Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народные нравы





У казом Петра I постановлено, чтобы в воскресные и праздничные дни все ходили в храм Божий и благоговейно слушали слово Божие. Исключение делалось только для больных. Не посещавшим богослуже­ния грозила опасность быть записанными в двойной оклад, подобно ра­скольникам. С нарушителей благочиния взимался штраф при выходе из церкви, для чего были развешаны и штрафные ящики.

В виду раскола была подтверждена необходимость каждый год исповедываться и приобщаться Святых Тайн. В обязанность священникам вменялось вести метрические и исповедальные книги. С 1722 года последовал ряд указов Синода, чтобы в воскресные и праздничные дни не было торговли до окончания литургии.

В 1724 году Петр поручил Синоду сочинить краткие книжки и поуче­ния с изложением сущности веры и с точным при этом различием суще­ственного в Православии от несущественного, веры от обрядов, неизмен­ного от изменяемого, “дабы все знали, что в каковой силе имеем.”

Архиепископ Феофан (Прокопович), тяготея к лютеранству, не избе­жал этого уклона и в своем букваре “Первое учение отроком,” написан­ном как бы в ответ на вышеприведенное распоряжение Петра I.

Истребление суеверий, к которым относимы были и все проявления обрядового благочестия, сопровождалось с необычайной энергией и край­ней несдержанностью, производя в народе сильный соблазн. Так продол­жалось и в царствование имп. Анны Иоанновны.

При имп. Анне Иоанновне указом 1737 года была подтверждена обя­занность священников подавать точные ведомости, а гражданскому на­чальству с не исполнивших долга исповеди взыскивать штраф.

Строго требовала это и имп. Елисавета. При ней синодальный закон о запрещении торговли до окончания литургии был распространен и на все публичные увеселения. В 1743 году духовным лицам было запрещено заниматься торгом и отдавать деньги в рост.

В 1744 году Синод отменил запрещение священникам ходить в дома прихожан для совершения молебнов и славления кроме праздника Ро­ждества. Этим указом священникам вменялось следить, чтобы в домах прихожан иконы содержались в чистоте, а в храмах своевременно возоб­новлялись иконостасы.

При имп. Елизавете отношение правительства к суевериям стало терпимее.

Екатерина II указом 1774 года вновь повелела гражданскому и воен­ному начальству следить за исполнением их подчиненными долга испове­ди. Законодательство этого времени высказывалось против преследова­ния суеверия суровыми мерами. Все виды суеверий, даже хулений против веры, были изъяты из ведомства духовного суда и отнесены к ведомству полиции и светского суда.

С духовенства, вместе с тем, не была снята обязанность противодей­ствовать суевериям. Инструкция благочинным, составленная митр. Пла­тоном, во многом повторяла суждения о суевериях Духовного Регламента. Особенно усердными обличителями суеверий были:

Святитель Тихон Воронежский, еп. Амвросий (Подобедов), еп. Дамаскин (Семенов-Руднев), митроп. Платон (Левшин).

Просветительная проповедь, здоровая литература, народные школы признавались лучшими средствами борьбы против возможного ослабле­ния народной религиозности. Духовенство, в начале синодального периода не имевшее достаточ­ного образования, стараниями церковного руководства становилось при­мером благочестия для народа. Пока не были заведены по всем епархиям духовные училища, канди­датов во священство обучали вере и благочестию в домах епископов, тре­буя притом свидетельства прихожан об их непорочной жизни.

Епископ Смоленский Парфений (Сопковский) написал прекрасное наставление “О должностях приходских священников,” одобренное Си­нодом для всех церквей. Вообще жизнь белого духовенства была под строгим наблюдением архипастырей. Надо сказать, что и правители Российские, заботясь о духовном и материальном благе своих подданных, сами тоже во многом являли собой пример для них.

Петр I, не чуждый влиянию протестантства и разгульности жизни, тем не менее строго осуждал безверие.

Несмотря на влияние окружавших ее немцев-лютеран, в личной жиз­ни имп. Анна Иоанновна была представительницей исконного русского благочестия.

Особенно благочестива была имп. Елизавета.

Даже во время господства в русском обществе вольнодумства, имп. Екатерина II выполняла основные обязанности Православной Церкви, хранила посты, заставляла вести себя так же и свой двор.

Благочестивым сыном Церкви был имп. Павел I.

Толща русского народа крепко держалась правил Церкви. Религиоз­ная жизнь русского народа, и по своим достоинствам и по некоторым не­достаткам, мало изменилась и после петровской ломки.

 

* * *

Усиленные попытки интеллигенции отравить народ ядом своих за­блуждений не имели успеха, которого она ожидала. В своей основе народ крепко держался Церкви.

На прославление святителя Тихона Задонского в 1861 году в Задонск собралось не менее 300.000 богомольцев. Тысячи паломников еже­годно приходили в августовские дни в Воронеж, где праздновалась па­мять святителя Митрофана (7-го) и святителя Тихона (13-го).

Необъятный приток верующих собрался в 1903 году во время просла­вления преподобного Серафима Саровского.

Во время перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк народ за сотни верст стекался к пути следования процессии.

Велико и многолюдно было последнее торжество перед революцией при прославлении святителя Иоанна Тобольского.

Древний Киев в дни празднования в Лавре престольного праздника Успения был полон десятками тысяч богомольцев со всех концов России. То же самое было в Троице-Сергиевой Лавре, Дивееве, Сарове, на Валаа­ме, в Соловецкой обители, в Почаеве и в других многочисленных монасты­рях.

Нескончаемым потоком шел народ и даже часть интеллигенции к мудрым старцам в Оптину пустынь, к старцу Варнаве в Гефсиманском ски­ту Троицкой Лавры, к старцу Алексию в Голосеевскую пустынь Киево-Печерской Лавры, которых знали по всей стране.

Все концы России были связаны духовными нитями с о. Иоанном Кронштадтским. Сотни тысяч людей благоговейно встречали его при по­ездках по стране.

Усиливалось паломничество на Афон и в Святую Землю. Француз­ский писатель Лоти писал, что он только тогда понял, что представляет собой истинная вера, когда увидел русских паломников, молившихся в Иерусалиме.

А. Елисеев, побывавший в Святой Земле в 1884 году, писал: “На всех улицах (Иерусалима) слышится русская речь, везде виднеются русские лица, русские костюмы... Нет перед Пасхой ни одного такого уголка в Иерусалиме или его окрестностях, где нельзя было бы встретить русского мужичка или бабы.” В те уже годы число паломников, которым русское правительство оказывало помощь в путешествии и пребывании в Святой Земле, исчисля­лось 4.000. На Пасху 1899 года в Иерусалиме было 5882 русских паломни­ка.

В противовес инославным, активно действовавшим в Святой Земле, в 1847 году в Иерусалиме была учреждена Русская Миссия. Начальником ее был поставлен большой знаток Востока архим. Порфирий (Успенский). Он находился в ведении Министерства иностранных дел. При непосредственном участии архим. Порфирия Иерусалимская Патриархия устроила арабскую типографию для печатания богослужеб­ных книг и открыла эллинско-арабское училище и духовную семинарию.

Миссия укрепляла бодрость местных православных, занималась учи­тельством, находила нужных наставников. Деятельность Миссии прерва­лась Восточной войной 1854-56 гг., возникшей из-за стремления Николая I отстоять права православных в Святой Земле.

После Парижского мира в 1856 году Миссия возобновила свою рабо­ту. Начальником ее стал знаменитый архим. Антонин (Капустин). Возобно­вилось паломничество.

В 1872 году Палестину посетил брат Александра II вел. князь Нико­лай Николаевич, в 1881 году — вел. князья Сергей и Павел Александрови­чи.

Следствием последней поездки явилось основание (по повелению Александра III) Православного Палестинского Общества, заменившего собой Палестинский Комитет, существовавший с 1858 года. Председате­лем Палестинского Общества стал вел. князь Сергей Александрович.

В 1888 году на Елеонской горе был освящен храм во имя равноапо­стольной Марии (в память покойной благочестивой императрицы Марии Александровны). В 1889 году Палестинскому Обществу было присвоено именование Императорского.

В 1896 году в Русском доме, сооруженном в 1891 году “на раскопках” — пороге древних иудейских ворот, через которые шествовал Спаситель на Голгофу, был освящен храм во имя Александра Невского (в память имп. Александра III).

При этом храме было сооружено большое странноприимное по­дворье. В созданных в Иерусалиме и других местах врачебных заведениях оказывалась широкая медицинская помощь паломникам и местному насе­лению. В последние перед революцией годы Общество развило широчай­шую деятельность. Непосредственно или через епархиальных архиереев в него поступали со всей России пожертвования, большие и малые, в том числе и копейки бедного люда. Синод распорядился устроить и особый целевой (на Общество) сбор во всех церквах Империи. Он производился в Неделю Ваий.

Благодаря притоку средств, Общество имело возможность организо­вать удобный и дешевый проезд паломников в Святую Землю. Там оно об­ставляло их пребывание всем необходимым. По отчету Общества за 1901/02 гг. масштаб работы одной только иерусалимской больницы измерялся 10.733 больничными днями, а в пяти амбулаториях была оказана врачебная помощь в 110.000 случаях с отпу­ском лекарств бесплатно. Для паломников устраивались назидательные чтения, они снабжа­лись соответствующей литературой.

Духовная Миссия и Палестинское Общество сделали неоценимо мно­го для утверждения местного православного населения в вере и благоче­стии и в ограждении его от отпадения в католичество и протестантство. Здесь имелись мужская и женская учительские семинарии. Согласно отчету Общества за 1903/04 г. в Палестине и Сирии имелось 87 школ при 10.225 учащихся и 417 лицах учебно-воспитательного состава.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию