Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и формы мышления





Мышление наиболее полно и адекват­но отражается рациональным познанием.

Аристотель, Н. Кузанский, Кант, Гегель выделили два не­обходимых, качественно различных уровня мышле­ния — рассудок и разум.

Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Здесь сознательно от­влекаются (а не игнорируют!) от развития, взаимосвя­зи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное.

Рассудокрасчленяет, регистрирует, описывает видимое; он, следуя правилам, объясняет и предсказывает; он имеет дело с конечным и обусловленным, не обращаясь к «нача­лам» и «концам». Рассудок инструментален. Он опери­рует понятиями в пределах заданного образца, нормы. Рассу­док — целевыполняющая деятельность.

Разум — диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом своем высшем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их за коны, причины и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии, все­сторонне и конкретно.

Разум задает нормы, правила, выясняет их «последние» основания, определяет цель познания. Разум истолковывает, оценивает, пытается понять. Разум задает основные регулятивы позна­вательной деятельности, ее высшие цели, он ценностно ори­ентирован.

Следует подчеркнуть, что процесс развития мыш­ления включает в себя не только взаимосвязь, но и взаимопереход рассудка и разума, которые изучаются соответственно формальной логикой и диалектикой.

Формы мышления (логические формы) — способы от­ражения действительности посредством взаимосвязан­ных абстракций, среди которых исходными являют­ся понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального позна­ния, такие как гипотеза, проблема, теория и др., осо­бенности которых будут рассмотрены в теме «Философия науки и техники».

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефиници­ях). Предельно общие понятия — это философские категории (материя, развитие, противоречие, форма и содержание и др.). Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов, терминов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозна­чающих классы объектов («экономические отноше­ния», «элементарные частицы» и т. п.).

Суждение — форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предметов (а не только существенные и об­щие, как в понятии). Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложени­ем, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Саратов стоит на Дону»).

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (тоже обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ — человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное зна­ние, называемое заключением или следствием).

Date: 2015-10-21; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию