Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 34 page





В развитие этого решения было принято предложение обязать Федеральную антимонопольную службу давать предварительные заключения о социальной рекламе, то есть ввести предварительную цензуру, без которой СМИ не вправе принимать социальную рекламу и распространять ее. Разумеется, мы считаем это предложение деструктивным.

Еще одно предложение, которое, на мой взгляд, при его хорошей реализации может дать феноменальный результат, - это введение неких процедур прозрачности. При распределении государственного заказа решение о выделении того или иного бюджета происходит по воле органа исполнительной власти, когда какой-нибудь министр вдруг посчитает, что нужно пропагандировать переход улицы на зеленый свет. При этом эффективность этой рекламной кампании, проведенной за счет налогоплательщиков, остается неизвестной: просто ставится галочка о том, что на 10 тысячах щитов размещена соответствующая информация.

Я надеюсь, что пройдет предложение о введении в обязательном порядке неких общественных слушаний, на которых органы государственной власти, потратившие бюджетные деньги на социальную рекламу, будут отчитываться перед некоммерческими организациями, рекламным сообществом, СМИ, простыми гражданами о том, какая социальная реклама была распространена, и давать некую оценку, пусть даже на первых порах неофициальную, не обязательную для учета. А затем, когда этот механизм заработает и станет понятным то, насколько эффективно тратятся подобные средства, можно будет переходить к неким предварительным процедурам перед размещением государственного заказа, чтобы проводились экспертные согласования, которые действующим законодательством о государственном заказе не предусмотрены.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальная сущность насилия

(Мартыненко Б.К.)

("История государства и права", 2009, N 6)

Дата

13.02.2009

Информация о публикации

"История государства и права", 2009, N 6

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ НАСИЛИЯ

 

Б.К. МАРТЫНЕНКО

 

Мартыненко Б.К., кандидат юридических наук.

 

Насилие, возникнув в человеческом обществе на самой ранней ступени его развития, прошло довольно длительную эволюцию, при этом не ограничиваясь ни пространственными, ни временными границами. Как вечное, неизбежное, присущее человечеству явление насилие широко распространилось среди людей и стало привычным, а зачастую и привлекательным средством для достижения различных целей при решении социальных конфликтов, в отношениях между отдельными людьми, группами, нациями, государствами.

Насилие - неизбежный спутник человечества на протяжении всей истории его развития. По мнению некоторых ученых, насилие возникло на определенном этапе исторического развития вместе с появлением института частной собственности на средства производства, расколом общества на враждебные антагонистические классы и образованием государства с присущими ему атрибутами власти: армией, полицией, законами, судом и т.д. <1>. На начальном этапе развития человеческого общества, по определению Ф. Энгельса, периоде дикости - люди преимущественно присваивали готовые продукты природы <2>. Однако для присвоения продуктов природы, охоты, рыбной ловли, защиты от диких животных, враждебных соседних племен люди вынуждены были объединяться. И в первобытном соединении господствовали коллективная собственность и уравнительность в распределении материальных благ, основу которых составляла пища. Отдельные, довольно редкие, эксцессы, связанные с применением силы, не являлись постоянными, в противном случае создавалась опасность распада и гибели общества.

--------------------------------

<1> Денисов В.В. Социология насилия. М., 1975. С. 5.

<2> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 33.

 

Общественное разделение труда, совершенствование орудий труда определяют возможность создания прибавочного продукта не всем коллективом людей, а отдельным индивидом. В такой ситуации гармония межличностных отношений, основанная на общности интересов членов первобытной общины, нарушается, значительно расширившаяся дифференциация в связях людей усилила конфликтность между ними, что неизбежно привело к переменам в "состоянии умов", взаимных отношениях идей, чувств, верований <3>. Таким образом, прежние нравственные ценности родового общества себя изжили. Стремление к богатству становится уже ведущим фактором человеческого поведения, в основе которого "самые низменные побуждения - вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния - являются восприемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средства - воровство, насилие, коварство, измена - подтачивают старое бесклассовое общество и приводят его к гибели" <4>.

--------------------------------

<3> Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1956. Т. 1. С. 664 - 665.

<4> Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. С. 99.

 

П.Н. Шихирев верно полагает, что историю развития социальных конфликтов и применяемых в них форм насилия можно разделить на три основных этапа <5>. Первый связан с применением прямого физического насилия. Первобытный человек стремился уничтожить другого индивида или группу, если они мешали ему жить. В период рабовладения человек дошел до понимания того, что более выгодно не убивать противника, а заставлять его работать на себя. Второй этап - политический. Суть его заключается в доминировании одних социальных групп над другими. На этом этапе действует принцип "согласись, а то убью". Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене. Главный принцип взаимодействия на этом этапе - "дай это, а я тебе дам то". Однако заметим, что параллельно этим трем способам разрешения социальных конфликтов формировались идеологические и моральные принципы взаимодействия людей на основании этнических, ценностных и правовых норм.

--------------------------------

<5> Шихирев П.Н. Психика и мораль в конфликте // Общественные науки и современность. 1992. N 3. С. 28 - 29.

 

Как правило, насилие характеризуют как фактор, несущий в себе деструктивное, разрушительное начало. Но в оценке насилия есть иной подход, который якобы "позволяет видеть в насилии не только негативную, разрушительную силу, но и ее конструктивную, созидательную роль. Положительным качеством любого насилия является то, что оно направляется как раз против причин, его породивших, и стремится к их устранению" <6>. Такой вывод основывается на рассуждениях о том, что показатели преступности сигнализируют обществу об определенном его состоянии. Насильственный преступник - зеркальное отражение устоев и ценностей общества: "Поэтому в соответствии с законами диалектики насилие играет положительную роль, а именно - несет информационную сигнальную нагрузку о нарушениях, сбоях или отклонениях от заданного пути развития". В этом смысле "безнравственно преступников" наказывать, вешая им лишь отрицательные ярлыки. Истоки такой позиции берут свое начало в исследованиях оценки преступности Э. Дюркгейма, пришедшего к выводу о том, что преступление - полезное явление, поскольку "условия, в тесной связи с которыми оно находится, в свою очередь необходимы для нормальной эволюции этики и права". Это явление следует признать "хотя и прискорбным, но неизбежным, вытекающим из непоправимой испорченности людей, но и утверждать при этом, что оно есть фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества" <7>. Такую же позицию занимает и Д.Л. Ли, считающий, что "преступность "необходима" (как некое "зло", без которого невозможно понять, что такое "добро") обществу как один из ее важных составных элементов" <8>. Д.Л. Ли рассматривает преступность как подсистему общества, выступающую "одним из источников, с одной стороны, дисгармонии, нестабильности, а с другой - стабильности, социальной целостности". Благодаря преступности "становится более результативной работа правоохранительных органов и всех других общественных структур, призванных служить противовесом, уравновешивать эту дисгармонию в системном целом" <9>. Для российской теоретической мысли свойственно рассмотрение насилия как элемента политической, социальной, экономической организации общества. Не случайно Л.И. Кутай перечисляет целый ряд негативных явлений современной жизни, связывая их с насильственной организацией общества: рационализация общественной жизни при элиминации свободы индивида; массовые преступления на идеологической, религиозной, этнической основе; колоссальное усиление репрессивных возможностей государства; разрушительные социальные революции и реформы <10>.

--------------------------------

<6> См.: Петин И.А. Роль насилия // Уголовное право в XXI веке: Материалы междунар. конф. на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. 31 мая - 1 июня 2001 г. М., 2002. С. 19; Механизм преступного насилия. СПб., 2004. С. 164.

<7> Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. С. 72.

<8> Ли Д.Л. Уголовно-статистический учет: структурно-функциональные закономерности. М., 1998. С. 38 - 39.

<9> Ли Д.Л. Преступность в структуре общества. М., 2000. С. 45.

<10> Кугай А.И. Природа политического насилия и его роль в современном мире: Автореф. дис.... канд. филос. наук. М., 1993. С. 18.

 

В современный период в России, во всех сферах социальной действительности (экономика, политика, армия, производство, быт, досуг и т.д.), когда наблюдается переход от старого и традиционно сложившегося к новому, пока еще непрочному, проблема насилия выдвигается на передний план. При этом насилие проявляется по-разному: от невыплаты зарплаты, когда люди обречены на голодную жизнь, и необеспечения их источниками энергии, когда они обречены на замерзание, до любого проявления силы к человеку органами власти, от коррупции до конкретного преступления. В самом широком смысле слова это можно рассматривать как насилие, объектом которого выступают жизнь и здоровье человека. Сейчас трудно назвать какую-нибудь ячейку общества, где бы не проявлялось насилие <11>.

--------------------------------

<11> Корецкий Д.А. Вооруженная преступность в системе криминального насилия: Сб. науч. трудов // Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Южном регионе России. Ростов-на-Дону, 2000. С. 36.

 

Исторический опыт человечества показал, что в периоды различных политических, экономических, социальных трансформаций проблема насилия приобретает особую значимость и может рассматриваться с различных позиций, например с политических, экономических, военных. Однако, по мнению ряда исследователей, "самое широкое понимание насилия может рассматриваться только в социологическом контексте, когда проявляются общественные противоречия и конфликты" и все разновидности насилия укладываются в рамки единого понятия - "социальное насилие" <12>. На это указывают и другие авторы: И.Н. Адамов, в частности, полагает, что любые виды насилия могут изучаться только в рамках широкого социологического понятия и это дает возможность выявить их особенности, соотнести их с общесоциологическим определением <13>; Э.Э. Раска также считает, что источники социального насилия уходят в глубь общественных отношений и связаны с социальными противоречиями и конфликтами, которые, например, в сфере политики либо экономики могут обусловить определенные виды насилия. При этом понятие социального насилия поглощает собой "отраслевые" понятия, оставляя за ними самостоятельность <14>; не отрицая указанный социологический подход к исследованиям проблем насилия, В.В. Денисов вместе с тем полагает, что исходной позицией для изучения социальных корней насилия, его разновидностей и форм проявления является социология насилия <15>.

--------------------------------

<12> См: Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000. С. 61; Штракс Г.М. Социальные противоречия. М., 1977. С. 21.

<13> Адамов И.Н. Наука психология и социологические понятия. Киев, 1992. С. 34 - 46.

<14> Раска Э.Э. Социальные источники насилия // Известия Тартуского университета. 1989. N 859. С. 72 - 73.

<15> Денисов В.В. Социология насилия. М., 1975. С. 70 - 75.

 

Как философская категория социальное насилие имеет свое внутреннее содержание, сущность которого составляют материальные и духовные явления и процессы, протекающие в определенной социальной среде в определенный исторический период времени. Именно поэтому в одних общественных системах (тоталитарных, автократических) социальное насилие может быть возведено в ранг государственной политики, а в других (демократических) - может быть объявлено общественным злом. Многочисленные исследования показывают, что в основе детерминации социального насилия лежат прежде всего неудовлетворенные социальные потребности - в престиже, достижении определенного статуса, самоутверждении <16>. Эти потребности в принципе безграничны, и для их удовлетворения требуется гораздо больше сил, возможностей, благоприятных условий, чем для удовлетворения, например, витальных потребностей (сон, пища и др.), имеющих естественный предел. В этой связи В.Н. Кудрявцев отмечает, что "биологические потребности современного человека уже почти не проявляются "в чистом виде", без связи с потребностями более высокого уровня" <17>. Степень разрыва в возможностях удовлетворения социальных потребностей, как правило, зависит не только от индивидуальных особенностей людей (мужчина или женщина, здоровый или инвалид и др.), но главным образом от социально-экономического статуса личности, ее положения в иерархической структуре общества. Следовательно, можно утверждать, что социальная неудовлетворенность порождается и углубляется объективно существующим естественным (различные природные данные людей) неравенством и социальным неравенством, вызванным неодинаковым положением различных социальных классов, слоев и групп в системе общественных отношений, в социально-экономической структуре общества. При этом социальное неравенство - условия, при которых люди имеют разный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж <18>.

--------------------------------

<16> См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

<17> Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998. С. 47.

<18> Фролова М.А. Политическая стратификация. М., 1995. С. 37.

 

Социальное насилие в целом противостоит процессам совершенствования общественных отношений, развития общества, а общество пока все еще обороняется. Необходимо не обороняться, а наступать, применяя все средства, в том числе и силу закона <19>.

--------------------------------

<19> Панкратов А.С. Преступное противостояние. Омск, 1998. С. 7.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социально-правовые аспекты государственной курортной политики Российской империи на Кавказских Минеральных Водах

(Белозерова Е.В.)

("Общество и право", 2010, N 5)

Дата

06.12.2010

Информация о публикации

Белозерова Е.В. Социально-правовые аспекты государственной курортной политики Российской империи на Кавказских Минеральных Водах // Общество и право. 2010. N 5. С. 42 - 44.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУРОРТНОЙ

ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ

 

Е.В. БЕЛОЗЕРОВА

 

Белозерова Елена Витальевна, соискатель кафедры экологического, земельного и трудового права Ставропольского государственного университета.

 

Статья посвящена вопросам государственной политики на Кавказских Минеральных Водах в XIX - начале XX в. Особое внимание уделено частной и государственной поддержке лечения малоимущего населения Российской империи.

 

Ключевые слова: Российская империя, Кавказские Минеральные Воды, бесплатное лечение, малоимущее население, государственная помощь.

 

This article is devoted to the questions of State politics on Caucasus Mineral Spa resorts in 19th - early 20th century. The main attention is paid to the private and state helping for medical cure of poor inhabitance of Russian empire.

 

Key words: Russian empire, Caucasus Mineral Spa, free medical cure, poor inhabitance, help of state.

 

Необходимо отметить, что основа социальной поддержки неимущего населения при лечении на Кавказских Водах была заложена не государством, а гражданским обществом. Изначально для развития этих курортов стали привлекаться крупные частные пожертвования, которые шли как на создание курортной инфраструктуры, так и на обеспечение доступа к минеральным водами всем подданным безотносительно их материального и общественного положения. Частное финансирование работ по устройству ванн при Кислых и Горячих Водах должно было, в соответствии с законодательством Российской империи, осуществляться через региональные органы социальной защиты - Приказы Общественного Призрения [2, с. 35 - 36]. Роль государства на первоначальном этапе формирования курортной политики на Кавказских Водах заключалась в объявлении сбора пожертвований для указанных целей, в аккумулировании средств на специальных счетах с последующим выделением нужных сумм на проекты курортного благоустройства, в строгом контроле за рациональным и целевым расходованием этих благотворительных капиталов.

Сначала за счет филантропов, а затем и при финансовой поддержке государства на курортах могли лечиться многие неимущие подданные, в том числе раненые солдаты и офицеры. Со временем такая социальная политика получила надлежащее нормативно-правовое закрепление, причем сначала на региональном, а затем на общеимперском уровне. В последней четверти XIX в. управление курортов разработало Правила для лечебного сезона на Кавказских Минеральных Водах, § 19 которых предусматривал возможность для неимущих лиц бесплатно пользоваться ваннами и источниками. При этом доступ к Водам предоставлялся им так, чтоб не ущемить интересов тех курортников, которые приехали лечиться за свой счет. В частности, недостаточные больные могли пользоваться Водами лишь в период, наименее популярный среди обычных курортников. Исключение из этого правила допускались для "лиц учащих и учащихся, то есть для учеников, учениц и преподавательского персонала казенных и общественных учебных заведений". Согласно § 20 данных Правил для лечебного сезона на КМВ, желающие воспользоваться льготным лечением должны были представить в Управление Вод следующие документы: свидетельство о бедности, выданное или своим начальством по государственной службе, или полицейскими учреждениями с постоянного места жительства; медицинское удостоверение о необходимости лечения Кавказскими Водами.

Позднее Управление Вод выработало и особые Правила для пользования на льготных условиях Кавказскими Минеральными Водами недостаточных больных, в соответствии с которыми, директору управления Водами предоставлялось право принимать для лечения на льготных условиях следующие категории неимущих граждан: а) направленных на Кавказские Минеральные Воды от Главного Управления Общества Красного Креста; б) поступивших от Правления Пятигорского Благотворительного Общества; в) бедных больных, известных Управлению и рекомендованных ему лицами, заслуживающими доверия. При этом следует отметить, что указанные Правила уже различают льготный и, собственно, бесплатный доступ недостаточных больных к лечению: "Пользование Водами на льготных условиях производится двояко: или бесплатно, или со взиманием за ванны, воду в бутылках и другие вспомогательные средства, состоящие в распоряжении Вод, половинной платы против установленных такс. Назначение той или другой льготы зависит от усмотрения директора".

Особую категорию льготных курортников составляли люди военные. Их доступ к пользованию Кавказскими Минеральными Водами, в отличие от "недостаточных больных", бесплатным не был. Однако офицеры казачьих войск в рамках установленных квот имели право пользоваться Водами за счет интендантства, то есть "все расходы, потребные на осуществление вышеизложенных мероприятий, относить на общий войсковой капитал". Армейские чины, подорвавшие в бою свое здоровье и поступившие в ведение Александровского комитета о раненых, льготами на кавказских курортах также не пользовались. Тем не менее средства для лечения Водами могли быть выделены им из казны за счет инвалидного капитала при представлении медицинского свидетельства о необходимости прохождения курса на КМВ. Указанные меры социальной защиты военных также были закреплены в специальных нормативно-правовых актах.

Несмотря на то что с середины XIX в. государство осуществляло уже вполне конкретную социальную политику в сфере льготного курортного лечения "недостаточных больных" на Кавказских Водах, выделяя для этих целей денежные средства как непосредственно из казны, так и из бюджета местного управления Водами, параллельная активность гражданского общества в данном направлении год от года лишь усиливалась.

Наряду с возложением целого ряда важных функций по социальной поддержке неимущего населения, приезжавшего лечиться у источников, на Управление Водами, государство поощряло также и образование общественных организаций, которые обеспечивали возможность "недостаточным больным" пользоваться кавказскими курортами. Большую благотворительную работу на Водах осуществляли колонии Красного Креста в Пятигорске, Кавказское горное общество и Русское бальнеологическое общество, Пятигорское благотворительное общество и другие. Наибольшую активность в области реализации на Водах негосударственных социальных инициатив проявляло особое благотворительное учреждение, основанное в 1883 г. в Петербурге, - Пятигорское общество помощи недостаточным больным, приезжающим на Кавказ для пользования минеральными водами [1, с. 13 - 14].

В начале XX столетия на Кавказских Водах продолжала развиваться частная благотворительность, которая к тому времени из укоренившегося обычая перешла в разряд отношений, регулируемых нормами российского законодательства, что позволяло государству и местному самоуправлению поддерживать социальные инициативы гражданского общества. В качестве примера можно привести факты бесплатного выделения казенных земель в Ессентуках или общественных земель в Кисловодске тем частным благотворителям, которые собирались строить на этих землях за счет личных средств лечебницы для "недостаточных больных". В 1914 г. Министерством торговли и промышленности были утверждены Правила для бесплатного и льготного лечения на минеральных водах Кавказских, Старорусских, Липецких, Сергиевских, Кеммернских и Бусских.

Эти новые общеимперские Правила, как и прежние региональные, выработанные некогда Управлением Кавказских Вод, устанавливали четкие сроки для лечения недостаточных больных с тем, чтобы они прибывали на минераловодские курорты в период наименьшего скопления там больных, лечащихся за свой счет. Пункт 3-й Правил к бесплатному лечению на Водах допускал лиц, имеющих годовой доход, содержание или пенсию не более 900 руб., а также врачей, независимо от их материального положения. Всего же число граждан, лечащихся на Водах бесплатно и льготно, не должно было превышать 5 - 10% от общего числа курортников за сезон (конкретный план устанавливался ежегодно при утверждении курортных смет). Эта процентная квота включала также и тех неимущих больных, которые лечились на Водах от Красного Креста, Комитета о раненых и других благотворительных учреждений, не считая медицинских работников, имевших право бесплатно лечиться на минераловодских курортах сверх плана.

При выработке общеимперских Правил для бесплатного и льготного лечения минеральными водами, которые были распространены в 1914 г. на все крупные минераловодские курорты Российской империи, учитывался многолетний опыт социальной помощи неимущим больным на КМВ. В основу новых Правил был положен аналогичный региональный нормативно-правовой акт, разработанный задолго до этого на Кавказе.

Таким образом, государственная политика на КМВ с момента создания там курортов, имеющих общественное значение, отличавшаяся социально-ориентированной составляющей, впоследствии стала стандартом правовой курортной политики для целой России.

 

Литература

 

1. Парунов М.Н. Летопись Пятигорского общества помощи недостаточным больным, приезжающим на Кавказ для пользования минеральными водами. СПб., 1883.

2. Печникова О.Г. Организационно-правовые основы деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений в России (историко-правовое исследование): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007.

 

 

 

 

Название документа

Статья: О социально-правовом статусе представителей гражданского общества, включенных в механизм противодействия коррупции

(Тепляшин И.В.)

("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 11)

Дата

25.11.2010

Информация о публикации

Тепляшин И.В. О социально-правовом статусе представителей гражданского общества, включенных в механизм противодействия коррупции // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 11. С. 28 - 32.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

О СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ВКЛЮЧЕННЫХ

В МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ <*>

 

И.В. ТЕПЛЯШИН

 

--------------------------------

<*> Teplyashin I.V. On social and legal status of representatives of the civil society in the anticorruption mechanism.

 

Тепляшин И.В., доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук (г. Красноярск).

 

Статья посвящена основам общественного участия в механизме противодействия коррупции современной России. Обосновывается возможность наделения представителей гражданского общества, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, специальным социально-правовым статусом. Обращается внимание на организационные особенности участия личности и институтов гражданского общества в формировании российской антикоррупционной политики.

 

Ключевые слова: личность и коррупция, общественный долг, гражданское общество, российское антикоррупционное законодательство, механизм противодействия коррупции.

 

This article focuses on the participation of society in anticorruption mechanism modern Russia. Also addresses the possibility of authorizing representatives of civil society social legal status in order to exercise control over observance of anti-corruption legislation of the Russian Federation. Draws attention to the institutional features of personal participation and institutions of civil society in formation of Russian anti-corruption policies.

 

Key words: personality and corruption, public duty, civil society, Russian anticorruption legislation, anticorruption mechanism.

 

Если против какой-нибудь болезни предлагается очень

много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.

 

А.П.Чехов. "Вишневый сад"

 

Понятие коррупции носит как правовой, так и социальный характер. Это предполагает, что необходимым основанием успешной борьбы с коррупцией является не только непосредственная деятельность органов государства, но и вовлечение в этот процесс представителей гражданского общества. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 г. подчеркивается: "...чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества" <1>. При этом, на наш взгляд, именно личность, внутренний мир человека, стремления граждан России в вопросе преодоления коррупции занимают первостепенное место и должны играть ключевую роль.

--------------------------------

<1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 ноября.

 

Коррупция как социальное явление характеризуется многофакторным содержанием. Истоки ее всепроникающего и масштабного характера надо видеть прежде всего в системе сложившихся ценностей, интересов, приоритетов, национальной ментальности, на которые ориентируется российское общество. Социологические исследования, проведенные по проблеме коррупции в России и мерам по противодействию ей, свидетельствуют, что большинство респондентов (около 70 процентов) не верят в возможность получения ощутимых результатов в борьбе с коррупцией, оценивают коррупционированность ветвей власти как высокую (51 процент) или очень высокую (36 процентов), а антикоррупционное законодательство как слабое (41 процент) или малоэффективное (22 процента) <2>. Это свидетельствует о наличии объективных причин формирования в обществе социально-правовой мимикрии - человек сознательно приспосабливается к сложившимся правилам решения многих вопросов в обход установленных норм.

Date: 2015-09-17; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию