Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История философии о мышлении





Знание о мышлении как особой форме познавательной активности человека зародилось в рамках философии и привело к вычленению мышления из общей совокупности психических про­цессов.

В древнегреческой философии происходит отделение мышления от чувственного познания.

Древнегреческие мыслители (Парменид, Гераклит) различали в результатах мышления «мнение» (как выражение обыденного сознания) и «исти­ну» (как независимое от субъективности человека пости­жение всеобщих законов мироздания).

Демокрит ут­верждал, что подлинное атомарное устройство вещей можно постичь только посредством мышления.

Софисты пере­несли акцент на анализ речевых и логических средств мышления, толкуя их как производные от особенностей человека (Протагор, Горгий).

Сократ выдвинул девиз «познай самого себя», предполагающий «очищение» мышления от смутных и неопределенных представлений с целью достижения проч­ного, надёжного знания. Считая, что истина приобрета­ется в диалоге между людьми, Сократ установил непосредственную связь мышления с общением.

Платон вычленил в ка­честве главного признака мышления идеальность (мир «идей») как особую форму реальности, которая составляет содержа­ние мышления.

Аристотель создал учение о формах и структу­рах мышления, положившее начало формальной логике, и ра­скрыл диалектику перехода от ощущения к мысли (уче­ние о «фантазиях» – образах представлений).

В философии нового времени проблема мышления разрабаты­валась как с позиций эмпиризма (Ф. Бэкон, Локк), так и рационализма (Декарт, Спиноза).

Немецкая классическая философия выдвинула плодотворную идею активности субъекта в мышлении, оказавшую влияние на формирование марксист­ской концепции мышления.

Возникший в 19 в. позитивизм (Спенсер, Конт), отрицая всеобщие законы развития природы, общества и мышления, сводил функцию теоретического мышления к установлению фактов и эмпирически наблюдаемых связей между ними.

В западной философии 20 в. доминирует позитивистский подход к проблеме мышления.

Неопозитивизм и другие течения аналитической философии выдвигают на первый план ана­лиз формально-логических аспектов мышления, игнорируя иссле­дование содержательных моментов теоретической деятельности человека.

Этим течениям противостоят различные интуитивистские, феноменологические и экзистенциалист­ские концепции мышления, которые либо толкуют мышление как со­зерцание идеальных сущностей (феноменология), либо отрицают способность человека к рациональному по­стижению объективного мира (интуитивизм, экзистен­циализм).

Диалектический материализм, рассматривая мышление как форму духов­ной, теоретической деятельности человека, раскрыл изначальную связь мышления с материальным производством, практической деятельностью людей.

Современная наука признает зачатки мыслительной деятельности высших животных, называя их «предметным мышлением». Однако, человеческое мышление – это историческое явление, предполагающее преемст­венность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрыв­ной связи. Мышление современного человека есть продукт общественно-исторического процесса, т.к. оно всесторонне опосредство­вано развитием мышления всего человечества.

В процессе развития человеческого общества произошло отделение духовного производства от материального, в результате чего теоретическая деятельность, мышление приоб­рело относительную самостоятельность и независимость от практической деятельности человека.

С одной стороны, относительная самостоятельность мышления служит источником от­рыва мышления от объективной действительности, что, в свою очередь, порождает иллюзорные или умозрительные пред­ставления о мире. Отсюда проистекает проблема кри­терия истинности мышления, в решении которой диалектический ма­териализм исходит из признания таким критерием общественно-исторической практики.

С другой стороны, отно­сительная независимость мышления обусловливает его творческую актив­ность, способствующую достижению новых знаний. По мере развития познания совершенствуется и становится более гибкой категориальная структура мышления, оно обогащается новыми категориями и понятиями, отражающими процесс достижения объ­ективной истины.

Таким образом, признавая примитивные формы мышления у высших животных («предметное» мышление), можно сказать, что мышление в виде абстракций, предполагающее оперирование образами и закрепление их в системе знаков, репродуктивную и продуктивную актуализацию их в практической деятельности, присуще только человеку.

 

Date: 2015-10-21; view: 403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию