Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступление, наказание, дисциплина





 

…И люди на земле поделились на две части… Одна часть – «агрессивная» – размахивала кулаками и ремнями над головой, да то и дело слышались из нее выкрики: «…пока поперек лавки…», «дурь‑то выбью…». Другая часть – «мягкая» – плакала, тихонько утирала слезы и шептала: «…а в Японии вообще до пяти лет детям ничего не запрещают…», «…это же насилие над личностью!..». И не могли люди из обеих частей прийти к одному мнению по такому, казалось бы, простому вопросу – наказывать ли своих чадушек или нет, запрещать им что‑то или растить как сорную траву. Ну а пока эти «агрессивные» и «мягкие» заняты выяснением отношений, мы организуем свою группу, которая будет называться «золотая середина».

Попробуем найти ответы на такие вопросы:

• Кнутом или пряником?

• Бить или не бить?

• Как правильно наказывать детей?

• Зачем нужна градация наказаний?

• Существуют ли противопоказания к наказаниям?

• Запрещать или разрешать?

• Что такое «нельзякомания»?

Нужно ли наказывать детей

– Завтра, – пригрозил Вишенке синьор Петрушка, – я заставлю тебя написать три тысячи раз: «Я не должен плакать за столом, ибо я мешаю пищеварению взрослых».

Дж. Родари

 

 

...

Вот опрос, взятый из журнала PSYCHOLOGIES № 19, 2007:

«Отметьте все виды наказаний, к которым вам случалось прибегать – даже в редких, исключительных случаях.

• Шлепнуть по попе или по руке: 62 %

• Лишить удовольствия, развлечения, прогулки: 37 %

• Лишить просмотра телепередач: 20 %

• Перестать разговаривать с ними: 17 %

• Выпороть: 14 %

• Лишить денег на карманные расходы: 14 %

• Лишить сладкого: 11 %

• Другое: 9 %

• Конфисковать игрушку: 7 %

• Запереть в комнате: 5 %

• Дать пощечину: 2 %

• Отправить спать без ужина: 1 %

В целом мы чаще используем телесные наказания: 62 % опрошенных говорят, что шлепали ребенка по попе или руке, 14 % прибегали к порке и 2 % – давали пощечину. Лишение удовольствий менее популярно: в качестве наказания 20 % родителей лишают детей просмотра телепередач, 14 % – карманных денег, 11 % – сладкого».

 

Как это ни печально, но следует признать, что наказания быть должны. Главное – не впадать в крайности, а понять следующее: у детей должно сформироваться представление о том, что делать можно, а что нельзя. Конечно, все родители были бы счастливы, если бы воспитание ребенка развивалось по сценарию Маяковского:

…Мальчик

радостный пошел,

и решила кроха:

«Буду

делать – хорошо,

и не буду – плохо.

 

Ну, просто золотой ребенок! В реальной жизни ни один карапуз не удержится от желания проверить эти установленные границы между тем, что делать можно, а что запрещено. А вдруг эти границы можно двигать? И если можно, то насколько? Ну, а как малыши проверяют, знают все родители! Чуть хитрый глазик глядит на маму (обязательно! Ведь ждет вашей реакции!), и начинается!

«Не лезь в лужу!» – «Знаю, что запрещено! А почему? Ну что случится, если я встану на краешек лужи?»

«Не лезь в лужу! Промочишь ноги!» – «Так, сердится! Но вроде не так страшно! И непонятно все‑таки, почему нельзя! А если шагнуть еще подальше в лужу?»

Предела нет. И если не остановить карапуза, то он устроится в луже не хуже, чем в ванне. И хорошо, если лето, водичка тепленькая! И вот возможные варианты развития событий.

Вариант первый.

«Я кому сказала – в лужу не становиться! Ты что, плохо слышишь? Мама сказала, что нельзя! С первого раза не понятно? Ты только шлепки понимаешь?» И шлеп‑шлеп‑шлеп по попе.

Вариант второй.

«Солнышко, ты зря залез в лужу, у тебя уже мокрые ножки! Я тебя очень прошу, будь хорошим мальчиком, выйди из лужи! Все хорошие мальчики любят своих мам и слушаются их! Ты ведь не хочешь быть плохим мальчиком? Ой, не надо в луже на попку садиться! Ведь это только в ванне можно сидеть в водичке, или в бассейне, или на море! А в луже никто не сидит! Ну, вот посмотри по сторонам: разве еще кто‑нибудь сидит в луже? Ой, не надо личико умывать! А вон, смотри – птичка на веточке! Пойдем посмотрим! Не хочешь? А пойдем, я тебе дома ванну наберу, там будешь личико умывать! Тоже не хочешь? А что ты хочешь? Мороженого? Ну, бежим скорее домой! А по пути я тебе мороженое куплю!»

Вариант третий.

«Если ты зайдешь в лужу, то будешь мокрый и нам придется вместо прогулки идти обратно домой переодеваться». Ну, раз идет проверка границ дозволенного, конечно, за предупреждением следует шаг дальше в лужу. «Я предупредила тебя, а теперь мы возвращаемся домой».

Ну и какие можно сделать выводы из трех предложенных вариантов развития событий?

Что мы имеем в первом случае? Рассерженную маму, которая злится и на малыша, за то, что не слушается, и на себя за шлеп‑шлеп‑шлеп. И ревущего во все горло малыша, который обижен на маму за шлеп‑шлеп‑шлеп. Малыш наказан? Наказан. Что усвоил малыш? Что мама умеет здорово драться! Надо будет ему тоже попрактиковаться при случае.

Во втором случае – когда наказания не применяются ни в каком виде: вымотанная мама, которая уже не знает, как и чем отвлечь и задобрить карапуза, лишь бы он вылез из лужи, и карапуз, который уяснил, что стоит что‑то сделать наперекор маме, как тут же можно получить мороженое.

В третьем случае вроде бы по попе не было и не ругался никто, но ребенок, как и в первом варианте, тоже наказан, хоть и не «прямым попаданием» – теперь вместо прогулки он отправляется с мамой домой. При этом мама не растеряла свои последние нервы на крик и не идет перегруженная виной за шлепки. А малышу было предложено – гулять в сухих сандалиях или в мокрых идти переодеваться. Он сам сделал выбор. Поэтому не униженная шлеп‑шлепом личность может немножко (а может, и множко) похныкать, но личность эта все же вынесет урок: мама предупреждала, я не послушал, получилось так, как говорила мама.

Какой вариант вам больше по душе? Согласитесь, что третий более результативен!

Так что наказания быть должны, все дело в том, как, когда и за что наказывать малыша.

 

 

...

Если вашему карапузу не исполнилось еще два с половиной года, то наказывать его совершенно бессмысленно, так как до этого возраста у деток еще не развита причинно‑следственная связь. Помните Пятачка, у которого лопнул шарик? «Куда же делся шарик и откуда взялась эта зеленая тряпочка?» Все, что поймет в этом возрасте ваш детка, что вы за что‑то сердитесь на него и совсем его не любите.

 

Какие бывают наказания

Физические

Не самая лучшая мера воздействия на детей. И очень спорная. Почти все взрослые, которым доставалось в детстве ремнем по мягкому месту, помнят, что их здорово наказывали, но совершенно не помнят ЗА ЧТО. А разве цель наказания – это чтобы попка детки поменяла свой цвет с розового на красный?

Но как не бывает идеальных детей, так не бывает идеальных родителей – уж раз‑другой по попе получали все дети. И если этот «раз по попе» случается не каждый день, а только в исключительных случаях, то такое наказание, бывает, и приносит пользу.

Наказание «естественными последствиями» проступка

Уронил детка пульт от телевизора, которым играть запрещено, на пол – не посмотрел мультики (и не обязательно ему знать, что телевизор и без пульта включить можно). Естественно, что такой метод наказаний не годится, если ребенок захочет узнать, каков же кипяток в чайнике на ощупь.

Наказание словами

Это осуждение поступка ребенка. Такое наказание совершенно не работает, если вы используете его каждые пять минут.

Наказание лишением общения

С таким наказанием надо быть очень осторожным. Вариантов этого наказания море, но надо понимать, что именно подействует на вашего малыша. Одного можно посадить на стульчик и сказать: «Ты посиди в комнате один, раз ты всех обижаешь, а когда успокоишься и поймешь, что так нельзя делать, то приходи к нам». А для другого детки такая мера будет полной катастрофой – ему достаточно сказать: «Давай минутку помолчим, ты очень меня расстроил, я должна подумать, как нам быть дальше» – это тоже отказ от общения.

Наказание – лишение удовольствий

У малышей достаточно длиннющий список удовольствий. Лишить их каких‑то удовольствий – это, конечно же, сильное наказание.

«Авторские» наказания

В каждой избушке – свои погремушки. Каждая мама наказывает своего малыша, учитывая его индивидуальные особенности, а там, глядишь, и новый способ наказания рождается.

За что нужно наказывать?

 

 

...

Где‑то с двух с половиной лет детки начинают понимать, что такое хорошо, что плохо, но самое главное, прекрасно осознают, что это не сок каким‑то загадочным образом прыгает на рубашку, а это называется «я пролил».

 

За что наказывать, а за что нет, должны решить для себя сами родители. Но, если вы хотите, чтобы наказание было действенным методом, не стоит применять его сто раз на дню. А еще вы должны точно определить – за какие проступки какое наказание следует. Согласитесь, что если ребенок бьет со злости маму по лицу или разливает воду, а наказание получает за то и за это одинаковое, то это не очень справедливо и неэффективно. То есть вы должны определить иерархию запретов. Чтобы вам было легче, выпишите эти запреты себе на листок.

Это будет выглядеть приблизительно так: • Табу должно быть наложено на то, что может являться угрозой для жизни ребенка. Например, категорически запрещается тыкать чем‑нибудь в электрические розетки. Если малыша «застукали» за попыткой познать азы электричества, наказание должно быть самым суровым.

• Наказание за неуважение к взрослым. Например, за такую милую замашку, как: «Уходи вон, бабушка, из комнаты – мама с работы пришла, теперь она со мной играть будет!»

• Наказание за демонстративное непослушание.

• За все остальные «мелочи жизни» не наказание, а неодобрение.

Если вы собираетесь наказать ребенка

 

 

...

И опять данные из опроса, взятого из журнала PSYCHOLOGIES № 19, 2007:

«Какие чувства вы испытываете после того, как наказали своего ребенка?

• Чувство вины и облегчение: 25 %

• Скорее чувство вины: 38 %

• Скорее облегчение: 8 %

• Ни то ни другое: 29 %

Наказав ребенка, 29 % россиян не испытывают никаких особых чувств, 8 % скорее ощущают облегчение.

Чувство вины возникает у 38 % родителей, 25 % ощущают вину и облегчение одновременно. При этом можно отметить, что чувство вины чаще возникает у женщин (42 %), а облегчения – у мужчин (10 %)».

 

Так вот, чтобы не возникало никакого чувства вины за то, что вы наказываете своего ребенка, наказывать нужно правильно и справедливо. Если чувство вины все же присутствует, значит, что‑то вы делаете неверно. Советы, которые приведены ниже, помогут вам разобраться, что именно.

1. Прежде чем наказывать, подумайте, точно ли ваш ребенок знает о том, что его поступок недопустим. Если малыш не знал, что так делать нельзя, то в этом случае наказание недопустимо – достаточно показать ему, что вы недовольны. А вот если карапуз уже в курсе того, что такой поступок вы не одобрите, но при этом все‑таки его совершает, то уж тут он сам сделал выбор…

2. Наказывать нужно сразу же после проступка, а не «растягивать удовольствие». Если целый день напоминать ребенку о том, что «вот придет вечером папа, уж я ему про твои выкрутасы расскажу! Уж он тебя накажет!», то так и до нервного срыва малыша можно донапоминаться. Целый день в ожидании наказания, шутка ли!

3. Наказывать надо так, чтобы ребенок понял, что не ОН ПЛОХОЙ, а что он ПЛОХО ПОСТУПИЛ. А малыш при этом любимый! И вам самим не нравится его ругать и наказывать. Вам так же неприятно это наказание, как и ему.

4. Малыш совершил проступок, должно последовать наказание, но прежде вы должны выяснить причину, по которой карапуз ослушался вас. Если причина – желание посмотреть на вашу реакцию в ответ на шалость, то это одно дело, но ведь может случиться так, что ребенок не видел другого выхода, как только нарушить ваш запрет. Например, ваш карапуз знает, что драться строжайше запрещено. А на площадке к нему подходит другой кроха и начинает отнимать его любимую игрушку. И если вы в свое время не разъясняли своему детке, как он может повести себя, какие есть варианты, то абсолютно естественно он ринется в бой, защищая свою собственность. Потому что он просто не знает, что можно решить вопрос как‑то по‑другому.

5. Не должно быть такого, что сегодня ребенок был наказан за шалость, а назавтра за такую же шалость – нет; сумел разжалобить вас слезами и умаслить поцелуями. Малыш должен знать, что наказание последует обязательно, иначе с каждым разом он будет плакать все жалостливее, а вот количество проступков не уменьшится. Но самое главное, что у ребенка нарушится представление о том, что разрешено, а что запрещено. Он просто уяснит для себя, что можно делать все, а избежать наказания проще простого – достаточно хорошей истерики.

6. И совершенно естественно, что родители должны придерживаться тех же правил и запретов.

7. Наказание не должно наносить вред здоровью. Например, легковозбудимый малыш может получить серьезную душевную травму, если вы оставите его одного в ванне, да еще закроете дверь. Сидя там, а скорее, пребывая в истерике, вряд ли карапуз будет думать над своим поступком. Вероятнее всего, все его мысли будут заняты тем, что он остался здесь один, навсегда и никогда отсюда не выберется. Вообще, нельзя наказывать тем, чего ребенок боится.

8. За один проступок должно быть только одно наказание.

Малыш уже понес наказание, полученное от мамы, в виде лишения просмотра мультиков, за то, что играл пультом и сломал его. Но вот с работы возвращается папа, узнает о поломке и наказывает малыша за это же самое еще один раз, изобретая уже свое, новое наказание. Это уже не кара, а вымещение родительского негодования, согласитесь? А если в семье живут еще бабушка и дедушка, которые тоже возмущены этим поступком до глубины души?

9. Наказание не должно унижать.

10. После наказания обязательно должно последовать прощение.

В истории должна быть поставлена точка. Прощение – своего рода подведение итогов, выводы. Вот человечек перенес наказание, вы проговорили с ним, как он не должен делать, а как может поступить, и про стили.

Когда категорически нельзя ругать и наказывать детей

Для наказаний есть и противопоказания, которые нужно обязательно знать и учитывать, чтобы не нанести ребенку душевную травму.

• Во время болезни.

Болезнь – это ужасный дискомфорт, и, конечно, в таком состоянии малыши капризничают. Поэтому, если карапуз залез к вам на колени, требуя, чтобы вы немедленно обняли его, а через секунду уже плачет, что вы заключили его в объятья… Ну, потерпите! Скоро он выздоровеет, и от этих «болезненных капризов» не останется и следа. А пока почитайте крохе его любимую книжку!

• Перед сном и после сна.

Уставшему ребенку, так же как и не проснувшемуся еще окончательно, мир видится в тусклых красках. И ваши к нему претензии, а тем более наказания, он не способен оценить адекватно.

• Во время еды.

Если ребенок не хочет есть, ругать его за то, что вы так долго стояли у плиты, а он не оценил, не только бесполезно, но и вредно. Лучше пропустить один прием пищи, чем со скандалами запихивать в малыша ложку за ложкой. Нет, можете, конечно, продолжать, если хотите, чтобы у детки прочно засело в голове – «обед – это большая война, в которой я должен победить и ни за что не открыть рот».

• Во время игры или работы.

Некоторых родителей очень раздражает, когда малыш что‑то делает не так. Вы просите его аккуратно закрасить картинку, а он расчирикивает весь лист. После этого можно разругаться с карапузом в пух и прах, не забыв сообщить ему, что он просто ничего не умеет и никогда ничему не научится, но назавтра вряд ли у детки появится желание еще порисовать – вы просто отобьете у него охоту этим заниматься.

• Сразу после физической или душевной травмы.

«А я тебе говорила, что не надо лезть на стул! Вот теперь ходи с шишкой! И не буду тебя жалеть, раз ты такой непослушный!» Пожалейте обязательно! А вот когда пройдет боль и высохнут слезы, только тогда разбирайтесь, кто кого не слушался и куда лез.

• Если ребенок очень старается что‑то сделать, но у него не получается.

Только поддерживать, помогать и хвалить! Иначе, когда детка подрастет, появится другая проблема: «Он никогда ничего не делает по дому!»

• «Под горячую руку».

Если вы сами находитесь во взвинченном состоянии, то уже любая, пусть даже самая мелкая шалость ребенка может вызвать в вас бурю негодования, и вы накажете ребенка за то, за что никогда бы не наказали, пребывая в хорошем настроении.

• Когда вы сами сомневаетесь, стоит ли наказывать.

Если есть хоть малейшее сомнение в том, стоит ли наказывать ребенка, то лучше не надо. Ведь если вы сами точно не можете решить, справедливо ли будет ваше наказание, то каково будет вашему малышу, который, видя ваши колебания, почувствует, что его, видимо, зря наказывают!

• Когда вы сами разрешили.

Если вы дали в руки малышу телефон, чтобы чем‑то его занять, а кроха его уронил и разбил, то наказывать за это не нужно. Вы сами разрешили ему играться с телефоном, и последствия должны были предвидеть тоже вы, а не малыш. Наказание же будет для него совершенно непонятным актом – сначала разрешили играть вещью, а потом поругали за это. Сплошная путаница.

• Когда малыш сам сознался в содеянном.

Нельзя наказывать ребенка, если он пришел к вам и покаялся в содеянном. Ведь это значит, что он понял для себя – я сделал недопустимое. Мало того, он пришел и поделился своим открытием с вами. Но хвалить за это тоже не стоит, иначе раскаяние может превратиться в игру «Я набедокурил, побегу сознаюсь, меня еще и похвалят».

 

Разумные запреты

– Это ты виноват, – говорила мама. – Все ему разрешаешь, он и избаловался.

– Просто он зверей любит, – объяснял папа. – Вот и ушел с котом… ему товарищ нужен.

– Не знаю, что ему там нужно! – говорит мама. – Только все дети как дети – сидят себе в углу и из желудей человечков делают. Посмотришь, и сердце радуется.

Э. Успенский

 

 

Итак, мы с вами усвоили, что наказания нужны, но их количество можно и нужно сократить. Главное – сделать это вовремя, а именно тогда, когда родители о наказаниях еще и не помышляют, а детям еще далеко до того момента, когда они узнают, что это такое. Пока не понятно? А все очень просто!

Как только ребенок пробует ползать или ходить, появляются родительские запреты. И это естественно – если раньше карапуз сидел на одном месте, то запрещать, в общем‑то, и нечего было. Зато теперь все изменилось: это горячая плита – к ней не подползай, это стул – он может падать, если его тянуть на себя, и прочее. И вот ребенок впервые в своей жизни узнает, что нечто в этой жизни делать категорически нельзя. Не самое приятное открытие. Само собой разумеется, что реакция малыша на такие перемены будет негативной. Гнев, слезы, крик – все, что хотите. А вот от дальнейшей реакции родителей на эти слезы и будет напрямую зависеть, как часто вы будете наказывать своего детку за непослушание в дальнейшем и… будут ли гнев, крик, слезы непременным атрибутом вашего семейного быта.

Зачем нужны запреты

Малыша жалко, он обижен и недоволен, а родители тонут в своей вине – сладкого котика своего обидели, не дали проводок от телевизора погрызть! И на семейном совете семья приходит к решению разрешать своему чадушке все, чтобы он не страдал. В нашей семье никаких запретов не будет! Что дальше? Необходимо на 100 % обезопасить свой дом: готовить еду только тогда, когда малыш спит, проводки все спрятать и т. д. Чтобы соблазнов потрогать и вкусить запретный плод не было. Этим решением заботливые родители снимают с себя чувство вины и испытывают огромное облегчение – теперь можно ничего не запрещать, пусть кроха делает, что хочет, а нам не придется больше выступать в роли злобных ограничителей свободы.

Что же из этого выйдет? Сама по себе идея о безопасности дома – прекрасна! Действительно, чем меньше будет «нельзя», тем лучше, но полностью отказаться от запретов – это катастрофа для вашего малыша. Это означает, что он должен будет жить лишь в вашем доме и никуда не выходить! Это невозможно, а значит, если вы захотите съездить в гости, а там заветные проводки от телевизора спрятаны не будут, то истерика вам обеспечена. Все проблемы начнутся, когда человечек выйдет за пределы квартиры – ведь весь мир вы не обезопасите.

 

 

...

Вот что говорят психологи:

«К году или чуть позже ребенок должен обязательно знать слово “нельзя”, должен правильно на него реагировать: услышав запрет, остановиться и хотя бы на время перестать делать то, что ему не разрешено. Это один из важных показателей нормального торможения и нормального психического развития карапуза».

 

«Нельзякомания»

«Ага, значит, будем запрещать!» – восклицают родители и впадают в другую крайность – обрушивают на один шаг ребенка штук тридцать «нельзя». Если первая ситуация крайне редко встречается, да и встречается ли вообще, то эту мы можем наблюдать по сто раз на день в любом общественном месте и, увы, у себя дома. Что переживает ребенок?

Представьте, что пришли вы в гости к подруге, а она комментирует каждое ваше действие: «Ой, а у нас по паласу в тапочках не ходят, ой, а тут нельзя сидеть, это любимое место моего мужа, ой, а свет тоже нельзя включать, выключатель импортный, вдруг поломаешь, ой…» Если вы не сбежите от такой подруги через пять минут, вы самый терпеливый человек на свете!

Поэтому с постоянными запретами нужно бороться как со страшным недугом.

Боремся с «нельзякоманией»

Date: 2015-09-27; view: 245; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию