Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения на визуализацию





Упражнение «Образы»

Инструкция преподавателя:

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все более успокаиваетесь и сосредоточиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Тело расслабляется все больше. Вам тепло, удобно и спокойно. Вы вдыхаете свежий, прохладный воздух. Вы успо­каиваетесь и настраиваетесь на выполнение новой работы. Мы приступаем к овладению приемами формирования образных представлений. Я буду произносить отдельные слова, а вы дол­жны проговаривать их про себя, сосредоточившись на их со­держании. После этого вы стремитесь представить образы ус­лышанных слов.

  Начнем со зрительных образов:
1) апельсин 6) светлый
2) море 7) играть
3) поляна 8) нежный
4) цветы 9) строить
5) птица 10) плести
  Слуховые образы:    
1) шум волны 6) эхо
2) скрежет колеса 7) звук капающей из крана воды
3) звон колокольчика 8) шепот
4) звуки скрипки 9) рассерженный крик
5) завывание ветра 10) пение птиц 1
  Телесные представления:    
1) прикосновение к шелку 6) колкая иголка
7) колючий снег 7) холодный ветер
ь) 3) горячий пар 8) прикосновение к рыбьей
      чешуе
4) прикосновение ко мху 9) ...к липкому предмету
5) теплая вода 10) нежный пух
  Осязательные и обонятельные образы:
1) вкус только что разрезанного лимона
2) вкус шоколада    
3) икра - красная, крупная    
4) аромат розы    
5) запах моря    
6) свежесрезанный гриб    

Упражнение «Саморазвивающиеся представления»

Инструкция преподавателя: Сядьте уютно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Глубокий вдох и выдох. Сосредоточьтесь на сво­их ощущениях. А теперь попытайтесь воссоздать в своем вооб­ражении целостную картину, целостный образ.

Представьте себе пляж у моря. Жаркий день. Палит солн­це. Вы в купальном костюме. С наслаждением вытягиваетесь на песке... Смотрите в море. Видны головы купающихся... Рассмотрите получше линию горизонта. Что там появилось? Всматривайтесь внимательно... А что происходит вокруг, на берегу?..

Солнце палит сильно, приходится поворачиваться с боку на бок. Хочется искупаться... Вы входите в воду... Чувствуете ее прикосновение... Какая она?..

Образы уходят. Сосредоточьте свое внимание на своем теле. Сожмите руки. Откройте глаза.

Упражнение «Формирование зрительных представлений абстрактных понятий»

Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на своих ощу­щениях, активизируйте свою эмоциональную память. Я буду называть абстрактные понятия, а вы постарайтесь увидеть об-

разы, которые с ними ассоциируются: счастье, рабство, свобо­да, достоинство, покорность, мечта.

Рефлексия ощущений, возникающих образов.

Упражнение «Визуализация воображения»

Инструкция преподавателя: Закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании. Вообразите большой белый экран. Пред­ставьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, а вместо него поместите на экран белую розу. Поменяйте белую розу на красную. (Если у вас возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет.) Вообрази­те снова белый экран. Покрасьте его в ярко-синий цвет, крас­ный, зеленый. Представляйте любые цвета. Сотрите все с экра­на, откройте глаза.

Упражнение «Расщепление экрана»

Работа осуществляется участниками группы во внутреннем плане. Необходимо представить большой белый экран, разде­ленный вертикальной чертой. Слева на экран проецируется субъектом негативная фрустрирующая ситуация - нечеткая, черно-белая; справа - ситуация успеха, яркая, красочная, на­полненная звуками и запахами. Постепенно левая (негатив­ная) картинка уменьшается и блекнет, удаляется, а правая (по­зитивная) становится все более яркой и приближается. После двух-, трехкратного выполнения этого упражнения участники группы с удивлением обнаруживают, что мысли о негативной ситуации больше не вызывают отрицательных чувств, и она воспринимается ими гораздо спокойнее, чем прежде.

Упражнение «Марионетка»

Инструкция преподавателя: Вообразите, что вы большая кукла марионетка. Ваши кисти рук, предплечья и плечи соединены между собой веревочками. Все остальные части также прикреп­лены веревочками, шеи нет, вместо нее одна веревочка. Шнур­ки, с помощью которых имитируются движения рта, совсем ослабли, и нижняя челюсть отвисла и лежит на груди. Все ве­ревочки, которыми связаны различные части вашего тела на-

только ослабли, что вы лежите, широко раскинувшись на кровати, разболтанно и вяло.

Упражнение «Маяк»

Инструкция преподавателя: Закройте глаза. Расслабьтесь. От­регулируйте дыхание. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова — высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетичес­кой системе, которая поддерживает постоянство вашего свето­вого луча, скользящего по океану, предупреждающего морепла­вателей о мелях, являющегося символом безопасности для лю­дей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе - света, который никогда не гаснет.

Упражнение «Поплавок в океане»

Инструкция преподавателя: Сядьте удобно. Дыхание ров­ное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы ма­ленький поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океан­ские волны. Большая волна может на некоторое время на­крыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность... По­пытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя... подушку моря под вами, поддерживающую вас. Прислушайтесь к своему телу: какие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

Упражнение «Визуализация моря»

Инструкция преподавателя: Представьте себя на берегу моря. Посмотрите, какой ласковый сегодня прибой. Вам тепло и Даже жарко. Нестерпимо палит солнце. Вам так хочется иску­паться. И вот вы уже идете по направлению к морю по горя­чему песку. Подходите к самой кромке прибоя. И, наконец,

бросаетесь в воду, вы уже в воде! Вот это да! Какая же вода сегодня холодная! Просто ледяная! Вода прямо-таки обжигает вас, сводит руки и ноги. Но вы не боитесь холода, вы уже плывете, сильно работая руками, ногами, вы стремительно двигаетесь вперед. И начинаете согреваться. Вы уже освои­лись в этой холодной воде. Вы плывете, плывете, наслаждае­тесь легкой прохладой воды. Она так приятно обтекает ваше разгоряченное тело. Вы плывете как дельфин - стремительно и плавно. А сейчас вы перевернулись на спину и отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы чувствуете, что все ваши мысли текут плавно. Вы уверены в себе. Вам хорошо и спокойно. Отдохнули. Открываем глаза...

Упражнение «Путешествие»

Инструкция преподавателя: Постарайтесь вообразить себя на берегу реки. Рядом с вами опушка леса, вы стоите на зеленой поляне и смотрите на бегущую воду в реке. Над вами в голубом небе бегут легкие облака, вода в реке течет плавно, неторопли­во... Вам хорошо и спокойно.

Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в то место, кото­рое вам очень нравится. Если хотите, можете с собой кого-нибудь взять. Представьте себе место, которое вам очень нра­вится. Какое там сейчас время года: лето, зима, весна, осень. Что там растет: цветы, какие деревья, травы? Есть ли там вода: река, озеро, море, пруд. Какого она цвета? Какая там погода? Идет дождь, светит солнце, лежит снег. Рассмотрите все, по­нюхайте, как пахнут травы и цветы, дует ли ветер, прислушай­тесь к звукам. Есть ли там птицы? Прислушайтесь к звукам, которые доносятся с улицы... Потянитесь и откройте глаза.

Упражнение «Убежище»

Инструкции преподавателя: Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, личный корабль, сад, таинственный замок... Мыслен­но опишите это безопасное удобное место. Когда ложитесь спать, представьте, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. После

г0 как вы проделаете это несколько раз, можете фантазиро-ть подобным образом в течение дня. Закройте на несколько мйНут глаза и войдите в свое личное убежище.

Рефлексия:

, Удалось ли вам увидеть всю картину и вызвать соответству­ющие телесные ощущения?

. Какие образы у вас возникали?

Упражнение «Вызов эмоции»

Инструкция преподавателя:

Вспомните и опишите самые чудесные переживания вашей жизни; самые счастливые мгновения — восторга, радости, сча­стья. Представьте себе, что данная ситуация повторилась и вы сейчас находитесь в этом состоянии счастья, радости. Вообра­зите себе, какие образы - зрительные, слуховые, кинестети­ческие - сопровождали это состояние. «Сделайте» такое же лицо: та же улыбка, тот же блеск в глазах, тот же румянец, тот же учащенный пульс и т. д. Почувствуйте это состояние всем телом: энергичной позой, красивой осанкой, уверенной по­ходкой, выразительными жестами и т. д. Постарайтесь удер­жать и запомнить физические проявления радости и счастья, чтобы затем воспроизвести их по собственному желанию.

Очень полезно начинать каждое занятие (и вообще каждый день) так: вспомнить что-нибудь приятное, вызывающее улыб­ку, настроиться на добрые взаимоотношения с коллегами, деть­ми, близкими.

Вопросы для обсуждения:

• Какие образы вам удавалось воссоздавать легче всего?

• Что помогало вам воссоздавать образные представления, что мешало?

• Какую роль выполняет визуализация в саморегуляции эмо­ционального состояния?

Хаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М., 1994.

Фитина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.

психология делового общения. /Авт.-сост. Фомин Ю.А. - Минск, 1999.

Date: 2015-10-21; view: 2216; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию