Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История философии о мышленииЗнание о мышлении как особой форме познавательной активности человека зародилось в рамках философии и привело к вычленению мышления из общей совокупности психических процессов. В древнегреческой философии происходит отделение мышления от чувственного познания. Древнегреческие мыслители (Парменид, Гераклит) различали в результатах мышления «мнение» (как выражение обыденного сознания) и «истину» (как независимое от субъективности человека постижение всеобщих законов мироздания). Демокрит утверждал, что подлинное атомарное устройство вещей можно постичь только посредством мышления. Софисты перенесли акцент на анализ речевых и логических средств мышления, толкуя их как производные от особенностей человека (Протагор, Горгий). Сократ выдвинул девиз «познай самого себя», предполагающий «очищение» мышления от смутных и неопределенных представлений с целью достижения прочного, надёжного знания. Считая, что истина приобретается в диалоге между людьми, Сократ установил непосредственную связь мышления с общением. Платон вычленил в качестве главного признака мышления идеальность (мир «идей») как особую форму реальности, которая составляет содержание мышления. Аристотель создал учение о формах и структурах мышления, положившее начало формальной логике, и раскрыл диалектику перехода от ощущения к мысли (учение о «фантазиях» – образах представлений). В философии нового времени проблема мышления разрабатывалась как с позиций эмпиризма (Ф. Бэкон, Локк), так и рационализма (Декарт, Спиноза). Немецкая классическая философия выдвинула плодотворную идею активности субъекта в мышлении, оказавшую влияние на формирование марксистской концепции мышления. Возникший в 19 в. позитивизм (Спенсер, Конт), отрицая всеобщие законы развития природы, общества и мышления, сводил функцию теоретического мышления к установлению фактов и эмпирически наблюдаемых связей между ними. В западной философии 20 в. доминирует позитивистский подход к проблеме мышления. Неопозитивизм и другие течения аналитической философии выдвигают на первый план анализ формально-логических аспектов мышления, игнорируя исследование содержательных моментов теоретической деятельности человека. Этим течениям противостоят различные интуитивистские, феноменологические и экзистенциалистские концепции мышления, которые либо толкуют мышление как созерцание идеальных сущностей (феноменология), либо отрицают способность человека к рациональному постижению объективного мира (интуитивизм, экзистенциализм). Диалектический материализм, рассматривая мышление как форму духовной, теоретической деятельности человека, раскрыл изначальную связь мышления с материальным производством, практической деятельностью людей. Современная наука признает зачатки мыслительной деятельности высших животных, называя их «предметным мышлением». Однако, человеческое мышление – это историческое явление, предполагающее преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрывной связи. Мышление современного человека есть продукт общественно-исторического процесса, т.к. оно всесторонне опосредствовано развитием мышления всего человечества. В процессе развития человеческого общества произошло отделение духовного производства от материального, в результате чего теоретическая деятельность, мышление приобрело относительную самостоятельность и независимость от практической деятельности человека. С одной стороны, относительная самостоятельность мышления служит источником отрыва мышления от объективной действительности, что, в свою очередь, порождает иллюзорные или умозрительные представления о мире. Отсюда проистекает проблема критерия истинности мышления, в решении которой диалектический материализм исходит из признания таким критерием общественно-исторической практики. С другой стороны, относительная независимость мышления обусловливает его творческую активность, способствующую достижению новых знаний. По мере развития познания совершенствуется и становится более гибкой категориальная структура мышления, оно обогащается новыми категориями и понятиями, отражающими процесс достижения объективной истины. Таким образом, признавая примитивные формы мышления у высших животных («предметное» мышление), можно сказать, что мышление в виде абстракций, предполагающее оперирование образами и закрепление их в системе знаков, репродуктивную и продуктивную актуализацию их в практической деятельности, присуще только человеку.
|