Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные этапы индивидуального сопровождения в общеобразовательной школе
Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда самого школьника, школьной документации. Второй этап — анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т. д. Для создания технологий сопровождения развития ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы учащихся (В.Е. Летунова, 1998): • дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент; • дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии; • дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент; • дети, имеющие отклонения в развитии. Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям, педагогам. Третий этап — совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» учащегося. Четвертый этап — консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка. Пятый этап – решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. Шестой этап — анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?) Седьмой этап — дальнейший анализ развития ребенка. (Что мы делаем дальше?) Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
Из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с отклонениями психофизического развития в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной). Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с отклонениями психофизического развития в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется. Для успеха интеграции возникает необходимость учета важного принципа — «качества жизни». Повышение «качества жизни» детей с отклонениями в развитии может быть достигнутую за счет их наиболее полной социализации, которая включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу), обучение (школьное и профессиональное), социальную зрелость (трудовая активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности). Существует два подхода к социальной интеграции. Первый подход предполагает приспособление лиц с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в ординарное общество, их адаптацию к окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает односторонностью и узостью. Следуя ему, невозможно добиться желаемых результатов, тем более что процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, индивид в этом процессе должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником этого процесса. Второй подход предполагает, кроме подготовки лиц с ограниченными возможностями к вхождению в общество, также и подготовку самого общества к принятию таких людей. Если какие-то аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления только нащупываются, к ним только-только подступают. Исходя из вышеизложенного, интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития включает: - воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями психофизического развития; - активное участие в данном процессе (субъектно-объектная роль) самого ребенка; - совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с отклонениями психофизического развития. Следовательно, можно определить интеграцию в общество де тей с ограниченными возможностями как целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей с нарушениями в развитии при активном их участии и обеспечении адекватных для этого условии, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия как личности. . В рамках социальной интеграции сопровождение ребенка с ограниченными возможностями для предупреждения и коррекции ограничений жизнедеятельности и нарушения способности выполнять социальные роли должно быть направлено на три главные составляющие процесса социализации: • развитие личности ребенка (межличностного общения); • подготовку к самостоятельной жизни; • профессиональную подготовку и возможность трудоустройства. Подготовка самого общества для обеспечения принятия ребенка с особенностями психофизического развития должна включать формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к таким детям и приспособление для них среды обитания. Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с особенностями психофизического развития способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе с детьми с нормальным развитием). Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторо. Для успешности педагогической интеграции необходимо соблюдение важных условий: • учета возможностей ребенка; • соблюдения желания родителей, оказания им помощи и поддержки; • помощи службы ППМС-сопровождения (как внутренней, так и внешней).
|