Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания 6 page





ГИППОКРАТ, древнегреческий знаменитый врач, материалист, родился в 460 г. -до н.э. Умер в 365 г., всю жизнь занимался изле­чением болезней. До наших дней молодые врачи дают «клятву Гип­пократа».

ГОРДИЙ, легендарный царь Фригии, прикрепил ярмо к дыш­лу колесницы таким узлом, кото­рый никто не смог развязать. Знаменитый Александр Македон­ский разрубил «гордиев узел» вместо того, чтобы возиться с его распутыванием. С тех пор это вы­ражение символизирует быстрое, четкое и неожиданное для всех решение, до которого ранее никто не смог додуматься.

ГРАЦИИ, или Хариты, богини женской прелести и светлой ра­дости. Жили в дружбе с музами и сопровождали Афродиту, которая без них не могла пленять. Их изображали в виде молодых и прекрасных женщин с музыкаль­ными инструментами и цветами в руках. «Грации» и «Хариты» — любимые персонажи поэтов всех веков.

ГРИФ, мифическое существо с львиным туловищем и орлиной головой, стерегущее золото. Позд­нее — рукоятка оружия, головка музыкального инструмента, на которых изображался гриф либо в его классическом варианте, либо с любыми изменениями.

ТТ АМОКЛ, по древнегреческому преданию сиракузский тиран Дионисий, предложил на один день престол своему фавориту Дамоклу, но подвесил над его голо­вой меч на конском волосе, волос мог оборваться в любую минуту. Сейчас «дамоклов меч» — навис­шая, постоянно грозящая опас­ность.

ДАНАЕВ ДАР, дар данайцев, ко­торые подарили троянцам данайский (греческий) подарок: дере­вянного коня, полого внутри, в ко­тором спрятался греческий отряд, открывший ночью ворота Трои. В последующие века смысл этого выражения всегда один и тот же: подарок, сделанный с предатель­ским умыслом.

ДАНАИДОВА бочка, или работа Данаид. По греческой легенде пятьдесят дочерей аргосского царя Дария убили своих мужей, а за это получили от богов наказание на­полнить водой бездонную бочку. Сейчас — бесконечный и бессмыс­ленный труд, работа не имеющая смысла и цели.

ДЕДАЛ и ИКАР, лица мифиче­ские, интересны тем, что Дедал выдал Ариадне ту нить, при по­мощи которой спасся Тезей, это во-первых, а во-вторых, Дедал сделал себе и своему сыну Икару крылья из перьев и воска, но сын поднялся слишком высоко, воск растаял от солнца и Икар погиб. Поэтому часть моря, где это со­вершилось, называется Икарским морем. А Дедал — образец та­лантливого изобретателя.

ДИОНИС, см. Бахус.

ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ, спар­танская царица, отличалась чарующей красотой. Была увезена Парисом в Трою, что и послужило началом троянской войны. В наши дни есть немало сюжетов, в кото­рых главная героиня наделена пре­лестями Елены, называемой Пре­красной.

ЗЕВС, глава греческих богов, у римлян он известен под име­нем Юпитера. Он устанавлива­ет высший порядок на земле, перед ним трепещут все: и боги и люди. Его оружие — молнии, которые ку­ет для него Гефест. От его связей с земными женщинами были рожде­ны многие герои: Геркулес, Персей и др., от связей с богинями — многие богини. До наших дней Зевс — полный владыка вселенной, с ним никто не может сравняться.

ЗОИЛ, греческий философ и кри­тик (IV в. до н.э.), известен свои­ми нападками на самого Гомера и на его сочинения. Сейчас — не­справедливый, придирчивый кри­тик, злопыхатель.

КАЛЛИОПА, муза красноре­чия в древнегреческой ми­фологии, покровительница оратор­ского искусства у древних греков. Обычно изображалась с навощен­ными дощечками и грифелем в руках. Одна из девяти олимпий­ских муз, которыми руководил сам Аполлон.

КАМЕНЫ, см. Музы

КАССАНДРА, дочь троянского царя Приама и Гекубы, отлича­лась красотою, была любима Аполлоном, от которого получила дар предвидения. Но она не отве­тила на его притязания, за что была наказана неверием окру­жающих в ее «прогнозы». До на­ших дней вызывающий насмешки или сомнения прогноз называется «прорицанием Кассандры».

КАСТАЛИЯ, Кастальский источ­ник у подножья горы Парнас, близ Дельф в Греции, который был посвящен Аполлону и музам. До наших дней является симво­лом очистительного омовения и творческого подъема, местом, где можно встретиться с музами.

КВАЗИМОДО, герой романа В. Гюго «Собор Парижской Бого­матери», так называют крайне уродливого человека

КЕНТАВРЫ, полулюди, полубо­ги, полулошади — фантастиче­ский народ, который из-за стра­сти к вину был включен в свиту Диониса. Самым знаменитым сре­ди всех кентавров считался Хирон.

КЛЕОПАТРА, последняя царица Египта, дочь египетского царя Птолемея Авлета, была порази­тельно красива, очаровала самого Цезаря. Полная приключений жизнь ее закончилась на 39 г. от роду, когда она сама убила себя посред­ством укуса ядовитой змеи, чтобы не попасть в Рим в качестве плен­ницы. После ее смерти Египет стал провинцией Рима.

КРЕЗ, последний царь Лидии, из­вестный своими несметными бо­гатствами. «Богат, как сам Крез» — так говорят и в наши дни.

КСАНТИППА, жена великого афинского философа Сократа. Ес­ли муж вошел в историю челове­чества как образец истинного ученого, главное кредо которого выражалось одним словом: «Ис­следуем!», то его жена стала из­вестна потому, что отличалась крайне неприятным, ворчливым и нетерпимым характером, но ни­когда не могла вывести своего мужа из терпения.

ЛЮДОВИК XIV, французский кокороль (1638—1715), сказав­ший фантастическую фразу, во­шедшую во все учебники исто­рии, этики и эстетики: «Государ­ство — это я!»

МАВЗОЛ, царь карийцев (377 —335 до н.э.), в честь кото­рого был воздвигнут первый Мав­золей — одно из семи чудес света.

МАРАФОН, селение на восточ­ном берегу Аттики, известное по­бедой афинян над персами (в 490 г. до н. э.). Отсюда гонец бе­жал в Афины с известием о побе­де, покрыв расстояние в 42 км 195 м (марафонская дистанция).

МАРС, римский бог войны, счи­тается родоначальником римского народа, он даровал победу, а по­этому ему нужно поклоняться, отправляясь на войну.

МАФУСАИЛ, библейский патри­арх, проживший 969 лет. «Мафу­саилов век» — возраст почтен­нейшей старости.

МЕГЕРА, одна из трех Эринний (или Эвменид), которые изобража­лись в виде отвратительных жен­щин с волосами из змей и с нали­тыми кровью глазами. Они были жестоки и неумолимы. Римляне называли этих богинь фуриями.

МЕДЕЯ, дочь Ээта, царя Колхи­ды, помогла аргонавтам (Язону) добыть Золотое Руно. Но впослед­ствии убила многих своих родст­венников (брата, мужа, детей). Ге­роиня многих прозаических и драматических произведений.

МЕДУЗА ГОРГОНА, одна из трех Горгон. Они были покрыты змея­ми, у них были крылья, страшные зубы и когти, всякий, кто взгля­нул бы на них, превращался в ка­мень. Ее убил Персей, увидев ее отражение в собственном щите. И в наши дни неприятную женщину называют «Медуза Горгона».

МЕНТОР, воспитатель Телемака, сына Одиссея в гомеровской по­эме «Одиссея». В наши дни — не­отступный и назойливый совет­чик, непрошенный воспитатель.

МЕРКУРИЙ, см. Гермес.

МЕССАЛИНА, жена императора Клавдия, известная своим разврат­ным поведением и чрезвычайной жестокостью, что подразумевается в ее характеристике и до наших дней.

МИДАС, царь Фригии, захотел, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось в золото. Боги ис­полнили его просьбу, в результате ему предстояло умереть голодной смертью, поскольку пища тоже превращалась в золото. Боги сжа­лились и сняли с него заговор. Его имя стало синонимом чрез­вычайной алчности. Мидас еще прославлен тем, что у него были ослиные уши, вырос­шие по желанию Аполлона, по­скольку Мидас судил соревнование между Аполлоном,: игравшим на лире, и Паном, игравшим на сви­рели, и присудил победу не Апол­лону, а Пану. Выражение «ослиные уши Мидаса» имеет широкое хож­дение среди ораторов и означает малую музыкальность владельца.

МЕЦЕНАТ, римский всадник, друг и советник императора Авгу­ста, покровитель поэзии и ис­кусств (Горация и Вергилия). Умер в 8 г. до н.э. Имя стало на­рицательным.

МИНЕРВА, римская богиня, по­кровительница писателей и акте­ров, в Греции — Афина Паллада.

МИНОТАВР, «бык Миноса», ко­торому каждые девять лет присы­лалось по семь девушек и семь юношей на съедение. Страшное чудовище с человеческим тулови­щем и бычьей головой (или на­оборот, с туловищем быка и голо­вой человека). Его убил Тезей, и поскольку Минотавр жил в лаби­ринте, «нить Ариадны» вывела Тезея на свободу. Минотавр — символ ненасытного чудовища.

МИТРИДАТ, Понтийский царь (132—63 до н.э.), отличался чрез­вычайной памятью и говорил на двадцати двух языках.

МНЕМОЗИНА, богиня памяти, мать всех девяти муз Древнего Ми­ра. В наши время известны мне­монические законы (или мнемо­техника), т.е. совокупность специ­альных приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего количества сведений, фактов, законов, основанных глав­ным образом на принципах ассо­циации.

MOM, бог злословия и насмешки, который кончил тем, что лопнул от злости, когда не смог найти в Афродите никаких недостатков, достойных его внимания. «Что б ты лопнул, как Мом» — недоброе пожелание злопыхателю.

МОРФЕЙ, сын бога сна, бог сно­видений, создающий образы и сам являющийся во сне («в объя­тиях Морфея»).

МУЗЫ, в Риме Комены, дочери Зевса и Мнемозины, их было де­вять, каждая имела влияние в своей области: Каллиопа, красноречие и эпос, знание, Клио — история, Эрато — любовная поэзия и мимика, Эвтерпа — лирическая поэзия, Мельпомена — трагедия, Полигимния — гимны, Терпсихора — танцы, Талия — комедия, Урания — астрономия.

НАРЦИСС, красивый юноша, не способный на любовь. Его жизнь кончилась тем, что он по­любил собственное отображение в воде и превратился в одноимен­ный цветок. «Хорош, как Нарцисс»

— говорят про такого молодца.

НЕФЕРТИТИ, египетская царица начала XIV в. до н.э., супруга Аменхотепа IV. Ее имя переводит­ся как «Красавица грядет» иди «Прекрасная явилась». В 1912г. найдены ее изображения — поэти­ческие, тонкие по работе и по ее образу: оригинальное лицо на тон­кой шее, с огромным головным убором. «Как Нефертити» — такого комплимента хотела бы удостоиться едва ли не каждая женщина.

НАЯДЫ (или Нимфы), богини вод, разделялись на несколько классов. Нимфы деревьев называ­лись Дриадами и умирали вместе с ними. В славянской мифологии им соответствуют русалки. На­пример, «Она плавает как русалка (как нимфа, наяда)».

ОДИССЕЙ, царь острова Итаки, греческий герой, участ­ник троянской войны, просла­вившийся своей хитростью, умом и красноречием. Его красочные и нескончаемые приключения опи­саны Гомером в «Одиссее». Его жена Пенелопа известна как вер­ная, ждущая жена. Его имя стало синонимом хитреца и путешест­венника.

ОЛИМП, гора в Фессалии, на ко­торой жили боги. Сейчас это слово нередко употребляется с иронией относительно верхушки руководи­телей, например, в писательских, композиторских, государственных и других организациях. Аполлон и все музы жили на горе Геликон. Геликон — также самая большая труба в духовом оркестре.

ОРАКУЛ, в Древнем Риме жрец, который предсказывал будущее. Одновременно под этим словом понималось место, где происходили предсказания. Особой известно­стью пользовался Дельфский ора­кул, находившийся в храме Апол­лона у подножья Парнаса. Сейчас — ироничное наименование пред­сказателя.

ОРФЕЙ, поэт и музыкант догомеровской эпохи, мифическое лицо, сын Каллиопы, участник по­хода аргонавтов. Игрой на лире, полученной из рук Аполлона, и пением он усмирял диких зверей и приводил в движение скалы и деревья. Ему пришлось спустить­ся в царство мертвых за умершей женой (нимфой Эвридикой), затем он был растерзан вакханками во время оргий. Орфей наших дней — «сладкоголосый певец».

ПАН, главный бог пастухов и стад, изобретатель свирели. Внезапно появлялся перед людь­ми, наводя на них «панический ужас». Он находился в свите Дио­ниса, у него были рога, кривой нос и козлиные ноги. У римлян он назывался Фавном. «Паниче­ский ужас» говорят до сих пор.

ПАНДОРА, в греческой мифо­логии первая женщина, созданная Афиной и Гефестом. У этой краси­вой женщины был сосуд, запол­ненный всяческими бедствиями. Открывать его было нельзя, но Пандора пренебрегла предостере­жением богов, открыла его и вы­пустила все беды на головы лю­дей. В ларчике осталась только одна обманчивая надежда. «Ящик Пандоры» — сумма всех человече­ских невзгод и болезней.

ПАРИС, главным образом извес­тен тем, что должен был рассу­дить трех богинь: отдать золотое яблоко с надписью «Прекрас­нейшей» или Гере, или Афроди­те, или Афине. Он отдал пред­почтение Афродите. Во время троянской войны Парис с помо­щью Аполлона убил Ахиллеса. Но сам он не отличался особой храбростью, предпочитая общест­во женщин.

ПАРНАС(С), высокий горный массив с двумя вершинами, у подножья находились Дельфский оракул и Кастальский источник.

ПЕНАТЫ, древнеримские боги, покровители дома и государства. «Пенатами» нередко назывались поместья родовой знати, усадьбы, имения в России.

ПЕНЕЛОПА, жена Одиссея, вер­ная ему во все время его отсутст­вия. Чтобы отказать многим же­нихам, она объявила, что выйдет замуж не раньше, чем закончит для мужа погребальное покрыва­ло, поскольку ее уверяли, что Одиссей погиб. Но ночью она распускала ту часть пряжи, кото­рая была соткана днем. «Верна, как Пенелопа» — похвала верной жене.

ПЕРСЕЙ, сын Зевса и Данаи. Од­ним из основных его подвигов было уничтожение Медузы Горго-ны. В этом ему оказали помощь Афина и Гермес, дав ему летающие сандалии, сумку, шлем-невидимку и зеркальный щит, глядя в кото­рый он и отрубил Медузе голову. Затем на крылатых сандалиях скрылся от двух других Горгон, спас Андромеду, а голову Медузы поместил в центр своего щита. Легкий, быстрый человек нередко и сегодня — «Персей».

ПИГМАЛИОН, царь на Кипре, сделавший статую прекрасной женщины и влюбившийся в нес. По его просьбе Афродита оживи­ла статую и Пигмалион женился на ней. Талантливый скульптор и сегодня может быть назван «Пиг­малионом».

ПИГМЕИ, в греческой мифоло­гии племя карликов, ростов не больше расстояния от «локтя до кулака», которое описал Гомер. Это также группа народов, отно­сящихся к негрилльской расе, коренное население тропической Африки. Сегодня низкорослые люди могут быть названы этим словом.

ПИРР, царь Эпира, одержал по­беду над римлянами, но ценой огромных жертв для собственного войска. Следовательно, сомни­тельная победа, не оправданная понесенными жертвами, называ­ется «Пиррова победа». Было это в 279 и 280 гг. до н.э.

ПОЛИШИНЕЛЬ, персонаж фран­цузского марионеточного театра — веселый и болтливый слуга. В ораторской практике нередко употребляется выражение «секрет полишинеля», под которым подра­зумевается «тайна, известная всему миру», «секрет, которым владеют все».

ПОСЕЙДОН, один из главных олимпийских богов, у римлян это Нептун, господствовал над морем и другими водами. Его дворец на­ходился на дне океана, он насы­лал бури на корабли, потрясая своим трезубцем. Он считался соз­дателем коня, поэтому разъезжал по волнам на меднокопытных ко­нях (а иногда на дельфинах). Праздник Нептуна (или Посейдо­на) устраивается и сегодня, когда современный корабль пересекает экватор.

ПРОКРУСТ, греческий разбой­ник, знаменитый своим «ложем», на которое он укладывал всех лю­дей, причем тому, кто был длин­нее ложа, он отрубал ноги, а у тех, кто был короче, он их вытя­гивал. Сейчас «Прокрустово ложе» — искусственная мерка, под кото­рую стараются что-нибудь насиль­но подогнать, не считаясь с ре­альным положением вещей.

ПРОМЕТЕЙ, был великим благо­детелем всего человечества: похи­тил на Олимпе огонь и принес его людям, научил их обрабатывать металл и глину. За это Зевс прика­зал приковать его к скале, а приле­тавший орел выклевывал днем его печень, которая восстанавливалась за ночь. От этих страданий Прометея избавил сам Геркулес, убивший орла и освободивший героя. «Прометей» — человек, приносящий людям благоденствие.

ПСИХЕЯ, в переводе «душа». Апу­лей, объединив различные мифы, создал поэтическую сказку о стран­ствиях человеческой души. Психея возбудила любовь Эрота, но он приходил к ней в темноте. Желая увидеть лицо возлюбленного, она зажгла лампу, но горячее масло капнуло ему на плечо, он проснул­ся, и рассердившись, покинул ее. Психея долго искала его, испытав множество всевозможных бедст­вий. В конце они соединились, а их дочь была названа Счастьем.

РУБИКОН, река, впадающая в Адриатическое море, которую в 49 г. до н.э. перешел Юлий Це­зарь, несмотря на запрещение со стороны Сената. Сейчас «перейти Рубикон» означает совершить ре­шительный поступок, сделать ре­шительный шаг навстречу неиз­вестному.

САТИРЫ, лесные божества, похожие на козлов, но с чело­веческими чертами, бродят средь деревьев с нимфами, преследуя их своей любовью, любят спать, пить вино и играть на музыкальных ин­струментах. В более поздние вре­мена стали смешивать сатиров, па­нов и фавнов. Среди современных людей есть немало последователей этих весельчаков.

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, широко из­вестные по культуре Древнего мира наиболее прославленные досто­примечательности: 1) пирамида Хеопса, 2) Фарос — маяк близ Александрии, построен Птоломеем II (ок. 280 до н.э.), 3) висячие сады Семирамиды в Вавилоне (VII в. до н.э.), 4) храм Артемиды или Дианы в Эфесе (ок. 550 до н.э.), 5) колоссальная ста­туя Зевса в Олимпии, изваянная Фидием (ок. 430 до н.э.), 6) мав­золей в Галикарнасе (IV в. до н.э.), 7) Колосс родосский — огромная бронзовая статуя Аполлона (Ге-лиоса), стоявшая при входе в га­вань города Родоса (ок. 292—280 до н.э.).

До наших дней сохранилась только пирамида Хеопса. СИЗИФ, сын Эола, царь Коринфа, известен своей крайней скупо­стью и коварством. Он был нака­зан богами и должен был вкаты­вать на вершину горы мраморную глыбу, которая всякий раз скатыва­лась вниз, и Сизифу приходилось все начинать сначала. «Сизифов труд» — бесплодная и нескончае­мая работа, не приносящая удов­летворения и не имеющая конеч­ной цели.

СИРЕНЫ, морские девы, которые губили путешественников своим пением, поскольку заслушавшие­ся моряки попадали в водовороты Сцчллы. Одисей спасся от них тем, что приказал привязать себя к мачте во время их пения, а всем сотоварищам приказал залепить уши воском. Они изображались в женском естестве, но с птичьими ногами. Давний от нас образ жен­ского обольщения.

СПАРТАК, фракиец, был разбой­ником, стал гладиатором, в 73 г. до н.э. поднял восстание, довел количество своего войска до 200 000 человек, наносил рим­ским консулам одно поражение за другим, пока не был разбит г убит в бою в 71 г. до н.э. Он стал одним из самых любимых героев читающей публики. На этот сю­жет написаны книги, поставлены спектакли и знаменитый балет.

СТЕНТОР, грек, участвовавший в троянской войне. Прославился голосом, который был сильнее, чем у хора, состоящего из пятиде­сяти человек.

СФИНКС, чудовище женского рода, имело крылатое туловище львицы, а голову и грудь — жен­щины. Оно жило близ Фив на скале и убивало каждого, кто не мог отгадать такую загадку: «что утром ходит на 4-х ногах, в полдень на 2-х, а вечером на 3-х». Эдип отгадал, что это — человек, после чего чудовище бросилось со скалы и погибло, а фиванцы сде­лали Эдипа своим царей. Сколько загадок вынужден отгадывать со­временный человек из тех, что загадывает ему сама жизнь... СТИКС, река в царстве мертвых, куда души умерших перевозил Харон, а воды этой реки разъедали все, кроме лошадиных копыт. Харон получал за свою работу плату, которую родственники умершего клали ему в рот и люди клялись именем Стикса и Харона, и эта клятва считалась одной из самых священных.

СЦИЛЛА И ХАРИБДА, две скалы в море между Италией и Сицилией, морской проход между кото­рыми был очень опасен для море­плавателей. На скалах жили страшные чудовища, например, Сцилла — страшилище с шестью головами на длинных шеях, с тре­мя рядами острых зубов в каждой пасти, с двенадцатью ногами и лающая, как собака. В описании этих двух чудовищ древние лю­ди выражали ощущение двойной опасности, ожидавшей моряков при проходе через скалы: камни и во­довороты. Такие сюжеты встреча­ются человеку и в наши дни.

ТАНТАЛ, сын Зевса, который за преступления против отца был наказан: он должен был си­деть по горло в воде, над его го­ловой висели прекрасные плоды, но как только он наклонялся к воде или протягивал руку к пло­дам — вода опускалась, плоды поднимались, дразня его, стра­дающего от жажды и голода. В дополнение к этому над Танталом висела скала, готовая обрушиться на его голову. Весь сюжет цели­ком называется до наших дней «Танталовы муки».

ТЕЗЕЙ (Тесей), великий мифиче­ский герой Аттики, совершивший множество подвигов, убил Мино­тавра. В него влюбилась Ариадна, давшая ему клубок ниток для вы­хода из лабиринта... В дальней­шем Тезей ходил в походы с Гер­кулесом против амазонок, хитро­стью увез амазонскую царицу Антиопу, а после ее смерти же­нился на Федре. Афиняне считали его своим героем и поставили в его честь величественный храм.

ТИТАНЫ, шесть сыновей и шесть дочерей Урана и Геи, вступили в борьбу с самим Зевсом за облада­ние небом, но были побеждены Циклопами и сброшены в ад (Тар­тар). И сегодня мы говорим: «Сбросить в Тартарары» и «Тита­ны штурмуют небо».

ФАВН, римское божество, по­хожее на греческого Пана, покровитель стад и пастухов, стремился к общению с нимфами. Впоследствии стали говорить, что фавнов много, как сатиров. Кре­стьянами Фавн почитался как по­кровитель скотоводства и сель­ской жизни.

ФЕМИДА, богиня законности и порядка. Изображалась с рогом изобилия, весами в руках и с по­вязкой на глазах. Этими аксес­суарами подчеркивалась ее непред­взятость, стремление к справедли­вости, которого всем не хватает во все века.

ФЕНИКС, мифическая священная птица египтян, которая сжигала себя, достигнув зрелого возраста, а из этого пепла рождался молодой Феникс. В этом сказании проекти­ровалась тема вечно умирающей и возрождающейся природы, непре­рывного возобновления поколений человечества. У славянских наро­дов такая птица получила наиме­нование «гамаюн». Гамаюн — сим­вол вечного возрождения — был помещен на гербы ряда городов и владетельных фамилий.

ФОРТУНА, богиня случая и судь­бы, имеющая многие сходства с Фемидой. Выражение «по воле Фортуны» сохранилась до наших дней, как и другое — «как скажет Фемида» — слепой случай.

ФОРУМ, так назывались в Риме открытые места, где проходили собрания, велась торговля, высту­пали ораторы. Сейчас — любое собрание, но большое, торжест­венное, а про маленькое — с эле­ментами иронии.

ФУРИЯ, в древнеримской мифо­логии одна из богинь мщения и кары, преследующих грешников повсюду. В Греции их называли Эриннии или Эвмениды, жили они в аду (в Тартаре). Сейчас под этим словом фигурирует обычная, но злая и сварливая женщина, с нетерпимым характером.

ХАРИТЫ, богини красоты и женской прелести. Еще они назывались Грациями и повсюду сопровождали Афродиту.

ХАРОН, старый, грязный пере­возчик в царстве мертвых — аиде, который переправлял тени умер­ших через подземные реки, глав­ной из которых была река Стикс. За переправу полагалось заплатить монету стоимостью в один обол (мелкая серебряная монета, 6-я часть драхмы), которая по погре­бальному обряду находилась у по­койников под языком.

ХЕОПС, египетский фараон, со­орудивший величайшую пирамиду в XXVII в. до н.э. Ее высота — 146,6 м, первое «чудо света».

ХИМЕРА, мифическое чудовище, извергающее огонь, с львиной го­ловой, змеиным хвостом и с туло­вищем козы. Представляла собой неосуществленную мечту, несбы­точную фантазию, что понятно и сегодня едва ли не каждому чело­веку.

ХИРОН, замечательнейший из кентавров, поскольку он знал толк в лекарствах, травах, музыке, обладал даром предвидения, был воспитателем Ахиллеса, Геркулеса и других героев. Случайно ране­ный стрелой Геркулеса, он был помещен на небо под именем Стрельца. Значит, все Стрельцы незримо связаны с этим кентав­ром, хотя и не подозревают, мо­жет быть, об этом. Изображение кентавра Хирона помещено на зо­диакальном знаке Стрельца.

ЦЕЗАРЬ (Гай Юлий Цезарь), (100/102-44 до н.э.), рим­ский диктатор, полководец. Сосредоточил в своих руках ряд важ­нейших республиканских должно­стей, стал фактически монархом. Убит в результате заговора рес­публиканцев. Ему приписывается фраза: «И ты, Брут!», которую он бросил в лицо заговорщиков. По­сле этого он закрыл лицо тогой и упал пронзенный мечами, но да­же в последний миг жизни демон­стрируя самообладание и арти­стизм. Именно он сказал: «При­шел, увидел, победил». О нем написаны библиотеки книг, по­скольку это был один из величай­ших людей Древнего мира, а его литературные и ораторские про­изведения до сих пор изучаются как образцовые.

ЦЕРБЕР, трехглавый страж у врат подземного мира, пес сви­репый и никогда не спящий, ни­кого из ада не выпускающий, его змеи на гриве и хвосте всегда шевелились. В переносном совре­менном смысле — бдительный и свирепый страж, что объединяет его с образом, известным под на­званием «Аргус». Иногда напи­сание «Цербер» изменялось на «Кербер».

ЦИКЛОПЫ, существа с одним круглым глазом в центре лба» мифическое племя великанов, ко­торые жили на Сицилии. Они за­нимались скотоводством, но были людоедами, ковали громы-молнии для Зевса, помогая Гефесту. Глав­ным среди них был Полифем. Он съел двух товарищей Одиссея, но последнему удалось ослепить ве­ликана и скрыться от него, надев на себя и спутников бараньи шку­ры и уворачиваясь от обломков скал, которые разъяренный Поли­фем вслепую бросал им вслед. В целом — это племя неумных си­лачей со всеми вытекающими из этого последствиями. Естествен­но, что хитроумный Одиссей без особого труда одолел и самого По­лифема.

ЦИРЦЕЯ, известная волшебница, превратила в свиней всех товари­щей Одиссея, а его самого целый год не отпускала в дальнейший путь. Пользуясь помощью Гермеса, Одиссей убедил ее вернуть своим товарищам человеческий облик и отпустить всех с ее острова Эя. Современными словами Цирцею можно охарактеризовать как «ко­варную обольстительницу». От Одиссея у Цирцеи родился сын Телегон, который в дальнейших приключениях случайно убил сво­его отца.

ЭВМЕНИДЫ (Эриннии), бо­гини кары и мести, греки так их боялись, что называли «благоде­тельницы» (по-греч. эвмениды). Наиболее известна из них Мегера. Римляне называли их фуриями.

ЭВРИДИКА, жена Орфея, умерла, укушенная змеей. Орфей спустил­ся за ней в аид, своим пением прекратил страдания душ умер­ших, уговорил Аида (повелителя царства мертвых) отпустить ее к людям, но не сдержал запрета не смотреть на нее до выхода на по­верхность. Эвридика осталась на­всегда в царстве теней, а Орфей стал выражать презрение ко всем женщинам без исключения. Об

Эвридике написано много произ­ведений, в том числе песен. ЭДИП, царь Фив, сын Лая и Ио-касты, в переводе его имя означа­ет «со вспухшими ногами». Его отец, узнав от оракула, что сын убьет его, проколол ему ноги, свя­зал их и выбросил его на гору Киферон. Там его подобрал пастух, дал ему имя, вылечил. Когда Эдип вырос, то оракул предсказал ему, что он убьет своего отца и женится на собственной матери. Эдип ста­рался избежать предсказанного, но все так и случилось. Кроме того, Эдип отгадал загадку Сфин­кса. Дочь Эдипа сопровождала слепого отца, когда он сам осле­пил себя и отправился в изгнание. Предание об Эдипе послужило сюжетом для нескольких грече­ских трагедий, для многих произ­ведений в последующие века. ЭЗОП, знаменитый баснописец, жил около 570 г. до н.э. Легенды рисуют его юродивым, народным мудрецом. Он был обвинен (на­прасно) в святотатстве и сброшен со скалы. Его басни пережили ве­ка и стали основной для многих последующих баснописцев, на­пример, для И.А. Крылова. До сих пор авторы пользуются знамени­тым «эзоповским языком» (сти­лем) — приемом иносказания, когда не хотят прямо выражать свои мысли, а находят для этого обходные слова и выражения. Чи­тать такие мысли нужно «между.строк».

ЭЛЛАДА, так сами греки называ­ют свою страну, а себя — эллинами. Следовательно, лучше сказать не «В Греции все есть», а в «Эл­ладе все есть».

ЭФЕБЫ, юноши в Древней Гре­ции, достигшие совершеннолетия (18 лет), обучающиеся риторике, философии, военному делу.

ЭНЕЙ, герой эпической поэмы Вергилия «Энеида». Принимая уча­стие в Троянской войне, он стал (наряду с Гектором) величайшим героем Древнего мира. Из пламе­ни горящей Трои он вынес на спине своего отца Анхиза, вывел всех домашних богов, своего сына Аскания и свою жену Крузу. За­тем он становится царем абориге­нов и троянцев, которым дает общее наименование — латаны. Погиб в битве с рутулами.

ЭОЛ, царь Эолийских островов и повелитель всех ветров, любимец богов, у него было шесть сыновей и шесть дочерей. Он насылал на Одиссея все противные ветры. По имени Эола есть выражение «эо­лова арфа» — рамка со струнами, которые начинают издавать звуки, если поднимается ветер, пусть даже самый легкий.

ЭПИКУР, греческий философ (341—270 до н.э.), основополож­ником эпикурейства, течения в философии, сторонники которого полагали, что нужно жить только для наслаждений, для собствен­ного удовольствия, что только в этом и заключено счастье.

ЭХИДНА (Ехидна), страшное чу­довище, наполовину женщина, наполовину змея, была матерью Химеры, Цербера, Сциллы и других монстров. Она была убита Аргу­сом во время сна. «Ужасен (или ужасна) как Эхидна!» — совре­менное выражение.

ЭХО, нимфа, которая не могла говорить, но не могла и молчать, откликаясь эхом на любой голос. Она влюбилась в красивого юно­шу Нарцисса и, отвергнутая им, так истомилась от горя, что ока­менела, и от нее остался только живой и трепетный голос. Ее об­раз — образ женщины, зачахшей от любви и отражающей голос и мысли возлюбленного.

Date: 2015-10-18; view: 451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию