Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронологические рамки палеолита и его периодизация. 3 page





Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника (символы женского начала и плодородия?) и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных. Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками - десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.

Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На 10-метровом "лошадином панно" видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены в стене после того, как ее покрыли росписью. Эти следы, по словам Конки, находятся поверх слоя минерализованных отложений, покрывающих изображения. Если живопись - это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее - несомненно, второй. Изображения носорогов в пещере Шове порождают немало вопросов. Это, несомненно, не шерстистый носорог - рисунки изображают двурогого носорога с более крупными рогами, без следов шерстного покрова, с ярко выраженной кожной складкой, характерной из ныне живущих видов для однорогого индийского носорога Таким образом, открытие в пещере Шове ставит перед нами вопрос: какой вид носорогов был известен ее обитателям? Почему носороги из пещеры Шове изображены стадами? Весьма вероятно, что в исчезновении носорога Мерка также повинны охотники палеолита.

 

10. была случайно открыта 18 декабря 1994 года спелеологом и инспектором по охране памятников Жаном-Мари Шове (имя которого пещера и получила) Расположена она на юге Франции, вблизи небольшого города Вальон-Пон-д’Арк, в обрывистом берегу каньона реки Ардеш, притока Роны. были взяты пробы чёрного угля для радиоуглеродной датировки. Результаты, полученные в Лаборатории климатических и экологических наук в Гиф-сюр-Иветт, потрясли всех. Они позволяли отнести изображения к началу верхнего палеолита - около 30 тысяч лет назад (с этими результатами согласны далеко не все специалисты). Таким образом, эти рисунки представляют собой древнейший образец пещерного искусства в мире. Более поздние эпохи практически не оставили следов своего пребывания в этой пещере, кроме обугленных остатков древних очагов и пятен от дыма факелов. В целом на стенах трех «залов» пещеры Шове и соединяющего их прохода общей протяженностью более 500 метров, обнаружено более 300 прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных - всего 13 различных видов.

Обычно в искусстве палеолита преобладают рисунки животных, на которых люди охотились – лошадей, коров, оленей и так далее. Стены же Шове покрыты изображениями хищников – пещерных львов, пантер, сов и гиен. Есть рисунки, изображающие носорога, тарпанов и ряд других животных ледникового периода. Изображений людей практически нет. Встречаются только химероподобные фигуры – например, человек с головой зубра. Художники, создавшие уникальные картины пещеры Шове, использовали методы, не встречающиеся в других пещерах. Перед рисованием стены сперва скоблили и выравнивали. Создавалось и трёхмерное изображение – путём углублений в камне и надрезаний. Это подчёркивает рисунки, особенно, если навести на них свет. Французский археолог Жан Клотт, тщательно исследовав Шове, заявил, что наши предки наверняка научились рисовать еще до переселения в Европу. А прибыли они сюда около 35000 лет назад. Рисунки пещеры Шове поражают знанием законов перспективы (перекрывающие друг друга рисунки мамонтов) и умением класть тени - до сих пор считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже. И за целую вечность до того как идея осенила Сера, первобытные художники открыли пуантилизм: изображение одного животного, похоже, бизона, целиком состоит из красных точек. Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стены. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, говорит Клотт, "будто он выходит из стены". В том же зале археологи обнаружили также изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которые художник расширил.

Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника (символы женского начала и плодородия?) и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных. Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками - десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.

Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На 10-метровом "лошадином панно" видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены в стене после того, как ее покрыли росписью. Эти следы, по словам Конки, находятся поверх слоя минерализованных отложений, покрывающих изображения. Если живопись - это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее - несомненно, второй. Изображения носорогов в пещере Шове порождают немало вопросов. Это, несомненно, не шерстистый носорог - рисунки изображают двурогого носорога с более крупными рогами, без следов шерстного покрова, с ярко выраженной кожной складкой, характерной из ныне живущих видов для однорогого индийского носорога Таким образом, открытие в пещере Шове ставит перед нами вопрос: какой вид носорогов был известен ее обитателям? Почему носороги из пещеры Шове изображены стадами? Весьма вероятно, что в исчезновении носорога Мерка также повинны охотники палеолита.

 

Пещерное искусство Франко-Кантабрии
Франко-кантабрийский регион — археологический термин. Относится к территории от Астурии на севере Испании до Прованса на юго-востоке Франции. Включает южную половину Франции и северную полосу Испании у Бискайского залива (известного как Кантабрийское море, отсюда и название региона). Иногда в состав региона включают также северную Каталонию.
В период верхнего палеолита в данном регионе наблюдалась высокая культурная однородность; по-видимому, в тот период Франко-Кантабрия была наиболее густонаселённым регионом Европы. Данные молекулярной генетики говорят о том, что население данного региона было предком большинства населения Европы
В данном регионе были представлены последовательно шательперонская, ориньякская, граветтская, солютрейская, бадегульская, мадленская, азильская и тарденуазская (постазильская геометрическая) культуры. Основные памятники
• Альтамира, Кантабрия, Испания.
• Пещера Ласко, Франция.
• Сантимаминье, Страна Басков, Испания.
• Пещера Шове, Франция.
• Пещера Сантимаминье, исп. Santimamiñe находится в эстуарии Урдайбай (en:Urdaibai), муниципалитет Кортесуби, провинция Бискайя, Страна Басков. Это один из наиболее важных археологических памятников Страны басков, где представлена почти непрерывная последовательность археологических культур от среднего палеолита (неандертальская мустьерская культура) до железного века.

 

Киммерийцы и скифы

Киммери́йцы— племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII и завоевавшие некоторые районы Малой Азии в VII вв. до н. э. Известный советский ученый Граков Б.Н. еще в конце 30-х годов ХХ века пришел к выводу, что в наших степях в предскифское время одновременно обитали киммерийцы и прямые предки скифов, отождествленные со срубной культурой. Также условное название доскифских культур Северного Причерноморья эпохи железа. Киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках площадью около 80 м2. Покойников обычно хоронили в более древних, и реже — в специально насыпных курганах. Железо входило в обиход киммерийцев медленно, в первую очередь для изготовления мечей и кинжалов. Участвовали в обмене с оседлыми земледельцами, иногда совершая военные набеги. Племена киммерийцев, а затем и скифов, населявшие степи Восточной Европы, вторгаются в Закавказье, наносят тяжёлые удары Урарту и проникают в Переднюю Азию. Наиболее достоверными источниками, в которых сохранились сведения о киммерийцах, являются разнообразные документы Новоассирийского царства. Это официальные надписи на «цилиндрах» и «призмах» Киммерийцы являлись создателями первого крупного объединения кочевых племен на юге Восточной Европы. Как и многие кочевнические объединения, они включали ряд группировок, имевших свои особенности в материальной культуре и, возможно, разное происхождение. Наиболее ярко это демонстрирует существование двух крупных групп памятников: черногоровской и новочеркасской. Степные курганы Черногоровский, Камышеваха, Малая Цимбалка, Обрывский и некоторые другие, предскифский возраст которых удалось установить раньше всего, фактически не содержат никаких изделий, которые могли бы познакомить нас с особенностями искусства той исторической поры. Пробел этот ощущался очень остро, так как оставалось не известным, было ли это искусство близким к скифскому или отличалось от него. Разрешить загадку помогли материалы из раскопок могилы воина в кургане у с. Зольского близ г. Симферополя, произведенных в 1962 г. А.А. Щепинским. В кургане оказался великолепный набор разных костяных украшений и принадлежностей от конской узды. Его дополнил великолепный набор вещей, в том числе и местной художественной выделки, из Носачевского кургана. У киммерийцев в резьбе по кости преобладали плоский рельеф и гравировка. Литье из бронзы и золота выполнялось по восковым моделям, т.е. так же, как у чернолесских племен позднейшего периода. Применялись вместе с тем чеканка, штамповка и паяние (золотом по золоту). Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров, ромбовидных фигур и пр. Этому искусству не были чужды и зооморфные образы, известные по единичным изделиям.
Чаще всего на киммерийских вещах встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформляли круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значки эти часто ставились на явно культовых предметах и принадлежностях конской узды. Киммерийские памятники представлены только захоронениями, обычно курганными, известные и бескурганные захоронения.
Распространены они от Дуная (Истра) до Волги (Аракса). Выделены две ступени культуры: Черногоровской и Новочеркасской. На первой ступени хоронили в простых прямоугольных и овальных ямах, иногда с деревянным перекрытием (иногда - с подбоями) в скорченном на боку положении. Мужчин сопровождали оружием (стрелы с бронзовым ми и костяными наконечниками, кинжал с бронзовым рукояткой и железным лезвием), сбруя (часто стременоподобные удила), а женщин - золотые и бронзовые пронизи, бусины, глиняная посуда. Посуда хранил белозерские традиции (толстостенные круглотелые горшки, часто орнаментированные налепным валиком с "усиками", кубки с цилиндрически- метрическими шейками и черпаки, орнаментированные каннелюрами, шишечками), но исчезли одноручные черепки, распространились лощеные кубки и деревянные кубки с золотыми пластинками.

На Новочеркасской ступени существенно изменился погребальный обряд: появились глубокие ямы, известные прямоугольные ямы с деревянной крышей, поставленной на деревянные столбы. Предметы начали класть и на перекрытия. Распространилось железное оружие, в том числе и железные наконечники стрел. В посуде стали преобладать кубки, подобные Жаботинским (украшенные геометрическим орнаментом). Важной чертой культуры киммерийцев является стелы, которые хотя и не имеют отчетливо воссозданной головы человека, но содержат изображения одежды и вооруженные усвоения (подобные стел бронзового века Украина). Киммерийское общество имело довольно чёткую дифференциацию, как в социальном, так и в хозяйственном отношении. С ранних времен у них сложилось рабовладельческое государство, были сформированы крупные военные отряды, во главе которых стояли цари и вожди. Общество киммерийцев, как и общество ранних скифов, делилось на три социальные группы; жрецов, профессиональных воинов и производителей материальных благ.
Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античностиИнформация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая
С переходом к кочевому скотоводству у киммерийских культур усиливается разложение общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по погребениям. Выделяется конная воинская аристократия. Общественный строй представлял собой, вероятнее всего, военную демократию. Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племён со своими вождями. Самые значительные и впечатляющие из скифских захоронений — это царские могилы на юге России, из которых, возможно, самая богатая — Чертомлыкская, и по разнообразию и художественному качеству предметов, найденных в ней, и по их почти сказочной ценности работы по золоту. Умерший лежал на спине лицом на восток, окруженный предметами роскоши. На его шее было прекрасное бронзовое крученое ожерелье, в одно ухо была вставлена золотая серьга, а золотые кольца унизывали все пальцы. Согласно обычаю, нож с ручкой из слоновой кости лежал в пределах досягаемости левой руки; там же находился и отделанный золотом колчан с шестьюдесятью семью бронзовыми наконечниками для стрел и хлыстом для верховой езды с ручкой из слоновой кости. Здесь лежали также фрагменты шкатулки из слоновой кости, серебряные ложки, многочисленные золотые бляшки с его одежд, подвески, золотые трубочки, бусины и пуговицы. В третьей небольшой камере находились два тела, каждое из которых имело в виде украшения золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца и пояс, отделанный золотыми бляшками, а также золотые бляшки, которые когда-то прикреплялись на одежду, — все это было рассыпано среди голых костей. Рядом стояли бронзовая чаша, серебряный кувшин, колчан со стрелами и кнут. В четвертой камере находились останки бронзовых похоронных носилок, которые когда-то были украшены замысловатым рисунком, выполненным в синих, голубых, зеленых и желтых тонах. На них лежало тело женщины, на котором все еще были надеты золотые браслеты, кольца и серьги. Двадцать девять чеканных золотых бляшек, двадцать золотых кружков и семь золотых пуговиц лежали, перемешавшись с ее костями. На ее голове были остатки пурпурной вуали с пятьюдесятью семью золотыми бляшками. На расстоянии вытянутой руки от тела женщины лежало бронзовое зеркало в голубой оправе. Поблизости лежало тело мужчины, возможно слуги, с бронзовым браслетом на руке, а нож и наконечники для стрел находились на расстоянии его левой вытянутой руки. Между телами стояло замысловато украшенное серебряное блюдо, и именно здесь был найден знаменитый чертомлыкский сосуд. В могиле также был найден большой бронзовый котел высотой три фута, по краю которого выстроились в ряд шесть великолепно выполненных козлов, которые служили его ручками. Здесь же находился и бронзовый котел меньших размеров, много мелких предметов из золота, большая, украшенная орнаментом золотая пластина, которая когда-то была сорвана с царского колчана, пять великолепных мечей и множество черепков изящной греческой керамики. Снаружи погребальной камеры, но в том же самом кургане, лежали десять лошадей в полной сбруе. Сбруя пяти лошадей была украшена золотом, а снаряжение остальных — серебром. За исключением пазырыкских войлочных полотнищ, имеющих иногда весьма внушительные размеры, искусство кочевников, работавших в скифском стиле, было невелико по объему. И все же практически каждый предмет, который можно как-то связать с этой группой людей, обладает многими неотъемлемыми чертами настоящего произведения искусства. Ясность замысла, чистота форм, сбалансированность и ритмичность рисунка и — что немаловажно — понимание материала, из которого сделана вещь, — все это было характерными особенностями стиля евразийских кочевников. Экономика этих общин в силу необходимости базировалась на скотоводстве, поэтому в членах племени развился проницательный взгляд на мир животных и значительно более глубокое его понимание, чем многие из нас могут сейчас осознать. Этот интерес сформировал их художественный взгляд на вещи, приведший к развитию искусства, связанного в основном с анималистическими формами.
Самый характерный одиночный мотив в искусстве скифов — это олень. Будучи изначально объектом поклонения среди сибирских аборигенов, он, видимо, утратил большую часть своего давнего религиозного значения ко временам скифов, но более чем вероятно, что вера в то, что олени переносят души мертвых в потусторонний мир, была все еще широко распространена в Евразии в течение 1-го тысячелетия до н. э. Она продолжала существовать еще до недавнего времени у бурят. Возможно, это объясняет присутствие изображений оленя на погребальных предметах Великолепный олень из станицы Костромской относится к VII—VI вв. до н. э. (фото 23). Он находится в лежачем положении с подогнутыми под себя ногами, так что видны подошвы его копыт.

Треугольные по форме, они не чрезмерно преувеличены, и, хотя олень лежит или скорее пригнулся к земле, его голова поднята, так что рога лежат у него на спине. Его шея вытянута, как будто он стремительно движется, как большой планер навстречу ветру; кажется, что чуткие вздрагивающие ноздри дают ему энергию. Его круглый глаз выражает опаску, мускулы шеи и тела так напряжены, что, хотя животное изображено на отдыхе, от него остается впечатление быстрого, легкого движения. Этот олень является превосходным образцом, подобия которого с небольшими отклонениями вновь возникают на различных предметах всевозможных размеров и возраста. Эффект, который производят эти звериные изображения, чрезвычайно силен. Большое разнообразие самих существ не менее впечатляюще, чем всевозможные виды, в которых они появляются. Реальные и придуманные, возможно, существовавшие и в то же время невероятные звери соперничают и противостоят друг другу, переплетаются и смешиваются друг с другом с такой неистовой непринужденностью и яростью, что перед нами раскрывается новый, неожиданный и неизведанный мир. Вклад скифов в мировую сокровищницу искусства далеко не незначительный. Некоторые их изделия из металла имеют непреходящую ценность, а отдельные изображения животных, такие, как леопард из станицы Келермесской, лев с настенного полотнища или лев с чепрака из Пазырыка, могут выдержать сравнение с иллюстрациями Пикассо, Бюффона или с рисунками зверей поздних художественных школ. И хотя они не обогатили мир какими-то монументальными творениями, скифы перекинули мост между Древним миром и славянской Россией и оставили после себя стиль, который оказал влияние на развитие некоторых видов европейского искусства. Помимо прочего, им удалось создать достоверное народное искусство.

 

Пещерное искусство Франко-Кантабрии

Во ФР-КАН-сконцентрировано более половины всех известных в мире палеолитических пещер.Некоторые из них содержат памятники как монументального так и портативного ис-ва.Производствен.формальный подсчётпроизведений мелкой пластики и гравированных изобр-ий на кости и камен.плитах практически невозможно.На тер.Зап.Европы их было учтено 10тыс.ед.-эта цифра считается минимаьной.Пещерное ис-во трудно определимо в плане подсчёта числа пещер и рисунков.Известно 300украш-ых пещер,это лишь небольш.часть дошедшего до наших дней худож.наследия прошлого.По богатству использования различных оттенков охры.жёлтого и коричн.цветов с Ляско не может пожалуй соперничать ни одна пещера Франко_Кантабрии).В пещерах Комбарель,Гарга,ляско и особенно Труа-Фрер практ.нет рисунков,не перекрытых другими изорбр-ями.Это же можно сказать и о многих др.пещ-ах Франко-К.
И Средиземноморья. Более сложное содержание в известн.сцене из колодца в пещ.Л.Сюжет на первый взгляд также прост и понятен,по сути его можно отнести к теме конфрантации,но между человеком и зверем.Итифалическая фигура с 4-мя пальцами.ного с подчёркнуто выделенными ступнями,голова птицы.-это человек-охотник,вероятно ранил копьём бизона, у кот.из живота выпали внутрен-сти(подобного натурализма нет более нигде в пещерном ис-ве Фр-Кан.)У бизона-маленькая голова,всдыбленная грива(штрихом),хвост задран кверху,копыта-схематично.Зверь успел боднуть охотника. И его «душа-птица»покинула бренное тело,она изобр.рядом,сидящей на шесте или условном дереве,вероятно, на её всязь с погибшем указывает птицеголовость убившего.Возможно,древний худ-к впервые задумался о тайнах инобытии.попытался передать своё сметение в доступных ему образах.Само помещенике данной композ-и в глубоком колодце. В подземных недрах пещеры,подчёркивает её сакральное значение.Зверь и человек-оба равны перед смертью.Надо знать о пещерах Ляско,гроте Шове

 

 

Гундеструпский котелок


Бога Тараниса считают властелином небес; в галльском языке с древних времен это понятие связывалось с символикой колеса. На внутренней пластинке гундеструпского котелка мы видим изображение бога или героя с поднятыми руками, который дотрагивается правой рукой до колеса. Впрочем, маленькие бронзовые колесики-подвески подобного характера представляют собой обычный инвентарь в кельтских оппидумах, у нас, например, в Страдоницах (таб. XXXV), и бывают изображены также на кельтских монетах. Бог с колесом позже появляется на бесчисленных галльских памятниках и сравнивается с римским Юпитером. Существует точка зрения, что бог с колесом с гундеструпского котелка – это галльский Юпитер, но не Таранис. Возможно, это все-таки Рогатое божество, окружённое животными,- Цернунн, Бог Природы и Изобилия,(защитник животных, выражение закона охоты и урожая, любое дерево или весь лес,.Диаметр котла составляет 69 см, высота 42 см. Хотя изображения на котле трактуются как кельтские по стилю, метод изготовления для них нехарактерен, однако находит параллели в искусстве Фракии. богато декорированный серебряный сосуд, датируемый около I в. до н. э., относящийся к поздней латенской культуре.[1] Обнаружен в 1891 году в торфяном болоте около посёлка Гундеструп в округе Орс провинции Химмерланд в Дании (56°49′ с. ш. 9°33′ в. д. (G) (O)). В настоящее время хранится в Национальном музее Дании в Копенгагене. Котел этот, сделанный из чистого серебра, по всей вероятности, был в древности позолочен использовался в качестве церемониального сосуда. Емкость этого котла — свыше двадцати восьми галлонов; он состоит из днища, пяти внутренних и семи наружных пластин. Перед захоронением котла серебряные пластины были с него сняты. На пластинах были представлены мифологические сцены, изображающие богов, людей и животных. Некоторые из образов, представленных на этих пластинах, — хорошо известные персонажи кельтского культа. Так, на одной из пластин показаны три жертвенных быка; на других даны изображения более экзотических животных, таких, как львы, леопарды и слоны. Встречаются и изображения некоторых богинь, среди которых выделяется некая богиня, окруженная колесами, словно она мчится на невидимой колеснице. А на одной из пластин сохранилось изображение походной колонны кельтских воинов пехотинцев и всадников. Относительно возраста и происхождения котла высказывались самые противоречивые мнения. Одни ученые полагают, что он был изготовлен между V и вв. до н. э. где то на землях нынешней Румынии или Фракии. По всей вероятности, он был выкован не одним мастером, а несколькими серебряниками. И хотя многие символы, представленные на нем, имеют несомненно кельтское происхождение, большинство из них не знает аналогов в кельтском искусстве стран Западной Европы.

 

 

Хронология палеолитического искусства

В 1906 г. А. Брейль дополнил и уточнил периодизацию Мортилье и предложил разделить верхний палеолит на три стадии: ориньяк, солютре и мадлен 104. Эти культуры, распространенные в приледниковой Европе, рассматривались как характерные для последовательных хронологических этапов развития позднего палеолита. Однако новые открытия показали, что эти стадии не были всеобщими даже для приледниковой ЕвропыНачало верхнего палеолита датируется серединой вюрма (интерстадиал вюрм І/ІІ). Абсолютные датировки очень спорны, и расхождения в датах очень значительны. Наиболее объективным критерием служат данные радиоуглеродных анализов. Ранее интерстадиал вюрм І/ІІ относили ко времени старше 70 тыс. лет. Теперь на основании радиоуглеродных анализов ранние культуры верхнего палеолита датируются временем около 40—35 тыс. лет до н. э. Для типичного ориньяка абсолютный возраст определен в 32—20 тыс. лет до н. э. Граветтские (см. ниже) стоянки Чехословакии, Австрии и Франции датированы временем 26—20 тыс. лет до н. э. Мадленские стоянки относятся ко времени 16—10 тыс. лет до н. э. 105Термин «ориньяк» происходит от пещеры Ориньяк в Юго-Западной Франции (департамент Верхней Гаронны) 106.Ориньякская культура была поделена Брейлем на три стадии: ранний ориньяк (шательперрон), средний ориньяк и поздний ориньяк (ла-граветт). В 1933 г. Д. Пейрони предложил новое наименование. Он объединил шательперрон и ла-граветт в одну культуру, которую назвал перигорской (иногда в русской транскрипции принято — «перигордиенской») по находкам в горах на плато Перигор (департамент Дордонь) и стремился доказать, что она развивалась одновременно и параллельно с ориньякской 107. При этом Пейрони считал перигорскую культуру местной, а ориньякскую — принесенной пришлым населением. Параллельное развитие ориньякской и перигорской культур не доказаноОриньякская культура (в современном ее понятии) встречается в Западной Европе во Франции и Бельгии, а также в Испании за исключением Каталонии, где пока открыто мало местонахождений. Ориньяк известен и в Англии. Несколько отличаются от западных ориньякские памятники Средней Европы.Среднеевропейский ориньяк относится к холодному стадиалу вюрм II и интерстадиалу вюрм ІІ/ІІІ (по С14 — 32—20 тыс. лет до н. э.). В Западной Европе он главным образом распространяется в наиболее холодном периоде вюрма II (30 500—28 500 лет до н. э.) и представлен местонахождениями в пещерах и гротах, где перекрывает слои шательперрона. Типологически западный ориньяк сначала немногим отличается от среднеевропейского, потом эти различия возрастают и заметны в основном в области искусства: западноевропейские рисунки животных (преимущественно в профиль) и женские статуэтки более реалистичны и пластичны. Ведущими (наиболее характерными) формами ориньякской культуры были наконечники плоской или веретенообразной формы из рога или кости, с распиленным основанием. Назначение их неизвестно. Они могли служить инструментом для шитья и наконечником дротика или копья. Это первое костяное орудие устойчивой определенной формы. Орудия из кости встречались и раньше, в мустьерских и даже ашельских слоях, но их форма была случайной. Подлинное открытие возможностей кости как сырья для изготовления орудий труда и украшений относится к верхнему палеолиту. Вероятно, для обработки кости главным образом применялись многочисленные в ориньякских слоях и разнообразные кремневые резцы... Мадленская культура (по La-Madeleine в Дордони) относится к конечной фазе последнего вюрмского глациала и к начальной послеледниковой эпохе, приблизительно датируется 16—10 тыс. (9 тыс.) лет до н. э. Собственно мадленская культура типична только для Франции, Бельгии, Северной Испании, Швейцарии и юга ФРГ, но характерные для нее черты представлены в позднепалеолитических культурах всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. В Средней Европе развитие происходит на граветтской основе, но сюда проникают с запада мадленские импульсы. В Восточной Европе мадленская культура предстает в местной модифицированной форме. В средиземноморских об

 

Искусство кельтов
Нельзя сказать насколько точно можно проследить происхождение кельтов, но пришли они якобы из земель, расположенных у истоков Дуная. Уже во второй половине первого тысячелетия до нашей эры эти индоевропейские племена обитали на территории Франции, Бельгии, Швейцарии, юга Германии, Австрии, северной Италии, севера и запада Испании, Британских островов, Чехии, частично Венгрии, Болгарии. Кельты не уничтожали коренное население, но навязывали свой язык, искусство, традиции. В то же время, заимствуя от этих народов многое в разных важных областях, и в первую очередь в религии. Если говорить об искусстве кельтов, то можно обратиться к искусству народов, говоривших на кельтских языках с самого начала истории до современных времен, но так же и к искусству древних кельтов, язык которых неизвестен, но предполагаются культурные и стилистические связи с кельтами. Самым влиятельным и известным периодом в кельтском искусстве являетсяОстровное искусство (Ирландия и Великобритания в Раннем Средневековье), когда появилась Келлская книга или «Книга Колумбы» и подобные шедевры. Термин Островное Кельтское Искусство обращается и к так называемому кельтскому Возрождению, начиная с 18 века до наших дней включительно, и характеризуется тем, как современные кельты выражают самоидентификацию, патриотизм, в том числе в искусстве и культуре. Существует три стадии кельтского искусства. Континентальное искусство Железного века, главным образом Латенская культура. Искусство Железного века Великобритании и Ирландии с привлечением традиций с материка и смешение их с отличительными региональными стилями. Кельтский Ренессанс в Ирландии, некоторых частях Великобритании в Раннем Средневековье, то, что принято называть Островное Кельтское Искусство, но это результат многих художественных влияний и его строго нельзя называть кельтским искусством. Но традиция в значительной степени повлияла на формирования современного кельтского возрождения. Как правило, кельтское искусство абсолютно декоративно. Орнаменты присутствуют практически везде; на поверхности домашней и ритуальной посуды, на оружии, повозках, драгоценных украшениях и т.д. Даже кельтский символ трикветра(треугольник) почти всегда изображается в творческом преломлении - например, как на представленном изображении с тремя рыбами. Стилизованные и фантастические формы растений, животных, но без всякого подражания естественным формам растительного и животного мира. Использование симметрии в редких случаях, часто с привлечением сложной символики. Замысловатые линии, плотно свитые спирали, выпуклости, декоративные надписи.

Date: 2015-09-27; view: 545; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию