Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Система и метод Г.В.Ф. Гегеля. Основные законы диалектики





В результате изучения вопроса следует усвоить следующее:

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) является автором самой масштабной системы объективного идеализма в истории философии.

Произведения: «Различия между философскими системами Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812–1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1822).

Основная идея философа заключается в том, что разум носит универсальный, надчеловеческий характер, а бытие и мышление тождественны. И именно такой разум способен постичь абсолютную истину.

Абсолютная идея как основа мира. Г.В.Ф. Гегель не признает представления о субстанции как абстрактной и неподвижной основе мироздания. Абсолютная идея (Абсолютный дух, или просто Абсолют) – это одновременно и реальность, автономная от отдельного человека, истории и природы, и процесс самораскрытия заложенного в ней потенциала. Поэтому систему Г.В.Ф. Гегеля характеризуют как абсолютный идеализм.

Структура философской системы связана с развитием Абсолюта, когда трем этапам раскрытия Абсолюта соответствуют три части философии (Таблица 9).

На третьей стадии Дух порождает человека и постепенно постигает самого себя. Вершиной Духа выступает философия, в которой процесс самопостижения завершается. В итоге круг самодвижения Абсолюта замыкается: логика как автономное бытие Абсолюта постигается в философии человеческим мышлением.

Таблица 9

Стадии развития Абсолюта и структура философской системы Г.В.Ф. Гегеля

Стадия развития Онтологическая характеристика Раздел философии
Абсолютная идея «бытие-в-себе» логика
Природа инобытие («бытие-для-другого») философия природы
Дух возвратное бытие («бытие-в-себе-и-для-себя») философия духа

Метод Г.В.Ф. Гегеля. Законы диалектики. Метод философа носит диалектический (греч. dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор, от dialegomai – веду беседу, спор) характер. Как видим, это проявляется уже на уровне общей схемы философской системы.

В общем виде диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля включает в себя:

- тезис – исходное утверждение;

- антитезис – отрицание, противоположность тезису; утверждение, исключающее тезис;

- синтез – объединение тезиса и антитезиса, в результате чего происходит снятие противоположностей и формирование нового единства более высокого порядка.

Г.В.Ф. Гегель выделяет три закона диалектики, которые он мыслит как законы мышления и самораскрытия Абсолютного духа:

1. закон единства и борьбы противоположностей;

2. закон взаимоперехода количественных изменений в качественные;

3. закон отрицания отрицания (двойного отрицания).

Каждый из законов раскрывает свою сторону, свою особенность процесса развития (Таблица 10).

Рассмотрим содержание разделов философии подробнее.

I. Логика изложена в работе «Наука логики» (1812–1816).

Критика логики Аристотеля. Диалектическая логика. Критика формальной логики идет по двум пунктам. Во-первых, это законы и формы мышления Абсолюта, а не человеческого мышления. Во-вторых, формальная логика ориентируется на неподвижные формы мышления, в то время как Абсолют находится в постоянном изменении.

Поэтому ставится задача создать диалектическую логику как систему законов развития Абсолюта.

Панлогизм. Новая, диалектическая логика фактически оказывается триединством онтологии (учение о бытии как всем существующем), гносеологии (учение о познании, которое повторяет развитие бытия) и собственно логики (учение о законах мышления).

Эту особенность мышления философа характеризуют как панлогизм (греч. pan – всё и logismos – рассуждение) – учение о тождестве, равнозначности бытия и мышления.

Таблица 10

Содержание законов диалектики

Законы диалектики Сущность закона Аспект развития
Закон единства и борьбы противоположностей Источник развития – становление, обострение и разрешение основных внутренних противоречий ЧТО лежит в основе развития?
Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные Механизм развития – выход за рамки наличного качества через накопление количественных изменений КАК осуществляется развития?
Закон отрицания отрицания, или двойного отрицания Направление развития – снятие (отрицание) старого качества новым, более жизнеспособным при сохранении ценного из старого качества КУДА идет процесс развития?

Логическое учение Г.В.Ф. Гегеля складывается из трех разделов: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии.

II. Философия природы есть изучение инобытия Абсолютной идеи.

В качестве основных разделов философии природы выступают:

1. «Механика» – изучает инертную материю, т.е. универсальную телесность, внешнюю пространственность (пространство, время, материя, движение и др.). Философ считает пространство и время не априорными формами чувственности (И. Кант), а объективной физической реальностью.

2. «Физика» – рассматривает свободные тела и потому постигает свет и звук, магнитные, тепловые, электрические и химические процессы.

3. «Органическая физика» («органика») – изучает функциональные системы и соответствует геологии и биологии (история Земли, растительная природа, животный организм). Человек рассматривается как высший животный организм.

Интересен и даже парадоксален в свете диалектического мышления философа тезис об отсутствии развития в природе. Все ступени природы, представленные выше, существую одновременно.

Философия природы – наименее оригинальная часть системы философа. В ней немало построений, сомнительных даже с точки зрения современного ему естествознания. В настоящее время его натурфилософия имеет только историческое значение, а также как элемент его системы.

III. Философия Духа – наиболее оригинальная часть системы Г.В.Ф. Гегеля. Дух, побывав в своем инобытии, возвращается к самому себе.

Философия Духа структурирована в виде фундаментальной триады: субъективный Дух – объективный Дух – абсолютный Дух.

1. Субъективный Дух связан с отдельным человеком, индивидуальным сознанием:

- антропология изучает «душу», т.е. духовную деятельность, непосредственно связанную с человеческой телесностью;

- феноменология изучает сознание, т.е. разум и самосознание в «чистом» виде;

- психология постигает формы, в которых реализуются знания и активность человека.

К ним относятся: «теоретический дух» (восприятия, представления и мышление) и «практический дух» (чувства и воля). Эти формы носят пока абстрактный характер, поскольку наполняются конкретным содержанием на стадии объективного и абсолютного духа.

2. Объективный Дух – или общественное сознание – включает в себя:

- абстрактное (формальное) право – воля людей в вещах, т.е. в собственности; сфера внешних по отношению к воле личности законов;

- мораль – область свободной воли, внутреннего мира личности;

- нравственность, в которой личное синтезируется с общественным.

Нравственность проявляется в формах общности людей и проходит три стадии в своем развитии:

- семья;

- гражданское общество, опирающееся на сословное деление и индивидуальный экономический интерес;

- государство как высшая ступень объективного духа.

В этой триаде Г.В.Ф. Гегель критикует договорные теории, отмечая, что фактически эти авторы описали гражданское общество, в котором идет война всех против всех.

Государство выше гражданского общества. Они соотносятся между собой как разум и рассудок соответственно. Государство есть действительность нравственной идеи, шествие Бога в мире. Оно объединяет семьи и сословия в единое целое и представляет собой воплощение разума в условиях конкретного общества.

Философия истории. С появление государства можно говорить об истории, понимая ее как самораскрытие Духа во времени. Т.о., в истории – в отличие от природы – возможен прогресс.

Объективность истории. Хитрость мирового разума. Он против осмысления истории как нагромождения исторических событий. В истории есть своя объективная логика. Но реализуется она стихийно, через страсти и стремления людей. В этой связи Г.В.Ф. Гегель говорит о «хитрости разума» в истории, который предоставляет людям свободу действовать и реализовывать свои страсти и при этом все же осуществляет свою собственную цель.

Очень интересна в этой связи мысль: чем менее разумен конкретный порядок, тем выше роль хитрости мирового разума.

Возможность сознательной активности в истории. Но разумность в истории может реализовываться и планомерно.

Итак, Абсолютная идея реализовала себя как свобода в истории и возвращается к самой себе для самопознания на стадии Абсолютного духа.

3. Абсолютный Дух возвращается к самому себе через самопознание, реализуемое в рамках триады:

- искусство – Абсолютная идея постигает саму себя через чувственные образы (эстетика);

- религия – через самоуглубленные представления (вера);

- философия – через научные понятия.

Как видим, абсолютная идея раскрывает все свои возможности и достигает своего завершения. В философии идея постигает сущность эпохи. Свою систему философ рассматривал как финальную форму самопознания духа, как абсолютную истину.

Противоречие между системой и методом. Итак, в последнем тезисе налицо фактическое противоречие: с одной стороны, бесконечность любого развития (в соответствии с диалектическим методом), с другой стороны – конкретная философская система, историческая и потому преходящая по своей сути, рассматривается как абсолютная истина. Г.В.Ф. Гегеля, конечно, можно просто обвинить в нескромности или недальновидности.

Но следует помнить тот факт, что к 20-м годам XIX века его философия стала ведущей в духовной жизни Германии. И сохраняла свое монопольное положение до 40-х годов XIX века, пока ее не сменила неклассическая философия. И философ оказался в определенной мере прав в своем нескромном выводе: его философия действительно стала вершиной, но не философии в целом, а ее классической формы.

 








Date: 2015-09-18; view: 240; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию