Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование в области библиотечного и архивного дела





Библиотечное и архивное дело рассматривается как отрасль, реализующая

многочисленные функции. Библиотечное дело реализует право на свободный

доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям

национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образо-

вательную деятельность. Архивное дело регулирует отношения в сфере органи-

зации хранения, комплектования, учета и использования документов, а также

отношения в сфере управления архивным делом в интересах граждан, общества

63

и государства. Соответственно информационное право рассматривает правоот-

ношения в области архивной и библиотечной деятельности как самостоятель-

ные институты, реализующие право на информацию.

Библиотечное дело регламентируется Федеральным Законом «О библио-

течном деле» от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ.

Субъектами правоотношений в библиотечной деятельности выступают

библиотеки, пользователь и учредитель библиотеки.

Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные биб-

лиотечные системы имеют статус юридического лица. Библиотеки самостоя-

тельно определяют содержание и конкретные формы своей деятельности,

утверждают по согласованию с учредителями правила пользования ими, обра-

зовывать библиотечные объединения (ст. 13 Закона). Они определяют условия

использования библиотечных фондов, участвуют на конкурсной или иной ос-

нове в реализации федеральных и региональных программ развития библио-

течного дела, осуществляют в установленном порядке сотрудничество с биб-

лиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств.

Библиотеки вправе определять сумму залога при предоставлении редких и

ценных изданий, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользова-

телями, осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения переч-

ня предоставляемых услуг и социально-творческого __________развития, определять ис-

точники комплектования своих фондов, изымать и реализовывать документы из

своих фондов в соответствии с порядком исключения документов.

Обязанности библиотек (ст. 12) заключаются в обслуживании пользовате-

лей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования, не

допущении цензуры, ограничивающей право пользователей библиотек на сво-

бодный доступ к библиотечным фондам. Библиотеки, которые имеют в своих

фондах отнесенные к памятникам истории и культуры издания и коллекции,

обязаны обеспечить их сохранность. Они несут ответственность за их своевре-

менный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного

достояния.

Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финанси-

ровании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе

идеологическое и политическое многообразие.

Особый статус определен для национальных библиотек (ст. 18 Закона).

Национальными библиотеками являются Российская государственная библио-

тека и Российская национальная библиотека. Они формируют, хранят и предо-

ставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных

документов, являются научно-исследовательскими учреждениями по библиоте-

коведению, библиографоведению и книговедению, выступают методическими,

научно-информационными и культурными центрами федерального значения и

т. д. Национальные библиотеки относятся к особо ценным объектам культурно-

го наследия народов Российской Федерации и являются исключительно феде-

ральной собственностью.

Пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право сво-

бодного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интере-

64

сами, право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в

библиотечных фондах конкретного документа (ст. 7).

В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

– стать пользователями библиотек;

– бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фон-

дов;

– бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе ис-

точников информации;

– бесплатно получать во временное пользование любой документ из биб-

лиотечных фондов или по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

– обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие

его права.

Обязанности пользователей библиотек (ст. 9) заключаются в соблюдении

правил пользования библиотеками. При нарушении правил и причинении

ущерба, они компенсируют его в размере, установленном правилами пользова-

ния библиотеками.

Учредитель библиотеки (ст. 10) финансирует ее деятельность и осуществ-

ляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законода-

тельством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учреди-

тель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиоте-

ки.

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех

уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими

лицами. Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического

лица со дня ее регистрации. Учредителями библиотек могут быть собственники

имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а

также органы культуры. Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принима-

ет на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому

обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее юридический

статус, источники финансирования, основные задачи деятельности библиотеки,

условия ее доступности, имущественные отношения между библиотекой и ее

учредителями, порядок управления библиотекой.

Закон предусматривает наличие государственных (федеральные библиоте-

ки, библиотеки субъектов Российской Федерации, министерств и иных феде-

ральных органов исполнительной власти), муниципальных библиотек, библио-

тек Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских

институтов, образовательных учреждений, предприятий, учреждений, органи-

заций, общественных объединений, а также частных библиотек. Допускается

наличие библиотек, учрежденных иностранными юридическими и физически-

ми лицами, а также международными организациями.

В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек

всех форм собственности могут создаваться негосударственные фонды разви-

тия библиотек. Средства указанных фондов используются в целях финансиро-

вания программ развития библиотечного дела, координации и кооперации дея-

тельности библиотек и т.д.

65

Роль государства заключается в поддержке развития библиотечного дела

путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и

ценовой политики.

Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ регулирует отношения в сфере архивного дела

и деятельности архивов.

Архивным фондом Российской Федерации является исторически сложив-

шаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отра-

жающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое,

научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, яв-

ляющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Рос-

сийской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих

постоянному хранению. Архивом называется учреждение или структурное

подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет

и использование архивных документов.

В состав Архивного фонда (ст. 5 Закона) входят архивные документы

независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида

носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические ак-

ты, управленческая документация, градостроительная документация, кино-, фо-

то-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, ру-

кописи, рисунки, чертежи, дневники и т.д. Архивные документы включаются в

состав Архивного фонда РФ (ст. 6) на основании экспертизы ценности доку-

ментов, которая проводится уполномоченным органом исполнительной власти

и архивом совместно с собственником или владельцем архивных документов.

Включение в состав Архивного фонда документов, находящихся в частной соб-

ственности, оформляется договором между собственником документов и архи-

вом. Специально уполномоченный орган утверждает перечни типовых архив-

ных документов с указанием сроков их хранения.

Право собственности на архивные документы урегулировано в статьях 7 –

12 Закона. Право собственности на архивные документы независимо от их

форм охраняется законом. Предусмотрена государственная, муниципальная и

частная собственность на хранящиеся в архивах документы.

Особенности гражданского оборота документов Архивного фонда Россий-

ской Федерации, находящихся в частной собственности (ст. 11), заключаются в

отчуждении или переходе от одного лица к другому в порядке универсального

правопреемства либо иным способом. При проведении торгов по продаже ар-

хивных документов, организаторы торгов обязаны не позднее, чем за 30 дней

до дня их проведения проинформировать в письменной форме специально

уполномоченный орган исполнительной власти о месте, времени и об условиях

продажи архивных документов. Закон предусматривает возможность изъятия у

собственника особо ценных и охраняемых документов, если он не выполняет

свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что

может привести к утрате ими своего значения.

Архивы создаются как государственными органами, органами местного

самоуправления муниципального района и городского округа, так и организа-

66

циями и гражданами. Причем, Закон подчеркивает, что государственные и му-

ниципальные органы обязаны, а организации и граждане вправе создавать ар-

хивы для хранения, комплектования, учета и использования, образовавшихся в

процессе их деятельности архивных документов (ст. 13).

Гарантом развития архивного дела в Российской Федерации выступает

государство. Государственное управление архивным делом осуществляют ор-

ганы государственной власти и органы субъектов Российской Федерации.

Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют

органы местного самоуправления.

Особенности отношений, возникающих при комплектовании архивов, уче-

те и хранении документов и доступе к ним.

Источниками комплектования государственных и муниципальных архивов

архивными документами являются государственные органы, органы местного

самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых

образуются документы Архивного фонда и другие архивные документы. Архи-

вы составляют списки источников комплектования, передающих им докумен-

ты. Включение в эти списки негосударственных организаций, а также граждан

осуществляется на основании договора с ними.

Закон жестко оговаривает сроки временного хранения документов Архив-

ного фонда до их поступления в государственные и муниципальные архивы

(ст. 22). Федеральные органы государственной власти и иные государственные

органы разрабатывают и утверждают перечни документов, образующихся в

процессе их деятельности и деятельности подведомственных им организаций, с

указанием сроков хранения. Отбор, подготовку и передачу документов Архив-

ного фонда на постоянное хранение в государственные и муниципальные архи-

вы осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления,

государственные и муниципальные организации в соответствии с установлен-

ными правилами. Государственные органы, органы местного самоуправления,

организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность архивных докумен-

тов в течение сроков их хранения. Уничтожение документов Архивного фонда

Российской Федерации запрещается. В отношении особо ценных документов,

уникальных документов, устанавливается особый режим учета, хранения и ис-

пользования, создаются страховые копии этих документов.

Хранение документов Архивного фонда регламентируется статьей 18 За-

кона. Документы, находящиеся в государственной собственности, хранятся:

– постоянно: – в государственных архивах, музеях, библиотеках и органи-

зациях Российской академии наук;

– временно: – в государственных органах, государственных организациях,

создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муници-

пальных архивах в случае наделения их этими полномочиями.

Депозитарное хранение документов, находящихся в федеральной соб-

ственности, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и орга-

низации. Сроки и условия депозитарного хранения, их использование устанав-

ливаются в договорах, заключаемых между этими субъектами со специально

уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным орга-

67

ном исполнительной власти.

Документы, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся:

- постоянно: – в муниципальных архивах, музеях и библиотеках;

- временно: – в органах местного самоуправления, муниципальных органи-

зациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков.

Документы, находящиеся в частной собственности, могут храниться их

собственниками или владельцами самостоятельно или могут быть переданы по

договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиоте-

ку, музей, а также в организацию Российской академии наук. При этом условия

хранения этих документов определяются их собственниками или владельцами.

Документы Архивного фонда независимо от места их хранения подлежат

государственному учету.

Доступ к архивным документам (ст. 24) осуществляется на основе права

пользователя свободно искать и получать для изучения архивные документы.

Пользователь архивными документами (ст. 26) имеет право использовать, пере-

давать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему

архивных документах, а также копии архивных документов для любых закон-

ных целей и любым законным способом.

Доступ к документам обеспечивается путем предоставления пользователю

справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также под-

линников или копий необходимых ему документов. Государственные и муни-

ципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук

обеспечивают условия, необходимые для поиска и изучения архивных доку-

ментов. Условия доступа к архивным документам, находящимся в частной соб-

ственности, устанавливаются собственником или владельцем архивных доку-

ментов.

Ограничение доступа к архивным документам может быть осуществлено

только в соответствии:

– с международным договором РФ;

– с законодательством РФ;

– с распоряжением собственника или владельца архивных документов,

находящихся в частной собственности.

Ограничивается доступ к архивным документам, независимо от их форм

собственности:

– содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняе-

мую законодательством тайну;

– к подлинникам особо ценных, уникальных документов и документам,

признанным находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии;

– содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его част-

ной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности на срок

75 лет со дня их создания (срок может быть уменьшен с письменного разреше-

ния гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников).

Вывоз за пределы Российской Федерации архивных документов, находя-

щихся как в государственной или муниципальной, так и частной собственно-

сти, запрещается. Архивные документы, находящиеся в частной собственности,

68

могут быть вывезены после экспертизы ценности документов (ст. 26). Ввоз в

Российскую Федерацию архивных документов разрешается, только если они

приобретены на законных основаниях. Вывоз и ввоз в Российскую Федерацию

полученных на законных основаниях копий архивных документов на носителях

любого вида осуществляются без ограничений.

Юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в

нарушении законодательства об архивном деле, несут гражданско-правовую,

административную и уголовную ответственность, установленную законода-

тельством Российской Федерации.

Date: 2015-09-05; view: 3914; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию