Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 31 page





Все вышеперечисленные гарантии свидетельствуют о привлекательности НПФ в системе пенсионного обеспечения РФ. В связи с этим по праву возникает вопрос: "Почему же все-таки люди преимущественно не доверяют негосударственным пенсионным фондам?". Наверно, это связано не только с недостатком информированности лиц о существовании НПФ. Среди большинства российских граждан, как правило, бытует мнение о невозможности предсказания предстоящих событий через 10 - 20 лет. Кто даст гарантию, что, если к власти придут новые политические силы, они не начнут снова переделывать пенсионную систему и все предыдущее накопление денег потеряет смысл? После негативных экономических явлений 90-х гг. XX в. (высокая инфляция, дефолт и др.) люди не верят созданным структурам, зачастую представляют их в качестве очередных финансовых пирамид. Будущее финансовой системы России вызывает до сих пор сомнение, да и система пенсионного обеспечения реформируется не всегда понятно. К тому же нельзя не иметь в виду, что общая продолжительность жизни российских мужчин, по данным Росстата в 2006 г., составила 57 - 58 лет, а женщин - 71 - 72 года <9>. Как видим, большинство пенсионеров среди мужского населения даже не может дожить до пенсионного возраста. Таким образом, существует множество нюансов, сопряженных с риском, которые необходимо учитывать гражданину при заключении пенсионного договора с негосударственным пенсионным фондом.

--------------------------------

<9> http://www.gks.ru/, Росстат.

 

 

 

 

Название документа

Статья: О необходимости нормативного регулирования деятельности медицинских работников

(Риффель А.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2008, N 2)

Дата

04.06.2008

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2008, N 2

Примечание к документу

 

Текст документа

 

О НЕОБХОДИМОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

 

А.В. РИФФЕЛЬ

 

Риффель А.В., кандидат медицинских наук, Электростальский филиал Российского государственного социального университета, доцент кафедры профессиональных и специальных дисциплин, ведущий юрисконсульт ООО "Бытпласт", г. Москва.

 

Обсуждаемая тема затрагивает интересы не только медицинских работников, но и всех граждан России как возможных пациентов. Каждый из нас когда-нибудь сталкивался с деятельностью медицинских работников и может привести как положительные, так и отрицательные примеры их работы. 41 статья Конституции РФ закрепила право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений <1>. Механизм реализации прав граждан закреплен в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <2>. Однако законодатель не определил правового положения медицинских работников, от деятельности которых зависит самое ценное, что у нас есть, - человеческая жизнь. Правовой вакуум, в котором осуществляется их работа, косвенно нарушает конституционный принцип запрета нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 17 Конституции РФ).

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. N 237.

<2> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М., 1993.

 

В соответствии с Уложением о наказаниях 1885 г., в Российском государстве медицинский персонал, и в частности врачи, не мог быть вообще привлечен к ответственности, в том числе уголовной, даже при грубых дефектах лечения, повлекших смерть пациента. По ст. 870 Уложения о наказаниях: "Когда медицинским начальством будет признано, что врач, оператор, акушер или повивальная бабка по незнанию своего искусства делает явные, более или менее важные в оном ошибки, то им воспрещается практика, доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела. Если от неправильного лечения последует кому-либо смерть или важный здоровью вред, то виновный, буде он христианин, передается церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства" <3>. Именно в силу специфики своей профессиональной деятельности и гуманности профессии медицинские работники не привлекались в то время к уголовной ответственности. В сегодняшней жизни все изменилось и этому есть закономерное объяснение. Человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в нашей стране. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан государство признает основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и подтверждает ответственность РФ за сохранение и укрепление здоровья граждан России, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья. Наряду с законодательным закреплением прав пациентов растет и их правовая культура, что привело к увеличению обращений за судебной защитой лиц, недовольных объемом и качеством оказанной медицинской помощи (услуг). Хоть в этом случае ответственность перед пациентом несет работодатель (медицинское учреждение), но участие лечащего врача (оперирующей бригады) в судебном разбирательстве становится неизбежным. Оперировать, зная, что за твоей спиной стоит следователь или прокурор, морально тяжело и не оказывает положительного влияния на лечебный процесс и дальнейшую профессиональную деятельность. Кроме этого, в самой медицинской среде еще до принятия решения судом и установления (неустановления) вины медицинского работника в отношении его будут предприняты меры "карательного" характера (персональный разбор на врачебных конференциях, лишение категории, увольнение и т.д.). Утверждения о высокой корпоративности врачебного персонала в настоящий момент ввиду высокой конкуренции среди них (экономическая составляющая) не имеют под собою основы. В этой связи наряду с другими проблемами сегодняшнего здравоохранения в РФ стала остро ощущаться законодательная незащищенность медицинского персонала, в частности врачей, при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей. К сожалению, изменилось и отношение в обществе к медицинским работникам. Негативный фон в основном создается путем публикаций и демонстрации маргинальных событий и фактов из их работы в средствах массовой информации <4>. В результате падения престижности профессии мы можем оказаться в ситуации, когда нас некому будет лечить, так как пройти законодательно установленный путь (ст. 54 Основ), в среднем 8 лет для врача лечебного профиля, согласится не каждый абитуриент, зная, что он получает "социально незащищенную" профессию <5>.

--------------------------------

<3> Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. С.-Петербург, 1915. С. 128.

<4> Смотри, например: Врачи-убийцы // http://gazeta.aif.ru/online/aif/1174/05_02 или "Врачи-убийцы дотянут до победы" http://www.gazeta.ru/2005/03/01/oa_149733.shtml; Врачи-убийцы заплатят жизнью за содеянное // http://www.utro.ru/articles/2007/07/11/662470.shtml.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.В. Риффеля "О юридическом статусе врача в Российской Федерации" включена в информационный банк согласно публикации - Адвокат, 2007, N 11.

 

<5> Риффель А.В. Юридический статус российского врача // Финансы, экономика, безопасность. М., 2006. N 11(28). С. 43 - 44.

 

В настоящее время в соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 медицинские работники в Российской Федерации имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни. Таким образом, только одна статья в Законе посвящена правовому положению медицинских работников. Вышеперечисленные права носят больше общедекларативный характер (так как нет разработанного механизма их реализации), не отражают весь уровень ответственности, лежащий на плечах медицинского персонала и не соответствуют нынешней экономической обстановке в России. Правовой вакуум в регулировании работы медицинского персонала требует законодательного установления статуса врачей, среднего и младшего медицинского персонала по аналогии со статусом следователя, прокурора, судьи. Для этого необходимы новые Федеральные законы "О статусе медицинских работников", "О медицинской помощи" или изменение действующего Закона - Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, в частности раздела X "Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников", где будут закреплены реальные права и обязанности медицинского персонала.

По мнению заведующего кафедрой медицинского права Московской медицинской академии, члена-корр. РАМН, заслуженного юриста РФ, доктора медицинских наук, профессора Ю.Д. Сергеева, необходимо в силу специфики медицинской деятельности введение специального медицинского законодательства, в котором следует не сводить к минимуму или иным образом ограничивать ответственность медиков, а закрепить дополнительные основания освобождения от ответственности исполнителя медицинских услуг. В первую очередь потому, что реальный риск причинения вреда жизни и здоровью в результате медицинского вмешательства (даже при условии абсолютно добросовестного и надлежащего исполнения) действительно чрезвычайно высок <6>. Кандидат юридических наук С.В. Егизарова считает, что оказание медицинских услуг носит рисковый характер, поскольку даже вследствие надлежащего оказания медицинских услуг может быть причинен вред жизни и здоровью гражданина-пациента, а также моральный вред. Поэтому с целью возмещения вреда жизни и здоровью гражданина-пациента, а также морального вреда, причиненного вследствие оказания медицинских услуг, необходимо введение обязательного страхования риска профессиональной ответственности медицинских работников <7>.

--------------------------------

<6> Сергеев Ю.Д., Ломакина И.Г., Канунникова Л.В. Гражданско-правовая ответственность при медицинском вмешательстве // Медицинское право. М., 2005. N 4. С. 8.

<7> Егизарова С.В. Автореферат дис.... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 28.

 

В 90-х годах прошлого столетия доктор юридических наук Гладун З.С. предлагал для установления правового статуса советского врача ввести три группы прав и обязанностей: основные, специальные и должностные <8>. При этом предполагалось закрепить основные права и обязанности в федеральном законе, специальные - в приказах Минздрава СССР, должностные - в должностных инструкциях медицинского персонала. Представляется, что в настоящее время необходимо закрепление всех прав и обязанностей именно в федеральном законе, так как только это сразу позволит разрешить проблему правового вакуума врачебной деятельности, а не делегировать решение этого вопроса на ведомственный уровень. Эти права и обязанности можно разделить на основные и дополнительные. К основным правам в будущем федеральном законе следует отнести право на независимость, несменяемость при осуществлении профессиональной деятельности, право на льготную пенсию при непрерывном трудовом стаже 20 лет и более, право на защиту и страхование от врачебных ошибок (с разработкой механизма реализации) и работу в пределах установленной продолжительности рабочего времени с разработанным механизмом их реализации. К числу основных обязанностей следует отнести оказание медицинской помощи везде и всегда лицам, нуждающимся в этом вне зависимости от их гражданства и социального статуса, ведомственной принадлежности, обязанность хранить врачебную тайну, принимать участие в освидетельствованиях и экспертизах, проводимых по требованию компетентных государственных органов, в частности органов следствия и дознания, суда. Дополнительные права должны быть установлены в зависимости от профессиональной принадлежности медицинских работников (для лиц хирургического и терапевтического профиля, лиц, осуществление деятельности которых связано с работой с профессиональными вредностями и особым контингентом больных), такие как право на досрочную (при непрерывном профессиональном стаже 15 лет и получении профессионального заболевания) пенсию, льготное санаторно-курортное лечение, отпуск в удобное для них время. Дополнительные обязанности также должны быть связаны с профессиональной деятельностью работников, такие как соблюдение правил асептики и антисептики, санитарно-эпидемиологического режима, прохождение медицинских осмотров в установленные сроки, повышение квалификации 1 раз в 2 года за счет средств работодателя.

--------------------------------

<8> Гладун З.С. Правовое положение советского врача // Известия высших учебных заведений. Правоведение. С.-Петербург, 1991. N 5. С. 83.

 

Конечно, возможно, будут возражения, а зачем вообще устанавливать статус для медицинских работников, если всю ответственность за их действия несет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Но в этом случае законодательная защищенность частнопрактикующих врачей еще более зыбка, нежели положение персонала государственных и муниципальных учреждений, и все же, если человеческая жизнь - это высшая ценность для нашего государства и самое дорогое, что у каждого из нас есть, то почему же нормативная защищенность лиц, деятельность которых направлена на сохранение и продление жизни человека и гражданина, в РФ не должна быть должным образом определена, в том числе и федеральным законом.

Является очевидным, что без реализации своего права на жизнь мы не сможем реализовать ни одного своего права (право на труд, образование, вероисповедание и т.д.). Выразителями права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ сегодня являются именно медицинские работники, которые первыми встречают нас при рождении и последними провожают в момент смерти. Законодательно закрепляя их правовой статус, Российская Федерация создает действенную правовую основу реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Подводя итог, необходимо отметить, что, развивая законодательную базу осуществления деятельности медицинских работников, РФ обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека на ее территории, поддерживает его долголетнюю активную жизнь путем нормативного закрепления и реализации прав и свобод.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Современные направления совершенствования компетенции федеральной инспекции труда в области защиты трудовых прав и законных интересов в сфере труда

(Сапфирова А.А.)

("Социальное и пенсионное право", 2008, N 2)

Дата

04.06.2008

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2008, N 2

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КОМПЕТЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

В СФЕРЕ ТРУДА

 

А.А. САПФИРОВА

 

Сапфирова А.А., кандидат юридических наук, доцент.

 

Наделение органа исполнительной власти, в том числе и федеральной инспекции труда, определенной компетенцией означает распределение полномочий между входящими в его структуру подразделениями и должностными лицами. Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Органы исполнительной власти создаются не для бездействия, а для того, чтобы решались задачи, поставленные перед государством в целом или в определенной сфере общественной жизни, в которой те или иные органы исполнительной власти представляют государство. Поэтому орган не должен ни уклоняться от реализации своей компетенции, ни выходить за ее пределы. Так, федеральная инспекция труда действует от имени государства в области отношений в сфере труда, и ее деятельность в конечном итоге направлена на восстановление нарушенных трудовых прав и обеспечение законных интересов в сфере труда. Заметим, что если орган исполнительной власти является субъектом защиты, то П.В. Анисимов предлагает называть его компетенцию правозащитной <1>. Такой термин вполне применим для федеральной инспекции труда, компетенция которой направлена на защиту трудовых прав и законных интересов в сфере труда.

--------------------------------

<1> Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование: Проблемы теории и практики: Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2004. С. 194.

 

Компетенция - это совокупность прав и обязанностей <2>. Нами не преследуется цель расширенного изучения состава компетенции. Однако заметим, что в качестве элементов компетенции отдельные ученые рассматривают и задачи <3>, и функции <4>, и предметы ведения <5>, и ответственность <6>. В настоящей статье мы придерживаемся традиционной точки зрения о содержании компетенции и ограничимся детальным освещением отдельных проблем реализации прав и обязанностей федеральной инспекцией труда и путей их разрешения.

--------------------------------

<2> Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972. С. 101 - 102; Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: Монография. М.: Проспект, 1999; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. С. 209; Бондаренко А.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в условиях административной реформы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10.

<3> Ямпольская Ц.А. Субъекты административного права: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1958. С. 11; Лазарев Б.М. О компетенции органа советского государства // Советское государство и право. 1964. N 10; Кузнецов И.Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. М.: Юрид. лит, 1969. С. 13 - 22; Юсупов В.А. Научная организация исполнительной власти: Учебное пособие. Изд. 2-ое, доп. Волгоград: Издательство ВИЭСП, 2003. С. 65.

<4> Атаманчук Г.В. Теория государственного управления... С. 209; Махов В.Х. Контрольные функции органов государственной власти Российской Федерации в условиях проведения административной реформы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 15.

<5> Тихомиров Ю.А. Основные черты компетенции представительных органов власти // Вопросы развития и совершенствования органов народного представительства в СССР: Сборник. Труды ВЮЗИ. Т. 8. М., 1966. С. 7.

<6> Советское административное право / Под ред. С.С. Студеникина. М.: Госюриздат, 1962. С. 9.

 

1. Реализация права федеральной инспекции труда рассматривать заявления и другие обращения граждан о нарушениях их трудовых прав выявляет несколько проблем.

Во-первых, проблема сроков давности обращения в федеральную инспекцию труда. Коль скоро Трудовой кодекс Российской Федерации умалчивает об этом, то государственный инспектор труда полномочен устранить нарушение субъективного трудового права работника независимо от времени нарушения. Иными словами, если нарушение субъективного трудового права произошло, скажем, в 2000 году, а работник обращается за его восстановлением лишь 2007 году, то у государственной инспекции труда нет оснований отказать этому работнику в рассмотрении его жалобы. В то же время если бы работник обратился в суд с этим же заявлением, то ему пришлось бы в случае требования другой стороны представлять доказательства уважительности пропуска срока обращения в суд. В целях устранения такого несоответствия Т.Я. Хабриева, например, предлагает установить для всех органов исполнительной власти срок давности обращения 3 года со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, об отказе органа или должностного лица в удовлетворении его требований <7>.

--------------------------------

<7> Хабриева Т.Я. Право граждан на обращения: проблемы правового регулирования // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г. / Под ред. В.Н. Лопатина. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2003. С. 60 (400 с.)

 

Не думается, что законодатель пребывает в неведении относительно необходимости закрепления срока давности обращения в федеральную инспекцию труда. Скорее он намеренно сохраняет данный пробел в законодательства и не отражает данный срок в нормах Кодекса, с тем чтобы нарушенные субъективные трудовые права работников были восстановлены в любых случаях.

Во-вторых, проблема представления доказательств в целях защиты нарушенного субъективного трудового права. В частности, хотелось бы остановиться на определенных уточнениях действующего законодательства, с тем чтобы усилить доказательственную базу в случае нарушения субъективного права работника на заработную плату.

В этой связи в литературе высказывались мнения о необходимости введения расчетных тетрадей (возможно, взамен трудовых) <8>, но, к сожалению, без детализации порядка их ведения. Заметим, что Россия знает положительный опыт применения расчетных тетрадей. Проекты нормативных правовых актов о требованиях к расчетным тетрадям были направлены не только на упорядочение трудовых отношений, но и на защиту трудовых прав трудящихся, поскольку они в значительной степени упрощали поиск доказательств в целях защиты, например, нарушенного права на заработную плату.

--------------------------------

<8> Федорова Е.А. Защита трудовых прав работников: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 111 - 112.

 

В 1850 году одним из прогрессивных деятелей того времени графом Закревским, московским генерал-губернатором, были приняты акт "Правила о взаимоотношениях наемных работников и хозяев" и образец расчетной тетради, которая применялась рабочими и фабрикантами для регулирования их взаимоотношений и дальнейшего использования в случае возникновения споров между ними. Сфера действия данных Правил ограничивалась только Москвой, хотя их эффективность не осталась незамеченной в целом по стране. В последующем проекты расчетной тетради несколько раз подвергались доработке, и в 1854 году в последнем проекте определялся порядок принесения жалоб. "Эти жалобы, - отмечает Е.Б. Хохлов, - должны были разбираться в городах Словесными судами, а в уездах - Земскими судами" <9>. При этом разбор жалоб осуществлялся при обязательном присутствии двух депутатов: один - со стороны фабриканта, другой - со стороны рабочих. Срок принесения жалобы составлял 7 дней, "со дня учинения фабричным проступка, или со дня наложения хозяином взыскания на рабочего; по прошествии же сего срока всякое право на иск прекращается" <10>.

--------------------------------

<9> Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. Часть 1. Правовое регулирование труда в Российской империи. СПб.: Специальный юридический факультет по переподготовке кадров по юридическим наукам Санкт-Петербургского государственного университета, 1999. С. 30.

<10> Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. Часть 1. С. 30.

 

Впоследствии, в 1859 году, в очередном проекте расчетной тетради была предусмотрена возможность фактического продления срока принесения жалобы в случае болезни рабочего или какой-либо иной законной причины до его выздоровления или устранения этой причины. Проект 1874 года требовал обязательное ведение не только расчетной тетради на фабриках, заводах и ремесленных заведениях, но и рабочей книжки. Вместе с тем, несмотря на очевидную прогрессивность, указанные законопроекты так и не были приняты.

Тем не менее предложение о введении расчетных книжек небесспорно. В соответствии с ч. 1 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель должен выдавать расчетный листок каждому работнику. Фактически расчетный листок - это "потомок" расчетной тетради. В случае трудового спора он служит одним из доказательств, в большей степени направленным на защиту трудовых прав и законных интересов работников. В то же время не секрет, что работодатели игнорируют это требование ч. 2 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации и зачастую не выдают никаких расчетных листков. Работники, считая это незначительным нарушением их трудовых прав, не обращаются в уполномоченные органы за его восстановлением.

Учитывая эти обстоятельства, надлежащего эффекта защиты данного субъективного права можно добиться не введением расчетной тетради, а именно заинтересованностью работодателя в соблюдении этого права. Причем интерес может выражаться в виде потребности исполнить ч. 1 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации под страхом наказания. В настоящее время установлена административная ответственность в виде административного штрафа по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ее размер для работодателей - физических лиц не страшен, а для юридических лиц - немногим более ощутим. Нам представляются возможными следующие варианты изменения законодательства в целях заинтересованности работодателя в соблюдении требований, в том числе и ч. 1 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации. Первый - очевидный, заключающийся в увеличении размера штрафа. Этот путь, с одной стороны, достаточно легок, но, с другой стороны, не решит проблему коренным образом. Значит, необходимо предоставить работодателю возможность выбора при том арсенале мер наказания, которые уже имеются. Второй вариант как раз и заключается в этом. Важно обязать работодателя под роспись выдавать расчетные листки работникам. При проведении первичной проверки в случае отсутствия таких документов (ими могут быть журналы регистрации расчетных листков) работодатель подвергается административному штрафу. Если при повторной проверке выявится это же нарушение, то протокол об административном правонарушении согласно ч. 2 ст. 5.27, ст. 28.3 и ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направляется мировому судье. Казалось бы, незначительный штрих - ознакомление работника под роспись в выдаче расчетного листка, а позволит работнику и государственному инспектору труда доказать факт невыдачи этого листка. Таким образом, в работодателе сработает инстинкт самосохранения: из-за небольшого нарушения, которое может повторяться каждый месяц, не следует подвергаться дисквалификации.

2. Полномочия федеральной инспекции труда по выявлению нарушений трудовых прав работников в определенных ситуациях следовало бы усилить, в частности, путем введения дополнительных обязанностей работодателей.

В целях повышения эффективности защиты трудовых прав и законных интересов необходимо поддержать предложение Е.Б. Хохлова и М.В. Филипповой о наделении работодателей обязанностью регистрировать такие основополагающие локальные нормативные акты, как, например, графики отпусков, положения о премировании, положения об оплате труда, о вознаграждении по итогам работы за год, правила внутреннего трудового распорядка и другие <11>, в государственной инспекции труда субъекта РФ. В то же время нет практической необходимости в такой регистрации локальных актов типа графиков сменности и т.д. На первый взгляд может показаться, что отсутствует теоретическая основа для озвучивания такого предложения, поскольку локальные нормативные акты, являясь источниками субъективного трудового права, не могут включаться в предмет надзора федеральной инспекции труда. В чем тогда состоит смысл такой регистрации? Реализация данного предложения, на наш взгляд, будет способствовать ускоренному устранению условий актов, не подлежащих применению, нарушающих субъективные трудовые права, и облегчит не только осуществление надзора федеральной инспекции труда, но и защиту трудовых прав и законных интересов, поскольку позволит малой численностью инспекторов труда добиться весомых результатов.

Date: 2015-09-17; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию