Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания 7 pageЮПИТЕР, римское божество, соответствующее греческому Зевсу. ЯЗОН, предводитель аргонавтов, его жена Медея. ЯНУС, двуликий бог латинян, одно его лицо обращено в прошлое, другое — в будущее. Первоначально он был богом солнца и начал, поэтому месяц «январь» назван от его имени. Кроме того, он почитался как бог дверей и ворот, привратник Неба, посредник в каждом человеческом деле. Ему молились «перед началом» чего-либо. Бели мы не достигли цели, то, по крайней мере, мы видим, к какой цели следует стремиться. М.Т. Цицерон Заключение С давних времен известно, что та мифическая Дама, которую люди называют Удачей («Госпожой Удачей»), по всей своей первородной внутренней сути в высшей степени непостоянна, вертлява, вздорна во всех ее делах, словах и поступках. «Пусть неудачник плачет!» — как сказал великий поэт, сожалея о ее отсутствии. А другая Дама, более реальная в своем мифическом существовании и именуемая умными людьми Эрудицией, напротив, в достаточной степени постоянна по отношению к тем, кого она сама выбрала в качестве объекта своего творческого внимания и воздействия. Но если «Госпожа Удача» — это награда «за смелость», то «Сударыня Эрудиция» — вознаграждение за трудолюбие, труд, которые «все перетрут». Как часто нам трудолюбия и не хватает, как часто мы не знаем — с чего начать, как продолжить, какую задачу себе поставить, если общей целью является овладение современным русским красноречием. Лет 30 назад была широко известна книга очерков психологии труда учителя, в которой рассмотрены многие стороны этой темы. Но в ней ни слова не сказано о том, что учитель должен владеть русским красноречием, должен стремиться к тому, чтобы овладеть теорией и практикой этого искусства (См.: Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л., 1967. -С. 173 и др.). Очевидно, что при таком подходе для риторики как для учебного предмета в школе просто нет места. Так и было многие годы. Но следует признать, что риторика способна внести в застойную атмосферу современной школы свежую творческую струю, способную противопоставить себя тому, что характеризуется Н.В. Кузьминой как «повышение учительского голоса и стучание указкой по столу». Напротив, мы должны содействовать нашим пособием новому росту «методической изобретательности и расцвету педагогического воображения». Вот эта цитата в относительно полном варианте: Встречаются учителя, которые, несмотря на большой опыт работы в школе, не могут овладеть педагогическим мастерством. У них, как правило, на уроках плохая дисциплина, они часто повышают голос, стучат по столу, делают замечания, многословны в объяснении материала. Учащиеся у них учат уроки время от времени, когда знают, что их должны спросить, материал усваивают плохо, но получают хорошие и отличные оценки. Эти учителя не пользуются авторитетом, работать им трудно, они свыкаются со своими недостатками и не замечают их, привыкают плохо готовиться к урокам. Для таких учителей характерно отсутствие педагогической направленности, интереса к детям и к делу, неумение видеть в каждом ученике индивидуальное, особенное. Они не наблюдательны, их суждения о детях поверхностны и статичны, они не замечают их роста и развития. Они мало думают о своей работе, выполняют ее формально. Для них характерно ограниченное понимание сущности педагогической профессии; они объясняют материал, спрашивают, ставят оценки, наказывают и жалуются на плохое поведение учащихся их родителям, руководству школы. Они мало изобретательны, у них плохо развито педагогическое воображение. Педагогическая деятельность не является для них источником новых знаний, поскольку причины своих неудач они ищут не в недостатках своей деятельности, а в неудачном составе класса и т. д. Такие учителя не ставят перед собой больших задач (растить нового человека, будущего специалиста), не видят дальних перспектив своей деятельности и потому плохо справляются и с частными задачами. Итак, что же из этого следует? Для начала следует, видимо, признать, что сюжет, описанный Н.В. Кузьминой по состоянию нашей школы более чем четвертьвековой давности, что называется, «имеет место быть» и в наши дни. Современное введение риторики в школьные программы заслуживает всяческой поддержки. Но во многих случаях дело еще упирается в то, что сейчас ни одно высшее учебное заведение не готовит профессионально образованных риторов, способных квалифицированно преподавать этот предмет. Следовательно, нужно подумать и об этой стороне вопроса. Необходимо подчеркивать, что занятия риторикой не только способствуют становлению ораторских способностей человека, формированию его личности, владеющей на достаточном уровне таким явлением интеллекта, как «коммуникативная триада», т.е. тем, что мы называем «ЛоРиЭт». Плюс к этому каждый из тех, кто интересуется риторикой, активно и невольно занимается расширением своего культурного кругозора за счет более глубокого знакомства с классической литературой и искусством. Наконец, оратор, занимающийся риторикой постоянно, не может не быть в курсе всей современной жизни страны со всеми ее многогранными проявлениями, находящими отражение на телевидении, на радио, в газетах, журналах и т.д. Такова в кратком перечислении общая идея для целеустремленных и систематических занятий риторикой. Недаром принято считать, что «Наука — знает», «Религия — верит», «Искусство — умеет...» Как утверждали ораторы Древнего мира: «Кто перестает читать, тот перестает мыслить, а тот, кто плохо говорит, тот плохо думает». Будем же думать, что риторика займет в этой системе свое высокое место. Существует такая забавная задача. Нужно последовательно написать все слова, которые придут в голову, если ключевым (то есть главным, объединяющим) словом является «веселый». Решения. Первый вариант. «Веселый» — рассказ, котенок, роджер, щенок, ветер, гусь, комарик, песня, сказка, считалка, девочка, луг, свет, кинофильм, клоун, ведущий, артист, солдат... Можно продолжить этот список настолько, насколько хватит терпения. Терпение для первого варианта решения является основной и главной добродетелью. Второй вариант решения. Он представляет собой в графическом исполнении цепочку, поскольку каждое последующее звено связано не с первым, основным словом — «веселый», а с предыдущим, другими словами, каждое последующее придуманное слово уносит говорящего (играющего) все дальше от слова-ключа, но не от его семантического объема — «веселый». Тогда может получиться примерно так: «веселый» — роджер, парус, море, пираты, бриг, абордаж, палуба, капитан, каюта, добыча, золото, пиастры, попугай, пассажирка. А дальше — пусть ведет говорящего (играющего) его воображение. Именно воображение прибавляет к цепочке все новые и новые звенья во втором варианте. Итак, второе решение можно назвать — «цепочка», а первое — изображенное графически, будет напоминать «цветок ромашки»: в ее центре написано «веселый», а все остальные придуманные слова расположены как бы на ее лепестках, поскольку каждое из них связано с головным словом «веселый». Следовательно, или «ромашка», или «цепочка». Надо думать, что мистер Шерлок Холмс, комиссар Мегре, лейтенант Коломбо и другие знаменитые сыщики при решении этой задачи пошли бы по пути «цепочки». Но и путь «ромашки» в подобных книгах и фильмах никогда не бывает забыт: по нему всегда действуют неумные полицейские и их помощники, хватаясь за первые улики, лежащие на поверхности события. А герои сыска находят то звено, которое, кажется, не имеет, на первый взгляд, никакого отношения к делу, но которое в дальнейшем приводит все расследование к верному решению. В по.вести Конан Дойля «Знак четырех» глава IX так и называется — «Разрыв в цепи». Но вернемся к нашей тематике. Специалисты утверждают, что в риторике (как, видимо, и в сыске) успех сопутствует тому, кто идет по второму пути. Последнее соображение. Недаром говорится, что хорошо то, что хорошо кончается. Поэтому процитируем Библию: «Всегда радуйтесь». (1-е фессалоникийцам, 5,16) Это одна из самых кратких библейских цитат и, может быть, одно из самых мудрых риторических выражений человеческой мысли. Ее не очень трудно запомнить, но как претворить ее в жизнь? Ответ у каждого человека может быть свой. Вот теперь мы подошли к еще одной задаче: «Провести три замкнутые линии через четыре точки». Практика показывает, что эта задача посильна далеко не для всех взрослых людей. Каждый, кому она «поддастся», может считать себя интеллектуально подготовленным к работе над любым риторическим материалом, над риторикой в целом как над учебным предметом. Ну, а овладение риторикой важно как для каждого отдельного человека, так и для всего нашего Отечества. Еще раз повторим: «Кто перестает читать, тот перестает мыслить, а тот, кто плохо говорит, тот плохо думает», — полагали ораторы древности. Решение задачи «о четырех точках» сводится к следующему. Рассматривая этот треугольник, четыре точки и три замкнутые линии, мы сразу же замечаем, что а) один угол возвышается над двумя другими, б) этот верхний угол объединяет два угла в основании,, в) можно начертить треугольник вниз, налево и т.п., г) верхний угол (как и два в основании) нуждается в буквенном обозначении. Как же их обозначить? Три угла этой фигуры можно пометить: Л, О, Р. Если согласиться с тем, что Л — это Личность, 0 — Общество, а Р — Риторика, то важно найти между ними оптимальные отношения, которые способствуют функционированию всей системы. Тогда расположение букв на схеме будет иметь не только символическое, но и принципиальное значение: если буква Р будет расположена наверху, то она сможет объединить собой и Л и О, поставив перед ними новые общегосударственные задачи и цели по формированию общей российской идеи, которой в нашем обществе сегодня нет. Действительно, разве риторика не сможет сыграть объединяющую роль по отношению и к обществу в целом, и к каждой отдельной творческой личности в частности? Именно риторика как искусство и как наука сможет сформировать новую историческую ценность для государства, для его власти в ее различных формах, для всех деловых партнеров, работающих в самых разных областях человеческой деятельности. Итак, в основе построения — «Общество и Личность», в вершине — «Риторика», их объединяющая и венчающая собой всю композицию. А теперь последние задания этого пособия.
|