Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания 4 page





ФИГУРА (лат.), необычайный обо­рот речи, усиливающий ее эмо­циональное воздействие, напри­мер, инверсия, анафора, анаколуф и др.

ФИЛИППИКА (греч.), серия об­личительных гневных речей Де­мосфена простив царя Македонии Филиппа, позднее — любая гнев­ная речь, направленная против известной личности.

ФОНЕТИКА (греч.), наука, изу­чающая звуковую сторону языка.

ФРАЗА (греч.), законченный обо­рот речи, предложение, из суммы которых состоит публичное вы­ступление оратора.

ФРАЗЕРСТВО, пустословие, бол­товня, пристрастие к громким, но бессодержательным словам, фра­зам, выражениям.

ХРИЯ, нравоучение, выражение нравоучения посредством спе­циальной организованной фразы, например, «Живи, поминая смерть» (Персии), превратившееся в знаме­нитое латинское выражение «мементо море» («помни о смерти»). М.В. Ломоносов различал многие стороны использования хрии в ре­чи (см. Руководство..., §254 и след.).

ЭВФЕМИЗМ (греч.), - упот­ребление выражения более мягкого вместо грубого или не­пристойного, например, «не со­чиняйте», «не выдумывайте» вме­сто «не врите».

ЭВФОНИЯ (греч.), благозвучие речи, отсутствие в ней грубых слов, выражений, неприличных словосочетаний.

ЭВФУИЗМ (англ.), напыщенность, вычурность речи, жеманный, ма­нерный стиль выступления.

ЭКЗЕГЕЗА (греч.), толкование трудных малопонятных фраз, тек­стов, сокрытых мыслей.

ЭКСКУРС (лат.), отступление от главной темы выступления, осве­щение второстепенного вопроса, вопросов.

ЭКСПРЕССИЯ (лат.), выразитель­ность в самом широком смысле, живость и яркость выступления.

ЭКСПРОМТ (лат.), короткая речь, произнесенная без видимой подготовки, вдруг, внезапно, т.е. экспромтом.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (лат.), рас­пространение определенных по­нятий, относящихся к одной об­ласти знаний (одному отрезку времени), на другую область (вре­мя).

ЭЛЛИПС(ИС) (греч.), стилисти­ческая фигура, опущение слов, которые могут легко подразуме­ваться в речи, например, «я — домой» вместо «я пойду домой».

ЭЛОКВЕНЦИЯ (лат.), красноре­чие, само ораторское искусство. Сейчас этот термин употребляется довольно редко, ранее — посто­янно.

ЭЛОКУЦИЯ (лат.), учение о сти­лях: высоком, низком и среднем, о том, как подойти к формирова­нию такого стиля.

ЭМФАЗА (греч.), напряжение ре­чи с целью ее большей экспрес­сии, оптимальное использование в выступлении риторических прие­мов.

ЭНКЛИТИКА (греч.), слово, ут­ратившее собственное ударение и стоящее позади ударного слова, к которому оно примыкает, образуя с ним единое целое, например, частица «то» в выражениях: «мой-то, тот-то» или, например, в вы­ражении: «куда же вы?». Проти­воположное явление — Прокли­тика.

ЭНТИМЕМ(А) (греч.), использо­вание аргумента (рассуждения), недостающая часть которого оче­видна, понятная без объяснений (подразумевается без труда). Только на первый взгляд энтимем(а) похож(а) на Эллипс(ис). Энтимем(а) опускает часть дока­зательства, Эллипс(ис) опускает отдельное слово (слова).

ЭПИСТРОФА (греч.), риториче­ская фигура, состоящая из повто­рения одного и того же слова, со­четания слов, оборота. Использо­вание этой фигуры требует от оратора осторожности.

ЭПИТЕТ (греч.), определение, которое прибавляется к названию предмета (лица) с целью подчерк­нуть его наиболее характерные свойства (особенности), напри­мер, «шелковые кудри», «чистое поле», «парус одинокий». ЭПИФОРА (греч.), совпадение конечных частей нескольких фраз, строк, например, рифмы. Фигура, обратная эпифоре, — анафора. ЭРИСТИКА (греч.), искусство вести спор, заниматься полеми­кой, энергично и эффективно от­стаивать свою точку зрения.

ЯЗЫК, важнейшее средство человеческого общения, не­разрывно связанное с мышлени­ем, реализуется и существует в речи. Можно говорить о языке АС. Пушкина, о языке И.Л. Андро­никова, о языке конкретного ора­тора или ритора. ЯРЛЫК, жалованная грамота та­тарского хана, в целом — любое клеймо, «навешивание ярлыков» — обвинения в адрес оппонента, сбор сведений, порочащих оппо­нента, нередко обвинений голо­словных, не подтвержденных до­кументами.

Сила речи состоит в умении выра­зить многое в немногих словах.

Плутарх

Культура оратора

АБЗАЦ (нем.), часть текста, ог­раниченная смыслом, интер­валом.

АБСТРАГИРОВАТЬ (лат.), обра­зовывать отвлеченные понятия, — переходить от конкретного к об­щему (абстрактному).

АБСУРД (лат.), бессмысленность, нелепость, нонсенс.

АВТОРИТЕТ (нем.), лицо, поль­зующееся признанием, влиянием.

АГЕНТ (лат.), лицо или группа лиц, проводящая чьи-либо идеи; оратор, высказывающий чужую точку зре­ния или агитирующий за нее.

АГНОСТИК (греч.), сторонник агностицизма, т.е. теории, соглас­но которой человек не может по­знать истину.

АГРЕССИВНЫЙ (франц.), напа­дающий, захватнический, совер­шающий насильственные действия различного рода, в том числе в процессе публичного выступления.

АДЕПТ (лат.), посвященный в тайны, ярый сторонник, последо­ватель, приверженец учения, тео­рии, идеи.

АДЕКВАТНЫЙ (лат.), равный, тождественный.

АЛИБИ (лат.), доказательство не­причастности к преступлению, факт нахождения подозреваемого в это время в другом месте, что засвидетельствовано соответствую­щими документами, например, сви­детельскими показаниями.

АЛЛЮЗИЯ (франц.), намек, вы­ражение, являющееся намеком на известные события, например, «пиррова победа», «демьянова уха».

АЛТАРЬ (лат.), у древних — жерт­венник, у православных — часть храма, отделенная иконостасом, в русском красноречии нередко употребляется в переносном смыс­ле, например, «принести жертву на алтарь Отечества, искусства».

АЛЬКОВ (франц.), углубление в стене для кровати, спальня, в красноречии употребляется выра­жение «альковные тайны» — на­мек на тайную сексуальную рас­пущенность кого-нибудь.

АЛЬМА-МАТЕР (лат.), старинное название университета, дающего духовную пищу, употребляется в разных смыслах: ласкательном, шутливом, ироничном, буквально — «кормящая мать».

АЛЬТЕРНАТИВА (франц.), каж­дая из возможностей, исключаю­щих друг друга, несовместимых друг с другом.

АМБИЦИЯ (франц.), самолюбие, спесь, чванство, самомнение

АМИКОШОНСТВО (франц.), чрез­мерная, бесцеремонная фамильяр­ность.

АМИМИЯ (греч.), понижение или полное отсутствие мимики лица, как говорится в таких случаях: «Лицо на замке», «на лице ничего не написано».

АМОРФНО (греч.), бесформенно, без четкого деления на части и без границ.

АМФОРА (лат.) у древних — яй­цеобразный сосуд (с двумя верти­кальными ручками) для хранения зерна, масла, вина и пр., сейчас — дорогой предмет (явление, лич­ность и т. п.) с ценным содержа­нием (знаниями и пр.), нередко с оттенком иронии.

АНАЛИЗ (греч.), метод научного исследования путем разложения предмета, явления на его состав­ные части, мысленного расчлене­ния объекта на основе логической абстракции. Противоположное яв­ление — синтез.

АНАЛИЗАТОРЫ, органы чувств, позволяющие понимать речь, для риторики в первую очередь — слух, зрение, речедвигательный анализитор.

АНАЛОГ (греч.), нечто, представ­ляющее собой соответствие, сход­ство или подобие другому предме­ту, явлению, дающее основание для аналогии — сходства, подобия между предметами, явлениями или понятиями, которые в целом могут являться различными по своей сущности.

АНАХРОНИЗМ (греч.), пережи­ток прошлого, символ старины, нечто устаревшее.

АНЕКДОТ (греч.), короткий шу­точный рассказ, нередко вымыш­ленный, о смешном, забавном про­исшествии, вымысел, шутка о том, что было или якобы было на самом деле, с непременным неожиданным комичным концом (концовкой), чаще всего контрастирующим с его основным содержанием.

АННАЛЫ (лат.), летопись, пере­чень наиболее важных событий за прошлые годы.

АННОТАЦИЯ (лат.), краткое из­ложение содержания статьи, кни­ги, речи, нередко с выявлением ее положительных и/или отрица­тельных сторон.

АННУЛИРОВАТЬ (лат.), упразд­нять, объявлять недействитель­ным, сообщать от отказе от ранее сделанного, запланированного.

АНОМАЛЬНЫЙ (греч.), непра­вильный, отклоняющийся от об­щего правила.

АНОНИМ (греч.), автор, скры­вающий свое имя.

АНОНС (франц.), объявление о будущем событии, мероприятии.

АНТАГОНИЗМ (греч.), противо­речия в широком значении и по серьезному поводу.

АНТИПАТИЯ (греч.), чувство не­приязни, отвращения. Противо­положное значение — чувство симпатии.

АНТИЧНЫЙ (лат.), древний, от­носящийся к миру Древней Гре­ции и Древнего Рима.

АНТУРАЖ (франц.), окружение, среда, обстановка, обслуживаю­щая команда.

АПАТИЧНЫЙ (греч.), вялый, бесстрастный, равнодушней.

АПЕЛЛИРОВАТЬ (лат.), обра­щаться к мнению знатока, авто­ритета, специалиста.

АПЛОМБ (франц.), излишняя самоуверенность, особенно в лич­ных отношениях, в речи, у орато­ра во время выступления.

АПОКАЛИПСИС (греч.), откро­вение, пророчество о «конце све­та».

АПОЛОГЕТ (греч.), защитник учения, идеи, теории, позиции.

АПОСТЕРИОРНЫЙ (лат.), осно­ванный на опыте, на прошлой деятельности, на практике.

АПОРИЯ (греч.), неразрешимое противоречие, непреодолимое раз­ногласие.

АПОФЕОЗ (греч.), прославление лица или события, торжествен­ный конец события.

АПРИОРИ (лат.), заранее, наперед (соглашаясь, отрицая, утверждая что-либо в ходе выступления).

АПРОБИРОВАТЬ (лат.), одоб­рять, утверждать, соглашаться на основе проверки, испытания.

АРБИТР (франц.), судья в споре, третья сторона.

АРГО (франц.), или жаргон — (франц.), или сленг — (англ.), речь людей, принадлежащих к определенной социальной группе, не имеет своего грамматического строя и основного словарного фон­да (в отличие от диалектов).

АРГУМЕНТ (лат.), логический довод, который служит основани­ем для доказательства тезиса.

АРГУМЕНТАЦИЯ (лат.), сово­купность аргументов в пользу ка­кой-нибудь точки зрения.

АРЕОПАГ (греч.), высший орган судебной и политический власти в Древних Афинах, сейчас — высо­кое собрание, нередко — с ирони­ей. Синедрион (греч.), совет ста­рейшин в Древней Иудее. Сейчас — высокое собрание, нередко — с иронией.

АРКАДИЯ (греч.), в Древней Греции область с развитым ското­водством, сейчас — страна «счаст­ливых пастухов», вообще — «стра­на всеобщего благоденствия, счас­тья».

АРСЕНАЛ (франц.), большой и разнообразный запас чего-нибудь, например, оружия, снаряжения.

АРХАИЗМ (греч.), старинное слово, оборот речи, вышедший из употребления.

АРХЕТИП (лат.), прообраз, идея;

письменный вариант выступления оратора.

АРХИ... (лат.), приставка, озна­чающая старшинство, высшую степень признака.

АССОЦИАЦИЯ (лат.), перенос связей по сходству, смежности или противоположности (глубоко исследованы И.П. Павловым).

АТТРАКЦИОН (франц.), эф­фектный номер, притягивающий к себе внимание, яркая манера речи и поведения оратора на трибуне.

АУДИЕНЦИЯ (лат.), официаль­ный прием, прием у высокого ли­ца, может использоваться с иро­ничным оттенком.

АУДИТОРИЯ (лат.), зал для лек­ций и группа слушателей в нем; в формальной логике — третий (кроме пропонента и оппонента) участник обсуждения тезиса.

АУРА (лат.), в первоначальном значении «дуновение ветерка», в целом — эмоциональные, слухо­вые или зрительные пережива­ния.

АУТЕНТИЧНЫЙ (греч.), соот­ветствующий подлинному, дейст­вительный, верный, основанный на первоисточнике, заверенный подписями и печатями.

АУТОДАФЕ, «акт веры» (в пер. с порт.), под которым подразумева­лись оглашение и приведение в исполнение варварских пригово­ров инквизиции, доходивших до сожжения виновных на костре. Первое аутодафе состоялось в XIII в., последнее — в 1826 г. в Ва­ленсии. Сейчас — суровый приго­вор за отступничество от основ­ной, важной, принципиальной идеи.

АФАЗИЯ (греч.), полная или час­тичная потеря речи вследствие поражения головного мозга.

АФЕРА (франц.), темное дело, жульничество, мелкая спекуляция.

АФИША (франц.), объявление о культурном событии.

АФОНИЯ (греч.), потеря голоса или его беззвучность вследствие заболевания.

АФОРИЗМ (греч.), изречение, выражающее какую-нибудь об­щую мысль, для которой одинако­во обязательны и законченность мысли и отточенность формы, на­пример, «Человек — это звучит гордо». (М. Горький).

АФРОНТ (франц.), неожиданная неприятность, оскорбление, рез­кий отпор, неудача, например, при ответах на вопросы.

БАНАЛЬНОСТЬ (франц.), из­битое мнение, пошлое выра­жение.

БАТАЛИЯ (франц.), битва, сра­жение.

БЕДЛАМ (англ.), неразбериха, хаос, сумасшедший дом (так на­зывался дом для сумасшедших в Лондоне).

БЛЕФ (англ.), хвастовство, вы­думка, «пустить пыль в глаза».

БЛОКИРОВАТЬ (англ.), затруд­нять, не пускать, заграждать путь.

БОНУС (лат.), вознаграждение, премия.

БРАВИРОВАТЬ (франц.), пре­небрегать опасностью, рисоваться своей храбростью.

БРИФИНГ (англ.), краткое ин­структивное совещание, инфор­мация о таком совещании, крат­кое изложение взглядов на про­блему.

БУДИРОВАТЬ (франц.), дуться, быть в плохом расположении ду­ха. Нередко неверно употребляет­ся в значении «побуждать», «воз­буждать», «стимулировать», что свидетельствует о недостаточной подготовленности говорящего.

БУМ (англ.), шумиха, скандал во­круг какого-нибудь события или личности.

БУРЛЕСК (франц.), чрезвычайно комичное изложение, изображе­ние, преувеличенное представле­ние комизма положения.

БУТАФОРИЯ (итал.), мишура, поддельная роскошь, изложение нереальных сюжетов в ходе ора­торского выступления.

ВА-БАНК (франц.), идти на риск, рискуя всем, идти на­пролом, напропалую.

ВАРИАНТ (лат.), иная разработка плана выступления, иной прием, другой подбор фактов, примеров и пр.

ВВЕДЕНИЕ, часть ораторского выступления, в которой объясня­ется причина появления на три­буне, вскрывается значение темы, ее важность для аудитории, для общества, для страны в целом.

ВЕРБАЛЬНЫЙ (лат.), устный, словесный, выраженный в речи.

ВЕРСИЯ (франц.), одно из не­скольких объяснений, положен­ных в основу ораторского выступ­ления, в основу тезиса, теории.

ВИРТУАЛЬНЫЙ (лат.), возмож­ный, который может появиться в результате сочетания определен­ных явлений, событий. Принцип виртуальности широко использу­ется в современных телевизион­ных программах, фильмах под на­званием «виртуальная реальность.

ВИРТУОЗ (итал.), мастер, дос­тигший в своей области высокой степени творчества. Критики не раз называли И.Л. Андроникова «виртуозом устного рассказа».

ВОЛАПЮК (англ.), непопуляр­ный искусственный язык, изобре­тенный в 1880 г. И. Шлейером, сейчас — набор пустых бестолко­вых фраз, звуков.

ВУЛЬГАРИЗМ (лат.), грубое сло­во или выражение, не принятое в литературном языке.

ВЫВОД, последняя часть выступ­ления оратора, в которой он подво­дит краткий итог всем сказанному.

ГАЛА (франц.), в XVIII в. торже­ственный придворный празд­ник, сейчас гала-концерт — торже­ственный концерт, гала-представление — торжественное представле­ние.

ГАЛАНТНЫЙ (франц.), чрезвы­чайно вежливый человек, исклю­чительно внимательный и обходи­тельный.

ГАРМОНИЯ (греч.), согласие, еди­нодушие, стройная согласован­ность между частями целого.

ГИПОТЕЗА (греч.), научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, события, предположения, сужде­ния о закономерной связи между явлениями, вообще — предполо­жение с последующими доказа­тельствами, подтверждениями.

ГЛОССАРИЙ (лат.), толковый сло­варь непонятных или малоупотре­бительных слов к тексту, чаще всего к древнему, к переводам.

ГОЛГОФА место около Иеруса­лима, где совершались казни и где был распят Иисус Христос, сейчас — символ места мучений, источника страданий.

ГНОМА (греч.), краткое мудрое изречение, чаще всего в стихах.

ГРАЦИОЗНЫЙ (итал.), изящный, стройный, например, «грациозная походка».

ГРАЦИЯ (лат.), изящество, осо­бенно в позах и телодвижениях.

ГРИВУАЗНЫЙ (франц.), игри­вый, легкомысленный, ветренный.

ГРОТЕСК (франц.), изображение людей или предметов, описание событий, явлений в фантастиче­ском или уродливо-комическом виде.

ГУМАННОСТЬ (лат.), человеч­ность, уважение к личности, к че­ловеческому достоинству.

ДЕБАТЫ (франц.), обмен мне­ниями, ученое обсуждение.

ДЕБОШ (франц.), буйство, скан­дал, драка.

ДЕБЮТИРОВАТЬ (франц.), впер­вые выступать на каком-нибудь поприще, например, на эстраде, с публичным выступлением.

ДЕВИЗ (франц.), краткое изрече­ние, в котором сформулирована главная мысль, руководящая идея.

ДЕДУКЦИЯ (лат.), логическое умозаключение от общего к част­ному, от общих суждений к част­ным, противоположное значение — индукция.

ДЕЗАВУИРОВАТЬ (франц.), заяв­лять о своем несогласии, неодоб­рении, о том, что подчиненный сказал нечто без разрешения, от­каз начальника от заявления сво­его подчиненного.

ДЕКЛАРАЦИЯ (лат.), заявление оратора от имени организации, от имени государства.

ДЕЛИКАТНЫЙ (франц.), чуткий, вежливый, в телосложении хруп­кий, нежный, слабый.

ДЕМАГОГ (греч.), политикан, опи­рающийся на ложную популярность посредством ложных обещаний, не­сбыточных проектов и примитив­ной (а, может быть, и изощренной) лести, лжи.

ДЕМАРШ (франц.), выступление, действие, мероприятие.

ДЕФИНИЦИЯ (лат.), логическое определение понятия, установление основного содержания понятия.

ДИЗАРТРИЯ (греч.), расстрой­ство речи, выраженное в затруд­нении произношения отдельных слов, слогов, звуков (главным об­разом согласных звуков).

ДИЛЕТАНТ (франц.), любитель в какой-нибудь профессии, непро­фессионал, занимающийся про­фессией без достаточной подго­товки.

ДИЛОГИЯ (греч.), двойное зна­чение, двусмысленность, общее, состоящее из двух частей.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ (франц.), ли­шение доверия, подрыв уважения, умаление авторитета.

ДИСКУРСИВНЫЙ (лат.), рассу­дочный, основанный на логике.

ДИСКУССИЯ (лат.), обсуждение на собрании, в речах, в печати.

ДИСПУТ (лат.), ученый спор, об­суждение теоретического вопроса, темы лекции, ее содержания. ДИССИДЕНТ (лат.), несоглас­ный, противоречащий, расколь­ник, инакомыслящий, вообще — отступник от главных положе­ний.

ДИССОНАНС (франц.), отсутст­вие гармоний, несоответствие мне­ний, убеждений, наличие разных точек зрения.

ДИФИРАМБ (греч.), первона­чальное значение — гимн в честь бога Диониса (Вакха), сейчас — преувеличенная, восторженная по­хвала, в ироничном смысле — «петь дифирамбы».

ДИФФАМАЦИЯ (лат.), высказы­вание сведений порочащих честь кого-нибудь, такие сведения мо­гут быть мнимыми, не основан­ными на реальных фактах или до­кументах.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ (лат.), различать, анализировать факты, разлагать сложное на простое для лучшего понимания.

ДИХОТОМИЯ (греч.), последова­тельное деление целого на два, за­тем половинок — на два и четвер­тинок — на два и т. д.

ДОГМА (греч.), положение, при­знаваемое неизменным, всегда верным, не подлежащим разви­тию или пересмотру.

ДОКТРИНА (лат.), учение, науч­ная или философская теория, по­литическая система, стройная сис­тема принципов.

РЕСЬ (греч.), вздор, чепуха, нечто ложное.

ДОСЬЕ (франц.), совокупность документов, материалов по опре­деленному вопросу.

ДОТАЦИЯ (лат.), доплата, посо­бие на нужные цели

УАЛИЗМ (лат.), двойственность, раздвоенность.

ЕРЕСЬ (греч.) вздор, чепуха, нечто ложное

ЖАРГОН, см. Арго.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, заключитель­ная часть речи с широкими обобщениями, прогнозами отно­сительно будущего развития.

ИГНОРИРОВАТЬ (лат.), на­меренно не замечать, не же­лать знать, нарочно не принимать во внимание.

ИДЕАЛ (франц.), высшее совершен­ство, конечная цель стремлений.

ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ (лат.), при­водить наглядные примеры для пояснения или доказательства своей мысли (тезиса).

ИМИДЖ (англ. I, вид, изображение, образ, впечатление от человека, же­лаемый образ важной персоны.

ИМИТАЦИЯ (лат.), подражание манерам, голосу и прочему дру­гого человека, другого оратора.

ИМПОЗАНТНЫЙ (франц.), вну­шительный с виду, представи­тельный, с плавными движения­ми, с красивым голосом.

ИМПОНИРОВАТЬ (лат.), вну­шать уважение, производить дос­тойное впечатление.

ИНВЕНЦИЯ (лат.), часть оратор­ского выступления, в которой да­ется оригинальная разработка те­мы по содержанию или по форме, осуществляется новый творческий подход.

ИНСИНУАЦИЯ (лат.), клеветни­ческое измышление с целью опо­рочить кого-нибудь, подорвать ав­торитет, в целом — клевета.

ИНТЕЛЛЕКТ (лат.), ум, рассудок, разум, мыслительные способности человека.

ИНТЕРВЬЮ (англ.), беседа с пер­сонажем, предназначенная для пе­чати, передачи по радио или по телевидению.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат.), толко­вание, раскрытие смысла трудных мест в речи, в тексте, объяснение сложных понятий.

ИНТУИЦИЯ (лат.), чутье, догад­ка, проницательность.

ИНТРИГАН (франц.), любитель интриг, т.е. происков, скрытых действий, направленных на не­чистые цели.

ИНФАНТИЛЬНЫЙ (лат.), обла­дающий свойствами детского воз­раста, неразвитого мышления, от­сутствием зрелого опыта.

ИСТИНА (в философии), адек­ватное отражение в сознании того, что существует объективно, в логике — всякая мысль при­знается истинной, если под ней имеется достаточное основание. Объективная истина не зависит от человека или от человечества.

ЙОТА, греческое название буквы «и» — означает малую величину, выражение «ни на йоту» — нис­колько, ничуть, ни в коем случае.

КАББАЛИСТИКА, мистическое толкование Ветхого Завета, сейчас — ненаучные выводы, проявление случайных признаков, нечто непонятное, запутанное.

КАЗУИСТ (лат.), оратор, опыт­ный в споре, «тертый калач».

КАЗУИСТИКА (лат.), изворот­ливость в доказательствах лож­ных или сомнительных положе­ний, хитросплетения в споре, крючкотворство.

КАНОН (греч.), всеобщее прави­ло, не допускающее никаких от­клонений.

КВАЗИ... (лат.) приставка, озна­чающая «якобы», «мнимый, на­пример, «квазиученый»,

КВАЛИФИКАЦИЯ (лат.), опреде­ление качества, степень пригодно­сти, уровень подготовленности.

КЛАССИЧЕСКИЙ (лат.), 1) от­носящийся к древнегреческому или к древнеримскому миру, 2) признанный образец, образцо­вый, годный для использования в учебных заведениях.

КЛЕПСИДРА (лат.), водяные ча­сы, которыми пользовались для регулирования длительности вы­ступления сторон в судебном засе­дании в Древнем Мире. Вода из них вытекала по капле, наполняя сосуд, по наполнению которого за­секалось время для речей сторон.

КОЛЛИЗИЯ (лат.), столкновение противоположных мнений, стрем­лений, интересов.

КОЛЛОКВИУМ (лат.), беседа со студентами с целью выявления их знаний по теме, по вопросу темы.

КОЛОРИТ (итал.), характерная особенность произведения, эпохи, местности, отделки чего-нибудь.

КОМПЕТЕНТНЫЙ (лат.), знаю­щий, сведущий, имеющий право на решение, на выступление с важной речью, со своим мнением.

КОМПИЛЯЦИЯ (лат.), несамо­стоятельная работа, основанная на списывании чужих мыслей, трудов.

КОМПРОМИСС (лат.), взаимные уступки в позиции, мнениях.

КОМПРОМЕТИРОВАТЬ (франц.), вредить кому-нибудь, подрывать репутацию, доброе имя, в том числе посредством ораторского выступления.

КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ (лат.), придавать наглядный, предмет­ный характер, конкретное выра­жение чему-нибудь.

КОНСЕНСУС (лат.), общее со­гласие, единая точка зрения.

КОНСТАТИРОВАТЬ (франц.), ус­танавливать факт, несомненность явления, подтверждать, свиде­тельствовать.

КОНТАКТ (лат.), связь, согласо­ванность, взаимодействие в работе.

КОНТЕКСТ (лат.), общее содер­жание законченной речи, сумма поднятых в ней вопросов. КОНТРОВЕРЗА (франц.), или контроверса, разногласия, спорный вопрос, неясный момент в ученом споре, сам ученый спор.

КОНТРЫ (франц.), враждебные отношения, пререкания, выпады.

КОНФЕРЕНЦИЯ (лат.), совеща­ние с серьезной повесткой дня.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ (лат.), доверительный, не подлежащий огласке, не для всех.

КОНФЛИКТ (лат.), столкновение взглядов, разногласия с будущими осложнениями.

КОНФУЗ (лат.), замешательство, смущение, неловкое положение для оратора, например, при отве­тах на вопросы

КОНЦЕНТРИРОВАТЬ (лат.), сгу­щать, обогащать, сосредоточивать внимание на вопросе, на теме.

КОНЦЕПЦИЯ (лат.), система взглядов, общий замысел выступ­ления.

КОНЪЮНКТУРА (лат.), стечение обстоятельств, влияющих на ис­ход какого-нибудь дела, решения, становления точки зрения.

КОРИФЕЙ (греч.), мастер, до­бившийся высшей квалификации в своем деле.

КОТУРНЫ (лат.), род сандалий на очень толстой подошве, в которых играли на сцене актеры в театре Древнего мира с целью придания исполнителю роли большей вели­чественности персонажа (роли бога или героя), сейчас — говорят о на­пыщенном персонаже со значи­тельной долей иронии.

КРЕДО (лат.), вера, система взгля­дов, убеждения, путеводная мысль, фраза, зовущая вперед.

КРИТЕРИЙ (греч.), отличитель­ный признак, мерило, пробный камень.

КУЛЬТУРА (лат.), воспитание, обучение. Имеет несколько значе­ний. Включает в себя предметные результаты деятельности людей, че­ловеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, в другом смысле — сфера духовной жизни людей. Можно говорить о культуре человека, общества, го­сударства, отношений. Культура государства «зависит не от мини­стра культуры, а от культуры всех его министров». В наши дни в высшей школе введен новый предмет, который называется «культурология».

КУРЬЕЗ (франц.), любопытное, смешное обстоятельство или про­исшествие, диковинка, привле­кающая внимание.

ЛАБИРИНТ (греч.), по мифо­логии — здание с запутанны­ми коридорами, сейчас — сложное запутанное положение, из кото­рого трудно найти выход.

ЛАВИРОВАТЬ (голл.), уверты­ваться, уклоняться от заданной темы, вопроса, например, не зная ответа на этот вопрос.

ЛАКУНА (лат.), пропуск, пробел в тексте речи.

ЛЕГИТИМНЫЙ (лат.), в прямом значении «законный», основан­ный на законодательстве, не про­тиворечащий ему.

ЛЕЙТМОТИВ (нем.), руководя­щая, основная идея, мысль, кото­рая подлежит неоднократному подчеркиванию и повторению.

ЛЕКСИКА (греч.), весь словар­ный запас какого-нибудь языка.

ЛЕКТОР (лат.), в Древнем мире раб, который был приставлен к чтению текстов, сейчас — высту­пающий с научной или учебной лекцией.

ЛЕКЦИЯ (лат.), публичное вы­ступление оратора в форме моно­лога, после которого могут быть ему заданы вопросы. ЛИТАНИЯ (греч.), длинный и скучный перечень чего-нибудь.

ЛИЦЕЙ (греч.), название рощи при храме Аполлона Ликейского близ Афин, где учился Аристо­тель, позднее — среднее учебное заведение для мальчиков.

ЛОГИКА (греч.), наука о законах мышления.

ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗКИ дизъюнкция (лат.), союз «или»; импликация (лат.), союз (обо­рот) «если.., то..»;

конъюнкция (лат.), союз «и»; контрадикторный — противоре­чащий; контрарный — противоположный. ЛОЗУНГ (нем.), призыв, кратко и четко выраженная идея, не тре­бующая доказательств. ЛОЯЛЬНЫЙ (франц. англ.), тот, кто держится в пределах закон­ности, иногда только внешне, формально, без внутреннего убе­ждения.

МАКАРОНИЧЕСКИЙ (итал.) СТИЛЬ, шуточный стиль, насыщение речи искаженными иностранными словами или вы­думанными словами, измененны­ми в духе иностранного языка, иностранного произношения.

МАКСИМА (лат.), логический или этический принцип, выра­женный в краткой формуле, пра­вило поведения.

МАМ(М)ОН(А) (греч.), бог богат­ства у древних сирийцев, сейчас — алчность, корыстолюбие.

МАНЕВР (франц.), ловкий об­ходный прием в. речи, прием при ответе на сложный, острый во­прос.

МАНИПУЛЯЦИЯ (франц.), лов­кая проделка с системой доказа­тельств, подмена одних доказа­тельств другими.

МАНИЯ (греч.), сильное, почти болезненное пристрастие, влече­ние к чему-нибудь.

МАНЬЯК (фран.), одержимый манией, страдающий чрезмерным влечением к чему-нибудь.

МАРГИНАЛ, понятие появилось во Франции в 70-е годы XX в., означает людей, разорвавших свя­зи с привычным миром, иногда выходящих за пределы общей го­сударственной законности.

МАШИНАЛЬНЫЙ (франц.), бес­сознательный, безотчетный, не­произвольный.

МАЭСТРО (итал.), почетное на­звание для высокого мастера в творческих областях человеческой деятельности.

МИМИКА (греч.), искусство вы­ражать свои чувства и мысли по­средством движения лицевых мышц, не последнее для опыт­ного оратора.

МИСТИФИЦИРОВАТЬ (греч.), обманывать, намеренно вводить кого-нибудь в заблуждение.

МИФИЧЕСКИЙ (греч.), басно­словный, сказочный, легендар­ный, вымышленный.

МОЗАИКА (франц.), пестрая смесь из отдельных кусочков.

МОНОТОННЫЙ (греч.), одно­звучный, однообразный, скучный.

МОНСТР (франц.), чудовище, урод, нереальность.

МОТТО (итал.), остроумное изре­чение, краткий эпиграф в начале книги, главы.

МУССИРОВАТЬ (франц.), разду­вать, преувеличивать слухами, по­догревать намеками.

МУТАНТ (лат.), организм, отли­чающийся от нормального развития.

МЭТР (франц.), почтительное об­ращение к высокому профессио­налу.

НЕГЛИЖИРОВАТЬ (франц.), пренебрегать, относиться без внимания.

НЕЙТРАЛИТЕТ (лат.), невмеша­тельство в чужие споры, распри.

НИВЕЛИРОВАТЬ (франц.), при­водить к одному уровню, сглажи­вать особенности, различия. НИГИЛИЗМ (лат.), отрицание любых норм, правил, законов, особенно в этике и в эстетике.

НОТА БЕНЕ (лат.), примечание, отметка в тексте, часто обозна­чаемая буквами по-латыни:

Date: 2015-10-18; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию