрять, утверждать, соглашаться на основе проверки, испытания. АРБИТР (франц.), судья в споре, третья сторона. АРГО (франц.), или жаргон — (франц.), или сленг — (англ.), речь людей, принадлежащих к определенной социальной группе, не имеет своего грамматического строя и основного словарного фонда (в отличие от диалектов). АРГУМЕНТ (лат.), логический довод, который служит основанием для доказательства тезиса. АРГУМЕНТАЦИЯ (лат.), совокупность аргументов в пользу какой-нибудь точки зрения. АРЕОПАГ (греч.), высший орган судебной и политический власти в Древних Афинах, сейчас — высокое собрание, нередко — с иронией. Синедрион (греч.), совет старейшин в Древней Иудее. Сейчас — высокое собрание, нередко — с иронией. АРКАДИЯ (греч.), в Древней Греции область с развитым скотоводством, сейчас — страна «счастливых пастухов», вообще — «страна всеобщего благоденствия, счастья». АРСЕНАЛ (франц.), большой и разнообразный запас чего-нибудь, например, оружия, снаряжения. АРХАИЗМ (греч.), старинное слово, оборот речи, вышедший из употребления. АРХЕТИП (лат.), прообраз, идея; письменный вариант выступления оратора. АРХИ... (лат.), приставка, означающая старшинство, высшую степень признака. АССОЦИАЦИЯ (лат.), перенос связей по сходству, смежности или противоположности (глубоко исследованы И.П. Павловым). АТТРАКЦИОН (франц.), эффектный номер, притягивающий к себе внимание, яркая манера речи и поведения оратора на трибуне. АУДИЕНЦИЯ (лат.), официальный прием, прием у высокого лица, может использоваться с ироничным оттенком. АУДИТОРИЯ (лат.), зал для лекций и группа слушателей в нем; в формальной логике — третий (кроме пропонента и оппонента) участник обсуждения тезиса. АУРА (лат.), в первоначальном значении «дуновение ветерка», в целом — эмоциональные, слуховые или зрительные переживания. АУТЕНТИЧНЫЙ (греч.), соответствующий подлинному, действительный, верный, основанный на первоисточнике, заверенный подписями и печатями. АУТОДАФЕ, «акт веры» (в пер. с порт.), под которым подразумевались оглашение и приведение в исполнение варварских приговоров инквизиции, доходивших до сожжения виновных на костре. Первое аутодафе состоялось в XIII в., последнее — в 1826 г. в Валенсии. Сейчас — суровый приговор за отступничество от основной, важной, принципиальной идеи. АФАЗИЯ (греч.), полная или частичная потеря речи вследствие поражения головного мозга. АФЕРА (франц.), темное дело, жульничество, мелкая спекуляция. АФИША (франц.), объявление о культурном событии. АФОНИЯ (греч.), потеря голоса или его беззвучность вследствие заболевания. АФОРИЗМ (греч.), изречение, выражающее какую-нибудь общую мысль, для которой одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы, например, «Человек — это звучит гордо». (М. Горький). АФРОНТ (франц.), неожиданная неприятность, оскорбление, резкий отпор, неудача, например, при ответах на вопросы. БАНАЛЬНОСТЬ (франц.), избитое мнение, пошлое выражение. БАТАЛИЯ (франц.), битва, сражение. БЕДЛАМ (англ.), неразбериха, хаос, сумасшедший дом (так назывался дом для сумасшедших в Лондоне). БЛЕФ (англ.), хвастовство, выдумка, «пустить пыль в глаза». БЛОКИРОВАТЬ (англ.), затруднять, не пускать, заграждать путь. БОНУС (лат.), вознаграждение, премия. БРАВИРОВАТЬ (франц.), пренебрегать опасностью, рисоваться своей храбростью. БРИФИНГ (англ.), краткое инструктивное совещание, информация о таком совещании, краткое изложение взглядов на проблему. БУДИРОВАТЬ (франц.), дуться, быть в плохом расположении духа. Нередко неверно употребляется в значении «побуждать», «возбуждать», «стимулировать», что свидетельствует о недостаточной подготовленности говорящего. БУМ (англ.), шумиха, скандал вокруг какого-нибудь события или личности. БУРЛЕСК (франц.), чрезвычайно комичное изложение, изображение, преувеличенное представление комизма положения. БУТАФОРИЯ (итал.), мишура, поддельная роскошь, изложение нереальных сюжетов в ходе ораторского выступления. ВА-БАНК (франц.), идти на риск, рискуя всем, идти напролом, напропалую. ВАРИАНТ (лат.), иная разработка плана выступления, иной прием, другой подбор фактов, примеров и пр. ВВЕДЕНИЕ, часть ораторского выступления, в которой объясняется причина появления на трибуне, вскрывается значение темы, ее важность для аудитории, для общества, для страны в целом. ВЕРБАЛЬНЫЙ (лат.), устный, словесный, выраженный в речи. ВЕРСИЯ (франц.), одно из нескольких объяснений, положенных в основу ораторского выступления, в основу тезиса, теории. ВИРТУАЛЬНЫЙ (лат.), возможный, который может появиться в результате сочетания определенных явлений, событий. Принцип виртуальности широко используется в современных телевизионных программах, фильмах под названием «виртуальная реальность. ВИРТУОЗ (итал.), мастер, достигший в своей области высокой степени творчества. Критики не раз называли И.Л. Андроникова «виртуозом устного рассказа». ВОЛАПЮК (англ.), непопулярный искусственный язык, изобретенный в 1880 г. И. Шлейером, сейчас — набор пустых бестолковых фраз, звуков. ВУЛЬГАРИЗМ (лат.), грубое слово или выражение, не принятое в литературном языке. ВЫВОД, последняя часть выступления оратора, в которой он подводит краткий итог всем сказанному. ГАЛА (франц.), в XVIII в. торжественный придворный праздник, сейчас гала-концерт — торжественный концерт, гала-представление — торжественное представление. ГАЛАНТНЫЙ (франц.), чрезвычайно вежливый человек, исключительно внимательный и обходительный. ГАРМОНИЯ (греч.), согласие, единодушие, стройная согласованность между частями целого. ГИПОТЕЗА (греч.), научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, события, предположения, суждения о закономерной связи между явлениями, вообще — предположение с последующими доказательствами, подтверждениями. ГЛОССАРИЙ (лат.), толковый словарь непонятных или малоупотребительных слов к тексту, чаще всего к древнему, к переводам. ГОЛГОФА место около Иерусалима, где совершались казни и где был распят Иисус Христос, сейчас — символ места мучений, источника страданий. ГНОМА (греч.), краткое мудрое изречение, чаще всего в стихах. ГРАЦИОЗНЫЙ (итал.), изящный, стройный, например, «грациозная походка». ГРАЦИЯ (лат.), изящество, особенно в позах и телодвижениях. ГРИВУАЗНЫЙ (франц.), игривый, легкомысленный, ветренный. ГРОТЕСК (франц.), изображение людей или предметов, описание событий, явлений в фантастическом или уродливо-комическом виде. ГУМАННОСТЬ (лат.), человечность, уважение к личности, к человеческому достоинству. ДЕБАТЫ (франц.), обмен мнениями, ученое обсуждение. ДЕБОШ (франц.), буйство, скандал, драка. ДЕБЮТИРОВАТЬ (франц.), впервые выступать на каком-нибудь поприще, например, на эстраде, с публичным выступлением. ДЕВИЗ (франц.), краткое изречение, в котором сформулирована главная мысль, руководящая идея. ДЕДУКЦИЯ (лат.), логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным, противоположное значение — индукция. ДЕЗАВУИРОВАТЬ (франц.), заявлять о своем несогласии, неодобрении, о том, что подчиненный сказал нечто без разрешения, отказ начальника от заявления своего подчиненного. ДЕКЛАРАЦИЯ (лат.), заявление оратора от имени организации, от имени государства. ДЕЛИКАТНЫЙ (франц.), чуткий, вежливый, в телосложении хрупкий, нежный, слабый. ДЕМАГОГ (греч.), политикан, опирающийся на ложную популярность посредством ложных обещаний, несбыточных проектов и примитивной (а, может быть, и изощренной) лести, лжи. ДЕМАРШ (франц.), выступление, действие, мероприятие. ДЕФИНИЦИЯ (лат.), логическое определение понятия, установление основного содержания понятия. ДИЗАРТРИЯ (греч.), расстройство речи, выраженное в затруднении произношения отдельных слов, слогов, звуков (главным образом согласных звуков). ДИЛЕТАНТ (франц.), любитель в какой-нибудь профессии, непрофессионал, занимающийся профессией без достаточной подготовки. ДИЛОГИЯ (греч.), двойное значение, двусмысленность, общее, состоящее из двух частей. ДИСКРЕДИТАЦИЯ (франц.), лишение доверия, подрыв уважения, умаление авторитета. ДИСКУРСИВНЫЙ (лат.), рассудочный, основанный на логике. ДИСКУССИЯ (лат.), обсуждение на собрании, в речах, в печати. ДИСПУТ (лат.), ученый спор, обсуждение теоретического вопроса, темы лекции, ее содержания. ДИССИДЕНТ (лат.), несогласный, противоречащий, раскольник, инакомыслящий, вообще — отступник от главных положений. ДИССОНАНС (франц.), отсутствие гармоний, несоответствие мнений, убеждений, наличие разных точек зрения. ДИФИРАМБ (греч.), первоначальное значение — гимн в честь бога Диониса (Вакха), сейчас — преувеличенная, восторженная похвала, в ироничном смысле — «петь дифирамбы». ДИФФАМАЦИЯ (лат.), высказывание сведений порочащих честь кого-нибудь, такие сведения могут быть мнимыми, не основанными на реальных фактах или документах. ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ (лат.), различать, анализировать факты, разлагать сложное на простое для лучшего понимания. ДИХОТОМИЯ (греч.), последовательное деление целого на два, затем половинок — на два и четвертинок — на два и т. д. ДОГМА (греч.), положение, признаваемое неизменным, всегда верным, не подлежащим развитию или пересмотру. ДОКТРИНА (лат.), учение, научная или философская теория, политическая система, стройная система принципов. РЕСЬ (греч.), вздор, чепуха, нечто ложное. ДОСЬЕ (франц.), совокупность документов, материалов по определенному вопросу. ДОТАЦИЯ (лат.), доплата, пособие на нужные цели УАЛИЗМ (лат.), двойственность, раздвоенность. ЕРЕСЬ (греч.) вздор, чепуха, нечто ложное ЖАРГОН, см. Арго. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, заключительная часть речи с широкими обобщениями, прогнозами относительно будущего развития. ИГНОРИРОВАТЬ (лат.), намеренно не замечать, не желать знать, нарочно не принимать во внимание. ИДЕАЛ (франц.), высшее совершенство, конечная цель стремлений. ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ (лат.), приводить наглядные примеры для пояснения или доказательства своей мысли (тезиса). ИМИДЖ (англ. I, вид, изображение, образ, впечатление от человека, желаемый образ важной персоны. ИМИТАЦИЯ (лат.), подражание манерам, голосу и прочему другого человека, другого оратора. ИМПОЗАНТНЫЙ (франц.), внушительный с виду, представительный, с плавными движениями, с красивым голосом. ИМПОНИРОВАТЬ (лат.), внушать уважение, производить достойное впечатление. ИНВЕНЦИЯ (лат.), часть ораторского выступления, в которой дается оригинальная разработка темы по содержанию или по форме, осуществляется новый творческий подход. ИНСИНУАЦИЯ (лат.), клеветническое измышление с целью опорочить кого-нибудь, подорвать авторитет, в целом — клевета. ИНТЕЛЛЕКТ (лат.), ум, рассудок, разум, мыслительные способности человека. ИНТЕРВЬЮ (англ.), беседа с персонажем, предназначенная для печати, передачи по радио или по телевидению. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат.), толкование, раскрытие смысла трудных мест в речи, в тексте, объяснение сложных понятий. ИНТУИЦИЯ (лат.), чутье, догадка, проницательность. ИНТРИГАН (франц.), любитель интриг, т.е. происков, скрытых действий, направленных на нечистые цели. ИНФАНТИЛЬНЫЙ (лат.), обладающий свойствами детского возраста, неразвитого мышления, отсутствием зрелого опыта. ИСТИНА (в философии), адекватное отражение в сознании того, что существует объективно, в логике — всякая мысль признается истинной, если под ней имеется достаточное основание. Объективная истина не зависит от человека или от человечества. ЙОТА, греческое название буквы «и» — означает малую величину, выражение «ни на йоту» — нисколько, ничуть, ни в коем случае. КАББАЛИСТИКА, мистическое толкование Ветхого Завета, сейчас — ненаучные выводы, проявление случайных признаков, нечто непонятное, запутанное. КАЗУИСТ (лат.), оратор, опытный в споре, «тертый калач». КАЗУИСТИКА (лат.), изворотливость в доказательствах ложных или сомнительных положений, хитросплетения в споре, крючкотворство. КАНОН (греч.), всеобщее правило, не допускающее никаких отклонений. КВАЗИ... (лат.) приставка, означающая «якобы», «мнимый, например, «квазиученый», КВАЛИФИКАЦИЯ (лат.), определение качества, степень пригодности, уровень подготовленности. КЛАССИЧЕСКИЙ (лат.), 1) относящийся к древнегреческому или к древнеримскому миру, 2) признанный образец, образцовый, годный для использования в учебных заведениях. КЛЕПСИДРА (лат.), водяные часы, которыми пользовались для регулирования длительности выступления сторон в судебном заседании в Древнем Мире. Вода из них вытекала по капле, наполняя сосуд, по наполнению которого засекалось время для речей сторон. КОЛЛИЗИЯ (лат.), столкновение противоположных мнений, стремлений, интересов. КОЛЛОКВИУМ (лат.), беседа со студентами с целью выявления их знаний по теме, по вопросу темы. КОЛОРИТ (итал.), характерная особенность произведения, эпохи, местности, отделки чего-нибудь. КОМПЕТЕНТНЫЙ (лат.), знающий, сведущий, имеющий право на решение, на выступление с важной речью, со своим мнением. КОМПИЛЯЦИЯ (лат.), несамостоятельная работа, основанная на списывании чужих мыслей, трудов. КОМПРОМИСС (лат.), взаимные уступки в позиции, мнениях. КОМПРОМЕТИРОВАТЬ (франц.), вредить кому-нибудь, подрывать репутацию, доброе имя, в том числе посредством ораторского выступления. КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ (лат.), придавать наглядный, предметный характер, конкретное выражение чему-нибудь. КОНСЕНСУС (лат.), общее согласие, единая точка зрения. КОНСТАТИРОВАТЬ (франц.), устанавливать факт, несомненность явления, подтверждать, свидетельствовать. КОНТАКТ (лат.), связь, согласованность, взаимодействие в работе. КОНТЕКСТ (лат.), общее содержание законченной речи, сумма поднятых в ней вопросов. КОНТРОВЕРЗА (франц.), или контроверса, разногласия, спорный вопрос, неясный момент в ученом споре, сам ученый спор. КОНТРЫ (франц.), враждебные отношения, пререкания, выпады. КОНФЕРЕНЦИЯ (лат.), совещание с серьезной повесткой дня. КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ (лат.), доверительный, не подлежащий огласке, не для всех. КОНФЛИКТ (лат.), столкновение взглядов, разногласия с будущими осложнениями. КОНФУЗ (лат.), замешательство, смущение, неловкое положение для оратора, например, при ответах на вопросы КОНЦЕНТРИРОВАТЬ (лат.), сгущать, обогащать, сосредоточивать внимание на вопросе, на теме. КОНЦЕПЦИЯ (лат.), система взглядов, общий замысел выступления. КОНЪЮНКТУРА (лат.), стечение обстоятельств, влияющих на исход какого-нибудь дела, решения, становления точки зрения. КОРИФЕЙ (греч.), мастер, добившийся высшей квалификации в своем деле. КОТУРНЫ (лат.), род сандалий на очень толстой подошве, в которых играли на сцене актеры в театре Древнего мира с целью придания исполнителю роли большей величественности персонажа (роли бога или героя), сейчас — говорят о напыщенном персонаже со значительной долей иронии. КРЕДО (лат.), вера, система взглядов, убеждения, путеводная мысль, фраза, зовущая вперед. КРИТЕРИЙ (греч.), отличительный признак, мерило, пробный камень. КУЛЬТУРА (лат.), воспитание, обучение. Имеет несколько значений. Включает в себя предметные результаты деятельности людей, человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, в другом смысле — сфера духовной жизни людей. Можно говорить о культуре человека, общества, государства, отношений. Культура государства «зависит не от министра культуры, а от культуры всех его министров». В наши дни в высшей школе введен новый предмет, который называется «культурология». КУРЬЕЗ (франц.), любопытное, смешное обстоятельство или происшествие, диковинка, привлекающая внимание. ЛАБИРИНТ (греч.), по мифологии — здание с запутанными коридорами, сейчас — сложное запутанное положение, из которого трудно найти выход. ЛАВИРОВАТЬ (голл.), увертываться, уклоняться от заданной темы, вопроса, например, не зная ответа на этот вопрос. ЛАКУНА (лат.), пропуск, пробел в тексте речи. ЛЕГИТИМНЫЙ (лат.), в прямом значении «законный», основанный на законодательстве, не противоречащий ему. ЛЕЙТМОТИВ (нем.), руководящая, основная идея, мысль, которая подлежит неоднократному подчеркиванию и повторению. ЛЕКСИКА (греч.), весь словарный запас какого-нибудь языка. ЛЕКТОР (лат.), в Древнем мире раб, который был приставлен к чтению текстов, сейчас — выступающий с научной или учебной лекцией. ЛЕКЦИЯ (лат.), публичное выступление оратора в форме монолога, после которого могут быть ему заданы вопросы. ЛИТАНИЯ (греч.), длинный и скучный перечень чего-нибудь. ЛИЦЕЙ (греч.), название рощи при храме Аполлона Ликейского близ Афин, где учился Аристотель, позднее — среднее учебное заведение для мальчиков. ЛОГИКА (греч.), наука о законах мышления. ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗКИ дизъюнкция (лат.), союз «или»; импликация (лат.), союз (оборот) «если.., то..»; конъюнкция (лат.), союз «и»; контрадикторный — противоречащий; контрарный — противоположный. ЛОЗУНГ (нем.), призыв, кратко и четко выраженная идея, не требующая доказательств. ЛОЯЛЬНЫЙ (франц. англ.), тот, кто держится в пределах законности, иногда только внешне, формально, без внутреннего убеждения. МАКАРОНИЧЕСКИЙ (итал.) СТИЛЬ, шуточный стиль, насыщение речи искаженными иностранными словами или выдуманными словами, измененными в духе иностранного языка, иностранного произношения. МАКСИМА (лат.), логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле, правило поведения. МАМ(М)ОН(А) (греч.), бог богатства у древних сирийцев, сейчас — алчность, корыстолюбие. МАНЕВР (франц.), ловкий обходный прием в. речи, прием при ответе на сложный, острый вопрос. МАНИПУЛЯЦИЯ (франц.), ловкая проделка с системой доказательств, подмена одних доказательств другими. МАНИЯ (греч.), сильное, почти болезненное пристрастие, влечение к чему-нибудь. МАНЬЯК (фран.), одержимый манией, страдающий чрезмерным влечением к чему-нибудь. МАРГИНАЛ, понятие появилось во Франции в 70-е годы XX в., означает людей, разорвавших связи с привычным миром, иногда выходящих за пределы общей государственной законности. МАШИНАЛЬНЫЙ (франц.), бессознательный, безотчетный, непроизвольный. МАЭСТРО (итал.), почетное название для высокого мастера в творческих областях человеческой деятельности. МИМИКА (греч.), искусство выражать свои чувства и мысли посредством движения лицевых мышц, не последнее для опытного оратора. МИСТИФИЦИРОВАТЬ (греч.), обманывать, намеренно вводить кого-нибудь в заблуждение. МИФИЧЕСКИЙ (греч.), баснословный, сказочный, легендарный, вымышленный. МОЗАИКА (франц.), пестрая смесь из отдельных кусочков. МОНОТОННЫЙ (греч.), однозвучный, однообразный, скучный. МОНСТР (франц.), чудовище, урод, нереальность. МОТТО (итал.), остроумное изречение, краткий эпиграф в начале книги, главы. МУССИРОВАТЬ (франц.), раздувать, преувеличивать слухами, подогревать намеками. МУТАНТ (лат.), организм, отличающийся от нормального развития. МЭТР (франц.), почтительное обращение к высокому профессионалу. НЕГЛИЖИРОВАТЬ (франц.), пренебрегать, относиться без внимания. НЕЙТРАЛИТЕТ (лат.), невмешательство в чужие споры, распри. НИВЕЛИРОВАТЬ (франц.), приводить к одному уровню, сглаживать особенности, различия. НИГИЛИЗМ (лат.), отрицание любых норм, правил, законов, особенно в этике и в эстетике. НОТА БЕНЕ (лат.), примечание, отметка в тексте, часто обозначаемая буквами по-латыни:
|