Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности этапа. Предпродажная подготовка не только позволяет придать венчурному проекту привлекательный с точки зрения потенциальных покупателей вид





Предпродажная подготовка не только позволяет придать венчурному проекту привлекательный с точки зрения потенциальных покупателей вид, но и делает сам по себе процесс смены собственников более прозрачным и управляемым. В этом смысле очередная «упаковка» носит не только декоративный характер. Наконец, упаковывать венчурный бизнес приходится по-разному – в зависимости от избранной стратегии выхода. Определены три наиболее характерные формы продажи венчурного проекта:

- IPO (первичное размещение акций на фондовой бирже);

- привлечение стратегического инвестора;

- продажа коллективу менеджеров (команде).

Разумеется, у каждого из вариантов имеются как свои преимущества, так и недостатки.

Так, выход на IPO требует длительного времени на подготовку и существенных финансовых затрат. Даже весьма демократичные российские фондовые площадки предъявляют к эмитентам довольно жесткие требования. Ведь компания, предлагающая свои ценные бумаги на бирже, должна быть прозрачна для инвесторов. Кроме того, фондовый рынок сам подвержен существенным колебаниям. Не случайно многие первичные размещения переносятся или откладываются на неопределенный срок. Вот почему публичному размещению организации нередко предпочитают частное.

Точно так же для некоторых венчурных компаний неприемлемым может оказаться поглощение стратегическим инвестором, например, из-за нежелания полностью терять контроль над управлением. В таком случае покупателем акций может стать менеджмент проекта.

Предварительный выбор одного из вариантов не исключает впоследствии использования другого. Возможны и смешанные формы. Так, выход компании на IPO вовсе не означает, что в перспективе оставшаяся доля акций не будет продана стратегическому инвестору. Верно и обратное: продажа бизнеса «стратегу» через некоторое время может завершиться выводом компании на биржу. IPO иногда может рассматриваться как промежуточный этап выхода из бизнеса или как инструмент, повышающий стоимость актива.

В общем случае публичное размещение в большей степени подходит для компаний, предлагающих «понятные» для массового инвестора товары или услуги, тогда как продажа «стратегу» – частый выбор владельцев специализированных высокотехнологичных бизнесов, суть которых ясна лишь узкому кругу профессионалов.

На этой стадии особое внимание уделяется следующим атрибутам:

- четкая стратегия развития;

- детализированная отчетность;

- наличие грамотного и проработанного бизнес-плана;

- мотивация менеджеров.

По сути, компания снова готовится к презентации (как готовили ее основатели к знакомству с первыми инвесторами) и дотошному изучению – только на новом витке развития. Для этого требуется осуществить стандартизацию бизнес-процессов, привести в соответствие с принятой практикой управленческий и финансовый учет, возможно, пройти независимый аудит. В результате актив должен стать максимально привлекательным и «прочитываемым» для новых покупателей. Полезным шагом на этом этапе может стать усиление команды за счет привлечения известных на рынке людей.

Впрочем, специалисты предупреждают об одной весьма распространенной ошибке. Порой в стремлении подать бизнес в наиболее выигрышном свете акционеры чрезмерно увлекаются «косметикой», хотя профессионально проведенные процедуры due-diligence обычно легко вскрывают эти покровы, обнажая порой далеко не идеальный порядок в делах. Потенциальные покупатели или эксперты фондового рынка легко могут усмотреть в подобном поведении стремление выдать желаемое за действительное, что приводит либо к срыву намеченных сделок, либо к размещению акций «по нижней границе», т. е. с минимальной выгодой для текущих акционеров.

Прежде чем начинать готовиться к продаже венчурного проекта, успешно прошедшего стадию расширения, акционерам (основателям и венчурным инвесторам) приходится ответить на непростой вопрос о том, следует ли выходить из проекта именно сейчас или же лучше подождать более благоприятного момента.

Рынок – среда переменчивая. Сегодня компания оценивается в миллионы долларов, но уже завтра может появиться конкурент с альтернативной технологией или замещающим продуктом. А может быть, изменится спрос, причем крайне невыгодным образом, и капитализация предприятия немедленно упадет. Стоимость компании во многом зависит от внешней конъюнктуры, начиная от макроэкономических показателей до состояния дел в отрасли. Кому-то это может показаться странным, но даже ухудшение «самочувствия» прямого конкурента, относящегося к неинновационному бизнесу, может заставить инвестора занизить оценку стоимости инновационно-технологической компании, потому что потенциальный покупатель часто использует метод аналогии, и, стало быть, проецирует падение выручки и прибыли у конкурентов на приобретаемое предприятие.

Однако и спешить с продажей бизнеса опасно. Слишком уж велик риск выйти из проекта прежде, чем рыночная стоимость компании достигнет своего пика.

Владельцы бизнеса и фонды должны быть готовы к выходу на любой стадии развития проекта. Однако если рыночная ситуация выглядит вполне прогнозируемой, то момент выхода следует определять самым тщательным и осторожным образом.

Один из ключевых параметров, влияющих на процесс принятия решения о выходе из проекта, – оценка текущего положения компании. Вот как описываются бизнес-стратегии венчурных инвесторов:

· даже очень привлекательные бизнес-единицы должны быть проданы тем владельцам, которые способны извлечь из них большую стоимость;

· венчурному инвестору следует оставить в портфеле посредственные бизнес-единицы, если он может извлечь из них большую стоимость, чем другие потенциальные владельцы;

· если потенциал повышения эффективности тех или иных бизнес-единиц еще не исчерпан, следует рассмотреть возможности его максимальной реализации с последующей продажей этих единиц другим владельцам.

Следует учитывать, что, оказавшись на последней ступеньке венчурной лестницы, компания в значительной степени расстается со специфическими чертами «рискового» бизнеса. Ведь теперь это уже вполне состоявшееся предприятие. Не случайно по своей сути продажа венчурного проекта на поздней стадии ничем (кроме, возможно, специфики продукта или услуг) не отличается от продажи компании «обычной». Так, при выводе актива на IPO акционеры проводят обычные в таких случаях road-show, стараются избегать попадания в СМИ негативных новостей о компании и соблюдают обязательный «период молчания».

Вполне типичными оказываются и процентные соотношения выставляемой на продажу доли акционерного капитала. Как правило, в случае IPO высокотехнологичной компании на биржу выводится пакет меньше блокирующего - до 25 %, тогда как поглощение со стороны стратегического инвестора означает переход к последнему контрольного пакета.

Date: 2015-09-24; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию