Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития и объекты изучения экономических школ





В экономике все экономические теории или концепции, которые имеют один и тот же объект рассмотрения, но принципиально отличаются во взглядах на него, называют направлением или школой. Современные ученые при описании экономических законов и теорий используют ту или иную терминологию, концепцию, парадигму. Существуют различные названия теорий, которые сложились исторически в различных странах и экономических системах, например, в рыночной экономике используется общепринятая теория, созданная на основе неоклассической теории под названием неоклассического синтеза, а в России до недавнего времени в качестве основной генеральной теорией в экономике использовалась марксистская теория.

Эти концепции сложились в результате эволюции экономической мысли, которая имеет многовековой уровень развития, начиная с древних времен, когда зарождалась только экономическая мысль и до нашего времени, как это можно увидеть на рис.1.

 

 

Рисунок 1. Зарождение и развитие экономических школ и направлений

 

 

Экономическая мысль древнего мира характеризуется защитой рабовладельческого хозяйства, в котором деньги рассматривались, как абсолютная форма богатства, а накопление богатства признавалось только в денежной форме. Денежный капитал формировался за счет прибыли от внешней торговли или добычи благородных металлов. Основоположниками этой идеи в 4-3 веке до н.э. были признаны Ксенофонт, Платон, Аристотель и многие др.

Экономическая мысль средних веков в период с VII по XIIв.н.э. характеризуется появлением первых экономических школ меркантилистов и физиократов, которые просуществовали вплоть до конца XVШ в.

Сущность учения меркантилистов об источнике богатства сводилась к его определению, в котором они отожествляли богатство с деньгами и считали, что, чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика. Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежало то, что увеличение денежного богатства государства должно осуществляться законодательным путем. Представителем этого учения считается английский ученый У. Стаффорд, считавший, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта и поощрении хозяйственной деятельности в данной стране.

Поздний меркантилизм придерживался того положения, что необходимо продавать больше, чем покупать. Меркантилисты использовали экономическую политику протекционизма, которая была направлена на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров. Монкрентьеном в начале XVII в научный оборот был введен термин политическая экономия. С момента выхода в свет его книги " Трактат по политической экономии " экономическая теория более 300 лет развивалась и развивается как политическая экономия. Основоположниками этой школы считаются А. Монкретьена, английский экономист Мэн(1571-1641), французский экономист и политик Ж. Б. Кольбер(1619-1683), российский экономист и публицист Иван Посошков (1652-1726).

Новым направлением в развитии политической экономии было представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев, изучавшие влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, что источником богатства является труд только в земледелии или в сельском хозяйстве. Официально считаются основателями этой школы французские ученые Ф. Кенэ (1694-1774) и А. Тюрго (1727-1781).

Далее появляется классическая школа политической экономики во главе с А.Смитом и Д. Рикардо. Основной идеей А.Смита была идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Он заложил основы трудовой теории, стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада. Д. Рикардо продолжил и доработал теорию А.Смита, утверждая при этом, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление, а прибыль является результатом неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу школы утопического социализма, яркими представителями которой стали Франсуа Кенэ (1694-1774), английские экономисты Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Джон Стюарт Миль( 1806-1873), французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832).

В начале 19 в. появляется школа утопического и научного коммунизма. Марксизм и теория научного социализма или коммунизма, которая была представлена с помощью социалистических принципов, общественной собственностью на средства производства, отсутствием эксплуатации человеческого труда, равной оплатой за равный труд, всеобщей и занятости населения.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, которая имеет центральное регулирование. Его идеи были глубоко восприняты в России народником М. Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом

Г.Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства В. И.Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма заключалась в том, что в процессе труда человек отчуждает результаты своего труда, в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается. Основоположники марксизма: Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление, в основе которого лежит современное неоклассическо е направление экономической мысли.

· Эта школа рассматривала изменения в экономике с помощью предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например, стоимость любого блага или товара они рассматривали через призму их предельной полезности для потребителя. На этом была основана теория предельной полезности, которая определяла спрос на товары и услуги. Основными представителями маржинализма явились К. Менгер; Ф. Визер; Л. Вальрас; Эйген-Бем-Баверк; У. С. Джевонс.

· На основе синтеза идей Д. Рикардо и маржинализма почти в это же время возникает неоклассическая школа, которая экономическое хозяйство рассматривает как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Яркими представителями неоклассической школы явились А. Маршалл и А. Пигу.

Величайшим переворотом в экономике произошел в конце 19 и середины 20 века, когда возникает новое экономическое направление, основателем которого стал Джон Кейнс, названное кейнсианским направлением или кейнсианской революцией в политической экономике, который дал теоретическое обоснование государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса, посредством изменения наличной и безналичной денежной массы, за счет которого можно изменить уровень инфляции, занятость, устранить неравномерность спроса и предложения товаров, подавить экономические кризисы. Свою теорию он синтезировал на базе теоретических выкладок классической политэкономии А.Смита и Д.Рикардо, экономической теории марксизма. Представителями этой школы считаются Элвин Хансен, Пол Самуэльсон, английский экономист Джон Хикс и другие. Главной проблемой кейнсианского направления является определение емкости рынка, принципа эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Почти в это же время возникает школа неоконсерватизма или монетаризма под руководством Милтона Фридмана, главным принципом которой явилось утверждение, что экономика способна к саморегулированию, а в колебаниях движения национального хозяйства решающую роль выполняют деньги. С их точки зрения управление экономикой сводится к контролю над эмиссией денег, или выпуска денег, изменением величины денежной массы, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого банковского процента для борьбы с инфляцией, признание того, что основной задачей государства является регулирование денежным потоком.

К современным экономическим школам относится школа институционализма и теория экономики предложения.

Основоположниками школы институционализма признаются Т.Веблен, Дж. Коммонс, У.Митчелл, Дж. Гэлбрейт, которые отошли от абсолютизации технических факторов и уделили пристальное внимание человеку и социальным проблемам. Ими было проведено исследование хозяйственных явлений со стороны политических и правовых вопросов, главной целью которых было не только усилить роль человеческого фактора, как основного экономического ресурса постиндустриального общества, а также переориентация всей экономической системы на всестороннее развитие личности в 21 веке.

Теория экономического предложения, возникшая в 1970-1980 г., с точки зрения американского экономиста Артура Лаффера и его сторонников провозгласила то, что решающим фактором в экономическом развитии становится не спрос, а предложение, выступали за уменьшение вмешательства государства в экономические процессы, стимулирование частной инициативы и предпринимательства. Особая роль в этой теории отводится финансам и финансовым механизмам в регулировании экономикой. Финансовыми механизмами явились налоги, государственные расходы, количества денег в обращении политика в области государственного кредита.

Этапы развития экономической теории (политэкономии) в России формировались на основе марксизма. До перестройки российские ученые оценивали позитивные и негативные стороны развития в экономике, вскрывали внутренние противоречия капиталистической системы хозяйства. В период перестройки экономики России абсолютизировались недостатки бывшего СССР и идеализировались западные направления развития. Вместо преобразований и изучения отечественного курса по экономической теории в соответствии с российской действительностью начался переход к его американскому варианту в виде «экономикса», построенного в соответствии с экономической системой США.

В целом развитие национальной экономики можно представить в виде 6 этапов.

Первый этап развития экономики начинается с образования Российского государства.

На втором этапедо отмены крепостного права – развитие экономики стало осуществляться на основе сочетания неэкономических и экономическихметодов управления, возрастания значения рыночного хозяйства, на основе государственной экономики как единого целого.

На третьем этапе, после отмены крепостного права в 1861 г., продолжает изменяться соотношение этих методов управления. Возрастает роль свободы человека в стране. С точки зрения формационного подхода начинается переход от феодальных отношений к капиталистическим отношениям.

Четвертый этап продлился с конца XIX – начало XX в. Он характеризуется проведением экономических реформ С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др.

Пятый этап охватывает период с октября 1917 г. до августа 1991 г. происходит усиление административных методов управления, внутри которого можно выделить три периода: «военный коммунизм» - нэп -командно-административная экономика.

Шестой этап с 1991 г. после распада СССР начался переходный период от командно-административной системы к построению социально-ориентированной рыночной экономике, который характеризуется созданием института частной собственности, осуществлением перехода от натурально-стоимостных отношений к конкурентной экономике, возрастанием роли крупных частных корпораций, переходом к инновационной экономике и т.д.

 

Структура и основные понятия реальной экономики

Э кономика в экономической теории состоит из трех последовательных секторов:

1. Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство;

2. Вторичный сектор — промышленность и строительство;

3. Третичный сектор включает услуги, состоящие из торговли, транспорта, связи, образования, здравоохранения, науки, культуры, бытовых и коммунальных услуг и т.д.

Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства.

Различают также реальный и финансовый (денежный) сектор. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый — призван обслуживать реальный сектор.

Важнейшей категорией или понятием экономики является благо, т.е. средство, которое удовлетворяет потребность человека. А. Маршалл определил благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность», а Ж.-Б.Сэй рассматривал благо « как средство, которое мы имеем для удовлетворения наших потребностей».

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями (ЭП), так как они выражаются в том, что человек хочет иметь различные экономические блага, которые, в свою очередь, могут быть материальными и нематериальными предметами. А свойства этих предметов, способны удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности, которые являются основополагающей категорией экономики.

Самая первая, необходимая для человека потребность, т.е. самая низменная – это потребность в еде и одежде. А по закону Энгеля с ростом дохода уменьшается доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается доля, которая идет на приобретение других товаров, например, - услуг.

В результате можно сделать первый вывод о том, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы и безграничны.

Второй вывод заключается в том, что эти блага ограниченны или редки, поэтому уменьшается потребность в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированно й), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Т.е., производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.

В современной экономической науке вместо термина экономические блага чаще встречается термин ресурсы. На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности.

Следующей категорией является экономическая эффективность, которая отражает получение максимально возможных благ от имеющихся ресурсов, определяется при соотношении выгоды (блага) и затрат. Это выражается в новой категории рационального поведения, которое заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.

Этот вывод вытекает из формулировки экономической эффективности (ЭИ), предложенной итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848—1923) в начале 20 века. Исследуя эффективность производства и распределения товаров на рынке при условии ограниченности ресурсов, он пришел к выводу, что это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка.

Литература (электронные учебники)

1. Салов А.И. Экономика. Конспект лекций. http://be5.biz/ekonomika/esai/index.htm

2. Вечканов Г.С. Микроэкономика http://be5.biz/ekonomika/esai/index.htm

3. Кушнир И.В. Микроэкономика http://be5.biz/ekonomika/esai/index.htm

4. Левкина Е.В. Микроэкономика http://be5.biz/ekonomika/esai/index.htm

5. Булатов А.С. Экономика http://be5.biz/ekonomika/esai/index.htm

 

 

04.09.2013

Мышленник Г.В.


[1] О́бщество —…часть материального мира, состоящая из индивидов, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически. Человеческое сообщество называется со́циумом.

[2] Производство в экономическом смысле представляет собой процесс создания разных видов экономического продукта, процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. Экономический продукт создается в результате целенаправленной деятельности человека для удовлетворения его потребностей и общества.

 

Date: 2015-09-24; view: 536; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию