Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические представления детей





Как ребенок воспринимает и понимает мир экономических отношений? Как отмечает английский психолог А. Фёнэм, имеющий много работ в данной области, «изучение понимания детьми экономических понятий и законов могло бы дать более реалистическую информацию о процессах их мышления, чем исследование понимания ими физических законов, которые имеют весьма отдаленное отношение к большинству детей» [136;99].

Исследования в области понимания детьми экономических отношений имеют не столь давнюю историю – четыре десятка лет. Давая общую характеристику этих работ, необходимо, прежде всего, отметить широкий охват различных вопросов из сферы экономических представлений. Собственно сами исследования начались в 50-е гг., и лишь в 80-е гг. они получили существенное развитие.

Первоначально все работы выстраивались в рамках работ раннего Пиаже, т.е. в них делалась попытка описать различные стадии усвоения экономических представлений. Девять таких стадий выявил А.Страусс в одном из ранних исследований, касающегося обращения детей с деньгами. Это исследование носило лишь поисково-констатирующий характер, в нем не было анализа факторов, которые заставляют ребенка двигаться от одной стадии к другой.

Позднее К.Данзигер выделил четыре стадии развития представлений ребенка в области экономики. Как и А.Страусс, К.Данзигер считал, что развитие экономических представлений у ребенка является следствием не только биологического взросления, но и зависит от опыта обращения с деньгами. Р.Саттон выделил шесть стадий, а Г.Фёрт – пять.

В этих и подобных исследованиях непосредственно сопоставлялись стадии интеллектуального развития ребенка и уровни понимания им экономических отношений. Другие исследования были посвящены развитию мышления ребенка в аспекте усвоения им таких специфических экономических представлений как выгода, банковские операции, собственность, имущественное неравенство и бедность, деньги и пр. В ещё более поздних исследованиях речь уже шла об экономической социализации ребенка.

По мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, процесс потребительской социализации можно подразделить на три стадии:

1. Предоперациональная стадия. По­знавательная структура детей этой стадии — в возрасте 3-7 лет — еще слабо организована. Речевые навыки еще только развива­ются. На этой стадии родители могут позволить детям лишь не­большой потребительский выбор, например мороженое по цве­ту или напитки.

2. Конкретно-операциональная стадия. К этой стадии Пиаже относит детей в возрасте 8-11 лет, когда формируются более сложные способности применять логическое мышление к кон­кретным проблемам. На этой фазе социализации дети начина­ют развивать методы убеждения, которым они учатся у других детей для влияния на своих родителей. Например, для того, что­бы те купили желаемое («У всех есть, кроме меня»).

3. Формально-операциональная стадия. У детей 12-15 лет способность абстрактного мышления и ассоциирования концепций и идей более полно сформирова­на. Дети имеют более значимые финансовые ресурсы и ког­нитивные способности принимать решения по широкому спек­тру продуктов. Многие из детей этого возраста влияют на ро­дительские покупки, но в большинстве случаев, самостоятельно осуществляют свои.

Все чаще и чаще когнитивный стадиальный подход подвергается кри­тике. Дикинсон и Эмлер утверждают, что когнитивно-генетический подход неявно трактует людей как недиффе­ренцированную массу и игнорирует социальный класс как определяю­щий фактор экономической компетентности. Они считают, что экономи­ческие транзакции совершаются между людьми, играющими многочис­ленные социальные роли. Экономика и общество переплетаются сложным образом, и не существует ясной и простой области экономического зна­ния вне более широкого социального мира, в котором происходит социа­лизация ребенка. Различные социальные группы обладают различным экономическим знанием. Знание о благосостоянии запаздывает, а эф­фекты контекста отражают социальное распределение экономического знания, а не когнитивные дефициты. Дикинсон и Эмлер полагают, что существуют систематические классовые различия, поэтому дети рабо­чих в качестве основного фактора различий в заработной плате выделя­ют личные усилия, тогда как дети из семей среднего класса осознают важность приобретения квалификации. Они утверждают, что такие раз­личия в атрибуции приводят к саморегулирующемуся систематическому отклонению, которое поддерживает неравенство и таким образом укреп­ляет status quo социально распределенных экономических ресурсов.

Лейзер и Ганин провели исследование соци­альных детерминант выбора системы распределения и выявили слож­ные отношения между демографическими, социальными и психологи­ческими переменными. Повышенная экономическая вовлеченность свя­зывалась с поддержкой свободного предпринимательства. Подростки среднего класса поддержали вариант либерального капитализма, тогда как рабочий класс был больше обеспокоен неравенством. Таким обра­зом, социальные условия влияют на систему финансового распределе­ния внутри семей, которые создают потребителей с определенной эконо­мической ориентацией, что, в свою очередь, воспроизводит сложившую­ся социальную организацию экономики.

Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения / под общей редакцией А. Алексеева. – СПб.: прайм-Еврознак, 2005. – 352 с.

Самая пер­вая экономическая деятельность, в кото­рую вовлекается ребенок, — это покуп­ки. Существует несколько предпосылок понимания ребенком процесса купли — продажи, а значит, цен и прибыли: ре­бенок должен знать о функции и проис­хождении денег, обмена, собственности, зарплаты служащим, расходах и доходах продавца. Все это делает понимание простого акта купли — продажи доволь­но сложным для ребенка. Выделяется не­сколько стадий развития понятия куп­ли — продажи: 1) непонимание роли оплаты; 2) понимание оплаты покупате­лем без понимания оплаты продавцом; 3) понимание и соотнесение оплаты про­давца и покупателя без понимания при­были продавца; 4) понимание всех этих моментов.

К. Дэнзигер также сообщает, что 5-8-летние дети демонстрируют более глу­бокое понимание экономики обмена, чем экономики производства, поскольку име­ют опыт покупок, но не опыт работы.

 

 

Date: 2015-10-21; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию