Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Экономическая жизнь общества и возникновение экономических знаний





Тема 1

Развитие экономических знаний. Экономическая теория: предмет, методы, функции.

Экономическая жизнь общества и возникновение экономических знаний

Школы экономической теории

Определение предмета экономической теории.

Функции экономической теории как науки

Методы экономической теории

Экономическая жизнь общества и возникновение экономических знаний

По мнению ученых, разделение далеких предков человека и человекообразных обезьян произошло от 10 до 4 млн. лет назад. Первые ископаемые остатки далеких предков человека с возрастом от 4 до 3,5 млн. лет были найдены в Эфиопии. В 1974 г. вблизи Хадара (Эфиопия) был найден скелет, что мог принадлежать предку человека. Антропологи установили, что это скелет женской особи, и назвали ее Люси. Череп Люси напоминал череп человекообразной обезьяны, мозг был небольшим, руки сравнительно короткими, и передвигалась Люси на двух ногах. Группу подобных ископаемых человекообразных существ ученые назвали австралопитеками. Австралопитеки (название означает южная обезьяна) (род высших приматов), согласно которых у учёных нет единого мнения – либо это была тупиковая ветвь развития, либо всё –таки предки человека.

Первым существoм, стоявшим у истоков эволюции современного человека, согласно которого у учёных больше определённости и согласия, в настоящее время считается Номо hаbilis – “человек умелый”. Человек-умелый появился 2,6 млн. лет назад. Имел рост 120 -150 см, вес около 50 кг, был способен изготавливать примитивные орудия из камня, сооружали несложные укрытия, собирали растительную пищу и охотились на мелких, а, возможно, и на достаточно крупных животных.

Следующим представителем древнейших гоминид является Homo erectus – “человек прямоходящий (вытянутый)” (или питекантроп), который появляется примерно 1,6 миллиона лет назад. Останки его исчезают примерно 200 тысяч лет назад. Это были довольно крупные существа ростом до 180 сантиметров, с объемом го­ловного мозга только на 25-30% меньше, чем у современного человека. Номо-erectus был хорошо развит физически, умел изготавливать достаточно разнообразные и совершенные орудия труда и охоты, строил примитивные жилища.

Питекантропы расселились по всей территории Южной и Юго-Восточной Азии, некоторые группы, преодолев или обойдя Гималаи и Тибет, проникли в Центральную Азию и Китай, где они известны под названием “синантропов” (синатроп – “китайский человек”) – это более поздний питекантроп появившийся на Земле примерно 300 тыс. лет назад. Синантропы жили в пеще­рах, пользовались природным огнём (поддерживали огонь, но ещё не добывали) - на месте их стоянок обнаружены слои пепла толщиной в несколько метров – это означает, что они жгли там костры не одну тысячу лет. Синантроп научился охотиться на таких крупных животных, как олени, дикие лошади и носороги. Синантропы жили в пещерах, а также научились строить наземные жилища.

Около 200-150 тысяч лет тому назад появился новый тип человека. Ученые назвали его "человек разумный " (на латинском языке "хомо сапиенс"). К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец.

Неандертальский тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Неандертальцы были небольшого роста (средний рост мужчины составлял 156 см), ширококостные, с сильно развитой мускулатурой. Объем мозга у некоторых неандертальских форм был больше, чем в среднем у современного человека. Однако структура мозга продолжала оставаться относительно примитивной: слабо были развиты лобные доли, важные для функции мышления. Таким образом, способность к логическому мышлению у неандертальцев была ограничена по сравнению с современным человеком, а поведение характеризовалось резкой возбудимостью, часто приводившей к ожесточенным конфликтам и столкновениям.

Каменные орудия, которые изготовляли неандертальцы, — рубила, острия, проколки, сверла, отщепы — просты и примитивны, как и сама каменная техника этого периода.

Долгое время считалось, что неандертальцы предшествовали появлению человека современного типа. В последние годы ученые установили, что неандертальцы некоторое время жили одновременно с другим типом "человека разумного" - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции. Внешний облик и мозг у кроманьонцев был как у современных людей. Кроманьонцы - наши прямые предки. А неандертальцы оказались тупиковой ветвью развития. Ученые называют кроманьонцев, как и современных людей, "хомо сапиенс, сапиенс", то есть "человек разумный, разумный". Считается, что кроманьонцы появились на Земле «внезапно», «неизвестно откуда» и «не ранее чем около 40 тыс. лет до н.э.».

Хозяйственная деятельность всех вышеперечисленных предков человека (кроманьонцев – во времена позднего палеолита и мезолита) относится к присваивающему хозяйству – собирательство, охота, рыбалка.

Хозяйственная деятельность человека времён неолита (новый каменный век 8-4 тыс. лет. до н.э.) претерпела изменения – произошла неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему: земледелие, скотоводство, позднее ремесла.

Таким образом, с момента своего возникновения человек не получал необходимое в готовом виде и в нужном месте. Вещи, которые его окружали, нужно было превращать, чтобы получить желаемое в необходимом количестве, в том месте, где человек жил, и в удобное для него время.

Можно ли считать экономикой первобытную хозяйственную деятельность – вопрос. С одной стороны, то что предок человека смог найти подходящую палку и использовать её для собирательства – ещё не экономика. Но, когда орудий труда стало больше, их начали использовать коллективно, а результаты труда определённым образом распределять между сородичами – это уже отношения между людьми – примитивная экономика.

Иначе говоря, чтобы достичь жизненно важных целей, людям нужно было в среде обитания (греч. ойкос – дом, родина) действовать в определенном порядке (греч. номос – правило, закон). Такой вид человеческой деятельности и назвали экономикой. В научный оборот термин ввёл древнегреческий философ Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.)

Естественно, для того, чтобы такая деятельность стала успешной, необходимы определенные умения, знания, о том, как следует действовать. Знания накапливались постепенно, по мере приобретения опыта, и сначала являли собой определеные интуитивные представления, некоторые обобщения поверхностных наблюдений, закрепленные в обычаях, традициях, самых давних письменных наследиях.

Экономическая мысль в Древнем мире.

Экономическая мысль зародилась вместе с появлением и развитием человеческого общества. С появлением грамотности возникла возможность передавать добытую хозяйственную информацию следующим поколениям. В рабовладельческих государствах, которые возникли на территориях Азии и Северной Африки, экономические идеи нашли отображения в таких двух основных формах: юридические документы и хозяйственны трактаты.

Типичный пример – Законы царя Хаммурапи (правил в Вавилонии – территории современного Ирака 1792-1750 гг. до н.э..), которые были высечены на базальтовой плите еще в 18 в. до н.э. Где трактуются проблемы собственности, аренды и найма, регламентируются отношения рабов и рабовладельцев.

Другой пример – древнеиндийские трактаты «Артхашастра», написанные Каутилья, который был советником императора (4 в д. н. э). Данное учение являет собой доклад о полезности, под которой понимают материальную выгоду государства. Основное содержание трактата посвящено анализу путей возможного увеличения данной выгоды. В том числе путем использования рабского труда в сочетании с предприятиями ремесленников, где рабочая сила нанимается на основе вольнонаёмности. Значительная часть трактата посвящена вопросам торговли, аренды, кредита, товарно-денежным отношениям…

В Древней Грецииэкономическая мысль преимущественно существовала в переплетении с философской мыслью. Сочинение Ксенофонта (писатель, полководець, гос. деятель, 4 в. д. н. е.) «Экономика» (иногда переводят как «Домохозяйство») является первой известной в истории работой, посвященной исключительно экономической тематике, вопросам домашнего хозяйства. Здесь рассмотрены проблемы собственности, организации труда, торговли. Ксенофонт даже выдвигает некоторые идеи относительно эффективности разделения труда (когда производственные функции чётко поделены, каждый работник специализируется на своём задании).

Платоном (428 или 427 год до н. э )была предложена модель «идеального государства» с господством смешанной экономики, где жизнь верхних слоев общества базировалась на началах всеобщей собственности, а жизнь низших слоев общества - производителей - на элементах частной собственности. Платон считал, что основными причинами, нарушающими единство государства, порождающими конфронтацию между людьми, аморальные поступки, являются желание обладать чрезмерным количеством материальных благ, вызываемое наличием частной собственности, и неправильное воспитание. Именно поэтому в идеальном справедливом государстве не существует частной собственности, по крайней мере, для двух высших сословий и вводится исключительно государственное воспитание и контроль за произведениями искусства.

Аристотель (384—322 до н. э.). Для Аристотеля экономика — это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов, потребительных стоимостей. И отдельно Аристотель выделял Хрематистику — науку об искусстве обогащения, наживания денег.

Аристотель указывал на то, что общая собственность не способна содействовать развитию производства, поскольку каждый проявляет наибольшую опеку только над тем, что принадлежит собственно ему.

В эпоху Древнего Рима экономическая мысль не достигал таких высот как в Древней Греции. Экономическая мысль Античного Рима была нацелена, главным образом, на оправдание рабовладельческого строя. Поскольку главной сферой применения рабского труда в Античном Риме было сельское хозяйство, основная задача экономической мысли состояла в решении аграрных проблем, и прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.

Виднейшими идеологами римского рабовладения были Катон старший (234—149 гг. до н. э.), Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) , Колумелла (1 в. н. э.) и др.

Позднее здесь зародилась новая религия - раннее Христианство, которая отражала оппозиционные взгляды разных слоев населения.

В Средневековье господствовала схоластика во всем, что предусматривает господство религии и корпоративность мышления, что отражало корпоративность мышления всего феодального общества, где индивид выступает не как личность, а как член определенной корпорации, школы. Принадлежность к той или иной школы формировала взгляды индивида. Об экономических взглядах средневековых схоластов можно судить по работам Фомы Аквинского (родился примерно в 1225 г.) - богослова, автора работы «Сумма теологии», что обобщала основные католические положение. Общественный строй считался божественно определенным. Феодальная форма собственности считалась абсолютно естественной. Здесь содержалось учение о справедливой цене - цена должна, во-первых покрывать расходы, а во-вторых, обеспечивать продавцу возможность жить в соответствии со своего места в обществе.








Date: 2015-09-24; view: 49; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию