Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии





Кри­зис­ные и транс­фор­ма­ци­он­ные со­стоя­ния лич­но­сти, групп, ко­то­рые яв­ля­ют­ся пред­ме­том и со­дер­жа­ни­ем прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии, нам пред­став­ля­ют­ся как чрез­вы­чай­но слож­ные мно­го­уров­не­вые сис­те­мы, вклю­чаю­щие все ас­пек­ты че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния в со­циу­ме. Мно­гие кар­ти­зан­ски-ори­ен­ти­ро­ван­ные пси­хо­тех­но­ло­гии, на наш взгляд, не учи­ты­ва­ют два чрез­вы­чай­но важ­ных мо­мен­та:

- уни­каль­ные воз­мож­но­сти са­мой пси­хи­ки к ис­це­ле­нию, раз­ви­тию, со­вер­шен­ст­во­ва­нию, при­об­ре­те­нию це­ло­ст­но­сти и гар­мо­нич­но­сти и вы­хо­да из кри­зис­ных со­стоя­ний;

- не­об­хо­ди­мость в удов­ле­тво­ре­нии та­кой ба­зо­вой по­треб­но­сти че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки, как по­треб­ность в транс­цен­ди­ро­ва­нии, в ду­хов­ных из­ме­ре­ни­ях су­ще­ст­во­ва­ния.

В те­че­ние по­след­них пят­на­дца­ти лет мы раз­ра­ба­ты­ва­ем на­прав­ле­ние ин­тен­сив­ных ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­гий, ко­то­рое, на наш взгляд, учи­ты­ва­ет оба эти мо­мен­та. Для нас так­же чрез­вы­чай­но важ­но, что эти пси­хо­тех­но­ло­гии об­ла­да­ют по­тен­ци­аль­ной воз­мож­но­стью ис­поль­зо­вать ин­те­гра­тив­ную ме­то­до­ло­гию и це­ло­ст­ный под­ход при взаи­мо­дей­ст­вии с кли­ен­том.

Идея це­ло­ст­но­сти, ка­ким бы не­яс­ным ни бы­ло ее вы­ра­же­ние в про­шлом, яв­ля­ет­ся цен­траль­ной для эво­лю­ции че­ло­ве­че­ст­ва. При вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии поч­ти лю­бой сис­те­мы внут­рен­не­го раз­ви­тия: ре­ли­ги­оз­ной, фи­ло­соф­ской или эти­че­ской – мож­но вы­явить идею об­ре­те­ния це­ло­ст­но­сти как не­су­щий эле­мент этой сис­те­мы. Во мно­гих слу­ча­ях, как, на­при­мер, в хри­сти­ан­ст­ве, да­же ко­гда внеш­няя – вер­ба­ли­зо­ван­ная – часть сис­те­мы яв­ля­ет­ся пол­но­стью ду­аль­ной, чер­но-бе­лой, ее внут­рен­няя – ри­ту­аль­ная – часть все рав­но на­прав­ле­на на ин­те­гра­цию и ин­ди­ви­ду­аль­но­го, и груп­по­во­го соз­на­ния. В ин­те­гра­тив­ных тех­ни­ках хо­ли­сти­че­ской ори­ен­та­ции су­ще­ст­ву­ет од­на осо­бен­ность, ко­то­рой рань­ше ни­ко­гда не бы­ло. На­хо­дясь в про­стран­ст­ве ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­гий, че­ло­век име­ет воз­мож­ность са­мо­стоя­тель­но по­вы­шать уро­вень це­ло­ст­но­сти сво­его соз­на­ния, са­мо­стоя­тель­но дос­ти­гать ин­те­гра­ции, не пе­ре­да­вая это ос­нов­ное пра­во на­шей жиз­ни дру­го­му: жре­цу, ша­ма­ну, свя­щен­ни­ку – че­ло­ве­ку, яв­ляю­ще­му­ся но­си­те­лем ин­те­гра­тив­ных функ­ций об­ще­ст­ва.

В со­вре­мен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­те чрез­вы­чай­но важ­но, что­бы кли­ен­ты при­об­ре­ли осоз­на­ние от­вет­ст­вен­но­сти за це­ло­ст­ность сво­его соз­на­ния и при­об­ре­те­ние ин­те­гра­тив­ных на­вы­ков. Эти ка­че­ст­ва сви­де­тель­ст­ву­ют о пе­ре­хо­де че­ло­ве­ка в но­вый этап – этап зре­ло­сти, ко­гда он мо­жет са­мо­стоя­тель­но и с боль­шой эф­фек­тив­но­стью для се­бя и ок­ру­жаю­щих пе­ре­жить кри­зис­ную си­туа­цию (81, с. 14).

Во всех ре­ли­ги­ях и у всех на­ро­дов все­гда бы­ли за­кры­тые свя­щен­ные тра­ди­ции, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли тех­но­ло­гии ра­бо­ты с соз­на­ни­ем для дос­ти­же­ния его боль­шей це­ло­ст­но­сти. Мож­но на­звать как при­мер та­ких тра­ди­ций су­физм в ис­ла­ме, дзен-буд­дизм в буд­диз­ме, ор­де­на ро­зен­крей­це­ров и иси­хаз­ма в хри­сти­ан­ст­ве и так да­лее. Но прак­ти­ка этих тра­ди­ций ни­ко­гда не ста­но­ви­лась дос­туп­ной для всех лю­дей.

Все пси­хо­тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся от­ра­же­ни­ем оп­ре­де­лен­но­го прин­ци­па дви­же­ния к це­ло­ст­но­сти и бес­кон­фликт­но­сти соз­на­ния. Су­ще­ст­ву­ет не­пре­рыв­ный спектр прин­ци­пов дви­же­ния к Ре­аль­но­сти; од­ним из кон­цов это­го спек­тра яв­ля­ет­ся транс­цен­дент­ный под­ход, дру­гим – ин­те­гра­тив­ный под­ход.

Транс­цен­дент­ный под­ход (от ла­тин­ско­го сло­ва transcendere – вы­хо­дить за пре­де­лы, про­хо­дить сквозь), при­ни­мая ил­лю­зор­ность ма­те­ри­аль­но­го ми­ра для дос­ти­же­ния Ре­аль­но­сти, счи­та­ет не­же­ла­тель­ным взаи­мо­дей­ст­вие с его струк­ту­ра­ми. При этом уси­лия че­ло­ве­ка кон­цен­три­ру­ют­ся на про­хо­ж­де­нии сквозь ма­те­ри­аль­ный мир к Ре­аль­но­сти и ми­ни­маль­ном с ним взаи­мо­дей­ст­вии. Имен­но по­это­му на про­тя­же­нии всей эво­лю­ции че­ло­ве­че­ст­ва соз­да­ва­лись не­кие эзо­те­ри­че­ские со­об­ще­ст­ва и за­кры­тые ре­ли­ги­оз­ные со­ци­аль­ные ни­ши (сангхьи, мо­на­сты­ри, брат­ст­ва, ор­де­на, об­щи­ны), что­бы соз­дать оп­ре­де­лен­ную груп­по­вую суб­куль­ту­ру вне пре­де­лов про­фа­ни­че­ской жиз­ни.

Ин­те­гра­тив­ный под­ход, при­ни­мая то­таль­ную ре­аль­ность на­ше­го ми­ра как объ­ек­тив­ную, под­чер­ки­ва­ет факт то­го, что мы са­ми вы­би­ра­ем вклю­чен­ность в нее. До тех пор, по­ка этот вы­бор реа­ли­зу­ет­ся на­шим соз­на­ни­ем, ин­те­гра­тив­ный под­ход пред­ла­га­ет не бо­роть­ся с ма­те­ри­аль­ным ми­ром (что мы все­гда в той или иной сте­пе­ни де­ла­ем, по­ро­ж­дая фраг­мен­тар­ность соз­на­ния), а при­нять его пол­но­стью, тем са­мым дос­ти­гая це­ло­ст­но­сти осоз­на­ния. При этом уси­лия че­ло­ве­ка со­сре­до­то­че­ны на осоз­на­нии кон­флик­тов и на­пря­же­ний в сво­ем соз­на­нии и пу­тей их ин­те­гра­ции. При дос­ти­же­нии це­ло­ст­но­сти внут­рен­няя кон­фликт­ность ис­че­за­ет са­ма со­бой, а че­ло­век осоз­на­ет свое су­ще­ст­во­ва­ние в це­ло­ст­но­сти сво­его соз­на­ния.

Ин­те­гра­тив­ный под­ход (от ла­тин­ско­го integratio – вос­ста­нов­ле­ние, integer – це­лое), реа­ли­зу­ясь на уров­не тех­но­ло­гии, соз­да­ет ин­те­гра­тив­ные ин­тен­сив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии. Ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии не уво­дят че­ло­ве­ка от ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, а по­вы­ша­ют его адап­тив­ность и эф­фек­тив­ность в ка­ж­дой кон­крет­ной си­туа­ции.

Мы счи­та­ем, что транс­цен­дент­ные тех­ни­ки ра­бо­ты с рас­ши­рен­ны­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния ни­ко­гда не смо­гут стать имен­но мас­со­вы­ми тех­но­ло­гия­ми по сле­дую­щим при­чи­нам:

- они не об­ла­да­ют тем ка­че­ст­вом не­за­ви­си­мо­сти, ко­то­рым об­ла­да­ют ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии;

- для пол­но­го и безо­пас­но­го ос­вое­ния транс­цен­дент­ных тех­ник не­об­хо­дим по­сто­ян­ный кон­такт с опыт­ным на­став­ни­ком, что час­то за­труд­ня­ет их мас­со­вое ос­вое­ние;

- в со­вре­мен­ном экс­т­ра­вер­ти­ро­ван­но ори­ен­ти­ро­ван­ном праг­ма­ти­че­ском об­ще­ст­ве, цен­но­сти ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся в ос­нов­ном ма­те­ри­аль­ны­ми, ма­ло­ве­ро­ят­на мас­со­вая по­пу­ляр­ность транс­цен­дент­ных тех­ник, на­прав­лен­ных вглубь и за пре­де­лы лич­но­сти.

Ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии по­зво­ля­ют че­ло­ве­ку по­сле крат­ко­го на­чаль­но­го обу­че­ния ра­бо­тать пол­но­стью са­мо­стоя­тель­но.

При­ме­не­ние ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­гий в прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии про­дик­то­ва­но не­сколь­ки­ми пред­по­сыл­ка­ми:

- уп­лот­не­ние со­бы­тий­ной кан­вы жиз­ни, ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ских про­цес­сов, то, что мы мо­жем обо­зна­чить как «сжа­тие вре­ме­ни», тре­бу­ет в пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­те ис­поль­зо­ва­ние пси­хо­тех­ник, ко­то­рые со­от­вет­ст­ву­ют «ду­ху вре­ме­ни», об­ла­да­ют вы­со­кой эф­фек­тив­но­стью и бы­ст­ро­той, ско­ро­стью воз­дей­ст­вия;

- ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии об­ла­да­ют ка­че­ст­вом безо­пас­но­сти для пси­хи­ки и те­ла че­ло­ве­ка;

- ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии об­ла­да­ют вы­со­кой ме­рой сво­бо­ды кли­ен­та. Лю­бой че­ло­век или ма­лая груп­па, ос­во­ив­шие на­вы­ки при­ме­не­ния пси­хо­тех­ник в этом на­прав­ле­нии, при­ме­нять их в сво­ей жиз­ни, дея­тель­но­сти без по­мо­щи спе­циа­ли­ста.

- ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии не от­ры­ва­ют че­ло­ве­ка от ре­аль­ной жиз­ни, по­все­днев­ной прак­ти­ки, а спо­соб­ст­ву­ют боль­шей по­гру­жен­но­сти в дея­тель­ность, по­вы­ше­нию твор­че­ско­го по­тен­циа­ла че­ло­ве­ка, его лич­но­ст­ной са­мо­ак­туа­ли­за­ции.

На со­вре­мен­ном пси­хо­ло­ги­че­ском и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ском рын­ке про­да­ет­ся мно­же­ст­во ми­фов о том, что та­кое ис­це­ле­ние, транс­фор­ма­ция лич­но­сти и как ее об­рес­ти. Ми­фы эти обос­но­вы­ва­ют­ся фун­да­мен­таль­ны­ми тео­рия­ми, ска­жем, пси­хо­ана­ли­за, глу­бин­ной пси­хо­ло­гии, ней­ро-лин­гвис­ти­че­ско­го про­грам­ми­ро­ва­ния, тран­сакт­но­го ана­ли­за, пси­ход­ра­мы и так да­лее, и их при­вле­ка­тель­ность для по­тре­би­те­ля под­твер­жда­ет­ся ус­пеш­ной про­да­жей рек­ла­ми­руе­мых ими ус­луг.

Ко­рен­ным сре­ди всех транс­фор­ма­ци­он­ных и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских ми­фов, на ко­то­ром по­строе­но боль­шин­ст­во про­фес­сио­наль­ных те­ра­пев­ти­че­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских про­грамм, яв­ля­ет­ся миф о реа­би­ли­та­ции че­рез ка­тар­сис или, в бо­лее уз­ком, смыс­ле миф о том, что мож­но по­мочь че­ло­ве­ку, за­ни­ма­ясь дея­тель­но­стью, по­стро­ен­ной на вто­рич­ном про­иг­ры­ва­нии трав­ма­ти­че­ской си­туа­ции. Пси­хо­ана­ли­ти­ки вы­ис­ки­ва­ют по­дав­лен­ные био­гра­фи­че­ские эпи­зо­ды, но ни­ко­гда не по­зво­ля­ют па­ци­ен­ту пе­ре­жить дей­ст­ви­тель­ную трав­му, удер­жи­вая си­туа­цию под вер­баль­ным нар­ко­зом, что счи­та­ет­ся кри­те­ри­ем про­фес­сио­на­лиз­ма. Од­на­ко и здесь и в дру­гих те­ра­пи­ях не про­ис­хо­дит то, что дек­ла­ри­ру­ет­ся. Мы лишь уг­луб­ля­ем и рас­ша­ты­ва­ем ту же са­мую ко­лею, как в слу­чае с боль­ным зу­бом, ко­то­рый не бо­лит уже про­сто по­то­му, что свер­лит­ся ка­ж­дый день. Ка­тар­сис, по­ни­мае­мый как «очи­щаю­щее пе­ре­жи­ва­ние» трав­ма­ти­че­ской си­туа­ции, не ре­ша­ет за­да­чу те­ра­пии как ис­це­ле­ния; про­бле­ма со­сто­ит в том, что­бы не по­па­дать в нее вновь и вновь. По­то­му что при лю­бой про­во­ка­ции мо­гут сно­ва воз­ни­кать сме­ше­ния ре­аль­но­сти и трав­ма­ти­че­ской си­туа­ции и ос­ле­п­лен­ный че­ло­век опять не­осоз­нан­но очу­тит­ся в сво­ем не­из­жи­том кош­ма­ре.

Опыт по­ка­зы­ва­ет, что вто­рич­ное про­иг­ры­ва­ние трав­мы не­эф­фек­тив­но. Бо­лее то­го, час­то это не толь­ко бес­по­лез­но, но и при­но­сит боль­шой вред, ко­гда кли­ент «за­стре­ва­ет» в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ском па­те­фо­не. Вме­сто эф­фек­тив­ной реа­ли­за­ции в «здесь и сей­час» че­ло­век на­чи­на­ет жить в той си­туа­ции, ко­то­рая уже про­жи­та. Еще боль­шим аб­сур­дом ка­жут­ся те ва­ри­ан­ты пси­хо­те­ра­пии, ко­то­рые встраи­ва­ют кли­ен­та в ка­кие-то ре­ин­кар­на­ци­он­ные про­бле­мы и фик­си­ру­ют его, на­при­мер, на чув­ст­ве ви­ны, ко­то­рую он дол­жен про­ра­бо­тать в сво­ем 995-ом ро­ж­де­нии, т.к. со­вер­шил пре­сту­п­ле­ние пе­ред че­ло­ве­че­ст­вом, убив свя­то­го стар­ца в 17-ом ве­ке в По­ше­хон­ском ле­су... Са­мое боль­шое, че­го мож­но до­бить­ся в этой си­туа­ции, – за­клю­чить до­го­вор с кли­ен­том о по­лез­но­сти дан­ной про­це­ду­ры и про­дать ему миф об ис­це­ле­нии и раз­ре­ше­нии трав­ми­рую­щей си­туа­ции.

Спе­циа­лист в сфе­ре пси­хо­ло­гии обя­зан по­ни­мать, что сущ­ность ра­бо­ты с кри­зис­ны­ми со­стоя­ния­ми и удов­ле­тво­ре­ни­ем по­треб­но­сти в транс­фор­ма­ции ле­жит да­ле­ко за пре­де­ла­ми лю­бых пред­став­ле­ний и уж ко­неч­но лю­бых кон­цеп­ту­аль­ных по­строе­ний. Ис­точ­ни­ки про­блем в прин­ци­пе бес­ко­неч­ны, так как от­зы­ва­ет­ся на них ор­га­низм, хра­ня­щий в сво­ей па­мя­ти все ню­ан­сы ин­ди­ви­ду­аль­ной био­гра­фии, трав­мы ро­ж­де­ния, за­ча­тия и в по­тен­ции – всю боль и бес­соз­на­тель­ность ми­ра. Ни­ко­гда за­ра­нее не­яс­но, ка­кая си­туа­ция по­слу­жит триг­ге­ром кри­зис­но­го со­стоя­ния. Един­ст­вен­ное ра­ди­каль­ное сред­ст­во – это рас­ши­ре­ние осоз­на­ва­ния и тре­ни­ров­ка во­ли, уме­ния фо­ку­си­ро­вать свое вни­ма­ние. Все это на­прав­ле­но на то, что­бы не по­па­дать­ся в се­ти преж­них и бу­ду­щих стра­хов, не вы­ца­ра­пы­вать глуб­же грам­мо­фон­ную пла­стин­ку преж­них травм.

Как мы ука­зы­ва­ли вы­ше, ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии ис­поль­зу­ют из­ме­нен­ные со­стоя­ния соз­на­ния в сво­ей ра­бо­те с кли­ен­та­ми. До­пол­ни­тель­ным ар­гу­мен­том к это­му яв­ля­ет­ся то, что внут­рен­ние пе­ре­жи­ва­ния в из­ме­нен­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния мо­гут соз­да­вать чув­ст­во по­коя и за­вер­шен­но­сти на глу­бин­ном уров­не. Ра­бо­та с из­ме­нен­ны­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния ис­поль­зу­ет тех­ни­ки и ка­та­ли­за­то­ры для мо­би­ли­за­ции внут­рен­ней энер­гии ис­це­ле­ния та­ким об­ра­зом, что внут­рен­няя муд­рость ин­ди­ви­да вы­би­ра­ет имен­но то пе­ре­жи­ва­ние, ко­то­рое яв­ля­ет­ся ре­ле­вант­ным для лич­но­сти в дан­ный мо­мент вре­ме­ни. Все, что мо­гут де­лать ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­ни­ки – это вы­но­сить по­дав­лен­ный ма­те­ри­ал в соз­на­ние.

Раз­ни­ца ме­ж­ду боль­шин­ст­вом на­прав­ле­ний прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии, а так­же пси­хо­те­ра­пий и ра­бо­той в из­ме­нен­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что тра­ди­ци­он­ная пси­хо­ло­гия ожи­да­ет от те­ра­пев­та струк­ту­ри­ро­ва­ния и ана­ли­за пе­ре­жи­ва­ний кли­ен­та со­глас­но ка­кой-ли­бо тео­рии. От те­ра­пев­та мо­гут да­же ожи­дать ис­це­ле­ния, в то вре­мя как ис­це­ле­ние в не­обыч­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния воз­ни­ка­ет внут­ри кли­ен­та и, ско­рее, по­ощ­ря­ет­ся, чем на­прав­ля­ет­ся спе­циа­ли­стом по ИИПТ.

Ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии, как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ют раз­лич­ные уров­ни из­ме­нен­но­го со­стоя­ния соз­на­ния, и для это­го име­ет­ся ко­лос­саль­ный ин­ст­ру­мен­та­рий по из­ме­не­нию со­стоя­ний соз­на­ния.

При ра­бо­те с кли­ен­та­ми, мы в пер­вую оче­редь стал­ки­ва­ем­ся со сле­дую­щи­ми мо­мен­та­ми:

1) сам кли­ент, кто он? Ре­бе­нок, взрос­лый, муж­чи­на, жен­щи­на – со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ский ста­тус, воз­раст, об­ра­зо­ва­ние и др.;

2) про­блем­ное по­ле, в чем про­бле­ма кли­ен­та? Внут­рен­ние пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры, на­ру­ше­ния пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, со­ци­аль­ная де­за­дап­та­ция в ви­де кон­флик­та в се­мье, на ра­бо­те, раз­лич­ные фо­бии и др.;

3) про­бле­ма вы­бо­ра пси­хо­тех­но­ло­гии, ка­ким об­ра­зом сис­те­му че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки, ко­то­рая на­хо­дит­ся в дис­ба­лан­се, при­вес­ти в со­стоя­ние гар­мо­нии, ин­тег­ри­ро­вать про­бле­му?

Пер­вый и вто­рой мо­мент за­да­ет­ся, как пра­ви­ло, си­туа­ци­ей пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­ты. Тре­тий же мо­мент яв­ля­ет­ся наи­бо­лее про­бле­ма­тич­ным и тре­бу­ет боль­ших про­фес­сио­наль­ных зна­ний и жиз­нен­но­го опы­та.

Для то­го что­бы эф­фек­тив­но вы­брать стра­те­гию взаи­мо­дей­ст­вия с кли­ен­том и ме­то­ды воз­дей­ст­вия на не­го, на на­чаль­ном эта­пе нуж­но про­вес­ти уг­луб­лен­ное со­бе­се­до­ва­ние, при не­об­хо­ди­мо­сти с при­ме­не­ни­ем пси­хо­ди­аг­но­сти­че­ских ме­то­дик. То есть пер­вый этап взаи­мо­дей­ст­вия с кли­ен­том для вы­бо­ра пра­виль­ной стра­те­гии за­клю­ча­ет­ся в бо­лее глу­бо­ком про­ник­но­ве­нии в лич­ность кли­ен­та, рас­ши­ре­нии пред­став­ле­ний о про­блем­ном по­ле кли­ен­та.

Для то­го что­бы раз­ре­ше­ние лич­но­ст­ных про­блем бы­ло эф­фек­тив­ным, нуж­но со­блю­дать сле­дую­щие ус­ло­вия:

- со­на­стро­ен­ность на со­стоя­ние кли­ен­та;

- эм­па­тия;

- по­зи­тив­ная ори­ен­та­ция;

- не­за­стре­ва­ние на про­блем­ном по­ле кли­ен­та.

При ра­бо­те с кли­ен­том есть од­на очень су­ще­ст­вен­ная труд­ность, ко­то­рая тор­мо­зит раз­ре­ше­ние про­бле­мы. Эта труд­ность свя­за­на с тем об­стоя­тель­ст­вом, что кли­ент уже нор­маль­но жи­вет со сво­ей про­бле­мой, он про­чи­тал мно­го ли­те­ра­ту­ры о ней, не­ко­то­рые да­же на­сла­ж­да­ют­ся соз­на­ни­ем соб­ст­вен­ной ущерб­но­сти, и ес­ли рез­ко раз­ре­шить их дис­ком­форт­ную си­туа­цию, то они нач­нут ис­кать в се­бе но­вую «бо­ляч­ку», что­бы со­сре­до­то­чить на ней все свое вни­ма­ние. По­это­му здесь мно­гое за­ви­сит от уме­ния пси­хо­ло­га соз­дать при­тя­га­тель­ный об­раз жиз­ни без этой про­бле­мы, за­ста­вить кли­ен­та за­хо­теть ли­шить­ся этой про­бле­мы и за­быть её. При ра­бо­те осо­бен­но важ­но точ­но оп­ре­де­лить про­блем­ное по­ле, не жа­леть вре­ме­ни, что­бы вник­нуть в про­бле­му кли­ен­та, так как от это­го за­ви­сит пси­хи­че­ское и со­ци­аль­ное «вы­здо­ров­ле­ние» че­ло­ве­ка.

В то же вре­мя, как по­ка­зы­ва­ет опыт, час­то адап­тив­ные воз­мож­но­сти лич­но­сти к транс­фор­ма­ции Эго, из­ме­не­нию цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций, на­прав­лен­но­сти, мо­ти­ва­ци­он­но-по­треб­но­ст­ных струк­тур ог­ра­ни­че­ны. Так­же ог­ра­ни­че­ны воз­мож­но­сти со­ци­аль­ной ни­ши, в ко­то­рой оби­та­ет кли­ент, к вос­при­ятию и адап­та­ции его транс­фор­ма­ции. Ло­ма­ют­ся ста­рые сте­рео­ти­пы ком­му­ни­ка­ции, ро­ле­вые ожи­да­ния, что час­то при­во­дит к час­тич­ной, а ино­гда пол­ной де­за­дап­та­ции лич­но­сти. Че­ло­век ухо­дит с ра­бо­ты, рас­ста­ет­ся с семь­ей и то­му по­доб­ное

Все это вы­дви­га­ет тре­бо­ва­ния к ка­че­ст­ву взаи­мо­дей­ст­вия спе­циа­ли­ста с кли­ен­том. Стра­те­гия это­го взаи­мо­дей­ст­вия долж­на иметь сис­тем­ный ха­рак­тер и учи­ты­вать:

1. Осо­бен­но­сти лич­но­сти кли­ен­та;

2. Струк­ту­ру и со­дер­жа­ние ма­те­риа­ла, ко­то­рый ин­тег­ри­ру­ет­ся лич­но­стью;

3. Воз­мож­но­сти и ог­ра­ни­че­ния пси­хо­тех­ник, ис­поль­зуе­мых в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия;

4. Обес­пе­че­ние об­рат­ной свя­зи;

5. Воз­мож­но­сти сис­те­мы под­держ­ки и от­сле­жи­ва­ния в со­циу­ме.

Пер­вый пункт вы­дви­га­ет сле­дую­щие тре­бо­ва­ния:

- обя­за­тель­ное ин­ди­ви­ду­аль­ное со­бе­се­до­ва­ние при груп­по­вой фор­ме ра­бо­ты;

- со­блю­де­ние «за­ко­на вось­ми» (на од­но­го спе­циа­ли­ста не долж­но быть боль­ше вось­ми кли­ен­тов);

- вла­де­ние спе­циа­ли­стом про­фес­сио­наль­ны­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми зна­ния­ми и на­вы­ка­ми для ис­сле­до­ва­ния лич­но­сти.

Вто­рой пункт об­ла­да­ет чрез­вы­чай­ной важ­но­стью в стра­те­гии взаи­мо­дей­ст­вия. Ес­ли спе­циа­лист не пред­став­ля­ет слож­ной внут­рен­ней ар­хи­тек­то­ни­ки ма­те­риа­ла, ин­тег­ри­руе­мо­го лич­но­стью, то это, как пра­ви­ло, при­во­дит к ме­то­до­ло­ги­че­ским ошиб­кам, по­те­ре эф­фек­тив­но­сти транс­фор­ма­ци­он­ной ра­бо­ты, ино­гда к де­ст­рук­тив­ным из­ме­не­ни­ям в лич­но­сти кли­ен­та.

Вне со­мне­ния, мож­но на­де­ять­ся на ин­туи­цию, спон­тан­ность соз­на­ния и внут­рен­нюю муд­рость че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки. Но опыт по­ка­зы­ва­ет, что опо­ра на про­фес­сио­наль­ные зна­ния и эле­мен­тар­ные на­уч­ные пред­став­ле­ния о пси­хи­че­ском де­ла­ют ка­че­ст­во взаи­мо­дей­ст­вия гиб­че, мно­го­гран­нее и, са­мое глав­ное, в воз­мож­ном со­от­вет­ст­вии с внут­рен­ней кар­ти­ной про­ис­хо­дя­ще­го.

Тре­тий пункт пред­по­ла­га­ет, что пси­хо­лог име­ет не толь­ко тео­ре­ти­че­ские пред­став­ле­ния о пси­хо­тех­ни­ках, но и вла­де­ет ими. В пси­хо­ана­ли­зе яв­ля­ет­ся за­ко­но­мер­но­стью то, что пре­ж­де, чем пси­хо­ана­ли­тик при­сту­па­ет к ра­бо­те с кли­ен­та­ми, он про­хо­дит сам пси­хо­ана­лиз. Мы счи­та­ем, что пре­ж­де, чем пси­хо­лог при­сту­пит к ра­бо­те с ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­лич­ных пси­хо­тех­ник, он сам дол­жен их прой­ти, ис­пы­тать их во внут­рен­ней ра­бо­те с са­мим со­бой. Это вы­дви­га­ет тре­бо­ва­ние к учеб­ным про­грам­мам в ву­зе и про­грам­мам пе­ре­под­го­тов­ки в их осо­бой прак­ти­че­ской пси­хо­тех­ни­че­ской ори­ен­ти­ро­ван­но­сти.

Чет­вер­тый пункт пред­по­ла­га­ет то, что пси­хо­лог дол­жен иметь вре­мя и воз­мож­но­сти для по­лу­че­ния об­рат­ной свя­зи от сво­их кли­ен­тов. В про­фес­сио­наль­ном от­но­ше­нии вуз обя­зан фор­ми­ро­вать на­вы­ки про­ве­де­ния реф­лек­сив­но­го, чут­ко­го, от­кры­то­го со­бе­се­до­ва­ния с кли­ен­том.

Пя­тый пункт яв­ля­ет­ся чрез­вы­чай­но слож­ным в ор­га­ни­за­ци­он­ном ас­пек­те в си­лу де­фи­ци­та вре­ме­ни пси­хо­ло­га и вы­со­кой плот­но­сти тру­до­во­го гра­фи­ка. Од­но­вре­мен­но он яв­ля­ет­ся оп­ре­де­лен­ным кри­те­ри­ем эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты и спо­со­бом кон­тро­ля про­цес­са со­циа­ли­за­ции кли­ен­та.

Все пять пунк­тов в их син­те­зе от­кры­ва­ют ши­ро­кие воз­мож­но­сти в по­вы­ше­нии эф­фек­тив­но­сти, кор­рект­но­сти и точ­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­ты.

В пси­хо­тех­но­ло­ги­че­ском обес­пе­че­нии пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­ты в на­стоя­щий мо­мент боль­ше во­про­сов, чем от­ве­тов. Су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во мо­де­лей и под­хо­дов. Это по­ка­зы­ва­ет, что эта те­ма в пси­хо­ло­гии яв­ля­ет­ся пер­спек­тив­ной как в тео­ре­ти­че­ском, так и в прак­ти­че­ском ас­пек­тах.

 

Мы уве­ре­ны, что в та­кой гло­баль­ной сис­те­ме, ка­ко­вой яв­ля­ет­ся пси­хи­ка че­ло­ве­ка, все­гда есть ог­ром­ный ре­сурс для са­мо­ис­це­ле­ния, транс­фор­ма­ции, рос­та, ин­те­гра­ции. Глав­ное – по­зво­лить «за­ра­бо­тать» внут­рен­ней муд­ро­сти, вы­сво­бо­дить от ис­ка­жаю­щих сте­кол Эго внут­рен­ний ра­дар, безу­преч­но на­хо­дя­щий ак­ту­аль­ную про­бле­му для пси­хи­ки, точ­но на­хо­дя­щий эф­фек­тив­ный спо­соб раз­ре­ше­ния трав­ми­рую­щей си­туа­ции.

Ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии вы­строе­ны на идее осоз­на­ния и при­ня­тия.

В пси­хо­тех­ни­че­ском от­но­ше­нии в на­прав­ле­нии са­мо­ак­туа­ли­за­ции мы ис­поль­зу­ем ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии в си­лу сле­дую­щих при­чин:

а) бы­ст­ро­та и эф­фек­тив­ность воз­дей­ст­вия,

б) безо­пас­ность для че­ло­ве­ка,

в) воз­мож­ность са­мо­стоя­тель­но­го при­ме­не­ния тех­но­ло­гий по­сле со­от­вет­ст­вую­ще­го обу­че­ния,

г) воз­дей­ст­вие на раз­ные уров­ни пси­хи­ки,

д) удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­сти в «пи­ко­вых» пе­ре­жи­ва­ни­ях (тер­ми­но­ло­гия А. Мас­лоу).

На­ше пред­поч­те­ние от­да­но ИИПТ бла­го­да­ря су­ще­ст­во­ва­нию сле­дую­щих тео­ре­ти­че­ских кон­ст­рук­тов, на важ­ность ко­то­рых мы ука­зы­ва­ли в сво­их ра­бо­тах (79, 86):

1) дан­ные пси­хо­тех­но­ло­гии спо­соб­ст­ву­ют «раз­мяг­че­нию» в соз­на­нии ди­хо­то­мии «Я»- «не Я», что ве­дет к рас­ши­ре­нию по­ля вы­бо­ра и боль­шей гиб­ко­сти по­ве­де­ния. Как из­вест­но, сво­бо­да вы­бо­ра и свя­зан­ная с ней гиб­кость по­ве­де­ния – это ка­че­ст­ва, при­су­щие са­мо­ак­туа­ли­зи­рую­щей­ся лич­но­сти.

2) при по­мо­щи ИИПТ про­ис­хо­дит вы­яв­ле­ние вы­тес­нен­ных трав­ми­рую­щих пе­ре­жи­ва­ний, влияю­щих на ка­че­ст­во жиз­ни че­ло­ве­ка, осоз­на­ние и от­реа­ги­ро­ва­ние их. Что ка­са­ет­ся са­мо­ак­туа­ли­за­ции (речь идет о са­мо­ак­туа­ли­за­ции в по­ни­ма­нии пси­хо­ло­гов гу­ма­ни­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния) лич­но­сти, то, как из­вест­но, од­ной из ос­нов­ных со­став­ляю­щих ее струк­ту­ры, яв­ля­ет­ся спо­соб­ность лич­но­сти пе­ре­жи­вать на­стоя­щий мо­мент сво­ей жиз­ни во всей его пол­но­те и ощу­щать не­раз­рыв­ность про­шло­го, на­стоя­ще­го и бу­ду­ще­го. По мне­нию пред­ста­ви­те­лей геш­тальт-под­хо­да, спо­соб­но­сти пол­но­стью при­сут­ст­во­вать в на­стоя­щем ме­ша­ют про­шлые си­туа­ции (так на­зы­вае­мые не­за­вер­шен­ные геш­таль­ты), по­треб­но­ст­но и эмо­цио­наль­но не­за­вер­шен­ные. Имен­но от­реа­ги­ро­вать и, та­ким об­ра­зом, за­вер­шить эти си­туа­ции ста­но­вит­ся воз­мож­ным при по­мо­щи ИИПТ.

3) дан­ные пси­хо­тех­но­ло­гии спо­соб­ст­ву­ют ос­во­бо­ж­де­нию ис­поль­зуе­мой для по­дав­ле­ния бес­соз­на­тель­но­го ма­те­риа­ла энер­гии.

4) ИИПТ мо­гут вес­ти к «пи­ко­вым» пе­ре­жи­ва­ни­ям, что спо­соб­ст­ву­ет са­мо­ак­туа­ли­за­ции лич­но­сти.

5) что ка­са­ет­ся, в ча­ст­но­сти, та­кой пси­хо­тех­но­ло­гии, как Сво­бод­ное Ды­ха­ние, то при­ме­не­ние всех ее пя­ти эле­мен­тов спо­соб­ст­ву­ет, по на­ше­му мне­нию, лич­но­ст­ной са­мо­ак­туа­ли­за­ции. Ес­ли рас­смат­ри­вать со­став­ляю­щие Сво­бод­но­го Ды­ха­ния, то, в ча­ст­но­сти, та­кие его эле­мен­ты, как «связ­ное ды­ха­ние» и «пол­ное рас­слаб­ле­ние», по на­ше­му мне­нию, по­мо­га­ют че­ло­ве­ку пол­но­стью при­сут­ст­во­вать в на­стоя­щем мо­мен­те жиз­ни, т.к. ды­ха­ние без па­уз и ре­лак­са­ция ме­ша­ют стра­те­гии по­дав­ле­ния пси­хо­трав­ми­рую­щих си­туа­ций. От­сут­ст­вие же этой стра­те­гии спо­соб­ст­ву­ет про­жи­ва­нию на­стоя­ще­го мо­мен­та в его пол­но­те. Эле­мент «объ­ем­ное вни­ма­ние» спо­соб­ст­ву­ет улуч­ше­нию осоз­на­ва­ния че­ло­ве­ком сво­их по­треб­но­стей и чувств, без че­го са­мо­ак­туа­ли­за­ция не­мыс­ли­ма. Эле­мент «гиб­кость кон­тек­ста» по­зво­ля­ет рас­ши­рить вос­при­ятие ок­ру­жаю­ще­го ми­ра за счет вы­бо­ра от­но­ше­ния к ре­аль­но­сти, что мо­жет по­вли­ять на та­кие чер­ты са­мо­ак­туа­ли­зи­рую­щих­ся лю­дей, как вос­при­ятие дей­ст­ви­тель­но­сти, сво­бод­ное от влия­ния ак­ту­аль­ных по­треб­но­стей, сте­рео­ти­пов и пред­рас­суд­ков, уме­ние при­ни­мать се­бя и дру­гих, мир и судь­бу, фак­ты и со­бы­тий­ный по­ток жиз­ни та­ки­ми, ка­кие они есть. Эле­мент «ак­тив­ное до­ве­рие», как мы счи­та­ем, мо­жет спо­соб­ст­во­вать вклю­чен­но­сти, по­гру­жен­но­сти в жизнь, что свой­ст­вен­но са­мо­ак­туа­ли­зи­рую­щим­ся лю­дям.

С точ­ки зре­ния вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний, с по­мо­щью ИИПТ, по на­ше­му мне­нию, мож­но воз­дей­ст­во­вать на ос­нов­ные па­ра­мет­ры са­мо­ак­туа­ли­за­ции, и в ча­ст­но­сти, на та­кой ее фун­да­мен­таль­ный по­ка­за­тель, как лич­но­ст­ная ав­то­но­мия.

На наш взгляд са­мо­ак­туа­ли­за­ция име­ет два уров­ня.

Пер­вый уро­вень, с на­шей точ­ки зре­ния, де­таль­но раз­ра­бо­тан пред­ста­ви­те­ля­ми гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии (А. Мас­лоу, К. Род­жерс, Ф. Перлз, Э. Шо­ст­ром и др.). Вы­де­лен­ные в этом пси­хо­ло­ги­че­ском на­прав­ле­нии кри­те­рии, или со­став­ляю­щие, са­мо­ак­туа­ли­за­ции (спо­соб­ность жить в на­стоя­щем вре­ме­ни, са­мо­под­держ­ка, сен­зи­тив­ность к соб­ст­вен­ным чув­ст­вам и по­треб­но­стям, гиб­кость по­ве­де­ния, вы­со­кий уро­вень са­мо­ува­же­ния и при­ня­тия се­бя и дру­гих та­ки­ми, ка­кие они есть, спон­тан­ность, стрем­ле­ние к из­бе­га­нию за­щит­ных форм по­ве­де­ния, вы­со­кий уро­вень твор­че­ской ак­тив­но­сти, спо­соб­ность к на­ла­жи­ва­нию глу­бо­ких лич­но­ст­ных кон­так­тов и др.) впол­не мож­но под­верг­нуть из­ме­ре­нию со­от­вет­ст­вую­щи­ми ди­аг­но­сти­че­ски­ми ин­ст­ру­мен­та­ми, наи­бо­лее удоб­ным из ко­то­рых, по на­ше­му мне­нию, яв­ля­ет­ся адап­ти­ро­ван­ный ва­ри­ант тес­та Э. Шо­ст­ро­ма «Са­мо­ак­туа­ли­за­ци­он­ный тест», из­ме­ряю­щий са­мо­ак­туа­ли­за­цию как мно­го­мер­ную ве­ли­чи­ну.

Вто­рой уро­вень са­мо­ак­туа­ли­за­ции, по на­ше­му мне­нию, мо­жет быть свя­зан с ис­сле­до­ва­ния­ми пси­хо­ло­гов транс­пер­со­наль­но­го на­прав­ле­ния, та­ких как К.Г. Юнг, Р. Ас­сад­жио­ли, С. Гроф, В. Май­ков, М. Щер­ба­ков. Эти ис­сле­до­ва­те­ли не­по­сред­ст­вен­но изу­че­ни­ем са­мо­ак­туа­ли­за­ции/са­мо­реа­ли­за­ции не за­ни­ма­лись, ка­са­ясь это­го фе­но­ме­на как бы вскользь (воз­мож­но, Р. Ас­сад­жио­ли яв­ля­ет­ся сво­его ро­да ис­клю­че­ни­ем). Сум­ми­руя дан­ные пси­хо­ло­гов транс­пер­со­наль­ной ори­ен­та­ции, мож­но от­ме­тить, что им при­сущ так на­зы­вае­мый вто­рой уро­вень са­мо­ак­туа­ли­за­ции (ин­ди­ви­дуа­ция по К.Г.Юн­гу, ин­те­гра­ция хи­ло­тро­пи­че­ско­го и хо­ло­тро­пи­че­ско­го мо­ду­сов соз­на­ния по С.Гро­фу, са­мо­по­сти­же­ние по Р.Ас­сад­жио­ли, иден­ти­фи­ка­ция со сво­бод­ным ин­ди­ви­ду­аль­ным соз­на­ни­ем по В.В.Коз­ло­ву).

На­ши пред­став­ле­ния, ко­то­рые мы со­дер­жа­тель­но рас­кры­ва­ем в по­ня­тии ин­те­гра­ции, ох­ва­ты­ва­ют оба уров­ня са­мо­ак­туа­ли­за­ции.

 

Date: 2015-09-19; view: 1311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию