Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Родительские напутствия как механизм социализацииРодительское воспитание, безусловно, является важным фактором формирования экономических представлений у детей. В клинической практике выявляются различные напутствия, которые родители сознательно или бессознательно внушают своим детям и которые оказывают влияние на всю их последующую жизнь, часто искажая восприятие действительности и вызывая эмоциональные расстройства и неадекватное поведение в зрелом возрасте. Американская исследовательница А. Мэттьюз [13] выделила целый ряд таких напутствий. • «Моя мама говорила, что только бедняки попадут в рай». • «Мой отец говорил, что разбогатеть можно только нечестным путем». • «Родители предупреждали меня, чтобы я никому не говорил, что у нас есть деньги, а то хлопот не оберешься». • «Мои родители объяснили мне, что со мной дружат потому, что мы богаты и у нас дом с бассейном. А если не будет денег, то не будет и друзей». • «Родители говорили мне, что я должен добиться успеха, иначе на старости лет они окажутся в богадельне». • «Моя мама всегда говорила, что хорошенькой женщине не следует показывать мужчине, что она умеет зарабатывать деньги». • «Мой отец всегда говорил, что мужчина не должен демонстрировать женщине, что у него есть деньги, иначе она найдет способ их выманить». • «Мои родители говорили, что существует «секрет» зарабатывания денег, но никто в нашей семье его не знает. Только другие способны «делать деньги», а мы — нет». • «Мои родители, не испытывая материальной нужды, тем не менее не позволяли мне потратить лишнего цента. Они говорили, что я должен помнить, что «в одно прекрасное утро» мы можем проснуться нищими. И вот я иногда лежал ночью в постели, боясь закрыть глаза, чтобы не проснуться наутро в нищете, голоде и холоде». Многие психические отклонения на почве денег (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, клептомания, навязчивое желание делать покупки и пр.), по наблюдениям А. Мэттьюз, уходят корнями в семейные проблемы. Родители выражают с помощью денег свои чувства по отношению к детям, поощряя их хорошие привычки и школьные успехи. Семейные напутствия относительно денег часто бывают двойственными, непоследовательными и запутанными. Они содержат не только открыто выраженный смысл, но и множество скрытых коннотаций. Некоторые дети отвечают на родительские напутствия прямо противоположным поведением. У сверхосторожных родителей могут вырасти расточительные и неосмотрительные дети. Другие дети пытаются превзойти родителей в финансовом отношении. Некоторые кажутся совершенно безразличными к деньгам и как бы «не от мира сего». Их отношение к деньгам подразумевает, что они их не заслуживают. Естественно, что тот, кто полагает, что не заслуживает справедливой оплаты за свой труд, ее и не получает. А. Мэтьюз полагает, что поведение и установки по отношению к деньгам являются следствием эмоциональной динамики раннего детства, взаимоотношений с родителями, друзьями, учителями и соседями, культурных и религиозных традиций, а также современных технологий и влияния СМИ. (ФЕНЬКО А.Б. ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 94-101).
В ходе одного из экспериментов по преподаванию основ экономики 5-6-летним детям были получены очень обнадеживающие результаты. Причем некоторые родители смущенно признались, что их дети теперь знают об экономике больше, чем они сами, и вынуждены были «подтянуться». Возможно ли что-либо подобное у нас в стране, где дети, родившиеся в период рыночных реформ, подчас разбираются в экономике лучше, чем их родители, изучавшие в институтах политэкономию социализма? Та растерянность, которую испытывают многие школьные учителя, сталкиваясь с экономической деятельностью своих учеников, возможно, должна заставить нас, психологов и педагогов, тоже «подтянуться» по этому новому для старшего поколения предмету — рыночной экономике. В своей популярной книге «Дети и деньги» детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор дают родителям подробные рекомендации относительно выдачи карманных денег. Наиболее эффективная система должна, с их точки зрения, следовать нескольким правилам. 1. Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет. 2. С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы ребенка они будут покрывать. 3. Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом. 4. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц. 5. Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и оценок и не должна отменяться в качестве наказания. 6. Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил. 7. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору. 8. У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно. 9. Ежегодно (в день рождения ребенка) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться. (ФЕНЬКО А.Б. ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 94-101)
|