Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Особенности осмотра места происшествия на открытой местности





 

При осмотре, проводимом на открытой местности, например в лесопарковой зоне, прежде всего выполняются ориентирующая и обзорная фотосъемка. Место происшествия фотографируется с разных точек так, чтобы границы кадров перекрывали друг друга. При фотографировании на местности количество и размещение точек съемки выбирается с учетом характера происшествия, выраженности центра происшествия, рельефа местности, количества участков, которые необходимо запечатлеть с помощью узловой фотосъемки*(174).

По мере передвижения от периферии к центру места происшествия с помощью приемов узловой фотосъемки фиксируются отдельные участки местности, а также следы, предметы, которые на них могут быть обнаружены (например, следы ног, пустая пачка сигарет, носовой платок и др.).

Места обнаружения следов и предметов помечаются, например, листами бумаги, укрепляемыми в виде флажков. Целесообразно сразу отмечать эти объекты, их расположение от неподвижных ориентиров на эскизе плана местности. Если есть опасность повреждения или утраты следов (ухудшается погода), они сразу же фотографируются по правилам детальной съемки и прикрываются, например, куском полиэтиленовой пленки.

Перед проведением осмотра центра места происшествия выделяют наиболее информативные участки и объекты, находящиеся недалеко от него. Таким центром осмотра может быть труп человека, брошенный автомобиль и т.д. На этих участках могут быть обнаружены следы, оставленные кем-либо из участников происшествия, а также предметы, предположительно оброненные ими (например, складной нож, зажигалка и т.д.)

Все обнаруженные объекты фотографируются по правилам детальной съемки, место их нахождения отмечается на схеме с указанием расстояний от объектов, взятых за ориентиры. Последнее обстоятельство важно также и потому, что в ходе последующей реконструкции происшествия необходимо иметь объективные свидетельства нахождения участников происшествия в том или ином месте, а в ходе самого осмотра попытаться определить возможное их число.

Выявление следов на обнаруживаемых предметах в полевых условиях не всегда приводит к успеху, можно безвозвратно испортить или даже уничтожить след. Поэтому при отсутствии должного опыта лучше всего изъять и упаковать эти объекты для последующей работы с ними в лаборатории эксперта-криминалиста.

Осматривая участок со следами борьбы, происходившей между жертвой и преступником (по делам об изнасиловании, убийстве), - вытоптанной, вырванной травой, вмятинами, углубления почвы, можно обнаружить обрывки ткани одежды, пуговицы, мелкие обломки, осколки предметов, использованных для нанесения телесных повреждений, следы крови и другие объекты биологического происхождения. После фотографирования с масштабом эти предметы изымаются и упаковываются каждый отдельно.

Если на месте происшествия имеется труп, то важно как можно точнее зафиксировать его позу, лучше всего сфотографировать с четырех сторон - по диагонали. После фиксации позы трупа (фотографирование и описание) проводят наружный осмотр предметов одежды и открытых участков тела. По правилам детальной съемки фотографируются повреждения на нем и одежде. Если в кистях рук находятся (зажаты) какие-либо предметы (например, пучок травы), также производится их детальная съемка.

Внимательно осматривается ложе трупа, так как там могут быть обнаружены какие-либо следы и объекты, имеющие отношение к происшествию, а также предметы, которые могли выпасть из карманов одежды. В ходе осмотра трупа и места его обнаружения нужно обратить внимание на предметы, которые помогут установить личность погибшего.

Здесь же помимо фотосъемки позы трупа осуществляется его фотографирование, приближенное к правилам сигналетической фотосъемки. Положив под запрокинутую голову какой-либо предмет, не являющийся вещественным доказательством, и таким образом предав ей необходимое положение, фотографируют голову сверху (анфас) и сбоку (в профиль - справа и слева). Разумеется, эти снимки только условно можно считать опознавательными, но, учитывая, что в морге сигналетическая съемка выполняется далеко не всегда, они очень пригодятся для установления личности погибшего.

На завершающем этапе осмотра на открытой местности необходимо взять образцы почвы, растительности, которые потом будут необходимы при исследовании подобных частиц на одежде, обуви подозреваемого.

Разновидностью проведения осмотра на открытой местности является участие специалиста в осмотре места ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то обстоятельство, что до прибытия следователя на место ДТП там могут быть произведены существенные изменения, которые необходимо учитывать при осуществлении осмотра. В соответствии с установленными правилами инспектор ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение; зафиксировать на дорожном покрытии положение трупа путем обвода контуров тела; отметить местоположение следов ДТП и вещественных доказательств; отметить положение на месте происшествия транспортных средств, которые могут быть отбуксированы в сторону, чтобы наладить движение транспорта*(175).

При осмотре места ДТП осуществляются следующие действия*(176):

- устанавливается место нахождения центра происшествия по расположению осколков стекол, отвалившейся от днища машины грязи, отвалившихся деталей и частей, следов пролившегося ГСМ;

- выявляются и фиксируются признаки, указывающие направление движения каждого из транспортных средств;

- определяется положение следов левых и правых колес по отношению к осевой линии и краю дорожного покрытия;

- выявляются и измеряются следы торможения, скольжения;

- выявляются и фиксируются следы повреждений на транспортном средстве с указанием их локализации по отношению к узлам транспортного средства и высоты от дорожного покрытия (вмятины, царапины, вдавленности и т.д.).

При определении границ осмотра ориентируются относительно каких-либо объектов окружающей обстановки. После этого выполняется ориентирующая, обзорная и узловая фотосъемки. Первая осуществляется методом линейной панорамы, чтобы в кадрах были дорожные знаки, обстановка вдоль дороги. Обзорная съемка осуществляется так, чтобы было видно расположение транспортных средств на месте происшествия. С помощью узловой фотосъемки фиксируются следы транспортного средства и другие объекты ДТП.

Для получения обзорных снимков точки съемки выбираются так, чтобы фиксация общего вида места происшествия осуществлялась по отношению к главному объекту - дороге и ее участкам, где имело место ДТП. Фотоаппарат должен располагаться от места происшествия на таком расстоянии, чтобы в кадре размещались по высоте все основные элементы обстановки и часть дороги. Особенностью фотографирования является тот факт, что точки съемки определяются с четырех противоположных сторон по направлению движения транспортных потоков*(177).

Рекомендуется следующая последовательность изучения объектов в ходе детального осмотра ДТП: осмотр, фиксация и изъятие следов жидкостей, сыпучих веществ, мелких объектов; осмотр стойких следов транспортных средств (следы торможения, частей транспортных средств на препятствиях, сооружениях, деревьях и т.д.), следов и веществ биологического происхождения; осмотр трупа; осмотр транспортных средств*(178). Такая последовательность обусловлена тем, что первая группа объектов может быстро измениться, быть уничтоженной. Контуры объектов третьей группы после их фотографирования отмечаются на проезжей части, а затем для более тщательного осмотра перемещаются, переносятся на обочину дороги, тротуар.

Специфичным для данного осмотра являются следы автотранспортных средств, поскольку они являются важным информационным объектом для установления многих существенных обстоятельств происшествия. Эти следы позволяют построить модель действия водителя и движения автотранспортного средства, его скорости, техническое состояние автомобиля и т.д.

Следы шин подлежат описанию, измерению, отображению на схеме места происшествия и фотографированию. С объемных следов изготавливаются слепки. Описание должно быть подробным с указанием как общих, так и частных признаков или особенностей рисунка, отобразившихся дефектов.

Следы колес автотранспортных средств фотографируются как способом линейной панорамы, так и обзорной, узловой съемками. Используется способ масштабной панорамы, для чего, перемещая фотоаппарат вдоль следа, делают ряд последовательных снимков, перекрывающих друг друга. При этом расстояние от объектива до следа должно быть постоянным*(179).

При осмотре транспортного средства фиксируются не только его повреждения, но и выявляются следы взаимодействия с другим транспортным средством, пешеходом, дорожными объектами. Осмотр транспортного средства обычно начинают с его передней части, изучая фары, подфарники, переднее стекло, обращая внимание на вмятины, царапины, обрывки одежды, следы крови, мозгового вещества и других объектов биологического происхождения, остающихся на автомобиле при его столкновении с человеком, а также частицы краски другого автомобиля. Если произошло столкновение двух транспортных средств, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении.

При осмотре салона (кабины) автомобиля обращается внимание на состояние ветрового стекла, боковых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки переключения скоростей, ручного тормоза; отмечается положение органов управления и показания спидометра. Осуществляется поиск следов рук водителя, отдельных волос, волокон одежды, так как порой бывает, что за рулем оказался человек, которому водитель передал управление машиной. Важно это и в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, оставив транспортное средство. Изымаются также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их сопоставления с возможными следами на подошвах обуви лица, осуществлявшего управление автомобилем*(180). В ходе осмотра транспортного средства специалист проверяет техническое состояние рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. Местонахождение следов отмечается в протоколе, они фотографируются по правилам узловой и детальной съемок, затем изымаются.

Фотографическая фиксация места ДТП имеет свои особенности. На снимках должны быть запечатлены не только автомобиль, но в кадре вместе с ним должны быть объекты, указывающие его место расположения: дорожные знаки, фрагменты окружающей обстановки. Автотранспортное средство фотографируется по диагонали с двух противоположных точек, чтобы обеспечить на снимках обзор транспортного средства. В каждый кадр включается объект привязки к месту происшествия, например края тротуара, дорожный знак и т.д. На снимках должно быть запечатлено взаимное положение автотранспортного средства и следов происшествия на дорожном покрытии, а также повреждения на обнаруженных объектах.

Помимо следов автотранспортных средств должны выявляться и фиксироваться следы обуви потерпевшего, вещи, мелкие объекты, принадлежащие потерпевшему и выпавшие, отлетевшие от удара автомобилем.

На месте ДТП производится предварительное исследование обнаруженных следов, чтобы получить данные о скрывшимся автотранспортном средстве, его модели, цвете окраски, рисунке протекторов шин, характере и локализации повреждений, виде перевозимого груза и др.

При фиксации следов и других объектов осуществляется отбор образцов грунта, на котором выявлены частицы ГСМ, образцы лакокрасочного покрытия автотранспортного средства и т.д.

Места фотографирования отмечаются на схеме места происшествия с указанием точки съемки.

На месте происшествия целесообразно изучить повреждение автотранспортных средств для установления первичного контакта объектов, определить относимость следов и повреждений к расследуемому событию. Положение, форма, размеры, вид следов позволяют определить причины возникновения повреждений и определить механизм ДТП. При этом учитывается, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые*(181). Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т.е. следов, взаимопереходящих с одного транспортного средства на другое. Для определения, какой частью транспортного средства оставлены следы на другом транспортном средстве, учитываются форма следа, его размеры, высота от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задних поверхностей транспортного средства обращается внимание на выступающие детали. При осмотре нижней части транспортного средства отмечается состояние деталей и узлов, которые могли оставить следы на дорожном покрытии и потерпевшем. Также фиксируется наличие отсоединившихся деталей и частей транспортного средства.

Специалисту следует иметь в виду, что осмотр места дорожно-транспортного происшествия является наиболее важным следственным действием при расследовании ДТП, и принимать все меры для наиболее полного и результативного его осмотра.

В случае осмотра сгоревшего автомобиля специалист должен сфотографировать его с четырех сторон, а также сфотографировать VIN-номер, который может быть обнаружен на кузове автомобиля.

Наиболее информативна нижняя часть автомобиля как носитель следовой картины происшествия, так как по распределению термических повреждений можно установить, вносилась ли какая-либо горючая жидкость в автомобиль. Эти повреждения также фотографируются. Специалист также обязательно фиксирует состояние аккумулятора (мог ли быть его взрыв). Если аккумулятор цел, то проверяется уровень его зарядки, чтобы проверить версию о коротком замыкании.

При загорании автомобиля, которое произошло при его движении, специалист, осматривая автомобиль, фиксирует состояние топливопроводов и каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Такая фиксация осуществляется путем визуального осмотра объектов, их фотографирования, а при необходимости - их разрезания.

При осмотре участка вокруг автомобиля осуществляется поиск устройств поджога (пиротехнические средства или их фрагменты, остатки тары из-под горючей жидкости). По результатам осмотра подлежат изъятию провода со следами коротких замыканий и остатки средств поджога.

Осмотр места происшествия по делам о крушениях и авариях на железнодорожном транспорте является сложным следственным действием, требующим от всех его участников дополнительных знаний о специфике объектов осмотра, об особенности применения научно-технических средств и методов*(182). Наряду с этим к особенностям осмотра можно отнести значительную протяженность участка, подлежащего осмотру, многообъектность, нахождение места осмотра в удаленных и труднодоступных местах, необходимость его проведения в неблагоприятных условиях (зимой, ночью и т.п.).

Поскольку целью осмотра является установление причин и механизмов происшествия, в его ходе необходимо стремиться выявить все дефекты пути и подвижного состава, которые сами по себе или в сочетании друг с другом могли послужить причиной крушений или аварий*(183).

Направление и последовательность осмотра находятся в зависимости от характера крушения - произошло оно из-за схода поезда с рельсов или вследствие столкновения поездов, поезда и автотранспорта на железнодорожном переезде.

Особое значение в ходе осмотра отводится сбору сведений о работоспособности узлов и агрегатов транспорта, которые могли бы ставить под угрозу безопасность движения и эксплуатации подвижного состава.

Осмотру подлежат кузов транспортного средства, кабина локомотива, ударно-тяговое оборудование, ходовая часть, тормозная система. При осмотре кабины локомотива осматриваются и фотографируются приборы управления, отмечается их состояние, положение. При наружном осмотре локомотива и вагонов обращается внимание на состояние тормозного оборудования.

На путях осматриваются устройства сигнализации и блокировки, фиксируется их состояние (исправность, неисправность); рельсы, их стыки; шпалы и скрепления; стрелочные переводы.

Для фиксации результатов осмотра используется составление планов, схем, фотографирование и видеосъемка.

При фотографировании осуществляется панорамная съемка с целью запечатления расположения подвижного состава, сошедших с рельсов вагонов. Используется диагональная (ракурсная) съемка, позволяющая передать на снимках объем и пространство, съемка с верхней точки, для чего можно использовать возвышенное место, кабину башенного крана. При большой протяженности места происшествия целесообразно производить фотосъемку с вертолета*(184).

Узловая фотосъемка используется для фиксации кабины локомотива, звеньев поврежденных рельсов и шпал, колесных пар и других узлов и механизмов подвижного состава. Детальной съемке подлежат следы, детали железнодорожных устройств, могущие иметь значение для установления причин крушения.

С помощью видеосъемки запечатлевается обстановка места происшествия с прилегающими участками пути, соседними сооружениями, светофорами, стрелками. Отображаются такие узловые объекты, как участки полотна железной дороги с повреждениями, поврежденные локомотивы и вагоны; следы торможения на рельсах, бандажах и ободах колесных пар, показания приборов в кабине локомотива и другие объекты, могущие иметь значение для дела*(185).

Специалисту-криминалисту для работы на месте происшествия помимо базового унифицированного комплекта выездной аппаратуры и средств фиксации, изъятия следов могут потребоваться дополнительные средства освещения, металлоискатели, магнитные подъемники, электрическая дрель, инструмент для резки металла, ультрафиолетовые осветители.

 








Date: 2015-10-22; view: 929; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.01 sec.) - Пожаловаться на публикацию