Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания 1 page1. Практика показывает, что среди начинающих ораторов есть такие, которые с удовольствием занимаются специальными деловыми играми, связанными со стихотворчеством. Начинать такие игры нужно с подбора рифм на любые простые слова, а выигравшим считается тот, кто наберет наибольшее количество слов на одну рифму. Например, на слово «меня»: коня, звеня, кляня, полоня... 2. Наиболее трудными являются слова «Русь», «Россия». Вот как рифмуют их известные поэты, например: Писатель, если только он Волна, а океан — Россия, Не может быть не возмущен, Когда возмущена стихия. Яков Полонский Умевший, не сгибая выи Пред обоянием венца Царю быть другом до конца И верноподданным России. Ф.И. Тютчев. На юбилей Н.М. Карамзина Она не погибнет, — знайте, Она не погибнет, Россия, Они всколосятся, — верьте — Поля ее золотые. Зинаида Гиппиус С высот надзвездной Музикии К нам ангел занесен, Он крепче всех твердынь России Славнее всех ее знамен. Владислав Ходасевич В петлицах шпалы боевые За легендарные дела, По этим шпалам вся Россия, Как поезд, медленно прошла. Ярослав Смеляков Мне кажется, что я не покидал России И что не может быть в России перемен, И голуби в ней есть. И мудрые есть змии, И множество волков. И ряд тюремных стен. К. Бальмонт. Дурной Сон Как странно все теперь. В снегу поля пустые... Поверь, таких потерь Немного у России. К. Ваншенкин. Памяти А. Твардовского Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина М.Ю. Лермонтов ... Что русским словом столько лет Вы славно служите России — Про это знает целый свет: Не знают немцы лишь родные... Ф. И. Тютчев. Поздравление А. Гильфердингу Боже храни Россию. Бал сатане не править. Три молодые жизни, Лежат под трехцветным небом. Вечная память!.. А. Вознесенский. Памяти Д. Комаря, В Усова, И. Кричевского О златоустом блатаре Рыдай, Россия! Какое время на дворе — Таков мессия. А. Вознесенский. Реквием В. Высоцкому В воротнике я — как рассыльный В кругу кривляк. Но по ночам я — пес России О двух крылах. А. Вознесенский Цель моя — оттереть, свести Тень, пусть пятнышко, волосиное, С ветрового стекла России, Чтоб было светлей в пути. А. Вознесенский Горсть отвоеванной России Он захотел на память взять, И не сумели мы, живые, Те пальцы мертвые разжать. Я. Смеляков. Судья Я не знаю, отличья какие Не умею я вас разделять, Ты одна у меня, как Россия Милосердная русская мать. Я. Смеляков. Мать Суровы глаза голубые, Сияние молний в избе. И ветры огромной России Скорбят и ликуют в трубе. Я. Смеляков. Пряха Эти бабы России Возле нас, там и тут, Службу, как часовые, Не сменяясь, несут. Я. Смеляков. Павел Антокольский. Снова кличет в поход Россия, И челом я хозяйке бью... Если дочь родится, — спросила, -Как назвать мне царевну свою? С. Наровчатов. Польские стихи Тысячелетия России Разбитый памятник в снегу И купола святой Софии — Мы все запишем в счет врагу. С. Орлов. Земля Новогородская С того рассвета в глубине России, Где женщины одни и тишина, Когда бежали, в окна голосили, Стучали в двери: «Кончилась война!" С. Орлов. В этот день Мы тебя трудом преобразили, Ты звездой немеркнущей гори... Разве можно о тебе, Россия, Бедными стихами говорить? А. Авдонин «В его минуты роковые»... Да что там! Не было и нет Благих и безмятежных лет У нашей матери — России. С. Куняев, От самых далеких времен Мы с гордостью их проносили, Хоть много имен у России — Россия превыше имен. Вас. Федоров. Лицо века Великий от великого усилья, Вознесший над страной крыло свое! Отечественный! Ибо в нем — Россия И сестры равноправные ее!.. Р. Рождественский. 210 шагов И мне казалось — вся Россия, Ее сосновые леса, Ее потоки грозовые Вошли в знакомые, живые, Нас признающие глаза, А. Алдан-Семенов. Встречаю праздник Да! Час пробьет, и, обессилев, Я рухну, голову склоня. В моих глазах умрет Россия, — Она ж бессмертна без меня! А. Алдан-Семенов. Знавал... Ночью бьют орудья корпусные... Снова мимо. Значит, в добрый час. Значит, вы и в эту ночь России — Что вам стоит — вспомнили о нас. К. Симонов. Я не помню... Ни писем, ни вестей, как ни проси их, Они забыли там, за семь морей, Что здесь, на самом кончике России, Живет поручик с ротой егерей... К. Симонов. Поручик Да где ж Россия? Где настоящие полки, Подчас раздетые, босые, Полмира бравшие в штыки? К. Симонов. Суворов И сразу на сердца людские Печаль, сводящая с ума, Легла, как будто вдруг Россия Взяла их за руки сама. К. Симонов. Слепец Там с громом подскакав к радушной австерии, Суровых поселян Напаивали мы, крича «ура»! России, Ругая Ватикан... О, дни волшебные! О, годы золотые! О, как светла тогда Казалась наших дней над милою Россией Всходившая звезда! Аполлон Майков. Якову Полонскому Что она мне, сыну, дала душу, слово, характер, силу. Научила любить Россию И добро отличать от зла. С. Викулов. Плуг и борозда Список может быть продолжен, каждый желающий может сделать это для собственного удовольствия. Следовательно, набор рифм для таких «трудных» слов может быть бесконечно разнообразен. 3. Для желающих можно предложить написать собственное поэтическое творение с каким-нибудь «ключевым словом», например с тем же словом «Россия» (в любых падежах). 4. Желающие получают листочки, на которых напечатаны по две первые строки каждого куплета неизвестного стихотворения, а все остальное дописывает упражняющийся. Затем выявляется лучший вариант и его сравнивают с авторской моделью. Все эти задания развивают объем лексики начинающего оратора, расширяют темпо-ритмические характеристики его прозаической речи, дисциплинируют ораторскую мысль и пр. Хорошая, плавная, логичная, обращенная, понятная, обдуманная речь, речь мудрая всегда сопряжена с темпо-ритмом, характерным и индивидуальным для данного оратора. В такой речи ударные и безударные доли располагаются по определенному порядку (рисунку), сообразно с уже давно изученными законами, например, пушкинский стих: Альфонс садится на коня; Ему хозяин держит стремя, «Сеньор, послушайте меня, Пускаться в путь теперь не время...» В.Я. Брюсов по поводу этого отрывка замечает: «Это — пример естественности в расположении рифм. Нельзя и в прозе расставить слова в ином порядке». (Брюсов В. Ремесло поэта. — М.: Современник, 1981. — С.140). А вот начало пушкинского «Выстрела»: Мы стояли в местечке *** Жизнь армейского офицера известна. Утром — учение, манеж; Обед у полкового командира Или в жидовском трактире; Вечером — пунш и карты. В *** не было ни одного открытого дома Ни одной невесты; Мы собирались друг у друга, Где, кроме своих мундиров, Не видали ничего. Известный пушкинист Б.М. Эйхенбаум комментирует эти строки так: «Число слогов в этих «артикулах» (как сказали бы римляне) колеблется от 6 до 14, но с характерным преобладанием девяти-, восьми- и семисложных частей с уравновешиванием более длинных следующими за ними короткими (12—7, 14—6)». Нет ли здесь переклички между пушкинским стихом и пушкинской прозой? Более того, можно, видимо, утверждать, что пушкинское чувство стиха, строфы, рифмы сказывается и на его прозе. (С деталями этих рассуждений можно ознакомиться по сборнику «Пушкинист». — М.: Современник, 1989. — С.223, 224). Итак, для желающих — стихотворные упражнения, но только и исключительно по их собственной доброй воле. Вот еще два примера: Дай твоей неизящности силу. Дай мне подвиг мучительный твой, Чтоб идти, волоча всю Россию, Как бурлаки идут бечевой. Е. Евтушенко. Братская ГЭС С хлебом ем, с водой глотаю Горечь-горе, горечь-грусть. Есть одна трава такая. На лугах твоих, о Русь. М. Цветаева. 10 июня 1917 г. Тот, кто чувствует стихи, их темпо-ритм, и прозой распоряжается лучше при всех прочих равных условиях. Но поскольку риторика есть искусство, то нередко бывает и так, что люди, равнодушные к стихам, могут быть неплохими ораторами. Возможны и другие варианты работы с рифмованным вербальным материалом. Задания (продолжение) 5. В аудитории могут оказаться (а на практике так бывает почти всегда) любители поэзии какого-нибудь конкретного русского поэта, ска- жем, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой... Ритор предлагает аудитории на выбор несколько стихов любимого поэта и ставит задачу (задачи): а) прочитайте вслух стихотворение, заранее продумав в нем паузы, ударения, интонации, темпо-ритм и прочее: М. Цветаева Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго «Терпи, еще не кончен срок» Ты сам мне подал слишком много! Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень... Чтоб был легендой—день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след... Ты дал мне детство — лучше сказки И дай мне смерть — в семнадцать лет! (26 сентября 1909 г., Таруса) б) определите для себя наиболее яркие строчки, объясните, почему; в) оцените все стихотворение в целом, объясните свою оценку. При любом мнении (положительном или отрицательном) нужно мотивировать свои слова; г) предложите другое стихотворение этого же автора, которое в наибольшей степени отвечает вашим вкусам, вашему отношению к этому поэту, и объясните почему; д) для наиболее заинтересованных и любящих поэзию — попытайтесь написать собственный вариант на эту тему. Можно взять другое стихотворение, в котором на бумаге будут написаны только первая и третья строки, а все остальные дополняет сам желающий заняться этой творческой работой; е) перечень таких заданий может быть продолжен; ж) для тех слушателей, которые заявляют о своей нелюбви к поэзии вообще, возможно следующее; полностью освободить от заданий такого рода или заменить на другое задание по договоренности. Подводя итог сказанному в этом разделе, подчеркнем, что творческое сочетание изучения прозы и стихов выдающихся представителей писательского, поэтического и ораторского мира может в большой степени способствовать становлению начинающего оратора. Упражнения этого раздела могут внести немалое оживление в учебный процесс, стимулировать творческие начала у начинающих и шлифовку навыков ораторского мастерства у тех, кто уже постиг азы русского красноречия. Плиний Младший однажды сказал: «Но ведь есть разница между ораторами и поэтами» (Плиний Младший. Письма. — М.: Наука, 1982, письмо 26, с. 170). Согласимся с выдающимся мыслителем древности: конечно, разница есть. Но, стало быть, больше сходства, если есть различия. Вот этими совпадениями нам и нужно заняться. Отсюда ясно, что любовь к стихам помогает освоить риторику. ... Не пишите риторики, а подберите речи известных ораторов всех народов и веков, снабдите их подробной биографией каждого оратора, необходимыми историческими примечаниями — и вы окажете этой книгой великую услугу и ораторам и неораторам. В.Г. Белинский Персоналии Для того чтобы, читая хрестоматию, более полно представить себе тех авторов, отрывки из произведений которых приведены на ее страницах, покажем наиболее важные и характерные особенности их жизни и творчества. При этом хотелось составить такой список не в сухой канцелярской манере, а в стиле оживленном, лирическом, увлекательном, поэтому — с привлечением высказываний (цитат, стихов, оценок, описаний, портретов и пр.) самих героев этих персоналий и высказываний о них третьих лиц. Очевидно, не имеет смысла приводить здесь биографические данные А.С. Пушкина, чтобы еще раз подчеркнуть, что он — первый поэт России, солнце русской поэзии и пр. Но остальные авторы требуют пояснений к своей пусть даже весьма известной фамилии, а некоторые из них известны в наше время непростительно мало. Первый ряд занимают авторы, жившие в древней Греции и в древнем Риме, — Аристотель, Гомер, Демосфен, Крисп, Платон, Цицерон. Значительное место отводится российским авторам. Среди них Аввакум (Петров), А.Ф. Кони, М.В. Ломоносов, А. Мень, А.Н. Муравьев и др. В хрестоматии представлена также речь ныне здравствующего митрополита Кирилла, ведущего по российскому телевидению беседы о православии. Целой эпохой в истории русского красноречия были (и остаются) выступления Ираклия Луарсабовича Андроникова, которому в хрестоматии предоставлено много места. Отметим еще, что ряд произведений до недавнего времени был едва ли не под негласным (а, может быть, и под гласным) запретом. К ним следует отнести, например, работы графа М.В. Толстого, протоиерея С.Н. Булгакова. Персоналии далее расположены в алфавитном порядке. АВВАКУМ (Петров, 1621-1682) – идеолог и вождь движения старообрядцев на Руси. Его неистовое и категоричное неприятие реформы Патриарха Никона, готовность пожертвовать собственной жизнью за торжество собственной точки зрения по любому из спорных религиозных вопросов сделали из него символ религиозного фанатизма. Его послания и письма — своеобразное и яркое явление в русской литературе. М. Горький считал, что «язык, а также стиль писем протопопа Аввакума и «Жития» его остаются непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца» (Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., 1953. Т. 27. - С. 166). Аввакум родился на Нижегородской земле, в селе Григорово в семье священника, сам стал священником, в 1652 г. был поставлен в протопопы. После начала реформы русской церкви Аввакум стал ее активным противником. В своем «Житии» он писал, например, так: ... огнем да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? — не знаю. Мой Христос не призывал наших апостолов так учить. Против Аввакума и его сторонников, среди которых не последнее место занимала и боярыня Морозова, начались репрессии. Он был сослан в Сибирь (1653—1664 гг.), затем в Мезень (1664—1666), в Пустозерский острог (1667—1682), где и был сожжен 14 апреля 1682 г. по царскому указу «за великия на царский дом хулы». В хрестоматии помещены его письма к боярыне Морозовой и ее ответы на них, которые позволяют понять некоторые стороны их личных взаимоотношений, познакомиться с общей точкой зрения на современные им события (в том числе церковные), со стилем писем, написанных за четыре сотни лет до наших дней. В настоящее время известно около пятидесяти его сочинений. Православная церковь дает протопопу Аввакуму следующую характеристику: ... один из первых и выдающихся столпов русского раскола, отличающийся редкими дарованиями, энергией и железной волей... И в ссылке до самой казни Аввакум являлся энергичным пропагандистом и авторитетным вожаком раскола... (Полный православный богословский энциклопедический словарь в 2-х т. Т.1. — С.20). АНДРОНИКОВ (Андроникашвили) Ираклий Луарсабович (1908—1990) — выдающийся ученый-филолог, доктор наук, профессор, народной артист СССР, создатель жанра устного рассказа на телевидении, автор большого числа устных шедевров, рассказанных им за многие годы с эстрады. За особые успехи в научной работе, касающиеся темных мест в истории русской литературы («Лермонтов на Кавказе» и др.), он был удостоен Государственной (1967 г.) и Ленинской (1976 г.) премий. И.Л. Андроников родился в Тбилиси, после окончания тбилисской школы, затем Ленинградского университета занялся литературоведческой работой, о которой одновременно стал рассказывать на эстрадных концертах (например, знаменитая «Загадка Н.Ф.И.» и множество других). Таким образом, он едва ли не единственный оратор, соединивший в себе и ученого и артиста, причем обе эти его ипостаси на самом высоком уровне были признаны и государством и общественностью. И.Л. Андрониковым опубликовано несколько томов записей его устных рассказов. Насколько известно, он вначале рассказывал свои произведения, а затем уже записывал их, и не сразу, а через несколько (иногда десятки) лет. Обычно авторы все делают как раз наоборот — вначале пишут, потом говорят. Речь И.Л. Андроникова артистична, точна, изящна, богата неожиданными сочетаниями слов и выражений, содержит редко употребляемые тропы. И.Л. Андроников — чрезвычайное явление нашей интеллектуальной эстрады. Его творчество неподражаемо, он создавал критерии, которые следует изучать, приемы, которые полезно использовать в устных выступлениях всем современным ораторам вне зависимости от тематики их интересов. Кажется, после него не осталось ученых или актеров, которые могли бы продолжить его путь на эстраде, на радио, на телевидении. Он был в полной мере един в трех лицах: знаток темы, автор произведения, оратор-исполнитель. При этом все его три лица были отмечены высокой интеллектуальностью и безусловным профессионализмом. В хрестоматии помещен самый известный устный рассказ мастера, к которому даются риторические задания и методические комментарии. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) – классик философии и риторики, учился у Платона в Афинах, в 335 г. до н. э. основал Ликей (Лицей), стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель оставил после себя философское учение («Аристотелизм»), более десятка капитальных ученых трудов, в том числе «О душе», «Метафизика», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика». Взгляды Аристотеля колебались между идеализмом и материализмом, поскольку, по его учению, общим источником всего движения и изменчивого бытия является «ум» («нус» — перводвигатель), и только такой «ум» отличает человека от животного. Поэтому в основе повседневного поведения человека и, как следствие, в основе его ораторской деятельности должны лежать разумное поведение и всеобщая человеческая умеренность. Для всего творчества Аристотеля характерно такое чрезвычайно важное человеческое качество, как мудрость. Именно оно должно присутствовать в любой речи оратора, если это Оратор (с большой буквы), и любому выступающему следует продумывать свое выступление с этой точки зрения. По Аристотелю, всякое рассуждение направлено либо на деятельность, либо на творчество, либо на умозрение, а наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому, что обладают отвлеченными знаниями и знают «причины»... Если к этому добавить, что сам человек обладает свободой воли, в одинаковой мере властен в выборе добра и зла, добродетели и порока, то становится ясной роль наставника вообще и ритора в частности при овладении любым видом человеческой деятельности, в том числе и такой ее важной области, как риторика. Человеку же, не обладающему практической мудростью, рассудительностью, следует брать пример с другого человека, чье поведение служит образцом практической мудрости, рассудительности, умудренности. А в конце концов благоразумный и добродетельный человек представляет собой норму для всех других людей. В хрестоматии дается отрывок из Аристотеля, в котором он исследует проблемы и различные стороны проявления человеческой дружбы. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - ученый экономист, философ, теолог, православный священник, автор многих книг о православии, оратор-проповедник. Семь поколений его рода были до него русскими священниками. В молодости он был связан с марксизмом, но постепенно преодолел идеи основоположников этого учения, написав затем книгу «От марксизма к идеализму». В 1894 г. закончил юридический факультет Московского университета. С 1907 г. он становится профессором политэкономии Московского коммерческого института, а в 1912 г. защищает докторскую диссертацию. С 1923 г. С.Н. Булгаков жил во Франции, был деканом Русского богословского института в Париже. 2 июня 1917 г. С.Н. Булгаков выступил на Первом Всероссийского съезде духовенства и мирян Москвы. Закончил он свое устное выступление такими словами: Если грядущая Россия станет строиться без имени Христа, если демократия российская окажется в духовном разрыве со Святой Русью, то какую же цену она имеет, кому она нужна, кому из нас дорога будет стремящаяся от Христа Россия. Объем письменного и устного наследия С.Н. Булгакова поражает. Весной 1939 г. он перенес две операции по поводу рака горла. Нечеловеческими усилиями воли он продолжал читать лекции в своем институте, служить в храме, изъясняться в повседневной жизни без участия голосовых связок. Так продолжалось пять лет, а 6 июля 1944 г. у него произошло кровоизлияние в мозг и 12 июля он скончался. Отец Сергий погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев де-Буа. В 1909 г. С.Н. Булгаков писал: Русское общество, истощенное предыдущими напряжениями и неудачами, находится в каком-то оцепенении, духовном разброде, апатии. Русская государственность не обнаруживает пока признаков обновления и укрепления. (Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. — М.: Русская книга, 1992. С.106). В наши дни произведения отца Сергия издаются значительными тиражами, доступны для изучения с точки зрения их содержания, а также и как образец для изучения авторского стиля произведений такого рода. В хрестоматии приведен отрывок из его книги «Очерки учения православной церкви». ВАЛИШЕВСКИЙ Казимир (1849-1935) - польский писатель, историк, публицист, доктор права. За более чем тридцать лет издал во Франции и на французском языке серию книг об истории России, работал в архивах Парижа, Лондона, Вены, Петербурга... Среди наиболее известных — его книга «Иван Грозный», изданная, в частности, в переводе с французского в Москве в 1912 г. типографией «Общественная польза», но написанная автором в 1904 г. В предисловии к ней автор пишет: Я мало пользовался неизданными документами. Те документы, которые оказались мне полезными, в большинстве случаев уже опубликованы, частью же совершенно недоступны. Что касается литературы по этому вопросу, то она очень обширна... историку нужно еще поработать, чтобы создать стройное целое. В предлагаемом в хрестоматии отрывке из его книги «Первые Романовы» (гл. 13 «Раскол») речь идет о церковном расколе в России, появлении феномена старообрядцев, роли Аввакума, о коллективных самоубийствах среди старообрядчества и о некоторых других сюжетах из этого явления. В предисловии к этой книге автор, в частности, пишет: Мне уже заметили одни в виде порицания, другие в виде похвалы, что на этом длинном пути я часто делал отступления, так сказать, шел зигзагами... Двадцать лет тому назад я не располагал теми источниками, которые позволяли мне потом приступить к исследованию этих отдаленных эпох прошедшего, к тому же недостаточно исследованного... Наш труд и должен восполнить этот пробел. Я не осмеливаюсь сказать, что он будет восполнен целиком, но все-таки надеюсь, что мне здесь удалось не без некоторой пользы дать несколько общих взглядов и определенных данных. (Валишевский К. Первые Романовы. — М.: СП Квадрат, 1993. — С. 5—8). В представленном в хрестоматии отрывке из «Первых Романовых» дается только в основном начало главы. «Раскол» — по-гречески «схизма», и этот термин многое определял и определяет в отношениях между Польшей (католиками) и Россией (православными). «Схизматиками» называли католики православных во времена, описываемые Казимиром Валишевским. Таким образом, «раскол» сказывается в разных сторонах внутренней и внешней жизни и политики России. Это о содержании книги К. Валишевского, а ее стиль определяется в соответствующих риторических заданиях в хрестоматии. ГОМЕР (около 8—7 в. до н. э.) — легендарный древнегреческий эпический поэт, которому приписывается со времен античных традиций авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений, легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов Древней Греции. Полуфантастический образ Гомера привел к появлению так называемого «гомеровского вопроса», при решении которого разные специалисты по-разному решают проблему авторства этих произведений и в целом проблемы авторства в древнегреческой литературе. Среди всех аэдов, исполнявших свои произведения под собственный аккомпанемент струнного инструмента, Гомер вошел в список величайших авторов, а его произведения — в список поэтических творений всех времен и народов. В основе «Илиады» и «Одиссеи» лежат всемирно известные сюжеты, содержащие большое количество мифических древнегреческих сказаний, бытовых зарисовок, напрямую связанных с религиозными представлениями Древней Греции. Для гомеровской «Илиады» характерны такие стилевые особенности, как неторопливость повествования, любовь к детальному подробному и скрупулезному описанию всего, что оказывается в поле зрения автора, стремление сравнивать между собою все, что только поддается принципу эпического сравнения. Особое место занимают в поэме боги. Они не только сочувствуют гомеровским героям, но часто и препятствуют им в их действиях, а нередко сами лично вмешиваются в земные события людей на той или другой стороне. Таким образом, божественное вмешательство в жизнь смертных, сопоставление воли богов, с одной стороны, и человеческих знаний, с другой, были в центре внимания древних греков уже за несколько веков до начала нашей эры. В «Илиаде» (поэме об Илионе, как тогда часто называли Трою), написанной гекзаметром (стихотворный размер), ее главный герой Ахилл (или Ахиллес) совершает много подвигов, которые чередуются с картинами мирной жизни в осажденной им Трос и со сценами споров между богами на Олимпе. Всего в «Одиссее» около 12 100 стихов, классический перевод ее сделан В.А. Жуковским в 1849 г., в «Илиаде» — 15 700 стихов, впервые переведенных Н.И. Гнедичем в 1829 г. Отрывок из «Илиады», предлагаемый для хрестоматии, называется «Битва богов». ДЕМОСФЕН (ок. 384-322 до н. э.) - афинский оратор, организатор борьбы против македонского царя Филиппа II. После Цицерона — это наиболее известная на Руси личность среди всех древних ораторов Греции и Рима. Широко известны два факта из жизни Демосфена: 1) слабость голоса и невнятность произношения вызывали насмешки окружения Демосфена. Он стал ходить на берег моря, набивал рот камешками и упражнялся в произнесении речей, стараясь побороть шум волн и ветра четкостью дикции; 2) большинство его речей имеет политическую окраску и направлены они против отца Александра Македонского, царя Македонии Филиппа, а поэтому называются «Филиппиками». До наших дней всякую страстную, пламенную речь, содержащую в себе не ругань, а факты и огромный эмоциональный призыв к аудитории, принято называть «филиппикой», особенно если оратор разоблачает деятельность конкретной личности. Совершенное владение приемами, выработанными греческой риторикой, Демосфен удивительно сочетал с искренним пафосом пламенного борца. Он умел разносторонне развить основную мысль, каждое мгновение обращаясь к аудитории своих слушателей, органично включая диалог, призывая ее ко вниманию, стремясь взволновать и подчинить ее своей воле. Но слушателей захватывали прежде всего его страстная убежденность и непоколебимая аргументация. Демосфен оказал большое влияние не только на риторику, но и на прозу. Безусловным образцом был Демосфен, например, для Цицерона... (См.: Демосфен. Речи. В 3-х т. Предисловие. — М, 1994). До наших дней сохранилось 63 произведения, известных под общим названием «Демосфеновский корпус». Его политические речи переиздавались на русском языке, а «Любовная речь» впервые издана в переводе на русский в 1994 г. (т.II, с. 321 и след.)
|