Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронологические рамки палеолита и его периодизация. 4 page





Кельтское искусство по своему значению и самобытности — одно из выдающихся явлений художественного развития в истории человечества. Для латенской культуры особенно характерно развитие прикладного искусства. Оно чрезвычайно своеобразно и не похоже ни на какое другое. Латен-ское искусство отражает независимость мышления кельтов, их пристрастие к сверхъестественному, к мечтательности, сказочности. Эстетические проявления этого склада можно видеть в тонких и изящных произведениях искусства древних кельтов — в их красиво отделанном оружии, ювелирных украшениях, керамике, скульптуре, стекле, монетах, отличающихся чрезвычайно оригинальным и удивительно «современным» стилем. Абстракция, фантастические трансформации, личины воображаемых существ играли большую роль в искусстве кельтов, и все это придавало волшебную силу предметам и декору.
Кельты любили красивые вещи и не жалели труда и умения на изготовление даже обычной кухонной посуды, украшая ее сложнейшим орнаментом. Они были непревзойденными мастерами чеканки по металлу. Кельтские ювелиры владели различными способами обработки металлов. В их продукции отчетливо видна склонность к сложной орнаментике. Орнаменты, составленные из лепестков, веток, листьев, изображения животных и головы человека — главные мотивы в украшениях оружия, ювелирных изделий, надгробий и культовых памятников.
Украшения были страстью кельтов — и женщин и мужчин. Наиболее типичное кельтское украшение — «торквес», золотая шейная гривна. Это толстый металлический обруч, гладкий или свитый из нескольких полос, оканчивающийся либо шарами, либо простой прямоугольной пряжкой, либо сложным переплетением стилизованных листьев и ветвей.
Не менее популярны были браслеты Их носили мужчины и женщины всего кельтского мира на протяжении нескольких столетий. Кельтские браслеты обычно украшались крупными выпуклыми полушариями, расположенными в разных комбинациях. Вообще же золотые кельтские украшения, шейные гривны и браслеты отличаются удивительным разнообразием стилей.
О стремлении к богатству орнаментики свидетельствуют кубки, вывезенные из Греции, найденные археологами на территории Германии. Их Владельцы-кельты явно посчитали, что кубки недостаточно богато украшены, и покрыли их поверхность золотой фольгой Вообще когда к кельтам Попадали греко-римские изделия из металла, особенно столь ценимые ими

бронзовые энохойи (кувшины для вина), они стремились дополнительно украсить их. Иногда кельтские мастера даже создавали их копии, заметно превосходящие оригинал.
Для кельтского искусства весьма характерно использование коралла — материала, не привлекавшего внимания античных мастеров. Позднее, когда кораллы Средиземноморья ушли на рынки Дальнего Востока, его заменила красная эмаль, которая оставалась характерным элементом орнаментики до конца латенского периода.
В ряде кельтских могильников были обнаружены шлемы из листовой бронзы, некоторые из которых инкрустированы кораллом. Наиболее богатым из них является шлем, найденный близ Амфревиля-сюр-ле-Мон (Франция). Этот бронзовый головной убор украшен впаянным золотым обручем с тиснеными трилистниками из тонких спиральных линий — узором, столь характерным для кельтской орнаментики.
Искусство кельтов полностью проявилось и в чеканке монет. Так как каждое племя имело свой стиль орнаментики, то изучение кельтских монет представляет известную трудность. Первоначально монеты кельтов являлись копиями золотых статеров Филиппа Македонского (382—336 гг. до н.э.). На лицевой стороне такой монеты была изображена голова Аполлона в лавровом венке, на оборотной — пароконная колесница, символ Олимпийских игр. Со временем этот мотив претерпевал изменения, приобретая типичные кельтские черты. При этом щедро использовались характерные для кельтов символы и отвлеченная декоративность — спирали, диски, трилистники. Изображения лошадей потеряли реальность, они походили теперь на мифологические существа, иные даже имели человеческие головы; порой вместо лошадей изображались дикие кабаны, птицы, змеи.

 

 

Теории происхождения искусства

Первая из этих теорий, т. е. биологическая, основана на мнении, что способность к искусству, к художественному творчеству—врожденная способность человека, что он получает ее от природы. А. Шопенгауэр (1788–1860) также исходил из биологического толкования происхождения искусства, но рассматривал этот феномен более прозаично: человек (художник) создавал произведения искусства инстинктивно, как паук, который плетет паутину, не сознавая цели.

Вторая из теорий, игровая, основана на мнении, что искусство произошло из игры как подражания трудовым процессам. Но это утверждение несостоятельно, потому что искусство в известных нам формах связано не с игрой, а с трудом и та же игра ведет свое начало от труда. Игровую теорию впервые выдвинул Ф. Шиллер (1864–1937). Свойственный человеку избыток физических и духовных сил проявляется в игре – бесцельной деятельности. Наслаждению игрой способствует также биологически заложенное в человеке стремление к красоте. Это положение обосновал Г. Спенсер (1820-1903). Й. Хейзинга (1872-1945) указывал, что культура в целом возникает в форме игры. Таким образом появились как те виды деятельности, которые направлены на удовлетворение жизненных потребностей, например охота, так и искусство.

Третья теория, религиозная, утверждает, что искусство происходит от религии и как бы представляет ее особую форму. Это утверждение, в частности, основывается на том, что почвой многих произведений фольклора служит мифы.

Искусство и труд. Возникновение и развитие искусства связано с трудовой деятельностью первобытного человека, а возникновение и развитие искусства слова связано с возникновением и развитием языка, который также возникает и развивается в связи с необходимостью общения людей в процессе труда. Однако «законы красоты» складывались исторически, постепенно. Они стали зарождаться с того времени, как в труде, в общении с природой человек стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.

Первичные формы искусства связаны с трудом. Но, естественно, в них проявляются и те формы мышления, какие свойственны тому времени: анимизм, магия, тотемизм, а затем и мифология.
Самые ранние дошедшие до нас свидетельства искусства не отражают наиболее ясно и исчерпывающе ту среду, в которой они создавались, по ним нельзя также с максимальной точностью судить о том, что такое искусство Не следует, очевидно, считать каждую из этих теорий абсолютной (верной или неверной). Искусство – столь яркий и значимый феномен человеческой деятельности, что его происхождение является следствием очень многих причин – и объективных, и субъективных. Важна в его становлении как социальная среда, так и гений некоего творца-одиночки.

 

 

Ла-Тен. Культура кельтов

между 600 и 220 гг. до н.э., когда владения кельтов простирались от Балтики до Средиземноморья и от Черного моря до Атлантического океана. Кельтская культура этого периода — начиная с середины VI века до н.э. и далее — получила в науке название латенской. Первые открытия памятников этой культуры были сделаны на поселении Ла-тен, расположенном на Невшательском озере в Швейцарии.
Латенская культура не возникла сама по себе. Своим развитием она обязана более ранним культурам, существовавшим на обширных территориях, заселенных кельтскими племенами, а также широким контактам кельтов с античными цивилизациями и с культурой скифских племен. Иногда утверждают, что между гальштатской и латенской культурой нет ничего общего. Если говорить об искусстве, то действительно, прямой преемственности здесь нет. Но все прочие корни латенской культуры прямо уходят гальштатскую. Примерно с 400 года до н.э. кельты стали доминирующей силой в областях, расположенных к северу от Альп — от Франции до Венгрии. Однако древние кельты не были единой нацией и не основали своего государства. Они жили отдельными племенами и княжествами, иногда создавались федерации племен. Дальше этого политическое единение у них не заходило.
Различными племенами управляли короли, вожди или «благородные». Но все кельты говорили на общем языке и обладали многими сходными чертами в повседневной жизни и обычаях, что не мешало им вести ожесточенные междоусобные войны В своих «Записках о галльской войне» Юлий Цезарь неоднократно отмечает важную, с его точки зрения, роль «оппиду-мов» — галльских городов, где его войска могли получить провиант, расположиться на зимние квартиры, а также укрыться при отступлении. Из записок Цезаря видно, что оппидумы являлись фактически первыми кельтскими городами. Эти города были центрами политической и экономической жизни кельтских племен. Важную роль играл город и в религиозной жизни — здесь находились капища и священнодействовали жрецы. Многие из крупнейших современных городов Европы были в свое время заложены кельтами. К их числу относятся Лондон, Дублин, Париж, Бонн, Вена, Женева, Цюрих, Болонья. Лион, Лейден, Милан, Коимбра, Белград. Некоторые из этих городов несколько переместились, другие остались на прежних местах, но все они сохранили свое первоначальное значение до наших дней.
На всем пространстве, заселенном кельтами, господствовала единая культура и единый язык (с диалектными различиями). Однако у древних кельтов не было письменности. О единстве кельтской культуры, выявляющимся до сих пор на довольно обширных и разнообразных территориях, свидетельствуют прежде всего археологические данные.
Религиозные верования кельтов были одним из главных факторов, связующих эти племена в единое целое. Несмотря на то что каждое кельтское племя имело собственных богов и соответствующую мифологию, в основе своей религия кельтов была единой. Свидетельство тому — существование общекельтских богов, культ которых распространялся на значительные тер-j ритории.
Кельты обожествляли явления природы, реки, горы, животных; среди их богов были триликие божества, змей с головой барана, маленькие духи-гномы; кроме того, существовало множество местных богов. При этом кельты весьма редко изображали своих божеств в человеческом облике — очевидно, на этот счет у них существовало некое табу. Известно, что когда в 278 году до н.э. кельты захватили знаменитое греческое святилище в Дель-фах, их вождь Бренн был возмущен человеческим обликом греческих богов. Ему это показалось кощунством, ибо кельты, обожествляя силы природы, всегда изображали их в виде символических знаков и фигур.

Кельтское искусство по своему значению и самобытности — одно из выдающихся явлений художественного развития в истории человечества. Для латенской культуры особенно характерно развитие прикладного искусства. Оно чрезвычайно своеобразно и не похоже ни на какое другое. Латен-ское искусство отражает независимость мышления кельтов, их пристрастие к сверхъестественному, к мечтательности, сказочности. Эстетические проявления этого склада можно видеть в тонких и изящных произведениях искусства древних кельтов — в их красиво отделанном оружии, ювелирных украшениях, керамике, скульптуре, стекле, монетах, отличающихся чрезвычайно оригинальным и удивительно «современным» стилем. Абстракция, фантастические трансформации, личины воображаемых существ играли большую роль в искусстве кельтов, и все это придавало волшебную силу предметам и декору.

 

 

Конец эпохи палеолита. Переход к постгляциальному времени.

В конце мадлена с отступлением ледника пещерное ис-во верхнего палеолита прекращает своё существование.Позднемадленские памятники сохраняют ис-во гравировки и резьбы по камню,рогу и кости.Основным сюжетом в ис-ве позднепалеолитческих охотников становится северный олень, за стадами которого,вероятно,двигаются последние мадленцы.Таяние ледников обернулось для обитателей земли настоящей экологической катастрофой.Огромные площадибыли поглощены водами поднявшегося мирового океана,исчезла мамонтовая фауна.а территория,освободившаяся от ледяного панциря,сковывшего её тысячелетиями,была пуста и безвидна.Освоение водных пространств привело к использованию деревянных лодок моксилов,различного типа гарпунов и рыболовных копий,крючков и сетей..Была одомашнена собака,широко применяли лук и стрелы.Об изменении соц.организации можно судить по могильникам,включающим в себядесятки и даже сотни погребенийНа мезолитичеких могильниках Украины встречаются как одиночные так и парные захоронения,использ.охра,погребён.находятся в скорченном положении,на левом или правом боку,их ориентация неустойчивая.В процессе столкновения различных групп могли возникать вооружённые конфликты(свид.кремневые наконечники стрел,обнаруж.в костях некоторых погребённых..В некоторых погребениях найдены предметы ис-ва.Азильская культура Запада сохраняет преемственность с мадленским периодом.-свидет.индустрия камня и использование пещер для проживания.Погребальный обряд демонстрирует наличие культа головы.(обнар. В некоторых могильниках-черепа засыпаны красной краской,вместе с черепами лежали украшения из просверленных раковин и оленьих зубов,составл.ожерелье или бусы,тк обнаружены черепах молод.женщ.(можно дополнить со стр. 154-156)

 

Искусство гальштата

Обычно гальштатскую культуру связывают с кельтами, однако в последние годы вокруг этой гипотезы идут оживлённые спорыГальштат — небольшой городок в Верхней Австрии, у подножия горы Зальцбергталь, в недрах которой со времен глубокой древности разрабатывались соляные копи. Сегодня название этого городка известно всему научному миру. А началось все в 1846 году, когда Георг Рамзауэр — директор местных соляных копей, а по совместительству — археолог-любитель — открыл в окрестностях Гальштата обширный древний могильник. Рамзауэр вел здесь раскопки на протяжении 17 лет. Он вскрыл почти 1000 из 2500 захоронений. Сделанные им находки были сенсационны: они свидетельствовали о существовании здесь в 700—500 г. до н.э. цивилизации, использовавшей железо. Пышные захоронения представителей могущественной аристократии и скромные могилы общинников несли в себе материальные свидетельства жизни людей той далекой эпохи. Удивительно хорошо сохранившиеся оружие, орудия труда, ювелирные украшения, конская сбруя и боевые колесницы свидетельствовали о высоком мастерстве древних литейщиков и кузнецов. Благодаря многообразию и богатству археологического материала, открытого в могильниках Гальштата, эта культура получила название гальштатской. Впоследствии памятники такого рода были открыты во многих местах Европы. Расцвет гальштатской культуры падает на VII—VI в. до н.э., когда народы Западной Европы пришли в тесное соприкосновение — в результате торгового обмена — с греческими и этрусскими городами. В Гальштате археологами были открыты захоронения, инвентарь которых показывает, что люди в эту эпоху изготовляли свои орудия труда и мечи уже не из бронзы, а из железа. Своих вождей они хоронили в великолепных погребальных камерах, выложенных из бревен (чаще всего для этого использовался дуб, считавшийся священным деревом), под насыпными курганами, которые увенчивались статуей покойного в полный рост, изображением божества или надгробным камнем и ритуальной стелой. В могилы клали богато украшенную конскую сбрую, дорогие ювелирные украшения, золотые венцы и диадемы, бронзовые сосуды и многочисленную керамику, простую — местной работы и расписную греческую. В гробницы знати помещали даже четырехколесные повозки с полным набором упряжи.
Керамика гальштатского искусства, испытавшая греко-италийские влияния (в т.ч. культуры этрусков), выполнялась от руки и украшалась геометрическим орнаментом (меандр, треугольники, круги, спирали и др.). В иллирийских областях сосуды покрывались жёлтой обмазкой (на которую наносился красный, тёмно-коричневый или чёрный узор) или краской (с белым, коричневым и чёрным орнаментом). Характерны также сосуды с гравированым или штампованым, узором, полихромные, инкрустированные белой пастой, что свидетельствует об использовании местных художественных традиций эпох неолита и бронзы. На глиняныю и бронзовыю сосуды иногда прикреплялись фигурки людей и животных. Нарастающее со временем в гальштатском искусстве стремление к пышности и живописности сказалось в изделиях из металла, инкрустированных золотом, янтарём, позже кораллами. В Северной Италии и Боснии обнаружены также надгробные стелы, обломки скульптуры и архитектурные фрагменты с рисунками или рельефами, изображающими битвы на море и суше, охоту, всадников, женщин. Воздействие гальштатского искусства сказалось во многих районах Европы. Подлинным сокровищем прикладного искусства гальштатских кельтов является коллекция керамических сосудов из курганов близ Шопрона (Венгрия). Сосуды датируются концом VII столетия до н.э. и замечательны, конечно, не ценностью материала, из которого выполнены, а своими изображениями: на их поверхности резцом процарапаны фигурки людей и целые сцены, дающие нам сегодня возможность заглянуть в жизнь древних кельтов. Керамика Шопрона показывает, как одевались и что делали кельты эпохи Гальштата, она наполняет живым дыханием скупые данные археологии и туманные повествования мифов.
На этих сосудах мы видим изображения сражающихся мужчин, одетых в порты (типичная особенность «варварского» мира) и плащи, ниспадающие свободными складками (такие плащи носили и более поздние, так называемые латенские кельты — то есть кельты того периода, о котором уже имеются исторические свидетельства). Видим мы и женщин в расшитых юбках в форме колокола: они тоже изображены в стычке, причем дерутся они по методу, поистине «освященному» временем, — вцепившись друг дружке в волосы. Изображена на сосудах и пара влюбленных — как неохотно они расстаются друг с другом... А рядом — кудрявые красавицы в расширяющихся книзу платьях, украшенных маленькими колокольцами, сосредоточенно прядут и ткут. Другие захвачены буйной стихией танца — они пляшут, самозабвенно раскинув руки. Одна из изображенных женщин играет на лире — любимом музыкальном инструменте кельтов. Другая в туго стянутой на талии юбке колоколом и узких шароварах восседает на коне. Видим мы здесь и сцену погребения: тело усопшего везут к могиле на четырехколесной погребальной колеснице.
Ценность этих изображений на сосудах из Шопрона огромна, ибо они восходят к тем отдаленным временам, о которых у нас нет письменных свидетельств, дополняющих данные археологических находок. От этой эпохи, помимо некоторых орудий и фрагментов одежды из соляных копей Гальштата, почти не сохранилось материалов, позволяющих представить, как выглядели и одевались тогдашние кельты.
Гальштатская культура стала предшественником культуры «классических» или «исторических» кельтов.
С 5 в. до н.э. гальштатское искусство было вытеснено латенской культурой кельтов.

 

Мезолитическое искусство на Иберийском полуострове

Мезолитическая наскальная живопись, сохранившаяся на юго-востоке

Иберийского полуострова, представляет собою едва ли не единственный

памятник такого рода. Главная тема иберийских фресок – сцены охоты.

Развернутые композиции изобилуют человеческими фигурами; люди и животные

связаны единым динамичным действием. Близким по стилистике к испанским

фрескам является искусство Северной Африки. Оригинальным сюжетным

направлением, характерным для искусства Африки, является изображение

ритуальных сцен и действий, что говорит о процессе постепенного

размежевания живописи и магизма.

 

Железный век Западной Европы

I тыс. до н.э. имело большое значение в историческом развитии Европы. Это было время, когда сформировались основы европейской цивилизации. На страницах ранних исторических сочинений появились имена таких народов как греки, финикийцы, этруски, римляне, иллирийцы, кельты, германцы и т.д. Начало этого процесса восходит к концу второго тысячелетия, отмеченного серией очень важных явлений, среди которых в первую очередь исследователи отмечают коллапс Микенской Греции и формирование внутриевропейской системы связей. Как отмечалось выше, железо начало входить в широкое употребление в Западной Европе около VIII в. до н.э., а на севере несколькими веками позже. С исторической же точки зрения, распад систем прежней эпохи начался примерно в XII-X вв. до н.э. Хронологически этот период определяется в литературе как период поздней бронзы. В нашем дальнейшем изложении мы будем ориентироваться на традиционные хронологические схемы, разработанные для отдельных регионов Европы.

Северная традиция была распространена, в основном, в Скандинавии и Северной Германии. Она оформилась примерно к XV в. до н.э. и сохранялась вплоть до V в. до н.э. Ее своеобразие характеризовалась сочетанием местных и общеевропейских элементов (погребения в могилах, а затем в урнах). В северный комплекс входило использование в обрядах боевых топоров, луров (музыкальных инструментов), встречавшихся только в этом регионе, употребление мечей и бритв в качестве мужских аристократических символов, а поясных украшений как женских, преемственность в использовании больших курганов. В целом, для этого региона характерно непрерывное и медленное социо-культурное развитие. Несколько впереди оказались в X в. до н.э. районы южной Скандинавии, где на подъеме была металлургия бронзы и золота.

В Средней Европе, где полностью господствовали культуры полей погребальных урн, условно выделяют локальные варианты в рамках лужицкой, северо-альпийской и иберийской традиций. Они различаются только на уровне стилистических особенностей в металле и керамике. Отдельно и вполне самостоятельно выглядит атлантическая традиция. Она объединяла культуры вдоль Атлантического побережья от Англии до Иберии и характеризовалась общими типами металлических предметов и ритуальной практики. В этой зоне были распространены бронзовые топоры с закраинами, бритвы с язычком, кинжалы, ножи с выгнутой спинкой, копья, серпы. Расцвет местной металлургии бронзы был во многом связан с разработкой медных руд Астурии и месторождений олова в Галисии. На юге выделяют итальянскую, балкано-эгейскую и прикарпатскую традиции.

Следующий период, датируемый XI-X вв. до н.э., известен в литературе под названием прото-геометрического, когда керамика, сделанная, как правило, довольно грубо, украшалась простейшими геометрическими узорами.

Культура Италии в первом тысячелетии до н.э. ассоциируется, в первую очередь, с именем этрусков, сыгравших большую роль не только в истории Апеннинского полуострова, но в во всей истории античности. С VIII до н.э. они населяли Этрурию – территорию центральной и западной Италии, между реками Тибр и Арно к востоку от Апеннинских гор.

В VII в. до н.э. кремация уступила место ингумации, причем погребения уже были совершены по типично этрусскому обряду в наземных камерных гробницах. Считается, что культура этрусков сложилась в области Тоскана, откуда она распространилась и на соседние территории. Могильник Кватро Фонтанилли хорошо демонстрирует отсутствие какого-либо перерыва между культурой вилланова и этрусской.

Переход к этрусской культуре произошел, таким образом, примерно в VII в. до н.э, при этом в модели расселения сначала не произошло серьезных изменений, за исключением того, что некоторые поселки стали укрупняться, образуя т.н. виллы, концентрирующиеся вокруг какого-либо центра. В соответствии с современными исследованиями, предполагается, что появление этрусского города было связано с реорганизацией сельских поселений, в экономической жизни которых все большую роль стали играть земледелие и выращивание олив и винограда. Центральные поселения все больше стали напоминать протогорода. Большое значение также приобрела начавшаяся еще в VIII в. до н.э. разработка месторождений тосканских железных руд – единственного источника железа на территории к югу от Альп.

В ритуальной сфере, как уже отмечено выше, также произошли изменения. Богатое население стало широко практиковать обряд ингумации. Начало этрусской культуры было отмечено также двумя новыми явлениями: появлением очень богатых погребений и присутствием в могилах предметов восточного происхождения или восточного стиля. Погребения VII-VI вв. до н.э. устраивались под большими насыпями – в каменных гробницах, состоящих из нескольких помещений, предназначенных для захоронения членов семей. Вход в гробницу оформлялся в виде коридора.

Умершие сопровождались богатым инвентарем, в который входила повозка, оружие, бронзовые и серебряные сосуды, золотые украшения, импортная и местная гончарная керамика типа "буккеро", различные предметы пластики. Последняя отличалась довольно высоким качеством, была черного цвета, залощена, и покрыта тонким гравированным или штампованным узором, заполненным белой краской.

Такие богатые погребения открыты во многих этрусских центрах: в Папулонии, Ветулонии, Тарквинии, Черветери а также в Палистрайне – на территории Лации, где в одном их захоронений была найдена золотая брошь с самой ранней надписью на латинском языке.

Одним из наиболее известных погребальных памятников VII в. до н.э. является гробница Томба делля Дуче (Ветулония). Пять траншей содержали многочисленный погребальный инвентарь, включая бронзовый щит, шлем, канделябр, бронзовые и керамические сосуды, серебряные фибулы, железные мечи и копья, а также остатки коня и сбруи. Траншеи были окружены каменным кольцом. В одной из них найден бронзовый ящик с остатками кремации. Из гробницы происходит сосуд стиля буккеро с наиболее древней этрусской надписью.

Многие предметы импортировались в Этрурию из стран Ближнего Востока и Африки через греческую или финикийскую торговые сети. Было очень распространено подражание греческой керамике геометрического стиля. Местное металлургическое производство достигло довольно высокого уровня развития, в нем стали употребляться новые технологические приемы, например, филигрань и зернь. Появилось много богато украшенных бронзовых сосудов, подобных широко распространенным к северу от Альп кувшинам с клювовидным сливом.

 

 

Мезолит Ближнего Востока и Кавказа

Мезолит Кавказа представлен четырьмя вариантами мезолит.культ.,датируются YIII-YI тыс.до нэ.В Зап.и Центр.Закавказье выделяются причерноморская,имеретинская и триалетская группы памят-ов, на востоке-в Дагестане-чохская культура.С этой культурой связывают силуэтные и контурные рисунки в гротах Чинна-Хитта и Чувал-Хвараб-нохо.превалирует солярные знаки, и спирали.Изображений животных немного,яркие образы.сравнимые со среднеземноморским постгляциальным иск-вом.здесь осутствует,тогда как солярные культы наиболее широко распространяются в юронзовом веке.Для датировки гобустанских петроглифов важнейшее значение имеют рисунки:фрагменты изобр-ий быков из стоянок (стр.181),изобр.людей,преобладали женские,мужские почти не встречаются.На скалах Гобустана рис-ки выполняли в основном выбивкой.Мужские и женские фигуры и гравировки животных сначала выбивались,а затем протирались,некоторые могли быть закрашены..Среди них-изоб.леопарда.преследующего оленя,прослеживаются останки краски и на рисунках быков.Убежище(на верхней террасе вост.склона Беюк-Даш),около 20ти снаружи и изнутри покрыты петроглифами и содержат иногда значительные отлож-я культурного слоя: фигуры людей и животных в этой многоплановой и разновременной галерее выполнены в различных стилях и техниках.Древн.часть сост.силуэтные мужские и женские фигуры-в технике выскабливания(ракляж)или протирки-это когда соскабливают верхний,более тёмный слой скального загара на очень небольшую,менее мм глубину,изобр.не обводились углублённой контурной линией,но руки предметы(луки),прочерчены тонким резцом.Самая крупная,доминирующая фигура женщины в этой композиции.изобр.в анфас.Как правило,контурн.фигуры быков,иногда незавершённые.перекрывают изобр.людей,выполн.в одной стил.традиции(вытянутое узкое туловище,небольшая голова. Мощные ноги.иногда юбочки на талии.На Ближнем Востоке помимо наскальных рисунков.оставленных эпипалеолитическими охотниками в Сирии,Иордании,в пустыне Негев.,известно небольшое число произвед-ий пластического исва-фигурки животных,антропоморфных изобр-ий значительно меньше.В погребении ребёека в пещере Эль-Вад на горе Кармел найден фрагмент фигурки из камня-голова человека с процарапанными бровями.овальными глазами и носом(см.на стр.177-179).

 

Мезолитическое искусство Северной Европы и Урала. Мезолитическое искусство Северной Европы. Представлено декорированными костяными орудиями и янтарной скульптурой из поселений культуры маглемозе на Балтийском море, а также роговой и костяной скульптурой из Оленеостровского могильника на Онежском озере и петроглифами на севере Норвегии и Швеции.по всоей стилистике отвечающими канонами ранней фазы постгляциального иск-ва в Валькамонике.Мезолит.стоянки культуры маглемозе располагались на заболоченных берегах озер и на море,поэтому их жилища возводились на настилах и на сваяхС течением времени эти поседления заливались водой и заторфовывались,поэтому хорошо сохранились органические материалы,в т.ч.деревяные конструкции,орудия из кости и рога и другие следы жизнедеятельности древних обитателей Балтики.На роговой рукояти каменного орудия,найденной в Юстаде(провинция Сконе в Швеции)изображены две процарапанные фигуры оленей со сброшенными рогами.Несмотря на незначительность этого изд-я: у животного-четыре ноги,оба уха в едином ракурсе,на одной линии,напротив друг друга или одно за другим,голова и шея заштрихованы.Эти же приёмы использ. И мадленские художники в Испании при изобр-ии безрогих оленей(ланей).Техника множеств.линии виде штрихов,применявшаяся для ограничивания светлых и тёмных зон или выполнения моделировки.хорошо известна как в наскальном ис-ве.так и в ис-ве малых форм.Человеческие фигуры встречаются ещё реже,чем изо.животн.они представлены в гравированной композиции на кости зубра(Рюемаркгарде,Зеландия)Гравированные линии заполнены белым цветом.Более выразительная скульптура(Оленеостровский могильник на Онежском озере)),много могил с погребёнными,предметы-подвески и пластинки из резцов лося и бобра,которыми расшивались пояса,нагрудные украшения.головные уборы,обувь.-использовали резцы медведя с нарезками или отверстиями в корневой части и фрагменты орнаментированных трубчатых костей.Погребальный инвентарь-гворит о наличие людей.обладающих в данной племенной или родовой группе высоким социальным статусом.Ис-во оленеостровского социума представлено культовой скульптурой-явл.частью погребального комплекса: среди них преобладают лоси(9).имеются 3 антропоморфных фигуры,2-изо змеи.Для «лосей» использ.длинный олений рог с небольшим отростком.из которого вырезана голова животного,его глаза,ноздри,уши,рот,. А в данном случае вздыбленная грива,переданная пятью раздельными зубчиками и придающая образу динамизм и экспрессию.(также на стр.193)Антопоморфные скульптуры из оленеостр.могильника представлены 3разными типами изобр-ий.наиболее загадочное-двуликий Янус.с чётко проработанными чертами лица спереди и менее отчётливыми на затылке,два др.-мужское и женское –в совершенно разной манере.Эти амулеты играли роль.схожую с сибирскими онгонами.которые служили прибежищем душ или каким-то иным целям связан.с погребальной обрядностью определ.лиц-личные обереги.Петроглифы эпохи мезолита Скандинавиидатируются в зависимости от расположения над уровнем моря.К ним отн-ся простейшие изобр.лодок.контурно-силуэтные фигуры оленей,различные знаки,антропоморфные фигуры.Наиболее ранними YI-Yтыс.до нэ крупные фигуры животных,выполненные прошлифованной контурной линией. Изображения животных достигают натуральной величины,все рисунки копытных животных и медведей-силуэтные.с одной парой ног,иногда незавершённые.статичные, с поднятой или опущенной вниз,иногда повёрнутой назад головой.Мезол.население Севрной Европы было малочисленным,поэтому нет большого кол-ва памятников ис-ва в этом неблагоприятн.для обитания регионе.Строго профильные фигуры огромных лосей с передачей не одного,а сразу обоих ушей.как на обрубке рога из Юстада.отсылают нас не только к Альтамире,но и более ранним.профильным,выполненным контурной линией изображениями, с рогами,переданными в перекрученной перспективе.как у бизона из грота Ла-Грез.Между Фенноскандией и Уралом находятся два значительных мезолит.памятника-Нижнее Вереть-найдено большое кол-во изд-ий из кости и рога,де корированных геометрическими орнаметрами, а также скульптурные изо-я голов водоплавающих птиц и сильно стил.антропоморфная скульптура.Гарпуны и биконические наконечники стрел из кости несут много общих черт с культурой кунда:маглемозе.с мезолит.торфянных стоянок Среднего Зауралья-с другой.Шигирский и Горбуновский торфяники Зауралья содержали самое большое кол-во деревянной и костяной скульптуры,отн.к различн.эпохамот мезолита до бронзы

Date: 2015-09-27; view: 698; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию