Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковная письменность





У силение духовного образования сопровождалось усилением духов­ной письменности.

В Великороссии воссиял святитель Димитрий Ростовский. Его пропо­веди, послания к иереям, духовные песни, “Зерцало православного испо­ведания веры,” Четьи Минеи, Летопись келейная (свод библейской исто­рии параллельно с гражданской), Хронограф о начале славянского наро­да, “Руно орошенное,” Краткий мартиролог, Летописание царей и патри­архов, Каталог российских митрополитов пришлись весьма по душе рус­скому православному народу.

Главными представителями двух направлений в русском богословии в начале XVIII века были владыки Стефан Яворский и Феофан Прокопович.

Митроп. Стефан был представителем старого латинско-схоластического типа богословов киевской школы. Феофан был богословом новато­ром и в богословии, и в проповедничестве, горячим врагом схоластики, ри­торства и латинства, почитателем преимущественно протестантских бо­гословов. Писал владыка Феофан очень много и большей частью по пору­чению Петра I. Кроме Регламента он написал:

1) ряд трактатов о начале патриаршества,

2) увещания к раскольникам,

3) о браках с иноверцами,

4) о достоинстве поливательного крещения,

5) первое учение отрокам (Букварь),

6) о блаженствах против ханжей,

7) родословную запись князей и царей,

8) трактат об Амазонках,

9) повесть о свв. Кирилле и Мефодие,

10) предисловие к морскому Регламенту,

11) “Правда воли монаршей” о новом порядке наследования пре­стола.

 

После смерти имп. Петра I он описал его кончину. Им написана аполо­гия книги Песнь песней, “Показание великого антихриста,” которого он видел в папе Римском.

Проповеди его имели практический, жизненный характер, касались современных событий и животрепещущих вопросов.

Оба упомянутых иерарха имели ревностных приверженцев и подра­жателей, так что около них образовалось две своего рода школы. При Петре I направление Феофана было господствующим.

О расхождении между русскими богословами было известно за гра­ницей. Католики рассчитывали на владыку Стефана, протестанты — на архиеп. Феофана. В 1716 году, во время пребывания Петра I в Париже, като­лические богословы возбудили вопрос о соединении Церквей. По поруче­нию царя ответы писали владыка Стефан и Феофан. В Сорбонну был от­правлен ответ Феофана и католики неудачу инициативы приписывали именно ему. Аналогичный результат был и с попыткой к воссоединению с Англиканской Церковью.

После смерти митроп. Стефана главным противником архиеп. Фео­фана оставался архиеп. Феофилакт (Лопатинский).

С воцарением Анны Иоанновны обстоятельства изменились. Значе­ние Феофана возросло вновь. “Камень веры” был запрещен (запрещение снято только имп. Елисаветой). Феофан достиг полного торжества.

 

* * *

Московская Академия, где Блонницкий и Лящевский были наставни­ками, образовала многих толкователей Священного Писания, особенно Нового Завета.

Феофилакт (Горский), ректор (1770-1774), написал “Соглашение” Писания.

Воспитанник Академии Аполлос (Байбаков) издал читанные им тол­кования на послания апостола Павла.

Другой воспитанник Академии, будущий митроп. Гавриил (Петров), известен как толкователь соборных посланий.

По толкованию Священного Писания ценны труды еп. Мефодия (Смирнова), Иринея (Клементьевского), одного из просвещеннейших па­стырей (†1818), Иннокентия (Смирнова), еп. Пензенского, еп. Чигиринского Иринея (Фальковского), митроп. Филарета (Дроздова), архиеп. Япон­ского Сергия (Тихомирова), проф. Н. Глубоковского (†1937 году в Софии) и Михаила (Лузина), еп. Курского.

Епископ Мефодий, ректор Академии (1791-1795), написал “Священ­ное богословие, основанное преимущественно на Священном Писании.” Он известен также как историк, педагог и филолог.

Особенно плодотворен в толковании Писания был ректор Ярослав­ской семинарии, впоследствии епископ Псковский Ириней (Клементьевский). Он написал толкования на послания к Римлянам и Евреям, на 12 ма­лых пророков и на пророка Даниила, толкование на псалмы. Он известен также как догматист и филолог, переводчик святоотеческих творений с греческого языка. Преподаватель киевской Академии Ириней (Фальковский) писал толкование на послания апостольские.

Святитель Тихон Воронежский считал нужным и решился сам пере­вести Псалтирь с еврейского и Новый Завет с греческого на русский язык, но “постеснялся” издать свои труды.

Префект Московской Академии Стефан (Прибылович) написал род катехизиса в14 статьях под названием “Путь в царствие Божие.”

В 1743 году Синод просил Сенат, чтобы последний потребовал обя­зательного обучения всех детей катехизису у способных священников, а при определении на службу — испытывал их в знании катехизиса. Катехизическое учение детям и народу Синод считал необходимой обязанностью пастырей Церкви.

Сенат приказал взыскивать штраф с родителей, если дети, при опре­делении на службу, окажутся не знающими правил веры и благочестия. Указом 1743 года было положено во всех светских учебных заведениях преподавать закон Божий, а законоучителями быть духовным лицам. Прот. Сидоровский издал для Смольного института соответствующие по­собия.

Архим. Макарий (Сусальников), законоучитель кадетского корпуса, написал “Наставление отроком.” Лучший по тому времени катехизис для детей написал митроп. Платон (Левшин).

Для народа катехизическое учение преподавалось публично настав­никами Академий. Беседы предлагались то в храмах, то в аудиториях.

В 1761 году указом Синода объяснение катехизиса было введено в московском Успенском соборе, “как дело нужное для всех чад веры и как предостережение от пагубных льстецов.” Преподавание поручено было священникам, окончившим Академию.

Из богословских трудов следует отметить также:

Феофан (Прокопович) — “Христианское православное богословие,” не доведенное впрочем до конца.

Самуил (Миславский) пересмотрел, дополнил и издал догматику Фе­офана.

Феофилакт (Горский) — “Учение восточной православной Церкви о вере и деятельности.”

Митроп. Платон — “Православное учение” (на русском языке, для наследника престола), переведенное потом на многие иностранные язы­ки.

Макарий (Петрович), серб, ректор Тверской семинарии, — “Система богословия,” проповеди.

Святитель Тихон Воронежский — “Об истинном христианстве.”

Ириней (Фальковский) — “Сокращенная православная догматика.”

Проф. Знаменский упоминает еще о следующих тружениках богос­ловской науки:

Митроп. Гавриил (Петров) — оставил в рукописи хорошую богослов­скую систему.

Иерод. Александро-Невской Лавры Герман перевел с греческого языка труды преп. Макария Египетского и вместе с иерод. Модестом со­ставил Симфонию на Священное Писание.

Епископ Переяславский Сильвестр (Лебединский) написал “Приточник Евангельский” и духовно-нравственное сочинение “Нетленная пища.”

По пастырскому богословию владыка Парфений (Сопковский), еп. Смоленский, написал “О должностях пресвитеров.”

По литургике — “Новая скрижаль” владыки Вениамина (Румовского). Он же сочинил “Священную историю” для малолетних детей, на рус­ском, греческом, латинском и французском языках.

Владыка Дамаскин (Семенов-Руднев) написал на немецком языке сокращенную летопись древней Руси по Нестору, издал лекции архиеп. Феофана с дополнениями. В 1785 году он написал труд “Библиотека рос­сийская или сведения о всех книгах в России с начала типографии на свет вышедших.” Он перевел на латинский язык “Православное учение” мит­роп. Платона, издал его сочинения в 9 томах (1779), сочинения Ломоносо­ва в трех томах (1778).

Как филолог выдвинулся протоиерей московского Архангельского собора Петр Алексеев. Он составил “Церковно-славянский словарь.” Кроме того — “Словарь еретиков и раскольников.”

Как на выдающихся проповедников архиеп. Филарет указывает на владык Феофана (Прокоповича), Гедеона (Криновского), Георгия (Конисского), Анастасия (Братановского), митрополита Платона (Левшина).

Для усиления церковной проповеди Синод и епархиальные власти распорядились завести в соборах обязательное очередное чтение пропо­ведей ученым духовенством и определенное количество их в году. Для не­ученых Синод издал два сборника готовых проповедей на воскресные и праздничные дни (1775) и на каждый день года (1781).

В 1756 году был издан пересмотренный труд святителя Димитрия “Четьи Минеи” и также пересмотренный “Печерский Патерик.”

Прот. Мансветов издал “Училище благочестия” — примеры из житий святых, описанные языком живым и ясным, и полезные для всех возра­стов христианских.

По истории Русской Церкви в 1805 году издана “Краткая Церковная Российская история” митрополита Московского Платона.

В 1807-16 гг. напечатана “История Российской иерархии” в шести ча­стях, составленная ректором Новгородской семинарии Амвросием (Орнатским), будущим епископом Пензенским, совместно с епископом Воло­годским Евгением (Болоховитиновым). Считается, что эта работа дала осно­вание всем последующим трудам по русской церковной истории. Владыка Евгений — автор многих других церковно-исторических работ:

“Разговоры о древностях Новгорода,” “История княжества Псковского,” “Летопись Изборска,” “Описание Киево-Софийского собора и Киево-Печерской Лавры” и многих других.

Он оставил богатые материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей, статьи о пермских древностях. Много лет он рабо­тал над составлением “Словарей русских писателей” (светских и духов­ных).

Обработкой материала, оставленного митроп. Евгением, занялся владыка Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Он издал в 1847-48 гг. “Историю Русской Церкви впяти периодах, обнимающих 988-1826 годы.” Он же написал:

“Историческое учение об отцах Церкви,” “Исторический обзор песнопевцев греческой Церкви,” “Русские святые” в 12 книжках с ученой обработкой их житий, “Святые подвижницы восточной Церкви,” “Историко-статистическое описание Харьковской и Черниговской епархий,” “Объяснение на послание к Галатам,” “Учение евангелиста Иоанна о Слове,” “Система догматики.” Еще более значительным трудом по истории Церкви была “История Русской Церкви” митроп. Московского Макария (Булгакова) в 13 томах (последний том был выпущен после смерти автора). Его же:

“История Киевской Академии,” “История русского раскола старообрядчества,” “Введение в православное богословие,” “Пол­ная система догматического богословия.”

Большой и тщательно разработанный труд проф. Е. Голубинского “История Русской Церкви” обнимает собой церковные события до 1563 года. Все исторические свидетельства им тщательно проверены. Но край­ний критицизм захватил автора в жестокий плен. “Его критический молот — говорил о нем Глубоковский — был не просто внушительно-тяжелый, но и неразборчиво-грубый, бивший на своем пути направо и налево все по­падавшееся прямо насмерть....”

Епископ Кирилловский (викарий Новгородской епархии) Арсений (Иващенко) обогатил русскую богословско-историческую науку своим трудом “Летопись церковных событий и гражданских от Рождества Хри­стова до 1898 года.”

Замечательна работа архиеп. Тверского Димитрия (Самбикина) “Ме­сяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых,” первый из подобного рода.

Проф. И. Чистович написал ряд трудов, из которых особенно ценны “Очерки истории западнорусской церкви.”

В 1871 году вышло хорошее “Руководство к русской церковной исто­рии” проф. П. Знаменского. В последующих изданиях оно именуется “учебным.”

Самостоятельную отрасль истории русской Церкви составляет исто­рия раскола. На научную основу этот вопрос был поставлен в начале 50-х годов XIX века после открытия при Духовных Академиях соответствую­щей кафедры: история и обличение русского раскола. На тему раскола вышли многочисленные труды авторитетных церковных деятелей. Наибо­лее авторитетный — труд митроп. Макария (Булгакова), о котором упоми­налось выше.

Много работ вышло в этот период о православном Востоке, о Болгар­ской, Сербской и Румынской Церквах, о положении православных в Ав­стро-Венгрии, Чехии, Молдавии.

По всеобщей церковной истории в 1817 архим. Мефодием (Смирно­вым) была написана “История первых веков христианства.” Иннокентий (Смирнов), написал “Начертание церковной истории с библейских времен до XVIII столетия,” сделавшееся на долгое время классической книгой для духовных школ.

Далеко вперед продвинул церковную историю профессор и ректор Московской Академии прот. А. Горский. Он воспитал целую школу глубо­ких специалистов в этой отрасли:

1. архим. Иоанн (Митропольский) обработал историю Вселенских соборов.

2. проф. А. Лебедев свои исторические труды объединил в работе “Собрание церковно-исторических сочинений.”

3. проф. А. Спасский.

4. проф. Ф. Терновский...

 

Особо в ряду церковных историков стоит профессор Петроградской Духовной Академии В. Болотов, скончавшийся в 46 лет. Он, по словам Глубоковского, “поднял церковно-исторический идеал до чрезвычайно­сти, непосильной для большинства.” Его “Лекции по истории древней Церкви” были изданы посмертно.

Из византологов наиболее известен ученый исследователь Востока (и археолог) еп. Чигиринский Порфирий (Успенский). В “Византийском временнике,” издававшемся Академией Наук, принимали участие многие профессора Духовных Академий.

По догматическому богословию замечательны три крупных систе­матических труда. Первым по времени было обширное “Православно-дог­матическое богословие” преосвященного Макария (Булгакова). Вторым — “Православно-догматическое богословие” архиеп. Черниговского Фи­ларета (Гумилевского). И, наконец, третьим трудом, огромным по объему, является “Опыт православного догматического богословия” ректора Ки­евской Духовной Академии епископа Каневского Сильвестра (Малеванского). “Современная русская догматика следует — в общем — заветам преосвященного Сильвестра и не выдвигает новой догматической систе­мы” (Глубоковский).

Руководство по догматике написал архимандрит (впоследствии ар­хиеп. Казанский) Антоний (Амфитеатров). Замечательную по ясности и отчетливости догматику составил владыка Ириней (Фальковский).

Отдельные догматические сочинения имеются у архим. Сергия (Страгородского, будущий Патриарх), митроп. Киевского Антония (Храповицкого), протопр. И. Янышева и других.

Образцом обличительного (сравнительного, как говорят сегодня) богословия служит четырехтомное “Богословие обличительное” ректора Казанской Духовной Академии архим. Иннокентия (Новгородова).

Проф. о. А. Иванцов-Платонов издал работу “О западных вероиспо­веданиях” и др. Высокие достоинства его работ признавались и за грани­цей, в частности, берлинским профессором Гарнаком.

В 1912 году в самостоятельный предмет было выделено сектоведение. Известны труды профессоров прот. Т. Буткевича и С. Голубева о рус­ских сектах. В Петербурге под редакцией В. Скворцова с 1896 года выхо­дил журнал “Миссионерское Обозрение.”

По нравственному богословию богатый материал был собран в “За­писках” прот. П. Солярского. Огромным трудом являются сочинение проф. о. Н. Стеллецкого, “Очерк православного нравоучения” прот. о. С. Остроумова. Известны труды на эту тему прот. И. Янышева и проф. М. Олесницкого. Развитию православной аскетики огромную услугу оказали своими трудами епископ Феофан (Говоров), затворник Вышенский (†1894), и епископ Ставропольский Игнатий (Брянчанинов).

Целостное построение пастырского богословия начинается с сочи­нений архим. (впоследствии епископа) Бориса (Плотникова) и митроп. Ан­тония (Храповицкого), которые четко различают два пути пастырства: православный и латинский. Богатейший материал о православном па­стырстве содержится в трудах св. праведного о. Иоанна Кронштадтского, особенно в “Моя жизнь во Христе.” П. Нечаев, магистр богословия, соста­вил “Практическое руководство для священнослужителей,” вышедшее в 1912 году одиннадцатым изданием.

Классическим трудом в области гомилетики служат “Чтения о цер­ковной словесности” проф. Я. Амфитеатрова, преподававшего в Киев­ской Академии (†1848). Новая свежая струя в гомилетику была привнесе­на проф. той же Академии В. Певницким (†1911). Известны труды по это­му предмету митроп. Антония (Вадковского), профессоров В. Виноградо­ва, Н. Никольского, Н. Барсова. Горячим поборником “живого слова” был архиеп. Харьковский Амвросий (Ключарев).

По апологетике известны труды проф. Н. Рождественского (“Хри­стианская апологетика”), проф. прот. П. Светлова (“Курс апологетиче­ского богословия”), проф. о. Е. Аквилонова (“Научно-богословское само­оправдание христианства. Введение в православно-христианскую аполо­гетику”).

По патрологии наиболее авторитетен труд архиеп. Филарета (Гумилевского) “Историческое учение об отцах Церкви.”

По церковному и каноническому праву писали: еп. Оренбургский Августин (Сахаров), еп. Смоленский Иоанн (Соколов) (“Опыт церковного законоведения”), проф. Московского Университета А. Павлов (“Курс цер­ковного права”) и некоторые другие.

Основоположником научной литургики Глубоковский считает проф. Мансветова (†1885). Ценный вклад в эту науку оставил проф. Н. Красносельцев, его ученик проф. А. Дмитриевский. По отзыву упомянутого Глубоковского, Дмитриевский является лучшим и наиболее компетентным в России литургистом. Бесспорен в области литургики авторитет проф. А. Голубцова.

По церковной археологии крупнейшим специалистом считается проф. Петроградской Духовной Академии Н. Покровский (†1917). Наряду с ним таким же авторитетом является проф. Н. Кондаков, скончавшийся в эмиграции. Позднейшие его интересы фиксируются на иконографии. Его трудами были заведены иконописные школы и организован Высочайше утвержденный “Комитет попечительства о русской иконописи.”

Выдающимися учеными археологами следует назвать и еп. Порфирия (Успенского), митроп. Евгения (Болоховитина), митроп. Арсения (Стадницкого).

Из просвещеннейших церковных деятелей позднейшего времени рассматриваемого периода необходимо назвать митроп. Антония (Храповицкого), будущего Патриарха Сергия, архиеп. Феофана (Быстрова), скон­чавшегося во Франции в 1940 году, еп. Феодора (Поздеевского).

И еще несколько имен и трудов. Проф. И. Ветринский издал в 1829-1844 гг. шесть томов “Памятников древней христианской церкви.” Протопресв. московского Архангельского собора М. Богословский получил док­торскую степень за составленную им “Священную историю” Ветхого и Нового Завета. Архим. Никодим (Кононов) составил бесценные “Жизнео­писания подвижников благочестия 18 и 19 веков” (изд. 1905-1912 гг.). Е. Погожее (Поселянин) написал “Русская Церковь и русские подвижники 18-го века” (1905) и “Русские подвижники 19-го века” (изд. 3, 1910).

С 1900 года в Петербурге начала издаваться “Православная богос­ловская энциклопедия.” К сожалению, доведена только до буквы “Л.”

Из наиболее солидных и влиятельных — научных — журналов этого периода можно отметить:

“Христианское чтение” при Петроградской Духовной Академии (с 1821),

“Прибавление к творениям святых отцев” при Московской Акаде­мии (с 1843 с перерывами), в 1892 году преобразованные в “Богословский вестник,” “Труды Киевской Духовной Академии” (с 1860),

“Вера и Разум” при Харьковской Духовной Семинарии (с 1884),

“Православное Обозрение,” издававшееся в Москве (1860-1891) под редакцией свящ. Н. Сергиевского,

“Православный благовестник” — издание Миссионерского обще­ства (с 1893),

“Православный Палестинский сборник” — в Петербурге (с 1881).

В1912-13 гг. в Петербурге издательством П. Сойкина был издан “Полный православный богословский энциклопедический словарь” (в двух томах).

Неоценим и на сегодняшний день полезный, богатый многими церковно-историческими данными труд С. Булгакова “Настольная книга для священно-церковно-служителей (сборник сведений, касающихся пре­имущественно практической деятельности отечественного духовен­ства).” Третье издание, исправленное и дополненное, объемом в 1773 страницы, вышло в 1913 году.

Огромную просветительскую деятельность вели Троице-Сергиева и Почаевская Лавры, Пантелеимоновский монастырь на Афоне.

Даже по этому сверхкраткому перечню можно заметить, какого вы­сокого развития достигло духовное просвещение в ХІХ-нач.ХХ столетия.

 

Date: 2015-09-05; view: 591; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию