Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библейская мудрость





 

1.Имеющий уши да слышит

Эти слова употреблял в своих проповедях Иисус Христос (Матфей, 11, 15; Матфей, 25, 30); «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

«Не могу решительно определить достоинство моего сочинения, но скажу, что оно много наделает шума. Вы в нем увидите многие лица, довольно вам известные. Но впредь говорить нечего: когда напечатается, тогда имеющие уши слышать да слышат».

В. Белинский. Письмо к отцу

 

2.Валаамова ослица

Выражение это – из библейской легенды об ослице некоего Валаама, которая неожиданно для хозяина в ответ на его побои заговорила человеческим голосом. «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня уже третий раз?» (Числа, 22, 28).

Чаще всего это выражение употребляется с некоторой доле иронии применительно к покорным, безропотным людям, решившимся, наконец, на протест.

 

3.Золотой телец

Бежав из египетского плена, евреи долго блуждали по пустыне. Люди уже потеряли надежду на окончание скитаний и потребовали от священника, чтобы он создал им бога, который укажет путь из бесплодной пустыни. Священник велел собрать все золотые украшения, переплавить их и сделать статую тельца (быка). Евреи стали поклоняться ему и приносить жертвы. За это Господь покарал их. Об этом рассказано во второй книге Моисеевой (Исход, 32).

В переносном смысле выражение «золотой телец» - это богатство, власть золота и денег. Страстью к деньгам отличались многие герои романа Ильфа и Петрова «золотой теленок».

 

4. Змий-искуситель

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Бытие, 3,1). Этот змий (змей) соблазнил Еву вкусить запретный плод. Отсюда и пошло выражение «змий-искуситель». Так называют соблазнителя, коварного и опасного.

 

5. Знамение времени

В евангелии (Матфей, 16, 1-4) рассказано о том, что фарисеи стали просить Христа показать им знамение небесное. Христос высмеял их, упрекнув в том, что, умея предсказывать погоду по небесным приметам, они так и не научились общаться с Богом. «Различать лица неба вы умеете, а знамений времен не можете?» - сказал Христос. Отсюда и проистекает выражение «знамение времени», означающее «наиболее характерное, типичное явление для того или иного времени».

 

6. Вера горами движет

Выражение это в несколько видоизмененном виде взято из Евангелия (Матфей, 17, 20): «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда сюда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас».

Так говорят, когда хотят отметить, что убежденность в правоте своего дела помогает преодолеть любые трудности и творит чудеса.

 

7. Взявшие меч – мечом погибнут

В евангелии (Матфей, 26, 51 – 52) сказано: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Выражение это было использовано автором сценария фильма «Александр Невский» П. Павленко в несколько измененном виде. Александр Невский произносит пророческие слова: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!»

Эта фраза не раз повторялась потом в речах и газетных статьях, хотя, скорее всего, Александр Невский на самом деле ее не произносил.

 

8. Злачное место

Слова эти произносятся в заупокойной молитве: «Упокой душу раба твоего в месте светлее, в месте злачнее, в месте покойнее». Нечто подобное мы встречает в Библии (Псалтирь, 22, 2), где в псалме Давида упоминается покой на «злачных пажитиях». Первоначальное значение этого выражения – «покойное, свободное, изобильное место» - приобрело со временем иронический смысл: «место для пьянства и разгула».

«С Николаем Максимовичем Пустохиным приключилась беда… он невзначай напился пьян и в пьяном образе, забыв про семью и службу, ровно пять дней и ночей шатался по злачным местам».

А. Чехов «Беда»

 

9. Вкушать от Древа Познания Добра и Зла

Библейский миф, изложенный в первой книге Ветхого завета (Бытие, 3, 1 – 24), повествует о произраставшем в раю древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве под страхом смерти. Однако змий-искуситель сказал Еве, что они с Адамом не умрут, если съедят запретный плод, зато станут мудрыми, «как боги, знающие добро и зло». Ева и Адам нарушили запрет Бога. За это они были изгнаны из рая.

Выражение используют, когда хотят сказать о приобретении каких-либо новых знаний.

«Ах, душа моя, последнее время стало мне тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла».

Л. Толстой «Война и мир»

10.Всякой твари по паре

В Библии рассказывается о всемирном потопе, от которого спасся лишь Ной со своей семьей, ибо был он благочестивым. Ной построил ковчег (корабль). По указанию Бога Ной взял с собой семью и разных животных: по семь пар «чистых» и по две пары «нечистых». «И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского и женского пола. Также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли» (Бытие, 7, 2-2).

Так говорят с иронией о смешанном, пестром составе группы людей или животных.

«Мало ли кто ко мне ходит: учрежден ковчег, и лезет всякой твари по паре…»

Н. Лесков «Бесстыдник»

 

11. Запретный плод

В Библии рассказано о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть первым людям на земле – Адаму и Еве. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие, 2, 16-17).

Так говорят обычно о чем-то заманчивом, запретном.

О люди! все похожи вы

На прародительницу Еву:

Что вам дано, то не влечет;

Вас непременно змий зовет

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай,

А без него вам рай не рай.

А. Пушкин «Евгений Онегин»

 

12. Зарыть талант в землю

Слово «талант» у древних евреев означало монету, которая первоначально была достоинством в 6 греческих драхм, а также меру веса (талант золота, серебра, меди). Евангельская притча рассказывает о том, что один землевладелец, уезжая, поручил рабам охранять свое имение. При этом он дал одному рабу пять талантов, другому два, а третьему всего один. Рабы, получившие пять и два таланта, отдали их под проценты, а тот раб, что получил один талант, зарыл его в землю.

Хозяин после долгого отсутствия вернулся в свой дом и потребовал от рабов отчета. Два первых раба вернули ему в два раза больше денег, чем получили. Господин похвалил их. Третий раб сказал, что он зарыл талант в землю. «Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый!.. надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью» (Матфей, 25, 26 – 27).

Выражение это означает «пренебрегать своими выдающимися способностями, не развивать свой природный дар».

 

13. Глас вопиющего в пустыне

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Исаия, 40, 3).

Таково было воззвание пророка Исаии, прозвучавшее как глас вопиющего в пустыне. Повторенный трижды другими пророками – Матфеем, Марком, Иоанном, - глас остался без ответа.

Выражение означает призыв, на который никто не откликается.

14. Заблудшая овца

«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна заблудилась, то не оставит ли он 99 в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о 99 не заблудившихся» (Матфей, 18, 12-13).

Так говорят о человеке, сбившемся с правильного пути.

«Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою».

А. Пушкин «Станционный смотритель»

15. Голгофа.

Взойти на Голгофу

Голгофой называется холмистая местность на северо-западе Иерусалима (сейчас она находится в черте города), где был распят на кресте Христос. Об этом рассказано в первой книге Нового Завета (Матфей, 27, 33 – 37).

Голгофой называется лобное место. Иносказательно выражение «взойти на Голгофу» означает «принять страдания, мучения, нравственные и физические».

 

16. Да минует меня чаша сия…

Эти слова произнес Иисус во время молитвы в Гефсиманском саду, уже зная, что его ожидает жестокая казнь: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфей, 26, 39).

«Отче! о, если бы ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лука, 22, 42).

Так говорят, когда желают, чтобы горе и несчастья прошли стороной.

 

17. Блаженны алчущие и жаждущие

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матфей, 5, 6). Это слова из Нагорной проповеди Христа. В Священном писании блаженными называются люди, слушающие слово Божье и исполняющие его заповеди.

Слова Христа обращены к людям, страстно жаждущим истины, стремящимся к осуществлению высоких целей.

18. Блаженны миротворцы

Это выражение тоже взято из Нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матфей, 5, 9).

Так обычно говорят о людях, которым удалось кого-либо примирить.

19. Блудница Вавилонская

В апокалипсисе (17, 1 – 5) говорится: «пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею… И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

Там же (14, 8) предсказано падение великого города Вавилона, «потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы».

Так иногда называют погрязшую в грехе развратную женщину.

20. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Иисус Христос, отправляя своих учеников-апостолов проповедовать среди людей, наставлял их: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матфей, 10, 16).

Это означает, что в своих поступках следует руководствоваться разумом, но при этом сохранять простосердечность и справедливость.

 

21. В начале было Слово…

Такими словами начинает свое благовествование святой апостол и евангелист Иоанн: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога… и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоанн, 1, 2 – 14).

Как объясняет Библейская энциклопедия, слово Божие и Вечное сначала было у Бога и дано было Им человечеству во имя его спасения.

…Но забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово – это Бог.

Н. Гумилев «Слово»

 

 

22. Каинова печать

Это выражение означает несмываемое пятно преступления. Каин был одним из сыновей Адама и Евы. Из зависти Каин убил своего брата Авеля, вызвав тем самым гнев Господа. «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей… Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Бытие, 4, 11 – 12). Это проклятие Бога Каин нес на себе как печать.

Что ты ночью бродишь, Каин?

Черт занес тебя сюда.

А. Пушкин «Утопленник»

23. Бросить камень

В Евангелии (Иоанн, 8, 7) можно прочесть слова Иисуса, обращенные к фарисеям, членам религиозной секты, притязавшим на особую святость и непогрешимость. Однажды они привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», - сказал Иисус. (В древней Иудее существовал такой вид казни – преступника забивали камнями.) Ни один из приведших женщину Христу не посмел этого сделать.

Выражение «бросить камень в кого-либо» означает «обвинить человека в грехах».

 

24. Блудный сын

В евангельской притче о блудном сыне (Лука, 15, 11 – 32) рассказывается о человеке, который разделил свое имущество поровну между двумя сыновьями. Младший сын ушел от отца и растранжирил полученную часть наследства. Потеряв все, став нищим, он вернулся к отцу и покаялся: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Отец простил своего блудного сына, велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь его возвращения пир.

Выражение «блудный сын» употребляется, когда говорят о раскаявшемся в своих заблуждениях человеке, а иногда – о распутном и пустом человеке.

 

25. В поте лица

Изгоняя провинившегося Адама из рая, Бог сказал вслед ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Бытие, 3, 19).

Выражение это означает, что только большим трудом можно добыть и пищу, и все необходимое для жизни.

 

26. Иуда. Поцелуй Иуды

Один из 12 учеников Христа Иуда Искариот предал своего учителя. Приведя стражу в Гефсиманский сад, где был Христос со своими учениками, Иуда поцеловал его. Это послужило условным знаком, чтобы опознать и схватить Христа (Матфей, 26, 14 – 16; Марк, 14, 44; Лука, 22, 47 – 48).

Именем Иуды стали называть всякого предателя, а «поцелуем Иуды» - лицемерие и предательство, скрытые под маской любви и верной дружбы.

27. Вавилонское столпотворение

Вавилон – один из самых древних и богатых городов на земле, построенный, согласно библейской легенде, потомками Ноя. Был он столицей Вавилонского царства, находящегося в бассейне рек Тигра и Ефрата (территория современного Ирака). Вавилон был разрушен захватившими его персами.

Выражение «Вавилонское столпотворение» берет начало из библейского мифа о тщеславной попытке людей построить в этом городе башню до небес. Строили эту башню разные народы. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Бог, возмущенный дерзостью людей, смешал их языки, и строители перестали понимать друг друга.

Слово «столпотворение» на церковно-славянском означает «строение столпа, башни». Говоря о беспорядке, суматохе, иногда употребляют выражение «вавилонское столпотворение».

 

28. Иерихонская труба

На пути своем из египетского плена в Палестину евреи должны были взять укрепленный город Иерихон. Стены его были очень прочны. Шесть дней длилась осада. На седьмой день от звука труб священников, обходивших стены Иерихона, эти стены были разрушены. Благодаря этому чуду Иерихон был взят (Книга Иисуса Навина, 6).

Выражение «иерихонская труба» употребляется в значении «исключительно громкий, трубный звук или голос».

 

29. Корень зла

«Вам надлежало бы сказать: «Зачем мы преследуем его?» Как будто корень зла найден во мне» (Иов, 19, 28). Эти слова страдальца Иова из Ветхого Завета, потерявшего все, что он имел, стали основой для образного выражения «корень зла» в значении «источник, несущий одно только зло».

 

30 Не ведают, что творят…

Когда римские воины распяли Иисуса на кресте и оставили его умирать в муках, Христос сказал, обращаясь к Богу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука, 23, 34).

Так говорят о неразумных людях, творящих зло по неведению.

31. Не взирая на лица

«не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» («Второзаконие», 1, 17). Эти слова проповедника Моисея, повторенные в Библии несколько раз, дали жизнь крылатому выражению «не взирая на лица». Это означает, что надо жить без угодничества и чинопочитания.

 

32. Манна небесная

«Роса поднялась, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это?.. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть… и нарек дом Израилев хлебу тому: манна, она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом» (Исход, 16, 14 – 16, 31). Когда евреи шли пустыней, каждое утро Бог посылал им пищу – манну небесную.

Выражение «манна небесная» означает «нечто ценное, посылаемое как бы свыше». «Ждать манны небесной» - надеяться на чудо, с нетерпением ожидать его.

 

33. Краеугольный камень

«Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдиться» (Исаия, 28, 16).

«Краеугольным камнем» часто называют основу, фундамент какого-либо дела, предприятия.

 

34. Кость от костей, и плоть от плоти

Бог вынул у спящего Адама ребро и создал из него Еву. Увидя ее, Адам произнес: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Бытие, 2, 23).

Выражение это употребляется для обозначения кровного или идейного родства.

 

35. Ложь во спасение

Библия включает в себя сборник хвалебных гимнов (псалмов), большая часть которых обращена к Богу. В одном из псалмов есть такие слова: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великого силою своею» (Псалтырь, 32, 17). На церковно-славянском языке начало этой фразы звучит так: «ложь конь во спасение…». Эти слова из Библии означают, что не спасет от беды и обладающий большой силой и выносливостью конь.

Но смысл выражения был искажен. Ложь во спасение – так говорят о тех редких в жизни случаях, когда ложь становится благом для человека.

 

36. Люби ближнего своего, как самого себя

В Послании к Римлянам говорится: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего своего, как самого себя» (К Римлянам, 13, 9).

Это одна из заповедей, говорящая о необходимости относиться к людям так же хорошо, как к самому себе, желать им того же, что и себе.

 

37. Легче верблюду пройти через игольные уши, нежели богатому войти в рай

«И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матфей, 19, 24). Эти слова Иисуса стали древней еврейской пословицей. Она говорит о том, что одно только богатство не очищает душу и не делает человека счастливым.

 

38. Кто не работает, тот не ест

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е к Фессалоникийцам, 3, 10). Эти слова святого апостола Павла означают недопустимость праздного, паразитического существования человека.

 

39. Кто сеет ветер, пожнет бурю

В книге пророка Осии рассказывается, как Господь, разгневавшись на людей, которые погрязли в грехах, земной суете и междоусобицах, предрек: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Осия, 8, 7)э

Эти слова Господа стали крылатыми и звучат как предупреждение всем, кто сеет вражду и злобу.

 

40. Умывать руки

«Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Матфей, 27, 24). Так передает евангелие слова Понтия Пилата, вынужденного принять во внимание требование черни о казни Христа. Умывание рук было ритуалом. Оно свидетельствовало о непричастности человека к чему-либо.

Слова «умыть руки» стали образным выражением, означающим устранение от ответственности за что-либо содеянное.

 

41. Нет пророка в отечестве своем

Слушая проповеди Иисуса Христа, люди с трудом верили сыну простого плотника, который вырос на их глазах. Можно ли следовать его учению? «Иисус сказал же им: не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матфей, 13, 57).

Выражение было перефразировано и получило распространение в несколько иной форме. Оно говорит о том, что трудно быть пророком в отечестве своем, когда его не почитают.

 

42. Ни на йоту

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матфей, 5, 17-18).

Эти слова Иисуса выражают такую мысль: пока все не прейдет (не исчезнет), не может быть изменена в законе Божием ни одна его черточка, ни одна йота. Йота – название буквы в греческом алфавите, означающая звук «и».

Отсюда выражение «ни на йоту», что значит «ни на самую малость».

 

43. Терновый венец

Перед казнью римские воины подвергли Иисуса Христа жестоким пыткам и надели ему на голову венец из колючего терновника. «И, сплетши венец из терна, возложи ему на голову» (Матфей, 27, 29). Слова «терновый венец» стали символом страдания, мучительного пути, трудной судьбы.

 

И прежний сняв венок, - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело…

М. Лермонтов «Смерть поэта»

 

44. Обетованная земля

«И сказал Господь: Я увидел страдания народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его, и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед…» (Исход, 3, 7-8). Бог сказал Моисею, что приведет евреев из Египта, где они находились в плену, в «обетованную землю». Этой землей оказалась Палестина.

Обетованная (обещанная) земля – это земля, где царит счастье, покой и радость, место, куда кто-либо стремится попасть.

45. Ноев ковчег

После всемирного потопа спасся только Ной со своим семейством. Бог научил его построить ковчег для семьи и животных (см. «Всякой твари по паре»).

Иногда помещение, до отказа забитое людьми, называют «ноевым ковчегом». Это выражение может употребляться и в значении «средство спасения при бегстве».

 

46. Нищие духом

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфей, 5, 3). Это высказывание из Евангелия стало основой для выражения «нищие духом», что означает «духовно бедные, убогие и несчастные». В старину таких людей называли блаженными.

 

47. Око за око, зуб за зуб

Давая Моисею заповеди, по которым должны жить евреи, Бог установил для них и свод законов. Среди них был и такой закон о возмездии: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб…» (Левит, 24, 19-20). Эти слова неоднократно повторены в нескольких книгах Библии.

Выражение означает, что ничто не проходит безнаказанно, за каждое враждебное действие может последовать расплата.

 

48. От лукавого

«Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфей, 5, 37). В Нагорной проповеди Иисуса Христа «от лукавого» означает «от дьявола».

Так говорят обо всем лишнем, несущественном, иной раз даже вредном.

 

 

49. Перст Божий

«И сказали волхвы фараону: это перст Божий» (Исход, 8, 19). Так было сказано после того, как Бог наслал на Египет тучи мошек. То была третья египетская казнь.

Слова «перст Божий» употребляются в значении «знак свыше, наказание за какие-либо прегрешения».

 

50. Соль земли

«Вы – соль земли» (Матфей, 5, 13). Это слова Иисуса, обращенные в Нагорной проповеди к своим ученикам. Так говорят о наиболее активной, прогрессивной, передовой части людей.

51. Тайное становится явным

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Марк, 4, 22).

Эти слова из Евангелия стали основой для выражения «Тайное становится явным».

Ср. с русской пословицей «Шила в мешке не утаишь».

 

52. Упасть на добрую почву

Евангельская притча рассказывает о сеятеле, семена которого падали на разные участки почвы. Одни упали на дорогу, Гед их поклевали птицы, другие семена попали на каменистую почву, и всходы быстро завяли, те, что упали на сорные травы, заглохли, а вот что произошло с остальными семенами: «Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Матфей, 13,8).

«Упасть на добрую почву» означает свершить что-либо в благоприятных, благодатных условиях.

 

53. Хлеб насущный

«Хлеб насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матфей, 6, 11-13). Это слова молитвы, которую произносит Христос. Молитва позднее получила название по ее первым словам – «отче наш».

Смысл изречения: самое необходимое, самое насущное в жизни для продления ее.

Ср. с русским фольклорным выражением «Хлеб – всему голова».

 

54. Хранить (беречь) как зеницу ока

«Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего» (Второзаконие, 32, 10).

Слово «зеница» по-церковнославянски означает зрачок глаза. Отсюда и произошло выражение «хранить (беречь) как зеницу ока», означающее «очень бережно и трепетно сохранять что-либо».

 

 

55. Фиговый листок

«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, 3, 7).

Адам и Ева после грехопадения познали стыд и опаясали себя листьями смоковницы (фигового дерева).

Выражение «фиговый листок» употребляют, когда хотят сказать о лицемерном прикрытии чего-либо непристойного или маскировке истинного положения дел, подлинных целей.

 

56. Фома неверующий

«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим…» (Иоанн, 20, 27). С этими словами обратился Иисус к одному из своих учеников, Фоме, который все никак не мог поверить в воскрешение Иисуса. Человека, которого почти невозможно в чем-либо убедить, часто называют «Фомой неверующим».

 

57. Фарисеи. Фарисейство

Фарисеями называли представителей религиозного течения в Иудее в период со II в. До н.э. Возникло это течение после длительного пленения евреев в Вавилоне. Фарисеи выражали интересы главным образом средних слоев населения. Характерными их чертами были гордость, лицемерие, корыстолюбие. Демонстрируя свою особую святость, фарисеи и книжники особенно тщательно исполняли многочисленные обряды, выставляли напоказ свое поклонение Богу и свое благолепие. Христос в Евангелии не раз обличает их: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренности чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матфей, 23, 26, 27).

Фарисейством называют лицемерие и ханжество.

 

58. Суета сует

«Книга Екклесиаста, или Проповедника», авторство которой приписывается Соломону, царю Израильско-Иудейского царства (965 – 928 гг. до н.э.), начинается словами: «Суета сует, сказал Екклесиаст, 1,2). Проповедник говорит о том, что все мелочные заботы, все будничное не имеет истинной ценности.

Этому выражению соответствует латинское изречение «Так проходит слава мира».

 

59. Камень преткновения

«…Искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения» (К Римлянам, 9, 32). Выражение это из Послания к Римлянам означает трудное препятствие, на которое наталкивается кто-либо в своих делах.

 

 

60. Смертный грех

Иоанн Богослов, один из любимых учеников Иисуса Христа, рассказавший о его жизни и мученической смерти в своем Евангелии, является автором еще трех посланий верующим. В первом послании Иоанна (5, 16-17) содержится рассуждение о грехе. Самый страшный грех он называет смертным грехом. Этот грех нельзя искупить.

Смертным грехом называют такой проступок, простить который не представляется возможным. В народе считалось, что существует семь смертных грехов: зависть, скупость, блуд, обжорство, гордость, уныние и гнев.

 

61. Содом и Гоморра

«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Бытие, 19, 24-25). Древние города в Палестине Содом и Гоморра подверглись суровому Божьему суду за злобу и грехи их жителей. Это был урок всем нечестивцам и грешникам.

Выражение означает страшную суматоху, шум и беспорядок.

 

62. По образу и подобию

Сотворив из первобытного хаоса небо и землю, Бог отделил свет от тьмы, создал растения и животных, а владыкой над всей землей решил поставить человека. Это случилось на шестой день сотворения мира. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Бытие, 1, 26).

Так говорят, когда речь идет о сходстве с кем-либо или с чем-либо.

 

63. Посыпать пеплом голову

Выражение возникло из библейской притчи о некоем жителе Иудеи, который по существовавшему древнему обычаю евреев, оплакивая свое несчастье, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел» (Есфирь, 4,10). Слово «вретище» на церковнославянском языке означает ветхую одежду. Выражение «посыпать пеплом главу» употребляется в значении «оплакивать кого-либо, скорбеть по случаю утраты или бедствия».

Посыпал пеплом я главу,

Из города бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу.

Как птицы, даром Божьей пищи.

М. Лермонтов «Пророк».

 

64. Скрежет зубовный

«А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матфей, 8, 12). Так Христос в одной из своих проповедей описывает страшные мучения грешников.

Это выражение используется в значении «дикая злоба, слепая ярость».

 

65. Святая святых

Так в Библии называется часть Иерусалимского храма, где хранился ковчег (ларец) с текстами заветов, полученных Моисеем от Бога. В святая святых мог входить только первосвященник один раз в год. Святая святых отделялась от остальной части храма завесой. Об этом рассказано во второй книге Моисеевой (Исход, 26, 31-33).

«Святая святых» - это что-либо заветное, недоступное для непосвященных.

 

66. Притча во языцех

Притча – это короткий рассказ, чаще всего с нравоучительным смыслом. Такие притчи часто встречаются в Библии. Слово «языци» на церковно-славянском означает «языки», «народы» - это то, что у всех на устах, что вызывает всевозможные толки.

 

67. Нести свой крест

Когда Иисуса Христа вели к месту казни на Голгофу, палачи заставили его нести крест, на котором осужденному предстояло быть распятым. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Иоанн, 19, 17).

Выражение «нести свой крест» означает «добровольно выполнять тяжелый долг, предначертанный свыше».

 

68. Камни возопиют

«И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! Запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лука, 19, 39-40).

В современной речи эти слова употребляют, когда хотят сказать о каком-либо событии, которое нельзя замолчать.

 

69. Камня на камне не оставить

Выражение это взято из предсказания Иисуса о разрушении храма, который показывали ему ученики: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Матфей, 24, 2).

 

70. Кающаяся Магдалина

Мария Магдалина (из города Магдалы) была большой грешницей, вела распутный образ жизни. Иисус изгнал из нее бесов, она покаялась и стала верной последовательницей Христа, всюду сопровождала его (Марк, 16-19; Лука, 7, 37-48, 8, 2).

Образ кающейся Магдалины волновал многих выдающихся художников: Тициана, Гвино рении и др.

«Кающимися Магдалинами» часто называли падших и развратных женщин, порвавших со своим прошлым. Иногда это выражение относят с оттенком иронии к неискренним людям в своих проступках.

 

71. Не хлебом единым жив человек

Выступая с проповедью с людьми, уставшими от долгих скитаний, страдавшими от недостатка воды и пищи, пророк Моисей сказал, что главное – это сохранить веру в благополучный исход. При этом Моисей изрек, имея в виду Бога: «он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек» (Второзаконие, 8, 2). Эти слова Моисея повторены в Евангелии.

Отсюда и выражение, которое часто употребляется в сокращенном виде – «не хлебом единым» в значении «человек должен думать об удовлетворении не только своих материальных, но и духовных потребностей».

 

72. Не судите да не судимы будете

«Не судите да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матфей, 7, 1-2). Эти слова Христа из Нагорной проповеди тоже стали крылатыми.

 

73. Не сотвори себе кумира

На горе Синай Бог дал пророку Моисею свод заповедей (правил), по которым должен был жить еврейский народ. Правила эти имели общечеловеческое значение и не утратили своего значения и сейчас. Одна из заповедей гласила: «Не делай себе кумира…» (Исход, 20, 4).

Выражение «не сотвори себе кумира» означает «не поклоняйтесь слепо кому бы то ни было или чему бы то ни было» (см. «Золотой телец»).

 

74. Кесарю кесарево, а Божие Богу

«тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матфей, 22, 21). Так ответил Христос фарисеям на их вопрос, должны ли они платить подать кесарю. Выражение вошло в русский фольклор в такой форме: «богу, богово, а кесарю кесарево».

Ср. с афоризмом античности «Каждому свое».

 

75. Книга за семью печатями

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (Апокалипсис, 5,1).

Возникшее отсюда выражение применяют для чего-либо скрытного и недоступного обычному человеку. Иногда тот же смысл вкладывают в слова «книга за семью замками».

76. Не мечите бисера перед свиньями

Однажды Иисус взошел на гору и произнес перед толпой народа проповедь. Она так и названа Нагорной. Среди других мудрых поучений в ней содержится и такое: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матфей, 7, 6).

Смысл выражения в том, что бесполезно произносить слова истины и благоразумия перед теми, кто не может ни понять, ни оценить их по достоинству.

 

77. Не от мира сего

«Царство Мое не от мира сего» (Иоанн, 18, 36). Эти слова Иисуса, сказанные им Понтию Пилату, управляющему Иудеей.

«Не от мира сего» - так говорят о людях, погруженных все время в свои мысли отрешенных от мирских забот.

 

78. Козел отпущения

«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все грехи их…» (Левит, 16, 21).

У древних иудеев таков был обряд возложения грехов целого народа на одного живого козла в день грехоотпущения. После этого козла изгоняли в пустыню.

Отсюда и выражение о человеке, на которого взвалили чужую вину, чужой грех.

 

79. Колосс на глиняных ногах

Вавилонский царь Навуходоносор увидел во сне огромного истукана на глиняных ногах. Камень, оторвавшийся от скалы, ударил в ноги истукана и разбил его (Даниил, 2, 31-35). Сам истукан был с виду крепок: голова из золота, тело железное, но все это покоилось на непрочных глиняных ногах. Сон оказался вещим: Навуходоносора ждала гибель.

Выражение употребляется в тех случаях, когда речь идет о чем-либо с виду величественном и могучем, но на самом деле весьма непрочном.

Date: 2015-09-25; view: 560; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию