Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания 7 page





ЮПИТЕР, римское божест­во, соответствующее грече­скому Зевсу.

ЯЗОН, предводитель аргонав­тов, его жена Медея.

ЯНУС, двуликий бог лати­нян, одно его лицо обращено в прошлое, другое — в будущее. Первоначально он был богом солнца и начал, поэтому месяц «январь» назван от его имени. Кроме того, он почитался как бог дверей и ворот, привратник Неба, посредник в каждом человеческом деле. Ему молились «перед нача­лом» чего-либо.

Бели мы не достигли цели, то, по крайней мере, мы видим, к какой цели следует стремиться.

М.Т. Цицерон

Заключение

С давних времен известно, что та мифическая Дама, которую люди называют Удачей («Госпожой Удачей»), по всей своей первородной внутренней сути в высшей степени непостоянна, вертлява, вздорна во всех ее делах, словах и поступках. «Пусть неудачник плачет!» — как сказал великий поэт, сожалея о ее от­сутствии.

А другая Дама, более реальная в своем мифическом сущест­вовании и именуемая умными людьми Эрудицией, напротив, в достаточной степени постоянна по отношению к тем, кого она сама выбрала в качестве объекта своего творческого внимания и воздействия. Но если «Госпожа Удача» — это награда «за сме­лость», то «Сударыня Эрудиция» — вознаграждение за трудолю­бие, труд, которые «все перетрут».

Как часто нам трудолюбия и не хватает, как часто мы не знаем — с чего начать, как продолжить, какую задачу себе по­ставить, если общей целью является овладение современным русским красноречием. Лет 30 назад была широко известна книга очерков психологии труда учителя, в которой рассмотре­ны многие стороны этой темы. Но в ней ни слова не сказано о том, что учитель должен владеть русским красноречием, должен стремиться к тому, чтобы овладеть теорией и практикой этого искусства (См.: Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л., 1967. -С. 173 и др.).

Очевидно, что при таком подходе для риторики как для учебного предмета в школе просто нет места. Так и было многие годы. Но следует признать, что риторика способна внести в за­стойную атмосферу современной школы свежую творческую струю, способную противопоставить себя тому, что характеризу­ется Н.В. Кузьминой как «повышение учительского голоса и стучание указкой по столу». Напротив, мы должны содействовать нашим пособием новому росту «методической изобрета­тельности и расцвету педагогического воображения». Вот эта цитата в относительно полном варианте:

Встречаются учителя, которые, несмотря на большой опыт работы в шко­ле, не могут овладеть педагогическим мастерством. У них, как правило, на уро­ках плохая дисциплина, они часто повышают голос, стучат по столу, делают замечания, многословны в объяснении материала. Учащиеся у них учат уроки время от времени, когда знают, что их должны спросить, материал усваивают плохо, но получают хорошие и отличные оценки. Эти учителя не пользуются авторитетом, работать им трудно, они свыкаются со своими недостатками и не замечают их, привыкают плохо готовиться к урокам.

Для таких учителей характерно отсутствие педагогической направленно­сти, интереса к детям и к делу, неумение видеть в каждом ученике индивиду­альное, особенное. Они не наблюдательны, их суждения о детях поверхностны и статичны, они не замечают их роста и развития. Они мало думают о своей работе, выполняют ее формально. Для них характерно ограниченное понима­ние сущности педагогической профессии; они объясняют материал, спраши­вают, ставят оценки, наказывают и жалуются на плохое поведение учащихся их родителям, руководству школы. Они мало изобретательны, у них плохо раз­вито педагогическое воображение. Педагогическая деятельность не является для них источником новых знаний, поскольку причины своих неудач они ищут не в недостатках своей деятельности, а в неудачном составе класса и т. д. Та­кие учителя не ставят перед собой больших задач (растить нового человека, будущего специалиста), не видят дальних перспектив своей деятельности и потому плохо справляются и с частными задачами.

Итак, что же из этого следует?

Для начала следует, видимо, признать, что сюжет, описан­ный Н.В. Кузьминой по состоянию нашей школы более чем четвертьвековой давности, что называется, «имеет место быть» и в наши дни.

Современное введение риторики в школьные программы за­служивает всяческой поддержки. Но во многих случаях дело еще упирается в то, что сейчас ни одно высшее учебное заведение не готовит профессионально образованных риторов, способных квалифицированно преподавать этот предмет. Следовательно, нужно подумать и об этой стороне вопроса.

Необходимо подчеркивать, что занятия риторикой не только способствуют становлению ораторских способностей человека, формированию его личности, владеющей на достаточном уровне таким явлением интеллекта, как «коммуникативная триада», т.е. тем, что мы называем «ЛоРиЭт». Плюс к этому каждый из тех, кто интересуется риторикой, активно и невольно занимается расширением своего культурного кругозора за счет более глубо­кого знакомства с классической литературой и искусством.

Наконец, оратор, занимающийся риторикой постоянно, не может не быть в курсе всей современной жизни страны со всеми ее многогранными проявлениями, находящими отражение на телевидении, на радио, в газетах, журналах и т.д.

Такова в кратком перечислении общая идея для целеустрем­ленных и систематических занятий риторикой.

Недаром принято считать, что «Наука — знает», «Религия — верит», «Искусство — умеет...» Как утверждали ораторы Древ­него мира: «Кто перестает читать, тот перестает мыслить, а тот, кто плохо говорит, тот плохо думает». Будем же думать, что ри­торика займет в этой системе свое высокое место.

Существует такая забавная задача. Нужно последовательно написать все слова, которые придут в голову, если ключевым (то есть главным, объединяющим) словом является «веселый».

Решения. Первый вариант.

«Веселый» — рассказ, котенок, роджер, щенок, ветер, гусь, комарик, песня, сказка, считалка, девочка, луг, свет, кинофильм, клоун, ведущий, артист, солдат...

Можно продолжить этот список настолько, насколько хватит терпения. Терпе­ние для первого варианта решения является основной и главной добродетелью.

Второй вариант решения. Он представляет собой в графическом исполнении цепочку, поскольку каждое последующее звено связано не с первым, основным словом — «веселый», а с предыдущим, другими словами, каждое последующее придуманное слово уносит говорящего (играющего) все дальше от слова-ключа, но не от его семантического объема — «веселый». Тогда может получиться при­мерно так: «веселый» — роджер, парус, море, пираты, бриг, абордаж, палуба, ка­питан, каюта, добыча, золото, пиастры, попугай, пассажирка. А дальше — пусть ведет говорящего (играющего) его воображение. Именно воображение прибавля­ет к цепочке все новые и новые звенья во втором варианте.

Итак, второе решение можно назвать — «цепочка», а первое — изображенное графически, будет напоминать «цветок ромашки»: в ее центре написано «веселый», а все остальные придуманные слова расположены как бы на ее лепестках, поскольку каждое из них связано с головным словом «веселый».

Следовательно, или «ромашка», или «цепочка». Надо думать, что мистер Шерлок Холмс, комиссар Мегре, лейтенант Коломбо и другие знаменитые сыщики при решении этой задачи пошли бы по пути «цепочки». Но и путь «ромашки» в подобных книгах и фильмах никогда не бывает забыт: по нему всегда действуют неумные полицейские и их помощники, хватаясь за первые ули­ки, лежащие на поверхности события. А герои сыска находят то звено, которое, кажется, не имеет, на первый взгляд, никакого отношения к делу, но которое в дальнейшем приводит все рас­следование к верному решению. В по.вести Конан Дойля «Знак четырех» глава IX так и называется — «Разрыв в цепи».

Но вернемся к нашей тематике. Специалисты утверждают, что в риторике (как, видимо, и в сыске) успех сопутствует тому, кто идет по второму пути.

Последнее соображение. Недаром говорится, что хорошо то, что хорошо кончается. Поэтому процитируем Библию:

«Всегда радуйтесь».

(1-е фессалоникийцам, 5,16)

Это одна из самых кратких библейских цитат и, может быть, одно из самых мудрых риторических выражений человеческой мысли. Ее не очень трудно запомнить, но как претворить ее в жизнь? Ответ у каждого человека может быть свой.

Вот теперь мы подошли к еще одной задаче:

«Провести три замкнутые линии через четыре точки». Практика показывает, что эта задача посильна далеко не для всех взрослых людей. Каждый, кому она «поддастся», может считать себя интеллек­туально подготовленным к работе над лю­бым риторическим материалом, над ритори­кой в целом как над учебным предметом. Ну, а овладение риторикой важно как для каждо­го отдельного человека, так и для всего на­шего Отечества. Еще раз повторим: «Кто пе­рестает читать, тот перестает мыслить, а тот, кто плохо говорит, тот плохо думает», — полагали ораторы древности.

Решение задачи «о четырех точках» сводится к следующему. Рассматривая этот треугольник, четыре точки и три замкну­тые линии, мы сразу же замечаем, что а) один угол возвышается над двумя другими, б) этот верхний угол объединяет два угла в основании,, в) можно начертить треугольник вниз, налево и т.п., г) верхний угол (как и два в основании) нуждается в буквенном обозначении. Как же их обозначить?

Три угла этой фигуры можно пометить: Л, О, Р. Если согласиться с тем, что Л — это Личность, 0 — Общество, а Р — Риторика, то важно найти между ними оп­тимальные отношения, которые способствуют функционированию всей системы. Тогда расположение букв на схеме будет иметь не только символическое, но и принципиальное значение: если буква Р будет расположена наверху, то она смо­жет объединить собой и Л и О, поставив перед ними новые общегосударственные задачи и цели по формированию общей российской идеи, которой в нашем обще­стве сегодня нет.

Действительно, разве риторика не сможет сыграть объеди­няющую роль по отношению и к обществу в целом, и к каждой отдельной творческой личности в частности? Именно риторика как искусство и как наука сможет сформировать новую истори­ческую ценность для государства, для его власти в ее различных формах, для всех деловых партнеров, работающих в самых раз­ных областях человеческой деятельности.

Итак, в основе построения — «Общество и Личность», в вершине — «Риторика», их объединяющая и венчающая собой всю композицию.

А теперь последние задания этого пособия.

Date: 2015-10-18; view: 423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию