Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тео­ре­ти­че­ские раз­мыш­ле­ния





Раз­ви­тие пси­хо­ло­гии мо­жет быть рас­смот­ре­но как раз­ви­тие по­ня­тий, со­став­ляю­щих кар­кас нау­ки. Имен­но эта идея яв­ля­ет­ся ос­но­вой для про­ве­де­ния тео­ре­ти­че­ских пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний. Од­но­вре­мен­но с этим, тео­ре­ти­че­ский уро­вень свя­зан и с объ­яс­не­ни­ем пси­хи­че­ских фе­но­ме­нов. На тео­ре­ти­че­ском уров­не пси­хи­че­ское, на­блю­дае­мое и вос­при­ни­мае­мое фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски, ста­но­вит­ся пси­хо­ло­ги­че­ским.

Та­ким об­ра­зом, лю­бая пси­хо­ло­ги­че­ская тео­рия мо­жет иметь два ос­нов­ных ис­точ­ни­ка:

- раз­ви­тие и уточ­не­ние, но­вое ос­мыс­ле­ние по­ня­тий и ка­те­го­рий;

- эм­пи­ри­че­ский, фе­но­ме­но­ло­ги­че­ский пласт, воз­ни­каю­щий из опы­та взаи­мо­дей­ст­вия с пси­хи­че­ской ре­аль­но­стью.

На­ше ис­сле­до­ва­ние бу­дет ох­ва­ты­вать оба этих ис­точ­ни­ка тео­ре­ти­че­ско­го зна­ния.

Но са­мо из­ло­же­ние ма­те­риа­ла мы бу­дем на­чи­нать с ме­то­до­ло­ги­че­ско­го уров­ня, ко­то­рый яв­ля­ет­ся, по на­ше­му мне­нию, оп­ре­де­ляю­щим по от­но­ше­нию как к эм­пи­ри­че­ско­му, так и к су­гу­бо тео­ре­ти­че­ско­му.

Со­вре­мен­ная си­туа­ция в ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­гии ха­рак­те­ри­зу­ет­ся про­ти­во­стоя­ни­ем тра­ди­ци­он­но­го (ака­де­ми­че­ско­го) ме­то­да и ме­то­дов ог­ром­но­го ко­ли­че­ст­ва школ, на­прав­ле­ний, но­вых пси­хо­ло­ги­че­ских под­хо­дов к по­ни­ма­нию тео­рии и прак­ти­ки этой нау­ки.

Ака­де­ми­че­ская пси­хо­ло­гия ос­но­вы­ва­ет­ся на био­ло­ги­че­ском и со­ци­аль­ном де­тер­ми­низ­ме ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка и от­да­ет пред­поч­те­ние ма­те­риа­ли­сти­че­ской, по­зи­ти­ви­ст­ской па­ра­диг­ме нау­ки.

Но­во­ис­пе­чен­ные эк­лек­ти­че­ские «на­прав­ле­ния» и «шко­лы», осо­бен­но при­клад­ной ори­ен­та­ции, или не име­ют ме­то­до­ло­ги­че­ско­го ос­мыс­ле­ния, или счи­та­ют ме­то­до­ло­гию схо­ла­сти­че­ской про­фа­на­ци­ей нау­ки.

Од­но­вре­мен­но как вне ми­ро­воз­зре­ния не су­ще­ст­ву­ет лич­но­сти, так и вне ме­то­до­ло­гии нет нау­ки.

Ос­нов­ная про­бле­ма за­клю­ча­ет­ся в том, что ни прак­ти­ки, ни тео­ре­ти­ки пси­хо­ло­гии не пы­та­ют­ся реф­лек­си­ро­вать це­ло­ст­ную кар­ти­ну пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти че­ло­ве­ка, ко­то­рая про­яв­ле­на на всех уров­нях – от био­ло­ги­че­ско­го до ду­хов­но­го.

В си­лу это­го не­об­хо­ди­мы соз­да­ние и раз­ра­бот­ка прин­ци­пи­аль­но но­вой ме­то­до­ло­гии, ко­то­рая бы учи­ты­ва­ла про­яв­лен­ность пси­хи­че­ско­го на всех уров­нях су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка.

При пер­вом при­бли­же­нии мы мо­жем вы­чле­нить, в край­нем слу­чае, два уров­ня в этом еди­ном под­хо­де:

- объ­яс­ни­тель­ный – сис­те­ма ос­нов­ных по­сту­ла­тов, прин­ци­пов по­строе­ния нау­ки, а так­же тео­рий, кон­цеп­ций, смы­сло­вых мо­де­лей, рас­кры­ваю­щих то­по­ло­гию, ди­на­ми­ку пси­хи­че­ско­го;

- воз­дей­ст­вую­щий – сис­те­ма ме­то­дов, прак­тик, уме­ний, на­вы­ков, пси­хо­тех­ник, на­прав­лен­ных на вос­ста­нов­ле­ние це­ло­ст­но­сти соз­на­ния, лич­но­сти, дея­тель­но­сти.

Да­же вы­чле­не­ние этих уров­ней ис­кус­ст­вен­но в со­от­вет­ст­вии с ин­те­гра­тив­ным под­хо­дом, т.к. лю­бое объ­яс­не­ние яв­ля­ет­ся воз­дей­ст­ви­ем, а не­ко­то­рые тео­рии об­ла­да­ют ка­че­ст­вом мо­де­ли ми­ра че­ло­ве­ка, имею­щим ми­ро­воз­зрен­че­ский смысл. Лю­бое воз­дей­ст­вие кон­цеп­туа­ли­зи­ру­ет­ся лич­но­стью, а наи­бо­лее мощ­ные из них пол­но­стью из­ме­ня­ют объ­яс­ни­тель­ную схе­му ре­аль­но­сти, жиз­нен­ный мир.

Ми­ро­воз­зрен­че­ским оком ин­те­гра­тив­ной ме­то­до­ло­гии яв­ля­ет­ся прин­цип це­ло­ст­но­сти, ко­то­рый под­ра­зу­ме­ва­ет по­ни­ма­ние пси­хи­ки как чрез­вы­чай­но слож­ной, от­кры­той, мно­го­уров­не­вой, са­мо­ор­га­ни­зую­щей­ся сис­те­мы, об­ла­даю­щей спо­соб­но­стью под­дер­жи­вать се­бя в со­стоя­нии ди­на­ми­че­ско­го рав­но­ве­сия и про­из­во­дить но­вые струк­ту­ры и но­вые фор­мы ор­га­ни­за­ции. По­ня­тия «це­ло­ст­ный под­ход», «це­ло­ст­ная лич­ность» ис­поль­зо­ва­лись дав­но и раз­ны­ми на­прав­ле­ния­ми и шко­ла­ми пси­хо­ло­гии: от геш­тальт и гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии до оте­че­ст­вен­ных на­прав­ле­ний (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ский, дея­тель­но­ст­ный под­хо­ды и то­му по­доб­ные). Ве­ро­ят­но, са­ми по­ня­тия «цель» и «це­лое» эти­мо­ло­ги­че­ски свя­за­ны (по-гре­че­ски τελός – свер­ше­ние, за­вер­ше­ние; окон­ча­ние, выс­шая точ­ка, пре­дел, цель; τελειός – за­кон­чен­ный, пол­ный, свер­шив­ший­ся; окон­ча­тель­ный, край­ний, со­вер­шен­ный). Дос­ти­же­ние це­ли од­но­вре­мен­но оз­на­ча­ет и за­вер­ше­ния дей­ст­вия, за­мы­ка­ние кру­га, вос­хо­ж­де­ние к пол­но­те, со­вер­шен­ст­ву, кра­со­те. Цель дос­ти­га­ет­ся то­гда, ко­гда со­вер­шен­ное сим­мет­рич­ное це­лое ока­зы­ва­ет­ся по­стро­ен­ным. Толь­ко в на­стоя­щее вре­мя, на ру­бе­же ве­ков, ко­гда зна­ния о пси­хи­ке че­ло­ве­ка по­пол­ня­ют­ся не толь­ко за счет чис­то на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний (в об­щем по­ни­ма­нии это­го), а еще и за счет су­ще­ст­во­вав­ших все­гда в ка­че­ст­ве скры­тых эзо­те­ри­че­ских зна­ний, мож­но го­во­рить о бо­лее це­ло­ст­ном по­ни­ма­нии, что та­кое че­ло­век и его соз­на­ние.

В ду­хов­ных тра­ди­ци­ях все­гда по­ни­ма­лось чет­кое от­ли­чие пси­хи­ки и соз­на­ния че­ло­ве­ка, ду­ши и ду­ха, в от­ли­чие от на­уч­ной пси­хо­ло­гии, ко­то­рая пы­та­лась ид­ти сво­им пу­тем, рас­ко­ло­тым по боль­шей час­ти на две ли­нии: ма­те­риа­ли­сти­че­скую и идеа­ли­сти­че­скую (что да­ло не­пло­хие ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния раз­ных сто­рон пси­хи­ки, ее объ­ек­тив­ную де­тер­ми­на­цию и субъ­ек­тив­ную сущ­ность).

Слож­ность пред­ме­та при­клад­ной пси­хо­ло­гии за­клю­ча­ет­ся в том, что лич­ность, ее со­дер­жа­ние, не оп­ре­де­ля­ет­ся лишь на­бо­ром ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ских черт или не­ким про­блем­ным со­стоя­ни­ем. Как пра­ви­ло, за про­бле­ма­ми сто­ят бо­лее глу­бо­кие не­осоз­на­вае­мые струк­ту­ры (геш­таль­ты, СКО, по­дав­лен­ные це­ло­ст­но­сти, суб­лич­но­сти, скрип­ты и т. п.). Бо­лее то­го, с ин­те­гра­тив­ной точ­ки зре­ния, они яв­ля­ют­ся од­но­вре­мен­ным след­ст­ви­ем всей пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти, вклю­чаю­щей не толь­ко пер­со­наль­ные, но и ин­тер­пер­со­наль­ные и транс­пер­со­наль­ные ме­га­ст­рук­ту­ры.

Ин­те­гра­тив­ная ме­то­до­ло­гия ис­хо­дит из по­сту­ла­та, что че­ло­век – су­ще­ст­во це­ло­ст­ное, то есть са­мо­стоя­тель­ное, спо­соб­ное к са­мо­ре­гу­ля­ции и раз­ви­тию. Но че­ло­век – не един­ст­вен­ная це­ло­ст­ная сущ­ность в ми­ре. Все в при­ро­де об­ла­да­ет це­ло­ст­но­стью, са­ма при­ро­да це­ло­ст­на и пред­став­ля­ет со­бой ие­рар­хию, в ко­то­рой ка­ж­дый эле­мент яв­ля­ет­ся «це­лым» по от­но­ше­нию к сво­им час­тям и «ча­стью» по от­но­ше­нию к боль­ше­му це­ло­му. Оба эти ас­пек­та су­ще­ст­во­ва­ния (и часть, и це­лое) долж­ны быть вы­ра­же­ны пол­но­цен­но для осу­ще­ст­в­ле­ния по­тен­ций лю­бо­го су­ще­ст­ва. От­сю­да по­нят­на тя­га че­ло­ве­ка вый­ти за свои пре­де­лы, транс­цен­ди­ро­вать, быть, чув­ст­во­вать, осоз­на­вать се­бя ча­стью ми­ро­зда­ния.

Прин­ци­пи­аль­ный ин­те­гра­тив­ный те­зис со­сто­ит в том, что мир – это не слож­ная ком­би­на­ция дис­крет­ных объ­ек­тов, а еди­ная и не­де­ли­мая сеть со­бы­тий и взаи­мо­свя­зей. И хо­тя наш не­по­сред­ст­вен­ный опыт, ка­жет­ся, го­во­рит нам, что мы име­ем де­ло с ре­аль­ны­ми объ­ек­та­ми, на са­мом де­ле, мы реа­ги­ру­ем на сен­сор­ные пре­об­ра­зо­ва­ния объ­ек­тов или со­об­ще­ния о раз­ли­чи­ях. Как до­ка­зы­ва­ет в сво­их ра­бо­тах Гре­го­ри Бэйт­сон, мыш­ле­ние в тер­ми­нах суб­стан­ции и дис­крет­ных объ­ек­тов пред­став­ля­ет со­бой серь­ез­ную эпи­сте­мио­ло­ги­че­скую ошиб­ку. Ин­фор­ма­ция те­чет в це­пях, ко­то­рые вы­хо­дят за гра­ни­цы ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, и вклю­ча­ет все ок­ру­жаю­щее. Та­ким об­ра­зом, при ин­те­гра­тив­ном взгля­де на мир ак­цент сме­ща­ет­ся от суб­стан­ции и объ­ек­та к фор­ме, пат­тер­ну и про­цес­су, от бы­тия к ста­нов­ле­нию. Струк­ту­ра – про­дукт взаи­мо­дей­ст­вую­щих про­цес­сов, не бо­лее проч­ный, чем ри­су­нок стоя­чей вол­ны при слия­нии двух рек. Со­глас­но ин­те­гра­тив­но­му под­хо­ду, Все­лен­ная по­доб­на жи­во­му ор­га­низ­му, ор­га­ны, тка­ни и клет­ки ко­то­ро­го име­ют смысл толь­ко в их от­но­ше­нии к це­ло­му.

Об­щий смысл ин­те­гра­тив­но­го под­хо­да за­клю­ча­ет­ся в том, что пси­хи­ка че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся мно­го­уров­не­вой сис­те­мой, об­на­ру­жи­ваю­щей в лич­но­ст­но струк­ту­ри­ро­ван­ных фор­мах опыт ин­ди­ви­ду­аль­ной био­гра­фии, ро­ж­де­ния, а так­же без­гра­нич­но­го по­ля соз­на­ния, транс­цен­ди­рую­ще­го ма­те­рию, про­стран­ст­во, вре­мя и ли­ней­ную при­чин­ность. Осоз­на­ние яв­ля­ет­ся ин­тег­ри­рую­щей от­кры­той сис­те­мой, по­зво­ляю­щей раз­лич­ные об­лас­ти пси­хи­че­ско­го объ­е­ди­нять в це­ло­ст­ные смы­сло­вые про­стран­ст­ва. Це­ло­ст­ность лич­но­сти под­ра­зу­ме­ва­ет учет всех ее про­яв­ле­ний (по край­ней ме­ре, тех, ко­то­рые уже опи­са­ны, воз­мож­но изу­че­ны, но не до кон­ца объ­яс­не­ны): био­ге­не­ти­че­ских, со­цио­ге­не­ти­че­ских, пер­со­но­ге­не­ти­че­ских, ин­тер­пер­со­наль­ных и транс­пер­со­наль­ных (по­след­ние два, на наш взгляд, вклю­ча­ют ряд осо­бен­но­стей, или про­яв­ле­ний, еще ма­ло при­ни­мае­мых офи­ци­аль­ной нау­кой, но уже не от­ри­цае­мых как не­су­ще­ст­вую­щие). Ес­ли го­во­рить о су­ще­ст­во­ва­нии та­кой лич­но­сти, то она су­ще­ст­во­ва­ла ве­ка и су­ще­ст­ву­ет в на­ше вре­мя (не­за­ви­си­мо от на­уч­ных из­мыш­ле­ний и об­ра­зо­ва­тель­ных сис­тем, прав­да, ча­ще ис­ко­ре­жен­ная ими, но функ­цио­ни­рую­щая ин­те­гра­тив­но и це­ло­ст­но).

Лич­ность яв­ля­ет­ся фор­мой про­яв­ле­ния пси­хи­че­ско­го и име­ет фраг­мен­тар­ную струк­ту­ру, и ме­ж­ду фраг­мен­та­ми раз­лич­ных об­лас­тей и уров­ней су­ще­ст­ву­ет кон­фликт­ное на­пря­же­ние. Би­нар­ный ха­рак­тер оцен­ки че­ло­ве­ком соб­ст­вен­но­го опы­та при­во­дит к уси­ле­нию ин­трап­си­хи­че­ско­го на­пря­же­ния, ко­то­рое раз­ре­ши­мо ин­те­гра­тив­ны­ми пси­хо­тех­но­ло­гия­ми.

Ин­те­гра­ция на уров­не лич­но­ст­ном под­ра­зу­ме­ва­ет осоз­на­ние кон­фликт­ных на­пря­же­ний ме­ж­ду фраг­мен­та­ми и уров­ня­ми пси­хи­ки и от­кры­тое при­ня­тие то­го, что рань­ше от­вер­га­лось. Спо­соб­ность к ин­те­гра­ции опы­та яв­ля­ет­ся ос­нов­ным кри­те­ри­ем пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья. Низ­кая спо­соб­ность к ин­те­гра­ции ве­дет к фор­ми­ро­ва­нию де­ст­рук­тив­ных ре­ак­ций лич­но­сти и в край­них вы­ра­же­ни­ях – к со­ци­аль­ной де­виа­ции и пси­хо­па­то­ло­ги­че­ской сим­пто­ма­ти­ке.

Прак­ти­че­ские ме­то­ды со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­ты с ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­те­гра­тив­но­го под­хо­да вклю­ча­ют в се­бя ши­ро­кий спектр пси­хо­ло­ги­че­ских тех­ник, об­щим для ко­то­рых яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние лич­но­ст­но­го ре­сурс­но­го по­тен­циа­ла. Со­вре­мен­ный этап раз­ви­тия пси­хо­ло­гии вы­дви­га­ет ряд кар­ди­наль­ных за­дач по на­уч­но­му и ме­то­до­ло­ги­че­ско­му ос­мыс­ле­нию сфор­ми­ро­вав­ших­ся под­хо­дов и по­ис­ку но­вых прин­ци­пи­аль­ных идей, ин­тег­ри­рую­щих раз­лич­ные на­уч­ные на­прав­ле­ния. В из­вест­ном смыс­ле мож­но ут­вер­ждать, что пси­хо­ло­гия пе­ре­жи­ва­ет свое­об­раз­ный «кри­зис рос­та», по­доб­ный кри­зи­су фи­зи­ки в на­ча­ле XX ве­ка. На наш взгляд раз­ре­ше­ние это­го кри­зи­са свя­за­но не столь­ко с по­ис­ком но­вых фак­тов или за­ко­но­мер­но­стей, сколь­ко с но­вы­ми ме­то­до­ло­ги­че­ски­ми под­хо­да­ми и но­вым уров­нем ос­мыс­ле­ния соз­на­ния че­ло­ве­ка как це­ло­ст­ной сис­те­мы. Ин­те­гра­тив­ный под­ход яв­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­но но­вым смы­сло­вым про­стран­ст­вом как для про­фес­сио­на­лов – пси­хо­ло­гов, со­ци­аль­ных ра­бот­ни­ков, пси­хо­те­ра­пев­тов, так и для их кли­ен­тов.

Лю­бая тео­рия, кон­цеп­ция, те­ра­пев­ти­че­ский миф, уче­ние, идея, жи­тей­ское су­ж­де­ние о пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти при ка­жу­щей­ся за­час­тую их пол­но­те и уни­вер­саль­но­сти яв­ля­ют­ся спра­вед­ли­вы­ми лишь при оп­ре­де­лен­ных об­стоя­тель­ст­вах и с из­вест­ной до­лей ве­ро­ят­но­сти. Сле­ду­ет пом­нить, что как са­мые ге­ни­аль­ные пси­хо­ло­ги­че­ские тео­рии, так и за­яв­ле­ния не­ко­то­рых кли­ен­тов о «сгла­зе», «пор­че» яв­ля­ют­ся в пер­вую оче­редь по­пыт­кой струк­ту­ри­ро­вать и транс­ли­ро­вать соб­ст­вен­ный внут­рен­ний опыт. Пре­дель­ное осоз­на­ние от­но­си­тель­но­сти и в то же вре­мя ис­тин­но­сти лю­бо­го по­ни­ма­ния пси­хи­че­ско­го ос­во­бо­ж­да­ет спе­циа­ли­ста от догм и при­бли­жа­ет его к точ­ке ин­те­гра­ции, а реф­лек­сив­ное по­ни­ма­ние и при­ня­тие – к ин­те­гра­тив­ной пси­хо­ло­гии. Наш ра­зум про­из­во­дит объ­яс­не­ния, а ре­аль­ность снис­хо­ди­тель­но при­ни­ма­ет лю­бое из них.

В пер­вом при­бли­же­нии мы хо­тим зая­вить, что ин­те­гра­тив­ная пси­хо­ло­гия яв­ля­ет­ся не сво­дом пра­вил, оп­ре­де­ляю­щих про­цесс со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­ты, а ско­рее на­прав­ле­ни­ем про­фес­сио­наль­но­го мыш­ле­ния, фи­ло­соф­ской и пси­хо­ло­ги­че­ской тен­ден­ци­ей, имею­щей прак­ти­че­ское при­ме­не­ние.

В кон­це ХХ сто­ле­тия, ли­ша­ясь при­выч­ной ма­те­риа­ли­сти­че­ской ме­то­до­ло­гии и ис­пы­ты­вая воз­дей­ст­вие мно­гих на­прав­ле­ний за­ру­беж­ной нау­ки, рос­сий­ская пси­хо­ло­гия рис­ко­ва­ла при не­кри­ти­че­ском вос­при­ятии все­го ино­зем­но­го ут­ра­тить оп­ре­де­лен­ность це­ли и чет­кость ори­ен­ти­ров. Се­го­дня как ни­ко­гда не­об­хо­ди­мы ис­то­ри­че­ская пре­ем­ст­вен­ность и ме­то­до­ло­ги­че­ская за­дан­ность при вы­бо­ре пу­тей раз­ви­тия пси­хо­ло­гии. Этим ус­ло­ви­ям в пол­ной ме­ре удов­ле­тво­ря­ет ин­те­гра­тив­ная пси­хо­ло­гия.

Не нуж­но ду­мать, что по­ня­тие ин­те­гра­ции яв­ля­ет­ся чем-то аб­со­лют­но но­вым для рос­сий­ской пси­хо­ло­гии. Еще С.Л. Ру­бин­штейн и Б.Г Анань­ев счи­та­ли, что ос­нов­ным для раз­ви­тия лич­но­сти яв­ля­ет­ся прин­цип ин­те­гра­ции. Пси­хо­ло­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия Б.Г. Анань­е­ва и тео­рия ин­те­граль­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти В.С. Мер­ли­на, обос­но­вав­шая со­ма­топ­си­хи­че­ское един­ст­во че­ло­ве­ка при его под­раз­де­лен­но­сти по оп­ре­де­лен­ным ие­рар­хи­че­ским уров­ням, ко­то­рые пе­ре­ки­ну­ли мос­тик от пси­хо­ло­гии че­ло­ве­ка к его пси­хо­фи­зио­ло­гии и био­ло­гии, по­слу­жи­ли мощ­ным сти­му­лом для воз­ник­но­ве­ния ин­те­гра­тив­ной пси­хо­ло­гии. Б.Г. Анань­ев пи­сал, что раз­ви­тие дей­ст­ви­тель­но есть воз­рас­таю­щая по мас­шта­бам и уров­ням ин­те­гра­ция, то есть об­ра­зо­ва­ние круп­ных «бло­ков», сис­тем или струк­тур, син­тез ко­то­рых вы­сту­па­ет как наи­бо­лее об­щая струк­ту­ра лич­но­сти.

В кон­це 90-х го­дов мы ос­но­ва­ли при­клад­ное пси­хо­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние, обо­зна­чив его как «ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии», ко­то­рое рас­смат­ри­ва­ли как сис­те­му тео­рий, кон­цеп­ций, мо­де­лей, ме­то­дов, уме­ний и на­вы­ков, ве­ду­щих че­ло­ве­ка к боль­шей це­ло­ст­но­сти, к мень­шей кон­фликт­но­сти, раз­дроб­лен­но­сти соз­на­ния, дея­тель­но­сти, по­ве­де­ния.

В на­стоя­щий мо­мент мы мо­жем в не­ко­то­ром при­бли­же­нии сам под­ход обо­зна­чить как ин­те­гра­тив­ную пси­хо­ло­гию. Мас­со­вые экс­пе­ри­мен­ты с раз­лич­ны­ми пси­хо­тех­ни­ка­ми и пси­хо­тех­но­ло­гия­ми по­ка­за­ли пра­виль­ность ба­зо­во­го ме­то­до­ло­ги­че­ско­го по­сы­ла – це­ло­ст­но­го под­хо­да в тео­ре­ти­че­ской и прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти пси­хо­ло­га, ко­то­рый под­ра­зу­ме­ва­ет не толь­ко сис­тем­ный ана­лиз пред­ме­та нау­ки, но и це­ло­ст­ное ви­де­ние сво­ей при­ро­ды, сво­их кли­ен­тов в ре­аль­ной дея­тель­но­сти.

Мы уже по­ни­ма­ем, что на­ше пред­став­ле­ние о че­ло­ве­ке как жи­вой, от­кры­той, слож­ной, мно­го­уров­не­вой са­мо­ор­га­ни­зую­щее­ся сис­те­мы, об­ла­даю­щей спо­соб­но­стью под­дер­жи­вать се­бя в со­стоя­нии ди­на­ми­че­ско­го рав­но­ве­сия и ге­не­ри­ро­вать но­вые струк­ту­ры и но­вые фор­мы ор­га­ни­за­ции, яв­ля­ет­ся но­вым ка­те­го­ри­аль­ным ос­мыс­ле­ни­ем тра­ди­ци­он­ных хо­ли­сти­че­ских под­хо­дов в тео­ло­гии и фи­ло­со­фии. На наш взгляд, лю­бая пси­хо­ло­ги­че­ская прак­ти­ка долж­на при­дер­жи­вать­ся ин­те­гра­тив­ной па­ра­диг­мы по­строе­ния нау­ки, то есть сис­те­мы, в ме­то­до­ло­ги­че­скую ос­но­ву ко­то­рой по­ло­же­на це­ло­ст­ная мо­дель Все­лен­ной и соз­на­ния че­ло­ве­ка.

Имен­но ин­те­гра­тив­ный под­ход в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни из­ме­нил фи­ло­со­фию ес­те­ст­вен­ных на­ук в на­ча­ле ХХ ве­ка. Раз­ви­тие та­ких об­лас­тей, как кван­то­вая ме­ха­ни­ка, ре­ля­ти­ви­ст­ская фи­зи­ка, тео­рия ка­та­ст­роф и мо­де­ли стран­ных ат­трак­то­ров в ма­те­ма­ти­ке, ла­зер­ные тех­но­ло­гии, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни из­ме­ни­ли под­ход к на­уч­ным ис­сле­до­ва­ни­ям. Са­мо пред­став­ле­ние об объ­ек­те и субъ­ек­те на­уч­но­го опы­та пре­тер­пе­ло зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. Прин­ци­пи­аль­ная не­воз­мож­ность от­де­лить на­блю­да­те­ля от объ­ек­та на­блю­де­ния и прин­ци­пи­аль­ная взаи­мо­связь объ­ек­тов и яв­ле­ний, тра­ди­ци­он­но счи­таю­щих­ся со­вер­шен­но не­за­ви­си­мы­ми в нью­то­но-кар­те­зи­ан­ской па­ра­диг­ме нау­ки, со­вер­ши­ли ре­во­лю­цию в на­уч­ном взгля­де на мир.

В об­лас­ти нау­ки о соз­на­нии но­вые под­хо­ды, бе­ру­щие на­ча­ло в фи­ло­со­фии кван­то­вой ме­ха­ни­ки и ре­ля­ти­ви­ст­кой фи­зи­ки уди­ви­тель­ным об­ра­зом смы­ка­ют­ся с фи­ло­со­фи­ей и ме­то­до­ло­ги­ей вос­точ­ных фи­ло­соф­ских школ. Пре­ж­де все­го, сле­ду­ет от­ме­тить пред­став­ле­ния буд­диз­ма о взаи­мо­свя­зан­но­сти всех яв­ле­ний, взаи­мо­бы­тие и не­воз­мож­но­сти вы­де­ле­ния судь­бы от­дель­ной лич­но­сти.

На наш взгляд, имен­но ин­те­гра­тив­ная па­ра­диг­ма мо­жет стать ме­то­до­ло­ги­че­ской ос­но­вой, как в раз­ви­тии пси­хо­ло­ги­че­ских прак­тик, так и в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке XXI ве­ка.

Ин­те­гра­тив­ная пси­хо­ло­гия яв­ля­ет­ся под­хо­дом, ко­то­рый вос­ста­нав­ли­ва­ет вре­мен­но раз­ру­шен­ную в XIX ве­ке при по­мо­щи раз­но­вид­но­стей ма­те­риа­ли­сти­че­ско­го ре­дук­цио­низ­ма (от на­уч­но­го ма­те­риа­лиз­ма до би­хе­вио­риз­ма и мар­ксиз­ма) це­ло­ст­ное ви­де­ние пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти, вклю­чаю­щей не толь­ко пер­со­ну, но и ин­тер­пер­со­наль­ные и транс­пер­со­наль­ные уров­ни функ­цио­ни­ро­ва­ния. Мы долж­ны учи­ты­вать тот горь­кий урок, ко­гда по­пыт­ка све­сти пси­хи­че­ское бы­тие к ее низ­ше­му уров­ню, ма­те­рии, осо­бен­но не­при­ят­ным об­ра­зом ска­за­лась на пси­хо­ло­гии, ко­то­рая сна­ча­ла по­те­ря­ла свой дух, за­тем свою ду­шу, за­тем свой ра­зум и све­лась к изу­че­нию толь­ко лишь эм­пи­ри­че­ско­го по­ве­де­ния и те­лес­ных вле­че­ний.

Во­прос ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­гии чрез­вы­чай­но ва­жен, т.к. он яв­ля­ет­ся ос­нов­ным во­про­сом ор­га­ни­за­ции нау­ки и про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти.

Ана­лиз ве­ду­щих тен­ден­ций раз­ви­тия ми­ро­вой тео­рии и прак­ти­ки пси­хо­ло­гии сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что в этой об­лас­ти про­ис­хо­дят но­вые важ­ные про­цес­сы. Уси­ли­ва­ет­ся гу­ма­ни­сти­че­ская на­прав­лен­ность пси­хо­ло­гии в це­лом, ко­то­рая ори­ен­ти­ру­ет­ся не толь­ко на под­держ­ку от­дель­но­го ин­ди­ви­да в его кон­крет­ной труд­ной си­туа­ции и на са­мо­реа­ли­за­цию, но и на це­ло­ст­ный под­ход к че­ло­ве­ку. Рас­тет об­ще­ст­вен­ное при­зна­ние пси­хо­ло­гии как про­фес­сии. Пси­хо­ло­гия мно­го­гран­на и уни­каль­на. Она свя­за­на с че­ло­ве­ком в це­лом – в его ма­те­ри­аль­ном, со­ци­аль­ном и ду­хов­ном па­ра­мет­рах. Ее со­дер­жа­ние обу­слов­ле­но со­во­куп­но­стью взаи­мо­свя­зан­ных фак­то­ров, ха­рак­те­ри­зую­щих все раз­но­об­ра­зие че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния и взаи­мо­от­но­ше­ний.

Как по­ка­зы­ва­ет ана­лиз со­вре­мен­но­го со­стоя­ния пси­хо­ло­гии и опыт оз­на­ком­ле­ния с ра­бо­той в этом на­прав­ле­нии на мес­тах, в на­стоя­щий мо­мент на­блю­да­ет­ся раз­рыв нау­ки и прак­ти­ки пси­хо­ло­гии на об­ра­зо­ва­тель­ном, ме­то­до­ло­ги­че­ском, тех­но­ло­ги­че­ском уров­нях. Это чрез­вы­чай­но важ­ная про­бле­ма и, на наш взгляд, она вы­зва­на об­щей тен­ден­ци­ей к ав­то­но­ми­за­ции в раз­ви­тии пси­хо­ло­гии как нау­ки и прак­ти­ки.

При пер­вом при­бли­же­нии мы ви­дим обо­соб­лен­ность ме­ж­ду прак­ти­ка­ми, спе­циа­ли­ста­ми, цен­тра­ми пси­хо­со­ци­аль­ной ра­бо­ты. Да­же ме­ж­ду спе­циа­ли­ста­ми и цен­тра­ми, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся оди­на­ко­вы­ми про­бле­ма­ми и кон­тин­ген­том кли­ен­тов, нет на­ла­жен­ной свя­зи и по­ни­ма­ния. Бо­лее то­го, не­ко­то­рые управ­ляю­щие струк­ту­ры пси­хо­ло­ги­че­ской дея­тель­но­сти сла­бо пред­став­ля­ют опыт ра­бо­ты и да­же са­мо су­ще­ст­во­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ских цен­тров на мес­тах.

Во-вто­рых, су­ще­ст­ву­ет раз­рыв ме­ж­ду об­ра­зо­ва­тель­ны­ми струк­ту­ра­ми раз­ных уров­ней и ре­аль­ной прак­ти­кой пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­ты. На наш взгляд, он от­ра­жа­ет­ся как в про­ти­во­ре­чии со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния и тре­бо­ва­ния­ми к не­му со сто­ро­ны прак­ти­ки, так и про­фи­ли­за­ци­ей, спе­циа­ли­за­ци­ей об­ра­зо­ва­ния и по­треб­но­стя­ми этих спе­ца­ли­за­ций на прак­ти­ке. Осо­бен­но ве­лик раз­рыв ме­ж­ду об­ще­тео­ре­ти­че­ской под­го­тов­кой и уров­нем раз­ви­тия дея­тель­но­ст­ных на­вы­ков и уме­ний (ком­му­ни­ка­тив­ных, ор­га­ни­за­тор­ских, спе­ци­аль­ных для раз­ных на­прав­ле­ний пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ки), ко­то­рые, к со­жа­ле­нию, со­вер­шен­но не фор­ми­ру­ют­ся в об­ра­зо­ва­тель­ных сис­те­мах, не­смот­ря на на­стоя­тель­ную по­треб­ность та­ко­вых в прак­ти­че­ской пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­те.

В-треть­их, су­ще­ст­ву­ют не­од­но­знач­ность и про­ти­во­ре­чи­вые тол­ко­ва­ния на­уч­ны­ми со­об­ще­ст­ва­ми пред­ме­та, объ­ек­та, ме­то­до­ло­гии и со­дер­жа­ния прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии, по­ни­ма­ния смыс­ла и ос­нов­ных функ­ций пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­ты.

В-чет­вер­тых, не­смот­ря на су­ще­ст­во­ва­ние не­ких об­щих стра­те­гий про­фес­сио­на­ли­за­ции пси­хо­ло­гов на уров­не об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм, раз­лич­ные ву­зы, ка­фед­ры и да­же пре­по­да­ва­те­ли за­да­ют свои ал­го­рит­мы и со­дер­жа­ние фор­ми­ро­ва­ния пси­хо­ло­ги­че­ских кад­ров.

В-пя­тых, во мно­гих ре­гио­нах пси­хо­ло­гия на­столь­ко ото­рва­на от обы­ден­ных про­блем че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния – ма­те­ри­аль­ных, со­ци­аль­ных, ду­хов­ных, что мо­жет обо­зна­чить се­бя толь­ко как па­рал­лель­ная ес­те­ст­вен­ной жиз­ни им­по­тент­ная ис­кус­ст­вен­ная ин­тел­лек­ту­аль­ная сре­да. При этом не толь­ко не сфор­ми­ро­ван за­прос сре­ди на­се­ле­ния на пси­хо­ло­ги­че­ские ус­лу­ги, но и са­ми пси­хо­ло­ги вы­зы­ва­ют чув­ст­во стра­ха, а их «пти­чий язык на­уч­ной пси­хо­ло­гии» (по точ­но­му оп­ре­де­ле­нию про­фес­со­ра В.В. Но­ви­ко­ва) боль­ше соз­да­ет слож­но­стей, чем дос­туп­ных объ­яс­не­ний про­блем и эф­фек­тив­ных ал­го­рит­мов дос­ти­же­ния жиз­нен­ных це­лей. На наш взгляд, час­то имен­но этот язык яв­ля­ет­ся стыд­ли­вым фи­го­вым ли­ст­ком, с боль­шой на­тяж­кой при­кры­ваю­щим на­го­ту ком­плек­са не­пол­но­цен­но­сти и вы­учен­ной бес­по­мощ­но­сти пси­хо­ло­гов.

Имен­но в си­лу этих при­чин не­об­хо­ди­ма ин­те­гра­тив­ная пси­хо­ло­гия, спо­соб­ная вос­ста­но­вить ее жи­вую ткань и це­ло­ст­ность.

Не нуж­но быть ака­де­ми­ком, что­бы по­нять – со­вре­мен­ная пси­хо­ло­гия за­ни­ма­ет­ся бо­лее все­го кар­та­ми пси­хи­че­ско­го, то есть кон­цеп­ция­ми и тео­рия­ми по по­во­ду пси­хи­ки. Ино­гда они на­столь­ко не со­от­но­си­мы с са­мой тер­ри­то­ри­ей пси­хи­че­ско­го, что их объ­е­ди­ня­ет толь­ко ин­тен­ция к ин­тер­пре­та­ции и то, что они яв­ля­ют­ся про­дук­та­ми пси­хи­ки их ав­то­ров.

Та­кие кар­ты пси­хи­че­ско­го или обо­зна­ча­ют­ся име­нем от­ца-ос­но­ва­те­ля (фрей­дизм, рай­хи­ан­ст­во, юн­ги­ан­ская пси­хо­ло­гия) или ка­те­го­ри­ей, ко­то­рая яв­ля­ет­ся стерж­не­вой для кон­цеп­ции (дея­тель­но­ст­ный под­ход, гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия, би­хе­вио­ризм).

В лю­бой про­фес­сио­наль­ной на­уч­ной сре­де факт мно­же­ст­ва карт яв­ля­ет­ся дос­то­вер­ным. Это ка­са­ет­ся не толь­ко пси­хо­ло­гии, а лю­бой оп­ред­ме­чен­ной на­уч­но-тео­ре­ти­че­ской дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. То есть в пси­хо­ло­гии, как и в дру­гих нау­ках, су­ще­ст­ву­ют сот­ни и ты­ся­чи карт, спе­ци­фи­кой ко­то­рых яв­ля­ет­ся по­пыт­ка ос­мыс­лить пси­хи­че­скую ре­аль­ность.

Ка­ж­дая та­кая по­пыт­ка име­ет свою эво­лю­цию, ко­то­рая по ста­ди­ям и тен­ден­ци­ям об­щая для всех кон­цеп­туа­ли­за­ций.

Вна­ча­ле оп­ред­ме­чи­ва­ет­ся оп­ре­де­лен­ный фе­но­мен, факт, идея. Та­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся «по­ве­де­ние кры­сы в про­блем­ном ящи­ке» в би­хе­вио­риз­ме, «ус­лов­ный реф­лекс на слю­но­от­де­ле­ние» в пав­лов­ской тео­рии об ус­лов­но-реф­лек­тор­ной дея­тель­но­сти или эф­фект «не­за­вер­шен­но­го дей­ст­вия» Б.В. Зей­гар­ник. Мы мо­жем обо­зна­чить эту фа­зу раз­ви­тия как ста­дию аде­к­ват­но­го оп­ред­ме­чи­ва­ния. На на­чаль­ных ста­ди­ях лю­бая кон­цеп­ция яв­ля­ет­ся кор­рект­ным объ­яс­ни­тель­ным ме­ха­низ­мом кон­крет­ной тер­ри­то­рии пси­хи­че­ско­го: фрей­ди­ст­ское тол­ко­ва­ние ис­те­рии, объ­яс­не­ние зри­тель­но­го вос­при­ятия на на­чаль­ных эта­пах раз­ви­тия геш­тальт-пси­хо­ло­гии, роль трав­мы ро­ж­де­ния От­то Ран­ка.

За­тем на­сту­па­ет ста­дия экс­пан­сии. На этой ста­дии объ­яс­ни­тель­ный прин­цип на­чи­на­ет про­еци­ро­вать­ся на дру­гие тер­ри­то­рии пси­хи­че­ско­го. Воз­ни­ка­ют тео­рии, объ­яс­няю­щие ак­тив­ность лич­но­сти во­об­ще. Воз­ни­ка­ет шко­ла, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой, одур­ма­нен­ные ана­ли­ти­че­ской кра­со­той реа­ли­за­ции пер­вой ста­дии (для муж­чин это очень важ­но, а уче­ные, в ос­нов­ном муж­чи­ны, а ес­ли че­ст­но ска­зать – толь­ко муж­чи­ны), за­бы­вая, что ли­ней­ка – иде­аль­ный ин­ст­ру­мент для из­ме­ре­ния толь­ко оп­ре­де­лен­но­го рас­стоя­ния, на­чи­на­ют но­сить­ся с этим при­спо­соб­ле­ни­ем во всех сфе­рах че­ло­ве­че­ско­го.

На треть­ей ста­дии гло­ба­ли­за­ции и он­то­ло­ги­за­ции кон­цеп­ция при­ни­ма­ет ха­рак­тер все­объ­ем­лю­щей тео­рии, ко­то­рая уже име­ет ми­ро­воз­зрен­че­ский ха­рак­тер и пре­тен­ду­ет на ис­ти­ну, име­ет сво­их во­ин­ст­вую­щих сто­рон­ни­ков, ко­то­рые ви­дят смысл сво­ей жиз­ни в том, что­бы «реа­ли­зо­вать са­мые пе­ре­до­вые идеи»…

На треть­ей ста­дии тео­рия пре­вра­ща­ет­ся в ту кар­ту, ко­то­рая то­по­ло­ги­че­ски объ­ем­лет всю тер­ри­то­рию, по­ка­зы­ва­ет не толь­ко струк­тур­ную мо­заи­ку, но и вы­страи­ва­ет ди­на­ми­че­ские, энер­ге­ти­че­ские взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду об­лас­тя­ми.

Бо­лее то­го, тео­рия ста­но­вит­ся объ­яс­няю­щим прин­ци­пом ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия лич­но­сти от ро­ж­де­ния до смер­ти и всей эво­лю­ции че­ло­ве­че­ст­ва.

Ин­те­гра­тив­ная пси­хо­ло­гия яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем стрем­ле­ния ох­ва­тить все уров­ни, ме­ха­низ­мы, ка­че­ст­ва и свой­ст­ва пси­хи­че­ско­го.

 

Су­ще­ст­ву­ет, на наш взгляд, сле­дую­щие тре­бо­ва­ния к пси­хо­тех­ни­кам со сто­ро­ны кли­ен­тов, не­кий со­ци­аль­ный за­прос к осо­бен­но­стям пси­хо­тех­ник (81, с.12 - 13):

а) ин­тен­сив­ность.

Ин­тен­сив­ность пси­хо­тех­но­ло­гий вы­зва­на сле­дую­щи­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми:

- ог­ром­ным мас­си­вом кри­зис­ных со­стоя­ний лич­но­сти, вы­со­кой ре­пре­зен­та­ци­ей кри­зис­ной лич­но­сти в об­ще­ст­ве;

- сжа­ти­ем вре­ме­ни, убы­ст­ре­ни­ем и уп­лот­не­ни­ем энер­го-ин­фор­ма­ци­он­ных про­цес­сов в об­ще­ст­ве и в ин­ди­ви­ду­аль­ном соз­на­нии;

- про­яв­лен­ной по­треб­но­стью бы­ст­ро­го и эф­фек­тив­но­го, точ­но­го и безо­пас­но­го раз­ре­ше­ния про­блем лич­но­сти за счет рас­ши­ре­ния ре­сур­сов са­мо­соз­на­ния и реф­лек­сии.

б) ком­плекс­ность, сис­тем­ность, це­ло­ст­ность.

Пси­хо­тех­но­ло­гии долж­ны ра­бо­тать на сле­дую­щих уров­нях пси­хи­ки:

- фи­зи­че­ском и пси­хо­фи­зи­че­ском (сня­тие со­ма­ти­че­ских фак­то­ров стрес­сов и стрес­со­ген­ных си­туа­ций);

- пси­хо­ло­ги­че­ском (раз­ре­ше­ние внут­ри­лич­но­ст­ных про­блем, лич­но­ст­ная транс­фор­ма­ция, пси­хо­те­ра­пия, дос­ти­же­ние це­лей ин­те­гра­ции лич­но­сти);

- раз­ре­ше­ние со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем лич­но­сти (про­бле­мы ком­му­ни­ка­ции и со­ци­аль­ной ин­те­гра­ции, со­ци­аль­ной адап­та­ции, про­яв­лен­но­сти в об­ще­ст­вен­ных свя­зях и от­но­ше­ни­ях);

- раз­ре­ше­ние про­блем са­мо­ак­туа­ли­за­ции лич­но­сти (рас­ши­ре­ние лич­но­ст­ной сво­бо­ды вы­бо­ра, от­кры­тие внут­рен­них энер­ге­ти­че­ских ин­тел­лек­ту­аль­ных и эмо­цио­наль­ных ре­сур­сов, на­хо­ж­де­ние глу­бин­ной мо­ти­ва­ции че­ло­ве­ка и при­об­ре­те­ние пра­ва пол­но­стью про­яв­лять свою ин­ди­ви­ду­аль­ность);

- удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­сти лич­но­сти в транс­цен­ди­ро­ва­нии, на­хо­ж­де­ние пси­хо­ду­хов­ных из­ме­ре­ний лич­но­сти, оп­ре­де­ле­ние от­ве­тов на ос­нов­ные во­про­сы че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, при­ня­тие пра­ва «на во­пло­щен­ное су­ще­ст­во­ва­ние», «при­ми­ре­ние че­ло­ве­ка с бо­гом», «про­свет­ле­ние и вто­рое ро­ж­де­ние».

в) адап­тив­ность пси­хо­тех­но­ло­гий в со­ци­аль­ном про­стран­ст­ве, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет­ся сле­дую­щи­ми фак­то­ра­ми:

- дос­та­точ­ной пре­дыс­то­ри­ей ис­поль­зо­ва­ния в транс­фор­ма­ции и ин­те­гра­ции лич­но­сти;

- тес­ной взаи­мо­свя­зью с эм­пи­ри­че­ски­ми тех­ни­ка­ми са­мо­ин­те­гра­ции, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся людь­ми в обы­ден­ной жиз­ни без тео­ре­ти­че­ско­го ос­мыс­ле­ния;

- вы­со­кой ме­рой на­уч­но­сти в тео­ре­ти­че­ском, ме­то­до­ло­ги­че­ском от­но­ше­ни­ях, а так­же вы­со­ким ди­на­миз­мом, от­кры­то­стью и тес­ной свя­зью с прак­ти­кой.

г) обес­пе­че­ние сво­бо­ды кли­ен­та, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в сле­дую­щих тре­бо­ва­ни­ях к пси­хо­тех­но­ло­ги­ям:

- эко­ло­гич­ность пси­хо­тех­но­ло­гий;

- со­блю­де­ние прин­ци­па Ок­ка­ма «Сущ­но­сти не име­ет смыс­ла пре­ум­но­жать без не­об­хо­ди­мо­сти»;

- они долж­ны фор­ми­ро­вать уме­ния и на­вы­ки, дос­та­точ­ные и не­об­хо­ди­мые для ре­ше­ния лич­но­ст­ных про­блем са­мо­стоя­тель­но са­мим кли­ен­том.

д) безо­пас­ность, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся на всех уров­нях су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка:

- фи­зи­че­ском,

- пси­хо­ло­ги­че­ском,

- со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ском и со­ци­аль­ном,

- ду­хов­ном.

Труд­но най­ти пси­хо­тех­но­ло­гию, ко­то­рая со­от­вет­ст­во­ва­ла бы всем тре­бо­ва­ни­ям, вы­дви­гае­мым со­ци­аль­ной и пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­той как спе­ци­фи­че­ской дея­тель­но­стью с лич­но­стью и груп­па­ми в кри­зис­ных со­стоя­ни­ях. Но, как по­ка­зы­ва­ет опыт ра­бо­ты с ты­ся­ча­ми кли­ен­тов за по­след­ние пят­на­дцать лет, это впол­не воз­мож­но.

 

Date: 2015-09-19; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию