Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронологические рамки палеолита и его периодизация. 2 page





В целом изучение искусства Северного Причерноморья показывает, что оно представляет собой одну из ветвей античного искусства, имеющую свои специфические особенности: сочетание греческой и местной культуры, самостоятельность архитектурных конструкций, наличие в живописи сюжетов, отражающих явления местной жизни (выезд воина, жизнь боспорца в степи и др.), большое декоративное мастерство, выработку своеобразных художественных приемов, сочетающих обобщенность трактовки предметов с подчеркиванием метко наблюденных реалистических деталей.

 

Каповая пещера на Урале

Каповая пещера впервые описана в литературе П.И.Рычковым в 1760г и затем другими авторами 18,19 и 20 вв. Однако первые палеолитические рисунки в ней открыты лишь в 1959 г зоологом Башкирского заповедника А.В.Рюминым. На тер. Башкиртостана. Название «Шульганташ» происходит из башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в реку Белуая рядом со входом в пещеру.
О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая — от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая — от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки первобытным человеком эпохи палеолита). Рисунки датируются периодом от позднего солютре(стадия верхнего палеолита для Центральной Европы; период 20-15 тыс.лет до н.э.) до среднего мадлена(стадия верхнего палеолита для Центральной Европы; период 15-12 тыс.лет до н.э.) Рисунки выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, возраст их — 14-14,5 тыс. лет, изображены мамонты, лошади, шерстистые носороги, бизоны, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. Живопись Каповой пещеры (ее верхнего этажа) относится к раннему палеолиту, т.е. древнему каменному веку, и принадлежит предку современного человека- кроманьонцу. Рисунки нижнего этажа более поздние, вероятно он был доступен человеку в конце ледникового периода (то есть не менее 12000 лет назад).
Здесь также обнаружен самый большой в Европе (400 метров в диаметре), так называемый “сильфон” – полость заполненная водой без воздуха. Вход в пещеру со стороны речки Шульган. В этой двухэтажной пещере, состоящей из множества подземных ходов, галерей и гротов, за 200 лет, прошедших со времени ее первого описания П.И. Рычковым в 1760 году, побывало множество людей. Пещера «Шульган-Таш» в 1965 году получила статус памятника природы. Большинство рисунков сделаны мастерски. Многие звери переданы в движении: они мчатся, бегут, прислушиваются, ревут и бросаются на жертву. Первобытный человек рисовал их глубоко в недрах пещеры, в 200—350 метрах от входа. Он пользовался охрой и углем, иные рисунки выцарапаны на камне. В среднем и верхнем ярусе пещеры ученые насчитали более 30 рисунков, нанесенных на стены красной охрой. Это не только изображения животных, но и стилизованные геометрические фигуры виде лестниц, хижин, треугольников и косых линий, рисунки верхнего яруса датируются эпохой раннего палеолита, а их авторство приписывается предку современного человека - кроманьонцу. Рисунки нижнего этажа - более поздние, нанесены они, вероятно, в конце ледникового периода. Рисунки достаточно большие - их размер колеблется от 44 до 112 сантиметров. Всего изучено около 173 рисунков.

На втором этаже пещеры живопись сосредоточена в зале Рисунков, находящемся приблизительно в 300 м от входа. Там расположены две основные композиции, выполненные в реалистическом стиле красной охрой.
Это определенно мадленская живопись третьего типа по Леруа Гурану, хотя и выполненная в особой манере, специфичной для Каповой пещеры. Композиция восточной стены зала Рисунков включает двенадцать изображений. Это центральная большая лошадь, семь мамонтов, шерстистый носорог, геометрический знак (трапеция) и антропоморфная фигура. Кроме того, в нижней части композиции выступающий участок скалы с кальцитовыми натеками моделирован в виде лошади. В этой композиции нами впервые выделена антропоморфная фигура, находящаяся перед небольшим правым верхним мамонтом. Кроме того, в нижней части композиции нами независимо выявлен т.н. «Бледный мамонт», который, как позднее выяснилось, наблюдался в шестидесятых годах некоторыми исследователями, но позднее был «потерян», видимо, из-за ухудшения состояния. Барельеф в нижней центральной части композиции был открыт еще А.В. Рюминым, но не получил признания археологов. Съемки, проведенные нами при моделировании «живого света» факела показали, что кальцитовый натек специально обработан и весьма напоминает голову лошади. В центре композиции под лошадью, убедительно дешифрировано маленькое изображение мамонта, ранее не имевшее однозначного толкования.
Композиция западной стены зала Рисунков состоит из трех рисунков мамонтов и расположенного несколько в стороне рисунка быка. Правый верхний рисунок мамонта выполнен в силуэтной манере, остальные рисунки – в контурной. В этой композиции однозначно подтверждено наличие антропоморфной фигуры над задней частью центрального мамонта, существование которой ранее было объектом дискуссий.
На первом этаже пещеры живопись выявлена в трех залах: Купольном, Знаков и Хаоса. В целом, там преобладают разнообразные геометрические абстрактные знаки, иногда достаточно сложные по морфологии, что отличает их от западных аналогов. Многие из них являются производными от трапеции, широко распространенной в пещере. Эти трапеции расширяются кверху, имеют различное количеством внутренних субвертикальных ребер и «ушки» на верхних углах. Подобные трапеции встречаются только в Каповой пещере и не известны в Пиренейско-Кантабрийском регионе. Интерпретация этого знака стала объектом дискуссий. Видимо, он является производной «женского треугольника», но несет какую-то информационную нагрузку (различное количество ребер), скорее всего по количеству детей у женщины – главы рода. «Ушки» по бокам трапеции (левое длинное, правое – короткое) очень напоминают завязки пояса, а сама трапеция может быть изображением ритуального передника матери – главы рода.

Общее состояние живописи первого этажа намного хуже, чем рисунков второго из-за негативного воздействия воды, поступающей сверху из каньона Шульгана через поноры, а также из-за микроклиматического воздействия в виду близости зала Купольного к микроклиматическому барьеру. Многие рисунки уже превратились в размытые красные пятна, и их интерпретация возможна только при компьютерной цифровой обработке фотоматериала. Кроме реалистических рисунков мамонтов, бизонов, носорогов, на первом этаже нами выявлены рисунки, выполненные в своеобразной условной символической стилистике близкой к петроглифам Карелии и Казахстана. В зале Купольном большое количество рисунков сосредоточено в нише западной стены. На восточной стене находится очень своеобразный рисунок - «Решетка», представляющий собой наложение перекрещивающихся линий на более ранний рисунок. Изображение создано, возможно, с магическими целями.
В зале Знаков на западной стене находится рисунок бизона и двух небольших трапеций. Под бизоном находится одно из самых ярких пятен. При компьютерной обработке выявляется его внутренняя структура, свидетельствующая о том, что первоначально это тоже была трапеция, но позднее она была затушевана. Правее бизона находится крупное яркое пятно трудно интерпретируемое визуально. При обработке выявляется, что знак неоднороден и дорисовывался позднее.
В зале Хаоса живопись сосредоточена в трех пунктах: на выступе южной стены (композиция «Лошадки»), в щелевидном наклонном аппендиксе под восточной стеной (многочисленные знаки), зооморфное и антропоморфное изображения над аппендиксом, а также черный «Трезубец» и мамонт в северо-восточной части зала.
Наиболее интересна и известна композиция «Лошадки». Она была вскрыта московскими реставраторами под руководством О.Н. Бадера из-под четырехсантиметрового слоя сталагмитовых натечных кальцитовых кор в семидесятых годах. Была выявлена прекрасная многоцветная композиция с темной, почти черной обводкой, состоящая из двух стилизованных лошадок, двух Трапеций и знаков, близких к лесенкам. Вскрытая часть составляет около половины общей площади предполагаемой композиции. За прошедшее время она подверглась интенсивному негативному воздействию влаги, поступающей в зал из каньона Шульгана с поверхности. Часть расчищенной площади теперь перекрыта тонким новообразованным слоем белого кальцита, отлагающегося в межень. В паводковые периоды красочный слой корродируется. Наблюдается образование гидроокислов на границе скального основания и натеков с красочным слоем, что может привести к отслоению натеков и гибели всей композиции
По технике нанесения рисунки наиболее близки монохромным(чёрным) рисункам мадленского времени, выполненным без помощи гравировки. Палеолитический возраст рисунков не подлежит сомнению, некоторые рисунки покрыты небольшими известняковыми наплывами, а пересекающие их трещины белыми отложениями кальцита. На ледниковое время также указывает излюбленный сюжет живописи пещеры – фигуры мамонтов и шерст. носорогов. За отсутствием других аналогий, следует принять во внимание, что монохромная силуэтная живопись в пещерах Юж Франции,наиболее близка нашей, относится к раннему мадлену. Это позволяет датировать рисунки верхнего этажа Каповой пещеры темже, или несколько более ранним временем, учитывая контурный характер части рисунков. Также и на Урале, и в Юго-Западной Европе рисунки в палеолитическое времянамеренно распологали в потайных, труднодоступных местах, достижение которых нередко было связана с риском для жизни. Живопись Каповой пещеры отличается исключительным обилием фигур мамонтов, что наход в соответствии с особенно большой ролью, котор играло эт животн. В пещере совершенно отсутствует техника гравировк. Рисукни верхнего и нижнего этажа значительно отличаются. Все рисунки нижн э отл геометрическим, стилизованным характером, среди рисунков есть четырёхугольные фигуры, похожие на прямоугольники и трапеции..Есть рисунки похожие на лестницы и в виде рядов косых параллельных линий.

 

Скифское искусство в курганах Кубани

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный стиль[17]. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами.

По мнению учёных - скифы и древние греки оказали значительное влияние[18] на многие народы жившие на территории Европейской части бывшего СССР, так например такое влияние они оказали на меотскую культуру, что видно из артефактов найденных в Курганах Келермесских, Карагодеуашх и др. Показательны и курганы: Куль-Оба, Солоха, Чертомлык,Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском.

+см предыдущий билет

Пещера Альтамира

. Пещера Альтамира
археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола и его дочь Мария открыли замечательные полихромные изображения, скрывавшиеся во мраке пещеры Альтамира. однако научное сообщество не признавало его открытия вплоть до начала XX в. Залы Альтамиры тянутся на расстояние около 280 м. Многофигурные скопления и отдельные изображения в недрах пещеры сочетают красочные полихромные фигуры с рисунками, выполненными углем, гравировки — с линиями, которые прочерчены пальцами. Объем пещеры можно условно разделить на три части. Первая включает пространство при входе и расположенный в 26 м слева от него отсек с расписным сводом — Большим плафоном. Центральная часть Альтамиры состоит из длинной галереи с несколькими боковыми ответвлениями. В отсеке при входе и в галерее представлено множество изображений быков, бизонов и лошадей, нарисованных черным красителем без использования фактуры стен для придания этим фигурам объема; здесь же встречаются прямоугольные знаки, штрихи, линии, рисунки козлов, животного из семейства кошачьих и др. В самой глубине пещеры, в третьем ее отделе, находится коридор длиной около 50 м, почти весь покрытый изображениями, среди которых олень-самец, лошади и бизон, несколько знаков четырехугольных очертаний, а также нечто напоминающее человеческие личины. От входа до самого отдаленного участка пещеры располагаются шестьдесят групп знаков, состоящих из точек и штрихов, нанесенных черной краской. В дальнем отсеке есть гравированные изображения, среди которых лошадь, мамонт, бизон. При входе в пещеру по своду пальцами прочерчены извилистые линии — так называемые макароны, а также отдельные схематичные фигуры. Расписной потолок Альтамиры — Большой плафон — одно из самых знаменитых произведений искусства верхнего палеолита, оно выполнено с использованием охры и угля, но благодаря мастерству художника выглядит полихромным. Композиция полосой протянулась в длину на 18 м, а в ширину примерно на 9 м. В древности сюда никогда не проникал солнечный свет. В центре Большого плафона представлены в разных позах 15 бизонов; позади самого крупного бизона-самца находится самка оленя, несколько фигур лошадей, козел; эту группу справа вверху завершает бизон с отсутствующей головой, а еще выше, на периферии, локализуется редкий в наскальном искусстве образ — кабан. Примечательны фигуры бизонов, склонивших головы и подогнувших ноги к животу. На плоскостной копии они смотрятся странновато, но эти позы реалистичны — так животные подолгу лежат на траве.

 

 

Пазырыкские курганы

археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии. Пазырыкские курганы, группа больших курганов в долине Пазырык, на правом берегу р. Большой Улаган на территории Улаганского района Горно-Алтайской АО. Представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооруженные в основном в 5—4 вв. до н. э. (по мнению др. исследователей, в 3 в. до н. э.). Исследовались в 1929 (М. П. Грязнов и С. И. Руденко) и 1947—49 (С. И. Руденко). В П. к. были открыты прямоугольные ямы глубиной до 4 м и площадью около 50 м2, в которых стояли погребальные камеры (бревенчатые срубы) высотой до 2 м, с полом, двойными стенами и потолками, покрытыми берёстой, кустарником и, до краев ямы, — накатом из брёвен. Затем был насыпан небольшой земляной холм, а сверху — мощный слой дикого камня. Вследствие значительной высоты урочища Пазырык, особенностей климата и конструкции курганов вскоре после их сооружения под ними образовалась многолетняя мерзлота, обеспечившая хорошую сохранность всего положенного в могилу, в частности бальзамированных погребённых (на одном обнаружена татуировка) в колодах-саркофагах, трупов лошадей, захороненных на накате к С. от могильной ямы, вне погребальной камеры. Хорошо сохранились изделия из дерева, тканей, войлока, меха и кожи — предметы одежды, домашнего обихода, средства передвижения и др. Находки дают полное представление о физическом типе и культуре погребённых. Многочисленны произведения искусства, выполненные в своеобразном зверином стиле, и принадлежности конской сбруи. Интересны древнейший из известных художественно выполненный переднеазиатский ворсовый ковёр, а также тончайшей работы шерстяные переднеазиатские ткани и вышитая китайская шёлковая ткань. Одна из наиболее замечательных находок - т. н. катандинский кафтан. В настоящее время выставлен в Государственном историческом музее (Москва). Там же хранится и другая уникальная вещь из этого кургана, названная фраком за сходство фасона, сшитая из меха соболя и крытая китайским шелком.Эти находки свидетельствуют о широких культурных связях древнего населения Алтая. 1990-1995 гг. на плато Укок (Кош-Агачский район республики Алтай) впервые за время изучения пазырыкской культуры (т. е. более чем за 130 лет) были открыты и исследованы курганы знати и рядовых пазырыкцев, чьи могилы не были потревожены и оказались "замерзшими" (т. е. заполненными льдом). Настоящим открытием и одним из самых больших впечатлений стали нетленные тела, облаченные в одеяния далекой эпохи. Но последовавшее затем более чем десятилетнее исследование пазырыкского костюма привело к еще более интересным результатам, чем факт самих находок. Исследователями установлено, что пазырыкцы не были только кочевниками, разводившими коней, крупнорогатый скот, овец и коз; они занимались также земледелием. О социальном расслоении говорят разные по размеру и богатству сопроводительного инвентаря захоронения. Качественно срубленные из бревен могильные камеры. Раскопки на Укоке показали, что пазырыкцы, находясь на стыке трех крупных культурных регионов Центрально-Азиатского, Алтай-Саянского и Среднеазиатского - испытывали культурное влияние этих важнейших евразийских центров этногенеза, и сами активно участвовали в формировании культуры центральной Азии. Итоги последних изысканий показывают, что ядро ареала пазырыкской культуры находилось в Горном Алтае, а периферийные зоны захватывали сопредельные районы Казахстана, Синьцзянь-Уйгурского национального округа КНР, с проникновением в районы Тувы и Западной Монголии. Пазарыкцы, судя по антропологическим реконструкциям, были высокорослыми людми, с мощными шеями, крупными головами, неширокими, но очень высокими носами. Преобладал европеоидный тип, хотя считается, что пазырыкцы, скорее всего, являли собой конфедерацию различных этнических родов. Мужчины носили волосы средней длины, подстриженные под "горшок", женщины

 

 

Пещера Ляско

• во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре. Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года Первый зал — это «зал быков» или «ротонда» (фр. salle des Taureaux, Rotonde): длина — 17 м, ширина — 6 м и высота — 7 м.
• «Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход» (фр. Diverticule axial), более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины.
• Из «зала быков» справа от «осевого прохода» можно попасть в «пассаж» (фр. Passage), галерею длиной в 15 м.
• За «проходом» находится «неф» (фр. Nef), более высокий, длиной в 20 м.
• Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится «кошачий лаз» (фр. Diverticule des Félins), узкий коридор длиной 20 м.
• «Апсида» (фр. Abside) — это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа».
• За «апсидой» находится «шахта» или «колодец» (фр. Puits). Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4-5 м практически до начала нижней системы.
• В число сделанных археологических находок входят предметы, сделанные из камня (403 орудия), из кости (28 орудий), растительного происхождения (113 фрагментов), украшения (10 раковин), многочисленные угольки и остатки красителей.

• В «нефе» были найдены светильники, красящие вещества и остатки пищи. В «апсиде» также было найдено большое количество важных предметов: острия дротиков, скребки, резцы и светильники. В «шахте» были обнаружены остатки красящих веществ, острия дротиков, просверленные ракушки и светильники.
• Было проведено изучение под электронным микроскопом красящих веществ, обнаруженных во время раскопок, и образцов, взятых с некоторых изображений. Черные красители соответствовали окиси марганца, а желтые, оранжевые и красные — окиси железа. Все они использовались в чистом виде без какого-либо добавления минеральных примесей и без тепловой обработки
• В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Её кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.
Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца.
• В «осевом проходе» также изображены быки и лошади, окруженные оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,50 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).
• В «пассаже» многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.

• «Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделенной на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.
• «Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приема «кривой перспективы».
• В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.

• В «шахте» находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображен удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:
o Между человеком и носорогами — три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдаленной части пещеры).
o Под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалеку от этого места.
Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить [11].
В 2000 году немецкий ученый Михаэль Раппенглюк обнаружил летне-осенний треугольник (Вегу, Денеб и Альтаир), который образовывали глаза бизона, человека и птицы.
[править] Художественные приемы
Среди художественных приемов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить:
• Полихромия,
• Растушевка,
• Перспектива,
• Незакрашенные места в картине,
• Искаженное изображение.
[править] Интерпретации
В пещере Ласко было найдено не очень много костяных и кремневых орудий: судя по всему, в пещере никогда не жили, её в основном посещали ради наскальных изображений.

 

 

Курган Аржан

Аржан — наиболее ранний известный археологам курган с "элитным" захоронением "раннескифской эпохи". Находится в Тыве, чуть южнее границы с Красноярским краем, и датируется VIII в. до. н. э.. Изучен в 1970-е годы экспедицией М. П. Грязнова. Курган Диаметр кургана до разрушения и раскопок составлял 120 м при высоте в 4 метра1. Под сильно разрушенной каменной кладкой была зафиксирована уникальная деревянная конструкция, состоящая из системы наземных срубов и клетей. Памятник был сильно ограблен, но в результате исследований получена значительная коллекция материалов, происходящих, в основном, из остатков захоронений почти 160 лошадей, погребенных в клетях вокруг центрального сруба. Найдено также оружие и великолепные предметы прикладного искусства2.
Последней работой, где подробно и во многом по-новому рассматривается этот памятник, явилась монография Д. Г. Савинова3. При его анализе он предложил «разделить материалы Аржана на несколько независимых позиций: 1) архитектурные особенности сооружения; 2) погребальный обряд, состав и положение погребенных; 3) сопроводительные конские захоронения; 4) инвентарь, в том числе - произведения изобразительного искусства»4
Аржан-2 — захоронение скифского вождя второй половины VII в. до. н. э. в Пий-Хемском районе республики Тыва. Диаметр 80 м, высота 2 м. Впервые исследован в 1997 году. Раскопан в 2001—2003 годах российско-германской экспедицией (К. В. Чугунов, В Аржане-2 найдено более 20 кг золотых изделий бытового и культового характера, выполненных в «зверином стиле» с высочайшим ювелирным искусством. Основная часть предметов находится в республиканском музее Тывы, г. Кызыл, часть в Государственном Эрмитаже. В результате четырехлетних исследований выяснилось, что не смотря на попытки ограбления кургана в древности и позднейшие разрушения, все захоронения, непосредственно связанные с комплексом, остались не потревоженными. Кроме основной "царской" могилы были открыты еще 11 могил для 17 погребенных, конское захоронение 14 лошадей и два комплекса, содержащих предметы конского снаряжения. Впервые достоянием науки стал элитный памятник, сохранивший в полной мере информацию о культуре населения Тувы раннескифского времени. Золотые предметы, найденные в основном захоронении, несомненно, самая эффектная и привлекающая всеобщее внимание часть комплекса

 

Грот Шове

была случайно открыта 18 декабря 1994 года спелеологом и инспектором по охране памятников Жаном-Мари Шове (имя которого пещера и получила) Расположена она на юге Франции, вблизи небольшого города Вальон-Пон-д’Арк, в обрывистом берегу каньона реки Ардеш, притока Роны. были взяты пробы чёрного угля для радиоуглеродной датировки. Результаты, полученные в Лаборатории климатических и экологических наук в Гиф-сюр-Иветт, потрясли всех. Они позволяли отнести изображения к началу верхнего палеолита - около 30 тысяч лет назад (с этими результатами согласны далеко не все специалисты). Таким образом, эти рисунки представляют собой древнейший образец пещерного искусства в мире. Более поздние эпохи практически не оставили следов своего пребывания в этой пещере, кроме обугленных остатков древних очагов и пятен от дыма факелов. В целом на стенах трех «залов» пещеры Шове и соединяющего их прохода общей протяженностью более 500 метров, обнаружено более 300 прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных - всего 13 различных видов.

Обычно в искусстве палеолита преобладают рисунки животных, на которых люди охотились – лошадей, коров, оленей и так далее. Стены же Шове покрыты изображениями хищников – пещерных львов, пантер, сов и гиен. Есть рисунки, изображающие носорога, тарпанов и ряд других животных ледникового периода. Изображений людей практически нет. Встречаются только химероподобные фигуры – например, человек с головой зубра. Художники, создавшие уникальные картины пещеры Шове, использовали методы, не встречающиеся в других пещерах. Перед рисованием стены сперва скоблили и выравнивали. Создавалось и трёхмерное изображение – путём углублений в камне и надрезаний. Это подчёркивает рисунки, особенно, если навести на них свет. Французский археолог Жан Клотт, тщательно исследовав Шове, заявил, что наши предки наверняка научились рисовать еще до переселения в Европу. А прибыли они сюда около 35000 лет назад. Рисунки пещеры Шове поражают знанием законов перспективы (перекрывающие друг друга рисунки мамонтов) и умением класть тени - до сих пор считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже. И за целую вечность до того как идея осенила Сера, первобытные художники открыли пуантилизм: изображение одного животного, похоже, бизона, целиком состоит из красных точек. Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стены. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, говорит Клотт, "будто он выходит из стены". В том же зале археологи обнаружили также изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которые художник расширил.

Date: 2015-09-27; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию