Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рит­мо­сти­му­ля­ция





Рит­ми­че­ская фо­то­сти­му­ля­ция – ме­тод, ос­но­ван­ный на свой­ст­ве ней­ро­нов го­лов­но­го моз­га из­ме­нять ха­рак­тер био­элек­три­че­ской ак­тив­но­сти в от­вет на зри­тель­ную час­тот­ную сти­му­ля­цию. Од­ним из наи­бо­лее из­вест­ных, хо­тя и не впол­не изу­чен­ных фе­но­ме­нов та­ко­го из­ме­не­ния яв­ля­ет­ся ре­ак­ция ус­вое­ния рит­ма. При этом фо­то­сти­му­ля­ция вы­зы­ва­ет сме­ще­ние соб­ст­вен­но­го рит­ма ЭЭГ в час­тот­ную об­ласть, со­от­вет­ст­вую­щую час­то­те сти­му­ля­ции. Ме­тод яв­ля­ет­ся эф­фек­тив­ным сред­ст­вом це­ле­на­прав­лен­но­го из­ме­не­ния функ­цио­наль­но­го со­стоя­ния че­ло­ве­ка. Эф­фек­тив­ность его в ря­де слу­ча­ев на­столь­ко вы­со­ка, что мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли рас­смат­ри­ва­ют его как аль­тер­на­ти­ву не­ко­то­рым об­ще­при­ня­тым в ме­ди­цин­ской и пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ке ме­то­дам кор­рек­ции и ле­че­ния. Сле­ду­ет иметь в ви­ду, что про­це­ду­ры рит­ми­че­ской фо­то­сти­му­ля­ции долж­ны быть ис­клю­че­ны для лю­дей, в анам­не­зе ко­то­рых име­ют­ся дан­ные о «син­дро­ме су­до­рож­ной го­тов­но­сти» для пре­дот­вра­ще­ния воз­мож­но­сти раз­ви­тия эпи­леп­ти­че­ско­го при­пад­ка.

Ис­сле­до­ва­ния под­твер­ди­ли, что био­хи­ми­че­ские из­ме­не­ния при рит­ми­че­ской све­то­вой сти­му­ля­ция моз­га со­пос­та­ви­мы с эф­фек­та­ми транс­кра­ни­аль­ной элек­три­че­ской сти­му­ля­ции. Так, в ис­сле­до­ва­ни­ях Shealy бы­ло об­на­ру­же­но, что как транс­кра­ни­аль­ная элек­тро­сти­му­ля­ция, так и фо­то­сти­му­ля­ция дос­то­вер­но уве­ли­чи­ва­ют уров­ни эн­дор­фи­нов, се­ро­то­ни­на, но­ре­пи­неф­ри­на и до­фа­ми­на – гор­мо­нов, вы­зы­ваю­щих рас­слаб­ле­ние, ус­по­кое­ние, эй­фо­рию, обез­бо­ли­ва­ние и по­вы­шаю­щих ус­той­чи­вость ор­га­низ­ма к внеш­ним воз­дей­ст­ви­ям.

Это объ­яс­ня­ет один из воз­мож­ных ме­ха­низ­мов эф­фек­тив­но­го ле­че­ния ал­ко­голь­ной и дру­гих за­ви­си­мо­стей с ис­поль­зо­ва­ни­ем све­то­аку­сти­че­ских сис­тем. Ра­нее Budzynski бы­ла по­ка­за­на вы­со­кая эф­фек­тив­ность све­то­аку­сти­че­ских сис­тем в ря­де слу­ча­ев «син­дро­ма от­ме­ны», при их еже­днев­ном или да­же бо­лее ред­ком ис­поль­зо­ва­нии, осо­бен­но на час­то­те сти­му­ля­ции, со­от­вет­ст­вую­щей те­та-диа­па­зо­ну ЭЭГ. Thomas и Siever в сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях по­ка­за­ли, что пят­на­дца­ти­ми­нут­ные се­ан­сы све­то­зву­ко­вой сти­му­ля­ции на час­то­те аль­фа-рит­ма вы­зы­ва­ют дос­ти­же­ние со­стоя­ния вы­ра­жен­ной ре­лак­са­ции, ко­то­рое длит­ся и по­сле за­вер­ше­ния се­ан­сов сти­му­ля­ции. Се­да­тив­ный и ре­лак­си­рую­щий эф­фект све­то­зву­ко­вой сти­му­ля­ции в ря­де слу­ча­ев столь вы­ра­жен, что вы­ска­зы­ва­лись идеи ее ис­поль­зо­ва­ния для обез­бо­ли­ва­ния вме­сто тра­ди­ци­он­но­го нар­ко­за (Cosgrove, 1988). Эф­фек­тив­но при­ме­ня­ют­ся све­то­аку­сти­че­ские сис­те­мы в це­лях ре­лак­са­ции и улуч­ше­ния вну­шае­мо­сти не­гип­на­бель­ных па­ци­ен­тов, а так­же лю­дей, не­вос­при­им­чи­вых к обу­че­нию тра­ди­ци­он­ным ме­то­дам рас­слаб­ле­ния, на­при­мер при ау­то­ген­ной тре­ни­ров­ке.

Пси­хо­те­ра­пия с ис­поль­зо­ва­ни­ем пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских ме­то­дов воз­дей­ст­вия на не­осоз­на­вае­мом уров­не по­зво­ля­ет кор­рек­ти­ро­вать как пси­хи­че­ские на­ру­ше­ния, так и че­рез пси­хи­ку вли­ять на со­ма­ти­че­ское со­стоя­ние, то есть на дру­гие сис­те­мы ор­га­низ­ма. Це­ле­на­прав­лен­ное вне­се­ние на под­по­ро­го­вом уров­не вос­при­ятия кор­рек­ти­рую­щей ин­фор­ма­ции в пси­хо­се­ман­ти­че­скую мат­ри­цу па­мя­ти, то есть ее пе­ре­струк­ту­ри­ро­ва­ние пу­тём ис­кус­ст­вен­но­го из­ме­не­ния зна­чи­мо­стей се­ман­ти­че­ских эле­мен­тов па­мя­ти, из­ме­ня­ет внут­рен­нюю кар­ти­ну ми­ра, ие­рар­хию не­осоз­на­вае­мых мо­тив, а в ко­неч­ном ито­ге, кор­ри­ги­ру­ет не толь­ко внеш­нее по­ве­де­ние, меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния, но и са­мо­оцен­ку, эмо­цио­наль­ное со­стоя­ние, а так­же ре­гу­ля­тив­ные функ­ции выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, реа­ли­зуе­мые че­рез ве­ге­та­тив­ную нерв­ную сис­те­му – до со­стоя­ния меж­сис­тем­ных свя­зей и сис­тем ор­га­низ­ма, вклю­чая ре­гу­ля­цию со­стоя­ния ор­га­нов и тка­ней те­ла.

При по­мо­щи ком­пь­ю­тер­ной про­грам­мы зву­ко­вой обер­то­наль­ной мо­ду­ля­ции ре­че­вой ин­фор­ма­ции, яв­ляю­щей­ся ос­нов­ным ра­бо­чим зве­ном про­грамм­но-ап­па­рат­но­го ком­плек­са ау­ди­аль­ной пси­хо­кор­рек­ции, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пре­об­ра­зо­ва­ние лю­бой зву­ко­вой ин­фор­ма­ции на уро­вень не­осоз­на­вае­мо­го под­по­ро­го­во­го вос­при­ятия. При транс­фор­ма­ции аку­сти­че­ско­го вер­баль­но­го фраг­мен­та про­из­во­дит­ся вы­де­ле­ние ос­нов­но­го то­на и по­сле­дую­щее не­ли­ней­ное пре­об­ра­зо­ва­ние час­тот­но­го спек­тра, вы­де­ле­ние глав­ных фор­мант слов и их ам­пли­туд­но-вре­мен­ное пре­об­ра­зо­ва­ние, ком­прес­сия час­тот­но­го спек­тра. То есть ау­дио­пси­хо­кор­рек­ция ос­но­ва­на на ал­го­рит­мах пред­ва­ри­тель­ной об­ра­бот­ки аку­сти­че­ской ин­фор­ма­ции, вос­при­ни­мае­мой че­ло­ве­ком (ре­чи, му­зы­ки). В ре­зуль­та­те в этой ин­фор­ма­ции при­сут­ст­ву­ют кор­рек­ти­рую­щие про­грам­мы. При этом суг­ге­стив­ная фор­му­ла под­вер­га­ет­ся та­кой пе­ре­ра­бот­ке, что ста­но­вит­ся не­дос­туп­ной соз­на­нию че­ло­ве­ка. Вну­шае­мая на под­по­ро­го­вом уров­не она по­па­да­ет в мозг и там с по­мо­щью ней­роп­си­хи­че­ских ме­ха­низ­мов де­ко­ди­ру­ет­ся, ока­зы­вая кор­рек­ти­рую­щее воз­дей­ст­вие.

Лю­бые сред­ст­ва, ме­то­ды и прие­мы пси­хо­те­ра­пии и пси­хо­кор­рек­ции опи­ра­ют­ся на вве­де­ние тем или иным пу­тем кор­ри­ги­рую­щей ин­фор­ма­ции в осоз­на­вае­мые и не­осоз­на­вае­мые сфе­ры пси­хи­ки с це­лью их пре­об­ра­зо­ва­ния, для че­го не­об­хо­ди­мо пре­одо­леть или обой­ти со­про­тив­ле­ние соз­на­ния (кон­тро­ля или цен­зу­ры). Ча­ще все­го это дос­ти­га­ет­ся из­ме­не­ни­ем со­стоя­ния соз­на­ния (вну­ше­ни­ем в гип­но­ти­че­ском или ином тран­со­вом со­стоя­нии, пе­ре­жи­ва­ни­ем при нар­ко­ка­тар­си­се или в из­ме­нен­ном со­стоя­нии соз­на­ния вслед­ст­вие ги­пер­вен­ти­ля­ции или ин­ст­ру­мен­таль­но­го рит­мо­воз­дей­ст­вия, обу­че­ни­ем в дис­со­ции­ро­ван­ном со­стоя­нии, им­прин­тин­гом, соз­да­ни­ем ис­кус­ст­вен­ных функ­цио­наль­ных свя­зей в моз­ге, и др.).

Та­ким об­ра­зом, для дос­ти­же­ния эф­фек­та ис­поль­зу­ют­ся сле­дую­щие пу­ти вве­де­ния ин­фор­ма­ции па­ци­ен­ту:

- вве­де­ние кор­ри­ги­рую­щей ин­фор­ма­ции в не­осоз­на­вае­мые зо­ны пси­хо­се­ман­ти­че­ских по­лей па­мя­ти при яс­ном соз­на­нии. При этом, вви­ду су­ще­ст­вен­но­го ре­дак­ти­ро­ва­ния соз­на­ни­ем по­сту­паю­щей ин­фор­ма­ции, для это­го тре­бу­ют­ся зна­чи­тель­ные вре­мя и уси­лия.

- обес­пе­че­ние дос­ту­па в не­осоз­на­вае­мые зо­ны пси­хи­ки пу­тем из­ме­не­ния со­стоя­ния соз­на­ния, ли­бо да­же его от­клю­че­ния (Ме­то­ды, ис­поль­зую­щие на­прав­лен­ное из­ме­не­ние или вре­мен­ную дис­со­лю­цию соз­на­ния).

- ис­поль­зо­ва­ние ау­дио-ви­зу­аль­но­го воз­дей­ст­вия, ос­но­ван­но­го на под­по­ро­го­вом предъ­яв­ле­нии ин­фор­ма­ции по­сле пред­ва­ри­тель­ной об­ра­бот­ки, то есть це­ле­на­прав­лен­ной мо­ду­ля­ции ин­фор­ма­ции при по­мо­щи спе­ци­аль­ных ком­пь­ю­тер­ных про­грамм, с це­лью пре­вра­ще­ния ее в «не­слы­ши­мую», ли­бо ото­бра­же­ние на эк­ра­не, ана­ло­гич­но прин­ци­пу «25-го ки­но­кад­ра», ана­ло­гич­ной «не­ви­ди­мой», а точ­нее – не­дос­туп­ный соз­на­нию ин­фор­ма­ции.

В со­стоя­нии пол­но­го соз­на­ния па­ци­ент со­хра­ня­ет пол­ный кон­троль и кри­ти­ку над по­сту­паю­щей ин­фор­ма­ци­ей и спо­со­бен из­ме­нять свое от­но­ше­ние к пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ско­му воз­дей­ст­вию в за­ви­си­мо­сти от имею­щих­ся со­ци­аль­ных и лич­но­ст­ных ус­та­но­вок, «ис­ка­жая» тем са­мым вос­при­ни­мае­мую и кри­ти­че­ски пе­ре­ос­мыс­лен­ную суг­ге­стив­ную ин­фор­ма­цию. Ис­ка­жен­но­му вос­при­ятию суг­ге­стив­ной ин­фор­ма­ции спо­соб­ст­ву­ют и ин­трап­си­хи­че­ские за­щит­ные ме­ха­низ­мы (вы­тес­не­ние, изо­ля­ция, ра­цио­на­ли­за­ция и др.). Вос­при­ятие ин­фор­ма­ции че­ло­ве­ком про­ис­хо­дит че­рез свое­об­раз­ный «фильтр» «до­ве­рия-не­до­ве­рия» («при­ня­тия-не­при­ня­тия»). Этот «фильтр», или «цен­зу­ра», дей­ст­ву­ет так, что ис­тин­ная ин­фор­ма­ция мо­жет ока­зать­ся не­при­ня­той, а лож­ная – при­ня­той, по­лез­ная ин­фор­ма­ция мо­жет от­вер­гать­ся, а бес­по­лез­ная и да­же вред­ная вос­при­ни­мать­ся как ру­ко­во­дство к дей­ст­вию (в за­ви­си­мо­сти от лич­ных убе­ж­де­ний че­ло­ве­ка, его ус­та­но­воч­но­го от­но­ше­ния к ин­фор­ма­ции и то­му по­доб­но­го). Все это в ря­де слу­ча­ев в зна­чи­тель­ной ме­ре ос­лаб­ля­ет эф­фек­тив­ность ме­ха­низ­ма вну­ше­ния. Имен­но по­это­му на­ря­ду с ме­то­да­ми разъ­яс­не­ния, убе­ж­де­ния и вну­ше­ния в бодр­ст­вую­щем со­стоя­нии в ме­ди­ци­не при­ме­ня­ют­ся ме­то­ды пси­хо­те­ра­пии в из­ме­нен­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния. Мно­гие ви­ды пси­хо­те­ра­пии: тран­со­вые со­стоя­ния (по Эрик­со­ну), ме­ди­та­ция, ау­то­тре­нинг, гип­ноз и др. – то­же по су­ти ис­поль­зу­ют из­ме­нен­ное со­стоя­ние соз­на­ния для вво­да кор­ри­ги­рую­щей ин­фор­ма­ции в па­мять. В пси­хо­те­ра­пии дос­та­точ­но под­роб­но опи­са­ны и при­ме­ня­ют­ся на прак­ти­ке раз­лич­ные ме­то­ды и ме­то­ди­че­ские прие­мы ис­поль­зо­ва­ния суг­ге­стии в из­ме­нен­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния и спо­со­бы из­ме­не­ния со­стоя­ния соз­на­ния. Гип­ноз (В.М. Бех­те­рев, П.И. Буль, Л. Шер­ток), нар­ко­гип­ноз (М.Э. Те­ле­шев­ская), тран­со­вые со­стоя­ния (М. Эрик­сон), ме­ди­та­ция раз­лич­ных ви­дов и ти­пов в т.ч. ТМ, АТ, ПМТ и др. (И. Шульц, В. Лю­тэ, А.В. Алек­се­ев, В.С. Лоб­зин и др.), транс­пер­со­наль­ный под­ход с ис­поль­зо­ва­ни­ем хо­ло­троп­но­го ды­ха­ния (С. Гроф) – все они, как и мно­го­чис­лен­ные дру­гие спо­со­бы, име­ют це­лью обой­ти кон­троль или цен­зу­ру соз­на­ния, для то­го что­бы уси­лить дей­ст­вен­ность суг­ге­стии, что­бы вну­шае­мая ин­фор­ма­ция бы­ла ус­вое­на.

 

Date: 2015-09-19; view: 530; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию