Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОВЕС, св-ва и классификация





План ответа:

1. Определения ощущения

2. Определения восприятия

3. Св-ва ощущений:

· Сенсорное качество

· Интенсивность ощущения

· Протяженность в пространстве

· Длительность во времени

· Ясность.

4. Классификации ощущений:

· По модальности

· По рецептору (Вундт)

· Источник и функция в организме Шерингтон: экстероцепция, интероцепция, проприоцепция.

· Эволюционная (Хэд) протопатическая и эпикритическа

5. Св-ва восприятия

· Сенсорное ка-во

· Фигура-фон

· Константность

· Система отсчета

· Предметность

· Избирательность

· Активный характер

· Двойственность

6. Виды образных явлений.

Ощущения – осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов и стимулов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания, возникает при непосредственном воздействии предмета на органы чувств. Процесс решения перцептивной задачи.

Две ипостаси ощущения (по Логвиненко):

- ощущение как элемент чувственного образа,

- ощущение как элементарный образ (элементарного стимула)

2 методологические ориентации:

1. Объектно-ориентированный подход: человек как его анализаторы. Мир так богат стимуляцией, что надо его только воспринимать.(структурализм и др)

2. Субъектно-ориентированный подход: человек с помощью сложных когнитивных механизмов создает богатую картину мира из «бедного» отпечатка. (Гельмгольц, Брунер и др.)

По Гибсону следует разделять:

− дистальный стимул (сам объект в совокупности всех его свойств)

−проксимальный стимул (те свойства объекта, которые непосредственно взаимодействуют с рецепторной поверхностью органов чувств)

Св-ва ощущений (по Титченеру):

· сенсорное качество (модальность ощущений)(вкусовые - информация о химическом характере предмета)

· интенсивность ощущения - количественная характеристика, сила раздражителя и функциональное состояние рецептора;

· протяженность в пространстве

· длительность ощущения.

· ясность ощущения (место ощущения в сознании, связано с опытом, ввел Титченер)

Дистальный стимул – объект в совокупности своих свойств и качеств

Проксимальный стимул – пространственно-временные паттерны энергии, которые попадают на рецепторную поверхность органов чувств.

Классификация ощущений.

· По модальностям: зрительные и слуховые, ощущения вкуса и запаха, кожные, проприоцептивные, кинестетические, органические.

· По виду энергии и рецептору (Вундт): механорецепоторы (механическая энергия); хеморецепторы; фоторецепторы (специфичны для зрения)

· По источнику и функции в организме. Классификация Шеррингтона:

o Экстероцепция – чувствительность к воздействию внешних раздражителей. Функция – отражение внешнего мира. Подклассы экстероцепторов:

· Контактные. Появились в филогенезе раньше.

· Дистантные. Появление сделало возможным ориентацию и целенаправленное перемещение.

o Проприоцепция – чувствительность к положению и движению всего тела или его частей в пространстве. Функциярегуляция движений организма. С хема тела. Принцип сенсорных коррекций Н.А. Бернштейна – сравнение проприоцепции и программы движения.

o Интероцепциячувствительность к обменным процессам, во внутренней среде организма. Кенон ввел понятие гомеостазиса – состояние постоянства внутренней среды организма. Функции интероцепции: сохранение гомеостазиса и рефлекторные реакции по удовлетворению элементарных биологических потребностей.

o Кинестезия – чувствительность к движению.

· Эволюционная классификация Хэда

· Протопатическая чувствительность – не дает точной локализации, постоянная аффективная окрашенность. Более ранняя форма чувствительности.

· Эпикритическая чувствительность – позволяет точно локализовать объект в пространстве, дает объективные сведения о явлении. Более поздняя.

Св-ва образов восприятия:

1). сенсорное качество и его количественная представленность в образе. Специфика ощущений зависит от устройства органа чувств.

2). фигура и фон (нарисовать линии(10 секунд)). Воспринимаем целостную структуру как фигуру на фоне. Свойства, отличающие восприятие фигуры и фона:

ü Фигура – субстанция, объект; фон – субстрат.

ü Фигура воспринимается выступающей.

ü Контур воспринимается как граница фигуры, хотя граница общая с фоном.

ü Фигура воспринимается локализованной в пространстве.

· константность восприятия – относительная неизменность воспринимаемых признаков предметов при значительном изменении условий восприятия;

· система отсчета – связан с субъективным характером оценки величины, интенсивности объекта, зависит от стимульного контекста, сенсорные эталоны (Запорожец).

· предметный характер – воспринимаем целостный предмет, представленный вне нас, обладающий воспринимаемыми качествами и поэтому реально существующий; чувство реальности предмета.

Предметность характеризуется:

1. Чувством реальности существующего предмета;

2. Объективированностьювынесенностью объекта вовне.

3. Означенностьюзначением, заданным культурой.

4. Полимодальностью образа – несколько свойств одного предмета;

 

Кроме того (уже не по Логвиненко)

5. Опосредованность восприятия опытом субъекта;

6. Сверхчувственное свойство образанельзя понять, исходя из особенностей стимуляции.

Зависимость ясности опознания от времени предъявления. Необычные условия восприятия. Тахистоскоп.

· Избирательный характер. Эффект доминирующей установки. Перцептивная установка. 13, В, I3.

· Активный характер. Восприятие не может быть статично. Принципиальна изменчивость перцептивного образа при константной стимуляции – куб Неккера. НАРИСОВАТЬ КУБ 10 сек.

· Двойственность перцептивного образа. С одной стороны – чувственно отражение объективного мира, а с другой стороны – форма представления знаний человека о нем в виде предметного значения образа. Пример

  1. Титченер выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл.
  2. Гельмгольц. Различал первичные образы и образы восприятия. Первичные образы содержат только непосредственные чувственные данные. В образах восприятия первичная чувственная форма становится знанием о свойствах мира.
  3. Гибсон считал, что в зависимости от установки возможны 2 способа восприятия.

a) Восприятие видимого мира;

b) Восприятие видимого поля.

Леонтьев. Выделял в образе восприятия чувственную ткань и предметное содержание. Чувственная ткань возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств (проксимальный стимул). В предметном содержании - сознательная картина мира на основании присвоенных значений. (дистальный стимул)

Виды образных явлений:

1. Образ (по Холту) – обобщенный термин для осознанных, субъективных представлений, носящих квазисенсорный, но и НЕ перцептивный характер.

2. Мысленный образ – смутное субъективное воспроизведение ощущения или восприятия при отсутствии сенсорного воздействия.

3. Образ памяти – след прошлых восприятий, имеющий реальную основу.

4. Образ воображения – никогда не соответствовавший реальности, не имеющий конкретной чувственной основы.

5. Послеобра з - следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде.

6. Фосфены – более или менее оформленное возникновение или изменение идеосетчаточного света, обычно выступает в виде пятен насыщенного цвета или устойчивых узорчатых изображений.

7. Синестезия – состояние, при котором восприятие одного типа регулярно сопровождается образами других сенсорных модальностей.

8. Образ собственного тела – картина или умственное представление собственного тела, находящегося в движении или в покое в любой момент времени.

9. Фантомный образ – часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже, несмотря на утрату соответствующего органа.

10. Гипнагогический образ – проецируемый образ, который выступает так ясно, отчетливо и детально, что возникает ощущение его реальности. Возникает во время пробуждения после дремотного состояния.

11. Гипнапомпический образ – аналогичен, возникает во время засыпания.

12. Эйдетический образпроецированный образ обычно настолько ясный, яркий и отчетливый, что кажется перцептом.

13. Галлюцинация – образ, в объективной реальности которого субъект убежден.

14. Псевдогаллюцинация – проецированный образ типа галлюцинации, но его субъективность признается субъектом.

15. Сновидение – нормальная галлюцинация, имеющая место во время сна.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 819; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию