Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арабская средневековая философия





Арабская философиявозникает в арабо-язычных странах. Это философия созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов (персы, евреи, узбеки, таджики, азербайджанцы и др.). Все эти мыслители писали на арабском языке, превратившейся подобно латинскому языку в Западной Европе в язык религии, философии и науки этих народов. Ислам явился той идеологией, которая сплачивала отдельные разрозненные арабские племена в более крупные объединения, на базе которых образовывались государства. После объединения кочевых племен под знаменем ислама формируется Арабский халифат, который был крупнее Римской империи, и простирался от Туркестана до Испании. Существовали и несколько культурных центров в Мекке, Багдаде, Кордове.

Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два этапа: VII – IX вв. – период зарождения арабской философии и IX – XV вв. – период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были: школа мутакаллимов, школа мутазилитов и суфизм. Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама, философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов. Мутазилиты также были исламскими философами, но ряд положений их учения носил относительно материалистический и рационалистический характер. Они отвергали многие догмы (недоказуемые «исходные» истины) ислама о происхождении мира, человека, пытались объяснить многие проблемы с позиций рационализма и материализма. Представители суфизма считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.

В IX веке начался новый этап арабской философии, который характеризовался усилением влияния материалистических идей. Это стало возможным в результате открытий в области медицины и естественных наук. Философия, искусство и наука на Западе в это время почти не развивались. Объясняется это тем, что был низкий уровень способа производства, имело место разрыв с традициями античности и полное подчинение интересам феодальной церкви. Поэтому европейская наука и культура намного отставало от арабской. Благодаря арабским мыслителям наука и культура в арабских странах превосходило европейскую по объему, по проблематике и интересам. Почти до ХШ века здесь сильно развивается тригонометрия, алгебра, оптика, психология, астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Арабская философия была мостиком между древнегреческой философией и европейской схоластической философией. В ней получает дальнейшее развитие идеи Платона и неоплатонизма, философские концепции Аристотеля относительно естественных наук и логики. Заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, вело к превращению арабской философии в арабо-европейскую (точнее арабо-греческую).

Главным представителем арабской философии был врач Аль Кинди (800-879) – переводчик и комментатор Аристотеля. Жил и работал в Басре и Багдаде. Аль Кинди написал более двухсот работ, посвященных философии, логике, этике, математике, астрономии, медицине, музыке, оптике, метеорологии, химии и т.д. Он сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании. Аль Кинди выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом, что только разум может быть источником и эталоном познания. «Единичные, материальные вещи поддаются чувственному восприятию. Что же касается родов и видов, то они не поддаются чувственному восприятию и не могут служить предметом чувственного познания, но они поддаются восприятию той из сил совершенной, то есть человеческой души, которая называется человеческим разумом»1. Сформулировал теорию познания состоящей их трех ступеней. Первая ступень – это логика и математика, вторая ступень – естественные науки, третья ступень – философские обобщения. Был борцом за развитие медицины и философии на свободных принципах, без ограничений.

Философия Аль Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам. Философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались. Однако именно Аль Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии и создал предпосылки для её превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).

Другой представитель арабской философии Аль Фараби (870-950) – последователь и систематизатор Аристотеля, получил прозвище «второй учитель» (после Аристотеля). Пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Возникновение мира объясняет в духе неоплатоновской «эманации» – умножение бытия, в результате чего возникают земные стихии – люди, животные, растения. Цель человеческой деятельности – счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Аль Фараби полагал, что душа не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон; точно также она не может переселяться из одного тела в другое, как это утверждают сторонники учения о переселении душ. Все происходит по необходимости и справедливости. Так, например, от того, хорошо ли следит человек за здоровьем своей плоти, зависит приход в его тело болезни2. Аль Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое он отождествлял с государством. Общество – тот же человеческий организм.

Известен не только в арабском мире врач Ибн Сина (980-1037) – латинизированное имя Авиценна. Таджик по национальности, родился под Бухарой. Он был ученым энциклопедистом. Авиценна был не только врачом, но и крупным естествоиспытателем, математиком, философом, поэтом, представителем восточного аристотелизма. Он пытался отделить философию от религии. В то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама, Авиценна определял философию как науку об абсолютном бытии, которая состоит из трех частей: физика – учение о природе, логика – теория о методах познания природы и человека, метафизика – теория о познании бытия.

Актуальны и сегодня такие сочинения Авиценны как «Канон медицины», «Книга исцеления», «Книга знания», «Книга указаний и исцелений». Это по сути медицинская энциклопедия, где описаны предупреждение болезней, их диагностика и принципы лечения. Здесь можно выделить такие разделы как анатомия, физиология, хирургия, фармация, что характеризует Авиценну как ученого медика. Как наблюдательный врач придавал значение влиянию внешней среды на здоровье человека. Высказал предположение о наличие невидимых возбудителей, являющихся причиной лихорадочных заболеваний, что эти возбудители передаются через воду и воздух. Выступил против предрассудков астрологов и мистиков.

Авиценна признает существование материи как нечто несотворимое, вечное и бесконечное. Особое внимание он уделяет развитию логических форм мышления.

Если Авиценна был патриархом философии и науки на арабском востоке, то такой же фигурой на западе был Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Он известен как комментатор Аристотеля, написал «О первом двигателе», «Рассуждение о разуме», «Опровержение опровержения», «О согласии религии и философии». Ибн Рушд утверждал, что материальный мир вечен, бесконечен, отвергал роль бога в качестве создателя материи, развивал теорию познания. Он доказывал, что движение есть самостоятельное свойство материи, придерживался принципа детерминизма. Философия аверроизма получила широкое распространение в Европе и противостояла католицизму и схоластике. Она была материалистичной по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля.

К средневековой арабской философии относится и Аль Газали (1059-1111) – представитель скептицизма и мистицизма. Выступал против атеистических и натуралистических концепций Фараби и Ибн-Сины. Он утверждал, что философия должна содействовать развитию религии, что мир создан всемогущим Богом.

 

 

Date: 2015-09-19; view: 4097; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию