Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Фрустрационные, негативные, отрицательные психические эмоциональные состояния личности





Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс – это вид эмоционального психического состояния, которому личность подвергается в связи с нервной и эмоциональной перегрузкой.

Фрустрация. Термин «фрустрация» буквально переводится с латыни как обман, расстройство. Фрустрация – это психическое эмоциональное состояние, которое возникает у субъекта в связи с неудовлетворением его персональных потребностей и с нереализацией их в его жизнедеятельности. Фрустрация это психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, это психологическая реакция, связанная с личностным разочарованием, связанная с неудачей в настойчивой попытке человека достичь какой-либо важной цели.

В простейшем случае фрустрация возникает тогда, когда обстоятельства препятствуют осуществлению желаемого. Обстоятельства могут быть объективными. Например, человеку хочется пить, а воды поблизости нет. Однако, нередко обстоятельства носят субъективный характер. Таким образом, фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений, запретов, налагаемых обществом, группой, поскольку не всегда может быть обеспечен баланс между потребностями человека и нуждами социального окружения.

Фрустрация обычно рассматривается как явление, вредное для человека. Меньший акцент, как правило, делается на том факте, что вызванное фрустрацией напряжение может способствовать достижению цели, фокусируя психическое внутреннее внимание субъекта на нереализованной в деятельности мотивации, которая могла вызвать фрустрацию, и фиксируя рефлексию субъекта на конкретном мотиве, действующем в данный момент.

Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. В конце концов психологическое напряжение, то есть состояние фрустрации, достигает того уровня, при котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер. В частности, это происходит тогда, когда существенно превышается так называемый уровень полезной тревоги, который помогает достижению цели, так как имеет тонизирующий характер. Здесь мы видим, что состояния тревоги и фрустрации в некоторых своих аспектах психически сходны.

Последствия фрустрации могут быть как кратковременными, так и длительными. В состоянии фрустрации одни люди стремятся «сорвать зло» на ком-либо, даже если он не является подлинным виновником неудовлетворения. Другие склонны винить во всем происшедшем самих себя и проявляют депрессивные реакции. Третьи стараются личностно понизить значение неприятности или пытаются вовсе не замечать её. Четвёртые проявляют агрессию, направленную на себя (аутоагрессию).

Преодоление фрустрации предполагает применение приёмов аутогенной тренировки для снятия эмоционально-волевого напряжения. Для преодоления состояния фрустрации необходимо общее ослабление конфликтности ситуации ее вызвавшей. Преодолению фрустрации способствует дружеское общение, психологическое отвлечение от причины фрустрации, переключение внимания на что-нибудь приятное.

Тревога – это психическое эмоциональное состояние опасения, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей. Причины тревоги разнообразны: эмоциональная неустойчивость, резкое изменение условий жизни, предстоящее выполнение сложной задачи и так далее. Тревога может возникнуть на почве предчувствия будущей угрозы чему-то личному, например угрозы наказания или потери близких людей. Обычно тревога ведет к возникновению защитных реакций.

Тревога может быть психическим состоянием ожидания фрустрации. Тревога также может являться психическим эмоциональным результатом возникновения фрустрации. Тревога часто является первичным психологическим проявлением стресса. Николай Дмитриевич Левитов, исследуя психические состояния беспокойства и тревоги, рассматривает их как внутренние переживания, личностные опасения и нарушения психологического покоя, вызываемые возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого.

Индивидуальные эмоциональные переживания психического состояния тревоги тесно связаны с изменениями привычной обстановки, особенно с теми из них, которые могут грозить каким-либо неблагополучием для индивида. С возникновением тревоги происходит усиление поведенческой активности, происходит изменение самого характера поведения, включаются дополнительные физиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям. Снижение интенсивности чувства тревоги свидетельствует о достаточности, о соответствии и адекватности физиологических, психических и поведенческих форм реакций в ответ на нарушение равновесных взаимоотношений организма со средой и о возобновлении психологического гомеостаза. Психологическая роль тревоги выражается в ее мотивационных и охранительных функциях и ее психическое эмоциональное значение можно сопоставить с органической функцией боли в организме.

В психиатрическом ключе тревога понимается как аффект, возникающий в ожидании неопределенной опасности или неблагоприятного развития событий. Тревога отличается, например, от страха беспредметностью, потому что страх это реакция, как правило, на конкретную угрозу, а тревога это так называемое разлитое психическое состояние. Эта особенность тревоги, возможно, является следствием неосознаваемости повода возникновения такого рода аффекта. Аффект тревоги побуждает человека искать источник возможной опасности, угрозы его благополучию. Отсюда роль тревоги в возникновении бреда и неврозов.

Итак, в общепсихологическом смысле, тревога это особое психическое эмоциональное состояние личности, более всего схожее по своим характеристикам с аффектом, и являющееся производной от психического качества личности тревожность.

Тревожность.Тревожность это особое, по своей психической природе эмоциональное, психическое качество человека, являющееся причиной возникновения у субъекта психического состояния тревоги. Тревожность является таким психическим качеством личности, которое многие исследователи, например, Карен Хорни, выделившая т.н. базальную (базовую) тревожность, считают самостоятельной и значимой личностной чертой.

Современные же исследователи называют базальную или базовую тревожность личности, – так называемой конституциональной, или, пользуясь научным синонимом, общей, или, что чаще всего встречается, просто личностной тревожностью. Наряду с личностной тревожностью, современные учёные выделяют так называемую реактивную, или, используя более распространённый синоним, ситуативную тревожность, характеризующую самочувствие личности в настоящее время.

Психиатры выявили, что тревожность часто сочетается с бредовыми переживаниями, и даже может перерасти в тревожно-параноидный синдром.

Общепсихологический смысл тревожности сводится к следующему. Тревожность это психическое качество человека, которое переживается им в виде психического эмоционального состояния тревоги. Тревожность может перерасти в тревогу в каких-либо условиях, а может и не перерасти. Это будет зависеть от степени стрессогенности данной ситуации и общей фрустрированности субъекта.

Если у субъекта высокий уровень личностной тревожности, то мы говорим то, что это тревожный человек, и он действительно тревожится в очень многих классах жизненных ситуаций. Если же у субъекта низкий уровень личностной тревожности, то про него говорят, что он слаботревожный, малотревожный человек, и он действительно очень немногие классы жизненных ситуаций воспринимает как угрожающие, то есть не испытывает в отношении них тревогу, не беспокоится за результат своей деятельности в ситуациях этого рода.

Итак, чем выше у субъекта уровень личностной тревожности, тем чаще он испытывает состояние тревоги, в данном случае верно также и обратное утверждение о том, что чем чаще субъект тревожится, тем больше психологическая вероятность того, что у него высокий уровень личностной тревожности.

Что же касается ситуативной тревожности, то, как ясно из предыдущих рассуждений, она тем выше, чем выше у субъекта личностная тревожность. Это психологически логично, и это тенденция, психологическая закономерность, то есть то, что встречается как правило, что выявляется диагностически очень часто, то, что наиболее распространено. Однако, практически из любого правила бывают исключения, есть они и в данном случае. Так, у человека может быть низкий уровень личностной тревожности и высокий уровень ситуативной тревожности. Не будем забывать, что ситуативная тревожность, это тревожность в определённом классе социальных ситуаций, тревожность только по поводу конкретных социальных параметров. Например, выделяется и является весьма распространенной ситуативная тревожность относительно социальных ситуаций оценки компетентности субъекта, или, как часто называют данный класс ситуативной тревожности, – экзаменационная тревожность. Представим себе, что мы тестируем, проводим психодиагностику именно такого субъекта, у которого даже сам процесс тестирования вызывает тревожность. Скорее всего, это отразится в результатах теста данного испытуемого. При этом, он может показать низкий уровень личностной тревожности и это, возможно, будет соответствовать истине, поскольку этот субъект действительно может не воспринимать как угрожающие подавляющее большинство других классов жизненных социальных ситуаций. Также может встретиться и обратная тенденция. У человека высокий уровень личностной тревожности, но он показывает низкий уровень ситуативной тревожности, потому, что наличная ситуация, как, возможно и весь класс экзаменационных ситуаций, не вызывает у него опасений и беспокойств.

Таким образом, надо очень аккуратно оценивать, во-первых, испытывает ли человек тревогу в данный момент, во-вторых, является ли она личностной или ситуативной, и, в-третьих, надо иметь ввиду, что в данных условиях может произойти соединение двух видов тревожности, то есть, человек может быть и высоко личностно тревожным, и, также, тревожным относительно наличной ситуации.

Психологические механизмы меланхолии по З. Фрейду и П. Жане.

Глобальное угнетение настроения при нарушениях психики. Особенности эмоционально-чувственной сферы личности при психопатиях по П.Б. Ганнушкину. Триада признаков психопатии по П.Б. Ганнушкину О.В. Кербикову: 1) тотальность патологических проявлений характера; 2) длительность патологических проявлений характера; 3) очень высокая степень социальной дезадаптированности (в рамках целого ряда классов социальных ситуаций взаимодействия и общения субъект проявляет себя полностью дезадаптивно).

Страсть– ещё один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, чувств и мотивов, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, идеи или предмета. Объектом страсти может стать также какой-либо конкретный человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «... страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

Наиболее распространённые методы и повсеместно используемые психодиагностические тестовые методики исследования эмоционально-чувственной сферы людей (См. и применяйте Приложение № 2 к пособию).

Базовые способы психокоррекционной работы с личностными поведенчески-деятельностными эмоционально-чувственными проявлениями людей. Технологические основы психологической коррекции переживания людьми разнообразных эмоций и чувств.

Основные приёмы психоконсультационой деятельности (изучение производится на практических примерах), осуществляемой с людьми, имеющими эмоциональные проблемы. Начальные формы психотерапевтического воздействия на эмоциональный строй личности при негативных переживаниях.

Контрольные вопросы и вопросы к семинарам

по темам № 15 и № 16:

1. Опишите психологические механизмы меланхолии по З. Фрейду и П. Жане.

2. Каковы особенности эмоционально-чувственной сферы личности при психопатиях по П.Б. Ганнушкину?

3. Охарактеризуйте метод наблюдения как способ получения информации об особенностях эмоциональных реакций субъекта (См. и применяйте Приложение № 1 к пособию). Какие ещё методы (методики) исследования эмоций и чувств вы знаете?

4. Подготовьте реферат (доклад) по теме «Физиологические особенности и психическая специфика личностного проявления (выражения) эмоций, чувств и аффектов».

5. Осуществите психодиагностическое обследование эмоциональной сферы ряда субъектов, используя «батарею» тестов из Приложения № 2.

6. Какие психокоррекционные способы и консультативные приёмы психологической работы с эмоциями и чувствами людей вы знаете?

7. Представьте отчёт о процессе оказания вами психологической помощи субъекту (психокоррекционной работы с человеком) в решении его эмоциональной проблемы.

8. Каковы первичные формы осуществления психотерапевтической помощи при стрессах, фрустрациях, тревогах?

9. Специфика и особенности состояний стресса, фрустрации, тревоги, страсти.

10. Обширная характеристика разнообразных видов тревожности.

Рекомендуемая по теме № 15 и по теме № 16 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Василюк Ф.Е. Пережить горе. О человеческом в человеке. – М.: Просвещение, 1991.

3. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Левченко И.Ю., Кулагина И.Ю. Клиническая психология (учебное пособие): Электронный учебник. – М.: МГППУ, 2008.

4. Донцов Д.А., Донцова М.В. Механизмы психологической защиты личности : учебно-методическое пособие. – М. : МГППУ, 2010.

5. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.В., Шарагин В.И., Кононов С.В. Комплексное учебно-методическое по учебным дисциплинам «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике», специальность 030300.62 – «Психология». Степень (квалификация) выпускника «Бакалавр психологии». – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В., Поляков Е.А., Седых Р.К. Основы психологического консультирования. Учебное пособие. – СПб. : Речь, 2013.

7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М. : Че-Ро : МГУ, 1997.

8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

9. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

10. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

11. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

12. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

13. Методики оценки уровня психологического здоровья детей школьного возраста: Учебно-методическое пособие. Автор-составитель Л.В.Сенкевич. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.

14. Пергаменщик Л.А. Посттравматический стресс: понять и преодолеть. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008.

15. Психические состояния : Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб. : СПбГУ, 2000.

16. Психология личности в трудах отечественных психологов : Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009.

17. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

19. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

20. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи : Талант, 1996.

21. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб. : Питер, 2005.

22. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001.

23. Тарабрина Н.В. и др. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1,2. – М.: Когито-центр, 2007.

24. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства. Под редакцией Э. Фоа. – М.: Когито-центр, 2005.

XII. Тестовые проверочные вопросы по дисциплине «Психология эмоций и чувств» (тест промежуточного (рубежного) контроля знаний студентов)).

1. «Эмоции и эмоциональные отношения первичны, эмоции носят (имеют) врожденный характер». Так писал выдающийся советский психолог:

а) С.Л. Рубинштейн;

б) К.М. Гуревич;

в) А.А. Деркач;

г) В.Н. Мясищев.

2. Эмоциональное запоминание, на уровне долговременной памяти, у человека является таковым по причине:

а) Значимости объекта запоминания;

б) Волевой регуляции поведения;

в) Когнитивной установки;

г) Мотивационной нацеленности.

3.Эмоции это:

а) Психическое отражение окружающей действительности;

б) Процесс интериоризации в онтогенезе;

в) Филогенетическая экстериоризация;

г) Нервная раздражимость.

4. Эмоции, в общем и целом, как класс психических явлений, понимаются в качестве:

а) Психического состояния;

б) Психического явления;

в) Психического объекта;

г) Психического процесса.

5. Функциями эмоций, характерными для всей эмоционально-чувственной сферы человека, являются:

а) Изобразительная, нужная, отзывчивая, замечательная, восстанавливающая, теоретическая, мнительная, эффективная;

б) Инстинктивная, потребностная, промежуточная, долговременная, проекционная, замещающая, создающая, практическая;

в) Сигнальная, регулятивная, выразительная, познавательная, кумулятивная, организационная, стимулирующая, направляющая;

г) Воображение, мышление, речь, потребности, темперамент, характер, способности, воля.

6.Видами эмоциональных состояний являются:

а) Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь;

б) Бессознательное, предсознательное, подсознательное, сознательное, надсознательное, сверхсознательное, суперсознательное;

в) Тревога, стресс, фрустрация, аффект, гнев, удивление, радость;

г) Потребности, темперамент, характер, способности, чувства, воля, мотивация.

7. Теория, рассматривающая эмоции как субъективное отражение физиологических процессов и утверждающая их произвольный характер от процессов, происходящих в организме, имеет название:

а) Теория Джемса-Ланге;

б) Теория Кеннона-Барда;

в) Теория социального научения;

г) Теория П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина.

8. Теория, утверждающая, что эмоции являются результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды носит название:

а) Теория Джемса-Ланге;

б) Теория Кеннона-Барда;

в) Теория «научения»;

г) Теория В.С. Мухиной и Д.Б. Эльконина.

9. Аффект, как психическое эмоциональное состояние, характеризуется:

а) Потерей самоконтроля;

б) Поведенческим алгоритмом;

в) Скрипт-программой поведения;

г) Копинг-стратегией.

10.Стресс, рассматриваемый в качестве некоего психического эмоционального процесса, имеет определённые:

а) Градации;

б) Срезы;

в) Фазы;

г) Критерии.

11.Агрессивность и враждебность как психологические эмоциональные свойства личности, психодиагностически изучаются с помощью:

а) Теста-задания Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн;

б) Тестовой методики А. Басса и А. Дарки;

в) Теста-опросника Г.Ю. Айзенка и А.Г. Шмелева;

г) Методики С.Л. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской.

12. Тревожность, как психологическое качество личности, подразделяется на следующие виды:

а) Креативная, когнитивная, разумная и интеллектуальная тревожность;

б) Общая, устойчивая, ситуативная и личностная тревожность;

в) Поверхностная, основательная, практическая и воображаемая тревожность;

г) Реальная, мнимая, моральная и невротическая тревожность.

13. Фрустрация, как понятие, по своему сущностному содержанию, это:

а) Следствие неудовлетворения какой-либо потребности;

б) Задержка психического развития;

в) Зона ближайшего и зона актуального развития;

г) Проявление бессознательной мотивации.

14.Реакцией на фрустрацию, понимаемую в качестве долговременного психического эмоционального состояния человека, является:

а) Мажорное настроение;

б) Эмоциональный всплеск;

в) Психологическая неудовлетворенность;

г) Психологический гомеостаз.

15. Эмоциональные психологические типы людей выделил:

а) К.Г. Юнг;

б) З. Фрейд;

в) А. Адлер;

г) Э. Фромм.

16. Эмпатию, как психологическое качество личности, пристально изучал:

а) Э. Фромм;

б) К. Роджерс;

в) Э. Кречмер;

г) У. Шелдон.

17. Эмпатия это:

а) «Вдумывание»;

б) «Вчувствование»;

в) «Вощущенивание»;

г) «Вглядывание».

18. Эмоции, как психическая реакция, имеют следующий характер:

а) Спонтанный и предметно-ситуативный;

б) Обобщенный и абстрактно-теоретический;

в) Эмпирический и научно-логический;

г) Практический и обобщенно-синкретический.

19. Эмоциональное восприятие характеризуется:

а) Чувственным познанием окружающего мира;

б) Прагматичным отношением к окружающим;

в) Ориентацией на общемировые ценности;

г) Рациональным логическим мышлением.

20. Людям, для успешной волевой регуляции своей деятельности, необходимо:

а) Каждый день воспринимать как последний, брать от жизни все, что можно;

б) Постоянно демонстрировать окружающим свою эмоциональную реакцию;

в) Всегда стремиться овладевать своими эмоциями;

г) В любое время позволять себе отреагировать свои эмоции.

21. Эмоции входят во многие сложные психические состояния человека, являясь их составной частью. Примеры этих комплексных состояний:

а) Юмор, ирония, восторг, сарказм, трагизм;

б) Песня, пляска, рисование, музицирование, лепка;

в) Отвращение, отрицание, отторжение, отвержение, остекленение;

г) Потребности, темперамент, характер, способности, воля.

22. Чувства носят, имеют:

а) Исторический, предметный, субъектный характер;

б) Абстрактный, обобщенный, объектный характер;

в) Нозологический, физиологический, философский характер;

г) Культурный, национальный, ментальный характер.

23. Конкретные, обобщенные, моральные, эстетические, интеллектуальные, родительские. Это виды:

а) Эмоций;

б) Чувств;

в) Мотивации и мотивов;

г) Простых и сложных волевых актов.

24.Биологическую роль эмоций научно изучал русский физиолог:

а) И.П. Павлов;

б) И.М. Сеченов;

в) П.К. Анохин;

г) П.В. Симонов.

25.Классификации эмоций составлены следующими учёными:

а) Э.К. Абашидзе, Ш.С. Агаевым, В.С. Агеевым, А. Адлером;

б) Г.Ю. Айзенком, М.А. Алемаскиным, Р. Амтхауэром, Б.Г. Ананьевым;

в) В. Вундтом, У. Макдауэллом, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым;

г) А.В. Брушлинским, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, Г.М. Андреевой.

26.Когда один человек испытывает к другому противоречивые чувства, как называется это свойство чувств?

а) Амбивалентность, двойственность чувств;

б) Прямолинейность, непосредственность чувств;

в) Ситуативность, опосредованность чувств;

г) Обобщенность, абстрактность чувств.

27. Среди разнообразных аспектов возникновения эмоций легче всего поддается (поддаются) четкому описанию:

а) Внутренние переживания;

б) Эмоциональное поведение;

в) Физиологическая активация;

г) Виды эмоциональной деятельности.

28. Накал наших эмоций, по А.Н. Леонтьеву, зависит главным образом:

а) От личностного значения той потребности, с которой связана эмоция;

б) От физического состояния человека;

в) От анализа полученных сведений о предмете потребности;

г) От мотивационной направленности деятельности.

29. Отрицательные эмоции, по П.В. Симонову, возникают оттого, что имеющаяся информация:

а) Необходима;

б) Недостаточна;

в) Достаточна;

г) Не нужна.

30. Стресс, по Г. Селье, связан:

а) С тем, что информация, имеющаяся у человека об окружающей обстановке, избыточна;

б) С прогрессирующим истощением резервов организма;

в) Со способностью каждого человека идти на риск;

г) С минорным настроением людей.

31. Дети, у которых не развилось это чувство, могут так и остаться более зависимыми от мнения других:

а) Чувство пренебрежения общественным мнением;

б) Чувство осторожности и опасливости;

в) Чувство ответственности за свои действия;

г) Чувство любви к самому себе.

32. Что в наших эмоциях напрямую зависит от нашего уровня бодрствования?

а) Сила эмоций;

б) Уравновешенность эмоций;

в) Подвижность эмоций;

г) Глубина эмоций.

33. Форма, которую принимают наши эмоции, в большой степени зависит:

а) От нашего восприятия обстановки;

б) От нашего отношения к обстановке;

в) От нашей оценки обстановки;

г) От нашего мнения об окружающей обстановке.

34. Отрицательные эмоции возникают тогда, когда у субъекта слишком мало информации о возможности удовлетворения актуализированных:

а) Мотиваций;

б) Потребностей;

в) Когниций;

г) Волевых действий.

35. У людей эмоциональная чувствительность и понимание чувств других увеличивается в процессе:

а) Накопления эмоциональных переживаний;

б) Вытеснения эмоциональных переживаний;

в) При незначительных эмоциональных переживаниях;

г) Интенсификации эмоциональных переживаний.

36. Особенно важно, по мнению известного ученого Г. Селье, то, чтобы каждый из нас мог поддерживать свой ... уровень стресса.

а) Оптимальный;

б) Индивидуальный;

в) Личностный;

г) Условный.

37. Привязанность ребёнка к окружающим людям:

а) Меньше выражена у первенцев;

б) Необратимо возникает после рождения;

в) Вероятно, зависит от позитивной сформированности, с младенческого возраста, положительного эмоционального контакта с родителями (матерью);

г) Мало зависит от условий окружающей среды.

38. Тогда, когда у человека проявляется непосредственная реакция на текущую ситуацию, то имеют место:

а) Сложные, глубокие чувства;

б) Сравнительно простые, поверхностные эмоции;

в) Неоднозначные, двусмысленные эмоционально-волевые реакции;

г) Амбивалентные, двойственные чувства.

39. Острота эмоционального реагирования на окружающие стимулы (раздражители), как правило, у людей уменьшается с возрастом:

а) Да;

б) Нет;

в) Зависит от расовой принадлежности человека;

г) Это зависит от этнической и национальной принадлежности людей.

40. Потребности в психологической безопасности и уверенности в будущем, в большей степени, внутриличностно психически обеспечиваются и реализуются:

а) С помощью системы мотивации и иерархии мотивов;

б) Посредством психических познавательных процессов;

в) Через простые и сложные волевые акты;

г) Через посредство эмоций и чувств.

«Ключ» (правильные ответы) к тестовым проверочным контрольным вопросам по дисциплине «Психология эмоций и чувств».

1-А;2-А;3-А;4-Б;5-В;6-В;7-А;8-Б;9-А;10-В;11-Б;12-Б;13-А;14-В;15-А;

16-Б;17-Б;18-А;19-А;20-В;21-А;22-А;23-Б;24-В;25-В;26-А;27-В;28-А;

29-В; 30-Б; 31-В; 32-А; 33-А; 34-Б; 35-А; 36-А; 37-В; 38-Б; 39-А; 40-Г.

Система контрольной оценки (критерии выставления тестовой оценки): до 20-ти баллов – 2 (неудовлетворительно); с 21-го до 29-ти баллов – 3 (удовлетворительно); с 30-ти до 35-ти баллов – 4 (хорошо); с 36-ти баллов до 40-ка баллов – 5 (отлично).

 

 

XIII. ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ»

1.На какие базовые классы делятся психические эмоциональные состояния? Тщательно опишите их.

2.Чем отличаются эмоции, чувства и аффекты? В чем их сходство? Рассмотрите психический и физиологический аспекты их сходств и отличий.

3.Назовите и охарактеризуйте базовые виды эмоционального реагирования. Чем отличается эмоциональный тон ощущений от эмоционального тона впечатлений? Обоснуйте свой ответ.

4.Дайте определения понятий: настроение, страсть, стресс, фрустрация, тревога. Чем отличается страсть от других видов чувства?

5.Перечислите и охарактеризуйте психические качества эмоций и чувств.

6.Какова роль эмоций? Обоснуйте их физиологическое и психическое значение.

7.Какие функции эмоций вы знаете? Раскройте свой ответ.

8.На какие виды делятся эмоциональные состояния? Чем они отличается друг от друга? Что в них общего?

9.На Ваш взгляд, нужны ли отрицательные эмоции? Обоснуйте ответ.

10.Какова «схема» эмоциональных состояний, разработанная В. Вундтом? Раскройте такие психические аспекты проявлений эмоциональных состояний как: напряжение/разрядка, возбуждение/успокоение, удовольствие/неудовольствие.

11.Роль положительных и отрицательных эмоций в организме и их значение для развития личности. Раскройте свой ответ.

12.Дайте ту классификацию эмоций, которая соответствует Вашим взглядам на них.

13.Какие базовые эмоции выделил К. Изард? Раскройте Ваш ответ.

14.Охарактеризуйте основные научные подходы к классифицированию эмоций. По каким основополагающим признакам производится классифицирование эмоций в этих подходах?

15.Назовите базовые виды эмоций и подробно расскажите об этих видах.

16.К какому виду эмоций можно отнести тревогу? Дайте определение тревоги как психического состояния. Какие виды тревоги Вы знаете? Каковы стадии развития тревоги?

17.Что такое тревожность? В чём отличие тревожности от тревоги? Какие виды тревожности Вы знаете? В чем сходства и отличия видов тревожности?

18.Что такое фрустрация? Как фрустрация связана с тревогой и стрессом? Какие фрустрационные эмоции Вы знаете? Каковы их общие характеристики?

19.Основные отличия эмоций и чувств и их психическое сходство. Концепции У. Макдауголла и А.Н. Леонтьева.

20.Какова общепринятая научная классификация чувств? Какие выделяются виды чувств? На какие основные группы делят чувства? Подробно охарактеризуйте их.

21.Какие виды эмоциональных состояний Вы знаете? Что относится к псевдочувствам?

22.Что собой представляет типология любви у Д. Ли? Как данная типология пересекается с «древнегреческой» типологией любви?

23.Аффекты, их психологическая характеристика. Диагностика аффективных следов по А.Р. Лурия.

24.Чем отличается психический познавательный процесс «ощущение» от эмоционального тона ощущений? Каковы психические функции эмоционального тона ощущений?

25.Что такое настроение? Даете его объёмную психологическую характеристику. Охарактеризуйте пять компонентов настроения, выделенных Л.В. Куликовым.

26.Какие бывают виды настроения? Раскройте свой ответ.

27.Дайте определение страсти. Как страсть связана с мотивационной сферой личности?

28.Что собой представляет стресс? Расскажите о научных персоналиях, изучавших стресс. Каковы виды стресса, выделенные Г. Селье? В чём состоит его теория стресса?

29.Назовите основные научные теории происхождения и функционирования эмоций.

30.В чём сущность эволюционной теории эмоций Ч. Дарвина?

31.Охарактеризуйте ассоциативную теорию эмоций В. Вундта.

32.Процесс возникновения эмоций: теория Джемса-Ланге и теория Кеннона-Барда.

33.Особенности психоаналитической теории эмоций.

34.Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и её современная модификация.

35.Биологическая роль эмоций по П.К. Анохину.

36.Фрустрационные теории эмоций.

37.Когнитивистские теории эмоций.

38.Познавательная теория эмоций М. Арнольд-Р. Лазаруса.

39.Информационная теория эмоций П. В. Симонова.

40.Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

41.Назовите и обоснованно охарактеризуйте базовые эмоциональные состояния личности.

42.Роль эмоций, аффектов и настроений в регуляции деятельности.

43.Условия возникновения эмоций и закономерности их протекания. Специфика психического отражения в эмоциях.

44.Возможные научные психологические основания классификации эмоций. Эмоция как психический феномен: явление, процесс, состояние.

45.Эмоция как состояние: психическое выражение эмоций и их физиологические корреляты. Эмоции как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций.

46.Овладение эмоциональной сферой и волевая саморегуляция поведения. Роль эмоций в развитии личности. Эмоционально-чувственная психическая сфера личности.

47.Воздействие чувств на жизнедеятельность и социализацию личности. Чувства и развитие личности.

48.Спонтанное выражение эмоций. Их влияние на поведение индивида. Предметно-ситуативные эмоции. Каково их психическое значение?

49.Тревожность: личностный и ситуативный аспекты. Общая и реактивная тревожность. Их психическое взаимодействие. Личностная и ситуативная тревожность как одна из психических детерминант эмоционального реагирования человека.

50.Развитие эмоциональной сферы в филогенезе и онтогенезе.

51.Эмоциональные психологические типы по К.Г. Юнгу.

52.Каким образом, психически и физиологически влияют друг на друга такие психические эмоциональные состояния человека как стресс, тревога и фрустрация?

53.Какие стадии развития психического состояния тревоги выделил Ф.Б. Березин?

54.Подробно охарактеризуйте психическое эмоциональное состояние аффекта.

55.Опишите эмоции и чувства ожидания и прогноза.

56.Объясните эмоции и чувства удовлетворения и радости.

57.Расскажите о фрустрационных эмоциях и чувствах.

58.Обрисуйте коммуникативные эмоции и чувства.

59.Охарактеризуйте индивидуальные (индивидуалистические) эмоции и чувства.

60.Проанализируйте такие параметры качественной оценки эмоциональных психических состояний личности как: выполняемые функции, модальность, интенсивность, продолжительность, сложность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, воздействие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения во внешнем поведении, нейрофизиологическая основа.








Date: 2015-09-05; view: 436; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.054 sec.) - Пожаловаться на публикацию