Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы познавательной деятельности специалиста





 

При рассмотрении данного вопроса следует исходить как из общего понятия метода, так и его понятия в практической деятельности.

Метод (от греч. methodos) - это путь исследования или познания. "Метод - это способ достижения определенных результатов в познании и на практике"*(74). Р.С. Белкин считает, что метод в широком смысле - это "способ подхода к действительности, способ познания, изучения, исследования явлений природы и общественной жизни, способ достижения какой-либо цели, решения задачи"*(75).

Метод в практической деятельности специалиста - это действия по решению задачи, поставленной перед специалистом следователем, судом, другими правомочными участниками судопроизводства, основывающиеся на применении им способов выявления свойств тех или иных объектов, явлений. Причем эти способы используются в определенной области науки, техники, познания в которой требуются в данной ситуации применения права, сведущим лицом в которой данный специалист является. Таким образом, говоря о методах познавательной деятельности специалиста, следует иметь в виду такие способы познания свойств объектов, явлений, фактов, которые применяются им как представителем определенной отрасли знаний, отрасли науки, техники, искусства.

Специалист, выбирая методы для использования их при проведении процессуальных действий, должен учитывать общие правила работы с доказательствами. Эти методы должны отвечать также принципу допустимости в судопроизводстве, т.е. не противоречить требованиям законности и этическим нормам.

С учетом характера деятельности специалиста, приглашаемого для участия в процессуальном действии, он применяет прежде всего методы эмпирического исследования, к которым относятся: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Эти методы принято называть общенаучными, общепознавательными, поскольку они используются во всех отраслях знаний. Кроме этих методов, специалист применяет методы той науки, познания в которой он должен реализовать при решении конкретной задачи, поставленной перед ним следователем, судом, и с учетом условий применения методов. Эти условия характеризуются тем, что специалист не проводит исследования объектов подобно эксперту. Он изучает внешнюю структуру объекта, выявляет признаки, которые не требуют изучения его физических, химических и других свойств, анализа его состава.

При изучении внешних признаков объекта специалист может применять методы анализа изображения, используя увеличивающие приспособления, методы, основанные на изучении морфологии объекта в таких лучах невидимой части спектра, как ультрафиолетовые, инфракрасные. При соблюдении техники безопасности может осуществляться изучение объекта в рентгеновских лучах.

Поскольку изучение объектов специалистом носит характер их предварительного (доэкспертного) исследования, то основное требование к применяемым методам - обеспечение сохранности объектов для последующего более углубленного их изучения при назначении экспертизы. Такие методы получили название "неразрушающие (недеструктивные)"*(76). Эти методы не влияют на объект, его свойства, не требуют пробоподготовки.

Таким образом, к методам познавательной деятельности специалиста относятся общенаучные методы эмпирического исследования и частнонаучные методы, не требующие для их применения сложной приборной базы.

В первую очередь специалист применяет метод наблюдения. Под наблюдением понимают преднамеренное, в отличие от произвольного, планомерное, целенаправленное восприятие определенного предмета, явления с целью его изучения. Процесс наблюдения - это не только работа органов чувств, но и мышление человека, его знания и опыт. Полнота наблюдения в значительной степени зависит от его цели, той установки, в соответствии с которой оно осуществляется.

Для специалиста на первом плане стоит наблюдение с целью уяснения возможности приложения своих специальных знаний к наблюдаемому событию, объекту. На втором и последующих этапах наблюдения - обнаружение признаков, требующих для своего изучения специальных познаний, исследование этих признаков и использование результатов исследования для вывода, который должен будет сформулировать специалист.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное наблюдение позволяет специалисту лично убедиться в существовании или отсутствии какого-либо факта. Опосредованное наблюдение требует, чтобы специалист произвел проверку того, насколько соответствуют действительности результаты наблюдения других лиц, представленные ему для решения задачи. Сказанное относится к материалам дела, содержащим отражение результатов наблюдения других участников судопроизводства (протокол осмотра, составленный следователем; исследовательская часть заключения эксперта с отражением в ней процесса и результатов наблюдения при изучении объекта экспертизы и т.п.).

Анализ следственной и судебной практики позволяет получить представление о тех объектах, в отношении которых может осуществляться наблюдение специалистом: обстановка места происшествия и отдельные элементы вещной обстановки; предметы и документы; тело человека, труп; материалы уголовного дела.

Наблюдение специалиста как форма восприятия и сочетаемый с этим анализ воспринимаемого в значительной мере зависят от опыта специалиста как сведущего лица. Личный опыт специалиста позволяет ему точнее и быстрее выделить интересующие его признаки наблюдаемого объекта (предмета, события), элементы ситуации, связи между ними, сопоставить все это на основе специальных познаний с наблюдаемым ранее.

Цель наблюдения специалиста определяется направленностью вопросов, поставленных перед ним судом, следователем, сторонами в процессе и возможностями применения его специальных знаний в данном деле. Так, при наблюдении предметов и документов цель наблюдения - выявить признаки подлинные и привнесенные, определить свойства и состояния объекта, имеющие доказательственное значение (в том числе причину изменений, их связь с исследуемым событием). Цель наблюдения при осмотре трупа и освидетельствовании непосредственно определена законом (ст. 179 УПК РФ): обнаружение особых примет, следов преступления, телесных повреждений, иных свойств и признаков, имеющих доказательственное значение для дела.

Отметив специфику наблюдения, осуществляемого специалистом, необходимо еще раз подчеркнуть, что такое наблюдение является необходимым элементом познания специалиста, оно сочетает в себе восприятие и его осмысление. Наблюдение является одним из наиболее важных методов получения информации, а наблюдательность - одним из важнейших качеств, необходимых специалисту.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Как известно, сравнением называется установление сходства или различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается некоторое общее, присущее двум и более объектам (событиям).

Сравнение должно удовлетворять двум важнейшим требованиям: сравниваться должны такие объекты, между которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Сравнение - это одна из форм логических операций. В ходе сравнения используются приемы логического мышления: анализ, синтез, абстракция, аналогия, обобщение. Выделяя сравниваемые признаки объектов, специалист использует метод абстракции, отграничивая эти существенные признаки от всех иных. Этому процессу свойствен анализ, так как без него не определить существенность (несущественность) признака для сравнения. Анализ продолжается и в ходе сравнения признаков одного и другого объекта. Промежуточной фазой может стать обобщение, способствующее суммарной оценке совокупности подлежащих сравнению признаков. В ходе сравнения может быть использовано сравнение по аналогии. Итогом всех этих операций является синтез полученных специалистом знаний о сравниваемых им объектах.

Говоря о сравнении, осуществляемом специалистом, необходимо помнить, что этот метод всегда выступает в совокупности с другими - как эмпирическими, так и теоретическими - методами. Сравнение, реализуемое специалистом, может осуществляться при осмотре места происшествия, когда сравнивается наличная вещная обстановка с мысленным образом той, которая была до происшествия (по делам об авариях, нарушении техники безопасности, природоохранных правил), в тех случаях, при которых такое сравнение требует привлечения специальных знаний.

Следующим методом познания, осуществляемого специалистом, является измерение, тесно связанное с другими методами, в особенности сравнением. Как известно, измерение представляет собой сравнение познаваемой величины с однородной величиной, принятой за единицу. При этом устанавливается соотношение двух однородных величин, одна из которых известна заранее.

Измерение, как и наблюдение, может быть непосредственным (прямым) и опосредованным (косвенным). В первом случае измеряемый объект сопоставляется непосредственно с величиной, принятой за единицу измерения. При опосредованном измерении получают значение некоторых величин, с помощью которых находят искомую, измеряемую. Примером может служить измерение скорости движения, получаемое замером отрезка пути и времени его преодоления.

Применительно к деятельности специалиста для ответа на вопросы сторон им могут осуществляться следующие виды измерений:

- пространственная величина объектов и их частей (следов, повреждений, деталей, фрагментов документов и т.д.); измерения, характеризующие свойства предметов (вес, объем, твердость, теплопроводность, интенсивность поглощения и др.);

- количественная сторона пространственных и временных отношений; скорость движения.

Точность производимых специалистом измерений зависит от ряда факторов. Основным из них является точность измерения, возможная вообще на данном этапе развития науки и измерительной техники. На втором месте могут быть обозначены техническая вооруженность специалиста и свойства применяемой им измерительной техники. Измерение позволяет соотнести признаки объектов со значениями в справочных данных, а также используется для индивидуализации объектов.

Описание как метод имеет в известной мере универсальный характер, поскольку используется для фиксации результатов применения других методов. Оно может применяться и самостоятельно, когда необходимо индивидуализировать свойства и признаки объектов. При этом описание должно быть упорядоченным, т.е. при его производстве необходимо использовать специализированную литературу, а также издаваемые для экспертов справочники*(77).

Эксперимент как частный метод познания наиболее широко используется при проведении экспертных исследований. Применяется он также специалистом, но в основном при проведении предварительных исследований. С его помощью получают, например, образцы для сравнения. Ограниченное использование данного метода обусловлено тем, что он предполагает активное целенаправленное воздействие на объект путем создания искусственных условий или использования естественных условий для выявления соответствующих свойств, характеристик и других особенностей объекта*(78).

Целью проведения эксперимента является установление природы наблюдаемого явления, его сущности, происхождения. Эксперимент помогает построить гипотезу о причинно-следственной связи двух явлений и ее проверку. Если действия определенной причины вызывают именно данное следствие, значит, сущность явления определена правильно.

Моделирование как метод познания применяется специалистом в основном путем построения мысленной модели аналога объекта-оригинала или механизма какого-либо события. К данному методу прибегают тогда, когда изучить объект, явление невозможно по тем или иным причинам. Наряду с мысленной моделью может использоваться условная модель в виде схемы, чертежа какого-либо объекта или описания какого-либо процесса, явления. Модель позволяет воспроизвести свойства, признаки объекта-оригинала для познания их сущности.

Моделирование может осуществляться в виде мысленного реконструирования, представляющего собой логическое моделирование на основе отражений наглядных образов, возникающих у субъекта в результате ознакомления с определенными объектами и (или) их описаниями*(79).

Специалистом могут также применяться методы анализа изображений. В основе этих методов лежит выявление признаков и их сравнение, диагностирование свойств объекта оригинала по его изображению*(80). Эти методы применяются для изучения традиционных криминалистических объектов - следов человека, орудий и инструментов, транспортных средств, а также документов.

Анализ изображений производится как визуально, так и использованием увеличивающих приспособлений*(81). Наряду с этим в настоящее время применяются математические методы анализа изображений в сочетании с компьютерными технологиями. Такой анализ производится при функционировании АДИС - автоматизированных дактилоскопических систем, а также "Арсенал" и "Растр-5", используемых при анализе стреляных пуль и гильз.

 

Date: 2015-10-22; view: 2802; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию