Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циркумбалтийская Русь





Вроде бы, все понятно. Циркумбалтийские культуры — это те, которые лепятся вокруг Балтики. Те, для кого Балтийское море — это свое, внутреннее озеро. Циркумбалтийские страны — это Швеция, Финляндия, Российская Федерация, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Дания. Однако в число тех, кого считают циркумбалтийскими народами, удивительным образом не попадают ни немцы, ни поляки, ни русские. Наверное, это народы очень большие, в жизни которых Балтийское море играет не особенно большую роль.

?? Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья.
Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран.
Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

 

 

Мегалитические постройки Западной Европы

К мегалическим сооружениям(те выстроенным из громадных камней-по-гречески «мег»-большой,»лит»-камень) отн-ся:менгиры,дольмены.кромлехи.Слово ДОЛЬМЕН(от бренонского dol-стол, и men-камень).или каменный столб,указывает на основные сособенноти памятника.само по себе указывает на осн.особенности памятника,в простейшие своей форме состоящего из нескольих вертикальных ортостатов,перекрытых большой плоской плитой.2-ой-менгиры-(men-камень, и hir- длинный)отдельные,веритикальн.стоящие каменные столбы,по большей части округлой формы,которую они либо имели от природы,либо получили в результате грубой обработк.№гр.-кромлехи-(от сrom-круг и lech-место)-обозначают много разных мегал.памятников.Мегалитизм-это использование крупных блоков.необработанных или частично обтёсанных при создании монументов с погребальным(галерейные гробницы,коридорные гробницы и тд) или комеморативным(менгиры,статуи менгиры и тд)предназначением.Иногда мегал.памятники называют циклопическая архитектура-большие плиты уложены поверх других больших плит..Особенность мегал.кострукций-это либо вообще одиночная пдита(ортостат),либо несколько больших плит,образующих стены,перекрытые такой же одной или двумя млитами по типу карточного домика.И для цикл.и мегал.техники строительства.Самый грандиозн.-в Стоунхендже(название Стоунхендж-с перевода с англосаксонского»Висящие камни,а их в ту пору ещё не было,датируется периодом около 3200г.до нэ).Кольцо, образованное рвом и валами,оставалось незамкнутым на северо-востоке,напротив этого входа,примерно в 30м от кольца,был установл.пяточный камень-служил визиром для определения восхода солнца в день летнего солнцестояния. Самый грандиозн.-в Стоунхендже- из огромных,грубо обтёсанных четырёхгранных глыб синего камня.В плане-круглая площадка d-30м,замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставлен.камнейКольцо внешнего круга из 30-ти столбов,соедин.балками(лежат на них)-образуетгиганский хоровод,внутреннее кольцо-в центре каменная плита(алтарь)-составлено из несколько менгиров.Второе кольцо сооружено из 7м блоков синего цвета,попарно поставленных и перекрытыми плитами.Архитектурный замысел кромлеха прост.но исполнен символического смысла-был святилищем солнца.

Здесь впервые появилась центрическая.упорядоченная композиция,выявлены основные принципы тектоники-взаимоотношение несущих и несомых частей.В ритмическом чередовании пролётов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады.Этот памятник строился этапами, и классифицир.условно по этапам строит-ва в разное время.: I,II,III.Английские хенджи с аллеями т кромлехами из менгиров,возможно были святилищами.которые играли важную роль в религиозной и общественной жизни древних людей.Их назначение-погребальные сооружения,а сами дольмены и мегал.гробницы покрывались курганной насыпью или были впущены в естественные всхолмления.Землянные сооруж-я тумулусы или курганы-использовались для придания всей конструкции необходимой устойчивости,но нет чёткого определения, в так.сл-ях-земляной холм,перекрывающий дольмен,несёт конструкт,а вкаких-функциональное назначение.Зачастую объём земляной насыпи во много раз превышает размеры самой мегалитической гробницы(пр.Ньюгрейндж в Ирландии),наут.Ирландия-мегалт.гробница под гурганом.,длинные коридорного плана гробницы в Ультшире. Иногда дольмены или другие мегал.постройки(в Англии, и Южном Уэльсе) не имеют земляного покрытия.Классификация мегалит.сооружений Зап.Европы черезвычайно сложна,тк существует много конструктивных разновидностей коллективных захоронений.Люкас разделил доисторич.погребальные сооруж-я: 1-простые дольмены,включающие все камеры из двух или более ортостатов,перекрытых одной плитой(название-дюсс,обозначает скандинывские мегалит.погребения),2-сложные,составные камеры с крытым,ведущим в них коридором(назв.-коридорная гробница.).Итак,дюссы или дольмены-представл.собой небольш.пом-е-круглое,прямоугольное или полигональное в плане.Обычная коридорная гробница-один круглый или многоугольн.зал с ведущим в него прямым проходом.шир.и высота которого значительно менбше погребальной камеры.Коридорные гробницы-в Испании,Португалии,Северо-зап.Франции,Зап.Уэльсе,Шатландии.Галерейны гробниц,на 2типа: классические.с двуми параллельными стенами, и клиновидные,суживаюие к концу..В некоторых галерейные могилы разделены на ряд сообщающихся между собой отсеков низкими поперечными плитами,носящими название септальных(перегородочных)камней.иногда в соединении с колоннадой у входа-назыв-ся сегментированными.Мегалитархитек-ра включает в себя также фортификационные сооружения и некоторые другие постройки-культовые.

 

Наскальное искусство Фенноскандии

 

Фенноскандия может быть выделена в особую северо-европейскую провинцию наскального изо ис-ва.Здесь известны тысячи петроглифов,образующих иногда сложные композиции,включающие в себя 10 и 100 изображениий,согласно статистическим данным М.Мальмера(сводка более чем 20-летней давности),в Феноскандии зафиксировано 3877изо-ий древних лодок и кораблей.2379-различных животных,антропоморфных фигур,1016 оттисков следов человека,648 солярных знаков,457 гравировок различного вида оружия(топоры,мечи,кинжалы,копья и др),61колесница,33изо-ий кистей рук,а также другие менее определённые знаки(одежда.чашечные углубления и др.).Наскальные рисунки наносились на горизонтальные,сглаженные ледником поверхности гранитных скал.В зависимости от первоначально заданной поверх-сти находится вся аранжировка скальных полотен.Так,на вериткальных скалах изо-я принимают соответстсвующее положение(люди-вертик,лодки-горизнт.тд)относительно точки обзора этих петроглифов, а композиции имеют горизонтально-линейнуюструктуру.,тогда как не горизонтальных плоскостях аранжировка фигур приобретает независимый характер, а границы заданного пространства проходят по естественным трещинам и разломам скал или по линии уреза воды.Ясно.что такие насыщенные разнообразными сюжетами памятники создавались в теч-ии длительного времени и содержат образы различных семантических уровней.Техника исполнения петроглифов-на три группы:1-отн.к эпохе мезолита(фигуры выполнены в натур.величину чёткой профилированной линией);2-отн. К неолиту и ранней бронзе(выбитые и прорезные изоб-я),3-в разные периоды(росписи на скалах,гравированные.силуэтные или контурными рисунками.которые закрашивались.Возраст петроглифов определяется в некоторых случаях на основании абсолютных высот над уровнем моря.Изоморфизм ряда конкретных сюжетов в наскальном ис-ве Северной Евразии позволяет рассматривать их в качестве мнемонических координат, в которых закодированы представления об организации мифологического пространства в горизонтал.и вертикаль.срезах.В Феннонскандия(не только рисунки и гравировки)которая может быть объединена в североевропейскую провинцию наскального искусства,где соседствовали носители древнеевропейской группы языков –финно-угоры,а на севере и север-востоке,возможно. Саамы-представлены сюжеты и персонажи так называемого «основного мифа»-здесь находилась западная перефирия зоны формирования шаманского арктического комплекса.В поздних скандинавских рельефно выступает(как верховное божество)бог шаманского экстаза Один.Е.М.Мелетинский отмечал связи (не влияния)между Эддой и якутским Олонхо и ряд др.шаманизированных женских образов.Попытки раскрыть содержание наскальных изоб-ий Феннонскандии прелпринимались неоднократно,для их дешифровки использ.использ.различные мифолог.и эпические источники.(описание сюжетов).Важная категория петрогифов-изоб-е оттисков стопы человека,легендарная их связьс более поздними о святых и пророках,а также опираясьна средневековые документы,в которых осуждаются языческие обычаи поклонения следам людей и их изобр-я.

 

 

Cифская триада в Центральной Азии

Культуры скифского или скифо сибирского типа,занимающие обширные пространства от Припонтийских степей до глубин Центральной Азии.представляют собой единый континуум,связующим началом которого явл-ся так называемая скифская триада.включающая в себя конское снаряжение специфических форм.вооружение и скифский звериный стиль.На тер-рии Саяно-Алтайского нагорья и Забайкалья выделяются следующие культуры скифского типа:культура плиточных могил(Бурятия,Читинская обл.),тагарская культура(Хакасия и юг Красноярск.кр),алтыбельская и уюкско-саглынская(Тува и Север Ойрат-Монголии).пазырвкская и майэмирская на Алтае,тасмолинская в Казахстане.Эти не ичерпывается весь спект археологических дефиниций,связанных с различными локальными и хронологическими вариантами культур сакского типа в Средней Азии,Восточном Туркестане,Ордосе или Внутренней Монголии.но связующим звеном всехэтих образований явл-ся «скифская тиада». Поскольку др.составляющие культуры,такие как керамика и погребальный обряд(поселения у кочевников,как правило неизвестны),демонстрируют существен.отличия их друг от друга. «Скифская триада»- как нуклеарная часть культуры скифо-сибирского единства сформировалась именно в глубинах Центральной Азии.Самый древн.скифский комплекс,включающий в себя конское снаряжение.ис-во звериного стиля и предметы вооружения-в кургане Аржан в Туве, в 1971-74 г.г.М.П.Грязновым.Время создания этого памятника-к YIII,некоторые образцы древесины-IX и даже Хв.до н.э..Исключая эти крайние хронологическ.границы и принимая усреднённые даты.необходимо учитывать,что»скифская триада» в Аржане-в завершённом виде и сравнительно длит.вр.потребов-сь для формир-я основн.элементов культуры ранних кочевников,включая семантический и семиотический уровни,ставшие неотъемлемой частью мирочувствования её носителей.Неслучайно ряд исследоват.закрыли проблему поиска прародины скифов.считая,что с открытием царского кургана Аржан в Туве проблема происхождения скифской культуры,искусства и самих скифов может считаться в общих чертах решённой.Установленно.что их(скифов)родину можно искать в глубинах Азии,а не в Северном Причерноморье и не в ПереднейАзии.Принимая во внимание общий центральноазиатский культурный контекст.где памятн.скифского ис-ва-не в блеске бронзы и золота,а явл-ся частью народного ТВ-ва,будь то резьба по кости и дереву,наскальные изобр-я или монумент.оленные камни,стоящие возле курганов или непосредственно на них-что истоки раннекочевнического(скифского)ТВ-ва находятся именно на Саяно-Алтайском нагорье.

 

Петроглифы Центральной Азии и Южной Сибири

В Цент.Ази, изобилующей памятниками наскального искусства эпохи бронзы и скифского времени,только два местонахождения могут быть отнесены к среднему каменномк веку-мезолиту.Это грот Шахты на Восточном Памире в долине реки Куртек-Сай,в 40 км к юго-западу от посёлка Мргаб,и скальные ниши в ущелье Зараут-Сай на правом берегу Амударьи, в горах Кугитанга, в 100 км к северу от Термеза. Грот Шахты находится на значительной высоте (4200м над уровнем моря)имеет глубину до 6м,широну-7,5м.выс.25-30м.Рисунки расположены на южной стене грота на выс.1.6-2.0м от пола.Красочный фриз занимает площадь 20-25кв.м.Хорошо сохранилось четыре из семи изобр-ий трёх животных-светлой кирпичного цвета и более тёмной бордовой краской.Расположенную прямо у входа орнитоморфную фигуру В.А,Ранов расматрив.как человека,замаскированного под птицу.Её высота 23см-такие детали-длинная шея,большое туловище,клюв и выпуклось на голове птицы,отчётливо различимы.Фигура имеет хорошо сохранившиеся длинные.прямые ноги с человеческ.ступнями. По всей видимости-этот рисунок представляет»охотника» с дубиной в руке,занесённой для броска.След.2фигуры-как дикий кабан,медведь. У кабана-только половина туловища дл.40см.ноги отутствуют,вместо них-ритмическая повторяющиеся линии,пересукающиеся посередине.Они могут указывать на детали ловушки или крайне стил.изобр.людей,окружающих зверя.Отдалённо эти рисунки напоминают клавиформы палеолитического ис-ва.Один из них можно истолковать-плохо сохр.изобр-естрелы около уха зверя. Кабану противостоит другое жив-е-медведь,дл.60см.-показан в момент прыжка. След.-наиболее крупная фигура дл.85см.на первый взгляд это животное отн.к бовидам,но выступ.морда,маленькие уши позволяют идентифиц.с медведем.Изобр-е стрел –особый интерес:одна-ниже затылка.вторая-в морду зверя,третья-в полёте перед его головой.Стрелы были выпущены с разных сторон-те облавная охота.В.А.Ранов рассматр.эту сильно фрагминтированную сцену-как плод охотничье-магических ритуалов.Мотивы и технич.исполнение жив-ых,в гроте шахты.-принадлеж.по своей сути скорее палеолитическому ис-ву,чем мезолитическому и неолитическому.Полуреалистич.изобр-я жив-ых А.В.Р-ов со ссылкой ГербертаКюна отн.к периоду,наход.между реалист.ис-вом палеолита и стилизациями послед.эпох.Вот почему архаизм данного ис-ва позволяет предположить.что его оставили первые люди.попавшие наВост.Памир в постгляциальный пер.от нач.YIIIдо конYтыс. До н.э.В гроте Шахты залегали культурные слои с мезолитической каменной индустрии-это потверждает возраст петроглифов в хронологич.рамках. предлож.В.А.Р-ымВ гротах Зараут-Сая культурного слоя не было, но маскированных под птиц(страусов?)охотников сближают эти два достаточно удалённых друг от друга памятника.Всего в ущелье выявл.4грота,или ниши,там наход-ся около 120рисунков.Наиболее известн.-грот зараут-Камар-это культовое место,тк он расположен на высоте 9,5м над руслом сая9пересыхающего ручья,размеры невелики-выс.3м.шир.5м,глубина2м.здесь выявл.100рисунков разных эпох.Интересная комп-я располож.на северной стене ниши,там изобр. 19 причудл.антропоморфных персонажей,15-напоминают миксантропическую фигуру из грота Шахты,4- могут быть отнесены к числу антопоморфных. Все рисунки силуэтные,выполненные красками из кварцевого авролита с железистым цементом.эти персонажи могут быть кем угодно-духами гор, помощниками охотников или шаманов.замаскирован.охотниками или шаманами в ритуальном или.охотничьем облачении.Человеческими у этих фигур-ноги, тогда как руки и голова скрыты под широкими.остроконечными панчо-высовывается вроде птичьей шеи с длин.клювом.Этот клюв может быть сопоставлен с гобустаскими луками на плечах как у мужчин.так и у женщин.Центр.фигура-бык, идёт охота.или содержание иное-отн.к области миф-ии.другая комп. На западн.стене навеса-сцена,там принимают участие быки.др.копытные,м.б.джейраны,скорее не охотники, а миф.сущ-ва.Встреч-ся различные геометричес.фигуры,знаки и неопред.изображ-я.Датировка этого комплекса-эпоха мезолита основаны на стил.анализе с поздними и ранними наскальн.изображ-яЕвропы,Сибири,СреднейАзии. Незначит.по кол-ву изображ.местонахож.-грот Шахты и Зараут-Камар-явл-ся до наст.вр. самыми древн.памятниками наскальн.ис-ва на западе Цент.Азии.В тоже вр.мезолитические индустр.этого региона манифестируют опред.связи с Ближ.Востоком.где ис-во эпохи мезолита представлено небольш.кол-вом памятников.

 

 

Гундеструпский котелок

Бога Тараниса считают властелином небес; в галльском языке с древних времен это понятие связывалось с символикой колеса. На внутренней пластинке гундеструпского котелка мы видим изображение бога или героя с поднятыми руками, который дотрагивается правой рукой до колеса. Впрочем, маленькие бронзовые колесики-подвески подобного характера представляют собой обычный инвентарь в кельтских оппидумах, у нас, например, в Страдоницах (таб. XXXV), и бывают изображены также на кельтских монетах. Бог с колесом позже появляется на бесчисленных галльских памятниках и сравнивается с римским Юпитером. Существует точка зрения, что бог с колесом с гундеструпского котелка – это галльский Юпитер, но не Таранис. Возможно, это все-таки Рогатое божество, окружённое животными,- Цернунн, Бог Природы и Изобилия,(защитник животных, выражение закона охоты и урожая, любое дерево или весь лес,.Диаметр котла составляет 69 см, высота 42 см. Хотя изображения на котле трактуются как кельтские по стилю, метод изготовления для них нехарактерен, однако находит параллели в искусстве Фракии. богато декорированный серебряный сосуд, датируемый около I в. до н. э., относящийся к поздней латенской культуре.[1] Обнаружен в 1891 году в торфяном болоте около посёлка Гундеструп в округе Орс провинции Химмерланд в Дании (56°49′ с. ш. 9°33′ в. д. (G) (O)). В настоящее время хранится в Национальном музее Дании в Копенгагене. Котел этот, сделанный из чистого серебра, по всей вероятности, был в древности позолочен использовался в качестве церемониального сосуда. Емкость этого котла — свыше двадцати восьми галлонов; он состоит из днища, пяти внутренних и семи наружных пластин. Перед захоронением котла серебряные пластины были с него сняты. На пластинах были представлены мифологические сцены, изображающие богов, людей и животных. Некоторые из образов, представленных на этих пластинах, — хорошо известные персонажи кельтского культа. Так, на одной из пластин показаны три жертвенных быка; на других даны изображения более экзотических животных, таких, как львы, леопарды и слоны. Встречаются и изображения некоторых богинь, среди которых выделяется некая богиня, окруженная колесами, словно она мчится на невидимой колеснице. А на одной из пластин сохранилось изображение походной колонны кельтских воинов пехотинцев и всадников. Относительно возраста и происхождения котла высказывались самые противоречивые мнения. Одни ученые полагают, что он был изготовлен между V и вв. до н. э. где то на землях нынешней Румынии или Фракии. По всей вероятности, он был выкован не одним мастером, а несколькими серебряниками. И хотя многие символы, представленные на нем, имеют несомненно кельтское происхождение, большинство из них не знает аналогов в кельтском искусстве стран Западной Европы.

 

 

Наскальное искусство Урала

На Урале рисунки на скалах, называют также «писаницы», «писаные скалы», «камни-писанцы». Слова эти производные от глагола "писать". По В.Далю, под писанцами следует понимать: "неизвестные начертанья, чуждые письмена, встречаемые по береговым скалам". Действительно, уральские писаницы, за редкими исключениями, расположены на обнажениях горных пород по берегам рек и, реже, озер.

Ареал с расписанными скалами на Урале протянулся с севера на юг примерно на 800 км. Они неизвестны пока на территории Полярного и Приполярного Урала. Самые северные памятники обнаружены на реках Колве и Вишере, самые южные - на р. Белой. Внутри этого ареала писаницы распространены неравномерно. На некоторых реках или озерах известно только по одному или два пункта - на Белой, Зилиме, Уфе, Серге, Ирбите, Прокопьевской Салде, Туре, Чусовой, озерах Б.Аллаки, Аргази и Аракуль. Зато в бассейнах других рек наблюдается значительная концентрация писаных скал. Глядя на карту, можно видеть два основных района дислокации писаниц - на восточном склоне Среднего Урала по рекам Тагилу, Нейве, Режу и Исети, и на западном склоне Южного Урала – по рекам Ай и Юрюзань. Больше всего писаниц открыто сейчас на р. Тагил – 19. Все эти памятники связаны с горно-лесной зоной, обладающей известным единством природной среды. Все нарисованные фигуры можно объединить в четыре большие группы: животные, человекообразные существа, различные геометрические изображения, или знаки, и неопределенные изобразительные мотивы. Конечно, это самый общий уровень классификации рисунков и группы включают достаточно разнородные воспроизведения. Скажем, группа животных состоит из рисунков зверей и птиц. А вот натуралистично выполненные рыбы или насекомые в репертуаре наскальных образов практически не отмечены или спорны: есть только одна фигура на Вишерском Писаном камне, которую можно принять за изображение рыбы.

Почти все фигуры птиц и зверей выполнены в профиль. Изображения выполнялись по-разному: силуэтом, когда туловище полностью заливалось краской, контуром, т.е. когда корпус обводился одной линией, и в так называемом "скелетном", или "рентгеновском" стиле, подразумевающем показ ребер и/или жизненно важных органов живых существ - сердца, печени, легких. Как правило, образы создавались красочной линией, не превышающей в ширину 1-1,5 см. Напрашивается вывод, что рисунки выполнялись просто пальцем. Но известны и широкие полосы - до 4-5 см, которые, может быть, наносились каким-то инструментом - щепой или кистью.

К нефигуративным мотивам относятся многочисленные и очень разнообразные геометрические фигуры. И в этом состоит существенное отличие уральского наскального искусства от наскального искусства других территорий. Эти геометрические фигуры принято называть знаками потому, что в отличие от образов их содержание не явлено непосредственно в их форме. Все многообразие знаков образуют пятна и отрезки, разного рода четырехугольники, сотовидные формы, треугольники, дуги и окружности, зигзаги и волнистые линии, меандры, сетки прямые и диагональные, кресты прямые, косые или «неправильные»; существуют также более сложные фигуры, составленные из простых основ. Нескончаемое разнообразие придает этим рисункам и различная трактовка - в ромб может быть включен крест, в окружность вписано еще несколько, от дуги часто отходят вверх отрезки, зигзаги могут быть сдвоенными и с отростками, и подобных им комбинаций известно множество.

Остается добавить, что на Балабанском камне по р.Тагил найдена фигура, напоминающая лодку с людьми. Известны и немногочисленные растительные, древовидные мотивы.

 

Ла-Тен. Культура кельтов


между 600 и 220 гг. до н.э., когда владения кельтов простирались от Балтики до Средиземноморья и от Черного моря до Ат-

лантического океана. Кельтская культура этого периода — начиная с середины VI века до н.э. и далее — получила в науке название латенской. Первые открытия памятников этой культуры были сделаны на поселении Ла-тен, расположенном на Невшательском озере в Швейцарии.
Латенская культура не возникла сама по себе. Своим развитием она обязана более ранним культурам, существовавшим на обширных территориях, заселенных кельтскими племенами, а также широким контактам кельтов с античными цивилизациями и с культурой скифских племен. Иногда утверждают, что между гальштатской и латенской культурой нет ничего общего. Если говорить об искусстве, то действительно, прямой преемственности здесь нет. Но все прочие корни латенской культуры прямо уходят гальштатскую. Примерно с 400 года до н.э. кельты стали доминирующей силой в областях, расположенных к северу от Альп — от Франции до Венгрии. Однако древние кельты не были единой нацией и не основали своего государства. Они жили отдельными племенами и княжествами, иногда создавались федерации племен. Дальше этого политическое единение у них не заходило.
Различными племенами управляли короли, вожди или «благородные». Но все кельты говорили на общем языке и обладали многими сходными чертами в повседневной жизни и обычаях, что не мешало им вести ожесточенные междоусобные войны В своих «Записках о галльской войне» Юлий Цезарь неоднократно отмечает важную, с его точки зрения, роль «оппиду-мов» — галльских городов, где его войска могли получить провиант, расположиться на зимние квартиры, а также укрыться при отступлении. Из записок Цезаря видно, что оппидумы являлись фактически первыми кельтскими городами. Эти города были центрами политической и экономической жизни кельтских племен. Важную роль играл город и в религиозной жизни — здесь находились капища и священнодействовали жрецы. Многие из крупнейших современных городов Европы были в свое время заложены кельтами. К их числу относятся Лондон, Дублин, Париж, Бонн, Вена, Женева, Цюрих, Болонья. Лион, Лейден, Милан, Коимбра, Белград. Некоторые из этих городов несколько переместились, другие остались на прежних местах, но все они сохранили свое первоначальное значение до наших дней.
На всем пространстве, заселенном кельтами, господствовала единая культура и единый язык (с диалектными различиями). Однако у древних кельтов не было письменности. О единстве кельтской культуры, выявляющимся до сих пор на довольно обширных и разнообразных территориях, свидетельствуют прежде всего археологические данные.
Религиозные верования кельтов были одним из главных факторов, связующих эти племена в единое целое. Несмотря на то что каждое кельтское племя имело собственных богов и соответствующую мифологию, в основе своей религия кельтов была единой. Свидетельство тому — существование общекельтских богов, культ которых распространялся на значительные тер-j ритории.
Кельты обожествляли явления природы, реки, горы, животных; среди их богов были триликие божества, змей с головой барана, маленькие духи-гномы; кроме того, существовало множество местных богов. При этом кельты весьма редко изображали своих божеств в человеческом облике — очевидно, на этот счет у них существовало некое табу. Известно, что когда в 278 году до н.э. кельты захватили знаменитое греческое святилище в Дель-фах, их вождь Бренн был возмущен человеческим обликом греческих богов. Ему это показалось кощунством, ибо кельты, обожествляя силы природы, всегда изображали их в виде символических знаков и фигур.

Кельтское искусство по своему значению и самобытности — одно из выдающихся явлений художественного развития в истории человечества. Для латенской культуры особенно характерно развитие прикладного искусства. Оно чрезвычайно своеобразно и не похоже ни на какое другое. Латен-ское искусство отражает независимость мышления кельтов, их пристрастие к сверхъестественному, к мечтательности, сказочности. Эстетические проявления этого склада можно видеть в тонких и изящных произведениях искусства древних кельтов — в их красиво отделанном оружии, ювелирных украшениях, керамике, скульптуре, стекле, монетах, отличающихся чрезвычайно оригинальным и удивительно «современным» стилем. Абстракция, фантастические трансформации, личины воображаемых существ играли большую роль в искусстве кельтов, и все это придавало волшебную силу предметам и декору.

 

 

Date: 2015-09-27; view: 602; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию