Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Циркумбалтийская Русь ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Вроде бы, все понятно. Циркумбалтийские культуры — это те, которые лепятся вокруг Балтики. Те, для кого Балтийское море — это свое, внутреннее озеро. Циркумбалтийские страны — это Швеция, Финляндия, Российская Федерация, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Дания. Однако в число тех, кого считают циркумбалтийскими народами, удивительным образом не попадают ни немцы, ни поляки, ни русские. Наверное, это народы очень большие, в жизни которых Балтийское море играет не особенно большую роль. ?? Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья.
Мегалитические постройки Западной Европы К мегалическим сооружениям(те выстроенным из громадных камней-по-гречески «мег»-большой,»лит»-камень) отн-ся:менгиры,дольмены.кромлехи.Слово ДОЛЬМЕН(от бренонского dol-стол, и men-камень).или каменный столб,указывает на основные сособенноти памятника.само по себе указывает на осн.особенности памятника,в простейшие своей форме состоящего из нескольих вертикальных ортостатов,перекрытых большой плоской плитой.2-ой-менгиры-(men-камень, и hir- длинный)отдельные,веритикальн.стоящие каменные столбы,по большей части округлой формы,которую они либо имели от природы,либо получили в результате грубой обработк.№гр.-кромлехи-(от сrom-круг и lech-место)-обозначают много разных мегал.памятников.Мегалитизм-это использование крупных блоков.необработанных или частично обтёсанных при создании монументов с погребальным(галерейные гробницы,коридорные гробницы и тд) или комеморативным(менгиры,статуи менгиры и тд)предназначением.Иногда мегал.памятники называют циклопическая архитектура-большие плиты уложены поверх других больших плит..Особенность мегал.кострукций-это либо вообще одиночная пдита(ортостат),либо несколько больших плит,образующих стены,перекрытые такой же одной или двумя млитами по типу карточного домика.И для цикл.и мегал.техники строительства.Самый грандиозн.-в Стоунхендже(название Стоунхендж-с перевода с англосаксонского»Висящие камни,а их в ту пору ещё не было,датируется периодом около 3200г.до нэ).Кольцо, образованное рвом и валами,оставалось незамкнутым на северо-востоке,напротив этого входа,примерно в 30м от кольца,был установл.пяточный камень-служил визиром для определения восхода солнца в день летнего солнцестояния. Самый грандиозн.-в Стоунхендже- из огромных,грубо обтёсанных четырёхгранных глыб синего камня.В плане-круглая площадка d-30м,замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставлен.камнейКольцо внешнего круга из 30-ти столбов,соедин.балками(лежат на них)-образуетгиганский хоровод,внутреннее кольцо-в центре каменная плита(алтарь)-составлено из несколько менгиров.Второе кольцо сооружено из 7м блоков синего цвета,попарно поставленных и перекрытыми плитами.Архитектурный замысел кромлеха прост.но исполнен символического смысла-был святилищем солнца. Здесь впервые появилась центрическая.упорядоченная композиция,выявлены основные принципы тектоники-взаимоотношение несущих и несомых частей.В ритмическом чередовании пролётов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады.Этот памятник строился этапами, и классифицир.условно по этапам строит-ва в разное время.: I,II,III.Английские хенджи с аллеями т кромлехами из менгиров,возможно были святилищами.которые играли важную роль в религиозной и общественной жизни древних людей.Их назначение-погребальные сооружения,а сами дольмены и мегал.гробницы покрывались курганной насыпью или были впущены в естественные всхолмления.Землянные сооруж-я тумулусы или курганы-использовались для придания всей конструкции необходимой устойчивости,но нет чёткого определения, в так.сл-ях-земляной холм,перекрывающий дольмен,несёт конструкт,а вкаких-функциональное назначение.Зачастую объём земляной насыпи во много раз превышает размеры самой мегалитической гробницы(пр.Ньюгрейндж в Ирландии),наут.Ирландия-мегалт.гробница под гурганом.,длинные коридорного плана гробницы в Ультшире. Иногда дольмены или другие мегал.постройки(в Англии, и Южном Уэльсе) не имеют земляного покрытия.Классификация мегалит.сооружений Зап.Европы черезвычайно сложна,тк существует много конструктивных разновидностей коллективных захоронений.Люкас разделил доисторич.погребальные сооруж-я: 1-простые дольмены,включающие все камеры из двух или более ортостатов,перекрытых одной плитой(название-дюсс,обозначает скандинывские мегалит.погребения),2-сложные,составные камеры с крытым,ведущим в них коридором(назв.-коридорная гробница.).Итак,дюссы или дольмены-представл.собой небольш.пом-е-круглое,прямоугольное или полигональное в плане.Обычная коридорная гробница-один круглый или многоугольн.зал с ведущим в него прямым проходом.шир.и высота которого значительно менбше погребальной камеры.Коридорные гробницы-в Испании,Португалии,Северо-зап.Франции,Зап.Уэльсе,Шатландии.Галерейны гробниц,на 2типа: классические.с двуми параллельными стенами, и клиновидные,суживаюие к концу..В некоторых галерейные могилы разделены на ряд сообщающихся между собой отсеков низкими поперечными плитами,носящими название септальных(перегородочных)камней.иногда в соединении с колоннадой у входа-назыв-ся сегментированными.Мегалитархитек-ра включает в себя также фортификационные сооружения и некоторые другие постройки-культовые.
Наскальное искусство Фенноскандии
Фенноскандия может быть выделена в особую северо-европейскую провинцию наскального изо ис-ва.Здесь известны тысячи петроглифов,образующих иногда сложные композиции,включающие в себя 10 и 100 изображениий,согласно статистическим данным М.Мальмера(сводка более чем 20-летней давности),в Феноскандии зафиксировано 3877изо-ий древних лодок и кораблей.2379-различных животных,антропоморфных фигур,1016 оттисков следов человека,648 солярных знаков,457 гравировок различного вида оружия(топоры,мечи,кинжалы,копья и др),61колесница,33изо-ий кистей рук,а также другие менее определённые знаки(одежда.чашечные углубления и др.).Наскальные рисунки наносились на горизонтальные,сглаженные ледником поверхности гранитных скал.В зависимости от первоначально заданной поверх-сти находится вся аранжировка скальных полотен.Так,на вериткальных скалах изо-я принимают соответстсвующее положение(люди-вертик,лодки-горизнт.тд)относительно точки обзора этих петроглифов, а композиции имеют горизонтально-линейнуюструктуру.,тогда как не горизонтальных плоскостях аранжировка фигур приобретает независимый характер, а границы заданного пространства проходят по естественным трещинам и разломам скал или по линии уреза воды.Ясно.что такие насыщенные разнообразными сюжетами памятники создавались в теч-ии длительного времени и содержат образы различных семантических уровней.Техника исполнения петроглифов-на три группы:1-отн.к эпохе мезолита(фигуры выполнены в натур.величину чёткой профилированной линией);2-отн. К неолиту и ранней бронзе(выбитые и прорезные изоб-я),3-в разные периоды(росписи на скалах,гравированные.силуэтные или контурными рисунками.которые закрашивались.Возраст петроглифов определяется в некоторых случаях на основании абсолютных высот над уровнем моря.Изоморфизм ряда конкретных сюжетов в наскальном ис-ве Северной Евразии позволяет рассматривать их в качестве мнемонических координат, в которых закодированы представления об организации мифологического пространства в горизонтал.и вертикаль.срезах.В Феннонскандия(не только рисунки и гравировки)которая может быть объединена в североевропейскую провинцию наскального искусства,где соседствовали носители древнеевропейской группы языков –финно-угоры,а на севере и север-востоке,возможно. Саамы-представлены сюжеты и персонажи так называемого «основного мифа»-здесь находилась западная перефирия зоны формирования шаманского арктического комплекса.В поздних скандинавских рельефно выступает(как верховное божество)бог шаманского экстаза Один.Е.М.Мелетинский отмечал связи (не влияния)между Эддой и якутским Олонхо и ряд др.шаманизированных женских образов.Попытки раскрыть содержание наскальных изоб-ий Феннонскандии прелпринимались неоднократно,для их дешифровки использ.использ.различные мифолог.и эпические источники.(описание сюжетов).Важная категория петрогифов-изоб-е оттисков стопы человека,легендарная их связьс более поздними о святых и пророках,а также опираясьна средневековые документы,в которых осуждаются языческие обычаи поклонения следам людей и их изобр-я.
Cифская триада в Центральной Азии Культуры скифского или скифо сибирского типа,занимающие обширные пространства от Припонтийских степей до глубин Центральной Азии.представляют собой единый континуум,связующим началом которого явл-ся так называемая скифская триада.включающая в себя конское снаряжение специфических форм.вооружение и скифский звериный стиль.На тер-рии Саяно-Алтайского нагорья и Забайкалья выделяются следующие культуры скифского типа:культура плиточных могил(Бурятия,Читинская обл.),тагарская культура(Хакасия и юг Красноярск.кр),алтыбельская и уюкско-саглынская(Тува и Север Ойрат-Монголии).пазырвкская и майэмирская на Алтае,тасмолинская в Казахстане.Эти не ичерпывается весь спект археологических дефиниций,связанных с различными локальными и хронологическими вариантами культур сакского типа в Средней Азии,Восточном Туркестане,Ордосе или Внутренней Монголии.но связующим звеном всехэтих образований явл-ся «скифская тиада». Поскольку др.составляющие культуры,такие как керамика и погребальный обряд(поселения у кочевников,как правило неизвестны),демонстрируют существен.отличия их друг от друга. «Скифская триада»- как нуклеарная часть культуры скифо-сибирского единства сформировалась именно в глубинах Центральной Азии.Самый древн.скифский комплекс,включающий в себя конское снаряжение.ис-во звериного стиля и предметы вооружения-в кургане Аржан в Туве, в 1971-74 г.г.М.П.Грязновым.Время создания этого памятника-к YIII,некоторые образцы древесины-IX и даже Хв.до н.э..Исключая эти крайние хронологическ.границы и принимая усреднённые даты.необходимо учитывать,что»скифская триада» в Аржане-в завершённом виде и сравнительно длит.вр.потребов-сь для формир-я основн.элементов культуры ранних кочевников,включая семантический и семиотический уровни,ставшие неотъемлемой частью мирочувствования её носителей.Неслучайно ряд исследоват.закрыли проблему поиска прародины скифов.считая,что с открытием царского кургана Аржан в Туве проблема происхождения скифской культуры,искусства и самих скифов может считаться в общих чертах решённой.Установленно.что их(скифов)родину можно искать в глубинах Азии,а не в Северном Причерноморье и не в ПереднейАзии.Принимая во внимание общий центральноазиатский культурный контекст.где памятн.скифского ис-ва-не в блеске бронзы и золота,а явл-ся частью народного ТВ-ва,будь то резьба по кости и дереву,наскальные изобр-я или монумент.оленные камни,стоящие возле курганов или непосредственно на них-что истоки раннекочевнического(скифского)ТВ-ва находятся именно на Саяно-Алтайском нагорье.
Петроглифы Центральной Азии и Южной Сибири В Цент.Ази, изобилующей памятниками наскального искусства эпохи бронзы и скифского времени,только два местонахождения могут быть отнесены к среднему каменномк веку-мезолиту.Это грот Шахты на Восточном Памире в долине реки Куртек-Сай,в 40 км к юго-западу от посёлка Мргаб,и скальные ниши в ущелье Зараут-Сай на правом берегу Амударьи, в горах Кугитанга, в 100 км к северу от Термеза. Грот Шахты находится на значительной высоте (4200м над уровнем моря)имеет глубину до 6м,широну-7,5м.выс.25-30м.Рисунки расположены на южной стене грота на выс.1.6-2.0м от пола.Красочный фриз занимает площадь 20-25кв.м.Хорошо сохранилось четыре из семи изобр-ий трёх животных-светлой кирпичного цвета и более тёмной бордовой краской.Расположенную прямо у входа орнитоморфную фигуру В.А,Ранов расматрив.как человека,замаскированного под птицу.Её высота 23см-такие детали-длинная шея,большое туловище,клюв и выпуклось на голове птицы,отчётливо различимы.Фигура имеет хорошо сохранившиеся длинные.прямые ноги с человеческ.ступнями. По всей видимости-этот рисунок представляет»охотника» с дубиной в руке,занесённой для броска.След.2фигуры-как дикий кабан,медведь. У кабана-только половина туловища дл.40см.ноги отутствуют,вместо них-ритмическая повторяющиеся линии,пересукающиеся посередине.Они могут указывать на детали ловушки или крайне стил.изобр.людей,окружающих зверя.Отдалённо эти рисунки напоминают клавиформы палеолитического ис-ва.Один из них можно истолковать-плохо сохр.изобр-естрелы около уха зверя. Кабану противостоит другое жив-е-медведь,дл.60см.-показан в момент прыжка. След.-наиболее крупная фигура дл.85см.на первый взгляд это животное отн.к бовидам,но выступ.морда,маленькие уши позволяют идентифиц.с медведем.Изобр-е стрел –особый интерес:одна-ниже затылка.вторая-в морду зверя,третья-в полёте перед его головой.Стрелы были выпущены с разных сторон-те облавная охота.В.А.Ранов рассматр.эту сильно фрагминтированную сцену-как плод охотничье-магических ритуалов.Мотивы и технич.исполнение жив-ых,в гроте шахты.-принадлеж.по своей сути скорее палеолитическому ис-ву,чем мезолитическому и неолитическому.Полуреалистич.изобр-я жив-ых А.В.Р-ов со ссылкой ГербертаКюна отн.к периоду,наход.между реалист.ис-вом палеолита и стилизациями послед.эпох.Вот почему архаизм данного ис-ва позволяет предположить.что его оставили первые люди.попавшие наВост.Памир в постгляциальный пер.от нач.YIIIдо конYтыс. До н.э.В гроте Шахты залегали культурные слои с мезолитической каменной индустрии-это потверждает возраст петроглифов в хронологич.рамках. предлож.В.А.Р-ымВ гротах Зараут-Сая культурного слоя не было, но маскированных под птиц(страусов?)охотников сближают эти два достаточно удалённых друг от друга памятника.Всего в ущелье выявл.4грота,или ниши,там наход-ся около 120рисунков.Наиболее известн.-грот зараут-Камар-это культовое место,тк он расположен на высоте 9,5м над руслом сая9пересыхающего ручья,размеры невелики-выс.3м.шир.5м,глубина2м.здесь выявл.100рисунков разных эпох.Интересная комп-я располож.на северной стене ниши,там изобр. 19 причудл.антропоморфных персонажей,15-напоминают миксантропическую фигуру из грота Шахты,4- могут быть отнесены к числу антопоморфных. Все рисунки силуэтные,выполненные красками из кварцевого авролита с железистым цементом.эти персонажи могут быть кем угодно-духами гор, помощниками охотников или шаманов.замаскирован.охотниками или шаманами в ритуальном или.охотничьем облачении.Человеческими у этих фигур-ноги, тогда как руки и голова скрыты под широкими.остроконечными панчо-высовывается вроде птичьей шеи с длин.клювом.Этот клюв может быть сопоставлен с гобустаскими луками на плечах как у мужчин.так и у женщин.Центр.фигура-бык, идёт охота.или содержание иное-отн.к области миф-ии.другая комп. На западн.стене навеса-сцена,там принимают участие быки.др.копытные,м.б.джейраны,скорее не охотники, а миф.сущ-ва.Встреч-ся различные геометричес.фигуры,знаки и неопред.изображ-я.Датировка этого комплекса-эпоха мезолита основаны на стил.анализе с поздними и ранними наскальн.изображ-яЕвропы,Сибири,СреднейАзии. Незначит.по кол-ву изображ.местонахож.-грот Шахты и Зараут-Камар-явл-ся до наст.вр. самыми древн.памятниками наскальн.ис-ва на западе Цент.Азии.В тоже вр.мезолитические индустр.этого региона манифестируют опред.связи с Ближ.Востоком.где ис-во эпохи мезолита представлено небольш.кол-вом памятников.
Гундеструпский котелок Бога Тараниса считают властелином небес; в галльском языке с древних времен это понятие связывалось с символикой колеса. На внутренней пластинке гундеструпского котелка мы видим изображение бога или героя с поднятыми руками, который дотрагивается правой рукой до колеса. Впрочем, маленькие бронзовые колесики-подвески подобного характера представляют собой обычный инвентарь в кельтских оппидумах, у нас, например, в Страдоницах (таб. XXXV), и бывают изображены также на кельтских монетах. Бог с колесом позже появляется на бесчисленных галльских памятниках и сравнивается с римским Юпитером. Существует точка зрения, что бог с колесом с гундеструпского котелка – это галльский Юпитер, но не Таранис. Возможно, это все-таки Рогатое божество, окружённое животными,- Цернунн, Бог Природы и Изобилия,(защитник животных, выражение закона охоты и урожая, любое дерево или весь лес,.Диаметр котла составляет 69 см, высота 42 см. Хотя изображения на котле трактуются как кельтские по стилю, метод изготовления для них нехарактерен, однако находит параллели в искусстве Фракии. богато декорированный серебряный сосуд, датируемый около I в. до н. э., относящийся к поздней латенской культуре.[1] Обнаружен в 1891 году в торфяном болоте около посёлка Гундеструп в округе Орс провинции Химмерланд в Дании (56°49′ с. ш. 9°33′ в. д. (G) (O)). В настоящее время хранится в Национальном музее Дании в Копенгагене. Котел этот, сделанный из чистого серебра, по всей вероятности, был в древности позолочен использовался в качестве церемониального сосуда. Емкость этого котла — свыше двадцати восьми галлонов; он состоит из днища, пяти внутренних и семи наружных пластин. Перед захоронением котла серебряные пластины были с него сняты. На пластинах были представлены мифологические сцены, изображающие богов, людей и животных. Некоторые из образов, представленных на этих пластинах, — хорошо известные персонажи кельтского культа. Так, на одной из пластин показаны три жертвенных быка; на других даны изображения более экзотических животных, таких, как львы, леопарды и слоны. Встречаются и изображения некоторых богинь, среди которых выделяется некая богиня, окруженная колесами, словно она мчится на невидимой колеснице. А на одной из пластин сохранилось изображение походной колонны кельтских воинов пехотинцев и всадников. Относительно возраста и происхождения котла высказывались самые противоречивые мнения. Одни ученые полагают, что он был изготовлен между V и вв. до н. э. где то на землях нынешней Румынии или Фракии. По всей вероятности, он был выкован не одним мастером, а несколькими серебряниками. И хотя многие символы, представленные на нем, имеют несомненно кельтское происхождение, большинство из них не знает аналогов в кельтском искусстве стран Западной Европы.
Наскальное искусство Урала На Урале рисунки на скалах, называют также «писаницы», «писаные скалы», «камни-писанцы». Слова эти производные от глагола "писать". По В.Далю, под писанцами следует понимать: "неизвестные начертанья, чуждые письмена, встречаемые по береговым скалам". Действительно, уральские писаницы, за редкими исключениями, расположены на обнажениях горных пород по берегам рек и, реже, озер. Ареал с расписанными скалами на Урале протянулся с севера на юг примерно на 800 км. Они неизвестны пока на территории Полярного и Приполярного Урала. Самые северные памятники обнаружены на реках Колве и Вишере, самые южные - на р. Белой. Внутри этого ареала писаницы распространены неравномерно. На некоторых реках или озерах известно только по одному или два пункта - на Белой, Зилиме, Уфе, Серге, Ирбите, Прокопьевской Салде, Туре, Чусовой, озерах Б.Аллаки, Аргази и Аракуль. Зато в бассейнах других рек наблюдается значительная концентрация писаных скал. Глядя на карту, можно видеть два основных района дислокации писаниц - на восточном склоне Среднего Урала по рекам Тагилу, Нейве, Режу и Исети, и на западном склоне Южного Урала – по рекам Ай и Юрюзань. Больше всего писаниц открыто сейчас на р. Тагил – 19. Все эти памятники связаны с горно-лесной зоной, обладающей известным единством природной среды. Все нарисованные фигуры можно объединить в четыре большие группы: животные, человекообразные существа, различные геометрические изображения, или знаки, и неопределенные изобразительные мотивы. Конечно, это самый общий уровень классификации рисунков и группы включают достаточно разнородные воспроизведения. Скажем, группа животных состоит из рисунков зверей и птиц. А вот натуралистично выполненные рыбы или насекомые в репертуаре наскальных образов практически не отмечены или спорны: есть только одна фигура на Вишерском Писаном камне, которую можно принять за изображение рыбы. Почти все фигуры птиц и зверей выполнены в профиль. Изображения выполнялись по-разному: силуэтом, когда туловище полностью заливалось краской, контуром, т.е. когда корпус обводился одной линией, и в так называемом "скелетном", или "рентгеновском" стиле, подразумевающем показ ребер и/или жизненно важных органов живых существ - сердца, печени, легких. Как правило, образы создавались красочной линией, не превышающей в ширину 1-1,5 см. Напрашивается вывод, что рисунки выполнялись просто пальцем. Но известны и широкие полосы - до 4-5 см, которые, может быть, наносились каким-то инструментом - щепой или кистью. К нефигуративным мотивам относятся многочисленные и очень разнообразные геометрические фигуры. И в этом состоит существенное отличие уральского наскального искусства от наскального искусства других территорий. Эти геометрические фигуры принято называть знаками потому, что в отличие от образов их содержание не явлено непосредственно в их форме. Все многообразие знаков образуют пятна и отрезки, разного рода четырехугольники, сотовидные формы, треугольники, дуги и окружности, зигзаги и волнистые линии, меандры, сетки прямые и диагональные, кресты прямые, косые или «неправильные»; существуют также более сложные фигуры, составленные из простых основ. Нескончаемое разнообразие придает этим рисункам и различная трактовка - в ромб может быть включен крест, в окружность вписано еще несколько, от дуги часто отходят вверх отрезки, зигзаги могут быть сдвоенными и с отростками, и подобных им комбинаций известно множество. Остается добавить, что на Балабанском камне по р.Тагил найдена фигура, напоминающая лодку с людьми. Известны и немногочисленные растительные, древовидные мотивы.
Ла-Тен. Культура кельтов
лантического океана. Кельтская культура этого периода — начиная с середины VI века до н.э. и далее — получила в науке название латенской. Первые открытия памятников этой культуры были сделаны на поселении Ла-тен, расположенном на Невшательском озере в Швейцарии. Кельтское искусство по своему значению и самобытности — одно из выдающихся явлений художественного развития в истории человечества. Для латенской культуры особенно характерно развитие прикладного искусства. Оно чрезвычайно своеобразно и не похоже ни на какое другое. Латен-ское искусство отражает независимость мышления кельтов, их пристрастие к сверхъестественному, к мечтательности, сказочности. Эстетические проявления этого склада можно видеть в тонких и изящных произведениях искусства древних кельтов — в их красиво отделанном оружии, ювелирных украшениях, керамике, скульптуре, стекле, монетах, отличающихся чрезвычайно оригинальным и удивительно «современным» стилем. Абстракция, фантастические трансформации, личины воображаемых существ играли большую роль в искусстве кельтов, и все это придавало волшебную силу предметам и декору.
|