Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы № 13 и № 14





Тема № 13. «Характеристика эмоциональных состояний личности, возникающих в процессе деятельности».

Тема № 14. «Эмоциональные свойства личности».

Синтез проанализированной в предыдущих разделах информации по таким комплексным понятиям дисциплины «Психология эмоций и чувств» как: «психическое эмоциональное состояние субъекта»; «психологическое чувственное отношение субъекта»; «личность»; «деятельность»; «эмоциональная включённость субъекта в деятельность»; «эмоциональное сопровождение деятельности»; «эмоциональная оценка хода и результатов деятельности» (по А.Н. Леонтьеву).

Характеристика эмоциональных состояний, возникающих у субъекта в процессе осуществления им деятельности. Факторы эмоциональной устойчивости субъекта, влияющие на процесс выполнения им трудовой деятельности. Параметры эмоциональной возбудимости, аспекты интенсивности и устойчивости эмоций. Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения по Д.О. Хеббу. Основные характеристики влияния эмоций на эффективность деятельности. Взаимодействие эмоций и чувств с другими свойствами личности в процессе деятельности. Влияние эмоциональной составляющей темперамента на продуктивность деятельности человека.

Эмоциональные типы темперамента и характера. Застенчивость в качестве эмоционального характерологического свойства. Эмпатия по К. Роджерсу. Влияние разнообразных социальных и профессиональных условий и ситуаций на процесс проявления (выражения) людьми тех или иных эмоций и чувств. Влияние мотивации на эмоционально-чувственную сферу.

Настроение(англ. mood) – как одна из форм эмоциональной жизни человека. Настроением называется более или менее устойчивое, довольно продолжительное эмоциональное состояние человека. Это состояние не обладает определенной интенцией, не имеет чёткого психического направления и однозначной смысловой содержательности. Это психическое эмоциональное состояние окрашивает в течение некоторого времени все личностные переживания субъекта. Оно может возникать в ответ на ту или иную оценку человеком деятельности окружающих.



Структура настроения. Леонид Васильевич Куликов, посвятивший настроениям специальную монографию, [21] развивает собственный подход к их рассмотрению. Он выделяет в настроении пять существенных компонентов: релятивный или оценочный, эмоциональный, когнитивный, мотивационный и компонент физического самочувствия.

Релятивный компонент (от англ. relation – отношение) связан с отношением человека к происходящему с ним и вокруг него. Этот компонент настроения содержательно является комплексным и включает в себя ряд элементов структуры отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, миром предметов, миром людей. В данном компоненте особую роль играет соответствие и/или несоответствие воспринимаемого и желаемого человеком.

Эмоциональный компонент характеризует доминирующая в настроении эмоция или чувственный тон, – по Владимиру Николаевичу Мясищеву. В формировании актуального и относительно устойчивого психического состояния, как пишет Леонид Васильевич Куликов, объединяются различные чувства и переживания, имеющие разное влияние на чувственный тон. Возникает эмоциональная доминанта, то есть эмоциональный компонент настроения. В него входят, кроме психических аспектов, также переживания телесного благополучия – физического комфорта или дискомфорта.

Когнитивный компонент настроения образуют субъектные интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота её понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретация и оценка своего телесного и духовного здоровья, прогноз его динамики. В когнитивный компонент входит представление о себе в контексте деятельности.

Мотивационный компонент настроения рассматривается Л.В. Куликовым в связи с тем, что процесс мотивации, его интенсивность и характер протекания в существенной мере определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакций на ситуацию и психическое реагирование субъекта на развитие событий.

Компонент физического самочувствия отражает, по мнению Л.В. Куликова, опирающегося в этом вопросе на утверждения С.Л. Рубинштейна, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слаболокализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов (интерорецептивные ощущения).

Пессимистическая и оптимистическая направленности личности как целостные проявления эмоционально-чувственной психической сферы личности. Воздействие возрастных психологических характеристик людей на процесс переживания ими тех или иных эмоциональных психических состояний.

Эмоциональность в качестве интегрального свойства человека. Нейротизм личности (эмоциональная стабильность/нестабильность, устойчивость/неустойчивость) и психотизм[22]личности (концепция Г. Айзенка), как системные проявления личности, обусловленные эмоционально-чувственной психической сферой. Эмоциональные типы личности (теория К.Г. Юнга).



Эмоциональные свойства, качества и характеристики личности: психическая эмоциональная возбудимость; вспыльчивость; эмоциональная отзывчивость (эмпатийность); утрата эмоционального резонанса (эмоциональная глухота); впечатлительность; эмоциональная глубина; эмоциональная ригидность/лабильность; экспрессивность, добродушие/недоброжелательность и т.п.

Параметры активности (психической всеохватности), интенсивности (силы), лабильности (подвижности), глубины (охвата переживанием разных личностных аспектов) эмоционально-чувственных психических состояний личности.

Модальность (качественная направленность) т.н. производных («вторичных») эмоций и чувств относительно содержательного наполнения базовых (радость, гнев, страх, печаль) эмоций.

Эмоциональные отрицательные психические состояния человека: стресс (концепция Г. Селье), скука, отвращение, отвержение и т.д. Влияние такого рода состояний на деятельность человека и на взаимодействие людей в процессе совместной деятельности. Феномен эмоционального выгорания. [23]

Взаимозависимость эмоционального и волевого психических процессов. Воздействие эмоционально-волевых психических элементов на деятельностный процесс. Влияние эмоций и чувств на индивидуальный стиль деятельности человека.

Контрольные вопросы и вопросы к семинарам

по темам № 13 и № 14:

1. Системно объясните понятия: психическое эмоциональное состояние субъекта; психологическое чувственное отношение субъекта; личность; деятельность; эмоциональная включенность субъекта в деятельность; эмоциональное сопровождение деятельности; эмоциональная оценка хода и результатов деятельности.

2. Опишите параметры эмоциональной возбудимости, аспекты интенсивности и устойчивости эмоций. Охарактеризуйте, по Д.О. Хеббу, зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения. Осветите базовые компоненты воздействия эмоций на продуктивность деятельности человека.

3. Проанализируйте эмоциональную типологию темперамента и характера. Объясните воздействие эмоциональной составляющей темперамента на эффективность деятельности. Расскажите о застенчивости как о характерологическом эмоциональном свойстве личности. Осветите понимание эмпатии К. Роджерсом.

4. Опишите влияние социальных и профессиональных условий и ситуаций на процесс проявления (выражения) людьми эмоций и чувств.

5. Охарактеризуйте взаимовлияние эмоций и мотивации.

6. Объясните пессимизм и оптимизм в качестве «эмоциональных направленностей» личности.

7. Каково воздействие возрастных психологических характеристик людей на переживание ими определенных эмоций и чувств?

8. Эмоциональность как интегральное свойство человека.

9. Опишите нейротизм и психотизм в качестве целостных проявлений личности, опираясь на концепцию Г. Айзенка.

10. Охарактеризуйте эмоциональные типы личности по К.Г. Юнгу.

11. Детально проанализируйте известные вам эмоциональные свойства (проявления) личности.

12. Подробно расскажите о таких параметрах эмоционального психического состояния как: активность, интенсивность, лабильность, глубина.

13. Тщательно рассмотрите модальную (качественную) взаимозависимость базовых и производных эмоций.

14. Охарактеризуйте стресс, по Г. Селье, осветите другие подобного рода психические состояния человека, известные вам по прошлым темам и по данной теме. Проясните воздействие такого рода психических эмоциональных состояний на деятельностный процесс.

15. Рассмотрите феномен эмоционального выгорания.

16. Дайте характеристику взаимодействию эмоциональных и волевых компонентов психики и дайте определение их взаимному влиянию на процесс осуществления человеком деятельности.

17. Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом (таблицей) наблюдения из Приложения № 1. Сделайте аналитические выводы согласно результатам наблюдения.

18. Настроение и его структура по Л.В. Куликову.

Рекомендуемая по теме № 13 и по теме № 14 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология : учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М. : Человек, 2012.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

11. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

12. Психические состояния : Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб. : СПбГУ, 2000.

13. Психология личности в трудах отечественных психологов : Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009.

14. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

15. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

16. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.








Date: 2015-09-05; view: 219; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию