Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение Гуманистической и Экзистенциальной психологии





Гуманистическая психология (ГП) – направление в современной психологии, изучающее целостного человека в его высших проявлениях. Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер, Дж. Бьюдженталь.

Возникла в США в конце 1950-х. Расцвет – конец 60-х начало 70-х, альтернатива психоанализу и бихевиоризма. В обоих подходах специфические человеческие качества не изучаются. Они в центре интересов ГП.

 

Цели:

1)Концентрация внимания на переживающем индивиде, переживании.

2) Выбор проблем и процедур исследования по осмысленности, отказ от приоритета объективности.

3) Акцент на специфически человеческих качествах: выбор, самореализация и т.д.

4) Ценность и достоинство человека, развитие заложенных потенций.

 

Основные положения:

1. открытость миру - главная психологическая реальность; жизнь как процесс становления и бытия;

2. Врожденность способностей к непрерывному развитию и самореализации;

3. Некоторая степень свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям;

4. человек - это активное, интенциональное, творческое существо.

Принципы

• целостности.

• гуманности.

• целевого детерминизма.

• активности

Роджерс.

 

Движущая сила личности – тенденция к актуализации, сохранению и развитию себя. Поведение человека мотивированно потребностью развиваться и улучшаться.

Особенности теории:

1) феноменологический подход: основа личности - опыт, определяет интерпретацию.

2) холистический подход: человек - целостность, несводим к отдельным частям личности.

 

Структура личности:

1. Я-реальное – на основе взаимодействия с людьми.

2. Я-идеальное – качества, которые хотел бы иметь.

3. Я-концепция – Целостный образ себя. Продукт социализации.

В развитии личности, важно отношение значимых людей. При безусловном позитивном внимании формируется адекватная Я-концепция, при условном – искажается, интериоризируются условия, требования, тревога и неврозы.

Тип личности в зависимости от типа внимания:

1) "полноценно функционирующая личность" — безусловное позитивное внимание. Открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, доверие.

2) "неприспособленная личность" — условное позитивное внимание. Я-концепция не соответсвует возможностям, отягощена ЗМ. Подстраивается под среду, зависим, не доверяет себе.

 

Нарушения Я-концепции ведут к основным формам психопатологии.

«Клиент-центрированная психотерапия» - ключевой фактор изменения личности – взаимоотношения терапевта и клиента.

Основные условия - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие.

Теория личностных черт Г. Олпорта

1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации;

2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей

Человек — сложная "открытая" система, в иерархической организации выделяются уровни взаимодействия с миром - условные рефлексы, навыки, черты, системы черт, образующие множественные Я-личности.

Два уровня мотивационно-потребностной сферы:

- мотивы нужды ® принцип гомеостазиса – устранения напряжения

- мотивы развития ® поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию

Центральное ядро личности – Я, включает системы ценностей. Стремление к самоактуализации и самореализации - мотивы развития, изначально заложены.

Развитие личности - динамикой мотивационной системы.

П ринцип функциональной автономии мотивов, связи старых и новых мотивов исторические, не функциональные.

Новые мотивы – самостоятельные, относительно независимые от более примитивных форм.

Развитие мотивационной сферы + формирование обобщенных навыков поведения = формирование черт. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Динамичная иерархия всех черт – фокус личности.

Стадии в развитии единства личности:

1) детская: ребенок как динамическое единство, отвечает как целое, "все или ничего";

2) относительной дифференциации: единство нарушается, возникает дифференциация отдельных мотивационных компонентов;

3) интегрированного единства: в общении и деятельности на основе дифференциации и соподчинения происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.

Критерий единства личности - постоянство поведения в разных ситуациях.

А. Маслоу.

Самоактуализация – внутреннее стремление к развитию. Цель – стать тем, кем человек способен стать. Жизнь самоактуализирующихся людей - поиск бытийных ценностей(красоты, свободы, творчества, доброты и тд).

Пирамида потребностей:

• физиологические;

• безопасности и защиты;

• принадлежности и любви;

• самоуважения;

• самоактуализации.

«Модус жизни» самоактуализирующегося человека:

- автономная, склонная к принятию других, спонтанная, чувствительная к прекрасному, к юмору, склонная к творчеству.

- когнитивные и перцептивные особенности: ясность, активность, адекватно оценивают себя и свои способности.

- социально-психологические и коммуникативные характеристики: проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.

Экзистенциальная психология

Уникальность конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникла в философии экзистенциализма. Относят к гуманистическим направлениям.

1. Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.

2. Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

Модель саморазвития - активное, субъектное достижение совершенства.

Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.

Теория личности - три основные составляющие:

1) Стремление к смыслу: Экзистенциальный вакуум при неуспешности поиска смысла. Врожденная мотивационная тенденция, главная движущая сила поведения и развития.

2) Смысл жизни: Может быть найден в любых условиях. Смысл не субъективен, человек находит его в мире. Три группы ценностей: творчества, переживания и отношения.

3) Свобода воли: свобода найти и реализовать смысл жизни даже в ограничивающих обстоятельствах. Свобода от влечений, наследственности, внешней среды на основе двух базовых характеристик: способности к самотрансценденции и к самоотстранению. Связана с ответственностью.

Психотерапия – помощь в поиске смысла.

 

Соотношение гуманистической и экзистенциальной психологий

1. Гуманисты - человеку присуща внутренняя сила - тенденция к самоактуализации, направляющая развитие к наиболее полному раскрытию возможностей, сил и способностей. Заданные потенции, природа, хорошая по своей сути.

Экзистенциалисты: Н аправление развития определяется выборами. Неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности - предпосылки "нездорового" развития. Заданной направленности или сущности нет.

2. Роджерс - природе человека присуще изначальное добро, источник зла - вне природы человека, во внешней реальности.

Экзистенциалисты - человек не предрасположен ни к добру, ни к злу. Выбирает и творит и одно, и другое.

3. По Роджерсу и Маслоу, человек приходит в мир, наделенный потенциями. Социум больше препятствует, чем способствует самоактуализации.

Экзистенциалисты - человек обретает сущностные качества во взаимодействии с внешним миром. Другие люди - обязательное условие развития индивида. Франкл: «Если человек хочет прийти к себе, его путь лежит через мир». Чел и мир являются единое целое, взаимообусловлены.

 

Date: 2015-09-24; view: 2161; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию