Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уставы» и «уроки» княгини Ольги





Деятельность княгини Ольги отдалена многими десятилетиями от времени составления первого русского летописного свода. Сделавшись правительницей Киева в 945 г. после восстания в Древлянской земле, Ольга в течение всего своего регентства вела напряженную борьбу с силами, противившимися утверждению новых феодальных порядков. Она разгромила союз племен во главе с древлянами, приняла христианское вероисповедание, видя в нем надежное средство упрочения феодального строя.

Летопись сообщает, что после победы над древлянами Ольга возложила на них тяжелую дань. Она прошла по всей «Деревьстей земли», «уставляющи уставы и уроки; и суть становища ее и ловища». Эти порядки вскоре были распространены и на другие земли: «Иде [81] Вольга Новугороду и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; [и] ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоять в Плескове и до сего дне, и по Днепру, перевесища и по Десне и есть село ее Ольжичи и доселе».98) Как можно догадываться, это была важная реформа. Одна из ее сторон — хозяйственная. Часть пленных древлян была передана в рабство киевской дружине («работе предасть мужем своим»). Пленники, возможно, использовались в новых княжеских и боярских «селах». Правда, в княжеском хозяйстве охота еще играет значительную роль («перевесища», «ловища»). Следы законодательства Ольга («уставы» и «уроки») по вопросам княжьего хозяйства, как мы увидим ниже, сохранились в домениальном Уставе Ярославичей.99) И. И. Смирнов и Л. В. Черепнин обратили внимание на сходство реформ Ольги с нормами статьи 70 Пространной Правды (ср. «знамение, им же ловлено»).100)

Вторая сторона реформы — установление погостов и даней. Возможно, реформа проводилась в связи с восстанием покоренных племен против все возраставших поборов киевских князей. Поэтому необходимо было точно регламентировать сбор дани. Была введена норма дани, сроки ее получения, определены пункты, где останавливался князь («становища»); возможно, они были связаны с местами княжеской охоты («ловища»).101) После этой реформы, судя по рассказу Константина Багрянородного, сбор дани — «полюдья» происходил в строго установленные сроки.102) Сбор даней теперь происходил в совершенно определенных пунктах-погостах, вероятно, каких-то старых племенных центрах.103) [82]

Наконец, третья сторона реформ Ольги была связана с изданием «уставов» и «уроков». Частично они определяли жизнь княжеского хозяйства, но вместе с тем имели и общегосударственное значение.104) Ведь «устав» — это княжеский акт (см. заголовок Устава Ярославичей: «Правда уставлена Руськои земли», а также «Устав Володимерь Всеволодича», ст. 53 Пространной Правды и т. п.). «Уроками» также именовали законодательные акты, связанные с судебным процессом,105) а иногда — с регламентацией штрафов в пользу князя или расценкой за кражу.106) Иногда «урок» — просто вообще возмещение убытка107) или даже вид дани.108) Связь «урока» с какими-то княжескими установлениями (может быть, судебными) несомненна. Этимологически его происхождение возводится к уставленному («уреченному») вознаграждению за ущерб. Введенные Ольгой после гибели князя Игоря «уставы» и «уроки» должны были предотвратить повторение случаев убийства дружинников и князей в покоренных землях.

Очевидно, к деятельности княгини Ольги можно отнести добавление в ст. 1 Краткой Правды: «аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник... то 40 гривен положити за нь». Смысл этой статьи заключается в защите княжеских дружинников от посягательств на их жизнь, в первую очередь со стороны закабаляемых общинников. Речь идет о различных категориях русинов, т. е. дружинников; они могли быть гридями — просто высшими дружинниками,109) [83] могли быть ябетниками, судебными исполнителями;110) могли быть и мечниками, сборщиками дани, по долгу службы присутствовавшими на суде.111) Они, наконец, могли быть «купчинами» — полукупцами, полувоинами.112) В этом установлении Ольги впервые для русского законодательства можно обнаружить следы варяжской терминологии: ябедник — от древнескандинавского aembaet, гридин — от древненорвежского gridh, убежище; gridhmadhr — служитель.113) Закон твердо и недвусмысленно провозглашал защиту нарождавшегося господствующего класса, объявляя, что отныне всем лицам, покушавшимся на жизнь княжеских дружинников, придется иметь дело с законом и государственным аппаратом, стоявшим на его страже. Штраф за убийство дружинников и стал именоваться «вирой».

Происхождение слова «вира» не вполне ясно. Большинство исследователей, и в их числе Л. Гетц, возводят его к древненемецкому wergelt и связывают его возникновение с появлением варягов на Руси.114) Действительно, «вира» в славянских языках отсутствует. М. Фасмер высказал весьма правдоподобное предположение, что термин «вирьная [плата]», возможно, старше «виры», образовавшейся из нее.115)

Реформу подготовили уже предшествующие мероприятия, которыми вводилась денежная кара за убийство тех, у кого не было мстителей. Теперь это правило не только сделалось законом, но и было [84] преобразовано на новой основе. Речь отныне шла о княжеских дружинниках и других представителях господствующего класса. Казалось бы, дружинники теперь лишь приравнивались к общинникам, — за убийство тех и других платилось 40 гривен. Но за убитого дружинника приходилось теперь ответ держать перед самим князем, тогда как за убийство общинника плата шла его сородичам, а к князю в лучшем случае можно было обращаться с жалобой на несоблюдение законов. Сохранившаяся формально в законе оговорка о том, что штраф платился лишь тогда, когда у убитого не было мстителей, постепенно теряла смысл, ибо дружинник не был членом общины. В обстановке постоянных походов, когда процесс оседания дружины на землю еще не получил сколько-нибудь заметного распространения, у сподвижников князей Олега, Игоря, Ольги, у этих Фарлофов, Руалдов, Стемидов, Сфандров, Свенов, как правило, не было родичей, кто бы мог мстить за них. Прообраз виры пока платился князю еще только за убийство дружинника,116) но тем не менее старый обычай «мести» должен был потесниться, дать простор новым представлениям, рожденным в недрах классового общества. Так был сделан еще один шаг вперед по пути сложения феодального права.117)

Date: 2015-09-05; view: 3791; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию