Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хронологические рамки палеолита и его периодизация. 5 page
Клады бронзового века в Северной Европе Необычайно большо кол-во кладов. Обнаружено в Юго-Восточной и Сверной Европе,породило целое направл-е в археологии,пытавшееся ответить на вопрос о причине утаивания сокровищ в земле, а зачастую и вообще в недоступных местах-болотах и озёрах,откуда владелец клада практически не имел возможности извлечь его в будущем.Основные оценки феномена кладов полно изложены Бочкарёвым.Пример.,металл являясь высшей ценностью эпохи бронзы, накапливался в частных руках или в отдельных общинах и прятался в моменты реальной опаснсти.В рамках этого «экономического»направления была разработана первичная классификация кладов.разделялись по определённым типам.1-клады-сокровища, в сотав входят.предметы из драгоценных и полудрагоценных материалов,художественные или высококачественные изделия из бронзы и меди.а также дорогие импорты.2-клады,в составе лом и слитки металла.а также.литейно-кузнечные инструменты-это клады литейщиков-принадлежат эпохе поздней бронзы. В особый тип выделены так назыв.торговые клады, в них-готовые изделия или полуфабрикаты.Иногда –узкоспециаллизированный характер-состоят только из одной категории изделий(пр.мечей).кроме металла идр. Товары-янтарь.стекло,раковины и тд.Преполагают,что владельцами таких кладов могли быть странствующие торговцы.В4 тип-небольшие собрания отдельных изд-ий,которые уже использовались прежде,но оставались пригодными к употреблению.Каждая категория вещей в этих кладах представлена единичными экземплярами,они имели персонального владельца.Многие вещи из погребений наделялись мистической силой и мощью. И знать использовала реальную и символическую ценность металачтобы продемонстрировать свой социальный статус и повысить его.С этой целью накопленные богатства или жертвовались богам ex voto,или в качестве сопроводительного инвентаря попадали в могилы военных предводителей и бигменов.Поэтому.клады по форме и содержанию были культовыми явлениями,а по сути социальными. Судя по датским материалам,на протяжении бронзового века, эти две формы сохранения металла попеременно сменяли друг друга: в одни периоды-предпочтение отдавалось могилам, в иные-кладам.Хорошо организованные вождества бронзового века Сев.европе контролировали обмен и производство металлов.создавая монументальные курганы с элитными захоронениями и жертвуя ценности в святилищах на водных источниках.Нередко в число последних входили и человеческие жертвоприношения.Клады бронзового оружия в одних местах замещались его изорб-ями на скалах в других.(можно дополнить стр.393-394)
Мезолитическое искусство Северной Европы и Урала Мезолитическое искусство Северной Европы. Представлено декорированными костяными орудиями и янтарной скульптурой из поселений культуры маглемозе на Балтийском море, а также роговой и костяной скульптурой из Оленеостровского могильника на Онежском озере и петроглифами на севере Норвегии и Швеции.по всоей стилистике отвечающими канонами ранней фазы постгляциального иск-ва в Валькамонике.Мезолит.стоянки культуры маглемозе располагались на заболоченных берегах озер и на море,поэтому их жилища возводились на настилах и на сваяхС течением времени эти поседления заливались водой и заторфовывались,поэтому хорошо сохранились органические материалы,в т.ч.деревяные конструкции,орудия из кости и рога и другие следы жизнедеятельности древних обитателей Балтики.На роговой рукояти каменного орудия,найденной в Юстаде(провинция Сконе в Швеции)изображены две процарапанные фигуры оленей со сброшенными рогами.Несмотря на незначительность этого изд-я: у животного-четыре ноги,оба уха в едином ракурсе,на одной линии,напротив друг друга или одно за другим,голова и шея заштрихованы.Эти же приёмы использ. И мадленские художники в Испании при изобр-ии безрогих оленей(ланей).Техника множеств.линии виде штрихов,применявшаяся для ограничивания светлых и тёмных зон или выполнения моделировки.хорошо известна как в наскальном ис-ве.так и в ис-ве малых форм.Человеческие фигуры встречаются ещё реже,чем изо.животн.они представлены в гравированной композиции на кости зубра(Рюемаркгарде,Зеландия)Гравированные линии заполнены белым цветом.Более выразительная скульптура(Оленеостровский могильник на Онежском озере)),много могил с погребёнными,предметы-подвески и пластинки из резцов лося и бобра,которыми расшивались пояса,нагрудные украшения.головные уборы,обувь.-использовали резцы медведя с нарезками или отверстиями в корневой части и фрагменты орнаментированных трубчатых костей.Погребальный инвентарь-гворит о наличие людей.обладающих в данной племенной или родовой группе высоким социальным статусом.Ис-во оленеостровского социума представлено культовой скульптурой-явл.частью погребального комплекса: среди них преобладают лоси(9).имеются 3 антропоморфных фигуры,2-изо змеи.Для «лосей» использ.длинный олений рог с небольшим отростком.из которого вырезана голова животного,его глаза,ноздри,уши,рот,. А в данном случае вздыбленная грива,переданная пятью раздельными зубчиками и придающая образу динамизм и экспрессию.(также на стр.193)Антопоморфные скульптуры из оленеостр.могильника представлены 3разными типами изобр-ий.наиболее загадочное-двуликий Янус.с чётко проработанными чертами лица спереди и менее отчётливыми на затылке,два др.-мужское и женское –в совершенно разной манере.Эти амулеты играли роль.схожую с сибирскими онгонами.которые служили прибежищем душ или каким-то иным целям связан.с погребальной обрядностью определ.лиц-личные обереги.Петроглифы эпохи мезолита Скандинавиидатируются в зависимости от расположения над уровнем моря.К ним отн-ся простейшие изобр.лодок.контурно-силуэтные фигуры оленей,различные знаки,антропоморфные фигуры.Наиболее ранними YI-Yтыс.до нэ крупные фигуры животных,выполненные прошлифованной контурной линией. Изображения животных достигают натуральной величины,все рисунки копытных животных и медведей-силуэтные.с одной парой ног,иногда незавершённые.статичные, с поднятой или опущенной вниз,иногда повёрнутой назад головой.Мезол.население Севрной Европы было малочисленным,поэтому нет большого кол-ва памятников ис-ва в этом неблагоприятн.для обитания регионе.Строго профильные фигуры огромных лосей с передачей не одного,а сразу обоих ушей.как на обрубке рога из Юстада.отсылают нас не только к Альтамире,но и более ранним.профильным,выполненным контурной линией изображениями, с рогами,переданными в перекрученной перспективе.как у бизона из грота Ла-Грез.Между Фенноскандией и Уралом находятся два значительных мезолит.памятника-Нижнее Вереть-найдено большое кол-во изд-ий из кости и рога,де корированных геометрическими орнаметрами, а также скульптурные изо-я голов водоплавающих птиц и сильно стил.антропоморфная скульптура.Гарпуны и биконические наконечники стрел из кости несут много общих черт с культурой кунда:маглемозе.с мезолит.торфянных стоянок Среднего Зауралья-с другой.Шигирский и Горбуновский торфяники Зауралья содержали самое большое кол-во деревянной и костяной скульптуры,отн.к различн.эпохамот мезолита до бронзы
Нураге Сардинии Одной из оригинальных культур Западного Средиземноморья является островная культура древних сардов. По всей Сардинии рассеяны нураги, огромные, киклопические башни в форме усеченного конуса, выстроенные из каменных глыб, положенных насухо Около 4-5 тысяч лет назад на Сардинию прибыла группа поселенцев. Они быстро распространились по всему острову, построив достаточно развитую цивилизацию с устоявшейся системой ценностей, развитой религией и передовыми строительными технологиями. Нам этот народ известен по богатому сохранившемуся наследию – нурагам. Теория о многофункциональности нурагов подтверждается древними свидетельствами о том, что множество башен на побережье в качестве вышек для наблюдения за морем, а также временного жилья для заходящих в порт торговцев. Одна из башен находилась прямо посреди рынка и служила своеобразным «храмом справедливости», где совершались самые крупные и значимые сделки того времени. К сожалению, сохранилось совсем немного целых нурагов, большая часть разрушена до самого основания, некоторые – погребены под большим слоем почвы. В зависимости от времени постройки, нураги делятся на категории. Ниже приведены наиболее значимые из них. Нураги-коридоры
Неолитическая «революция» НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (neolitic revolution) – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.
Мегалитические постройки Мальты К мегалическим сооружениям(те выстроенным из громадных камней-по-гречески «мег»-большой,»лит»-камень) отн-ся:менгиры,дольмены.кромлехи.Слово ДОЛЬМЕН(от бренонского dol-стол, и men-камень).или каменный столб,указывает на основные сособенноти памятника.само по себе указывает на осн.особенности памятника,в простейшие своей форме состоящего из нескольих вертикальных ортостатов,перекрытых большой плоской плитой.2-ой-менгиры-(men-камень, и hir- длинный)отдельные,веритикальн.стоящие каменные столбы,по большей части округлой формы,которую они либо имели от природы,либо получили в результате грубой обработк.№гр.-кромлехи-(от сrom-круг и lech-место)-обозначают много разных мегал.памятников.Мегалитизм-это использование крупных блоков.необработанных или частично обтёсанных при создании монументов с погребальным(галерейные гробницы,коридорные гробницы и тд) или комеморативным(менгиры,статуи менгиры и тд) предназначением.Но гордон Чайлд считал,что иногда применение термина-мегалитические могут ввести в заблуждения,по скольку по тому плану построены гробницы.сложеннные из из небольших камней на сухом растворе, и другие,выкопанные в грунте(или высеченные в скалах).Более того,он полагал что там,где мягкая известковая почва облегчает копание,напр, в Португалии.на склонах холмов выкапывались камеры в виде ульев со входом через узкий длинный коридор.В местах.где слой почвы неглубок или горная порода тверда,тот же самый план постройки воспроизводился на поверхности способом сухой каменной кладки.если местный песчаник или сланец легко раскалывался на удобные плиты,то над постройкой сооружался ступенчатый свод.там.где горная порода были твёрже,напр.,гранит,камеры и коридоры сложены из огромных поставленных на ребро камней-ортостатов,поддерживающих плоское перекрытие из одной гигансткой плиты или нескольких плит меньшего размера.Во всех трёх видах гробниц часто встречается одинаковый инвентарь.На Мальте одновременно существ-ли мегалитические постройки-храмы(при чём при их возведении могли использоваться как ортостаты,так и более мелкие,часто не обработанные камни)-подземные некрополи,такие как гипогеум Хал-Салфлиени,что демонстрирует применение в одних и тех же условиях различных строит.практик.Если учесть, что мегалитическая архитек. Развивалась из искусств-ых скальных гробниц.то сохранение и сосуществование тех и других не вызывает удивления.Кроме того,как отмечает Глин Дэниел, в Зап.Европе,должно быть насчитывается сорок или 50000 мегалитических сооружений,их типы и приёмы постройки зависели от самых разных причин,включая как качество строительного материала,так и общий замысел или цель возведения мегалитических гробниц,храмов или хенджей.
Мегалитические постройки Зап.Европы.. К мегалическим сооружениям(те выстроенным из громадных камней-по-гречески «мег»-большой,»лит»-камень) отн-ся:менгиры,дольмены.кромлехи.Слово ДОЛЬМЕН(от бренонского dol-стол, и men-камень).или каменный столб,указывает на основные сособенноти памятника.само по себе указывает на осн.особенности памятника,в простейшие своей форме состоящего из нескольих вертикальных ортостатов,перекрытых большой плоской плитой.2-ой-менгиры-(men-камень, и hir- длинный)отдельные,веритикальн.стоящие каменные столбы,по большей части округлой формы,которую они либо имели от природы,либо получили в результате грубой обработк.№гр.-кромлехи-(от сrom-круг и lech-место)-обозначают много разных мегал.памятников.Мегалитизм-это использование крупных блоков.необработанных или частично обтёсанных при создании монументов с погребальным(галерейные гробницы,коридорные гробницы и тд) или комеморативным(менгиры,статуи менгиры и тд)предназначением.Иногда мегал.памятники называют циклопическая архитектура-большие плиты уложены поверх других больших плит..Особенность мегал.кострукций-это либо вообще одиночная пдита(ортостат),либо несколько больших плит,образующих стены,перекрытые такой же одной или двумя млитами по типу карточного домика.И для цикл.и мегал.техники строительства.Самый грандиозн.-в Стоунхендже(название Стоунхендж-с перевода с англосаксонского»Висящие камни,а их в ту пору ещё не было,датируется периодом около 3200г.до нэ).Кольцо, образованное рвом и валами,оставалось незамкнутым на северо-востоке,напротив этого входа,примерно в 30м от кольца,был установл.пяточный камень-служил визиром для определения восхода солнца в день летнего солнцестояния. Самый грандиозн.-в Стоунхендже- из огромных,грубо обтёсанных четырёхгранных глыб синего камня.В плане-круглая площадка d-30м,замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставлен.камнейКольцо внешнего круга из 30-ти столбов,соедин.балками(лежат на них)-образуетгиганский хоровод,внутреннее кольцо-в центре каменная плита(алтарь)-составлено из несколько менгиров.Второе кольцо сооружено из 7м блоков синего цвета,попарно поставленных и перекрытыми плитами.Архитектурный замысел кромлеха прост.но исполнен символического смысла-был святилищем солнца. Здесь впервые появилась центрическая.упорядоченная композиция,выявлены основные принципы тектоники-взаимоотношение несущих и несомых частей.В ритмическом чередовании пролётов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады.Этот памятник строился этапами, и классифицир.условно по этапам строит-ва в разное время.: I,II,III.Английские хенджи с аллеями т кромлехами из менгиров,возможно были святилищами.которые играли важную роль в религиозной и общественной жизни древних людей.Их назначение-погребальные сооружения,а сами дольмены и мегал.гробницы покрывались курганной насыпью или были впущены в естественные всхолмления.Землянные сооруж-я тумулусы или курганы-использовались для придания всей конструкции необходимой устойчивости,но нет чёткого определения, в так.сл-ях-земляной холм,перекрывающий дольмен,несёт конструкт,а вкаких-функциональное назначение.Зачастую объём земляной насыпи во много раз превышает размеры самой мегалитической гробницы(пр.Ньюгрейндж в Ирландии),наут.Ирландия-мегалт.гробница под гурганом.,длинные коридорного плана гробницы в Ультшире. Иногда дольмены или другие мегал.постройки(в Англии, и Южном Уэльсе) не имеют земляного покрытия.Классификация мегалит.сооружений Зап.Европы черезвычайно сложна,тк существует много конструктивных разновидностей коллективных захоронений.Люкас разделил доисторич.погребальные сооруж-я: 1-простые дольмены,включающие все камеры из двух или более ортостатов,перекрытых одной плитой(название-дюсс,обозначает скандинывские мегалит.погребения),2-сложные,составные камеры с крытым,ведущим в них коридором(назв.-коридорная гробница.).Итак,дюссы или дольмены-представл.собой небольш.пом-е-круглое,прямоугольное или полигональное в плане.Обычная коридорная гробница-один круглый или многоугольн.зал с ведущим в него прямым проходом.шир.и высота которого значительно менбше погребальной камеры.Коридорные гробницы-в Испании,Португалии,Северо-зап.Франции,Зап.Уэльсе,Шатландии.Галерейны гробниц,на 2типа: классические.с двуми параллельными стенами, и клиновидные,суживаюие к концу..В некоторых галерейные могилы разделены на ряд сообщающихся между собой отсеков низкими поперечными плитами,носящими название септальных(перегородочных)камней.иногда в соединении с колоннадой у входа-назыв-ся сегментированными.Мегалитархитек-ра включает в себя также фортификационные сооружения и некоторые другие постройки-культовые.
37. Земледельческий неолит. Искусство Анатолии Центральный памятник неолитической эпохи Малой Азии-Чатал-Хююк-содержит все мыслимые в тот период формы ис-ва,включая стенные росписи внутри особых помещений-святилищ-представленными панелями с геометрическими паттернами,многофигурными композициями,изображающие сцены охоты,праздники и погребальные ритуалы,объёмные пластические формы-головы быков и баранов,букрании,рельефы животных и антропоморфных(женских)образов.Эти святилища имели проходы в зернохранилища,где находились женские фигурки и их имитация из камня,которые встречались и в обычных жилых помещениях.След.категория произвед-ий отн.к некоторым предметам из погребальных комплексов.Останки усопших,предварительно освобождённые от мягких тканей и сухожилий,часто захоранивались под суфами святилищ,а их черепа помещались на платформах под рельефами и в санктуариях с росписями-сцены терзания трупов хищными птицами
Бронзовый век. Общая характеристика
.(около2тыс.до н.э)..металл.давший название одной из поворотных эпох в истории человечества.Бронза использов.для изготовления топоров.тесел.шильев,иголок,и конечно оружия и украшений,но именно эти две последние категории изд-ий,имеющие зачастую высокую худож.ценность.редко встречаются при раскопках поселений и городищ.стольже редки и бронзолитейные мастерские или кузнецы.эти объекты,как правило вынесены за пределы посёлков.что объясняется мистикой огненной стихии, с которой связано ремесло кузнеца или литейщика, и естественно,страхом перед уничтожающей силой пламени.В эпоху бронзы. С ведением новых форм хозяйства и метал.(медь,бронза) орудий,совершенствовавших способ производства.произошло первое крупное обществ.разделение труда,создавшее условия регулярного обмена и усиления имуществен.неравенства.Среди племён выделялись пастушеские,занимавшиеся приручением и разведением скота.Появился ткацкий станок.Совершилось второе разделен ие труда-ремесло отделилось от земледелия.Окончательно утвердился патриархат-всё это сыграло большую роль в развитии цивилизации.В долине Нила, в Двуречье и Китае возникли рабовладельческий строй.класовые государства.В др.рай-х-объединение нескольких родов и племя,усиление роли старшего в патриархально-родовом общ-ве,совершался переход к более высокой организации труда,обеспечившей накопление добавочн.продуктов.-благоприят.условия для развития сфер духовной деятельн.человека:искусства.фольклора.эпоса.песни.музыки.Преобладающее значение-монументальная архитек-ра,возникновение которой связано с развитием регилиозн.представлений,с культом предков и природы,те духовными потребн.общ-ва.Грандиозные.простые по формам сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины,были выражением единства рода,его мощи.К мегалическим сооружениям(те выстроенным из громадных камней-по-гречески «мег»-большой,»лит»-камень) отн-ся:менгиры,дольмены.кромлехи.найденные в различн.странах Европы.Одинокие сигаровидные каменные столбы-менгиры.доходящие до 20м высоты(менгир в Бретани,Франция),несут в себе черты и архитектуры и скульптуры. Иногда на них высекались рельефы,иногда их формы сближались с человеческой фигурой.рыбой или зверя.Возможно.менгиры были предметом поклонения или служили надгробиями.Они возводились на возвышении.порою были центром поселения,тянулись параллельными рядами на нескоько км.Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах.это погребальные сооружения из двух или четырёх отвесно поставленных обтёсанных камней,перекрытых горизонтальной каменной плитой.Внутренне пространство служило для родовых захоронений.Дольмены широко распр.в Зап.европе,в СевернойАфрике,мегалит.сооруж-я в Крыму,на Кавказе отн.к 5-2тыс.до нэ,они возникали и позже.Величествен.характ.архитек-ры выразился в аллеях менгиров-вертикально поставленных огромных отвесных камнях,кол-во которых доходит до тысячи.Равномерно расположен.параллельными рядами на обширной территории,они ритмически упорядочивали торжественное религиозное шествие,придавали ему общественный характер(в Закавказье, в Армении «Каменное войско», в Западной Европе, по побурежью Средиземного моря и Атлантич.океана.Особенно знаменита своей грандиозностью Ал.Менг.в Бретани.Более сложные мегалит.постройки-кромлехиСамый грандиозн.-в Стоунхендже(нач.2тыс.до нэ.Южная Англия) из огромных,грубо обтёсанных четырёхгранных глыб синего камня.В плане-круглая площадка d-30м,замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставлен.камнейКольцо внешнего круга из 30-ти столбов,соедин.балками(лежат на них)-образуетгиганский хоровод,внутреннее кольцо-в центре каменная плита(алтарь)-составлено из несколько менгиров.Второе кольцо сооружено из 7м блоков синего цвета,попарно поставленных и перекрытыми плитами.Архитектурный замысел кромлеха прост.но исполнен символического смысла-был святилищем солнца.Здесь впервые появилась центрическая.упорядоченная композиция,выявлены основные принципы тектоники-взаимоотношение несущих и несомых частей.В ритмическом чередовании пролётов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады.
|