Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы измерения ощущений





А) Прямого шкалирования

Б) Косвенного шкалирования

ПСИХОФИЗИКА – это наука о количественных зависимостях между внешней стимуляцией (физическим параметром) и ощущением (психологический параметр).

Общее представление о шкалировании как измерении.

В основе субъективных измерений – процедура приписывания чисел элементам из множества оцениваемых феноменов психической реальности. Измерение заключается в присвоении чисел вещам таким образом, что некоторое отношение между ними (числами) соответствует наблюдаемым отношениям и операциям над вещами, которым они присвоены или которые с их помощью представляются. (Адамс)

Одномерные и многомерные шкалы. 1 – отдельные объекты эмпирической системы отображаются в числовой системе одним числом. 2 – каждому объекту соответствует несколько чисел, отображающих различные характеристики измеряемого объекта.

Типы шкал.

Тип Эмпирические отношения Допустимые преобразования со шкальными значениями: x’=f(x) Примеры шкал
Наименований Отношения равенства (эквивалентности):=, ≠ Любое взаимно-однозначное преобразование Результаты классификации: шкала основных цветов, номера телефонов
Порядка Отношения порядка: >или< Любая монотонно-возр функция Твердость минералов по шкале Мооса. Академ. успеваемость учащихся. Рейтинги популярности.
Интервалов Установление равенства интервалов или разностей Линейное преобразование: x’=ax+b, а – единица измерения, b – начало шкалы Шкала температур (по Цельсию и Фаренгейту). Календарные даты. Стандартизованные оценки в тестах на достижение.
Отношений Установление равенства отношений Умножение на константу: x’=ax, а – единица измерения на шкале Длина, вес, плотность. Психофизич шкалы громкости, тяжести и пр.

Неметрические шкалы (не дают количественного выражения)

Шкала наименований (номинальная). Самая простая и слабая. Классификация объектов как отличающихся, по категориям с какими-то ярлыками. Только отношение – равенства (неравенства).

Шкала порядка. Результат ранжирования. Отношения больше - меньше, включающие в себя отношения эквивалентности.

Метод ранжирования (метод качественного упорядочения).

Процедура - упорядочивание по признаку предъявляемого числа образцов. Кеттелл и ранги 200 психологов.

 

Метрические шкалы.

Шкалы интервалов. Задается единица измерения, могут быть установлены более сложные количественные отношения: на сколько больше/меньше. Два свойства:

1) условность нулевой точки

2) наличие единицы измерения.

Не позволяют оценивать отношения значений, ноль условен. Методы: парных сравнений, равных сенсорных расстояний, категориального шкалирования.

Метод парных сравнений: попарное сравнение всех образцов в определенном отношении. Сокращенный МПР.

Шкалы отношений. Эмпирические операции - эквивалентность, ранговый порядок, равенство интервалов и равенство отношений. Естественный или абсолютный ноль. Методы прямой оценки. Равные единицы и ноль -возможно сравнение отношений. Стивенсовские методы: оценки отношений, установления заданного отношения, оценки величины, воспроизводства заданной величины.

Прямое и косвенное шкалирование.

2 подхода к измерению ощущений: прямой(Стивенс) и косвенный(Фехнер). Соответственно прямое и косвенное шкалирование.

Методы прямого шкалирования.

Используя методы шкалирования, Стивенс и его последователи нашли уравнение, описывающее связь между величиной сигнала и величиной вызываемого им ощущения, названное степенным законом. В соответствии с этим законом величина сенсорного ощущения возрастает пропорционально физической интенсивности сигнала, возведенной в степень.

Методы:

- метод оценки отношений: во сколько раз ощущение больше-меньше предыдущего (2 или более стимула, оценить отношение по параметру в числовом порядке);

- метод установления отношений: к эталонному стимулу подобрать больший-меньший в N раз (фракционирование, мультипликация).

- метод оценки величины: оценить величину ощущения в единицах эталона;

- метод установления величин: подобрать ощущение, равное N единиц эталона.

 

Прямые методы, приводящие к интервальной шкале (методы, основанные на построении шкал равных расстояний, шкалы интервалов):

· Метод равных сенсорных расстояний. И спытуемый пытается выбрать серию стимулов, чтобы они отмечали субъективно равные расстояния на континууме.

Эксперимент Сенфорда. 108 пакетов 5-100 гр, разложить на 5 кучек.

· Метод категориального шкалирования. М ножество стимулов нужно соотнести с категориями(числа, прилагательные). Велико влияние контекста.

Метод кроссмодальных сравнений.

Для проверки степенного закона. Задача - уравнять по интенсивности ощущения разных модальностей. (вибрация+звук). После адаптации стабильный результат.

 

Пусть существуют две сенсорные модальности: Sn и Sm, связанные с соответствующими стимулами In и Im степенными зависимостями:

S1= I1 ^n S2= I2 ^m

Если учесть, что испытуемый уравнивает интенсивности S1 и S2:

I1 ^n = I2 ^m

Критерий равенства означает: стимулы равны, поскольку приводят к одинаковым по интенсивности сенсорным результатам. К тому при логарифмировании интенсивности стимула связаны линейной зависимостью, а значит это подтверждает степенной закон (tgL=m/n, где L –угол между прямой и осью абсцисс).

Косвенное шкалирование.

Три метода измерения порогов Фехнера:

1 ) Метод границ (минимальных изменений): какие минимальные изменения стимула вызывают различие в ощущениях.

Абсолютный порог обнаружение или нет стимула. 2 величины: величина, впервые ощущаемая в возрастающем ряду, и впервые не ощущаемая в нисходящем. АП - среднее величины абсолютных порогов каждого столбца.

Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящих и «нет» в восходящих рядах. Ошибка предвосхищения противоположна. Связана с ожиданием смены ответа на противоположный.

Разностный порог задача сказать <, = или > переменный стимул по сравнению со стандартным. Определяются значения, соответствующие смене категории ответа.

Интервал неопределенности (ИН) – где чаще всего встречаются оценки =. Разностный порог = ИН/2.

2) Метод установки (средней ошибки): стимул подравнивается, пока он не будет субъективно соответствовать эталону.

Разностный порог подстройка стимула к стандарту несколько раз, вычисляется среднее и вариабельность установок. Среднее значений установок - прямой показатель точки субъективного равенства, вариабельность подравниваний м.б. использована для вычисления разностного порога.

При определении абсолютного порога много раз устанавливает значение стимула, которое, является самым низким среди обнаруживаемых им. Среднее этих установок - абсолютный порог.

Разность между ТСР и установкой наблюдателя в каждой отдельной пробе называется переменной ошибкой (ПО), которая измеряется по среднему квадратичному отклонению.

3) Метод констант (сравнение пар стимулов, один является постоянным).

Раздражители различной интенсивности в беспорядочной последовательности. Оценить, переменный раздражитель больше или меньше нормального. В случае определения абсолютного порога испытуемый просто говорит, ощущает он или нет предъявляемое раздражение.

Если стимул или различие воспринимается в 50% случаев - это положение абсолютного и разностного порогов. Значение стимула, соответствующее 50% в переходной зоне абсолютного порога – ТСР, в переходной зоне - разностный порог.

 

Date: 2015-09-24; view: 2754; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию