Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронологические рамки палеолита и его периодизация. 5 page





 

 

 

Клады бронзового века в Северной Европе

Необычайно большо кол-во кладов. Обнаружено в Юго-Восточной и Сверной Европе,породило целое направл-е в археологии,пытавшееся ответить на вопрос о причине утаивания сокровищ в земле, а зачастую и вообще в недоступных местах-болотах и озёрах,откуда владелец клада практически не имел возможности извлечь его в будущем.Основные оценки феномена кладов полно изложены Бочкарёвым.Пример.,металл являясь высшей ценностью эпохи бронзы, накапливался в частных руках или в отдельных общинах и прятался в моменты реальной опаснсти.В рамках этого «экономического»направления была разработана первичная классификация кладов.разделялись по определённым типам.1-клады-сокровища, в сотав входят.предметы из драгоценных и полудрагоценных материалов,художественные или высококачественные изделия из бронзы и меди.а также дорогие импорты.2-клады,в составе лом и слитки металла.а также.литейно-кузнечные инструменты-это клады литейщиков-принадлежат эпохе поздней бронзы. В особый тип выделены так назыв.торговые клады, в них-готовые изделия или полуфабрикаты.Иногда –узкоспециаллизированный характер-состоят только из одной категории изделий(пр.мечей).кроме металла идр. Товары-янтарь.стекло,раковины и тд.Преполагают,что владельцами таких кладов могли быть странствующие торговцы.В4 тип-небольшие собрания отдельных изд-ий,которые уже использовались прежде,но оставались пригодными к употреблению.Каждая категория вещей в этих кладах представлена единичными экземплярами,они имели персонального владельца.Многие вещи из погребений наделялись мистической силой и мощью. И знать использовала реальную и символическую ценность металачтобы продемонстрировать свой социальный статус и повысить его.С этой целью накопленные богатства или жертвовались богам ex voto,или в качестве сопроводительного инвентаря попадали в могилы военных предводителей и бигменов.Поэтому.клады по форме и содержанию были культовыми явлениями,а по сути социальными. Судя по датским материалам,на протяжении бронзового века, эти две формы сохранения металла попеременно сменяли друг друга: в одни периоды-предпочтение отдавалось могилам, в иные-кладам.Хорошо организованные вождества бронзового века Сев.европе контролировали обмен и производство металлов.создавая монументальные курганы с элитными захоронениями и жертвуя ценности в святилищах на водных источниках.Нередко в число последних входили и человеческие жертвоприношения.Клады бронзового оружия в одних местах замещались его изорб-ями на скалах в других.(можно дополнить стр.393-394)

 

Мезолитическое искусство Северной Европы и Урала

Мезолитическое искусство Северной Европы. Представлено декорированными костяными орудиями и янтарной скульптурой из поселений культуры маглемозе на Балтийском море, а также роговой и костяной скульптурой из Оленеостровского могильника на Онежском озере и петроглифами на севере Норвегии и Швеции.по всоей стилистике отвечающими канонами ранней фазы постгляциального иск-ва в Валькамонике.Мезолит.стоянки культуры маглемозе располагались на заболоченных берегах озер и на море,поэтому их жилища возводились на настилах и на сваяхС течением времени эти поседления заливались водой и заторфовывались,поэтому хорошо сохранились органические материалы,в т.ч.деревяные конструкции,орудия из кости и рога и другие следы жизнедеятельности древних обитателей Балтики.На роговой рукояти каменного орудия,найденной в Юстаде(провинция Сконе в Швеции)изображены две процарапанные фигуры оленей со сброшенными рогами.Несмотря на незначительность этого изд-я: у животного-четыре ноги,оба уха в едином ракурсе,на одной линии,напротив друг друга или одно за другим,голова и шея заштрихованы.Эти же приёмы использ. И мадленские художники в Испании при изобр-ии безрогих оленей(ланей).Техника множеств.линии виде штрихов,применявшаяся для ограничивания светлых и тёмных зон или выполнения моделировки.хорошо известна как в наскальном ис-ве.так и в ис-ве малых форм.Человеческие фигуры встречаются ещё реже,чем изо.животн.они представлены в гравированной композиции на кости зубра(Рюемаркгарде,Зеландия)Гравированные линии заполнены белым цветом.Более выразительная скульптура(Оленеостровский могильник на Онежском озере)),много могил с погребёнными,предметы-подвески и пластинки из резцов лося и бобра,которыми расшивались пояса,нагрудные украшения.головные уборы,обувь.-использовали резцы медведя с нарезками или отверстиями в корневой части и фрагменты орнаментированных трубчатых костей.Погребальный инвентарь-гворит о наличие людей.обладающих в данной племенной или родовой группе высоким социальным статусом.Ис-во оленеостровского социума представлено культовой скульптурой-явл.частью погребального комплекса: среди них преобладают лоси(9).имеются 3 антропоморфных фигуры,2-изо змеи.Для «лосей» использ.длинный олений рог с небольшим отростком.из которого вырезана голова животного,его глаза,ноздри,уши,рот,. А в данном случае вздыбленная грива,переданная пятью раздельными зубчиками и придающая образу динамизм и экспрессию.(также на стр.193)Антопоморфные скульптуры из оленеостр.могильника представлены 3разными типами изобр-ий.наиболее загадочное-двуликий Янус.с чётко проработанными чертами лица спереди и менее отчётливыми на затылке,два др.-мужское и женское –в совершенно разной манере.Эти амулеты играли роль.схожую с сибирскими онгонами.которые служили прибежищем душ или каким-то иным целям связан.с погребальной обрядностью определ.лиц-личные обереги.Петроглифы эпохи мезолита Скандинавиидатируются в зависимости от расположения над уровнем моря.К ним отн-ся простейшие изобр.лодок.контурно-силуэтные фигуры оленей,различные знаки,антропоморфные фигуры.Наиболее ранними YI-Yтыс.до нэ крупные фигуры животных,выполненные прошлифованной контурной линией. Изображения животных достигают натуральной величины,все рисунки копытных животных и медведей-силуэтные.с одной парой ног,иногда незавершённые.статичные, с поднятой или опущенной вниз,иногда повёрнутой назад головой.Мезол.население Севрной Европы было малочисленным,поэтому нет большого кол-ва памятников ис-ва в этом неблагоприятн.для обитания регионе.Строго профильные фигуры огромных лосей с передачей не одного,а сразу обоих ушей.как на обрубке рога из Юстада.отсылают нас не только к Альтамире,но и более ранним.профильным,выполненным контурной линией изображениями, с рогами,переданными в перекрученной перспективе.как у бизона из грота Ла-Грез.Между Фенноскандией и Уралом находятся два значительных мезолит.памятника-Нижнее Вереть-найдено большое кол-во изд-ий из кости и рога,де корированных геометрическими орнаметрами, а также скульптурные изо-я голов водоплавающих птиц и сильно стил.антропоморфная скульптура.Гарпуны и биконические наконечники стрел из кости несут много общих черт с культурой кунда:маглемозе.с мезолит.торфянных стоянок Среднего Зауралья-с другой.Шигирский и Горбуновский торфяники Зауралья содержали самое большое кол-во деревянной и костяной скульптуры,отн.к различн.эпохамот мезолита до бронзы

 

 

Нураге Сардинии

Одной из оригинальных культур Западного Средиземноморья является островная культура древних сардов. По всей Сардинии рассеяны нураги, огромные, киклопические башни в форме усеченного конуса, выстроенные из каменных глыб, положенных насухо Около 4-5 тысяч лет назад на Сардинию прибыла группа поселенцев. Они быстро распространились по всему острову, построив достаточно развитую цивилизацию с устоявшейся системой ценностей, развитой религией и передовыми строительными технологиями. Нам этот народ известен по богатому сохранившемуся наследию – нурагам.
Практически по всей территории Сардинии разбросано множество полуразрушенных каменных башен, не имеющих аналогов ни в одной из извесных культур. Учёные предполагают, что когда-то число таких сооружений достигало порядка 30 тысяч, а создано большинство было во втором тысячелетии до н.э. Кроме каменных башен, были найдены также миниатюрные бронзовые и глиняные фигуры. Нураги оказали настолько сильное влияние на общественную жизнь древних сардов, что дали название целой эпохе – нурагическая.
Многочисленность столь внушительных сооружений не могла остаться незамеченной, на сегодняшний день нураги встречаются практически по всему острову, особенно высока их концентрация в его северо-западной и южной частях. По информации из разных источников, число сохранившихся нурагов оценивается в 7-9 тысяч, все они объявлены историческими памятниками, а самые известные включены в список всемирных достояний. Археологи и историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, зачем строились нураги. Практически доказана гражданская и военная польза некоторых из них, что нельзя сказать о других. Одни башни красуются на вершинах холмов, другие – на склонах, третьи – в горах. Считается, что простейшие нураги на вершинах холмов были построены как смотровые башни и средство передачи визуальных сообщений, эту версию подтверждает то, что все они находятся в поле зрения соседних. Более сложные сооружения, с высокой центральной башней и несколькими более низкими вокруг, образующими своеобразный двор, по мнению ученых, строились в общинных центрах и могли служить местом собраний, храмом, временной резиденцией правителей или сочетать эти функции. Возможно, первое время нураги служили военным целям, а позже, потеряв былую актуальность, стали религиозными объектами.

Теория о многофункциональности нурагов подтверждается древними свидетельствами о том, что множество башен на побережье в качестве вышек для наблюдения за морем, а также временного жилья для заходящих в порт торговцев. Одна из башен находилась прямо посреди рынка и служила своеобразным «храмом справедливости», где совершались самые крупные и значимые сделки того времени.
Внешний вид и структура
Нураги представляют собой невысокие конусообразные башни с усечённой вершиной. Высота постройки может достигать 20 метров, а диаметр – 30-50. Толщина стен у основания составляет 4-5 метров и постепенно уменьшается с высотой. Угол наклона стен внутрь бывает разным и обычно больше у более старых сооружений. Такая архитектура была обусловлена уникальной техникой строительства, когда большие каменные блоки укладывали круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов, и камни удерживались друг на друге за счёт собственного веса. Чем выше предполагалось использовать камень, тем он был меньшего размера и тщательнее обработан. Наверх блоки доставлялись при помощи особой системы рычагов. Если камни не удавалось положить достаточно плотно, в щель забивались плоские осколки породы. Ещё одним секретом крепости соединения камней было использование разных по твёрдости и прочности горных пород. Верхняя часть башни обычно представляла собой террасу с парапетом, доступ к которой осуществлялся по винтовой лестнице, освещавшейся через узкие окошки в толстых стенах. Вход в башню почти всегда находился на южной стороне и переходил в широкий коридор, выводящий в большую круглую комнату с высоким сводчатым потолком.
Большее число нурагов обнаружено на вершинах холмов, на горных плато, вблизи портов и по всему побережью. Результаты раскопок и найденные артефакты показали, что эти объекты были многофункциональны, используясь и как крепость, и как временное жилище, и как местное спасение для крестьян из окрестных деревень.

К сожалению, сохранилось совсем немного целых нурагов, большая часть разрушена до самого основания, некоторые – погребены под большим слоем почвы. В зависимости от времени постройки, нураги делятся на категории. Ниже приведены наиболее значимые из них. Нураги-коридоры
Нураги этого типа ещё называют псевдонурагами или протонурагами, т.к. они значительно отличаются от классических сооружений. Эта постройка представляет собой не башню, а скорее каменный лабиринт с одним или несколькими коридорами, некоторые из которых оканчиваются тупиками.
Нураги смешанного типа
Представляют собой переходные сооружения между нурагами-коридорами и классическими башнями, и по времени постройки, и по архитектуре.
Монобашни-толосы
Классические нураги в форме усечённого конуса. Длинный коридор ведёт от входа к главному залу. От коридора отходят небольшие второстепенные ниши-помещения.
Нураги «tancato»
Закономерное развитие монобашен. Возле главного сооружения строилось другое, имеющее с первым общий двор. Позже к ним добавлялось третьи и т.д. В конце концов получался достаточно сложный и замысловатый комплекс.
Нурагические комплексы
Такие нураги строились на границах племенных владений, возле стратегически важных дорог, у источников питьевой воды и т.д. Это были настоящие крепости. Множество башен разной величины соединялись крепостным валом и были созданы для защиты центральной башни. Такие нурагические комплексы могли иметь в своём составе десятки толстостенных сооружений, создававших несколько линий обороны. По всей видимости, эти постро Нурагические поселения
Некоторые комплексы росли, постепенно окружая деревню и создавая каменную стену вокруг хижин. Сельские постройки оставались предельно простыми, но для общественных целей и знатных людей строились каменные дома с мощными стенами и множеством комнат.
Бронзетти
Сами нураги могут много рассказать о технике строительства древнего народа, но почти ничего о его искусстве и быте. Такими проводниками в тайны жизни нураджиков стали найденные в некоторых башнях бронзовые (реже – глиняные) статуэтки – бронзетти.
Фигурки чаще всего изображают людей – мужчин и женщин, реже – домашних и диких животных, предметы быта. Именно бронзетти поведали нам о таинствах религии дренних поселенцев Сардинии, о их социальном строе. По мнению историков, эти находки позволяют говорить о том, что на острове жил народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.

 

Неолитическая «революция»

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (neolitic revolution) – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.
Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд, близкий по своим концептуальным предпочтениям к марксизму и предложивший термин по аналогии с марксистским понятием «промышленная революция». Эта революция, по Чайлду, «трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия», создав тем самым условия возникновения цивилизации. Поскольку понятие «промышленная революция» к середине 20 в. уже стало общепринятым, то и термин «неолитическая революция» быстро завоевал популярность. Другие варианты названий этого исторического события (например, «революция в производстве пищи», «земледельческая революция») не получили поддержки специалистов.
В настоящее время неолитическая революция считается одним из трех главных революционных изменений в экономике – наряду с промышленной и научно-технической революциями.
По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[1]. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее. Возникновение земледелия и животноводства
Первые попытки культивирования некоторых растений были предприняты около 10 тыс. лет назад. В это время в Меланезии начали разводить таро[4]. Но гораздо более успешными и важными по своим последствиям для истории человечества оказались ячмень и пшеница, окультуренные в эту же эпоху в районе плодородного полумесяца на Ближнем Востоке[5][6]. В эту же эпоху и в этом же регионе — в горах Загроса (Ганджи-Даре и др.) — были одомашнены козы[7][8] и овцы[9].

 

Мегалитические постройки Мальты

К мегалическим сооружениям(те выстроенным из громадных камней-по-гречески «мег»-большой,»лит»-камень) отн-ся:менгиры,дольмены.кромлехи.Слово ДОЛЬМЕН(от бренонского dol-стол, и men-камень).или каменный столб,указывает на основные сособенноти памятника.само по себе указывает на осн.особенности памятника,в простейшие своей форме состоящего из нескольих вертикальных ортостатов,перекрытых большой плоской плитой.2-ой-менгиры-(men-камень, и hir- длинный)отдельные,веритикальн.стоящие каменные столбы,по большей части округлой формы,которую они либо имели от природы,либо получили в результате грубой обработк.№гр.-кромлехи-(от сrom-круг и lech-место)-обозначают много разных мегал.памятников.Мегалитизм-это использование крупных блоков.необработанных или частично обтёсанных при создании монументов с погребальным(галерейные гробницы,коридорные гробницы и тд) или комеморативным(менгиры,статуи менгиры и тд) предназначением.Но гордон Чайлд считал,что иногда применение термина-мегалитические могут ввести в заблуждения,по скольку по тому плану построены гробницы.сложеннные из из небольших камней на сухом растворе, и другие,выкопанные в грунте(или высеченные в скалах).Более того,он полагал что там,где мягкая известковая почва облегчает копание,напр, в Португалии.на склонах холмов выкапывались камеры в виде ульев со входом через узкий длинный коридор.В местах.где слой почвы неглубок или горная порода тверда,тот же самый план постройки воспроизводился на поверхности способом сухой каменной кладки.если местный песчаник или сланец легко раскалывался на удобные плиты,то над постройкой сооружался ступенчатый свод.там.где горная порода были твёрже,напр.,гранит,камеры и коридоры сложены из огромных поставленных на ребро камней-ортостатов,поддерживающих плоское перекрытие из одной гигансткой плиты или нескольких плит меньшего размера.Во всех трёх видах гробниц часто встречается одинаковый инвентарь.На Мальте одновременно существ-ли мегалитические постройки-храмы(при чём при их возведении могли использоваться как ортостаты,так и более мелкие,часто не обработанные камни)-подземные некрополи,такие как гипогеум Хал-Салфлиени,что демонстрирует применение в одних и тех же условиях различных строит.практик.Если учесть, что мегалитическая архитек. Развивалась из искусств-ых скальных гробниц.то сохранение и сосуществование тех и других не вызывает удивления.Кроме того,как отмечает Глин Дэниел, в Зап.Европе,должно быть насчитывается сорок или 50000 мегалитических сооружений,их типы и приёмы постройки зависели от самых разных причин,включая как качество строительного материала,так и общий замысел или цель возведения мегалитических гробниц,храмов или хенджей.

 

 

Мегалитические постройки Зап.Европы..

К мегалическим сооружениям(те выстроенным из громадных камней-по-гречески «мег»-большой,»лит»-камень) отн-ся:менгиры,дольмены.кромлехи.Слово ДОЛЬМЕН(от бренонского dol-стол, и men-камень).или каменный столб,указывает на основные сособенноти памятника.само по себе указывает на осн.особенности памятника,в простейшие своей форме состоящего из нескольих вертикальных ортостатов,перекрытых большой плоской плитой.2-ой-менгиры-(men-камень, и hir- длинный)отдельные,веритикальн.стоящие каменные столбы,по большей части округлой формы,которую они либо имели от природы,либо получили в результате грубой обработк.№гр.-кромлехи-(от сrom-круг и lech-место)-обозначают много разных мегал.памятников.Мегалитизм-это использование крупных блоков.необработанных или частично обтёсанных при создании монументов с погребальным(галерейные гробницы,коридорные гробницы и тд) или комеморативным(менгиры,статуи менгиры и тд)предназначением.Иногда мегал.памятники называют циклопическая архитектура-большие плиты уложены поверх других больших плит..Особенность мегал.кострукций-это либо вообще одиночная пдита(ортостат),либо несколько больших плит,образующих стены,перекрытые такой же одной или двумя млитами по типу карточного домика.И для цикл.и мегал.техники строительства.Самый грандиозн.-в Стоунхендже(название Стоунхендж-с перевода с англосаксонского»Висящие камни,а их в ту пору ещё не было,датируется периодом около 3200г.до нэ).Кольцо, образованное рвом и валами,оставалось незамкнутым на северо-востоке,напротив этого входа,примерно в 30м от кольца,был установл.пяточный камень-служил визиром для определения восхода солнца в день летнего солнцестояния. Самый грандиозн.-в Стоунхендже- из огромных,грубо обтёсанных четырёхгранных глыб синего камня.В плане-круглая площадка d-30м,замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставлен.камнейКольцо внешнего круга из 30-ти столбов,соедин.балками(лежат на них)-образуетгиганский хоровод,внутреннее кольцо-в центре каменная плита(алтарь)-составлено из несколько менгиров.Второе кольцо сооружено из 7м блоков синего цвета,попарно поставленных и перекрытыми плитами.Архитектурный замысел кромлеха прост.но исполнен символического смысла-был святилищем солнца.

Здесь впервые появилась центрическая.упорядоченная композиция,выявлены основные принципы тектоники-взаимоотношение несущих и несомых частей.В ритмическом чередовании пролётов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады.Этот памятник строился этапами, и классифицир.условно по этапам строит-ва в разное время.: I,II,III.Английские хенджи с аллеями т кромлехами из менгиров,возможно были святилищами.которые играли важную роль в религиозной и общественной жизни древних людей.Их назначение-погребальные сооружения,а сами дольмены и мегал.гробницы покрывались курганной насыпью или были впущены в естественные всхолмления.Землянные сооруж-я тумулусы или курганы-использовались для придания всей конструкции необходимой устойчивости,но нет чёткого определения, в так.сл-ях-земляной холм,перекрывающий дольмен,несёт конструкт,а вкаких-функциональное назначение.Зачастую объём земляной насыпи во много раз превышает размеры самой мегалитической гробницы(пр.Ньюгрейндж в Ирландии),наут.Ирландия-мегалт.гробница под гурганом.,длинные коридорного плана гробницы в Ультшире. Иногда дольмены или другие мегал.постройки(в Англии, и Южном Уэльсе) не имеют земляного покрытия.Классификация мегалит.сооружений Зап.Европы черезвычайно сложна,тк существует много конструктивных разновидностей коллективных захоронений.Люкас разделил доисторич.погребальные сооруж-я: 1-простые дольмены,включающие все камеры из двух или более ортостатов,перекрытых одной плитой(название-дюсс,обозначает скандинывские мегалит.погребения),2-сложные,составные камеры с крытым,ведущим в них коридором(назв.-коридорная гробница.).Итак,дюссы или дольмены-представл.собой небольш.пом-е-круглое,прямоугольное или полигональное в плане.Обычная коридорная гробница-один круглый или многоугольн.зал с ведущим в него прямым проходом.шир.и высота которого значительно менбше погребальной камеры.Коридорные гробницы-в Испании,Португалии,Северо-зап.Франции,Зап.Уэльсе,Шатландии.Галерейны гробниц,на 2типа: классические.с двуми параллельными стенами, и клиновидные,суживаюие к концу..В некоторых галерейные могилы разделены на ряд сообщающихся между собой отсеков низкими поперечными плитами,носящими название септальных(перегородочных)камней.иногда в соединении с колоннадой у входа-назыв-ся сегментированными.Мегалитархитек-ра включает в себя также фортификационные сооружения и некоторые другие постройки-культовые.

 

 

37.

Земледельческий неолит. Искусство Анатолии

Центральный памятник неолитической эпохи Малой Азии-Чатал-Хююк-содержит все мыслимые в тот период формы ис-ва,включая стенные росписи внутри особых помещений-святилищ-представленными панелями с геометрическими паттернами,многофигурными композициями,изображающие сцены охоты,праздники и погребальные ритуалы,объёмные пластические формы-головы быков и баранов,букрании,рельефы животных и антропоморфных(женских)образов.Эти святилища имели проходы в зернохранилища,где находились женские фигурки и их имитация из камня,которые встречались и в обычных жилых помещениях.След.категория произвед-ий отн.к некоторым предметам из погребальных комплексов.Останки усопших,предварительно освобождённые от мягких тканей и сухожилий,часто захоранивались под суфами святилищ,а их черепа помещались на платформах под рельефами и в санктуариях с росписями-сцены терзания трупов хищными птицами
–эти помещения играли важную роль в религиозной практике и погребальном обряде древних обитателей Чатал-Хююка.Их согласованность с зернохранилищами,в которых были помещены изоб-я женских божеств плодородия, и криптами может служить служить поводом для предположения,что религия Ч-Х базировалась на представлениях о смерти и реинкорнации.что отражает земледельческие культы Восточного Средиземноморья,Западной Азии и Балкан.Погребальная практика освобождения тела умершего от мягких тканей сопоставима с обмолотом зерна.затем снова брошенного в землю.Раскопки Ч-Х показали-зарождение городской цивилизацииБогатство материала Ч-Х не имеет равного в каком-либо поселении на Ближнем Востоке.Медь и свинец были расплавлены,превращены в бусы,пронизки,возможно,небольшие орудия уже в YIIтыс.до нэКаменная индустрия,представленная изделиями из местного обсидиана и импортного кремня,наиболее элегантна в этот период.Деревянные сосуды имели различные формы и отлич.изысканностью.Производство текстиля из шерсти также развивалось.В Ч-Х мы можем наглядно проследить переход от акерамического неолита с корзинами к керамическому неолиту с первой керамикой.Обилие карбонизированных остатков пищи свидетельств.о росте использ-я зерна. Постоянное расселение земледельцев,нуждающихся в новых плодородных землях,положило начало неолитической колонизации на Балканах.Здесь представлены-проявления неолитической религии,оставленные в многочисленных святилищах в виде художественного декора,рельефов-или объёмно-моделированных на стенах или вырезанных в глине,многофигурных композиций и дизайна украшающего стены как санктуариев,так и простых домов.В святилищах были найдены культовые статуэтки:мужские и женские божества,вырезанные из различных камней или моделированные в глине и иногда специально раскрашенные.Эта скульптура предшествует более масштабным сериям из Хаджилара.После открытия Ч-Х появилась возможность приемственность между иск-ом верхнего палеолита и культурами расписной керамики.Ч-Х и Хаджилат демонстрируют непрерывность регилиозных воззрений от первых манифестаций культа великой «Богини матери»,появившихся в раннем неолите,к архаической и классической античности,к теням богинь,известных под именами Кибела,Артемида и Афродита. Исследования Леруа_Гурана подтверждают наличие сложного символизма,связанного с женским образом в палеолите и с религиозными практиками в Ч-Х.где представлена красная охра в погребениях,окрашенные в красный цвет полы домов.сборы сталактитов и других окаменелостей из пещер,которые хранились в домах и святилищах и по окончании строительства переносились в новые помещения.Быки,олени и леопарды были глвн.персонажами бестиария святилищ Ч-Х.Олень,кабан и леопард могут рассматрив.скорее как атрибуты божеств.чем их символы.В святилищах-показывают сложная.непонятная ранняя стадияземледельческой религии,центр.фигурой явл.богиня-прародительница,повелевающая стихийнами силами животными,чпстично унаследовавшая свои функции от палеолитических Венер-явл-сь воплощением концентрации витальных энергии и намёком на потусторонние сил.Хаджилар.он возник намного раньше Ч-Х и снеколькими сравнительно длительными перерывами просуществовал до 5000 года до нэ,было выявл три периода.характеристики:все постройки имели прямоуг.форму,возводились из высушенного кирпича и имели красноокрашенные глиняные полы.В слое ХаджиларYI пояаляются большие дома,монохромная керамика,глиняная скульптура,каменные сосуды.изд-я из кости.В более поздних-богато декорированная керамика и сложная усадебная застройка.В неолитической религии Анатолии и применимо к Ч-Х и Хаджилару-полное осутствие признаков пола у любой из фигур,будь то статуэтка,рельеф или стенная роспись.Репродуктивные органы не подчёркивались,изоб.фалосов и вульвы не известны,и это тем более поразительно,что они были вполне обычными в палеолите,неолите и постнеолитич. Культурах за пределами Анатолии. Здесь же соответст. Образы воплощелись в таких формах как грудь,пупок,беременность,представл.женские символы. И рога и головы рогатых животных.явл-ся мужскими символами.Некоторые фигурки обладают индив.чертами:они имеют подчёркнуто увеличенную грудь с лежащими на ней руками. При этом торс и бёдра у них не столь велики,как у др.статуэток.Положение ног у лежащичих статуэток подобно их положениюу некоторых сидячих,как роженица(изображает гибридное существо с головой и вульвой женщины,но с туловищем лягушки.Царевна-лягушка из нартского эпоса и русской сказки,этот персонаж вообще характерен для неолита Анатолии,тк подобный мотив широко представлен рельефными изображениями в святилищах Ч-Х.Гл.особ.периода.охватыв.YIтыс.до н.э. состояит в появлении расписной керамики,качество керамики и статуэтки превосходно,множество овальных чаш и кубков с фантастическим орнаментом,имеют форму калебасы с узким горлом и расписаны геометр.узором из спиралей и ромбов.

 

 

Бронзовый век. Общая характеристика

 

.(около2тыс.до н.э)..металл.давший название одной из поворотных эпох в истории человечества.Бронза использов.для изготовления топоров.тесел.шильев,иголок,и конечно оружия и украшений,но именно эти две последние категории изд-ий,имеющие зачастую высокую худож.ценность.редко встречаются при раскопках поселений и городищ.стольже редки и бронзолитейные мастерские или кузнецы.эти объекты,как правило вынесены за пределы посёлков.что объясняется мистикой огненной стихии, с которой связано ремесло кузнеца или литейщика, и естественно,страхом перед уничтожающей силой пламени.В эпоху бронзы. С ведением новых форм хозяйства и метал.(медь,бронза) орудий,совершенствовавших способ производства.произошло первое крупное обществ.разделение труда,создавшее условия регулярного обмена и усиления имуществен.неравенства.Среди племён выделялись пастушеские,занимавшиеся приручением и разведением скота.Появился ткацкий станок.Совершилось второе разделен ие труда-ремесло отделилось от земледелия.Окончательно утвердился патриархат-всё это сыграло большую роль в развитии цивилизации.В долине Нила, в Двуречье и Китае возникли рабовладельческий строй.класовые государства.В др.рай-х-объединение нескольких родов и племя,усиление роли старшего в патриархально-родовом общ-ве,совершался переход к более высокой организации труда,обеспечившей накопление добавочн.продуктов.-благоприят.условия для развития сфер духовной деятельн.человека:искусства.фольклора.эпоса.песни.музыки.Преобладающее значение-монументальная архитек-ра,возникновение которой связано с развитием регилиозн.представлений,с культом предков и природы,те духовными потребн.общ-ва.Грандиозные.простые по формам сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины,были выражением единства рода,его мощи.К мегалическим сооружениям(те выстроенным из громадных камней-по-гречески «мег»-большой,»лит»-камень) отн-ся:менгиры,дольмены.кромлехи.найденные в различн.странах Европы.Одинокие сигаровидные каменные столбы-менгиры.доходящие до 20м высоты(менгир в Бретани,Франция),несут в себе черты и архитектуры и скульптуры. Иногда на них высекались рельефы,иногда их формы сближались с человеческой фигурой.рыбой или зверя.Возможно.менгиры были предметом поклонения или служили надгробиями.Они возводились на возвышении.порою были центром поселения,тянулись параллельными рядами на нескоько км.Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах.это погребальные сооружения из двух или четырёх отвесно поставленных обтёсанных камней,перекрытых горизонтальной каменной плитой.Внутренне пространство служило для родовых захоронений.Дольмены широко распр.в Зап.европе,в СевернойАфрике,мегалит.сооруж-я в Крыму,на Кавказе отн.к 5-2тыс.до нэ,они возникали и позже.Величествен.характ.архитек-ры выразился в аллеях менгиров-вертикально поставленных огромных отвесных камнях,кол-во которых доходит до тысячи.Равномерно расположен.параллельными рядами на обширной территории,они ритмически упорядочивали торжественное религиозное шествие,придавали ему общественный характер(в Закавказье, в Армении «Каменное войско», в Западной Европе, по побурежью Средиземного моря и Атлантич.океана.Особенно знаменита своей грандиозностью Ал.Менг.в Бретани.Более сложные мегалит.постройки-кромлехиСамый грандиозн.-в Стоунхендже(нач.2тыс.до нэ.Южная Англия) из огромных,грубо обтёсанных четырёхгранных глыб синего камня.В плане-круглая площадка d-30м,замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставлен.камнейКольцо внешнего круга из 30-ти столбов,соедин.балками(лежат на них)-образуетгиганский хоровод,внутреннее кольцо-в центре каменная плита(алтарь)-составлено из несколько менгиров.Второе кольцо сооружено из 7м блоков синего цвета,попарно поставленных и перекрытыми плитами.Архитектурный замысел кромлеха прост.но исполнен символического смысла-был святилищем солнца.Здесь впервые появилась центрическая.упорядоченная композиция,выявлены основные принципы тектоники-взаимоотношение несущих и несомых частей.В ритмическом чередовании пролётов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады.

Date: 2015-09-27; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию